Воспитание подростка мальчика — как воспитывать советы. Воспитание подростков: типичные ошибки родителей.

Детям

«Маленькие детки – маленькие бедки; большие детки – большие бедки» – так гласит народная мудрость. Многие родители подростков от души соглашаются с этим утверждением: казалось бы, еще вчера можно было добиться от своего чада идеального поведения, прикрикнув на него или поговорив по душам. А вот как повлиять на строптивого тинэйджера? Как воспитывать подростка? Что ни скажи – все воспринимается в штыки: либо агрессией, либо слезами… Ну, что тут можно сделать? Именно об этом мы сегодня и поговорим.

У большинства девочек также есть психологические и моральные барьеры, и они менее склонны бояться беременности. Вторая потребность - разряд напряжения - биологически обусловлена, остается под влиянием нейрогормональной системы. Он занимает передовое положение у мальчиков. Сексуальное напряжение является одним из изменений в половом созревании мальчиков, что в первую очередь связано с быстро растущей секрецией андрогенов. Их готовность к сексуальной реакции быстро растет, часто в ситуациях, далеких от эротики.

Сексуальная активность обычно принимает форму автостимуляции или может иметь место в партнерстве. Чем раньше половое созревание, тем больше сексуальное напряжение. Выбор формы разгрузки напряженности не всегда осознается и зависит от многих биологических и психосоциальных факторов.

Ваш идеальный во всех отношениях ребенок неожиданно начал вести себя странно и вызывающе? Он грубит вам и ссорится с окружающими? Отказывается посещать школу, или пропадает на улице, в компании друзей? Скорее всего, причина кроется в том, что он вступил в новый возраст, который в психологии именуется красивым словом «пубертат».

Сексуальная зрелость проявляется в появлении сексуального напряжения и способности испытывать оргазм. Эта сфера человеческого развития показывает значительные различия между обоими полами. Мальчики обычно встречаются после одного года, у девочек индивидуально очень по-разному, иногда только между годами жизни.

Самым распространенным мотивом для первых отношений мальчика является любопытство или удовлетворение ожиданий «взрослой жизни». У девочек он обычно имеет эмоциональный фон. Потому что обычно в психике есть длительные следы - положительные или отрицательные - поэтому ее нельзя принимать случайно и в примитивных условиях.

Подростковый период этот является очень непростым, как для родителей, так и для самого подростка. Это время между детством и взрослой жизнью, время перемен – приятных и не очень. Меняется не только сознание, мировоззрение, образ мышления человека – перестраивается весь его организм.

Эта перестройка характеризуется прежде всего усиленной выработкой половых гормонов и, как следствие, активным ростом костей, мышц и репродуктивных органов. У девочек увеличивается грудь и начинаются первые , у мальчиков «ломается» голос и начинают расти волосы на теле. Усиленная работа сальных желез кожи нередко провоцирует появление акне. Да что там говорить, даже пахнуть ребенок начинает по-другому: во время полового созревания увеличивается активность апокриновых желез, в связи с чем запах пота меняется, становится более выраженным. Так стоит ли удивляться, что зачастую ребенок чувствует себя не в своей тарелке и не может совладать со своими эмоциями?

Это означает совершенно иное видение сексуальной жизни. Сексуальная активность подростков намного выше у тех, кто имеет худшие оценки и менее образованных родителей. Они также проявляют большую терпимость к полу своих детей, к сожалению, с гораздо меньшей контрацепцией и отсутствием полового воспитания.

Более 30% учащихся средних школ были в первом классе за последние 10 лет, 62% в последнем классе. Число половых партнеров растет с возрастом, особенно у мальчиков. 19-летний старше своих наставников. О ее сексуальном посвящении она говорила с родителями только 10% молодежи.

Особенности воспитания подростка

Психологи называют несколько ярких черт, свойственных поведению тинэйджера. Во-первых, это очень острая чувствительность к мнению окружающих. Подросткам очень важно, что думают о них другие – друзья, одноклассники, родственники. Отсюда страстное желание «быть как все»: одеваться как сверстники, так же вести себя, пользоваться теми же гаджетами.

Исследования Издебского показывают, что 16, 6% опрошенных девочек и 61, 7% мальчиков пережили половое возбуждение до достижения возраста. Большая часть опрошенных молодежных сведений о сексе была не из семейного дома. Из этого источника только предупреждения о риске беременности или венерических заболеваний. Оказывается, современные подростки больше знают об отклонениях от нормальной сексуальности.

Во время взросления, способность внимания, внимание, обучение становятся более эффективными. Идеальная память: прямая и продолжительная, произвольная и логичная. Мышление развивается, и особенно его высший уровень - абстрактное мышление. Это позволяет увеличить рефлексивность и критику, столь характерные для молодежи.

Во-вторых, практически все дети в этом возрасте отличаются безапелляционностью и максимализмом, причем, как ни парадоксально это звучит, их мнение по разным вопросам может меняться с поразительной быстротой. В-третьих, резкие смены настроения и эмоциональная неустойчивость: сегодня он ласков и внимателен, завтра – груб и эгоистичен; сменяется развязностью на грани эпатажа, а протест против признанных ценностей и авторитетов уживается с обожествлением кинозвезд и популярных исполнителей.

Высокая восприимчивость быстро выявляет ошибки и несоответствия в действиях. Это часто относится к родителям. Критически важные и ненадежные отношения особенно критично оцениваются. Молодые люди хотят обсудить, показать много изобретательности, подчеркнуть их индивидуальность, например, эксцентричную прическу или нетрадиционное поведение.

Независимость мысли - это особенность творческих личностей, иногда очень талантливых. Среднюю школу редко можно творчески использовать. Желания и амбиции часто выражаются в снах, особенно у девочек. Выражения динамического умственного развития также часты в этот период жизни, творчество обычно выражается словами, в виде стихов, мемуаров, историй, газет и т.д. динамично развивающийся интерес к музыке. Как воспринимает Ирена Обуховска, «характерная для предыдущих поколений чтение проходов уступает место телевидению» и в Интернете.

Как общаться с подростком?

Уживаться, и уж тем более воспитывать подростка бывает нелегко. Приступы немотивированной агрессии, непомерные амбиции, замкнутость, скрытность или, наоборот, постоянные «тусовки» с друзьями, которые проводятся на вашей территории – все это делает общение с ребенком процессом сложным и местами болезненным.

В течение этого периода жизни чаще всего выражаются социальные чувства, обычно с сильным положительным оттенком, такие как альтруистические взгляды или дружеские отношения, часто страдающие на долгие годы. Необходимость социального контакта и признания также можно найти в организации неформальных отношений сверстников со схожими интересами их членов, не всегда социально приемлемых. Часто возникают тревоги, которые проявляются в вегетативных симптомах и обусловлены спецификой учебной среды - школьной тревоги.

Некоторые молодые люди представляют свое недовольство гневом, которое может вызвать агрессию. В основе этого типа поведения лежит, как правило, разочарование, вызванное трудностью достижения намеченной цели. Эмоциональная зрелость, или способность отложить реакцию и контролировать их, развивается. «Романтизм в опыте мира, - замечает Обуховска, - является одной из характерных черт молодежи, которая постепенно исчезает в пользу реализма».

Однако не все так страшно: если вы хотите, чтобы в вашей семье царил мир и покой, придерживайтесь нескольких простых рекомендаций. Выберите определенную линию поведения и придерживайтесь ее до конца. Если сегодня вы строги и неприступны, а через неделю начинаете во всем ему уступать и стремиться завоевать его расположение, ничего хорошего не ждите. Разумнее будет придерживаться золотой середины в воспитании подростка: не потакайте ему во всем, но и не душите его контролем и опекой.

Формирование мировоззрения и идентичности

Одной из наиболее сложных проблем подросткового возраста является развитие нравственных установок. Независимо от теорий и точек зрения, детерминанты нравственного развития лежат в основе влияний семьи и среды сверстников, что также важно для поведения молодых людей. Власть родителей и закономерности поведения, часто возникающие в результате признанной религии, инициируют инициирование подобных ценностей и отношений на начальном этапе. Несмотря на участие детей в семейной жизни, авторитет родителей постепенно уменьшается.

