Все о детской замкнутости. Замкнутые дети

Рождество

Юлия Пусева
Если ребенок замкнут. Причины замкнутости

Если ребенок замкнут . Причины замкнутости

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами . Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения : с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка , грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдет в себя.

Иное дело, когда замкнутость малыша вызвана переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, проблемами в общении со сверстниками. В таких ситуациях родителям необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения ребенка и постараться помочь ему менее болезненно пережить данный период.

Усугубляет ситуацию разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.

Причиной замкнутости малыша может быть и неправильное поведение родителей. Проанализируйте то, как вы ведете себя с ребенком . Достаточно ли вы уделяете ему внимания? Может быть, вы всегда заняты, вам некогда не то что поиграть с малышом, но даже поговорить с ним или хотя бы выслушать его? А не случалось ли такого, что малыш бежал к вам, радостный, показать, какой красивый камешек он нашел во время прогулки, какой смастерил из конструктора автомобиль, какого вылепил медведя, а вы резко его обрывали или даже прикрикивали только потому, что он оторвал вас от просмотра любимого телесериала или увлекательного футбольного матча? Может быть, вы постоянно высказываете не довольство его поступками, внушаете, что он все делает не так : слишком громко (или тихо) говорит, всегда торопится (или медлит, не так ходит, не так сидит.

Если в вашей семье случается нечто подобное, вам необходимо изменить свое отношение к ребенку , тогда и он перестанет замыкаться в себе.

Привыкнув к тому, что родители постоянно уходят от общения, отгораживаются от него под предлогом того, что им некогда, или заявляют, что им это неинтересно, малыш начинает сдерживать свои эмоции, переживания, он не пытается поговорить с родителями, а когда у него о чем-то спрашивают, ограничивается короткими ответами. Он привык считать, что все делает не так, что только мешает взрослым, путается у них под ногами; он боится, что вы будете злиться, кричать, за что-то наказывать.

Такая ситуация характерна для семей, в которых общение родителей с ребенком сведено практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности, связанное с ускоренным темпом жизни, профессиональной занятостью работающих отцов и матерей. К тому же по вечерам у взрослых обязательно находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Часто ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность малыша в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему красивые и интересные игрушки или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы он не мешал, не приставал с постоянными вопросами и просьбами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия - они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь лишена чувств, и ребенок от этого очень страдает, потому что игры, какими бы занимательными они ни были, и общение с четвероногим другом не заменят внимания родителей.

Даже взрослый человек испытывает потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее. Малышу просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями.

Представьте себе такую ситуацию : возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок : «Папа, смотри, какой я танк нарисовал!» Папа, не отрываясь от чтения, говорит : «Ты у меня молодец!» Малыш не унимается : «Папа, ты даже не посмотрел!» Через минуту папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит : «Красиво» . Мальчик просит : «Папа, а давай вместе порисуем» . А папа, включая телевизор, отвечает : «Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай» . Дальнейшие уговоры ребенка отец упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату. А это может серьезно повредить не только общему развитию малыша, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела. Кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если случаи невнимания к ребенку происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет. Чрезмерная забота о ребенке , постоянное, даже иногда навязчивое внимание к нему тоже могут принести вред его воспитанию, косвенно отразиться на семейном климате. Ребенок должен понять , что у родителей есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять : если мама вместо того , чтобы стирать или готовить, пойдет с ним играть, то всем, и ему самому тоже, придется ходить в грязной одежде, оставаться голодными.

Малыш должен уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие : родители устают от работы и домашних дел, и если они не будут отдыхать, они могут серьезно заболеть. Главное - не кричите на ребенка , а постарайтесь объяснить ему это спокойным тоном.

Ребенку нужно общаться с родителями не только для того, чтобы давать выход эмоциям, но и для того, чтобы постоянно чувствовать себя защищенным. Вступая в этот огромный и непонятный для него мир, малыш нуждается в поддержке родителей, ему необходимо знать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые помогут в любую минуту, защитят, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Душевный покой от того, что рядом папа - самый сильный на свете и мама - самая добрая и ласковая, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка .

Такой опыт, приобретенный в собственной семье, может переноситься ребенком и на более широкий круг общения за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, малыш не может найти общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками.

Бывают случаи, когда ребенок замыкается в себе из-за разногласий взрослых в вопросах его воспитания. Папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит возражений, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего - исполняет любое желание любимых внука или внучки. Каждый из воспитателей считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка , что отрицательно влияет на его развитие. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок «уходит в себя» , старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Чтобы таких проблем не возникало, родителям следует согласовывать методы воспитания ребенка , а спорные моменты обсуждать и решать в его отсутствие.

Неустойчивых, с плохим аппетитом, нарушениями сна на фоне общего снижения настроения при малейших изменениях в его непростой детской жизни..

Такие дети сторонятся чужих людей, они скованно ведут себя, попадая в новую ситуацию. Обычно они сильно привязаны к матери, и даже ее непродолжительное отсутствие могут переносить болезненно. Им достаточно уютно и комфортно в своем замкнутом пространстве, не так-то просто выманить их и разговорить. Но сделать это крайне важно!

От застенчивых детей замкнутые отличаются нежеланием и неумением общаться. Застенчивые же стремятся к общению, не смотря на то, что не умеют. А замкнутый ребенок живет внутри своего собственного маленького мирка, допуская в него лишь самых близких. Родители часто совершают роковую ошибку, считая замкнутость своего чада признаком гениальности. Дескать, моему таланту с обычными детьми неинтересно. И всячески поощряют отказ ребенка общаться с себе подобными. А на самом деле замкнутые дети, как чеховский человек в футляре, личности глубоко несчастные — им невероятно трудно сходиться с людьми, строить отношения и приспосабливаться хоть как-то к чуждому для них миру.

Причины замкнутости

Специалисты утверждают, что на степень замкнутости ребенка непосредственно влияет... продолжительность беременности. Сильно недоношенный ребенок, как правило, становится интровертом (человеком, для которого внутренний мир гораздо важнее мира внешнего). Видимо, виной всему длительное пребывание в кувезе сразу после рождения, где выхаживают недоношенных детей. Но это лишь одна причина из многих.


Ребенок может уйти в себя, когда устал, заболел, . Но такие уходы обычно кратковременны. Гораздо серьезнее обстоит дело, когда причиной замкнутости становятся внешние обстоятельства (насмешки сверстников по поводу внешности, родительские ссоры и др.). В подобных ситуациях большинство детей считает виноватыми себя, поэтому стараются стать как можно менее заметными, тем самым якобы помогают родителям помириться. Частые болезни и связанная с этим изоляция от других детей тоже провоцирует замкнутость. Сначала малыш расстраивается, потом смиряется и привыкает видеть рядом только маму и бабушку.

Как быть родителям с таким ребенком?

Если все время быть внимательными по отношению к своему чаду, то можно вовремя внести коррективы. Если у малыша нет ста друзей, и он может долго играть сам — это еще не признак замкнутости. Особенно, если родители—экстраверты часто ходят в гости и принимают друзей у себя. Для них чуть ли не катастрофа, если их чадо довольно сдержанно реагирует на гостей. Неужели ему неинтересно общаться с людьми? Караул!

На самом деле у их ребенка свой несколько отличный от родительского темперамент. И вовсе не факт, что у экстравертов дети обязательно копируют их характер.

Ребенок может с удовольствием ходить в садик и но дружбу заводить только с избранными — это тоже не замкнутость. Так же как и если все дети гоняют мяч, а ваш сидит и наблюдает за букашками.

Иное дело, если ребенок замыкается в себе, не делится школьными и другими новостями, уходит от общения, и это заметно. Значит, настала пора мягко вмешаться, помочь разобраться в себе, в проблеме, справиться с мнимыми и вполне реальными страхами, наработать уверенность, без которой невозможна полноценная жизнь, учеба, дружба и любовь.

Лучше всего, конечно, обратиться к специалисту. Но даже и без родителям многое по силам.

  • Проявляйте внимание и заботу. Они нужны как воздух и 2-хлетнему и 12-летнему. Тискайтесь, целуйтесь — испортить детей может потакание их желаниям, но не объятья и поцелуи.
  • Щедро хвалите за малейшие успехи! Это укрепляет их самооценку и поднимает уверенность.
  • Регулярно встречайтесь с друзьями, особенно если их дети — сверстники вашим. Детвора в привычной обстановке быстро адаптируется друг к другу, раскрепостится и начнет благополучно общаться.
  • Поощряйте детей при гостях выступать. Стихи, песни, загадки, игры, конкурсы помогут вытащить замкнутого малыша из состояния привычной апатии, если ему помогать почаще выигрывать.
  • Проявляйте такт, не наседайте с вопросами типа «Что случилось? Не молчи, выкладывай!». Вы ведь и сами не захотите откровенничать, если точно так же насесть на вас.
  • Любые новшества добавляйте по чуть-чуть, постепенно. Замкнутые дети нуждаются в четком режиме. Новая еда, мультик вместо привычной сказки не должны быть резкой неожиданностью. Для малыша главное — чтобы он ощущал стабильность. Говорите ему, чем вы собираетесь с ним заняться, заранее и несколько раз, чтобы он морально готовился.
  • Новую еду можно обыграть — вместе купить и приготовить, пусть помогает по мере сил — тогда на тарелке не будет для него неприятной неожиданностью.
  • Страх перед улицей «лечится» интересными любимыми игрушками, лежащими на пороге — и ребенок откроет дверь с интересом, а не испугом. В своем доме это сделать проще, чем в этажке.
  • Постепенно, но терпеливо и настойчиво внедряйте чадо в общество. Даже если он брыкается. Это лучше, чем если он загонит свои эмоции вглубь. Если вы, как родители, сдадитесь, то кто будет помогать детям социально адаптироваться?

Во всех перечисленных рекомендациях ресурса сайт главное — проявлять постепенность. Боится малыш подойти к детской площадке — не уговаривайте, пусть пока привыкнет, поиграет сам, но рядом с детьми. Потом вы его потихонечку начнете сближать со сверстниками, очень мягко и ненавязчиво.

Чтобы преодолеть замкнутость, времени понадобится много. За день, неделю или месяц такие вещи не проходят. Пусть вам помогут мудрость, терпение и здравый смысл.

Частая причина обращения за консультацией психолога для подростков – отчуждение от родителей, ребёнок замыкается в себе. Это вызывает беспокойство, ведь в жизни ребенка происходит что-то, о чем взрослые не имеют понятия. Родители готовы вкладывать время и силы в восстановление контакта. Нередко они справляются с задачей самостоятельно, но в некоторых случаях консультация психолога ребенку и родителям просто жизненно необходима, чтобы восстановить отношения.

Почему ребенок замыкается в себе?

Стремление к общению естественно для подростков. Как правило, они легко заводят новых друзей, устраивают посиделки в компаниях, придумывают общие развлечения. Даже попадая в новый коллектив, многие дети без проблем адаптируются.

А вот желание остаться в полном одиночестве – это тревожный сигнал. Значит, ребенок страдает от повышенной эмоциональности, низкой самооценки, агрессии или стеснительности.

Причины замкнутости могут быть любыми – от психологического или физического насилия до к какому-то члену семьи. Разобраться в этом поможет доверительная беседа с ребенком. Если же он не готов открыться, стоит обратиться к .

В каких формах может выражаться замкнутость?

Само понятие «замкнутость» означает, что человек заключает себя в некие рамки и ограждает от общения с другими людьми. Это состояние сопровождается одним или несколькими признаками:

  1. Молчаливость. Люди разные: кто-то общается больше, а кто-то меньше. У каждого свои привычки и манеры. Если ребенок стал менее общительным, гораздо , стал чаще молчать, отвечает на вопросы кратко и односложно, не вступает в диалоги без крайней необходимости, на это стоит обратить внимание. Есть смысл записаться на психологическую консультацию с ребенком.
  2. Скрытность. Далеко не каждый человек (независимо от возраста) стремится рассказывать о себе. Некоторые люди настолько скрытны, так редко проявляют эмоции, что кажутся неспособными к сопереживанию. Возможно, то, что ребенок не делится информацией с окружающими, было б не так уж плохо, если бы не одно «но». Сами дети и подростки могут испытывать страх. Они не могут преодолеть барьер и рассказать о своих переживаниях родителям, хотя очень нуждаются в этом.
  3. Агрессия. Ограничивая общение, ребенок испытывает потребность в нем, страдает. Свои неудовлетворенные желания он может выражать в агрессивной форме – грубости, несдержанности, недоброжелательности, стремлении ломать, уничтожать вещи, бить сверстников. Ребенок начинает ненавидеть мир за равнодушие к нему. Таким детям и подросткам психологическая помощь нужна обязательно.
  4. Страх. Самый опасный признак, который может проявлять замкнутый ребенок, это страх. Он способен полностью завладеть подростком и нередко толкает на неадекватные поступки. Их реакции на любые раздражители становятся непредсказуемыми. Маленькие дети могут прятаться или плакать. В подобных случаях необходима помощь психолога ребенку.

Когда нужна психологическая помощь детям?

Если вы отметили один или несколько признаков, перечисленных выше, постарайтесь : больше гуляйте, делайте домашнюю работу вместе, общайтесь. Не критикуйте и не ругайте ребенка или подростка за его «странные» реакции. Постарайтесь понять, какие мотивы им движут.

Помните, вам не помогут «проверенные временем» жесткие методы – наказания или нотации. Самое лучшее, что вы можете сделать, это стать своему ребенку настоящим надежным другом. Старайтесь понять и принять его увлечения, музыку, друзей (если, конечно, речь не идет о «дурной компании», где принято выпивать или курить).

Если видите, что не справляетесь, не паникуйте и не вините себя. Обратитесь в наш психологический центр. Мы поможем вам разобраться в причинах замкнутости ребенка или подростка. Грамотная детская психологическая помощь – это именно то, что нужно, чтобы наладить гармоничные взаимоотношения.

Наши телефоны есть на сайте. Просто позвоните и запишитесь на консультацию!

    Похожие записи

Замкнутый ребенок - отчужденный, сдержанный, это ребенок «отдаленный», испытывающий потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира в свою внутреннюю «скорлупку». Узнала своего ребенка? Читай и действуй!

Какие они эти дети?

Взрослые довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства и хлопот. Проблемы становятся очевидными только в том случае, когда ребенок начинает проявлять чрезмерную замкнутость: разговаривает только в случае необходимости или вообще не разговаривает; говорит очень тихо, почти шепотом; держится в стороне от всех, боится присоединиться к группе детей или предпринять что-то новое; часто проводит время в одиночестве, даже когда вокруг много детей. Замкнутые дети все и всегда таят внутри себя. В каком-то отношении они научились держать язык за зубами. Такие дети охотно замолкают, храня про себя свои чувства и переживания. Ты можешь говорить сколько угодно, но ребенок не будет принимать в этом активного участия.

Симтомы

В определенной степени многие дети испытывают эти чувства. Но более тревожат те, кто уже явно проявляет симптомы замкнутости:

  • ребенок может вообще не разговаривать, говорить в крайнем случае, произносить слова шепотом;
  • держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
  • у него друзей очень мало или нет совсем;
  • он боится начать что-то новое;
  • не решается выразить свое мнение;
  • таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
  • часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
  • излишняя осторожность в словах и поступках;
  • отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
  • неглубокое дыхание;
  • психосоматические проявления (боли в желудке, например);
  • желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
  • часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).

При всем этом ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор. Такой ребенок не слишком хочет покидать свой мир. Он использует укрытие в острые для себя моменты, но окружающие могут видеть в этом застенчивость, подавленность, кротость, боязливость, скуку, невоспитанность. Поэтому очень часто замкнутость характерна для приемных детей. Не стоит путать замкнутого ребенка с интровертом.

Негативные проявления и последствия

У замкнутости есть негативные последствия и если ничего не предпринимать, то ребенок:

  • не будет решаться на выбор, доводить все до конца, сворачивая с пути;
  • будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;
  • ему будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
  • не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни);
  • не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
  • постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
  • будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
  • не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
  • сохранит неуверенность в себе на многие годы;
  • не будет решать сложные проблемные ситуации;
  • будет в одиночестве;
  • возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).

Что делать?

