Возрастные периоды жизни человека. Возрастная классификация всемирной организации здравоохранения Возраст 45 лет женщине как называется

Брату

Каждый раз, достигая возраста, цифра которого заканчивается на 0, мы внутренне вздрагиваем. Трудно сказать, что на нас так сильно влияет – магия цифр или тот факт, что мы, как говорят в народе, размениваем следующий десяток, но настроения это нам совсем не улучшает. Психологи не видят в это ничего удивительного, ведь мы имеем дело с очередным возрастным кризисом. В течение жизни их может быть несколько.

"Я ведь взрослая уже"

Первый взрослый возрастной кризис приблизительно соответствует 20 годам, хотя начаться он может на несколько лет раньше или позже. Как правило, он связан с тем, что человек, который еще вчера был школьником или студентом, именно в это время выходит во взрослую жизнь и на него сразу же обрушивается множество проблем.

Во-первых, нужно искать работу. В отличие от советского времени, когда выпускников высших и средних учебных заведений – так называемых молодых специалистов – трудоустраивали почти автоматически, иногда даже вопреки их воле, сегодня никто этим не занимается. Что же до потенциальных работодателей, то они неохотно берут на работу вчерашних студентов, поскольку у тех нет опыта работы. К тому же нужно решать и жилищный вопрос, особенно если уже есть семья, но нет возможности жить в квартире родителей. Впрочем, отсутствие семьи тоже оптимизма не добавляет: когда "подруги замужем давно", а мы о принце только мечтаем, возникают мысли о собственной несостоятельности.

Происходит это после периода относительного безбедного и беспроблемного существования – как известно, "от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год". Поэтому неудивительно, что время это кризисное и, несмотря на молодость, вместо радости приносит огорчения. Правда, кризис смягчает то, что у человека много иллюзий, ведь он считает, что у него еще вся жизнь впереди, и это соответствует истине.

Подведение первых итогов

Еще один кризисный возраст – плюс-минус 30 лет. Если до этого времени наши надежды нарастали, нам кажется, что мы еще все успеем, то после 30 люди начинают подводить первые жизненные итоги во всех отраслях своей жизни. Хотя делать этого и не хочется. "Как же так, – думает человек, – я же только начал жить, а оказывается, что половину жизни уже прошел? Так быстро?! А что дальше?" В народе считается, что если до этого человек, образно говоря, только "едет на ярмарку", то после 35 лет он начинает с нее возвращаться.

Тем не менее, хотим мы этого или нет, итоги подводить приходится, и тут имеет значение все: есть у человека свое жилье или нет, хорошая ли у него должность, обзавелся ли он семьей и детьми, где он отдыхает и на каком автомобиле ездит. Примечательно, что ни те, кто добился какого-то успеха, ни те, кто считает себя неудачником, результатами, как правило, недовольны. Первым кажется, что они уже сделали все, что могли, и уперлись в некий "потолок", вторым, что, коль скоро у них сейчас ничего нет, то уже и не будет.

Getty Images/Fotobank

Сорок лет бабий век

Плюс-минус 40 лет – классический кризис среднего возраста, сопровождающийся глобальной депрессией. Женщины переживают его менее заметно, нежели мужчины, поэтому не так сильно заставляют страдать своих близких. Но это вовсе не значит, что он обходит нас стороной.

Больше всего представительниц прекрасного пола в этот момент волнует не работа и карьера, как это бывает у мужчин, а внешность. Разумеется, в 40 лет видишь в зеркале совсем не то, что в 20, и это сказывается на настроении и восприятии мира. Вот и кидаются дамы, как говорится, во все тяжкие: становятся завсегдатаями косметологических клиник, оставляя там целые состояния, и ложатся под нож пластических хирургов , что, как известно, тоже является не самым дешевым удовольствием.

Впрочем, наша жизнь вносит коррективы во все, в том числе и в психологические процессы. Чем больше женщины занимаются исконно мужскими делами – бизнесом и политикой , тем чаще они переживают кризис среднего возраста по мужскому сценарию, для которого характерна потеря жизненных ориентиров, переоценка ценностей и резкие перемены в жизни и карьере. Правда, в отличие от мужчин, женщины переживают не только из-за карьеры, но и из-за личной жизни. К 40 годам у женщины, которая все свое время и силы отдает работе, как правило, нет ни семьи, ни детей. И обзавестись всем этим, в силу возрастных особенностей, становится все труднее и труднее. Но женщины, даже самые мужественные, легче адаптируются к неблагоприятным обстоятельствам. Поэтому в ответ на поговорку "сорок лет – бабий век", придумана другая, согласно которой в "сорок пять – баба ягодка опять".

Пятьдесят не шестьдесят

Вообще-то, психологи считают, что, "перебесившись" в 40-45 лет, к пятому десятку мы должны прийти к эмоциональной стабильности. На самом деле кризис плюс-минус 50 – довольно болезненный и тоже сопровождается психологической "ломкой". В это время нас больше всего печалит замаячившая на горизонте старость и ее верная подружка, пенсия: все это выстраивается в элементарный логический ряд – раз пенсионерка, значит, старушка, а такие мысли хоть кого выбьют из колеи.

Избавиться от грустных мыслей несложно – нужно наполнять жизнь делами, тогда она не кажется скучной или мрачной. Говорят, что возраст больше всего пугает женщин тем, что в это время они теряют свою власть над мужчинами. Самое время вспомнить, что в жизни есть много других удовольствий – главное, уметь включить "механизм" замещения. Мужчины больше не обращают внимания? Прекрасно! Значит, займемся чем-нибудь другим – например, начнем путешествовать по миру, благо, такая возможность у нас теперь есть. Но на это, как правило, способны только эмоционально устойчивые, стабильные в психическом отношении люди. Впрочем, как и на то, чтобы не только смириться с мыслью о смерти, но и принять ее, как величайшее благо – знание о смерти позволяет нам ценить каждую минуту отмеренного нам времени и проживать ее со вкусом. Тем более что нигде не написано, что после 50 лет нельзя устроить свою личную жизнь – история знает массу примеров обратного.

За помощь в раскрытии темы благодарим психолога Дину Васильченко www.psymir.kiev.ua.

Александра Волошина

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст - от рождения до начала периода (12-13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) - от 12-13 до 16 лет у девочек и от 13-14 до 17-18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5-6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14-15 годам появляются все постоянные , кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов - пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных , наступлению менструаций у девочек и появлению у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст - от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка - 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст - от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст - от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис - , особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст - от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст - свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам - лобные и носо-губные, к 25 годам у наружных краев позади ушей, к 30 годам - подглазничные, к 40 годам - шейные, к 55 годам - на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого . В основе его определения лежат закономерности в окостенении , связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12-14 мес. у девочек и в 16-18 мес. у мальчиков. в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей . Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей . Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период , в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,- от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) - от 3 до 7 лет; 5) младший школьный - от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) - от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая и , физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной в уходе за ребенком такого возраста (см. ).

Грудной возраст . Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и . Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2-5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. ).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается . В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте ( , функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст . В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в (неустойчивость пульса, и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также .

  1. James PT, Rigby N, Leach R. The obesity epidemic, metabolic syndrome and future prevention strategies. Eur J Cardiovasc Prevent Rehabil . 2004;11(1):3-8. doi:10.1097/01.hjr.0000114707.27531.48
  2. Jorgensen M, Borch-Johnsen K. The metabolic syndrome-is one global definition possible? Diab Med . 2004;21(10):1064-1065. doi:10.1111/j.1464-5491.2004.01400.x
  3. Ford E. Prevalence of the Metabolic Syndrome Defined by the International Diabetes Federation Among Adults in the U.S. Diabetes Care . 2005;28(11):2745-2749. doi:10.2337/diacare.28.11.2745
  4. Hildrum B, Mykletun A, Hole T, Midthjell K, Dahl A. Age specific prevalence of the metabolic syndrome by International Diabetes Federation and National Education Program: The Norwegian HUNT 2 study. BMC Public Health . 2007;7(1):220. doi:10.1186/1471-2458-7-220
  5. Воевода М.И., РагиноЮ.И., ЧернявскийА.М., ЦымбалС.Ю., СемаеваЕ.В., ПолонскаяЯ.В., ИвановаМ.В.Высокая распространенность метаболического синдрома у мужчин с коронарным атеросклерозом в Сибири. Российский кардиологический журнал . 2010;1(81):65-69.
  6. Tunstall-Pedoe H. MONICA, monograph and multimedia sourcebook. Geneva: World Health Organization; 2003:237. doi:10.1258/jrsm.96.12.613
  7. Ryden L, Standl E, Bartnik M, Berghe GVd, Betteridge J, M de Boer, Cosentino F, Jonsson B, Laakso V, Malmberg R, Priori S, Ostergren J, Tuomilehto J, Thrainsdottir I, Vanhorebeek I. Guidelines on diabetes, pre-diabetes,and cardiovascular diseases: full text: The Task Force on Diabetes and Cardiovascular Diseases of the European Society of Cardiology (ESC) and of the European Association for the Study of Diabetes (EASD). Eur Heart J. 2007;28(1):88-136. doi:10.1093/eurheartj/ehl261
  8. Pasternak R. National Cholesterol Education Program (NCEP) Guidelines on the Detection, Evaluation and Treatment of Elevated Cholesterol in Adults: Adult Treatment Panel III (ATP III). ACC Cur J Rev . 2002;11(4):37-45. doi:10.1016/s1062-1458(02)00670-0
  9. Alberti KG, Zimmet P, Shaw J. Metabolic syndrome-a new world-wide definition. A Consensus Statement from the International Diabetes Federation. Diab Med . 2006;23(5):469-480. doi:10.1111/j.1464-5491.2006.01858.x
  10. Alberti KG, Eckel RH, Grundy SM, Zimmet P, Cleeman J, Donato K, Fruchart J, James W, Loria C, Smith S. Harmonizing the Metabolic Syndrome: A Joint Interim Statement of the International Diabetes Federation Task Force on Epidemiology and Prevention; National Heart, Lung, and Blood Institute; American Heart Association; World Heart Federation; International Atherosclerosis Society; and International Association for the Study of Obesity. Circulation . 2009;120(16):1640-1645. doi:10.1161/circulationaha.109.192644
  11. Рекомендации экспертов всероссийского научного общества кардиологов по диагностике и лечению метаболического синдрома. Второй пересмотр. Практическая медицина. 2010;5(44):81-101.
  12. Ford ES, Giles WН, Dietz WH. Prevalence of the Metabolic Syndrome Among US Adults: Findings From the Third National Health and Nutrition Examination Survey. Obstet Gynecol Survey . 2002;57(9):576-577. doi:10.1097/00006254-200209000-00017
  13. Никитин Ю.П., Казека Г.Р., Симонова Г.И. Распространенность компонентов метаболического синдрома X в неорганизованной городской популяции (эпидемиологическое исследование). Кардиология . 2001;9(41):37-40
  14. Симонова Г.И., Мустафина С.В., Печенкина Е.А. Распространенность метаболического синдрома в Сибири: популяционное исследование в г. Новосибирске. Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук . 2011;5(31):100-106.
  15. Erina A, Libis R, Isaeva E, Savshin D, Rotar O, Solntsev V, Zagranichnaya S, Konradi A, Shlyakhto E. Prevalence of metabolic syndrome in cities of Russian Federation. J Hypertens . 2011;29:е155. doi:10.1097/00004872-201106001-00391
  16. Mattsson N, Rönnemaa T, Juonala M, Viikari J, Raitakari O. The prevalence of the metabolic syndrome in young adults. The Cardiovascular Risk in Young Finns Study. J Intern Med . 2007;261(2):159-169. doi:10.1111/j.1365 2796.2006.01752.x
  17. Mancia G, Bombelli M, Corrao G, Facchetti R, Madotto F, Giannattasio C, Trevano F, Grassi G, Zanchetti A, Sega R. Metabolic Syndrome in the Pressioni Arteriose Monitorate E Loro Associazioni (PAMELA) Study: Daily Life Blood Pressure, Cardiac Damage, and Prognosis. Hypertension . 2006; 9(1):40-47. doi:10.1161/01.hyp.0000251933.22091.24
  18. Empana JP, Jouver X. Metabolic syndrome and risk of sudden cardiac death in asymptomatic subjects. Mets Insights . 2006;9:11-15.
  19. Шишкин С.В., Мустафина С.В., Щербакова Л.В., Симонова Г.И. Метаболический синдром и риск инсульта в популяции г. Новосибирска. Кардиоваскулярная терапия и профилактика . 2014;13(3):53-57.
  20. Maharlouei N, Bellissimo N, Ahmadi S, Lankarani, K. Prevalence of metabolic syndrome in pre- and postmenopausal Iranian women. Climacteric . 2012;16(5):561-567. doi:10.3109/13697137.2012.727504
  21. Sidorenkov O, Nilssen O, Brenn T, Martiushov S, Arkhipovsky V, Grjibovski A. Prevalence of the metabolic syndrome and its components in Northwest Russia: the Arkhangelsk study. BMC Public Health . 2010;10(1):23. doi:10.1186/1471-2458-10-23
  22. Малютина С.К. Десятилетние тренды и когортное исследование конвенционных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний в городской сибирской популяции: (по материалам проекта ВОЗ MONICA ): Автореф. дис…. д-ра мед. наук. Новосибирск; 2001. Cсылка активна на 21.09.2015. Доступно по: https://vivaldi.nlr.ru/bd000155366/view