Мой ребенок неусидчивый, что делать? Неусидчивый ребенок. Советы психолога

Своими руками

Гиперактивность и неусидчивость ребенка зачастую доставляют слишком много хлопот его родителям. Ведь у них нет столько сил и энергии, чтобы уследить за каждым шагом своего маленького шустрого проныры. Подобная ситуация не самым лучшим образом сказывается на эмоциональном, психологическом и физическом состоянии родителей.

А, следовательно, и на отношениях в семье в целом. Ведь на фоне хронической усталости родители становятся более агрессивными, раздражительными и пытаются усмирить свое чересчур активное чадо всеми возможными способами.

Упрекать ребенка в его гиперактивности так же бессмысленно, как и наказывать его за это. При должном подходе и максимальном запасе терпения подобная особенность поведения может быть направлена в более «мирное» русло или со временем просто сведена на нет.

Для того чтобы справиться с чересчур активным ребенком, психологи советуют не ругать его (если только он действительно не сделал что-то предосудительное). Криком и угрозами, как правило, добиться ничего не удастся, кроме обратного результата. В крайнем случае, вы только запугаете своего отпрыска, что повлечет за собой целый ряд дополнительных проблем поведенческого характера.

Прежде всего, постарайтесь понять причины повышенной активности вашего ребенка. Их может быть несколько. И уже в зависимости от первопричины следует выбирать сценарий, по которому вы будете воздействовать на свое чадо.

Причины неусидчивости

Среди главных факторов, из-за которых ребенок не обладает усидчивостью, следует выделить следующие:

  • Ребенок не в состоянии справиться с урегулированием своих моторных функций. В этом случае его активность и неутомимость вызвана не тем, что он хочет досадить взрослому и из-за этого не перестает бегать по комнате, а потому что он просто не может этого сделать самостоятельно.
  • Ваш малыш не может долго концентрироваться на одном и том же действии. Практически все дети не способны подолгу делать что-то одно, это ни для кого не секрет. Но если ваше чадо не в состоянии усидеть даже пяти минут за одним и тем же занятием, а хватается за все подряд без разбору, то в этом случае родителям стоит обратить на это особое внимание.
  • И, наконец, ваш ребенок просто может быть слишком подвижным из-за того, что ему действительно некуда девать энергию, которая плещет через край.

Как бороться с неусидчивостью?

Методы борьбы с неусидчивостью у ребенка зависят от причины, вызывающей такое нарушение поведения.

  • С оздайте ребенку спокойную атмосферу. В случае, когда ребенок не может самостоятельно регулировать свои моторные функции, родителям приходится брать на себя роль «регуляторов». Крайне необходимо составить для такого ребенка режим дня и четко следовать всем его пунктам. Если вы договорились, что в 8 часов вечера вы его купаете, читаете на ночь сказку, и он засыпает, значит, так оно и должно быть. Никаких «но», «уважительных причин» и «пяти минуточек». Режим есть режим.

Создайте для своего гиперактивного чада гиперпредсказуемый микромир. Все вещи должны быть на своих местах, все должно быть предсказуемо, просто и понятно. На любую ситуацию, которая выходит за рамки понимания вашего малыша, он будет реагировать бесполезной суетой – криками, бегом, топаньем ножками.

Поэтому, если ваш ребенок проявляет слишком большую активность не по делу, значит, он чем-то напуган, взволнован или раздражен. Он просто пока не может по-другому выражать свои эмоции.

Для того чтобы по максимуму упорядочить микромир вашего малыша, недостаточно только одного порядка в доме и определенного алгоритма действий перед сном. Для него должно быть создано как можно большее количество ритуалов.

Во-первых, это может быть интересно и самому малышу, особенно если облечь эти ритуалы в какую-нибудь игровую или сказочную форму. Во-вторых, ритуалы создают максимально жесткий режим дня, от которого при правильном его построении ребенок сам не захочет отклоняться.

  • Проводите с ребенком индивидуальные занятия, концентрирующие внимание . В случае, когда ребенок не может сконцентрировать внимание на чем-то определенном, родителям следует насторожиться. Невнимательность же проявляется по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Причина того, что ребенок не желает участвовать в играх или занятиях с другими детьми, может крыться в следующем: малыш просто не в состоянии уследить за всем и сразу, не может выполнить тех заданий, которые от него требуют. Хотя дома может делать все то же самое и с большим удовольствием.

Дело в том, что на занятиях педагоги пытаются унифицировать задания, чтобы все делали одно и то же действие. А малышу в этот момент совершенно не хочется, к примеру, лепить из пластилина кошечку, он лучше посидит в уголочке и полистает картинки в интересной книжке.

Есть также и другая сторона этой медали. Ребенок участвует в занятиях с остальными детьми, но постоянно им мешает, отвлекает, донимает разговорами, задирается или дразниться. Опытные педагоги, подметив такое поведение ребенка, чаще всего отвлекают его на какие-то более полезные занятия.

Скажем, вместо того, чтобы лепить ту же самую пластилиновую кошечку, его просят принести что-либо, полить цветы, помочь в чем-то или куда-то сходить. Как правило, такая модель поведения взрослого в полной мере оправдывает себя по отношению к гиперактивным детям, не способным концентрироваться на чем-то одном.

Родителям психологи советуют, прежде всего, не отдавать своих гиперактивных чад в детские группы, построенные по школьному типу, где дети все вместе сидят за партами и делают одно задание на всех. По крайней мере, до 6-ти лет гиперактивным детям точно нечего делать на подобных занятиях.

Если же ситуация вокруг вашего непослушного, задиристого и слишком активного чада начинает чересчур накаляться из-за его поведения, которое не вписывается в рамки детского коллектива, не стоит ждать, пока вас попросят больше не приходить. В этом случае лучше уйти самостоятельно.

Дело только в том, как вы объясните это вашему малышу. Не стоит говорить ему, что он плохо себя вел, и поэтому вам нужно теперь искать для него новый детский садик или новую секцию. Просто скажите, что предыдущий коллектив для него не подходил, поэтому нужно искать такой, который был бы как раз для него.

Если же вы решили проводить занятия с ребенком самостоятельно, помните, что данные занятия должны проходить на одном дыхании по заранее подготовленным материалам и без задержек. Потому как по времени они будут очень короткими.

Внимание ребенка будет сконцентрировано на том, что вы от него требуете от силы 5 пять. И, если за эти 5 минут вы сами отвлечетесь на поиск какого-то материала или же на обдумывание следующего задания, можете считать, что занятие окончено – внимание ребенка будет потеряно.

  • Запишите ребенка в спортивную секцию. Если же ваш ребенок просто не может усидеть на месте, направьте его подвижность в «мирное» русло. Отдайте его в спортивную секцию или какой-либо другой кружок, занятия на котором будут сопряжены с постоянной физической нагрузкой и непрерывной деятельностью.

Однако отдавать малыша в какие-либо секции нужно исключительно с его согласия. Потому как без особого желания со стороны ребенка никакого положительного результата они не принесут. Ребенок будет «отлынивать» от занятий, отказываться их посещать. А принуждение к посещению нелюбимой секции в будущем может привести к совершенно непредсказуемым результатам. Ребенку должно нравиться абсолютно все, начиная от вида спорта и заканчивая тренером.

Психологи также советуют родителям организовать дома спортивный уголок, где ребенок может бегать, прыгать и кувыркаться в свое удовольствие. Благо, таких спортивных комплексов в наши дни можно найти превеликое множество в детских и спортивных магазинах.

Кроме всего вышеперечисленного, психологи советуют также применять закаляющие приемы. К примеру, обливание холодной водой. Этот метод, хоть и довольно банален, но крайне эффективен. Выброс хорошей порции адреналина с самого утра в сочетании с улучшением кровообращения и снабжения мозга кислородом – именно то, что нужно вашему гиперактивному чаду.

Неусидчивость. В каком случае следует обращаться к врачу

Если из-за чрезмерной активности и неусидчивости вашего ребенка страдает его успеваемость и возникают трудности при близком общении с ним.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ СИМПТОМЫ

Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки поймать колибри с помощью аркана.
Часто, когда родители решают обратиться к врачу в связи с возникшими проблемами, их терпение достигает предела, они больше не могут выносить его поведения.

Можно перечислить целый ряд причин неусидчивости ребенка.