Самое важное, чего не следует допускать по отношении к замкнутому ребенку – это применение силы (моральной и физической). Психологи рекомендуют следующие подходы:

  • воспринимать ребенка таким, каков он есть;
  • меньше говорить самому в общении с ним;
  • рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях);
  • в разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;
  • научить его осознавать свои страхи, обиды;
  • выявлять и прорабатывать страхи через игру, рисование (можно предложить нарисовать мальчика или девочку – соответственно своему полу; сначала эти рисунки будут слишком правильными, без эмоций; ребенку нужно предложить рассказывать о герое рисунка (игры), но не стоит ждать результата сразу);
  • в раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;
  • подкреплять, хвалить решительность ребенка;
  • постараться узнать причины, проблемы и помочь их разрешить, подсказать стратегию (самому решать только при угрозе жизни и здоровью ребенку);
  • помочь справиться с комплексами и страхами.

Если самостоятельная работа над проблемой не дает результатов, тогда ребенку сможет помочь психолог. Он в работе с такими детьми часто используют экспрессивные техники. Применяется рисование, лепка, упражнение с предложениями, начинающиеся с «Я…», подход «здесь и сейчас» также является очень действенной помощью. Сначала происходит осознание своих страхов, огорчений и обид, далее проводится психокоррекция.

В целом, замкнутость – это всего лишь сигнал. Справившись с причинами, ты непременно освободишь своего ребенка. Главное, вовремя обнаружить и исправить. Разбей «скорлупку» ребенка, но очень, очень бережно.

1) Замкнутый – отчуждённый, сдержанный, отдалённый.

Замкнутый ребёнок – отдалённый ребёнок, испытывающий потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира.

2) Причины нарушений. Застенчивый ребёнок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти умения. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться.

Такие дети почти не причиняют беспокойства, поэтому взрослые как правило довольны ими.

3) Признаки. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительные расставания с близкими, они плачут, нервничают и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.

Чтобы это преодолеть с ребёнком нужно чаще разговаривать, родители должны чаще говорить, что они любят своего ребёнка, что он им нужен. Вообще эмоциональная нестабильность является характерной чертой замкнутых детей.

Такие дети могут говорить очень тихо, почти шёпотом. Могут держаться в стороне от всех, бояться присоединяться к группе сверстников или предпринять что-то новое. Они часто одиноки, у них нет друзей или их слишком мало. Замкнутые дети всё таят внутри себя.

4) Портрет. Замкнутые дети – это интроверты. Они неконфликтны, отзывчивы, ответственны, но, к сожалению, с трудом решаются на какое – либо действие, но если начинают дело, то делают его безукоризненно, настойчиво, упорно.

Минусы – излишняя мнительность, злопамятность, способность к непредсказуемым действиям, плохо переносят неудачи – теряют при этом уверенность в себе и своих способностях, поэтому всё время нуждаются в стимулах и позитивном отношении к себе.

5) Коррекция. При работе с застенчивым ребёнком близкие взрослые стараются сформировать у него коммуникативные умения, а если ребёнок замкнутый, то работа должна быть прежде всего направлена на формирование желания общаться и развития коммуникативных навыков у ребёнка.

Если в семье растёт замкнутый ребёнок, нужно расширить круг его пассивного общения. Советы:

берите малыша с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда где бывает много людей;

общайтесь в присутствии малыша с незнакомыми ему людьми;

не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу;

нужно создать такие условия, чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте его по голове или возьмите себе на колени;

подчёркивайте преимущество и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали и какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

если вы заметили, что, несмотря на это ребёнок становится всё отчуждённее и более замкнутым, обратитесь за консультированием к психологу;

постарайтесь привлечь ребёнка к вынужденному общению – попросите сделать покупку, узнать который час и т. п.

«Закончи предложение» (я хочу…, я умею…, я смогу… и т. п.);

Совместные настольные игры;

Фантастический рисунок;

Любые сюжетно-ролевые игры.


“Марионетка”
Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение нацелено на понимание чувств другого. Можно побывать в чужой шкуре. В процессе тренинга в различных ролевых ситуациях руководитель сможет побыть в роли подчиненного, и...

Готовность к выполнению функций руководителя
Предприниматель, открывающий предприятие в сфере малого бизнеса, должен быть готов к тому, что ему придется в той или иной форме выполнять функции руководителя по отношению к его сотрудникам, даже если их не более двух-трех человек, и все они – близкие родственники. Может показаться, что совместная работа с членами семьи избавит от необ...

Понятия физического и психического здоровья: норма, патология
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», – записано в уставе Всемирной организации здравоохранения. В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и психическое. Духовное здоровье человека зависит от си...