Что такое Монтессори-педагогика? Успех открытого воспитания: система Марии Монтессори.

8 марта

Сегодня существует большой выбор различных систем воспитания и развития ребенка. Много написано книг с разными методиками раннего развития. Открываются садики и школы, которые работают по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями, так как нужно из большого потока информации выбрать лучшее обучение для своего чада.

Монтессори - это система воспитания ребенка, которая была разработана итальянским педагогом Марией Монтессори в первой половине двадцатого века. Кто такая Мария Монтессори? Что это за методика? На каких принципах она основана? Какие нее достоинства и недостатки? Все это можно прочитать в данной статье.

Монтессори

Мария Монтессори - это итальянский врач, педагог, ученый, психолог, работала с «особыми» детьми. Родилась в 1870 году, а в 1952 году ушла из жизни. В 1900 году создала школу для детей с отклонениями в развитии. Ортофреническая школа была первой в Европе с особым уклоном. Программа занятий построена на специальных упражнениях и играх, а также на особых условиях в группах детей.

До двадцатого века «особых» людей не лечили, а просто изолировали от общества. Но Мария Монтессори считала, что окружающий мир и среда, в которой находится человек, влияют на развитие. Невозможно вылечить больного с помощью изоляции. Для выздоровления им нужен уход, забота и комфортная обстановка.

М. Монтессори разработала специальный комплекс тренировок, чтобы развить моторику пальчиков для деток, которые плохо говорили. Она знала, что именно на кончиках пальцев находятся нервные окончания, благодаря которым можно простимулировать нервный центр в коре головного мозга. Чтобы дети понимали обучение, были разработаны специальные материалы, по которым они могли самостоятельно узнавать и изучать мир.

Благодаря школе, многие детки раньше своих сверстников научились писать, читать и считать. Это были поразительные результаты. Уже в 1907 году М. Монтессори открывает еще одну школу, но уже для обычных детей. Школа «Дом ребенка» была построена в самом бедном районе Рима, но со временем стала известна на всю страну.

Система раннего развития

На чем же основана методика Монтессори? Основные принципы:

  1. Каждый малыш - это личность. В детстве у ребенка свои увлечения и интересы. Необходимо их подпитывать и развивать. У малыша есть большой выбор и полная свобода, но также их учат уважать свободу других.
  2. Учитель не учит ребенка в прямом понимании этого слова, а просто наблюдает за ним. Помогает разобраться в том предмете, который малыш сам выбрал.
  3. Создать нужную среду. Ребенок, как губка, все впитывает из окружающей среды. Он еще не может анализировать и решать, правильно это или нет. Поэтому учителя должны создать интересную и полезную среду, чтобы в ней было много развивающих материалов.
  4. Разный возраст. На занятиях присутствуют дети маленькие и постарше. Это положительно сказывается на них. Старшие проявляют заботу и опеку над младшими, а младшие учатся и перенимают опыт у старших.
  5. Отсутствие конкуренции. Каждый ученик занимается с определенным материалом столько, сколько ему необходимо.

Активность и свобода

Как только рождается ребенок, он стремится стать независимым и свободным от родителей. Монтессори это описывает как главный биологический процесс человека. С ростом тела он получает свободу движения, благодаря движениям он развивается и становится автономным организмом. Именно в этот момент родители должны быть союзниками ребенка и создать ему среду по потребностям и стремлениям.

Система Монтессори утверждает, что родитель - это не строгий учитель или наставник, а всего лишь помощник. Взрослые должны помогать, а ребенок должен самостоятельно познать окружающий мир. Он сам себе учитель.

Так как у каждого малыша есть своя фаза чувствительности, обучение в школе для каждого индивидуальное. Преподаватели умеют определять подходящую фазу и способны подвести малыша к интересующей именно его деятельности.

Было замечено, что дети от трех до шести лет фокусируют свое внимание на деятельности, которая направлена на их развитие. В этот момент у них возникает спонтанная дисциплина, открывается способность сочувствовать, и они хотят помочь другим. Такое психологическое состояние М. Монтессори называет «нормализация».

Подготовленная окружающая среда

Педагогика Монтессори основана на главном элементе - подготовленной среде. Без этого компонента методика не работает. Только специальная и подготовленная окружающая среда дает возможность ребенку постепенно становиться независимым. Для этого все оборудование в школе или дома должно соответствовать возрасту малыша. Для них очень важно самостоятельно делать самые элементарные вещи: переставить стул, подвинуть стол и т. д.

Методика Монтессори поясняет, что благодаря шумным передвижениям предметов развивается моторика. В такой ситуации ребенок учится бесшумно передвигать предметы, чтобы не нарушать спокойствие других.

Детский сад Монтессори оформлен элегантно и эстетично, здесь используется даже хрупкий фарфор. Ребенок должен осознавать ценность предметов и уверенно использовать (без страха) деликатные вещи.

Школа Монтессори отвечает критериям методики. Помещения не должны отвлекать от работы и развития самостоятельности. Комнаты должны быть студийного типа. Они должны быть светлыми, а цвета интерьера - спокойными. В доступности размещаются раковины с водой, а туалеты для ребенка оснащены подставками. В классе много растений, которые расположены на уровне роста ребенка. Это дает возможность малышу заботиться о них.

Чтобы призвать к действию, все материалы стоят в доступном месте, на уровне глаз. Методика развития Монтессори основана на обучении детей социальному поведению, учит учитывать мнение и потребности других детей. Поэтому все материалы в комнате находятся только в одном экземпляре. Здесь ребенок сам заботится о своем окружении и приобретает независимость.

Впитывающий разум ребенка

Монтессори - педагогика, которая объясняет возможность детей впитывать всю информацию окружающей среды без особых усилий. Эту бессознательную способность называют впитывающий разум. Именно ребенок может быстро выучить язык, культуру, перенять привычки и обычаи. Эти способности объясняются особой ментальностью и типом психики, которыми владеет ребенок.

Если взрослые осознано пытаются освоить знания, то ребенок это делает неосознано, впитывая их с впечатлениями из окружения. Такие возможности есть у детей до шести лет. Поэтому эти годы очень важны для формирования личности. Родители в этот период должны максимально обеспечить эффективным обучением и развитием ребенка, используя способности впитывающего разума.

На эту тему Мария Монтессори издала книгу «Впитывающий разум ребенка». В ней она не только рассказывает о данном феномене, но и показывает всю ответственность родителей, которые должны развивать образованность с самого рождения чада.

Стадии развития

По мнению Монтессори, дети делятся на четыре уровня развития. Первый уровень - это возраст от рождения до шести лет. В этот период происходят значительные физические и психологические изменения. В этот момент дети исследуют мир и выполняют работу над развитием себя, приобретают независимость.

С 6 до 12 лет - это второй уровень развития. В это период система Монтессори отмечает изменения в физиологии и психике маленького человека. У детей выпадают молочные зубы, становится равномерным рост туловища и ног. В этот момент просыпается необходимость в социализации. Поэтому школа Монтессори создает специальную среду для таких детей в классе, на уроке, снабжает материалами, которые соответствуют возрасту. Родители и преподаватели в этот период должны формировать у детей социальную организацию и интеллектуальную независимость.

С 12 до 18 лет - это третий уровень. Монтессори это развитие связывает с половым созреванием и изменениями в психике. В этом возрасте приходит психическая неуравновешенность и возникает трудность в концентрации. В этот период развивается чувство внутреннего достоинства и справедливости. Подросток стремится получить оценку окружающих, ищет свое место в обществе.

С 18 до 24 лет - это четвертый уровень. Для этого возраста Мария не разработала программу и очень мало написала про эту стадию развития. Она считала, что раннее развитие Монтессори на предыдущих уровнях дает возможность быть лидером в этом возрасте. Подросшие дети, юноши и девушки, уже готовы к изучению науки и культуры. Она считала, что с помощью работы за деньги в этом возрасте можно получить независимость.

Детский сад Монтессори

Все детские сады организованы по методике. Садик принимает детей от двух до семи лет. Группы формируются по интересам и склонностям, а не по возрасту. Преподаватели в обучении используют материалы М. Монтессори. Это способствует развитию мелкой моторики, координации движений, самостоятельности, кроме того, дети обучаются считать, писать и читать. Садик и школа Монтессори используют один важный метод - это не заставлять ребенка обучаться, он должен учиться без принуждения.

В каждой группе от пятнадцати до двадцати человек. Они формируются так, чтобы в каждой было поровну детей разных возрастов. Методика помогает стать самостоятельным и общаться с разными детками. Все пособия и материалы расположены так, чтобы ребенок сам смог воспользоваться ими, не прося помощи.

Все помещения детского сада поделены на пять уголков:

  • жизненная практика - это угол, где малыши учатся самостоятельно мыть руки, чистить зубы, стирать, одеваться и так далее;
  • сенсорное развитие - здесь происходит ознакомление с предметами и развитие органов чувств;
  • в математическом углу находятся материалы для счета;
  • в космическом углу детки получают первые сведения по: биологии, химии, географии, физике;
  • языковый угол для письма и чтения.

Дети сами выбирают угол, где они сейчас хотят заниматься.

Материалы для обучения

Система Монтессори рассчитана на то, что дети будут играть с предметами и в такой форме обучаться. Чтобы это делать, не обязательно иметь какие-то специальные игрушки. В детских садах для игр и обучения используются обычные предметы и вещи: ложка, стаканчик, тазик, сито, вода, крупа и т. д. Но есть и особенные игрушки: коричневая лестница, розовая башня, формочки-вкладыши и так далее.

Дидактические материалы преследуют две цели:

  1. Прямую. Движение детей: одевание, застегивание, нахождение одинаковых фигур и так далее.
  2. Косвенную. Развитие координации движений, утончение слуха и обучение самостоятельности.

Все обучающие материалы разработаны так, что дети сами находят свои ошибки и сами исправляют их. Они учатся не только решать сложные ситуации, но и не совершать их.

Плюсы методики

Многие родители хотят отдать свое чадо именно в садик с методикой Монтессори. Ее достоинства:

  1. Детки развиваются самостоятельно со своим темпом, без постороннего вмешательства.
  2. Коллектив формируется по интересам.
  3. Обучение происходит через открытие.
  4. Система предоставляет максимальную свободу ребятам в группе. Формирует уважение к свободе других.
  5. Отсутствует негативная критика со стороны преподавателя.
  6. Развитие происходит через сенсорное восприятие. Тренируется моторика ребенка.
  7. Ребенок обучается не у взрослых людей, а у товарищей по группе. Здесь они учатся заботе о ближнем человеке.
  8. Система обучает с самого раненого возраста самостоятельно принимать решения, без помощи родителей.
  9. В садике дети обучаются навыкам самообслуживания.
  10. Дети учатся уважительно относиться к окружающим, быть терпеливыми, не шуметь, убирать после себя и так далее.

Недостатки методики

У всех методов есть не только достоинства, но и недостатки. Методика раннего развития Марии Монтессори тоже имеет свои нюансы:

  1. Развивает только интеллект и практические навыки.
  2. Отсутствуют ролевые и подвижные игры.
  3. Творчество считают препятствием для умственного развития.
  4. После обучения в таких школах и детских садиках детям трудно проходить обучение в обычных школах. Им тяжело быть дисциплинированными и выполнять указания преподавателей.

Такая методика подойдет не всем детям. Например, активному ребенку будет скучно в такой группе. Мария Монтессори считала сказки не полезными, поэтому их нет в ее методике.

Несмотря на все недостатки, данная методика считается самой лояльной из всех существующих.

Подведение итогов

Школа Монтессори в Индии занесена в Книгу Гиннеса как самая многочисленная. В ней учатся около двадцати двух тысяч детей. Такую школу в Америке окончила дочка Билла Клинтона, а также внуки Льва Николаевича Толстого. В Нидерландах, Соединенных Штатах Америки, Финляндии школы и детские сады этой методики включены в реестр официальных учебных учреждений.

Сейчас школы и детские сады, в которых дети воспитываются по методике Марии Монтессори, в большом количестве функционируют в Китае, Японии, Гонконге, Соединенных Штатах. Существуют такие школы и России, но в малом количестве.

Мария Монтессори видела детей своими глазами. Это уникальные дети, наделенные безграничными возможностями и желанием познать весь мир. Умные родители должны уважать свое чадо и не мешать его развитию, создавая ему постоянно развивающую среду. Вот чего хотела психолог и ученый Мария Монтессори.

В 2006 году в США проводились исследования детей, которые обучались по данной методике. В исследовании принимали участие дети от трех до шести лет и от шести до двенадцати. В группах проводили познавательную, социальную, академическую оценку, а также итоги по освоению навыков. После проведения исследования было выявлено, что дети школы Монтессори лучше справились с заданиями, чем дети из обычных школ.

