Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Идеи подарков
  • Раздел 1. Правила дорожного движения
  • Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
  • Тема 2. Дорожные знаки.
  • Тема 3. Дорожная разметка и ее характеристики.
  • Тема 4. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.
  • Тема 5. Регулирование дорожного движения.
  • Тема 6. Проезд перекрестков.
  • Тема 7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
  • Тема 8. Особые условия движения.
  • Тема 9. Перевозка людей и грузов.
  • Тема 10. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
  • Тема 15. Правовые основы охраны окружающей среды.
  • Тема 16. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
  • 5. Примерный тематический план предмета "устройство
  • Раздел 1. Устройство транспортных средств
  • Тема 1. Общее устройство транспортного средства.
  • Тема 2. Общее устройство и работа двигателей.
  • Тема 4. Общее устройство и назначение трансмиссии.
  • Тема 5. Кузов и ходовая часть.
  • Тема 6. Тормозная система.
  • Тема 7. Рулевое управление.
  • Тема 8. Системы активной и пассивной безопасности.
  • Раздел 2. Техническое обслуживание
  • 8. Примерная программа предмета "основы безопасного
  • Раздел 1. Психологические основы безопасного управления
  • Тема 1. Психологические основы деятельности водителя.
  • Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством.
  • Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения.
  • Раздел 2. Основы управления транспортным средством
  • Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения.
  • Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством.
  • Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения.
  • Тема 7. Техника управления транспортным средством.
  • Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством.
  • Тема 9. Действия водителя в нештатных ситуациях.
  • 9. Примерный тематический план предмета "первая помощь"
  • 10. Примерная программа предмета "первая помощь"
  • Тема 1. Порядок оказания помощи пострадавшим в дтп. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. Оказание первой психологической помощи пострадавшим в дтп.
  • Тема 2. Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего.
  • Тема 3. Средства первой помощи. Аптечка первой помощи (автомобильная). Профилактика инфекций, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.
  • Тема 4. Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля. Основные транспортные положения. Транспортировка пострадавших.
  • Тема 5. Сердечно-легочная реанимация (слр). Особенности слр при электротравме и утоплении. Первая помощь при нарушении проходимости дыхательных путей.
  • Тема 6. Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке.
  • Тема 7. Первая помощь при ранениях.
  • Тема 8. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы.
  • Тема 9. Первая помощь при травме головы. Первая помощь при травме груди. Первая помощь при травме живота.
  • Тема 10. Первая помощь при термических и химических ожогах, ожоговом шоке. Первая помощь при отморожении и переохлаждении. Первая помощь при перегревании.
  • Тема 11. Первая помощь при острых отравлениях.
  • Тема 12. Порядок оказания первой помощи при неотложных состояниях, вызванных заболеваниями (острые нарушения сознания, дыхания, кровообращения, судорожный синдром).
  • Тема 13. Первая помощь при политравме.
  • " id="chapter_59">16 Человек) <1>
  • 11. Примерный тематический план обучения вождению
  • 12. Примерная программа обучения вождению
  • 6. Примерная программа предмета "устройство и техническое

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"

    Раздел 1. Устройство транспортных средств

    Тема 1. Общее устройство транспортного средства.

    Назначение и классификация. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики транспортных средств. Органы управления. Средства информационного обеспечения водителя. Системы автоматизации управления. Системы обеспечения комфортных условий в салоне.

    Тема 2. Общее устройство и работа двигателей.

    Виды, назначение и принцип работы двигателей и их механизмов.

    Назначение и виды систем охлаждения. Принципиальная схема работы систем охлаждения. Охлаждающие жидкости и требования к ним. Тепловой режим работы двигателя. Назначение и расположение приборов систем охлаждения.

    Назначение системы смазки. Принципиальная схема работы системы. Способы подачи масла к трущимся поверхностям деталей. Применяемые масла, их основные свойства и маркировка. Контроль давления масла. Очистка и охлаждение масла.

    Схемы системы питания. Назначение, общее устройство, работа приборов подачи и очистки топлива, воздуха и их расположение на транспортном средстве.

    Тема 3. Источники и потребители электроэнергии.

    Типы аккумуляторных батарей, их назначение. Основные характеристики, свойства и маркировка. Электролит и меры предосторожности при обращении с ним.

    Обслуживание аккумуляторных батарей.

    Назначение, устройство и работа генератора.

    Назначение, устройство и работа стартера.

    Системы зажигания.

    Назначение и работа внешних световых приборов и звуковых сигналов, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, стеклоомывателей, системы отопления и кондиционирования.

    Тема 4. Общее устройство и назначение трансмиссии.

    Схемы трансмиссий с различными приводами. Смазка агрегатов, узлов и деталей трансмиссии. Трансмиссионные масла и пластичные смазки, их применение, основные свойства и маркировка.

    Сцепление, его виды, назначение, общее устройство. Регулировка привода сцепления.

    Назначение и общее устройство коробки переключения передач. Типы коробок переключения передач.

    Особенности эксплуатации различных типов коробок переключения передач (МКПП, АКПП, вариатора и роботизированной).

    Назначение, устройство и работа карданной и главной передач, дифференциала, полуосей и привода ведущих колес.

    Тема 5. Кузов и ходовая часть.

    Типы кузовов. Устройство кузова. Системы пассивной безопасности.

    Виды подвесок. Назначение, устройство и работа передней и задней подвесок.

    Устройство автомобильных колес и шин. Крепление колес. Маркировка шин и дисков.

    Тема 6. Тормозная система.

    Назначение и виды тормозных систем.

    Схема и принципы действия тормозных систем. Антиблокировочная система тормозов (ABS). Система электронного распределения тормозного усилия (EBD). Программа электронной стабилизации (ESP).

    Тормозные жидкости, их свойства, маркировка. Признаки неисправностей тормозной системы.

    Тема 7. Рулевое управление.

    Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления: привода рулевого механизма, усилителя рулевого управления, привода управляемых колес.

    Основные требования, предъявляемые к рулевому управлению.

    Неисправности рулевого управления, их признаки и причины.

    Тема 8. Системы активной и пассивной безопасности.

    Антиблокировочная система (ABS); антипробуксовочная система (TCS); программа электронной стабилизации (или система курсовой устойчивости) (ESP); система помощи при торможении (BAS, BA); система помощи при спуске (HDS); система распознавания опрокидывания (ARS); раннее обнаружение бокового перемещения (EPCD); помощник смены полосы движения (LCA); система контроля за полосой движения (LDW, LKS); система слежения за "мертвыми зонами" (SVA); система безопасности, предупреждающая аварии (PSS); система смягчения вторичного столкновения (SCM); активный круиз-контроль (ACC); система ночного видения (Night Vision); парктроник (PDS); система превентивной безопасности (Pre-Safe); система контроля давления в шинах (TPMS). Их назначение и использование в движении.

    Виды систем пассивной безопасности: ремни безопасности, преднатяжители ремней безопасности; активные подголовники; фронтальные, боковые и коленные подушки безопасности, защитные шторки; система пассивной безопасности (SRS); телескопическая рулевая колонка; зоны деформации кузова транспортного средства, поглощающие кинетическую энергию удара; специальные детские удерживающие устройства; система распознавания наличия детского сиденья на сидении пассажира; система распознавания наличия пассажира на правом сидении; система защиты пешехода (PPS). Их назначение, выполняемые функции при попадании транспортного средства в ДТП.

    Предметы

    Количество часов

    в том числе

    Теоретических

    Практических

    Основы законодательства в сфере дорожного движения (зачет по темам 1-11)

    Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (зачет)

    Оказание медицинской помощи (зачет)

    Итоговая аттестация:

    Комплексный экзамен по предметам

    Основы законодательства в сфере дорожного движения

    Основы безопасного управления транспортным средством

    Вождение (экзамен)

    Вождение

    Таблица 2

    Примерный тематический план предмета "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств"

    Наименование разделов и тем

    Количество

    часов теоретического обучения

    Раздел 1. Устройство транспортных средств

    Общее устройство транспортного средства

    Общее устройство и работа двигателя

    Источники и потребители электроэнергии

    Общее устройство и назначение трансмиссии

    Кузов и ходовая часть

    Тормозная система

    Рулевое управление

    Системы активной и пассивной безопасности

    Итого по разделу

    11

    Раздел 2. Техническое обслуживание

    Виды и периодичность технического обслуживания

    Техника безопасности и охрана окружающей среды

    Характерные неисправности и способы их устранения

    Итого по разделу

    3

    Всего по разделам

    Из данных планов мы видим, что на изучение предмета "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств" отводится всего 15 часов, все часы отводятся на теоретическое обучение.

    Рассмотрим минимум содержания темы по программе :

    Тема 2. Общее устройство и работа двигателей (2 часа)

    Виды, назначение и принцип работы двигателей и их механизмов.

    Назначение и виды систем охлаждения. Принципиальная схема работы систем охлаждения. Охлаждающие жидкости и требования к ним. Тепловой режим работы двигателя. Назначение и расположение приборов систем охлаждения.

    Назначение системы смазки. Принципиальная схема работы системы. Способы подачи масла к трущимся поверхностям деталей. Применяемые масла, их основные свойства и маркировка. Контроль давления масла. Очистка и охлаждение масла.

    Схемы системы питания. Назначение, общее устройство, работа приборов подачи и очистки топлива, воздуха и их расположение на транспортном средстве.

    Для разработки занятия мы выбираем первую часть содержания материала (выделено курсивом). Объем материала достаточно большой, поэтому необходимо выбрать такие методы и средства обучения, которые позволили бы эффективно освоить теоретический материал в рамках 1 часа (45 мин) занятия.

    УТВЕРЖДАЮ

    М.Б. Политова

    по предмету
    "УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «в» КАК ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ"

    г. Новосибирск, 2014

    Программа составлена на основе: Примерных программ подготовки и переподготовки водителей АМТС.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА :
    Рабочая программа учебного предмета «» предназначена для реализации требований учебной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В».

    Целями и задачами изучения предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления » является формирование профессионала с определенными знаниями и умениями в области управления транспортными средствами, необходимыми в повседневной деятельности водителя.

    Занятия по учебной дисциплине проводятся в учебных кабинетах. В ходе изучения применяются стенды, комплекты плакатов, а также компьютерные технологии, видеофильмы, презентации слайдов.

    С целью повышения качества знаний учащихся по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления », рабочей программой предусмотрено 21 академических часа, из них 18 часов - теоретических занятий, 3 часов – практических занятий.

    УТВЕРЖДАЮ

    ДИРЕКТОР НОУ Автошкола «ЯГУАР»

    М.Политова


    1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
    ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ

    "УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ


    «В» КАК ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ"

    п/п

    Наименование разделов и тем


    Количество часов

    Всего

    в том числе

    Теоретические

    занятия


    Практические

    занятия


    РАЗДЕЛ I .Устройство транспортных средств

    1.

    Общее устройство транспортных средств категории «В»

    1

    1

    -

    2.

    Кузов автомобиля, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности

    1

    1

    -

    3.

    Общее устройство и работа двигателя

    2

    2

    -

    4.

    Общее устройство трансмиссии

    2

    2

    -

    5.

    Назначение и состав ходовой части

    2

    2

    -

    6.



    2

    2

    -

    7.



    2

    2

    -

    8.

    Электронные системы помощи водителю

    2

    2

    -

    9.

    Источники и потребители электрической энергии

    1

    1

    -

    10.

    Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств

    1

    1

    -

    ИТОГО по разделу

    16

    16

    -

    РАЗДЕЛ II . Техническое обслуживание

    1.

    Система технического обслуживания

    1

    1

    -

    2.

    Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства

    1

    1

    -

    3.

    Устранение неисправностей*

    2

    -

    2

    ЗАЧЕТ

    1

    -

    1

    ИТОГО по разделу

    5

    2

    3

    *Практическое занятие проводится на учебном автомобиле

    Разработал:

    преподаватель НОУ Автошколы «ЯГУАР»

    А. Додонов

    "УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ
    «В» КАК ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ"

    РАЗДЕЛ I . Устройство транспортных средств

    Тема 1.

    «Общее устройство автомобилей»

    Системы классификации автомобилей. Классификация автомобилей по типу двигателя, общей компоновке и типу кузова. Европейская классификация автомобилей.

    Назначение и общее устройство автомобилей. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики автомобилей.
    Тема 2.

    «Кузов автомобиля, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности»

    Общее устройство кузова. Основные типы кузовов. Компоненты кузова, шумоизоляция, остекление, люки, противосолнечные козырьки, замки дверей, стеклоподъемники, сцепное устройство.

    Системы обеспечения комфортных условий для водителя и пассажиров. Системы очистки и обогрева стёкол. Очистители и омыватели фар головного света.

    Системы регулировки и обогрева зеркал заднего вида. Низкозамерзающие жидкости, применяемые в системе стеклоомывателей.

    Рабочее место водителя. Назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов, и сигнальных ламп.

    Порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой. Системы регулировки взаимного положения сиденья и органов управления автомобилем.

    Системы пассивной безопасности. Ремни безопасности: назначение, разновидности и принцип работы. Подголовники: назначение и основные виды. Система подушек безопасности. Конструктивные элементы кузова, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.

    Защита пешеходов. Электронное управление системами пассивной безопасности.

    Неисправности элементов кузова и систем пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.
    Тема 3.

    «Общее устройство и работа двигателя»

    Разновидности двигателей, применяемых в автомобилестроении. Двигатели внутреннего сгорания. Электродвигатели. Комбинированные двигательные установки.

    Назначение, устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

    Назначение, устройство и принцип работы кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения.

    Назначение, устройство и принцип работы системы охлаждения. Тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости. Марки охлаждающих жидкостей, их состав и эксплуатационные свойства. Ограничения по смешиванию различных типов охлаждающих жидкостей. Назначение и принцип работы предпускового подогревателя.

    Назначение, устройство и принцип работы системы смазки двигателя. Контроль давления масла. Классификация, основные свойства и правила применения моторных масел. Ограничения по смешиванию различных типов масел.

    Назначение, устройство и принцип работы систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе). Марки и сорта автомобильного топлива. Понятие об октановом и цетановом числе. Зимние и летние сорта дизельного топлива.

    Электронная система управления двигателем.

    Неисправности двигателя, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.
    Тема 4.

    «Общее устройство трансмиссии»

    Схемы трансмиссии трансмиссии транспортных средств категории»В» с различными приводами.

    Назначение, общее устройство и принцип работы сцепления с гидравлическим и механическим приводом. Правила эксплуатации сцепления, обеспечивающие его длительную и надежную работу.

    Назначение, общее устройство и принцип работы коробки передач. Понятие о передаточном числе и крутящем моменте. Схемы управления механическими коробками передач.

    Автоматизированные (роботизированные) коробки передач. Гидромеханические и бесступенчатые автоматические коробки передач. Особенности эксплуатации автомобилей с автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробками передач.

    Назначение и общее устройство раздаточной коробки. Назначение, устройство и работа коробки отбора мощности. Устройство механизмов включения и коробки отбора мощности. Главная передача, карданная передача и приводы управляемых колес.

    Маркировка и правила применения трансмиссионных масел и пластичных смазок.
    Тема 5.

    «Назначение и состав ходовой части»

    Назначение и общее устройство ходовой части автомобиля. Основные элементы рамы, тягово-сцепное устройство, лебедка. Несущая система. Мосты. Система регулирования высоты кузова автомобиля.