Такое поведение может быть связано с расстройствами слуха или зрения, заболеванием щитовидной железы, недостаточными умственными способностями, скукой, депрессией, тревогой, интоксикацией свинцом, насильственными действиями на сексуальной почве, психическими заболеваниями и побочным действием некоторых препаратов.

В этом случае необходимо провести тщательную диагностику. Детские клиники с современным оборудованием вам помогут. Возможно, вам придется провести такое обследование в зарубежной клинике. Сегодня вполне доступно лечение в Израиле , Германии и других странах. Вы можете совместить семейный отдых с обследованием вашего ребенка в одной из частных клиник Израиля.

Еще одной причиной неусидчивостью являются расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей в США.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.

ЛЕЧЕБНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ СИМПТОМОВ

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.

Во многих странах Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.

Обдумайте вопрос о медикаментозном лечении. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие средства, как например, риталин. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)

Однако все подобные препараты обладают побочным действием. В некоторых случаях оно выражено слабо -- в виде снижения аппетита и бессонницы. В редких случаях при побочном действии препаратов отмечаются тики лицевой мускулатуры, сердечные расстройства или нарушения со стороны печени. Попросите врача, чтобы он объяснил вам все возможные осложнения медикаментозного лечения. Будет вполне разумно поинтересоваться мнением еще одного специалиста -- педиатра или детского психиатра прежде, чем лечить ребенка этими мощными средствами.

Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в повелении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.

Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции пиццы. При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас. Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: "Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!" Вместо этого попробуйте сказать: "Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.

Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие. Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации -- глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.

Соблюдайте правило: "разделяй и властвуй". Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь и течение очень короткого времени. Им трудно выполнять сложные инструкции. Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей. Если ребенку предстоит решать 25 задач по математике, давайте ему по пять задач одновременно, распределяя все задание равномерно в течение вечера, пока он полностью не выполнит его. Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с этими расстройствами.

Читательница сайта Юля , тоже няня, прислала мне письмо:

Здравствуйте! Спасибо Вам за сайт! Обсуждение работы няни действительно актуальная в наше время проблема, как для родителей, так и для нянь. Может быть моя проблема есть и у других нянь? Я воспитатель, в детском саду отработала 12 лет, успешно: не было проблем ни с администрацией, ни с родителями, ни с детьми (в плане дисциплины). Устроившись няней, столкнулась с такой проблемой: мальчик не хочет заниматься. Играть, гулять - всё с удовольствием, т.е. эмоциональный контакт у нас замечательный. Но как только предлагаю выполнить домашние задания (мы ходим в развивающие центры) - сразу "Не хочу! Не буду!" Кое-как выполняем задания, причем большая часть времени уходит на мои уговоры сесть спокойно, убрать ноги со стола, убрать игрушки на другой стол и т.д. Педагоги в центрах тоже говорят о его неусидчивости, невнимательности. Что же делать? Родители предлагают мне быть с ним построже, говорят, что он умный, просто очень активный ребенок. Мальчику 5 лет. Работаю с ним уже 3 года. Спасибо, что прочитали и, может быть, ответите.

Очень сложно (может быть, даже неправильно) давать какие-то дистанционные советы, не видя ребенка, не зная конкретной ситуации, в которой он находится. Попробую ответить просто из самых общих соображений.

Усидчивость у ребенка до 6 лет развивается с течением жизни только в игровой, совместной со взрослыми деятельности. Игры и задания должны обязательно соответствовать уровню развития ребенка. Если ему неинтересно - быть может, причина в том, что ему сложно или, наоборот, слишком просты задания? Или - если он очень любит играть, гулять, - так может быть, для него занятия не игра, а обязаловка? И неусидчивость - своеобразная форма протеста? Или, может быть, ему не нравится урочная система в развивающем центре? Выясните этот вопрос и если дело похоже на правду, то предложите родителям найти другой центр с другим подходом к занятиям.

Как развить у ребенка усидчивость, что главное в этом деле? Важно любое задание доводить до конца (выполнить оговоренное, убрать за собой, вымыть руки и т.д.). Это обязательное условие. И делать это желательно тоже в игровой форме. Не приказывая, а как бы продолжая игру. Это могут быть не игры, а другие занятия. Главное, чтобы они пробуждали интерес и захватывали внимание ребенка. Например, украшение воздушными шарами детской комнаты. Если ему сложно сделать что-либо самому, делайте это вместе, устройте соревнование, кто быстрее уберет игрушки, карандаши. Привить неусидчивому ребенку интерес к таким играм и занятиям, разумеется, непросто - можно столкнуться с его вечными "не хочу - не буду". Но здесь надо проявлять терпение, изобретательность и, можно даже сказать, искусство воспитателя.

Выработать у ребенка усидчивость будет сложнее, если вокруг него слишком много доступных игр, которые рассеивают внимание. Уберите лишние игрушки и время от времени меняйте их. Старайтесь с одной игрушкой придумывать разные варианты игры, пусть он сосредоточится на ней. И не забывайте про поощрения! Хочет мультик – пожалуйста, когда выполнил задание. Сделал – отдыхай!

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Старайтесь во время вспышки гнева у ребенка удалиться куда-нибудь. Если ребенок следует за вами, значит он хочет продемонстрировать вам свой негатив. Не нужно его в этом поощрять. Если дать возможность ребенку самому успокоиться и далее в доброжелательной обстановке продолжить общение, то он поймет, что демонстративными выпадами ничего не добьется и перестанет это делать.

Научить ребенка усидчивости будет проще, если избегать критических замечаний. Далеко не всякий взрослый, откровенно говоря, способен адекватно воспринимать критику, а у ребенка и вовсе могут опуститься руки. Чаще хвалите ребенка за его успехи, даже самые мелкие. Но и не перехваливайте - иначе он решит, что уже всего достиг и дальше трудиться нет смысла. Похвала должна быть заслуженной и разумно соответствовать уровню достигнутого успеха.

Трудные задачи разбивайте на несколько заданий. Давайте ребенку инструкции короткие и простые. Неусидчивым детям трудно запомнить задание, если оно содержит слишком много информации.

Можно попробовать заняться упражнениями по релаксации. Таким детям показаны упражнения по глубокому дыханию и занятия йогой.

Но могут быть и другие причины детской неусидчивости: хроническое воспаление среднего уха, заболевание щитовидной железы, расстройство зрения, тревога, страх, депрессия. Возможен и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностировать это может только специалист. Не пренебрегайте врачебной консультацией. Раннее медикаментозное лечение поможет ребенку быстрее справиться со своей проблемой.

С уважением, Елена .

Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

Как определить, что ребенок неусидчив?

Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:

  • Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
  • В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
  • К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
  • Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.

Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст. У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес. Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.

Методика развития усидчивости у дошкольников

Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.

1) Организация режима дня и личный пример

Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания. Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.

Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению. Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр. В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.

2) Создание оптимальных условий

Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор. Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты. Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.

Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа. В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом. Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.

3) Привлечение к занятиям в группе

Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка. Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту. Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста. Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.

4) Упражнения для развития усидчивости

Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:

  • Плоские и трехмерные пазлы, мозаика.
  • Рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, поделки из бумаги, лепка из соленого теста и пластилина.
  • Чтение сказок с обсуждением текста и иллюстраций.
  • Логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
  • Деревянные, магнитные, пластиковые конструкторы, создание картин и украшений из бусинок и бисера.
  • Совместное приготовление пищи, уборка игрушек, украшение дома к праздникам.

5) Поддержка и поощрение

Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь. Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку. Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.

При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.

Краткое содержание: Неусидчивость у детей. Проявления неусидчивости у детей: повышенная активность, вспыльчивость, импульсивность и невнимательность. Причины неусидчивости. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Ваш ребенок чрезмерно активный, вспыльчивый, импульсивный или невнимательный?

Можно перечислить целый ряд вероятных причин такого поведения малыша.

Оно может быть связано с расстройствами слуха (хроническое воспаление среднего уха) или зрения, заболеванием щитовидной железы, скукой, депрессией, тревогой, страхом, интоксикацией свинцом, насильственными действиями на сексуальной почве, психическими заболеваниями или побочным действием некоторых препаратов. Также такое поведение может быть вызвано трудностями в обучении (ребенок может быть еще не готов учиться читать и писать на тот момент, когда его этому учат). Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.

Другой возможной причиной невнимательности и неусидчивости ребенка может быть заболевание, под названием - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей в США.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.