Старайтесь избегать ссор на повышенных тонах, скандалов и выяснений отношений, особенно публичных. Спокойный, ровный, доброжелательный диалог – так и только так можно повлиять на тинэйджера. Общайтесь с ним как со взрослым человеком: если в его поведении вас что-то не устраивает, говорите ему об этом. В то же время он должен чувствовать, что вы со своей стороны готовы оказать ему всяческую поддержку, выслушать его и понять.

Если молодой человек не находит признания в семье, если есть конфликт в семье, он или она может добиваться признания среди сверстников и принимать модели поведения, которые часто расходятся с общими социальными установками. Такие выборы не являются постоянными. Молодежь характеризуется моральной нестабильностью, нестабильностью поведения. Формирование моральной зрелости во многом определяется уровнем интеллекта и социального опыта личности. Период подросткового возраста - это всего лишь время выбора, а также нравственное и рефлексивное отношение к ним.

Самооценка подростка

А вот чего делать не стоит, так это шантажировать его, унижать и сравнивать с другими детьми. Не забывайте, что в возрасте 12 – 16 лет крайне нестабильна: неосторожно сказанное слово может нанести его психике серьезный ущерб. Вы ведь не хотите «наградить» его комплексами и неврозами? В таком случае постарайтесь не критиковать его внешность, манеру одеваться, поведение. Выражения вроде «настоящие мужчины так себя не ведут», «не стоит надевать эту юбку с такими толстыми ногами», «ты выглядишь просто нелепо» и т.д. совершенно недопустимы.

Поскольку молодежь воспринимает, что соблюдение моральных норм может затруднить жизнь, нужно прежде всего стремиться к формированию устойчивой иерархии ценностей, предполагая, что высшие, которые служат общему благу и взаимной терпимости. Выращивание также является временем формирования мировоззрения. Этот процесс не без труда основан на приобретенных знаниях и опыте, способности к размышлению и рациональному выбору. Интеллект, чувства, мотивация и моральные отношения будут влиять на развитие мировоззрения.

Для «шатких» эмоционально молодых людей - это изменения в убеждениях мировоззрения и даже в результате критических установок - полное отвержение традиционного взрослого мировоззрения. По мнению Обуховского, внутриличностные преобразования, которые происходят в подростковом возрасте, заканчиваются смыслом собственной жизни. Это часто наблюдается, часто в последнее время только через материальную призму. Он может найти выражение в нигилистических и циничных, а также идеалистических установках. Отсутствие авторитета и исчезновение традиционных ценностей сильно затрудняют формирование мировоззрения.

Если, на ваш взгляд, его внешний вид нуждается в корректировке, сообщать об этом следует деликатно и ненавязчиво. Можно предложить сыну вместе пройтись по магазинам, дочь отвести к своему парикмахеру и косметологу. Проблемы с лишним весом решаются не насмешками и ограничениями в еде – лучше запишите ребенка на танцы или аэробику, попробуйте увлечь каким-нибудь спортом.

Выращивание - это также время, чтобы искать вашу личность. Это выражается, например, при попытке изменить или проверить себя. Молодые люди знакомятся друг с другом по сравнению с другими людьми и самонаблюдением. Выявление себя может быть выражением вашего желания делать независимый выбор, особенно о вашей школе или профессии. Тогда может родиться страх ответственности за решения. Экологические и интеллектуальные различия могут определять необходимость поддержки.

В подростковом и подростковом возрасте есть признаки отдаленных целей и интенсивных усилий по их достижению. Они варьируются в зависимости от условий, в которых живут молодые люди. Создаются новые типы мотивации, меняется содержание и организация эмоциональных переживаний. Трудности, возникающие в течение этого времени, включают Познать свою жизнь.

Наконец, не забывайте о главном: каким бы задиристым и вредным не казался подросток, он остро нуждается в вашей поддержке и участии. Такие качества, как мудрость, выдержка, терпение и доброта, сослужат вам неоценимую службу в воспитании ребенка. Общайтесь с ним, слушайте его, будьте готовы помочь ему – и у вас обязательно все получится.

Объем мотивации часто расширяется в сторону социальных проблем и поиска красоты. У мальчиков есть потребность в действиях, в сочетании с любопытством и любовью к риску. Свободное время посвящает молодых людей различным видам индивидуальной деятельности, развивая их собственные интересы, такие как Интернет, музыка, туризм или спорт. В последние годы различные формы сбора и чтения исчезли. Социальный контроль такой индивидуальной деятельности можно найти в клубах или кругах, представляющих интерес.

Основные проблемы и риски для здоровья молодежи в основном являются биопсихосоциальными. Дефектный образ жизни и анти-здоровье. Аномальное питание, низкая физическая активность, курение, чрезмерное употребление алкоголя, использование психоактивных веществ. Риски в социальной среде.

Воспитание подрастающего поколения – важная задача современного общества, которая является частью современной политики государства. От того, насколько эффективна она будет решена, зависит будущее страны. Ведь устройство правового государства с демократическими устоями невозможно без воспитания духовно богатой, социально ответственной и здоровой личности.

Пауверизация значительной части общества, усиление патологии социальной жизни. . Физические опасности. На более позднем этапе подросткового возраста, после года жизни, часто бывает «молодежный кризис», проявляющийся в усилении эмоциональных проблем и даже поведенческих аномалиях, часто отступающих от общепринятых социальных норм. Наибольшая высота социального протеста растущего поколения, однако, существует между временем жизни, когда формируется ее самобытность и автономия. Принятие партнерства со взрослым ребенком или дочерью может уменьшить нежелательные отношения и поведение.

Воспитание подрастающего поколения подразумевает целенаправленную работу педагогов, психологов, социологов и родителей.

Каждый возрастной этап становления личности характеризуется особенностями, трудностями и приоритетами. Подростковый возраст не исключение.

Это один из самых сложных периодов развития молодой личности. Особенности воспитания подростков в том, что молодые люди, стремящиеся к активной самостоятельности, считающие авторитет сверстников выше родительского, начинают бунтовать против всех известных им правил.

В конце подросткового возраста наблюдается стабилизация интереса, обычно с его собственными способностями, и в сочетании с социальными действиями, часто в сотрудничестве со взрослыми. Социальная зрелость, выраженная в готовности выполнять социальные роли, из-за продления учебного времени и подготовки к профессии, достигается между годами жизни. Прежде чем это произойдет, Обуховска предлагает лечение подростков-подростков в соответствии с 10 основными принципами.

Декалог юности

Приемлемость Надежность Надежность интимности Равенство обязательств Стабильность Запрос Последствия Сопровождение юмора. Ежевский А.: Эротическое развитие. Здоровье и психосоциальные проблемы и потребности. Обзор социологической исследовательской лаборатории Сопота. Новаковская Е.: Первые десять раз. Обуховская И.: путь взросления. Развитие личности можно разделить на восемь периодов - от рождения до старости, каждый из которых имеет характер прорыва развития в пределах определенного умственного свойства.

Этот период сложен и для ребенка, и для родителей.

Половое созревание

Период личностного становления в переходном возрасте принято разделять на 3 этапа:

  • Ранний период (с 12 до 14 лет);
  • Средний (с 14 до 16 лет);
  • Поздний (с 16 лет).

Отметим, что сложность переходного возраста кроется в физиологических причинах. В этот период происходит половое созревание и формирование вторичных половых признаков.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому половое созревание происходит в разное время. Как правило, у девочек оно начинается раньше (в 11-12 лет), у мальчиков немного позже (к 12-13 годам). Появляется менструация у девушек, юноши сталкиваются с эякуляцией. Начинается интенсивный рост мышечной и костной массы, развитие внутренних органов немного отстает.

Эта неравномерность развития вызывает нарушения кровообращения, поэтому дети чувствуют слабость, головокружение, может ощущаться похолодание конечностей.

Все эти новые проявления организма вызывают беспричинную раздражительность, смену настроения, упрямство.

Взрослые должны быть внимательны к детям в этот период, грамотно подбирая и используя методы воспитания подростков.

Замечено, что воспитание подростка проходит сложнее в семьях, где только один ребенок. Это период сложен и для детей, которые с каждым годом становятся взрослее и самостоятельнее, и для самих родителей. Как правило, тяжелее переносят его взрослые, хотя от мудрости их решений зависит, насколько продолжительным будет этот период. Ценить и любить ребенка таким, какой он есть, – главная задача мам и пап.

Рассмотрим проявление возрастного кризиса поэтапно.

Ранний период подросткового возраста

В 12 лет характер ребенка практически сформирован. Бывший малыш превращается во взрослого человека. Во всяком случае, он так считает. Ребенок требует самостоятельности.

В организме происходят определенные изменения, которые влияют на поведение: появляется беспричинная агрессия и раздражительность.

Двенадцатилетний человек еще не взрослый, но уже и не совсем ребенок. От того, как родители будут реагировать на проявление его возрастных изменений, будет зависеть его отношение к себе и окружающим.

В этот период родители должны рассказать о переменах, которые происходят и будут происходить в подрастающем организме. Ребенок должен быть готов, что скоро станет взрослым. Поясните, что через эти изменения проходили все люди, и родители не исключение.

12 лет, как правило, возраст первой любви. Однако изменения в гормональной сфере не всегда правильно позволяют реагировать на объект своей симпатии. Мальчики вместо галантных ухаживаний часто могут проявлять агрессию. Родителям важно предотвратить подобные проявления, проведя разъяснительную беседу.


Отметим, что у многих юношей половое созревание может наступать позже (в 13 лет, а то и в 14 лет).

В любом случае, уже в этом возрасте нужно связывать воспитание подростков и сексуальное влечение, которое развивается по мере взросления.

Что касается воспитания девочек, то нужно отметить важную роль матери, которая должна всегда быть рядом с дочерью в этот сложный период. От того, насколько между ними доверительные отношения, будет многое зависеть.

Важно ненавязчиво интересоваться, с кем дружат дети, как ведут себя их друзья. Предоставляя свободу детям, осуществлять негласный, незаметный для них контроль.

Признаки переходного периода в 12-13 лет:

  • Подросток перестает интересоваться учебой;
  • Часто нарушает дисциплину, проявляет неуважение к старшим и агрессию;
  • Развиваются комплексы и неуверенность в себе;
  • Появляется сложно контролируемое поведение.

Воспитание подрастающего поколения в подростковый период — тяжелая задача для взрослых. Им важно запастись терпением, стараться быть рядом тогда, когда ребенок в этом нуждается. На агрессию подростка отвечать лаской, разговаривать, выяснять, принимать и понимать. И тогда в 14 лет, когда ребенок станет еще взрослее, между взрослыми и детьми не будет пропасти непонимания.


Средний период кризиса

Глядя на повзрослевшего юношу или сформировавшуюся девушку, родители понимают, что их чадо уже не ребенок. Он практически взрослый и сформировавший человек. Возраст 14-15 лет можно по праву считать пиком переходного возраста. Малыш превращается во взрослого человека со своими стремлениями и мечтами. Вот только как себя вести при этом, что делать и как быть в четырнадцать лет он еще не понимает. Грубость, неусидчивость, желание переделать мир и всех окружающих, уверенность в полном непонимании со стороны взрослых преследуют молодых людей, вызывая серьезные психологические проблемы.

Такие ли они трудные?

Детей, которые остро реагируют на все возрастные изменения, называют трудными подростками. Почему их так называют?

Воспитание трудных подростков ничем не отличается от воспитания других детей такого же возраста. Просто им нужно немного больше внимания и понимания. Ведь начиная курить, употреблять спиртное и наркотики, преступая закон, дети в 14-15 лет в первую очередь хотят обратить на себя внимание. Им хочется стать равноправными личностями, с которыми будут считаться.

Воспитывать трудного подростка нужно начинать с выяснения причин, которые побуждают его вести себя таким образом. Возможно, он не находит поддержки в семье, а может в школе унижают и не принимают его как личность.

Почему появляются трудные подростки? Что этому способствует?

  • Неполная семья, которая не может показать пример гармоничных отношений;
  • Постоянные конфликты родителей по любым вопросам: личные отношение, материальная составляющая, воспитание ребенка.
  • В процессе взросления детей родители часто применяли телесные наказания, чем вызвали ответную реакцию и агрессивное отношение к окружающим;
  • Отсутствие эмоциональной привязанности между взрослыми и подростками;
  • Родители много (гиперопека) или мало (отсутствие воспитания) занимались чадом в детстве;


Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение «трудного» поведения у подростков 14-15 лет непосредственно связано с их родителями.

Помочь справиться с этой непростой ситуацией сможет психолог. Ведь воспитание детей в семье не увенчалось успехом.

Для того чтобы изменить поведение юношей и девушек понадобится немало времени. Взрослые должны понимать, что изменения в воспитании будут постепенными и непрерывными.

Психолог научит подростка заново поверить в себя, в уважение и любовь окружающих. Покажет возможность реализации себя в различных сферах: образовании, искусстве, спорте. Разовьет умение принимать волевые решения. Ведь воспитание воли является важной составляющей работы с трудными юношами и девушками.

Важно на этом этапе становления личности прививать навыки здорового образа жизни, ведь вредные привычки вряд ли содействуют гармоничному развитию личности.

Толерантность и подросток

Воспитание подрастающего поколения тесно связано с понятием толерантность.

В подростковом возрасте, когда насмешки окружающих вызывают серьезные психологические травмы, молодой человек может оказаться на любой стороне баррикад.

Отметим, что нетерпимость к другому человеку может основываться на национальных, религиозных, социальных, а также половых различиях. В школьном возрасте предметом насмешек становятся особенности внешнего вида, интересов, привычек и увлечений.

Воспитание толерантности у подростков формирует навыки независимого мышления, критического осмысления суждений. Оно основывается на моральных принципах, привитых детям.

В образовании использование способов и приемов для воспитания толерантности необходимо. Для этого можно использовать произведения классической литературы и фильмы. Весьма эффективны диалоговые формы работы.

От того, насколько грамотно проведено воспитание милосердия у младших школьников, зависит успешность работы по развитию толерантного поведения у юношей и девушек в 15 лет.


Гигиена – помощник здорового образа жизни

Воспитание подрастающего поколения затрагивает и вопросы гигиены.

Как уже было отмечено, организм ребенка с 12 до 15 лет претерпевает сильные изменения. Гормональный всплеск способствует изменениям всего организма. Поэтому гигиенические основы физического воспитания детей и подростков должны стать важной частью общего воспитания.

Главную роль в гигиеническом воспитании играет, безусловно, семья. Основы гигиены закладываются в раннем детстве и на протяжении всего периода взросления имеют первостепенное значение.

Помимо основных гигиенических правил, которыми ребенок овладел в раннем детстве в семье, должна проводиться систематическая работа в школе, раскрывающая сущность взаимосвязи гигиены и здоровья.

Гигиеническое воспитание детей зависит от уровня подготовки учителей и родителей. Помощь в этом вопросе окажет школьный врач или медсестра, в обязанности которых входит санитарно-просветительская работа и санитарно-педагогическая пропаганда.

Для того чтобы гигиеническое воспитание было успешным, необходимо организовать правильную санитарно-гигиеническую среду, а также демонстрировать свое поведение в качестве примера.

Санитарно-гигиеническое состояние дома, в котором проживают дети, должно контролироваться педагогическими учреждениями и соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.


В заключении.

Не всегда большое количество времени, потраченное на общение с ребенком-подростком, принесет пользу. Можно бесконечно читать нотации, рассказывая о том, как и что нужно делать. Только в этом случае не решится проблема переходного возраста. Помочь взрослеющей личности можно тогда, когда воспитывающий сам обладает теми качествами, которые хочет привить своему чаду.

Ребенка нужно любить, слышать, понимать. Или хотя бы попытаться сделать это.