    Передняя и задняя подвески, их назначение, основные виды, устройство и принцип работы. Влияние неисправностей подвесок на безопасность движения автомобиля.

    Конструкции автомобильных шин, их устройство и маркировка. Летние и зимние автомобильные шины. Условия эксплуатации, обеспечивающие надежность автомобильных шин. Виды и маркировка дисков колес. Крепление колес.

    Неисправности ходовой части, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.
    Тема 6.

    «Общее устройство и принцип работы тормозных систем»

    Рабочая и стояночная тормозные системы, их назначение, общее устройство и принцип работы. Тормозные механизмы и тормозные приводы. Запасная тормозная система. Электромеханический стояночный тормоз.

    Общее устройство тормозной системы с гидравлическим приводом. Работа вакуумного усилителя и тормозных и тормозных механизмов.

    Тормозные жидкости, их марки, состав и правила применения. Ограничения по смешиванию различных типов тормозных жидкостей.

    Неисправности тормозных систем, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.
    Тема 7.

    «Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления»

    Назначение систем рулевого управления, их разновидности и принципиальные схемы. Требования, предъявляемые к рулевому управлению.

    Общее устройство и принцип работы систем рулевого управления с гидравлическим и электрическим усилителем. Масло, применяемое в гидравлических усилителях рулевого управления. Система управления электрическим усилителем руля.

    Неисправности систем рулевого управления, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.


    Тема 8.

    «Электронные системы помощи водителю»

    Системы, улучшающие курсовую устойчивость и управляемость автомобиля.

    Система курсовой устойчивости (ESP) и ее компоненты: антиблокировочная система тормозов, антипробуксовочная система, система распределения тормозных усилий, система электронной блокировки дифференциала. Дополнительные функции системы курсовой устойчивости.

    Системы – ассистенты водителя: ассистент движения на спуске, ассистент трогания на подъеме, динамический ассистент трогания, функция автоматического включения стояночного тормоза, функция просушивания тормозов, ассистент рулевой коррекции, адаптивный круиз-контроль, система сканирования пространства перед автомобилем, ассистент движения по полосе, ассистент смены полосы движения, системы автоматической парковки (парктроник, «парковочный автопилот»).


    Тема 9.

    «Источники и потребители электрической энергии»

    Аккумуляторные батареи, их назначение, общее устройство и маркировка.

    Правила эксплуатации аккумуляторных батарей. Состав электролита и меры безопасности при его приготовлении.

    Назначение, общее устройство и принцип работы генератора. Признаки неисправности генератора.

    Назначение, общее устройство и принцип работы стартера. Признаки неисправности стартера.

    Назначение системы зажигания. Разновидности систем зажигания, их электрические схемы. Устройство и принцип работы приборов бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания. Электронные системы управления микропроцессорной системой зажигания.

    Общее устройство и принцип работы, внешних световых приборов и звуковых сигналов. Корректор направления света фар. Система активного головного света. Ассистент дальнего света.

    Неисправности электрооборудования, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.


    Тема 10.

    «Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств»

    Классификация прицепов. Краткие технические характеристики прицепов категории О1.

    Общее устройство узла сцепки. Способы фиксации страховочных тросов (цепей).

    Назначение, устройство и разновидности тягово-сцепных устройств тягачей.

    Неисправности, при которых запрещается эксплуатация прицепа.

    РАЗДЕЛ II . Техническое обслуживание

    Тема 1.

    «Система технического обслуживания»

    Сущность и общая характеристика системы технического обслуживания и ремонта автомобилей. Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей. Предприятия, осуществляющие техническое обслуживание автомобилей. Назначение и содержание сервисной книжки. Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля.

    Технический осмотр транспортных средств, его назначение, периодичность и порядок проведения. Предприятия, осуществляющие технический осмотр транспортных средств. Подготовка транспортного средства к техническому осмотру. Содержание диагностической карты.
    Тема 2.

    «Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации автомобиля»

    Меры безопасности при выполнении работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля. Противопожарная безопасность на автозаправочных станциях.

    Меры по защите окружающей природной среды при эксплуатации автомобиля.
    Тема 3.

    «Устранение мелких неисправностей»

    Устранение мелких неисправностей автомобиля с использованием штатного водительского инструмента:


    • проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя

    • проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя

    • проверка и доведение до нормы уровня жидкости в бачке стеклоомывателя

    • проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости в гидроприводе сцепления и тормозной системы

    • проверка состояния аккумуляторной батареи

    • проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес

    • снятие и установка щетки стеклоочистителя

    • снятие и установка колеса

    • снятие и установка аккумуляторной батареи

    • снятие и установка электроламп

    • снятие и установка плавкого предохранителя

    Занятие проводится на транспортном средстве.


    ЗАЧЕТ


    Закрепить работы по техническому обслуживанию транспортных средств категории «В». Общее устройство транспортных средств и техника безопасности.

    Метод вопрос-ответ.

    4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА

    При изучении предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления» за основу изучение берется автомобиль ВАЗ 2107, ВАЗ 2108, ВАЗ 2109. Занятия должны проходить в учебных кабинетах, максимально оборудованными плакатами, с применением просмотра учебных фильмов, диафильмов и других технических средств обучения (проектор/телевизор, экран, компьютер с программным обеспечением).

