Защитный механизм: какие законы помогут бездомным животным. Бездомные животные в современной России: проблема ждет своего решения

Брату

Общественные организации и активисты борются за гуманное и ответственное обращение с животными

В последнее время все больше информационных поводов на тему защиты животных. В апреле 2016 года зоозащитники заявили в полицию и прокуратуру о массовой гибели животных на территории приюта «ЭКО-Вешняки» - в ходе проверки там были обнаружены тела нескольких десятков погибших животных. В мае 2016 года в Москве прошел митинг защитников животных. Кроме того, общественные организации и активисты опубликовали петицию на портале Change.org с требованием принять гуманный закон об ответственном обращении с животными и отклонить версию законопроекта «Об ответственном обращении с животными», разработанную Комитетом Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию. Ее уже подписали более 5 тысяч человек. Кроме того, 23 июня возобновлено расследование дела о мошенничестве в отношении президента приюта для животных БАНО «Эко» Веры Петросьян по инициативе столичной прокуратуры.

В интервью «Филантропу» эксперты в области защиты животных рассказали, почему в стране так много бездомных животных, как им можно помочь и как решают эту проблему за границей.

Ирина Новожилова, президент центра защиты прав животных «Вита»

«Насколько я помню, законопроект в том или ином виде обсуждается уже 20 лет. Столько же лет остается неизменной и ситуация с бездомными животными. Почему возникла проблема? Это результат нестыковки между спросом и предложением домашних питомцев. Необходимо на государственном уровне четко контролировать разведение животных.

Существует 4 причины появления бездомных: первая — люди плодят животных по недомыслию, не считая нужным их стерилизовать («не успел», «пусть животное один раз родит — это лучше для его физиологии», «пусть живёт, как в природе», «стерилизация опасна» и прочие мифы), вторая — неконтролируемый в стране бизнес заводчиков и всевозможных «разведенцев» (миллионы объявлений о продаже на различных ресурсах, битком набитые животными квартиры, шевелящиеся пакеты в кустах после окончания работы птичьего рынка, третья — приплод самих бездомных, четвертая – «потеряшки» (небольшой процент от общего числа).

Помимо государственного регулирования должна вестись просветительская работа по двум направлениям: «возьми животное из приюта» и «стерилизация».

Дайте эфирное время на центральных каналах! Зрители должны увидеть ужасающие картинки из жизни бездомных животных.

Также необходимо сделать стерилизацию недорогой, например, организовать пункты льготной стерилизации, для тех хозяев, у кого нет возможности выделить две-три тысячи на эту процедуру.

Во многих странах, помимо социальных программ по информированию людей о путях решения проблемы, существует и экономический рычаг — налог за нестерилизованное животное. Схема проста: берёшь животное из приюта, т.е. помогаешь государству в решении проблемы — освобождаешься от налога, взял животное в дом, но не стерилизовал — платишь налог, занимаешься разведением как бизнесом — платишь огромные налоги. Я наблюдала, как в Лондоне нашей знакомой несколько раз перезвонили из ветеринарной клиники с напоминанием: «Ваша собака достигла половозрелого возраста и вам необходимо ее стерилизовать, иначе будете платить налог».

Полина Шершнева , менеджер по связям с общественностью Международного фонда защиты животных (IFAW) Полина Шершнева .

«В России вопрос регулирования численности бездомных животных единым федеральным законом не регламентируется. Каждый регион действует на свое усмотрение. В итоге в одних субъектах действует запрет на уничтожение бродячих собак и кошек, в других предлагаются методы стерилизации, а есть регионы, в которых допускается уничтожение бездомных
животных, путем усыпления и даже отстрела бродячих собак.

У защитников животных в нашей стране множество вопросов к законодательству, в особенности в части жестокого обращения с животными. В России до сих пор нет федерального закона «О защите животных от жестокого обращения», аналогичного законам, принятым во всех цивилизованных странах мира. Количество бездомных животных – это всегда показатель отношения к проблеме общества.

Чем выше уровень гражданской сознательности, понимание ответственности заводчиков и владельцев по отношению к животным, тем меньше количество бездомных животных. Есть прямая взаимосвязь. Сознательный человек не оставит в конце лета прикормленную кошку или собаку с щенками умирать и мерзнуть на даче.

Регулировать численность бездомных животных можно. И программы вакцинации, стерилизации и размещения животных в приютах – это один из выходов. Но при этом важно обеспечить надлежащий уход за животными. И ответственность за это должны нести люди, которые работают и руководят данными приютами. Опять же есть бездомные животные, которые при этом постоянно обитают на территориях индустриальных площадок, заправках, парковках и т.д. Таким образом, они условно бездомные. И после стерилизации и вакцинации могут быть возвращены на прежнее место обитания.

Вопрос численности бездомных животных, как социальная проблема, должен решаться комплексно: во-первых, это принятие нормативных актов, обеспечивающих гуманное отношение к безнадзорным животным, ориентированное на помощь животному, а не на стремление его уничтожить. Во-вторых, это проведение стерилизации и, обязательно, вакцинации и, желательно, чипирования для возможности дальнейшего учета животного, и в-третьих, это информационная работа с населением, в частности, социальная реклама, призывающая забирать животных из приютов и не выкидывать на улицу домашних питомцев.

Проблема роста численности бездомных животных характерна для крупных городов многих стран. Но в ряде стран, опять же благодаря контролю за содержанием животных со стороны государства, ситуация кардинально отличается в лучшую сторону. Так, относительно редки бездомные бродячие собаки для Бельгии, Дании, Финляндии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Германии. Численность регулируется за счет ветеринарного контроля, учета животных и заводчиков, а также программ обязательного чипирования. При этом для бездомных кошек здесь применяют методы стерилизации.

Численность бездомных собак и кошек – актуальная проблема для Италии. В последние годы в крупных итальянских городах часто можно встретить социальную наружную рекламу, призывающую не бросать домашних животных.

При этом законодательством предусмотрен штраф за подобное отношение к животному в размере 10 тысяч евро или в отдельных случаях уголовная ответственность.

Интересен подход к решению вопроса бездомных собак в Турции. Здесь действует программа по стерилизации и дальнейшей реабилитации животного. Бездомное животное отлавливают, стерилизуют, проводят вакцинацию и дегельминтизацию. После операции собака некоторое время проводит в клинике и проходит реабилитацию и социализацию, важно проверить, что она не агрессивна к людям. После этого животное возвращают на улицы в то место, где его забрали. Животное снабжают биркой на ухо, по которому прохожие могут определить прошла ли такая собака ветеринарный контроль. Опять же, если у собаки нет бирки с номером, то она может быть отловлена. Дважды в год специальная служба проводит дегельминтизацию и ежегодно ревакцинирует собак. Средства на это предусмотрены бюджетом муниципалитетов. По данным отчетов, такой метод, в итоге, обходится Турции дешевле, чем традиционный отлов и уничтожение, которые применялись в стране до 90-х.

https://www.сайт/2017-11-21/pochemu_zakon_o_zachite_zhivotnyh_ne_mogut_prinyat_uzhe_7_let

«Сейчас животные даже не признаются живыми существами»

Почему закон «О защите животных» не могут принять уже семь лет

Группа противников приютов БАНО "ЭКО" "ВКонтакте"

В интернете обсуждают очередные случаи издевательства над животными. В Ростове-на-Дону зоозащитники обнаружили трупы нескольких сотен кошек и собак. В муниципальный приют они поступили еще живыми. Прокуратура сейчас проверяет информацию о том, что деньги, которые приют получил в рамках муниципального тендера, сотрудники обналичивали через подставные фирмы, а животных просто усыпляли. Когда трупов накапливалось много, их свозили на ближайший мясокомбинат.

Социальные сети пестрят объявлениями о помощи животным. Вот срочно ищут передержку хотя бы на пару дней рыжему коту, которого бросили прежние хозяева на даче, когда закончился летний сезон. Или вот ищет хозяев пушистая серая кошка. Ее владелица умерла, а наследники выставили на улицу с ненужными им вещами. А вот пытаются пристроить кругломордого британского кота. Он здоров и молод, но его все равно привезли в ветклинику с требованием усыпить. Надоел.

В аэропорту Шереметьево на полу лежат две россиянки «дворянского происхождения» — Даша и Лиза. Эти две собаки уже прошли ветконтроль и скоро в специальных перевозках поедут на посадку в самолет. Они вытянули счастливый билет: для них нашли владельца в Германии, который оплатил им и прививки, и перелет, и в аэропорту немецкого Мюнхена их уже через несколько часов встретят волонтеры, которые увезут их в новый дом. В Германии законы по обращению с животными строгие, и, если новый владелец решит снова выкинуть их на улицу, его ждет уголовное дело. Все домашние животные регистрируются и чипируются, поэтому, если животное сбегает, у него есть хороший шанс рано или поздно быть пойманным, после чего чип и информация о хозяине считываются и потеряшку отдают обратно.

В России все иначе. Животные, по действующему законодательству, даже не признаются живыми существами, это — просто вид имущества. И пока их бытие регулируется в рамках Гражданского кодекса. Например, если действовать строго по законодательству, то, найдя животное, надо сперва полгода искать его хозяев, по аналогии с найденным имуществом, и только после этого вы получаете на него права. Конечно, фактически эту норму никто не соблюдает.

сайт разбирался, почему действующего законодательства недостаточно, живодеры не несут никакого наказания и из-за чего нужный законопроект застрял в Госдуме под сукном с 2011 года.

Почему нужны поправки в законодательство

В Уголовном кодексе есть статья 245 «Жестокое обращение с животными». Согласно этой статье, «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних» наказывается штрафом до 80 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 360 часов или ограничением свободы на срок до одного года. Если хулиганские побуждения и иные признаки доказать не удалось, то осудить человека по этой статье сложно: одного факта жестокого обращения недостаточно. Так, к примеру, в августе этого года в Хабаровске был вынесен приговор банде молодых садистов — двум девушкам и одному молодому мужчине, которые забирали из приютов собак и кошек, якобы чтобы пристроить, а потом мучили и убивали их, записывая все на видео для размещения в соцсетях. Все садисты получили реальные сроки лишения свободы, однако лишь потому, что, кроме издевательства над животным, их также обвинили в разбое и оскорблении чувств верующих.

Еще одно громкое дело — против владельцев московского приюта БАНО «ЭКО». Год назад волонтеры обнаружили в приюте трупы более 300 собак и кошек. По району распространялся трупный запах. Приют осаждали несколько дней, так как волонтеров и журналистов не пускали на территорию и даже поливали пеной из огнетушителя. Когда зоозащитники прорвались, они увидели, что животные похожи на скелеты: им не давали ни воды, ни еды, они фактически мумифицировались при жизни. Знакомая автора текста вытащила оттуда четырех кошек и нашла им временный дом. К сожалению, помощь пришла поздно. Коты не выдержали обезвоживания и вскоре погибли.

Уголовное дело по БАНО «ЭКО» за жестокое обращение с животными не могут возбудить уже год, хотя ситуация находится на контроле Генпрокуратуры.

Группа протестующих против приютов БАНО «ЭКО»Facebook

«По уголовному делу было принято решение о прекращении уголовного преследования в связи с актом об амнистии, — пояснил сайт официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. — Решение признано прокуратурой незаконным и отменено. Уголовное дело направлено в следственный орган для организации дополнительного расследования. По четырем материалам доследственной проверки приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, три из которых признаны прокуратурой незаконными и отменены, материалы направлены в правоохранительные органы для организации дополнительной проверки. Одно решение признано прокуратурой законным и обоснованным».

БАНО «ЭКО» — влиятельная организация, получившая несколько лет назад контракты на организацию приютов в пяти округах Москвы общей стоимостью более 100 млн рублей. Впрочем, в других муниципальных приютах часто ситуация не лучше.

Caters News Agency Ltd

Волонтер Наталья рассказывает, что приютам необходимо постоянно поддерживать численность животных для отчета перед комиссиями. Животные в приютах от плохого обращения умирают.

«Когда приезжает комиссия, животных просто берут в одном приюте, грузят в грузовик и везут в другой приют. После того, как комиссия уезжает, их перебрасывают на новую точку. Зимой многие не выдерживают дороги: ни еды, ни воды им не дают. Мы боимся, что нас просто перестанут пускать в эти приюты, поэтому просто умоляем дать собакам в дорогу хоть ведро воды и корм. Когда они приезжают на новое место, начинают есть снег. Мы стараемся забирать их из этого ада, но речь идет о тысячах собак и кошек, мы просто не справляемся. В приюты везем гуманитарную помощь, корм, наполнитель, воду, но требуем, чтобы все раздавали при нас», — рассказывает Наталья.

Сейчас организация программ по регулированию численности бездомных животных отдана на откуп регионам. Например, в Москве от практики усыпления бездомных животных отказались, предполагается пожизненное содержание в приютах. А вот в Московской области к усыплению прибегают, если животному после отлова не нашли новых хозяев в течение шести месяцев. В Нижнем Новгороде с 2013 года запустили новую программу, по которой животное ловят, стерилизуют, лечат, а потом, если оно не агрессивное, выпускают обратно в среду обитания. Одновременно запущена социальная реклама, которая призывает людей брать животных из приютов, а не покупать за деньги породистых. Согласно информации «ООО Зоозащита-НН», за три года в Нижнем Новгороде численность бездомных животных снизилась с 7 тысяч в 2014 году до 4,7 тысячи в 2016 году.

Вопросы обращения с домашними животными и внедрения новых программ по организации приютов должны были быть отрегулированы в новом законе «О защите животных», который прошел первое чтение еще в 2011 году, однако он не принят до сих пор.

Второе чтение этого закона предполагалось провести в конце ноября 2017 года, однако, вероятно, этого сделано не будет.

При этом, согласно опросу, проведенному в конце 2016 года ВЦИОМ совместно с брендом кормов Purina, у 60% россиян дома есть собаки или кошки, 42% владельцев получили животное в подарок, а 39% подобрали на улице. То есть российское общество настроено по отношению к животным вполне дружелюбно.

Денис Середа — директор ветеринарной клиники «Центр» и муниципальный депутат Тверского района — говорит, что в целом в последние годы люди стали заметно ответственнее относиться к своим домашним питомцам.

«В последние годы стало намного больше владельцев, которые просят чипировать животное. Во-первых, если животное выезжает с хозяином из страны, то во многие страны без чипа его просто не пустят. Во-вторых, это возможность, если кошка или собака потерялись, найти их. В нашей клинике было три случая, когда к нам приводили найденных животных, мы считывали чип и возвращали владельцу. Один раз владелец оказался клиентом нашей клиники», — говорит Середа. По его словам, к сожалению, приходят и те, кому животное надоело, и требуют усыпить, но клиника считает это нарушением врачебной этики и отказывает.

«Живые существа, способные испытывать эмоции и страдания»

В распоряжении сайт оказалась одна из последних версий законопроекта об ответственном обращении с животными. Эта версия готовилась ко второму чтению и датирована серединой июля 2017 года.

В законопроекте говорится, что он не относится к охоте и рыболовству, а также к животным, занятым в сельском хозяйстве.

Вводятся понятия «владелец животного» (ими признаются и хозяева приютов, и те, кто берет животных на передержку), а также «доброволец» — тот, кто безвозмездно помогает, в том числе приютам. Волонтерская деятельность должна вестись в соответствии с законодательством Российской Федерации, отмечается в законопроекте.

Животные будут признаны живыми существами, а не имуществом, также будет четко прописано понятие «жестокое обращение с животным»: «обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных».

К животным, согласно законопроекту, надо будет относиться как к «живым существам, способным испытывать эмоции и страдания».

Регулирование деятельности приютов и установку норм содержания животных предлагается отдать на уровень федеральной власти. А вот непосредственной организацией приютов по-прежнему будут заниматься регионы. Отдельные полномочия в области обращения с животными могут быть переданы на уровень местного самоуправления.

Wassilios Aswestopoulos/ZUMAPRESS.com

Проект закона устанавливает и требования по отношению к владельцу животного. Он должен обеспечивать питомцу надлежащий уход, оказание своевременной ветеринарной помощи, принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства и быть готовым предъявить животное органам надзора для проверки.

«В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного», — гласит законопроект (то есть нельзя будет принести здоровое животное в клинику для усыпления с формулировкой «надоело»).

В законопроекте вводится статья «Защита животных от жестокого обращения». Таковым предлагается считать: проведение на животных без применения обезболивающих ветеринарных препаратов ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль; отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным образом; торговля животными в местах, не отведенных специально для этих целей; организация и проведение боев животных; организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных; кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, установленных правительством Российской Федерации в требованиях по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.