юлия фугина
Педагогика Марии Монтессори

Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание педагогов более чем в 80 странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист еще в начале века она создала педагогическую систему , равной которой в мировом опыте не было и нет. В идеях Монтессори- педагогики привлекают глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы, отсутствие какого-либо авторитаризма. Монтессори - педагогика удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные материалы под руководством опытного учителя… Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов , признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам . Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори- педагогике .

Для здоровых детей Монтессори- педагогика является развивающей, а для детей меющих какие- либо отклонения - терапевтической. Основным лечебным средством служат атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда и личность педагога .

Педагогические принципы системы М . Монтессори .

Мария Монтессори выделяет в своей педагогической системе несколько важных принципов :

1. ЗНАЧЕНИЕ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ.

Одним из наиболее важных принципов Мария Монтессори считает значение среды в воспитании. Она утверждает, что для наиболее продуктивного развития ребенка необходимо создать среду, отвечающую его потребностям и интересам.

2. СВОБОДА И ДИСЦИПЛИНА.

«Дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от ходячего понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это – личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Это понятие активной дисциплины нелегко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великий воспитательный принцип, весьма отличный от безусловного и не терпящего возражений требования неподвижности» .

Учительнице, намеренной вести ребенка в условиях такой дисциплины, необходимо овладеть специальной техникой, если она желает облегчить ему этот путь на всю его жизнь, желает сделать его полным господином над собою. Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Следовательно, должно подавляться в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное - каждое проявление, имеющее полезную цель, – каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объектом наблюдения для воспитательницы.

Монтессори в своей работе приводит такой пример поведения педагога .

«Однажды дети, смеясь и болтая, собрались вокруг миски с водою, в которой плавало несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его оставили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я издали наблюдала за ним с большим вниманием; сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все стороны. Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил придвинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учительница грубо (она бы, вероятно, сказала – нежно) схватила его на руки и, подняв над головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув : «Сюда, крошка, смотри и ты!»

Без сомнения, ребенок, увидав плававшие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятствие собственными силами. Желанное зрелище не могло принести ему пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его душевные силы. В этом случае учительница помешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чувствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня выражение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и сменились тупым выражением ребенка, знающего, что за него будут действовать другие. Устав от моих замечаний, учительницы давали детям полную свободу. Дети лезли с ногами на столики, ковыряли пальцами в носу, и к исправлению их не делалось никаких шагов. Другие толкали товарищей, и на лицах этих детей я читала выражение злобы; учительница же на все это не обращала ни малейшего внимания. Тогда я вмешивалась и показывала, с какой безусловной строгостью надо останавливать и подавлять все, чего нельзя делать, чтобы ребенок сумел ясно отличать добро от зла.

Вот отправная точка дисциплины, и основы ее должны закладываться именно таким путем» .

Воспитание должно приходить к ребенку на помощь разумным ослаблением социальных уз, ограничивающих его активность. И по мере того как ребенок подрастает в подобной атмосфере, его непосредственные проявления становятся более отчетливыми и с очевидностью истины раскрывают его натуру. По всем этим причинам первые шаги педагогического вмешательства должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента своего отнятия от груди.

В противовес господствовавшему снисходительному подходу к «грудничкам» – мол, что с них возьмешь, – педагог -гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.

Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой. Этот-то процесс и формирует у ребенка «прообраз будущего религиозного чувства и особенностей своего национального сознания».Психолого-физиологической основой данного процесса выступает подмеченная М. Монтессори особенность раннего детства, которую она характеризовала как «абсорбирующий разум» . По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа, а «в его разуме совершается некий химический процесс» .У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собственную «умственную плоть» . Поэтому-то задача взрослых, по Монтессори , состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием» , поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. «Всякая педагогическая мера , мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Мы должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. Мы должны развивать в детях умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это – этапы воспитания в духе независимости» .

4. УПРАЗДНЕНИЕ НАГРАД И НАКАЗАНИЙ

Наградой служит удовлетворение от ставшей доступной деятельности; наказанием- относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем удобный стол с любимыми игрушками; при этом ребенок не лишается ласки воспитательницы). «Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, – расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего «я» , его души, где возникают все его активные способности». Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

5. РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ.

М. Монтессори заметила , что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, она наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях. Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. Таким образом, основные принципы школы Монтессори можно сформулировать несколькими словами – «главное, что мы должны помнить. Во-первых, это интерес ребенка, который приводит его к сосредоточению на учебе. Во-вторых, сотрудничество детей, неоценимая база которого – разновозрастность. В третьих, существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку. И все это основы организации школы моего направления» .

Основные понятия педагогики Монтессори .

Абсорбирующее мышление. Под абсорбирующим разумом Мария Монтессори понимает специфическую особенность ребенка впитывать как губка всю информацию вокруг себя. Об этом подробно было рассказано выше. Монтессори пишет : «Можно сказать, что если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи нашего разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа. В его разуме совершается некий химический процесс. Взрослые выступают в роли реципиентов : впечатления вливаются в нас, и мы запоминаем их, но не сливаемся с ними, как вода не сливается со стеклом стакана. У реже, напротив, впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Они как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, ребенок создает собственную «умственную плоть» . Мы назвали это «абсорбирующим разумом» . Постигнуть все способности детского разума весьма трудно, но бесспорно, что это чрезвычайно плодотворная форма мыслительной деятельности» .

Сенсетивность. Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с «космическим планом» развития сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д. При этом учитель или родители могут знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискуют посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считают педагогикой ; взрослые могут наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка. Также можно предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент. С этой точки зрения «подготовленная среда» Монтессори -школы является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации любых его познавательных интересов.

Сенситивные периоды, возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет, а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных : во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сенситивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме.

Космическое воспитание.

Концепцию космического воспитания ребенка М. Монтессори создала в период своей жизни в Индии (1939-1945) под влиянием теософского учения, которым увлеклась, познакомившись с трудами теософов того времени. В основе этой концепции лежит идея познания человека во всей сложности и многообразии, его места в истории и культуре, идея о том, что все живое на земле имеет час рождения и час смерти, имеет свое продолжение во времени и свой феномен развития. Путь к ним лежит через ощущение себя в малом и большом мире, через чувствование своего окружения. Дидактический смысл космического воспитания ребенка лежит в плоскости утончения чувственного проживания различных явлений природы, культуры и жизни в социуме.

Педагогика Монтессори

Учебные материалы системы Монтессори

Педагогика Монтессори , также известная как система Монтессори - система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом , учёным и мыслителем Марией Монтессори . Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении .

Философия

Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребёнка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего.

Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребёнка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Поэтому педагоги системы Монтессори поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.

Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребёнку возможность развивать своё чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребёнка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случиться, что ребёнок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. - и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.

Принципы педагогики Монтессори

По Марии Монтессори , процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:

  • первая стадия детства (0-6 лет);
  • вторая стадия детства (6-12 лет);
  • юность (12-18 лет);
  • взросление (18-24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0-6 лет) - важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребёнка. Монтессори понимает первые три года жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребёнка, и называет это «Психический эмбрион». В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

В ходе своего развития ребёнок проходит так называемые «чувствительные», или «сенситивные» периоды . В такие периоды ребёнок особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребёнок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребёнок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям - он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация».

Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одним из важнейших сенситивных периодов каждого ребёнка является «усовершенствование чувств». Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.

Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.

Подготовленная среда

Счётные шнурки. Учебный материал системы Монтессори

Подготовленная среда - важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого в педагогике Монтессори

С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори - это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок - сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

Роль воспитателя

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители - не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители - помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.

Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

Литература

На русском языке

  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. - М.: Задруга, 1913. - 339 c.
  • Монтессори М. Воображение в творчестве детей и великих художников. Пер.с итал. А. П. Выгодской // Русская школа. - Кн. 5-6. - 1915. - C. 72-91.
  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал. изданию. - M.: Сотрудник школ, 1915. - 375 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл. И. М. Соловьева. - М.: Задруга, 1915. - 316 c.
  • Монтессори М. Руководство к моему методу. - М.: Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. - 64 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл. И. М. Соловьева. 3-е изд. - М.: Задруга, 1918. - 335 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. - М.: Задруга, 1920. - 209 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Вып. 1. - Казань: Подотд. снабжения и изд-ва Каз. губ. отд. по просвещению, 1920. - 190 c.
  • Монтессори М. Дом ребёнка. Вып. 2. - Казань: Казанское отд. Гос. изд., 1920. - 210 c.
  • Монтессори М. Подготовка учительницы. Пер. с итал. Ю. И. Фаусек // Просвещение. - 1921. - № 1. - C. 125-133.
  • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. Пер. с итал. Р. Ландсберг. - М.: Работник просвещения, 1922. - 200 c.
  • Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К. Памфиловой // Русская школа за рубежом. - Прага, 1926. - Кн. 17. - C. 419-424.
  • Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В. Златопольского // Учительская газета. - 1992. - 4 августа. - C. 4.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168 c.
  • Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой // Бюллетень МАМА. - 1993. - № 2, 3, 5.
  • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М.: Московский центр Монтессори, 1993. - 203 c.
  • Монтессори М. Разум ребёнка. - М., 1997. - 176 с.
  • Монтессори М. Сб. Сост. М. В. Богуславский. - М.: ИД Шалвы Аминашвили, 1999. - 224 с.
  • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. - М.: ИД «Карапуз», 2000.
  • Монтессори М. Дети - другие. - М.: ИД «Карапуз», 2004.

На иностранных языках

  • Kramer R. Maria Montessori. Leben und Werk einer großen Frau. 6. Auflage. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch-Verlag, 2004. - ISBN 3-596-12455-7 .
  • Montessori M. Kinder sind anders. - DTV, 1997. - ISBN 3-423-36047-X .
  • Montessori M., Oswald P., Schulz-Benesch G. «Kosmische Erziehung». 7. Auflage. - Freiburg: Herder, 2004. - ISBN 3-451-21233-1 .

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогика Монтессори" в других словарях:

    Монтессори, Мария Дата рождения: 31 августа 1870(1870 08 31) Место рождения: провинция Анкона, Италия Дата смерти … Википедия

    Монтессори, Мария Мария Монтессори (31 августа 1870 6 мая 1952) итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка, феминистка, христианка. Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Педагогика сотрудничества направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980 х годов под влиянием процессов обновления общественно политической жизни страны («перестройки»). Направление носило зонтичный характер и объединяло… … Википедия

Воспитание гармоничной личности начинается в раннем детстве - об этом слышали все. Но в связи с этим у родителей возникает самая большая проблема из всех существующих - проблема выбора. И для начала она касается методики обучения малыша. Несмотря на наличие достаточного количества разных приёмов и рекомендаций, наибольшей популярностью пользуются только некоторые из них. В частности, система раннего обучения по Марии Монтессори, которую можно воплотить в домашних условиях.

Суть методики Марии Монтессори

Мария Монтессори - врач, педагог, учёный и автор известной методики обучения детей. Она была первой женщиной в Италии, которая получила медицинский диплом и работала с умственно отсталыми детьми. Разработанная ею в самом начале ХХ века программа основывалась на идее самовоспитания ребёнка. И каково же было удивление её коллег, когда обучающиеся по её методике ребята с задержкой развития заняли первые места в предметных олимпиадах всего через год после начала занятий, показав более глубокие знания, чем их полноценные сверстники.

Основа подхода Монтессори - ребёнок, познавая мир, должен быть счастлив

После такого успеха Монтессори заслужила мировое признание, а её систему начали применять и для обучения обычных детей.

Внедряя в жизнь метод Марии Монтессори, взрослым нужно понять, что малышу интересно, создать условия для наиболее полного развития и объяснить, каким образом карапуз может узнать больше. Занятия проводятся в специальных зонах (об их комплектации расскажем чуть позже), развивающих те или иные интеллектуально-эмоциональные составляющие личности.

Это интересно! Члены британской королевской семьи Генри и Уильям обучались по методике Монтессори. Также среди выдающихся «выпускников» системы: писатель Габриэль Гарсия Маркес, основатель поисковой системы Google Сергей Брин, идеолог концепции вики, создатель Wikipedia Джимми Уэйлс, а также основатель интернет-компании Amazon.com и владелец издательства The Washington Post Джефф Безос.

Составляющие и принципы системы

Мария Монтессори разработала 12 основных принципов, на которых основана вся система её обучения.

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.
  3. Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.
  4. Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
  5. Если с ребёнком честны - он учится справедливости.
  6. Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.
  7. Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.
  8. Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
  11. Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
  12. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

По Монтессори дети должны получать максимум знаний из практики

Воспитание по Монтессори предполагает занятия с детьми с рождения и вплоть до школьного возраста. Оно опирается на три основных составляющих.