    Изложение материала проводить в следующей последовательности: название системы (механизма, сборочной единицы, прибора), назначение, принцип действия, основные характеристики, конструкция, параметры регулирования и контроля, характерные неисправности. Практическое занятие по «устранению мелких неисправностей» проводить на учебном автомобиле.

    Место проведения оборудованный учебный класс Автошколы:

    г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 16, оф 121

    г. Новосибирск, ул. Выборная, 144

    г. Новосибирск, ул. Красный Проспект, 220/1

    г. Новосибирск, ул. Геодезическая, 2/1, оф 106

    г. Новосибирск, ул. Плахотного,27/1, оф. 311

    Количество посадочных мест не должно превышать 30 человек.

    Форма обучения очно-заочная. Продолжительность учебного часа теоретического занятия составляет 45 минут (академический час).

    Преподаватели учебного предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления» должны иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля, свидетельство о повышении квалификации (проходить переподготовку не реже 1 раза в 3 года).

    Перечень учебного оборудования


    Наименование учебного оборудования

    Единица измерения

    Количество

    Оборудование и технические средства обучения

    Детское удерживающее устройство

    комплект

    1

    Гибкое связующее звено (буксировочный трос)

    комплект

    1

    Компьютер с соответствующим программным обеспечением

    комплект

    1

    Мультимедийный проектор

    комплект

    1

    Экран (монитор, электронная доска)

    комплект

    1

    Магнитная доска со схемой населенного пункта

    комплект

    1

    Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "B" как объектов управления

    Классификация автомобилей

    шт

    1

    Общее устройство автомобиля

    шт

    1

    Кузов автомобиля, системы пассивной безопасности

    шт

    1

    Общее устройство и принцип работы двигателя

    шт

    1

    Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости

    шт

    1

    Схемы трансмиссии автомобилей с различными приводами

    шт

    1

    Общее устройство и принцип работы сцепления

    шт

    1

    Общее устройство и принцип работы механической коробки переключения передач

    шт

    1

    Общее устройство и принцип работы автоматической коробки переключения передач

    шт

    1

    Передняя и задняя подвески

    шт

    1

    Конструкции и маркировка автомобильных шин

    шт

    1

    Общее устройство и принцип работы тормозных систем

    шт

    1

    Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления

    шт

    1

    Общее устройство и маркировка аккумуляторных батарей

    шт

    1

    Общее устройство и принцип работы генератора

    шт

    1

    Общее устройство и принцип работы стартера

    шт

    1

    Общее устройство и принцип работы бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания

    шт

    1

    Общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов

    шт

    1

    Классификация прицепов

    шт

    1

    Общее устройство прицепа

    шт

    1

    Виды подвесок, применяемых на прицепах

    шт

    1

    Электрооборудование прицепа

    шт

    1

    Устройство узла сцепки и тягово-сцепного устройства

    шт

    1

    Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля и прицепа

    шт

    1

    ** Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, диофильма, мультимедийных слайдов.

    Информационный стенд

    Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"

    шт

    1

    Копия лицензии с соответствующим приложением

    шт

    1

    Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B"

    шт

    1

    Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B", согласованная с Госавтоинспекцией

    шт

    1

    Учебный план

    шт

    1

    Календарный учебный график (на каждую учебную группу)

    шт

    1

    Расписание занятий (на каждую учебную группу)

    шт

    1

    График учебного вождения (на каждую учебную группу)

    шт

    1

    Схемы учебных маршрутов, утвержденные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность

    шт

    1

    Книга жалоб и предложений

    шт

    1

    Адрес официального сайта в сети "Интернет" www . jaguar - school . ru

    5. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

    Предмет «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления». По окончании пройденных тем по предмету проводится форма контроля – ЗАЧЕТ. Место проведения учебный класс. Время проведения 1 час. Метод вопрос-ответ. Форма - устная. Средства для проведения – вопросы. Курсант должен ответить на 3 вопроса и получить результат. Оценка «зачет», «не зачет».

    «зачет» - полностью раскрыты все 3 вопроса в ответе; полностью раскрыты 2 вопроса и 1 раскрыт не полностью; полностью раскрыт 1 вопрос и 2 не полностью;

    «не зачет» - полностью не раскрыт ни 1 вопрос.

    Ответственное лицо за проведение


    Зачета – преподаватель по изучаемой дисциплине. Метод фиксации – зачетная ведомость. Вопросы к Зачету разрабатываются автошколой и утверждаются руководителем.

    6. ИТОГИ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

    Учащиеся должны знать:

    Устройство автомобиля категории «В»

    Учащиеся должны уметь:

    Выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства; устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства.


    7. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

    • Основы управления автомобилем и безопасность движения. – М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2007. – 160 с.: ил..

    • Учебник по устройству легкового автомобиля. – М.: Мир Автокниг, 2013. – 80 с.: ил.

    • Методические рекомендации, разработанные Автошколой,

    • Видео фильмы

    • Презентация слайдов

    УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

    ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

    Тема № 1. Общее устройство транспортного средства

    Занятие № 1.3. Военная автомобильная техника ВС РФ

    по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

    Москва 2011


    Тема № 1. Общее устройство транспортного средства

    Занятие № 1.3. Военная автомобильная техника ВС РФ

    Учебные вопросы

    1. Классификация военной автомобильной техники. Условия и особенности использования военной автомобильной техники в мирное и военное время.

    2.Подготовка военной автомобильной техники к использованию по назначению. Порядок приёмки, ввода машины в строй и передачи водителю.

    3. Регистрационные и опознавательные знаки.

    4. Комплект водительского инструмента, принадлежностей и индивидуальный комплект запасных частей. Дополнительное снаряжение.

    5. Обкатка машин.

    6. Обязанности военного водителя.

    7. Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание.

    Успех в современной боевой операции невозможен без использования колесных и гусеничных машин, которые перевозят личный состав подразделений, боеприпасы, горючее и другое военно-техническое имущество, служат транспортными средствами для образцов вооружения.

    Современные отечественные автомобили имеют хорошие эксплуатационные качества - это, прежде всего, высокая проходимость, большой запас хода, высокая надежность при эксплуатации. Вместе с тем армейские автомобили характеризуются сложностью конструкции. Вы, как будущие военные водители должны иметь глубокие знания по конструкции автомобилей, уметь проводить в войсках их техническое обслуживание и ремонт, выполняя обязанности военного водителя.

    Учебный вопрос № 1.

    Классификация военной автомобильной техники. Условия и особенности использования военной автомобильной техники в мирное и военное время

    Под термином "военная" понимается автомобильная техника (АТ), разрабатываемая и серийно выпускаемая заводами промышленности по требованиям Минобороны Российской Федерации (РФ).

    К военной автомобильной технике (ВАТ) относятся:

    1. Автомобили многоцелевого назначения (АМН);

    2. Специальные колесные шасси и колесные тягачи (СКШ);

    3. Военные гусеничные машины (ВГМ) транспортно-тягового класса;

    4. Прицепы и полуприцепы многоцелевого назначения;

    5. Кузова-фургоны и кузова-контейнеры многоцелевого назначения;

    6. Подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации.

    В настоящее время в автомобильном парке Вооруженных сил (ВС) содержится около 520,0 тыс. образцов АТ. Кроме названных групп ВАТ в это количество входят используемые в ВС РФ образцы АТ народно-хозяйственной номенклатуры.

    Основу парка составляют автомобильные базовые шасси (АБШ) под монтаж наземного подвижного вооружения и военной техники ВВТ всех видов, родов войск, специальных войск и служб (около 67 % от общей численности машин).

    На базе ВАТ сейчас монтируется более 1000 образцов наземного подвижного ВВТ и около 500 перспективных образцов уже согласованы под монтаж. Такая насыщенность войск АТ - наглядное свидетельство ее значимости для боевой готовности и боеспособности ВС России.

    Группа АМН является наиболее массовой группой техники в составе ВАТ и составляет 51 % от ее общей численности в войсках.

    АМН предназначены:

    Для монтажа ВВТ всех видов ВС, родов войск и служб;

    Для буксировки прицепных артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов и полуприцепов;

    Для перевозки личного состава и военно-технического имущества.

    АМН по своей грузоподъемности в действующем Типаже делятся на 5 классов: 1,0 т; 1,5 т; 2,5 т; 4,0 т; 6,0 т и 10,0 т.

    Группа СКШ была создана для обеспечения подвижности, а следовательно, и живучести ракетных комплексов и других приоритетных образцов вооружения.

    Несмотря на то, что удельный вес СКШ в автомобильном парке ВС невелик (около 2 % от общего количества машин), на них монтируется вооружение, по своей эффективности способное решить исход операции в целом.

    В существующем парке СКШ представлены образцами трех классов грузоподъемности: 14,0 - 18,0 т; 22,0 - 25,0 т; 70,0 и более т.

    ВГМ транспортно-тягового класса создавались для расширения областей использования колесной техники и наиболее полного обеспечения потребностей войск. Они охватывают ряд грузоподъемностей от 1,0 до 30,0 тонн. Их численность составляет около 5 % от общего количества машин парка.

    Подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации

    В современной армии созданы подвижные средства оказания технической помощи, эвакуации и ремонта

    Размещены такие мастерских на шасси АМН КамАЗ-43101 и Урал-4320-31 с кузовами-фургонами КМ-4310 и КМ-4320 (для мастерских войскового уровня типа МТО, МРС, МРМ и др.), общетранспортного автомобиля КамАЗ-5320 с кузовом-фургоном КМ5320 (для мастерских оперативного уровня типа МТ-1, МТ-2, МФС и др.), на шасси низкорамных прицепов (для мастерских оперативного уровня типа МРПП-1, МРПП-2, МРЭ-А1 и др.), проработан вопрос размещения подвижных мастерских войскового уровня на шасси автомобиля Урал-4320.

    Рис. 1. Подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации

    В мирное время автомобильная техника согласно штатам воинских частей и табелям распределяется на группы эксплуатации и используется только по штатному предназначению с соблюдением установленных технических норм и правил, применением установленных марок горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей.

    Группы эксплуатации автомобильной техники: боевой, строевой, учебной, транспортной групп (рис. 2).


    Рис. 2. Группы эксплуатации автомобильной техники

    При этом к использованию допускаются только зарегистрированные в установленном порядке машины, при наличии регистрационных документов и знаков установленного образца, опознавательных знаков, надписей и обозначений, договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (транспортной и учебной групп эксплуатации), а также иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Машины боевой и строевой групп эксплуатации используются для выполнения задач боевого дежурства и в соответствии с планами боевой подготовки. Машины учебной группы эксплуатации - для обучения личного состава практическому вождению и работе со специальным оборудованием, смонтированным (установленным) на этих машинах. Использование машин боевой, строевой и учебной групп эксплуатации для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей не допускается.

    Машины транспортной группы эксплуатации используются для повседневного обеспечения служебной деятельности должностных лиц, обеспечения мероприятий по боевой подготовке, хозяйственного, культурно-бытового, медицинского и другого обеспечения воинских частей.

    При этом к использованию допускаются только машины, своевременно прошедшие ежегодный технический осмотр, при наличии соответствующего талона. Автобусы, легковые автомобили и прицепы к ним, иные транспортные средства, используемые для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей Вооруженных Сил, допускаются к использованию при наличии страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Использование машин для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей разрешается в рабочие дни с 8-00 до 18-00, в предвыходные и предпраздничные дни – с 8-00 до 15-00.

    Легковые автомобили, предназначенные для обеспечения служебной деятельности должностных лиц воинской части, разрешается использовать до 20-00. Использование машин в рабочие, предвыходные и предпраздничные дни позднее указанного срока, в выходные и праздничные дни разрешается только при наличии пропуска установленной формы.

    Запрещается использование машин:

    В целях, не соответствующих штатному предназначению и установленным требованиям по эксплуатации данной марки машины;

    Не зарегистрированных в установленном порядке и своевременно не прошедших ежегодный технический осмотр;

    Без путевых и регистрационных документов, государственных регистрационных знаков, страхового полиса и специального знака государственного образца обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (в случаях, установленных федеральным законом);

    С опознавательными знаками, надписями и обозначениями, не соответствующими требованиям нормативных правовых актов Министерства обороны;

    Выработавших запланированные на текущий месяц (год) моторесурсы;

    Неисправных, не прошедших техническое обслуживание и не обеспечивающих безопасность движения;

    При заправке машины горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями, не соответствующими нормативно-технической документации;

    Водителями, не прошедшими медицинское освидетельствование, не имеющими соответствующей подготовки для управления машиной и оформленной в установленном порядке путевой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Учебный вопрос № 2

    Подготовка автомобильной техники к использованию

    по назначению. Порядок приёмки, ввода машины в строй и передачи водителю

    К использованию допускаются исправные, прошедшие техническое обслуживание и подготовленные к работе машины. Подготовка машин к использованию включает

    Нанесение регистрационных и опознавательных знаков;

    Обкатку новых и отремонтированных машин;

    Установку дополнительного оборудования и выполнение специальных работ для использования в сложных условиях;

    Ежедневное или очередное техническое обслуживание №1 или №2;

    Работы, выполняемые перед выходом из парка: контрольный осмотр водителем, проверка готовности машин командиром (техником) подразделения, контроль технического состояния начальником контрольно-технического пункта, дежурным по парку.

    Ввод машины в строй осуществляется приказом командира части В приказе указывается: тип машин, марка; штатное назначение машины; подразделение и группа эксплуатации, в которую зачисляется машина; присвоенный машине регистрационный знак; установленная норма расхода моторесурсов; номер шасси (корпуса и двигателя); фамилия водителя, за которым закрепляется машина. Номер приказа о вводе машины в строй и фамилия водителя заносятся в паспорт (формуляр) машины.

    До отдачи приказа о вводе машины в строй ее использование запрещается.

    Машина вручается водителю лично командиром воинской части перед строем подразделения.

    Водитель, принявший машину, расписывается в паспорте (формуляре) и с этого момента несет полную ответственность за сбережение машины, ее исправность и готовность к использованию

    До принятия машины водитель должен пройти специальную подготовку по правилам эксплуатации машины данной марки.

    Учебный вопрос № 3.

    Регистрационные и опознавательные знаки

    Каждая машина (прицеп), находящаяся на укомплектовании воинской части, должна иметь присвоенный ей государственный регистрационный знак (рис. 3, 4, 5, 6). Присвоенный государственный регистрационный знак заносится в паспорт (формуляр) машины (прицепа).

    Рис. 3. Государственные регистрационный знак


    Рис. 4. Свидетельство о регистрации ТС


    Рис. 5. Талон технического осмотра ТС

    Рис. 6. Водительское удостоверение

    Эксплуатировать машины (прицепы), не имеющие регистрационных знаков, запрещается.

    Государственные регистрационные, опознавательные знаки, обозначения и надписи устанавливаются или наносятся на машинах в соответствии с требованиями специальных инструкций. Государственные регистрационные знаки выдаются ВАИ гарнизона в воинскую часть по заявкам. Запрещается самостоятельно изготавливать дубликаты знаков. Высвободившиеся знаки сдаются в ВАИ, их выдавшую. При перемещении машин и прицепов внутри части, а также сдаче их в ремонт без исключения из списков части, закрепленные за ними регистрационные знаки сохраняются.

    Удостоверение старшего машины, пропуск и документы водителя представлены на рис. 7, 8, 9.


    Рис. 7. Удостоверение старшего машины


    Рис. 8. Пропуск


    Рис. 9. Примеры документов

    Для улучшения контроля за использованием машин по штатному предназначению применяются опознавательные знаки (рис.10).


    Рис. 10. Опознавательные и предупредительные знаки

    на автомобильной технике

    На машины транспортной группы (кроме ГАЗ - 14, ГАЗ - 3110, ГАЗ-3102, ВАЗ) наносится опознавательный знак в виде равностороннего треугольника с помещенной внутри него буквой «Т» – «обозначение машин транспортной группы» (рис. 10).

    Этот знак наносится белым цветом спереди на бампере и в левой верхней части заднего борта кузова машины.

    На машинах учебной группы наносится (устанавливается) опознавательный знак в виде равностороннего треугольника белого цвета с каймой красного цвета, в который вписана буква «У» – черного цвета (рис. 10). Знак устанавливается спереди на лобовом стекле и на заднем борту автомобиля.

    На санитарных машинах наносится опознавательный знак «Красный крест» (рис. 10).

    При эксплуатации машин с прицепами и полуприцепами всех типов, включая артиллерийские орудия, над кабиной посредине устанавливается опознавательный знак в виде равностороннего треугольника желтого цвета с устройством для внутреннего освещения или три фонаря оранжевого цвета, а на задней стенке прицепов и полуприцепов – два светоотражающих приспособления красного цвета в виде равностороннего треугольника, а для обозначения конечной точки – фонарь.

    На транспортных средствах, движение или буксировка которых разрешается с определенной скоростью, наносится (устанавливается) опознавательный знак «Ограничение скорости» (рис. 10).

    На автомобилях и мотоциклах комендантских подразделений наносится опознавательный знак в виде буквы «К» на фоне белого круга и отличительные полосы черно-белого цвета с красной окантовкой.

    На машинах, оборудованных для перевозки личного состава, при групповой перевозке людей спереди и сзади устанавливаются прямоугольные опознавательные знаки желтого цвета с каймой красного цвета и надписью «Люди» черного цвета (рис. 10).

    На машинах и прицепах, перевозящих опасные грузы, устанавливаются спереди и сзади прямоугольные опознавательные знаки (рис.10).

    На стенке автоцистерн, перевозящих горючие жидкости, белой краской наносится надпись «Огнеопасно».

    На эвакотягачах передние бамперы окрашиваются с обоих концов на расстоянии 400 мм чередующимися под углом 45° красными и белыми полосами шириной 50 мм каждая.

    На машинах, транспортируемых в ремонт, спереди и сзади устанавливаются прямоугольные таблички с надписью «В ремонт».

    На нижних кромках крыльев и боковых бортов платформы машин и прицепов (не имеющих системы регулируемого давления воздуха в шинах) наносятся цифры, указывающие величину нормального давления воздуха в шинах в соответствии с заводскими инструкциями.

    Учебный вопрос № 4.

    Комплект водительского инструмента, принадлежностей и индивидуальный комплект запасных частей. Дополнительное снаряжение

    Автомобили снабжены комплектом обязательной поставки, в который входят запасные части, инструмент и принадлежности, индивидуальный комплект запасных частей, указанные в таблице 1, рис.11 .

    Таблица 1. Комплект водительского инструмента, принадлежностей


    Рис. 11. Комплект водительского инструмента

    Гидравлический домкрат и его устройство домкрата показано на рис. 12.

    Рис. 12. Гидравлический домкрат

    1 – основание корпуса; 2 – корпус; 3 – цилиндр рабочего плунжера; 4 – рабочий наружный плунжер; 5 – рабочий внутренний плунжер; 6 – винт; 7 – прокладка; 8 – головка корпуса; 9 – гайка винта; 10 – головка винта; 11 – серьга; 12 – пробка; 13 – рычаг насоса; 14 – нагнетательный плунжер; 15 – цилиндр нагнетательного плунжера; 16 – запорная игла; 17 – всасывающий клапан; 18 – перепускной клапан.

    Смазочный шприц предназначен для смазывания сборочных единиц автомобиля, снабженных пресс-масленками (рис. 13).

    Рис. 13. Смазочный шприц

    1 – наконечник; 2 – трубка; – полость цилиндра плунжера, 4 – корпус; 5 – плунжер; 6 – полость цилиндра шприца; 7 – рычаг; 8 – поршень; 9 – цилиндр шприца; 10 – крышка; 11 – шток поршня; 12 – прокладка; 13 – пробка; 14 – шариковый клапан.

    В комплект принадлежностей, прилагаемых к автомобилю, входит насос для ручной перекачки топлива (рис. 14). Насосом следует пользоваться в таком порядке:

    Опустить конец длинного шланга 5 в посуду с топливом, при этом стрелка, нанесенная на корпусе насоса и указывающая направление течения топлива, должна быть направлена острием вверх;

    Конец короткого шланга 1 опустить в посуду (бачок, ведро, канистра), в которую перекачивают топливо. Эту посуду надо располагать ниже посуды, откуда забирается топливо;

    Сжать рукой (4-5 раз) резиновую грушу;

    После того как из короткого шланга 1 начнет вытекать топливо, сжать грушу насоса, перевернув его стрелкой вниз, что обеспечивает перетекание топлива самотеком.

    Рис. 14. Насос для ручной перекачки топлива