В случае принятия законопроекта, органы Госветконтроля могут получить полномочия по изъятию животных у владельцев, если те не могут обеспечить им надлежащий уход, и животное страдает. Также изъятию подлежат дикие животные, за которыми не обеспечен надлежащий уход.

40 кошек в квартире — нельзя, в котокафе — можно

Проект закона предлагает запретить пропаганду жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с братьями нашими меньшими.

Среди требований к содержанию домашних животных предлагается принять следующий пункт: «предельное количество домашних животных в местах их содержания определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов». При выгуле питомцев владельцев предлагается обязать убирать за ними экскременты.

Отдельная часть закона посвящена использованию зверей в цирках, дельфинариях, культурных мероприятиях. Зоозащитники лоббировали полный запрет дельфинариев, но это сделать не вышло, говорит собеседник издания, работавший над текущей редакций законопроекта.

Законопроект предусматривает запрет контактных зоопарков, а вот так называемые котокафе не пострадают. Котокафе в последние годы активно развиваются в крупных городах. Это — специальные заведения, куда берут бездомных, но стерилизованых и вылеченных кошек, при этом имеющих навыки социализации. В котокафе, как правило, люди платят за каждый час пребывания и могут рисовать, играть в настольные игры, пить чай и общаться с кошками. Любое животное можно потом забрать к себе домой (после согласования с куратором и подписания договора ответственного содержания). Позитивное отличие котокафе от приюта в том, что с понравившимся котом можно прийти и пообщаться неоднократно до принятия решения, это снижает риск несовпадения характеров и неудачного пристройства. Год назад депутаты Мосгордумы узнали о существовании котокафе, спутали их с контактными зоопарками и хотели запретить, но их коллегам, которые больше разбирались в вопросе, а также возмутившейся общественности удалось убедить их этого не делать.

«В случае организации мероприятий, которые предусматривают физический контакт зрителей (посетителей) с животными, такие мероприятия осуществляются при условии наличия в местах их проведения недоступных для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ», — говорится в проекте закона.

А вот зоопарки, дельфинарии и зоосады станут полностью лицензируемыми с 1 июня 2020 года. Передвижные зоопарки будут запрещены.

Выпускать нельзя умерщвлять

Проект закона предполагает разделить приюты для животных на типы: государственные, муниципальные и частные. Владельцы приютов, пока животное находится у них, несут ту же ответственность и выполняют те же требования, что и владельцы животных. Первые десять дней животное, поступившее в приют, должно находиться в карантине. Животные должны маркироваться. Законопроект не предусматривает усыпления бездомных животных.

«Животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и такая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть», — гласит одна из поправок к законопроекту.

Так как усыпление здорового животного исключено, на выбор приюту предлагается три варианта: выпустить животное в естественную среду обитания, содержать до естественной смерти или искать новых владельцев. Сведения о животных, находящихся в приюте, будут размещаться в интернете. Передавать животных из приютов в лаборатории для опытов не допускается. Также владельцев приютов обяжут обеспечивать в них доступ волонтерам.

Dmitry Golubovich/Global Look Press

Зоозащитница Елена Иванова говорит, что при разработке законодательства по теме бездомных животных надо учитывать три причины их появления на улицах. Это либо потомство уже бездомных животных, либо выброшенные домашние животные, либо животные от «черных заводчиков» — людей, занимающихся бесконтрольным разведением породистых животных исключительно с целью получения прибыли.

Выпускать ли бездомных животных обратно на улицу после стерилизации, вакцинации и лечения в приюте — еще один острый вопрос, который тормозит движение законопроекта. Тут позиция зоозащитников радикально расходится с позицией пострадавших от нападения бездомных животных, в первую очередь, собак. Законопроектом предлагается выпускать животных, которые не демонстрируют агрессивного поведения, а агрессивных содержать в приютах пожизненно. Пострадавшие же от бездомных животных как правило ратуют за усыпление или пожизненное содержание.

Не попала в законопроект и идея зоозащитников обязать коммунальных работников оставлять открытым одно отверстие в доме (как правило, воздухоотвод), ведущее в подвальное помещение. Это важно для кошек, которые в зимнее время находят там пристанище. В Москве в последний год набирает обороты скандал, так как сотрудники ГБУ «Жилищник» начали наглухо заколачивать подвалы. Часто животные остаются запертыми там и погибают от голода и жажды. Сердобольные граждане, услышав крики животных, запертых в подвале, нередко отдирают решетки своими силами и выпускают несчастных.

В распоряжении сайт имеется переписка зоозащитников с Минстроем — это ведомство могло бы выпустить постановление и обязать оставить хотя бы один незакрытый воздухоотвод в подвал каждого дома. Минстрой предложил отдать это на откуп жильцам домов (большинство собственников должно решить, что воздухоотвод остается), но системно решать проблему отказался. В текущую редакцию законопроекта поправка не попала.

Наконец, законопроектом вводится понятие общественного контроля за ответственным обращением с животными. Этой функцией предлагается наделить профильные НКО, а волонтеры могут стать добровольными общественными инспекторами. Сообщения представителей общественного контроля о случаях ненадлежащего обращения с животными подлежат обязательному рассмотрению органами исполнительной власти, говорится в проекте закона.

Принципы регистрации домашних животных в законопроекте не прописаны — они войдут в поправки к закону «О ветеринарии». «К платной регистрации домашних животных российское общество не готово», — говорит один из соавторов законопроекта.

Также пока не обоснованы опасения зоозащитников о том, что будет поставлен запрет на пристройство бездомных животных за границу. Такого пункта в законе нет.

Почему закон не могут принять

Редакция законопроекта, находящаяся в распоряжении сайт, выдержана во вполне «зоозащитном» ключе, а слабые места акта можно было бы закрыть отдельными поправками — ведь депутаты принимают много более сырых инициатив. Однако оказалось, что законопроект затрагивает многочисленные финансовые интересы разных групп. Поэтому нынешней осенью он, возможно, принят не будет.

Законопроекту не повезло и в аппаратном плане. В 2011 году рабочую группу по доработке проекта закона ко второму чтению возглавлял депутат Госдумы от ЛДПР Максим Шингаркин, бывший в шестом созыве Госдумы заместителем председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В 2015 году Шингаркин перешел в комитет по обороне, и ведение законопроекта передали коммунисту Олегу Лебедеву. Параллельно консультации шли в администрации президента и в Общественной палате. После выборов в новый созыв Госдумы 2016 года комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии возглавила журналист Ольга Тимофеева. А куратором закона стал депутат Владимир Панов. Скоро, по информации сайт, у нормативного акта снова может смениться куратор, им может стать депутат Госдумы Владимир Бурматов. Каждый раз депутату приходится почти с ноля входить в курс дела. Что не добавляет продуктивности процессу.

Один из приютов БАНО "ЭКО"Группа противников БАНО "ЭКО" "ВКонтакте"

С законопроектом оказалось связанно серьезное столкновение интересов в среде зоозащитников. Например, существует фонд «Большие сердца» (сейчас — Фонд «Забытые животные»), его руководитель Анастасия Комагина входит в рабочую группу Минсельхоза. Фонд выступает противником программы ОСВВ (Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Выпуск). Этот фонд допускает усыпление отловленных бездомных животных, чем входит в конфликт с другими зоозащитниками, требующими от такой практики отказаться. Фонд регулярно обвиняют в лоббировании интересов производителей препаратов для эвтаназии, потому что, если запретить эвтаназию животных по немедицинским показаниям, российский рынок таких препаратов серьезно сократится. Фонд «Забытые животные» («Большие сердца») это отрицает.

Согласно публикациям в блоге Анастасии Комагиной, этот фонд выступает категорически против принятия законопроекта в нынешнем виде, считая, что он нуждается в серьезной доработке.

В своем блоге Комагина пишет, что в проекте закона не прописана ответственность для нерадивых хозяев, выбрасывающих животных на улицу, не запрещается попрошайничество с животными, нет мер по контролю за разведением породистых животных, не прописана обязанность властей создавать приюты. Также Комагина действительно критикует тотальный запрет усыпления бездомных животных.

«Единственным предлагаемым способом решения проблемы бездомных собак объявлен метод „Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат“ — неэффективный метод, не используемый ни в одной развитой стране мира, который уже неоднократно с треском провалился и в России. На деле бюджетные средства на стерилизацию уличных собак рекой текли в карманы бесчестных предпринимателей и их покровителей во власти, в то время как на фоне недовольства граждан расцвело „догхантерство“, влекущее массовое жестокое уничтожение животных жителями городов или самими же местными муниципальными хозяйствами, дабы оправдать расход бюджетных денег. Нынешний вариант закона предусматривает немедленный запрет любого гуманного усыпления животных, которые в силу каких-то причин не могут быть переданы владельцам и не могут содержаться в приютах (больных, агрессивных и т. д.). Но печальный опыт показывает, что запрет контролируемого гуманного усыпления влечет за собой массовый расцвет бесконечного подпольного негуманного уничтожения „ненужных животных“ в переполненных приютах и на улицах городов, голод, инфекции и потравы», — пишет в блоге Комагина.

Комагина в публикации признает, что несколько лет назад ее фонд хотел наладить в России собственное производство препарата «Золетил», использующегося для наркоза (в том числе при усыплении животных), однако это сделать не получилось.

Входила в рабочую группу и руководитель приюта БАНО «ЭКО» Вера Петросьян. Один из членов рабочей группы говорил, что она пыталась продвинуть в законопроект поправку, запрещающую волонтерам доступ в приюты без разрешения владельца приюта. Сейчас Петросьян в рабочей группе нет.

Еще одни противники принятия законопроекта в нынешнем виде — это Московское общество защиты животных. Общество называет нынешний проект закона «живодерским», потому что он решает, в основном, вопросы содержания домашних животных, не затрагивая диких, сельскохозяйственых и других, в нем не прописаны правила регистрации домашних животных. Также Общество говорит, что по законопроекту не были проведены парламентские слушания, а заседания рабочих групп не были публичными. Московское общество защиты животных требует отстранить от работы над законопроектом Панова и лоббирует иной вариант законопроекта, ранее предложенный Советом Федерации, который как раз предлагает одним документом урегулировать вопросы содержания и отношения ко всем видам животных.

Пункты, затрагивающие диких животных, требуют доработки и вызывают много дискуссий, рассказывает один из авторов поправок. Например, зарегистрированы случаи содержания маленьких бегемотов, лис, енотов и даже жирафов. Люди держат дома не только кошек и собак, но и, к примеру, змей, варанов, пауков. Что с ними делать? Изымать и размещать в зоопарках или оставлять владельцам? Поручить правительству разработать правила содержания каждого вида дикого животного (включая жирафа и бегемота) в домашних условиях? Пока в законопроекте предлагается составить список животных, запрещенных к домашнему содержанию, но на перечисленные вопросы ответа нет.

Также предлагается запретить натравливание животных (за исключением служебных животных) на других зверей. Натравливание собак охотничьих пород и ловчих птиц на других животных и птиц при осуществлении мероприятий по их подготовке (дрессировке) для охоты не допускается способами, предусматривающими физический контакт между животными, а также способами, которые могут привести к жестокому обращению с животными. Речь идет о, так называемых, притравочных станциях. Эта поправка вызвала одну из наиболее серьезных дискуссий между Госдумой, правительством и администрацией президента. Охота — это одно из любимых развлечений чиновников и депутатов, однако разные охотники придерживаются разных мнений относительно притравочных станций.

Притравочные станции — это специальные места, где содержат и диких, и домашних животных: кроликов, лис, волков, кошек и собак, на которых натравливают охотничьих собак, приучая к добыче зверя.

Собеседник Znak.сom в Госдуме говорит, что полный запрет притравочных станций поддерживает спикер Госдумы Вячеслав Володин, сам увлекающийся охотой, но считающий их существование недопустимым. А вот в правительстве работают охотники, которые являются сторонниками использования притравочных станций. В итоге, возможно, этот пункт из окончательной редакции закона исчезнет.

Kremlin Pool/Global Look Press

Не дремлют и производители кормов для животных, которые пытались пролоббировать свои интересы в части кормления животных в приютах именно полнорационным сухим кормом, рассказал сайт один из депутатов Госдумы.

Сейчас у здания Госдумы голодают активисты, требующие скорейшего принятия закона. Депутаты к акции относятся спокойно: голодовками у Госдумы на Охотном ряду никого не удивишь. Шансов на принятие законопроекта этой осенью действительно немного.

Пока придумано промежуточное решение: депутат от «Справедливой России» Олег Шеин недавно внес законопроект об ужесточении статьи УК 245 «Жестокое обращение с животными», предложив увеличить по ней наказание до 3 лет лишения свободы, а, если преступление совершила группа лиц, а его видеозапись была размещена в интернете или СМИ — то до 5 лет лишения свободы. Одним из соавторов поправки стал единоросс Владимир Бурматов, что повышает шансы на ее принятие.

Олег Шеин говорит, что поправка делает групповое жестокое обращение с животными преступлением не небольшой, а средней тяжести, что исключает уклонение от ответственности под предлогом раскаяния.

Владимир Бурматов сказал сайт, что над законопроектом идет серьезная работа, происходит взаимодействие депутатов, правительства, зоозащитников и других представителей общественности.

«У правительства есть свое видение, к примеру, по теме притравочных станций. Они хотят вынести эту тему в отдельный закон „Об охоте“. Сам закон очень сложный, потому то регулирует ту сферу взаимоотношений, которая ранее никак не регулировалась. Это — новая сфера, поэтому естественно, что процесс идет не быстро», — отмечает Бурматов.

Зоозащитница Елена Иванова напоминает, что тема животных так или иначе касается всех россиян. «Кто-то держит животных дома, кто-то сталкивается с ними на улице. Эта тема затрагивает все общество», — говорит Иванова. Она выступает за скорейшее принятие закона.

Собеседник сайт в Госдуме допустил вероятность, что законопроект в осеннюю сессию принят не будет, так как до нового года осталось считанное количество пленарных заседаний, а у депутатов накопилось много законопроектов высокой степени приоритетности, связанных с новым финансовым годом.

«Есть проблема в том, что зоозащитное сообщество неоднородно, — добавил источник. — Есть умеренные люди, которые понимают, что надо делать какие-то шаги. Есть радикальные правозащитники, которые требуют, чтобы сразу были отрегулированы все сферы контакта человека и животных, в той же сельскохозяйственной сфере, в сфере лабораторной. Но эти сферы можно будет регулировать в дальнейшем, после принятия рамочного закона. Кроме того, написать на бумаге все нормы невозможно, это — лишь свод общих правил, первый подход к регулированию этой сферы. Далее в это закон можно будет вносить изменения. К сожалению, кроме зоозащитников есть и коммерчески заинтересованные группы, которые ими могут манипулировать и говорить, что есть альтернативные тексты. В итоге блокируется движение всего законопроекта, так как люди с самыми благими намерениями начинают считать, что есть хороший закон, который не принимают, и плохой, который хотят принять», — добавил источник.

На каком уровне права животных в России? Действительно ли братья наши меньшие защищены от насилия и жестокости? Об этом, а также о том, как развивалась данная сфера права в России, мы поговорим ниже. Мы узнаем о правах животных и о том, что бывает, если их нарушать.

Идея

Права животных в России - это идея равноценности потребностей животных и людей, которая существует во всем мире. Эта идея возникла уже давно, но официальный статус и поддержку на правовом уровне она получила сравнительно недавно. Люди, защищающие права животных, придерживаются разных философских точек зрения на этот вопрос, но все они сходятся в том, что нельзя считать братьев наших меньших частной собственностью и просто использовать их для человеческих потребностей. Имеется в виду использование в индустрии развлечений и в научных экспериментах. Благодаря стараниям правозащитников, многие права животных в России были закреплены юридически.

История формирования

В XIX веке в Зверинце в Царском селе развивались новые направления развлечений, взятые из жизни Западной Европы. Малышам из аристократических семей пытались с ранних лет привить любовь к животным. В Зверинце можно было увидеть лам, слонов, лебедей, уток, косуль, зайцев и т. д. Животные жили в просторных и удобных условиях. Дети посещали Зверинец, но они не могли брать животных на руки, вмешиваться в их существование. Постепенно такая практика становилась все более популярной. Началось активное строение парков, в которых богатые жители могли содержать своих животных. Стоит понимать, что это было не развлечением, а скорее заботой. Животным предоставляли все необходимые условия. Изучались особенности их естественной среды для создания наиболее комфортных условий. Даже сам император Александр I содержал своих 8 старых лошадей в Петербурге. Они, кстати, были участницами наполеоновских походов. В похоронной процессии императора были задействованы две царские лошади - кобыла Аталанта и мерин Толстой Орловский. Через некоторое время Николай I продолжил обычай заботы о немолодых лошадях.

В 1829 году архитектор по имени Адам Менелас создал «Пенсионерные конюшни». Именно здесь старые царские лошади доживали свой век. Известно, что для лошади по имени Бьюти на камне была высечена надпись, в которой говорилось, что животное 24 года служило Государю. Это положило начало лошадиному кладбищу. Однако неизвестно, что со всем этим случилось после революции.

Откат

В 30-е годы прошлого века общество снова сделало шаг назад в вопросе защиты прав животных. Лошади и борзые собаки уничтожились целенаправленно, так как они напоминали о ненавистном дворянстве. Учение материализма говорило лишь о том, что животные могут рассматриваться в качестве ресурсов и товаров.

Современное положение

Защита прав животных в России - это по-прежнему открытый вопрос. Об этом свидетельствуют многочисленные опросы населения. Примерно 40% граждан искренне полагают, что у животных не должно быть никаких прав. Около 10% населения данная проблема не интересует, а остальные считают, что правам животных быть. Согласно законам РФ, животные подпадают под общие имущественные правила, поскольку иного не предусмотрено. При этом совершенно недопустимо жестокое обращение с животными, которое противоречит принципам гуманности.

Зимой 2016 года на международном сайте появилось предложение ввести должность уполномоченного при Президенте по защите прав животных. Немного позже сам автор петиции, Кристина Акчурина, разметила на российском сайте переведённую версию обращения. Весной того же года данный вопрос стал самым обсуждаемым на сайте программы прямой связи с Президентом. Пресс-секретарь также подтвердил, что в Кремле известно об этой идее. В мае 2016 года более чем 140 тысяч граждан РФ проголосовали в поддержку петиции Акчуриной.

Мнения известных людей

Организации по защите прав животных в России есть, но их деятельность очень ограничена. Региональные организации помогают тем животным, которым они могут помочь. Всероссийские и международные организации делают гораздо больше, но пока нет отдельной статьи о животных, вся эта деятельность недостаточна.

Нельзя оставлять без внимания мнения многих известных людей. Здесь точки зрения тоже расходятся. Известный охотник и член комиссии МГУ по биоэтике, А. Вайсман, считает, что нет никаких оснований для того, чтобы закреплять права животных в России на законодательном уровне. Он активно выступает против этого, считая защитников прав животных людьми, которые безграмотны в биологическом и экологическом вопросах. Известная защитница животных и певица Е. Камбурова при помощи своих друзей и всех неравнодушных в 2007 году смогла осуществить свою мечту: памятник «Сочувствие», который располагается на стации "Менделеевская" московского метро. Посвящен он убийству в метрополитене беспризорной собаки по кличке Мальчик. Его убила 21-летння девушка, хозяйка другого пса. Она была признана невменяемой, отправлена на лечение.

Зимой 2010 года известные деятели культуры (С. Юрский, Е. Камбурова, И. Чурикова, А. Макаревич и В. Гафт) предложили властям ввести пост уполномоченного по правам животных в России. Эта акция, к сожалению, была проведена не просто так. Причиной послужил массовый отстрел собак в столице, что вызвало яркую и разную реакцию общественности. Некоторые деятели, к примеру писатель и публицист Д. Соколов-Митрич, считают, что права могут быть там, где есть обязанности и ответственность за свои поступки. Животные же не могут нести какой-либо ответственности за свои действия. Один из обозревателей «РИА Новости», Николай Троицкий, считает, что данная акция безосновательна и глупа, так как безнадзорные собаки представляют реальную угрозу для людей.

Закон о защите прав животных в России

В разных статьях можно найти упоминания о животных. Защита прав животных в России есть в том случае, если с ними обращаются неподобающе или жестоко. Нельзя также увечить или убивать животных. Закон о правах животных в России карает тех, кто жестоко обращается с ними. Да, пока нет закона, который бы отдельно закреплял права зверей, но по крайне мере обидчика всегда можно наказать законным путем.

Защита прав животных - это дело людей всего мира. По-разному можно относиться к братьям нашим меньшим, можно не любить, не заводить в домашних условиях, но хотя бы не мешать им существовать и не причинять вред мы обязаны.

Настоящий федеральный закон направлен на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе

Животные - любые животные, обладающие нервной системой и оказывающиеся в сфере деятельности или воздействия человека.
Жестокое обращение с животными - действия, повлекшие гибель или страдания (увечье, травму, лишение животного мест естественного обитания и так далее) животного.
Жестокое умерщвление животных - умерщвление животных без применения методов, устраняющих ощущение животными боли или страха.
Эвтаназия - гуманные методы умерщвления животного, исключающие его предсмертные страдания.

Статья 2. Правовое регулирование зашиты животных от жестокого обращения

Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения осуществляется настоящим федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Область применения настоящего федерального закона

1. Настоящий федеральный закон распространяет свое действие на следующую деятельность человека:
- животноводство, включая племенное животноводство, рыбоводство, пушное звероводство;
- обращение с животными на территориях государственных природных заповедников и на иных особо охраняемых природных территориях;
- охоту, охотничье хозяйство, рыболовство;
- содержание домашних животных, животных-компаньонов и племенная работа с ними;
- служебное собаководство;
- использование животных как транспортного средства или тягловой силы;
- использование животных в цирках, в зоопарках, на выставках и в других зрелищных мероприятиях;
- использование животных в спорте, в сфере отдыха и развлечения людей;
- использование животных в научно-исследовательских и учебных целях, в тестировании;
- использование животных в производстве, в том числе в производстве биологических препаратов;
- иную деятельность, где осуществляется воздействие на животных.
2. Настоящий федеральный закон распространяется на обращение с животными вне зависимости от права собственности на них и иных вещных прав на животных.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих положениях и принципах:
- жестокое обращение с животными несовместимо с принципами нравственности и гуманности, причиняет моральный вред человеку;
- обеспечение условий жизни животного должно отвечать его биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
- человек обязан ограждать животных от страданий и гибели;
- право собственности и иные вещные права на животных в случае жестокого обращения с ними могут быть прекращены в соответствии с законом.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения

К полномочиям Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- установление основ федеральной политики в части защиты животных от жестокого обращения;
- утверждение федеральных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов о защите животных от жестокого обращения;
- определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка лицензирования деятельности, связанной с обращением с животными при их содержании, разведении и использовании;
- заключение и выполнение международных договоров Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения;
- разработка федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание нравственности и гуманности при обращении с животными;
- осуществление государственного регулирования, контроля и надзора в части защиты животных от жестокого обращения.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения

К полномочиям субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- участие в определении государственной политики по защите животных от жестокого обращения;
- участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите животных от жестокого обращения

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в части защиты животных от жестокого обращения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА III. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 8. Права граждан и общественных объединений по защите животных от жестокого обращения

1. Граждане, общественные объединения и другие некоммерческие организации имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона, соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая посещение в установленном порядке мест содержания и использования животных.
2. Граждане и общественные объединения имеют право в установленном порядке давать предложения и принимать участие в выработке решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам защиты животных от жестокого обращения.

ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ

Статья 9. Общие требования к обращению с животными

1. При обращении с животными не допускается:
- использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных;
- принуждение животного к выполнению неестественных для него действий, приводящих к травмам; нанесение побоев, травм для побуждения животного к выполнению требований;
- использование животных в условиях чрезмерных физиологических нагрузок.
2. При проведении болезненных процедур обязательно применение обезболивающих препаратов.
3. Не допускается:
- разведение животных с выявленными генетическими изменениями причиняющими им страдания;
- разведение животных с наследственно закрепленной повышенной агрессивностью;
- натравливание (понуждение к нападению) одних животных на других.

Московский закон "О животных", принятый Думой во втором чтении

Данный Закон принят на основании Конституции Российской Федерации и Устава города Москвы, в соответствии с Гражданским, Уголовным кодексами Российской Федерации, Кодексом РСФСР Об административных правонарушениях, законами Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года № 2060-1, "О животном мире" от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ, "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, "О ветеринарии" от 14 мая 1993 года № 4979-1 и направлен на реализацию законных прав и свобод граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического и эпизоотического благополучия, охрану здоровья и жизни людей при содержании, использовании и охране животных, защиту животных от жестокого обращения, обеспечение сохранения животного мира и биологического разнообразия.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия:

  • жестокое обращение с животными – умышленные действие или бездействие, повлекшие увечье или гибель животного, а равно истязание;
  • животное, находящееся в трудном положении или терпящее бедствие – животное находящееся в ситуации, обстоятельства которой угрожают его жизни или здоровью и не могут быть преодолены без стороннего вмешательства;
  • животное, представляющее общественную опасность – животное, представляющее непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей;
  • истязание – причинение страданий путём систематического нанесения побоев, голодом, жаждой, либо иными насильственными действиями или нарушением условий содержания или использования;
  • место обитания – территория (акватория), на которой обитает животное (включая логова, норы, гнёзда, места ночёвок и днёвок, иные виды укрытий и места его кормёжек);
  • ответственное лицо – юридическое или физическое лицо, отвечающее в соответствии с законодательством за содержание, использование или охрану животного, а также несущее ответственность в случае причинения животным вреда третьим лицам;
  • приют для животных – место, специально предназначенное и оборудованное для содержания найденных, отловленных, а также изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных;
  • разведение животных – деятельность по использованию животных, направленная на получение от них потомства;
  • транзитный провоз – провоз животных предусматривающий их пребывание на территории города Москвы менее 24 часов.

Статья 2. Общие положения

Законодательство города Москвы в области содержания, использования и охраны животных состоит из настоящего Закона, а также иных законодательных актов города Москвы.

Областью регулирования настоящего Закона являются правоотношения в области содержания, разведения, использования и охраны позвоночных животных на территории г. Москвы, осуществляемые гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства и организациями независимо организационно-правовых форм и форм собственности, а также иностранными юридическими лицами.

Статья 3. Права собственности на животных

Животные могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, предусмотренных действующим законодательством.

Животные, не являющиеся государственной собственностью Российской Федерации, частной собственностью или собственностью других определённых законом собственников, находятся в государственной собственности города Москвы. От имени города Москвы права собственника, в рамках своей компетенции, осуществляют органы государственной власти г. Москвы.

Документом, подтверждающим право собственности на животное, подлежащее обязательной государственной регистрации, является свидетельство о государственной регистрации.

Все животные на территории города Москвы находятся под охраной государства.

Право собственности на животных защищается и охраняется в установленном законом порядке.

Собственник животного несёт бремя по его содержанию, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 4. Защита животных от жестокого обращения

Администрация города Москвы обязана принимать меры по недопущению жестокого обращения с животными в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Граждане вправе, а уполномоченные на то органы и должностные лица городской администрации обязаны оказать помощь животному, находящемуся в трудном положении или терпящему бедствие.

Граждане, препятствующие жестокому обращению с животными, выполняют общественный долг и находятся под защитой закона.

Образовательные учреждения города Москвы предусматривают в программах обучения изучение гуманного обращения с животными, а также норм и требований настоящего Закона.

Не допускается:

  • проведение зрелищных мероприятий, допускающих жестокое обращение с животными;
  • проведение операций, связанных с нанесением повреждающих воздействий, не являющихся экспериментом, косметическими операциями, стерилизацией (кастрацией) или оказанием ветеринарной помощи животному;
  • проведение боёв с участием животных, приводящих к смерти или травмам животных;
  • пропаганда жестокого обращения с животными, производство, демонстрация (в том числе и в средствах массовой информации) и распространение аудиовизуальной продукции, пропагандирующей жестокое обращение с животными;
  • любые формы сексуального насилия по отношению к животным, а также организация и содержание притонов для совершения насильственных действий сексуального характера по отношению к животным;
  • разведение, содержание и использование собак и кошек для получения продукции и сырья из этих животных, а также торговля такой продукцией.

Изъятые, конфискованные или иным образом отчуждённые животные содержатся в приютах в соответствии с требованиями настоящего Закона. Умерщвление таких животных не допускается, за исключением случаев предусмотренных настоящим Законом.

ГЛАВА II. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ И ИХ МЕСТ ОБИТАНИЯ

Статья 5. Область применения положений Главы II

Действие главы II распространяется на позвоночных животных, находящихся в состоянии естественной свободы и их популяции.

Статья 6. Охрана мест обитания животных

В целях реализации требований федерального законодательства в области охраны и использования животного мира и среды его обитания администрацией города осуществляется разработка и реализация городских целевых программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира, находящихся на территории города Москвы.

Московская городская администрация, на основе проводимых исследований, определяет места обитания животных.

Уполномоченный орган городской администрации, исходя из интересов сохранения животных и мест их обитания и в пределах его компетенции, принимает решение по ограничению антропогенной (вызываемой деятельностью человека) нагрузки на определённой территории (акватории).

При заключении договоров на право владения (аренды, использования) территории города Москвы, являющейся местом обитания животных, предусматривается соблюдение требований по сохранению животных и мест их обитания, как условие заключения такого договора.

Уполномоченный орган городской администрации даёт предписания владельцам (арендаторам, пользователям), касающиеся мест обитания животных, обязательные для исполнения. Мероприятия проводятся за счёт владельцев (арендаторов, пользователей) соответствующей территории, отвечающих за её состояние.

Уполномоченные территориальные органы городской администрации обязаны предоставлять разъяснения относительно возможного влияния планируемых мероприятий на животных и места их обитания гражданам и организациям бесплатно, в пятидневный срок. Разъяснение носит рекомендательный характер и может включать в себя предложение по проведению экологической экспертизы.

При планировании любых мероприятий, в случае возникновения сомнений относительно влияния таковых на животных и места их обитания, организации и граждане обязаны обращаться, в письменной форме, за разъяснением в уполномоченные территориальные органы городской администрации.

Граждане и организации обязаны возместить ущерб, нанесённый ими животным или местам их обитания в установленном законом порядке.

Статья 7. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, обитающих на территории города Москвы

К редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных относятся виды животных, отнесённые к таковым решением уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, включая занесённые в Красную книгу Российской Федерации, Приложения СИТЕС, Красную книгу города Москвы.

Администрация города Москвы:

  • проводит инвентаризацию и мониторинг состояния популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов на территории города Москвы;
  • определяет границы мест обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
  • на основании данных мониторинга разрабатывает и проводит мероприятия, направленные на поддержание или восстановление популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
  • принимает меры по недопущению нанесения вреда популяциям животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов в периоды, важные для жизни животных, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания упомянутых животных.

Органы городской администрации и муниципальных образований на территории города Москвы обязаны создавать необходимые условия для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания указанных животных.

Юридические лица и граждане, являющиеся владельцами (пользователями) территорий (акваторий), являющихся местом обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, обязаны осуществлять меры по их сохранению.

Действия в местах обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, причинившие ущерб их популяции, влекут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законами г. Москвы.

Статья 8. Регулирование численности животных

Регулирование численности животных, находящихся на территории предприятий и организаций, проводится по согласованию с уполномоченным органом городской администрации.

Исключение предоставляется организациям, имеющим государственные лицензии и разрешения органа по охране окружающей среды по городу Москве на регулирование численности или отлов животных.

Решение о регулировании численности того или иного вида животных на определённой территории принимается уполномоченным органом городской администрации.

Методы, применяемые при регулировании численности, должны быть официально разрешены уполномоченным органом городской администрации. Использование методов, не имеющих такого разрешения, запрещено.

При регулировании численности животных организация, проводящая указанные работы, обязана осуществлять также мониторинг численности объекта регулирования, о результатах которого ежеквартально извещать уполномоченный орган городской администрации.

Сокращение численности безнадзорных собак и кошек осуществляется методами предотвращения размножения или иными биологически обоснованными методами, предотвращающими гибель и увечья животных. Отстрел, отравление или иное умерщвление собак и кошек с целью сокращения их численности не допускается.

Отлов животных может проводиться:

  • с целью возвращения потерявшихся животных прежним законным владельцам, либо устройства их новым собственникам, или помещения их в приют, в соответствии с действующим законодательством (при этом организация, осуществившая отлов, обязана в течение 24 часов с момента отлова известить об этом орган, уполномоченный регистрировать животных);
  • с целью сокращения численности принадлежащих городу собак и кошек;
  • с целью возвращения в места обитания диких животных, покинувших места обитания и находящихся на территории жилой или промышленной застройки;
  • в научных целях;
  • в целях эпизоотического надзора за популяциями городских грызунов, являющихся источниками особо опасных заболеваний человека;
  • при проведении дератизационных мероприятий;
  • в целях изоляции животных, представляющих общественную опасность;
  • с целью помощи животным, находящимся в трудном положении или терпящим бедствие.

Отлов с целью уничтожения не допускается, за исключением случаев отлова животных, больных бешенством.

Отлов должен производится способами, исключающими жестокость по отношению к животным.

Запрещается использование самоловных и настороженных устройств, за исключением использования таких устройств против мышевидных грызунов, обеспечивающих мгновенную гибель животного. Исключение представляет использование устройств для отлова живых животных, не причиняющих травм последним и безопасных при использовании (перечень подобных устройств устанавливается уполномоченным органом городской администрации).

На территории города Москвы не допускаются:

  • охота, отлов, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Законе, или добывание животных каким-либо способом;
  • самостоятельное проведение регулирования численности животных гражданами и организациями, не имеющими разрешения на данный вид деятельности.

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья 9. Условия содержания животных

Гражданам и организациям разрешено содержание животных на территории и/или в помещении находящихся в их собственности (владении) без ограничений, в соответствии с требованиями федерального законодательства и законов города Москвы. Содержание животных гражданами и организациями на территории и/или в помещении не принадлежащих им на праве собственности (владения) возможно с согласия собственника (владельца) территории (помещения), в соответствии с законодательством.

  • обеспечить недопущение причинения вреда содержащимися животными людям, другим животным или имуществу;
  • содержать животных в пределах установленных нормативов;
  • в жилых помещениях соблюдать правила и нормы общежития;
  • предотвращать возможность произвольного выхода животных с места содержания.

Необходимо предоставлять животных для осмотра и/или проведения лечебно-профилактических мероприятий уполномоченным на то должностным лицам городской администрации или ветеринарной службы. При этом должностные лица вправе требовать предъявления свидетельства о государственной регистрации животного, подлежащего такой регистрации, и иных установленных законом документов на животное.

Статья 10. Регистрация животных

Обязательной регистрации в уполномоченных органах подлежат животные, условия содержания или использования которых предполагают нахождение их в общественных местах.

Государственная регистрация может быть временной или постоянной. Гражданам, собственникам животных, принадлежит право выбора вида государственной регистрации. Для организаций, собственников животных, обязательной является постоянная государственная регистрация.

Органы, уполномоченные проводить государственную регистрацию, а также порядок проведения государственной регистрации определяются администрацией города Москвы.

Документами, необходимыми для временной государственной регистрации являются: документ удостоверяющий личность собственника (собственников) животного, либо документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы собственника (собственников). Присутствие регистрируемого животного при временной государственной регистрации не является обязательным. Присутствие регистрируемого животного при постоянной государственной регистрации является обязательным.

Перечень сведений и подтверждающих их документов необходимых для постоянной государственной регистрации устанавливается администрацией города Москвы. Должностное лицо, производящее регистрацию, имеет право производить осмотр животного, условий его содержания, проверку знания владельцем основных требований к содержанию животного, а также проверку достоверности информации, указанной в предоставленных документах.

Размер платы, взимаемой за государственную регистрацию, определяется администрацией города Москвы.

При государственной регистрации, в зависимости от вида регистрации, собственнику животного выдаётся соответствующее государственное регистрационное свидетельство установленного образца. Свидетельство о временной государственной регистрации действительно в течение 3 месяцев с момента регистрации.

При постоянной либо временной государственной регистрации животных выдаётся соответствующий жетон. При постоянной государственной регистрации на животное наносится идентификационная метка.

Вид жетона, правила его использования, вид и размеры идентификационной метки определяются уполномоченным органом городской администрации.

При изменении сведений предоставленных для постоянной государственной регистрации животного, собственник животного обязан известить об этом регистрирующий орган.

Статья 11. Появление с животными вне мест постоянного содержания

Граждане и ответственные лица организаций (сопровождающие лица) имеют право появляться с животными вне пределов помещения (территории) постоянного их содержания (сопровождать их).

Сопровождающим лицом может быть гражданин, достигший 14-летнего возраста.

За действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, ответственность несёт собственник животного, если законодательством не установлено иное.

При сопровождении животного сопровождающее лицо:

  • обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда сопровождаемым животным;
  • обеспечивает безопасность сопровождаемого животного;
  • в непосредственной близости от транспортных путей и при пересечении их обеспечивает безопасность движения путём непосредственного контроля над поведением животного;
  • обеспечивает уборку продуктов жизнедеятельности сопровождаемого животного в подъездах, лифтах, на лестничных клетках, а также детских, школьных, спортивных площадках, местах массового отдыха и купания граждан, дорожках, тротуарах и проезжей части;
  • обеспечивает присутствие на животном жетона, выданного регистрирующим органом.

При сопровождении животных не допускается:

  • оставление сопровождаемых животных без присмотра;
  • сопровождение животного лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Появление животных на определённой территории может быть запрещёно только решением уполномоченного органа городской администрации. В этом случае указанная территория обозначается соответствующими надписями.

Статья 12. Ветеринарное обслуживание животных

Оказание ветеринарных услуг на территории города Москвы разрешается организациям и частным лицам, имеющим соответствующие лицензии.
(*С 01 января 2007 года лицензирование ветеринарной деятельности в РФ отменено. В соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием. Специалистыв области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью,обязаны зарегистрироваться в уполномоченным в области ветеринарииоргане исполнительной власти субъекта Российской Федерации.)

В случае возникновения подозрения на наличие у животного заболевания, владелец обязан немедленно принять меры по изоляции заболевших животных и обратиться к ветеринарному врачу.

Государственные организации, оказывающие ветеринарные услуги обязаны оказывать за счёт бюджетных средств защищённый минимум ветеринарных услуг, в частности, оказание экстренной ветеринарной помощи. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.

Собственник животного отвечает за своевременное оказание последнему ветеринарной помощи, а также за своевременное проведение профилактических прививок.

Ветеринарное обслуживание животных находится в ведении города Москвы и регулируется настоящим Законом, изданными в соответствии с ним законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 13. Умерщвление животных

Умерщвление животных или передача для умерщвления другим лицам допускается в случаях:

  • умерщвления нежизнеспособных животных, если их страдания нельзя прекратить иным способом;
  • представляющих общественную опасность, с поведением не поддающимся коррекции, после заключения уполномоченного органа городской администрации;
  • для получения хозяйственно полезной продукции;
  • в экспериментальных целях, если животное после проведения эксперимента нежизнеспособно;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством или настоящим Законом.

При умерщвлении животного обязательно предварительное отключение его сознания.

Умерщвление нежизнеспособных животных в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, может проводиться только ветеринарным специалистом, при наличии ветеринарного заключения, с согласия собственника животного.

Организации осуществляющие умерщвление животных обязаны иметь соответствующую лицензию.

Статья 14. Захоронение или утилизация животных

В случае гибели, потери или иной утраты животного, подлежащего обязательной регистрации, владелец должен сообщить об этом в орган, уполномоченный регистрировать животных.

Граждане и организации имеют право на минимум услуг по захоронению или утилизации принадлежащих им животных, оказываемый за счёт бюджетных средств. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.

Порядок сбора, обезвреживания и утилизации трупов животных устанавливается уполномоченным органом городской администрации.

По требованию уполномоченных должностных лиц собственник животного должен предоставить труп животного для проведения лабораторно-диагностических исследований.

Организация, оказывающая услуги по захоронению или утилизации трупов животных, обязана:

  • сообщить о захоронении (утилизации) животного в орган, уполномоченный регистрировать животных (в случае если животное подлежит регистрации);
  • провести осмотр павшего животного;
  • в случае если при сборе анамнестических данных или после осмотра трупа есть основания полагать, что смерть животного наступила в результате особо опасного инфекционного заболевания или жестокого обращения, немедленно известить местный орган, уполномоченный регистрировать животных, и орган государственного ветеринарного надзора и доставить труп животного для ветеринарного освидетельствования.

В случае если есть основания полагать, что гибель животного явилась следствием инфекционного заболевания, либо в случае отсутствия предусмотренных документов на животное, нарушения сроков захоронения, трупы таких, а также экспериментальных животных утилизируются методами термического или иного обезвреживания.

Организации, занимающиеся захоронением или утилизацией трупов животных, обязаны иметь соответствующую лицензию.

Граждане и организации (за исключением имеющих лицензию) не должны самостоятельно избавляться от трупов животных, перечень видов которых определяется администрацией города Москвы.

Статья 15. Приюты

Приюты могут находится в государственной муниципальной, частной или иной собственности.

Приюты могут быть созданы для содержания собак и/или кошек, а также для содержания животных других видов.

Московская городская администрация разрабатывает и утверждает типовое положение о приюте для животных, иные нормативно-методические документы, регламентирующие их работу.

На деятельность по содержанию приютов необходимо получение разрешения (лицензии) уполномоченного органа городской администрации.

Московская городская администрация, в целях реализации городских мероприятий по регулированию численности животных, содержания потерянных животных, а также содержания изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных, создаёт систему государственных приютов для животных.

Для решения проблем, связанных с наличием животных в городе, администрация города вправе привлекать на конкурсной основе негосударственные приюты для животных.

Приюты для животных осуществляют свою деятельность за счёт средств их собственников, а также любых иных не запрещённых законом источников.

При поступлении животного в приют администрация приюта обязана:

  • произвести ветеринарный осмотр и, при необходимости, карантин поступившего животного;
  • в течение 72-х часов известить о поступившем животном уполномоченный орган городской администрации;
  • осуществить поиск собственника животного, если собственник не известен.
  • обеспечивает условия содержания животных в соответствии с требованиями законодательства и настоящего Закона;
  • предотвращает размножение животных, находящихся в приюте.

Право собственности на животное приобретается собственником приюта в соответствии с законодательством.

При выдаче животного из приюта администрация приюта обязана:

  • провести ветеринарный осмотр выдаваемого животного;
  • в течение 72-х часов известить о выданном животном уполномоченный орган городской администрации;
  • выдать собственнику (владельцу) животного документ (документы), перечень которых устанавливается московской городской администрацией.

В случае возврата животного собственнику, приют имеет право на возмещение собственником животного расходов по содержанию животного в приюте.

Собственник приюта несёт ответственность за жизнь и здоровье животного перед собственником животного.

ГЛАВА IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья 16. Разведение животных

Правоотношения в области разведения животных и племенного животноводства находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Организации и граждане, разводящие животных, занимаются деятельностью, приносящей доход, и подлежат налогообложению на общих основаниях.

Запрещено разведение животных:

  • с врождёнными аномалиями, причиняющими им страдания или создающими угрозу для человека;
  • с превышением нормальной физиологической нагрузки на производителей;
  • при невозможности содержания и дальнейшего устройства потомства в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Статья 17. Требования к сторонам и проведению сделок, предметом которых являются животные

Продавец обязан обеспечить покупателей достоверной информацией о виде, породе, здоровье и других качествах продаваемого животного, а также об условиях содержания животного и, при необходимости, о процедуре регистрации.

У лица (организации), осуществляющего торговлю животными, должно иметься ветеринарное свидетельство здоровья животных установленного образца. При продаже животных, подлежащих обязательной государственной регистрации, должны иметься также государственные регистрационные свидетельства на этих животных.

Не допускается торговля животными в общественных местах, за исключением мест специально отведённых для такой торговли.

Статья 18. Производство пищевых продуктов и товаров из животных

Правоотношения в области производства пищевых продуктов и товаров из животных находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 19. Использование животных в служебных целях, в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных и иных мероприятиях, а также использование животных при производстве аудиовизуальной продукции

На деятельность, по использованию животных в служебных целях (за исключением случаев необходимой обороны), в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных мероприятиях, а также на использование животных при производстве аудиовизуальной продукции необходимо получение разрешения уполномоченного органа городской администрации, в котором пользователем животных указывается предполагаемый режим (кормления, поения, допустимая температура воздуха, влажность, освещённость) использования.

Лица, работающие с животными, должны иметь соответствующую подготовку.

Инструкторы по дрессировке или спортивному тренингу собак обязаны иметь соответствующую профессиональную подготовку и разрешение установленного образца, выданное уполномоченным органом городской администрации.

При демонстрационном содержании животных условия содержания должны соответствовать общим требованиям по содержанию животных настоящего Закона.

При использовании животных для охраны территории по её периметру должны быть сделаны соответствующие предупредительные надписи об опасности.

При использовании животного ответственное лицо:

  • обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда используемым животным;
  • обеспечивает безопасность используемого животного;
  • обеспечивает использование животного в соответствии с режимом, указанным в разрешении.

При использовании животных не допускается:

  • натравливать одно животное на другое, использовать животных в качестве живой приманки;
  • использовать животных с превышением допустимых физиологических нагрузок (указывается в режиме);
  • принуждать животных к травмирующим их действиям;
  • использовать в работе с животными инвентарь или иные приспособления травмирующие животных;
  • применять приёмы или методы дрессировки, травмирующие животных.

Статья 20. Использование животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов

Правоотношения в области использования животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 21. Ввоз, вывоз и перевозка животных

На территории города Москвы, при соблюдении правил провоза, разрешается провозить животных всеми видами городского пассажирского транспорта.

Правила перевозки животных конкретных видов городским пассажирским, железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами либо должностными лицами. При перевозке животных, случаи перевозки которых носят единичный характер, условия их перевозки оговариваются индивидуально.

Решением главного государственного ветеринарного инспектора города Москвы животные, ввозимые с неблагополучных по заразным болезням животных территорий, могут быть подвергнуты карантину.

Не допускается:

  • ввоз животных на территорию города Москвы, за исключением случаев транзитного провоза, при отсутствии возможности их дальнейшего содержания.
  • ввоз на территорию города Москвы животных, больных особо опасными инфекционными заболеваниями. Список заболеваний определяется главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

За жизнь и здоровье животного при транспортировке несёт ответственность собственник, если законом или договором не предусмотрено иное.

Статья 22. Производство и распространение кормов и других товаров для животных

Производство, продажа или распространение (включая бесплатное) кормов, минерально-витаминных подкормок, в том числе и нетрадиционных, атрибутики зооветеринарного назначения, лекарственных средств, инструментария, оборудования, применяемого в ветеринарии, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, инвентаря и оборудования для содержания и использования животных допускается лишь при наличии соответствующих лицензий и сертификатов.

Запрещено распространение (включая бесплатное) товаров, перечисленных в части 1 настоящей статьи, не соответствующих заявленному качеству, с превышенным сроком годности, а также опасных для жизни и здоровья людей или животных.

ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ЖИВОТНЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Статья 23. Организация государственного регулирования отношений, возникающих в сфере содержания использования и охраны животных в городе Москве

Государственное регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных на территории города Москвы осуществляется путём создания в городе Москве единой системы управления.

Структура и компетенция государственных органов по регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных определяется администрацией города Москвы в соответствии с настоящим Законом.

Статья 24. Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных

Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных, находящихся в государственной собственности города Москвы, осуществляется из средств городского бюджета.

Реализация городских программ и мероприятий по содержанию, использованию и охране животных может осуществляться также за счёт любых иных законных источников финансирования.

Финансирование деятельности по регулированию состояния популяций животных на особо охраняемых природных территориях, переданных в пользование юридическим или физическим лицам, осуществляется этими лицами.

ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 25. Государственный контроль

Государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется:

  • Органами внутренних дел, в том числе их специализированными подразделениями по охране окружающей среды (а также по обеспечению безопасности дорожного движения и на транспорте в пределах их компетенции).
  • Органами государственного экологического контроля (включая органы охраны водных и лесных ресурсов в пределах их компетенции).
  • Органами государственного ветеринарного надзора.
  • Органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Органами государственного управления в пределах их компетенции.

При осуществлении полномочий, в пределах своей компетенции, представители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона, имеют право:

  • посещать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения;
  • проверять документы на право ведения деятельности, предусмотренные настоящим Законом;
  • составлять акты проверки, протоколы, иски за причинённый ущерб;
  • посещать места содержания и использования животных;
  • назначать государственную экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением её заключения;
  • требовать устранения выявленных недостатков, давать, в пределах предоставленных прав, указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
  • выдавать предписания и проверять их исполнение;
  • осуществлять доставление в милицию, в соответствии с законодательством, административное задержание подозреваемых лиц, и изъятие животных, незаконной продукции, сырья и средств совершения правонарушения;
  • привлекать, в установленном порядке, виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд.

Статья 26. Общественный контроль

При осуществлении общественного контроля граждане и представители общественных организаций имеют право:

  • требовать прекращение противоправных действий;
  • получать от организаций в установленном законом порядке полную информацию, касающуюся содержания и использования животных;
  • сообщать в органы, уполномоченные привлекать к ответственности за нарушение требований настоящего Закона, о выявленных правонарушения.