Составляющие программы Монтессори - таблица

Составляющие методики Монтессори Описание
Ребёнок и его восприимчивость к обучению Нужно чётко понимать, какое восприятие ближе в том или ином возрасте.
  1. Речевой этап (от 0 до 6 лет).
  2. Сенсорный этап (от 0 до 5,5 лет).
  3. Установление и восприятие порядка (от 0 до 3 лет).
  4. Развитие мелкой моторики (от 1,5 до 5,5 лет).
  5. Освоение различных действий (от 1 до 4 лет)
  6. Этап социализации (от 2,5 до 6 лет).
Окружающая среда На каждом конкретном этапе развития малыша должны окружать понятные ему вещи. Задача взрослых - воплотить в жизнь эту доступность. Так, например, ребёнок быстрее научится самостоятельно одеваться, если рядом с его кроваткой будет невысокий стульчик, на который мама с вечера повесит одежду на завтра.
Учитель Кроха должен сам стать себе учителем. Роль взрослых в обучении по данной методике заключается в наблюдении. То есть посыл ребёнка не в том, чтобы родители сделали что-то за него или вместе с ним, а в том, чтобы они были готовы объяснить всё, что карапузу непонятно. Именно поэтому девиз методики Монтессори звучит так: «Помоги мне это сделать самому».

Сравнение с другими методиками развития: Зайцева, Никитиных, Домана, Лупан

Как уже отмечалось, в наши дни существует довольно много систем раннего обучения малышей. Их различия в основном касаются:

  • необходимого материала;
  • места для занятий;
  • роли взрослого.

Сравнение методик - таблица

Методика для сравнения Отличия
Зайцева Методика Зайцева предполагают игровую форму работы. Между тем система Монтессори - это не игра как таковая, то есть вам не придётся говорить: «А вот сейчас мы поиграем». Это обычная жизнь, но организованная по определённым правилам. Таким образом, и материала к занятиям нужно больше, чем набор кубиков и таблиц.
Глена Домана В методике Глена Домана обучение проходит с помощью карточек. В ней, в отличие от Монтессори и Зайцева, нет воздействия на осязание, а это чувство является ведущим источником восприятия у детей до 5 лет.
Никитиных Игры Никитиных близки к системе Монтессори, так как обе методики определяют родителя как старшего товарища, а не человека, раздающего указания и проверяющего их выполнение. Правда, никитинская система включает ещё и активное закаливание малышей, а вот ни Зайцев, ни Доман, ни Монтессори физическое развитие не затрагивают в таком контексте.
Сессиль Лупан Методика Сессиль Лупан, как и система Людмилы Даниловой, направлена на то, что в первый год жизни ребёнок должен познать как можно больше. Мария Монтессори, наоборот, предложила дозировать новое равными порциями, но малыш познаёт неизведанное постоянно.

Достоинства и недостатки системы

Преимуществами методики Монтессори педагоги-практики и родители с опытом называют:

  • самостоятельное развитие малыша (без руководства взрослого, а под его наблюдением);
  • индивидуальный темп личностного роста карапуза (все возрастные рамки для тех или иных видов активности даются приблизительно);
  • удобство формы (вам не придётся выделять специальное время для занятий, работа по системе - это и есть повседневная жизнь);
  • формирование у малыша таких важных качеств, как самодисциплина, организованность, рациональность и т. д.

Для воплощения методики в жизнь совершенно необязательно приобретать дорогие пособия и материалы

К просчётам в методике Монтессори можно отнести:

  • недостаточное внимание к развитию творческой и эмоциональной составляющим личности, перегиб в сторону интеллекта, аналитического, логического мышления;
  • отсутствие сюжетно-ролевых игр, так как они, по мнению автора системы развития, отвлекают ребёнка;
  • упущение, связанное с соответствием задач темпераменту малыша (например, если ребёнок тихий, спокойный, то есть флегматик, то он не будет просить помощи у мамы, тем самым начнёт замыкаться в своих комплексах, вывести из которых не так-то просто);
  • несоответствие атмосферы, царящей дома в процессе работы по системе Монтессори, и традиционной школьной.

Компоненты, необходимые для организации обучения в домашних условиях

Весь процесс обучения построен на взаимодействии ребёнка с обучающим материалом. В его роли могут выступать самые разные предметы: специально приобретённые или сделанные игрушки, карточки, предметы домашнего обихода (баночки, щёточки, крышечки, лоскуты ткани и так далее), книги, геометрические фигуры, объёмные буквы и цифры, краски, пластилин и прочее.

Важным компонентом занятий по системе Монтесори являются музыкальные приветствия. Они позволяют к каждой фразе придумать несложные действия, которые малышу легко и интересно повторять. Это даёт возможность размять ручки и ножки, развивать память, внимательность и наблюдательность.

Материал для обучения несложно сделать самому

Методика Монтессори доступна для воплощения в домашних условиях. Весь необходимый игровой материал можно купить или сделать самостоятельно. А детские песенки легко найти и скачать в интернете. От родителей требуются лишь целеустремлённость и желание помочь своему чаду. И даже если в семье два ребёнка разного возраста, они могут выполнять разные упражнения, но из одной игровой зоны, при этом старший помогает младшему.

Как построить занятия дома?

Чтобы воплотить в жизнь подход Марии Монтессори, родители должны начать с создания подходящей атмосферы, то есть зонирования пространства. Эти зоны заполняются подходящим дидактическим материалом и помогают взрослым поддерживать порядок, а детям хорошо ориентироваться в «игрушках». Кстати, на основе зонирования по Монтессори построена работа в большинстве школ раннего интеллектуального развития ребёнка.

  1. Зона практики. Здесь дети получают элементарные бытовые навыки. В разном возрасте сюда помещают щётки, совки для подметания полов (для годовалого помощника), различные шнуровки, пуговицы для развития моторики (для двухлеток), наборы для чистки обуви, стирки или даже полировки (для детишек старше 3 лет).
  2. Зона восприятия. Все её элементы отличаются формой, цветом, весом и размерами (бутылочки, баночки, кружки, крышки). В этом уголке ребёнок тренирует моторику, тактильные ощущения, а также память и все виды внимания.
  3. Зона математики. Все предметы тут связаны с математикой и призваны совершенствовать навыки абстрактного мышления, а также воспитывать терпение и усидчивость. Материалам могут служить наборы счётных палочек, наборы объёмных геометрических фигур и т. д.
  4. Зона языка - всё, что нужно для обучения чтению и письму. Объёмные буквы, кубики, прописи, азбуки.
  5. Зона космоса знакомит с окружающим миром, а именно с загадками природы, явлениями погоды, культурой разных стран мира. В качестве материала можно использовать фигурки животных, карты, ракушки, камешки, книги и прочее.

Эти 5 зон на самом деле свободно располагаются в одной небольшой комнате. Главное, чтобы всё их содержание было упорядочено и доступно для ребёнка.

Для получения нужного результата взрослые должны грамотно организовать пространство, окружающее малыша

«Уроки» по системе Монтессори нельзя вписать в конкретные временные рамки: малыш должен заниматься тогда, когда у него есть желание. Например, после обеда в субботу вы начинаете уборку в квартире. Карапуз в это время идёт в свой уголок практики и, взяв щётку, помогает вам. Вот и методика в действии!

Ребёнок должен чувствовать свою причастность ко всему, что делают взрослые

Многие родители задаются вопросом: как часто нужно менять вид деятельности? Методисты не отвечают на него однозначно. Всё дело в том, что каждый ребёнок индивидуален, то есть мамы и папы чувствуют, когда карапузу надоело заниматься, например, с шумовым мешочком и пора переходить к работе с кубиками. Только важное условие: начинать новую работу можно только после того, как закончена предыдущая и весь инвентарь водворён на место . Нужно учитывать и тот момент, что для некоторых видов деятельности малышу нужен компаньон, к примеру, для игры в лото. Так что принцип невмешательства родителя не касается совместных игр.

Задача взрослого - не помогать, а наблюдать за тем, что делают дети с тем или иным материалом

Занятия по этой развивающей методике не предполагают каких-то специальных игрушек или пособий. Принципы Марии Монтессори касаются в большей степени организационных моментов, а не содержательных. Тем не менее есть много вариантов создания обучающего инвентаря своими руками. Он различается не только по способу изготовления, но и по возрасту, в котором целесообразно его использовать.

Занятия с малышами до 1 года

Принцип выбора игрушек для карапузов в этом возрасте - чем больше сенсорных ощущений, тем лучше. В общем, подойдёт всё, что:

  • шуршит;
  • шумит;
  • видоизменяется.

Для игры используют:

  • наполненные мешочки для тренировки зрения и тактильных ощущений (для них берём ткань разной фактуры, гладкую или с рисунком, а для наполнителя - крупы, фасоль, пенопласт, маленькие камушки);
  • непустые плотно закрытые флаконы, коробочки и баночки для тренировки слуховых ощущений (в них насыпаем песок, гранулы, гальку и т. д.);
  • бусины, фасоль, макароны - только под присмотром взрослых!

В процессе игры ребёнку должно быть удобно, это касается, прежде всего, одежды, позы и места

Малышу до года интересны свойства предметов, а вот результат не имеет особого значения, поэтому и игры заключаются в:

  • протягивании предмета карапузу (для тренировки пальцевого захвата);
  • назывании того, что в руках (для развития памяти);
  • перекладывании из одной руки малыша в другую.

Эти действия могут сопровождаться детскими песнями или стихами (как в исполнении родителей, так и в аудиозаписи).

Развивающие монтессори-игрушки своими руками для детей до 1 года - видео

Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет

На этом этапе мы не только тренируем моторику пальцев, но и продолжаем развивать сенсорное восприятие, а также даём элементарные представления о порядке.

Материалы и содержание игр

Начиная с 1 года малыш уже может концентрировать своё внимание, активно подражает взрослым и сверстникам, понимает, что какие-то его действия приводят к тому или иному результату. Начинается возраст, когда ребёнку необходимо давать возможность оставаться одному. Но только при условии абсолютной безопасности игрушек, с которыми он играет. Вот несколько полезных игр.

  1. «Секретный сундучок». В большую коробку складываем ненужные флаконы, баночки, коробочки. Важное условие: все они должны закрываться крышками. В каждый предмет положите что-то мелкое (от фасоли до игрушек из «Киндер-сюрприза»). Раскручивая эти ёмкости, ребёнок не только удовлетворит любопытство, но и активно будет развивать мелкую моторику пальчиков.
  2. «Кормилец». Берём пластиковую игрушку (желательно старую, чтоб было не жалко), прорезаем ей рот и предлагаем карапузу покормить тренажёр фасолью, горохом, или бусинами. За счёт того, что мелкий предмет сложно взять пальцами, а тем более просунуть в маленький рот, малыш будет тренировать моторику, глазомер и терпение.
  3. «Волшебный тазик» или любимая игрушка для ребёнка 9–15 месяцев. В относительно глубокую и широкую миску ли таз насыпаем крупы, макароны. Небольшие предметы (каштаны, ракушки, игрушки) «закапываем» в этом содержимом. Задача крохи найти спрятанное. Родители сперва показывают сами, а потом уже позволяют ему играть самому, но под присмотром.

    Кстати, от этой игрушки не стоит отказываться и в более взрослом возрасте: достаточно усложнить задание, например, отыскать все красные предметы или все синие.

  4. «Пересыпака» (игра с крупами) точно увлечёт малыша. Из одной мисочки карапуз должен пересыпать ложкой содержимое в другую. Если есть детская мельница, то засыпание крупы станет ещё занимательнее.
  5. «Пополняем копилку». Берём копилку или банку, сделав в ней прорезь чуть меньше размера монеток или шариков, желудей и т. д. Карапуз должен приложить усилия, чтобы просунуть предмет в баночку. Для усложнения делаем несколько прорезей под разными углами.
  6. «Портной». Детки в 1,5 года обычно довольно быстро учатся резать ножницами. Правда, показывать им нужно на обеих руках - так они быстрее понимают принцип. Игра может быть такой: взрослый держит полосочку бумаги, а карапуз разрезает её. Детишек очень увлекает процесс деления на части неделимого целого. Разнообразить занятие можно двумя кусочками ткани, на одной части которой пуговицы разного размера и фактуры, а на другой - петли, также различающиеся по размеру. Малыши с удовольствием расстёгивают-застёгивают такие тренажёры.
  7. «Лепка». В этом возрасте ребёнка пора знакомить с пластилином: крутить шарики, скатывать колбаски. Что касается непосредственно создания фигурок, то их обязательно нужно лепить с образца (например, картинок, игрушек, чтобы маленький ученик видел конечный результат), украшая и дополняя подручными средствами (спичками, листиками, желудями и другим).
  8. «Водяной». На широком подносе выставляем разные ёмкости. Малыш должен переливать жидкость из одной в другую, можно через воронку. Также можно окунать в воду небольшие кусочки губки для мытья посуды, а затем отжимать их, доставать «со дна морского» камешки, ракушки или бусины.
  9. «Художник». Распечатываем шаблон рисунка, готовим клей и кусочки цветной бумаги. Намазывайте клеем участки, куда нужно определить тот или иной кусочек цветной отделки. Сперва покажите сами, а затем пусть попробует ребёнок.

Существуют также известные монтессори-игрушки для развития малыша. В этом возрасте подойдут шнуровки (например, в виде ботинка из картона с дырочками для продевания шнурка или сапожка на молнии), «Красная штанга» для создания представления о величине, «Розовая башня» для понимания сути «большой», «маленький», «самый большой», «самый маленький» и «Коричневая лестница», чтобы малыш понял, что значит «тонкий», «толстый», «самый тонкий», «самый толстый».

Деревянные монтессори-игрушки для развития малыша - фотогалерея

С помощью Розовой башни ребёнок быстро усвоит понятия «большой» и «маленький» С помощью Красной штанги ребёнок быстро усвоит понятия «длинный» и «короткий» С помощью Коричневой лестницы ребёнок быстро усвоит понятия «толстый» и «тонкий»
Шнуровка хорошо развивает мелкую моторику рук ребёнка

Игротека для ребёнка от 2 до 3 лет

Роль взрослого всё больше и больше переходит в наблюдательную позицию. В этом возрасте дети уже понимают, что для достижения какого-то результата нужно чему-то научиться. Этот процесс их неимоверно захватывает.

  1. «Конструктор». Только не покупной «лего». Используйте камушки, кусочки ткани, солому, верёвочки, брусочки из дерева, ракушки. Задача взрослого: предоставить материалы в распоряжение малыша и… наблюдать. А карапуз сам найдёт способ их скомбинировать.
  2. «Пазлы». Берём старые открытки и разрезаем на 2, 3, 4 (в зависимости от возраста) части. Показываем, как можно сложить картинку. Дети с удовольствием подхватывают это занятие.
  3. «Сортировщик». Постепенно приучайте малыша, что, например, шнурочки для связывания картинок лежат в синей коробке, а фасоль для кормления животных - в красной. Так ребёнок будет привыкать группировать предметы по цвету, размеру, способу действия, количеству и т. д.

Можно привлекать деревянные игрушки: «Геометрические фигуры», «Коробка с веретёнами» (коробочка, разделённая на секции для заполнения деревянными палочками, применяется для обучения счёту).

Игры для ребёнка 2–3 лет - фотогалерея

Совместные занятия родителей и детей от 1 года до 3 лет по системе Монтессори - видео

Метод Монтессори для обучения детей от 3 до 6 лет

Работа в этом возрасте по форме отличается от предыдущих этапов, делая ребёнка полноправным членом семьи, который выполняет те же обязанности и имеет такие же права, как и другие родственники.

После 3 лет интерес к практической стороне жизни у вашего чада уже не столь велик. Зато в этот период можно развивать усидчивость и усложнять усвоенные ранее навыки, такие как:

  • уход за собой (не просто почистить зубы, а помыть и убрать щётку, участвовать в приготовлении завтрака, мыть посуду, если не всю, то хотя бы чашку);
  • уборка в доме (к подметанию можно добавлять мытьё полов, вытирание пыли);
  • чистка коврика за домашним питомцем и уход за комнатными растениями.

Интерес к упражнениям на развитие сенсорного восприятия у детей в 4–5 лет снижается. Однако в этом возрасте малыши с удовольствием играют с кинетическим песком (обычный песок можно окрасить раствором с пищевым красителем). Занятия могут включать:

  • смешивание разных оттенков;
  • создание рисунков на стекле;
  • выстраивание песочных зданий, сравнение их по размеру и цвету и т. д.

Вместо шумовых мешочков к работе можно подключать настоящие музыкальные инструменты (чем разнообразнее, тем лучше, если, конечно, у родителей нервы крепкие).

Также пришло время показывать малышу, как можно концентрироваться на каком-то одном качестве предмета. Например, понюхайте мандарин, закрыв глаза, то есть сделайте основными источниками восприятия обоняние и осязание, исключив зрение. Постепенно кроха научится сосредотачиваться на 1–2 свойствах, разделяя их на важные и второстепенные.

В 4–5 лет малыш начинает проявлять особый интерес к письму. В качестве упражнений для тренировки этого навыка можно использовать:

  • печатные штриховки;
  • письмо на манке или песке пальцем;
  • написание букв мелом на доске;
  • составление слов из букв на кубиках или магнитах;
  • освоение прописей.

Важный этап речевого развития - обучение чтению. Методика предполагает:

  • игры на идентификацию звука (например, угадай, о чём речь: это что-то, что находится в комнате и начинается на «С»);
  • шкатулка с мелкими предметами, которые подписаны (важный момент: буквы в словах должны читаться так же, как они пишутся);
  • занятия с карточками, на которых написаны слова-названия предметов окружающего мира, где названия букв по произношению совпадает с написанием;
  • чтение самодельных или покупных книжек с большими картинками и 1–2 сопроводительными предложениями.

А вот интерес к математике в 4 года, наоборот, существенно повышается. Упражнения по системе Монтессори предполагают использование материалов из сенсорного блока. Нужно направлять работу на совмещение зрительного образа цифры с названием. Например, если нужно добиться от карапуза запоминания, что 2+2=4, то имеет смысл предложить совместить нужное количество бусин, монеток с цифрой, написанной на карточке.

Начиная с 5–6 лет, малыш хочет детально узнать, как выглядит окружающий его мир. Так что играйте в лото, где фишками являются картинки с представителями флоры и фауны, читайте занимательные факты о животных, странах и народах.

Давайте ребёнку рисовать, причём не нужно вмешиваться в процесс. А также создавать аппликации, делать гербарии. К работе можно подключать пластилин, полимерную глину. Главное, чтобы юному творцу понравилось выполнять различные манипуляции с материалом для творчества.

Творческое развитие в 3–6 лет - фотогалерея

Магнитные буквы помогут выучить алфавит Рисование пальцем на песке поможет и дальше развивать тактильные ощущения Рисование на доске пробудит интерес ребёнка к письму Совместное чтение научит малыша любить книги С 4 лет возрастает интерес к цифрам, что расширяет возможности для игр Дети в процессе игры сами комбинируют разные материалы для игр

Видео: примеры занятий с детьми от 3 до 6 лет по методике Монтессори

Методика Марии Монтессори вписывается в любую систему семейных отношений и носит практический характер. Ребёнка не нужно заставлять что-то делать: стоит только увидеть, чем он занимается, и направить энергию в нужное русло. А проявив немного фантазии и подключив советы из интернет-сообществ, можно сделать материальную базу для занятий ничуть не хуже, чем в специализированных группах развивающих школ. Главное, чтобы родителям было интересно - тогда и малыш загорится процессом познания нового через практику.

О положительных сторонах методики Марии Монтессори можно сказать много, и этому посвящены самые разные специальные сайты. А нам сейчас хочется заглянуть и на обратную сторону этой медали. У воспитания по методу Монтессори, к большому сожалению, есть и минусы, о которых говорят значительно реже.

Основной минус оригинальной классической системы Монтессори - это почти полное пренебрежение творческими способностями ребенка. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики, моторной деятельности, но творчество остается за кадром. Но современные группы Монтессори уделяют немало времени развитию творческих способностей - в группах есть творческие зоны, и на кругу вводятся основы художественного самовыражения.

Творчество

В Монтессори-педагогике почему-то считается, что творчество препятствует умственному развитию ребенка, хотя вся психология последнего столетия доказывает, что все обстоит совсем наоборот. Игры и творчество необходимы для стабильного эмоционального и умственного развития детей. А в группе детям играть хотя и не запрещают, но у постоянно занятых полезными пособиями малышей остается на это мало времени. Однако не следует забывать, что дети проводят в саду не все свое время. К тому же в специализированных монтессори-садах обязательно есть игровая зона или комната с «обычными», не методическими игрушками.

Похоже обстоит дело и с чтением. Детей учат технике чтения - и надо отметить, учат в достаточно раннем возрасте. Считается, что ребенок должен заниматься тем, что полезно в практической жизни, но ведь мир - это не только факты, но и чувства. Поэтому современные педагоги считают необходимым развивать и эмоциональную сферу; обсуждение книг и переживаний - неотъемлемая часть кругов.

Надо отметить еще и то, что классическая монтессори-педагогика в принципе подходит не всем детям. При всем индивидуальном подходе, некоторые особенности характера и наклонности детей в ней просто не учитываются.

Но в целом методика Мария Монтессори уже более века неизменно подтверждает свою эффективность. Главный урок, который дает и взрослым, и детям великий педагог - это свобода, самостоятельность и независимость личности. И хотя ее методика создана прежде всего для работы в группе с педагогом, очень многие ее элементы можно воплотить дома. А самое главное, попробуйте увидеть своего ребенка так, как учит Мария Монтессори - как уникальное, талантливое и удивительное существо, которое имеет полное право быть самим собой под ненавязчивым присмотром любящих его родителей.

Еще один критический очерк о методике Монтессори:

Одним из недостатков системы Монтессори является преимущественное развитие аналитических способностей, логики, мелкой моторики, отсутствует развитие творческого восприятия мира ребёнком.

В системе Монтессори нет спонтанных творческих ролевых игр, они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие детей, предусмотрены только развивающие интеллектуальные игры.

Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его отклонением в развитии ребёнка и уходом его от существующих проблем в вымышленный мир.

Роли книг в развитии ребенка не придается никакого значения, они не запрещены, конечно. но и не считаются необходимыми. А вы представляете себе ребенка, который не полюбил чтение или хотя бы не привык читать? Каково ему придется в школе? Какую огромную часть литературного мира он не познает?

Как использовать методику Монтессори

Методика Марии Монтессори, безусловно, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику. И все же, помните, что эта методика, как и многие другие, специально созданные «для развития» методики, прежде всего направлена на работу с детками с ограниченными возможностями.
Мария Монтессори работала в основном с умственно отсталыми детьми. Согласитесь, что пути развития нормального ребенка и ребенка «особого» - значительно отличаются.

Так, система Монтессори совсем не подходит замкнутым деткам. Ребенок не подойдет к педагогу сам, а согласно правил системы, пока ребенок не обратился за помощью - на него не обращают внимания. И что такой малыш будет делать на занятиях? Сидеть в уголке и наблюдать?

В то же время, современные центры развития по системе Монтессори зачастую стараются адаптировать методику к потребностям обычных детей. Из системы выбирают самые интересные элементы, с учетом сути её - дать детям пространство для развития.

А это мнение монтессори-педагога, работавшего лично с Марией Монтессори и наисавшей книгу о ее уникальном методе:

"Надо отметить, что я нашла один недостаток в своих записях о Montessori - то, что она не недооценивает, по моему мнению, физические объятия, нежность и домашнюю материнскую заботу, которые очень важны для ребенка. Это, хотелось бы верить, помогает ребенку вырасти уверенным в себе и независимым. Вероятно, это очень личное, и произошло из-за того, что ее незаконнорожденный сын не был с нею и был передан на воспитание, и они воссоединились, когда он вырос. Должно быть, ей тяжело было видеть, как другие матери ласкают своих малышей".
Филлис Уэлбанк "Система Монтессори: вчера, сегодня, завтра"

Еще о недостатках:

Вместе с тем, данная система содержит ряд ограничений и противоречий. Так, декларируемый тезис о предоставлении ребенку полной свободы находится в явном противоречии с жесткой регламентацией воспитательных воздействий. Выбор действий ребенка строго органичен имеющимся дидактическим материалом и жестко предписанными действиями. Тезис о самообучении ребенка и невмешательстве взрослого в его деятельность также представляется сомнительным. И сам дидактический материал, и способы действия с ним, и специальные упражнения по выработке послушания - все разработано и предложено воспитателем. Так что влияние и вмешательство воспитателя безусловно и несомненно.

Другое противоречие данной системы связано с ее задачами. Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, М. Монтессори ограничивает воспитание детей работой с сенсорным материалом. Осуществляемые с детьми упражнения органов чувств обеспечивают выработку сенсорных дифференцировок, но мало развивают мышление ребенка. Развитие мышления и сознания ребенка невозможно без усвоения языка и овладения речью. Игнорирование роли речи в умственном развитии ребенка является серьезным ограничением данной системы.

Система нивелирует также значение такой важнейшей в дошкольном возрасте формы деятельности, как свободная сюжетно-ролевая игра, в которой развиваются творческое начало ребенка и многие важнейшие качества его личности. Кроме того, серьезную критику вызывает сугубо индивидуальный характер деятельности детей в рамках данной системы. Каждый ребенок работает самостоятельно, независимо от других и отвечает только за себя. Все это ведет к возникновению индивидуалистических черт характера и отнюдь не способствует развитию детских взаимоотношений. Возможно, в этой связи система М. Монтессори становится популярной и востребованной в тех обществах, где индивидуализм, умение быть автономным, независимым и ответственным являются общепризнанными ценностями. В группе у каждого свой жесткий социальный статус, изменить который нельзя. У садиков нет "продолжения", для обычных же школ таким выпускникам часто не хватает усидчивости, умения для совместной работы с учителем.