Диагностировать данное заболевание должен только специалист. Следует отметить, что чем раньше выявили заболевание и начали лечение, тем выше вероятность выздоровления.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ - то, что он часто сопровождается другими проблемами. Например, многие детей с СДВГ также имеют трудности обучения, что означает, что у них есть проблемы в изучении языка или определенных академических навыках, обычно в чтении и математике. СДВГ сам по себе не является трудностью обучения. Но поскольку при СДВГ нарушена концентрация внимания, это может усилить школьные проблемы ученика с трудностями обучения.

Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта. У людей с синдромом Туретта есть тики и другие непроизвольные движения, такие как моргание или лицевые конвульсии, которые они не в состоянии контролировать. Другие могут гримасничать, дергать плечами, шмыгать носом или неожиданно выкрикивать слова. К счастью, этим поведением можно управлять с помощью лекарств. Исследователи национального института психического здоровья и других организаций занимаются определением безопасности и эффективности лечения людей, страдающих и синдромом Туретта, и СДВГ вместе.

Более серьезная ситуция: почти половина детей с СДВГ - главным образом мальчики - склонны к оппозиционному вызывающему расстройству. Эти дети могут слишком остро отреагировать или ударить, когда они плохо себя чувствуют. Они могут быть упрямыми, вспыльчивыми, вести себя агрессивно или вызывающе. Иногда это превращается в более серьезные поведенческие расстройства.

Дети с таким сочетанием проблем постоянно рискуют нарваться на неприятности в школе, иногда даже с полицией. Они могут опасно рисковать и нарушать законы - красть, поджигать, разрушать имущество и безрассудно вести машину. Важно, чтобы дети с этими расстройствами получили помощь прежде, чем их поведение приведет к более серьезным проблемам.

Иногда многие дети с СДВГ - главным образом младшие дети и мальчики - переживают другие эмоциональные расстройства. Около четверти детей испытывают тревожные чувства. Они чувствуют огромное беспокойство, напряженность или тревогу, даже когда нечего бояться. Поскольку эти ощущения страшнее, сильнее и чаще обычных страхов, они могут повлиять на мышление ребенка и его поведение.

Другие испытывают депрессию. Депрессия выходит за пределы обычной печали - люди могут ощутить такую подавленность, что они почувствуют себя безнадежными и неспособными справиться с повседневной работой. Депрессия может нарушить сон, аппетит и мыслительную способность.

Поскольку эмоциональные расстройства и нарушение внимания часто идут "рука об руку", необходимо каждого ребенка с СДВГ проверить на предмет сопутствущих ощущений тревоги и депрессии. Тревожность и депрессию можно вылечить, и, помогая детям управлять такими сильными болезненными чувствами, мы помогаем им справляться и преодолевать проблемы, вызванные СДВГ.

Конечно, не все дети с СДВГ страдают дополнительным расстройством. Также нельзя приписывать всем людям с трудностями обучения, синдромом Туретта, оппозиционным вызывающим расстройством, кондуктивным расстройством, тревожностью или депрессией наличие у них СДВГ. Но если СДВГ действительно сопровождается другим расстройством, то сочетание проблем может серьезно усложнить жизнь человека. Поэтому важно обратить внимание на другие расстройства у детей, страдающих СДВГ.

Лечебные воздействия для смягчения и устранения симптомов.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.

Обдумайте вопрос о медикаментозном лечении. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие средства, как например, риталин. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)

Однако все подобные препараты обладают побочным действием. В некоторых случаях оно выражено слабо - в виде снижения аппетита и бессонницы. В редких случаях при побочном действии препаратов отмечаются тики лицевой мускулатуры, сердечные расстройства или нарушения со стороны печени. Попросите врача, чтобы он объяснил вам все возможные осложнения медикаментозного лечения. Будет вполне разумно поинтересоваться мнением еще одного специалиста -- педиатра или детского психиатра прежде, чем лечить ребенка этими мощными средствами.

Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в повелении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.

Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции пиццы.

При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас.

Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: "Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!"

Вместо этого попробуйте сказать: "Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.

Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие.

Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.

Соблюдайте правило: "разделяй и властвуй". Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь и течение очень короткого времени. Им трудно выполнять сложные инструкции. Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей.

Если ребенку предстоит решать 25 задач по математике, давайте ему по пять задач одновременно, распределяя все задание равномерно в течение вечера, пока он полностью не выполнит его.

Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с этими расстройствами.

Другие публикации по теме данной статьи: