Консультации для родителей. ​Консультации для родителей по экологическому воспитанию

Церковные праздники

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

В конце своего сообщения хочется предложить свое любимое стихотворение В. Орлова.

«Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод

Учит крепкой дружбе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

НЕ причиняй вреда природе!

С чего же начать ознакомление малыша с природой? Это все то, что нас окружает: растения, животные, солнце, небо, вода, камень, попавшийся под ноги да все что угодно, в конце концов, мы сами. Однажды отправившись куда – то с ребенком. Просто остановитесь и осмотритесь вокруг. Сколько всего вас окружает интересного. Это и стоящее рядом дерево и мягкая зеленая трава, пролетевшее насекомое, парящая высоко в поднебесье птица, кошка перебегающая улицу. Поднимите свой взор и ему откроется прекрасное голубое небо, а может оно и не голубое а украшено редкими облачками, из которых того и гляди закапает звонкий дождик. Оглянувшись вокруг, вы увидите массу объектов для обсуждения.

Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку

дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники. Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту.

Весной происходит очень много интересных изменений в природе, и будет очень полезно, если вы покажете их малышу. Идя с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, какие существуют весенние цветы. Разговаривайте с детьми. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает их знания о природе. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой? », «Какие первые цветы появились? ». «Какие птицы прилетели? » Очень хорошо, если мама знает дидактические игры природоведческого содержания: «Чей домик? », «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь малышей. Наблюдайте, как на деревьях вьют гнезда птицы. Можно

даже попробовать соорудить скворечник и повесить его рядом с домом. Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, учит наблюдать и созерцать, развивает эстетическое начало.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли, научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе.

*Не разоряй птичьи гнезда.

*Не ломай ветки деревьев.

*Не разоряй муравейники.

*Не лови бабочек ради забавы.

*Не обижай лесных жителей.

*Не рви много цветов.

*В лесу держитесь вместе.

*Не шумите.

*Не оставляй после себя мусор, закопай его.

*После отдыха на природе загасите костер водой.

*Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли.

Правила грибников и ягодников.

*Не собирайте незнакомые грибы.

*Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.

*Не собирайте незнакомые ягоды.

*Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым.

Правила поведения с животными и насекомыми.

*Не убегайте от собаки на улице.

*Не гладьте незнакомых животных.

*Не трогайте собаку или кошку, когда они едят или кого-то охраняют, особенно своих детенышей.

*Не маши руками перед осой или пчелой.

*Не давай сесть на себя оводам и слепням. Их укусы болезненны.

*Внимательно осмотри свое тело и волосы после прогулки в лесу. Клеща надо немедленно удалить.

В природе столько красоты!


В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)

Консультация для родителей

«Мы и природа - это единое целое»

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Мы и природа - это единое целое»

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

O понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

O освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

O проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
- o представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
- o понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- o осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

В современном мире, каждый из нас осознаёт, что мы и природа - это единое целое иначе нам не выжить. Возможно природа обходится без нас, а вот мы без нее - нет. Сохранение природы - необходимое условие существования человеческого общества. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Усиление экологического воспитания - важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа. Очень часто мы бываем свидетелями того, как дети ломают деревья, портят газоны и цветы, издеваются над животными, разоряют птичьи гнезда. Такое поведение объясняется тем, что ребенок своевременно не был ознакомлен и воспитан, ему не были привиты навыки уважительного отношения к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней. Поэтому своевременно объясните ребенку, что каждая букашка и каждая травинка чувствуют боль так же, как и мы, и хотят жить, и имеют полное право на жизнь. Любовь к природе должна зарождаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, трепетного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного. В любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, стоящий в прямой зависимости от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной системы воспитания обучения детей начиная с детского сада. Не забывайте, что благодаря вашим стараниям вырастет чуткий, добрый, порядочный человек. Мы должны стремиться пробуждать у ребенка ласковое, заботливое отношение ко всему живому. Растение для него живое существо, которому будет неуютно и зябко под холодными ветрами и трескучими морозами. Ребенку хочется защитить растение от холода. К 5-6-ти годам у детей формируются представления о связи явлений природы с деятельностью человека. Они понимают, что для жизни растений и животных необходимы определенные условия. Расширяются и усложняются поручения взрослых: дети могут помогать сажать и поливать растения, комнатные цветы, собирать желуди, кормить домашних животных

Ольга Терещенко
Консультация для родителей по экологическому воспитанию.

«Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе».

Природа наш общий дом, где все явления закономерны и живая природа и неживая природа сосуществуют в единой, очень крепкой взаимоподчинённой связи. Все живые существа подчиняются законам мироздания. Связи эти, как правило, очень хрупкие, нарушения которых приводит к необратимым последствиям в природе.

Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её, притом ещё и разумная!

Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства. Самостоятельно выйдя за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно внимательными к вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас волшебен и прекрасен, так же он и может быть опасным. Позиция взрослого должна быть достаточно активной, что бы удовлетворить пытливый ум ребёнка. Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение!

В воспитании так же приветствуется единство требований всех участников процесса (т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в воспитании).

Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами).

Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат.

Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки, одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор!

Осенью:

Наблюдение за семенами их разнообразием и приспособлению к распространению в природе. Бережное обращение с семенами, хранение их в закромах.

Наблюдение за погодой. Объяснять, что нет плохой погоды в природе. Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой.

Наблюдение за деревьями. Объяснять, что деревья готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут. Формировать способность воспринимать красоту природы, развивать желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, замечать красивое в окружающем мире.

Проявлять заботу о многолетних растениях, укрывать опавшими листьями корни деревьев и кустов.

Изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц, постоянный патронаж птиц в холодное время года.

Объяснить ребёнку, что животных в осеннее время беспокоить нельзя, в это время у животных снижается активность, нужно проявлять внимательное отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Шумные действия могут спровоцировать агрессивное поведение у животных.

Зимой:

Наблюдение за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы родного края.

Объяснять ребёнку назначение снега, рассказать детям то, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится плодородной.

Наблюдать за деревьями в снежном уборе. Участвовать в совместных рейдах по утеплению деревьев и кустарников снегом, препятствующим замерзанию.

Вести систематичное наблюдение за птицами зимой, следить за чистотой кормушек и наполняемостью их кормом.

Совершать прогулки в лес, парк, поле. Оставлять на пнях прикормки для лесных жителей. Вести себя в лесу тихо. Собираясь на экскурсию, одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

Весной:

Рекомендуется наблюдать за погодой весной. Обращать внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнить знания о видах осадков их значении для растений и животных. Во время прогулок одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

Совершая прогулки, рассказать ребёнку, что весной природа просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие и нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить.

Пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую траву, обратить внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих животных, ослабевших после зимы.

Совершить прогулку можно к цветочной клумбе. Рассмотреть появившиеся цветы на ней. Рассказать ребёнку, что цветы являются украшением нашей земли и безрассудно их рвать нельзя, помимо этого они являются источником питания для многих насекомых. Полезно прививать экологическую культуру в результате совершения совместных, посильных трудовых действий с детьми (высаживание рассады, полив растений, рыхление почвы, подвязывание к опоре и т. д.)

Прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнка, что животных пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее беспокойство может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть опасной.

Весна – время гнездования птиц. Рассказывать детям о жизни птиц весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать вместе соорудить скворечники для прилетевших скворцов.

Летом:

Наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с украшением земли.

В ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от активного солнца).

В это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения.

Совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием.

Полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д.

Совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне настойчивым с вашей и ребёнка стороны.

Помните, что человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!

Давайте будем жить в дружном согласии с природой. Охранять и бережно относиться к её дарам!

Публикации по теме:

Формы и методы пропаганды знаний по патриотическому воспитанию дошкольников среди родителей. Консультация для педагогов «Красота родного края…-это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и.

Картотека по экологическому воспитанию. В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей.

Консультация для родителей по гендерному воспитанию «Мальчишки и девчонки. Такие похожие, но такие разные!» Консультация для родителей «Мальчишки и девчонки…» - такие похожие, но такие разные! Но все они без исключения желают поиграть. Какую.

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Воспитание ребёнка средствами музыки» «Воспитание ребёнка средствами музыки» - эта тема никогда не потеряет своей актуальности. Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему.

Задумайтесь! Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Прогулка в лес с ребенком» Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Прогулка в лес с ребенком» Зная, что вы с ребенком отправитесь на прогулку в лес.

Консультация с родителями по экологическому воспитанию Экологическое образование не может быть временным. Поэтому нужна постоянная повседневная работа. Если родители сами любят природу, то и.

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей раннего возраста «По дороге в детский сад» Вместе весело шагать! Музыкальное воспитание детей раннего возраста – важное звено в системе общего музыкального воспитания и образования.

Система работы по экологическому воспитанию Слайд №1 Сегодня я представляю опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд № 2 Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки.

«Вы, ваш ребенок и мир вокруг». Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию Вы, Ваш ребенок и мир вокруг Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя.

Библиотека изображений:

Воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Жучкова В.С.

Приложение №7

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 7города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Приложение 7

Консультации для родителей

Из опыта работы:

воспитателя МБДОУ д/с-к/в №7

Жучковой Валентины Сергеевны

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка»

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый, он там свой:

Любили тебя без особых причина

За то что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож...

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. /В.Берестов/

Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. Семья -

Морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье откладываются представления у ребенка о добре и зле. С близкими он переживает чувства любви, дружбы, долга. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Чувства любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождают ребенка в семье, начиная с внутриутробного развития до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему проходящее ощущение счастья, нежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - помощников, советчиков, старших друзей. Причем гармоничное развитие ребенка в семье создается различными проявлениями чувства любви членов семьи. Пример - разговор с двухлетним ребенком:

Кто ты бабушке?

Красавчик, любимчик.

Дедушке? - Внук.

Матери? - Сыночек.

Именно из этой особенности семейного воспитания вытекает определение приоритетных ценностей дома, семьи..., когда иначе предписывает «здравый смысл», расставляются акценты:

И даже с чайником баском - еще не дом.

Когда вечерняя спустится темнота,

Так эта истина понятно и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим теплом.

Все вещи тихо растворила темнота,

И стала комната раздольна и пуста.

И среди этой мирозданной пустоты

Весь мир мой - ты, и дом мой -

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой над столом - еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайником баском - еще не дом. /А.Суслова/

Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, в любое время суток. Его благотворное влияние ребенок испытывает даже тогда, когда вне дома: в школе, на отдыхе. Дети очень любознательны. Они задают массу вопросов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Почему?». На все детские вопросы надо стремиться отвечать серьезно, доступно. Никак нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом. В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления. Очень эффективным для развития детей являются прогулки в природу.

При первой возможности, в любое время года, лишь бы была погода сносна, отправляйтесь в лес, парк, поле, к реке, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков. Отнесите гостинцы лесным зверькам. Устройте им столовую. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите и затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями синичками. Радость встречи с живыми объектами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе. Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными темной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов, соберите коллекцию листьев многообразных по форму и окраске, найдите сучки, коряги, похожие на скульптуру зверей и людей. Не забудьте найти невзрачную травинку. Взгляните на нее. Да она только издали кажется некрасивой. А на самом деле она изящна, красива, как нежны ее листочки, как тонки переходы красок. Выйдите с ребенком на поляну. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая в глубь леса. Обратите внимание на перспективу, на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует Вас, создает хорошее настроение, пробуждает мечты. Если у Вас есть сад, выделите в нем для ребенка опытную грядку. Может у кого-то есть уголок - грядка на дачном участке? Во многих семьях есть любимый цветок. Умейте в тот день, когда он зацветет или впервые появится в Вашем доме, устроить в честь него небольшой семейный праздник. Научите ребенка дарить цветы людям. Этим Вы воспитываете умение возвышенно любить.

Удивительный мир природы... Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху заполненный земляникой... Эти памятные картины согревают сердце во взрослой жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты. А если бы ничего этого не было, и вы никогда не бродили по шелковым травам, не видели разноцветья лугов, не смотрелись в лесные озера - зеркал, не слышали соловьиных трелей, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства?

Человек - это часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир движений и мир природы, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. Необходимо взрослым организовывать с детьми прогулки - походы с целью глубокого познания окружающего мира. Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое уже в известном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой- взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать.