Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет. Почему важно быть самостоятельным

Хэллоуин

Все мы рождаемся маленькими и беспомощными, лишь потом обретаем новые навыки, необходимые для взрослой жизни. Самостоятельность приходит со временем, по мере того, как грудные малыши становятся старше, идут в школу, взрослеют. Тем не менее, многие родители застревают на начальных стадиях этого процесса и продолжают делать многие вещи за своих детей.

Нет тотальному контролю!

Конечно, вы можете следить за поведением и действиями своего ребенка, но делать это необходимо скрытно. Постарайтесь увидеть в ребенке индивидуальность, а не просто набор положительных и отрицательных качеств. Подмечайте моменты, когда вы неумышленно или сознательно начинаете давить на ребенка, чтобы пресекать подобные случаи.

Помните, что социальная среда с легкостью может манипулировать родителями, изменяя ваше мнение о ребенке в худшую сторону. Например, воспитатель или учитель может сказать вам, что малыш слишком ленив, чтобы вызвать у вас ответную реакцию. Не стоит действовать сгоряча, ведь ребенок просто мог устать или плохо себя чувствовать.

Игрушки для самостоятельных детей

  • Даже младенцев привлекают яркие рисунки в красивых книжках, ведь рассматривать их можно часами. Ознакомьте ребенка с основными природными явлениями, животными, героями сказок и другими, чтобы пробудить у него желание продолжить изучение мира литературы своими силами.
  • Цветные карандаши, краски и фломастеры всегда приносят творческим детям радость. Возможность самим воссоздавать на бумаге различные узоры вселяет в малышей уверенность, что они могут самовыражаться. Прикрепите к стене ватман, на котором ребенок будет рисовать в свободное время.
  • Все дети непременно должны иметь в своем распоряжении мягкие игрушки, кукол, роботов, а также других реальных и вымышленных существ. Их можно «кормить», переодевать в разные наряды, передвигать… Эти простые, казалось бы, действия учат малышей быть ответственными.

Ни в коем случае не смотрите на ошибки ребенка как на его неудачи. Постарайтесь увидеть в них возможность научить малыша чему-то новому. Попытайтесь привить малышу понимание того факта, что непредвиденные оплошности и досадные заблуждения являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Привычный для всех дошкольников вид деятельности — это, конечно, игровая форма обучения. Как можно чаще превращайте будничные дела в забавные развлечения. Так ребенок гораздо быстрее овладеет новыми навыками, нежели под давлением утомляющих родительских напутствий и указаний.

Устройте веселые соревнования, кто из вас с малышом быстрее оденется на прогулку или застелет кровать. Вместе с ним нарисуйте на плотной бумаге распорядок его дня и повесьте на двери в его комнате в качестве наглядного напоминания о последовательности запланированных действий. Помимо всего прочего, вы можете придумать уникальный смешной ритуал подготовки к завтрашнему дню, например, заполнение игрушечного ежедневника. Не стесняйтесь демонстрировать все возможности своей фантазии!

Что должен делать ребенок в разном возрасте?

1. От года до трех

Развитием самостоятельности необходимо заниматься еще с самых первых месяцев жизни малыша. Уже в семь-восемь месяцев позволяйте ему держать ложку в руках, пользоваться ею, пусть и не совсем аккуратно.

2. От трех до пяти лет

В этом возрасте малыш может самостоятельно выбирать себе одежду из предложенных вами вариантов, а также соблюдать элементарные правила личной гигиены наподобие умывания и чистки зубов.

3. От пяти до семи лет

Ребенок способен сам убирать свою посуду после приема пищи и разделять грязную одежду перед стиркой на белую и цветную. Кроме того, ему под силу одеваться (возможно, за исключением сложных застежек) и накрывать на стол.

4. Первый класс

Этот период для ребенка — время проб и ошибок на собственном опыте. Он должен самостоятельно собираться в школу еще до завтрака, вытирать пыль в своей комнате, складывать вещи на полках в шкафу.

5. Второй класс

В этом возрасте дети должны уметь определять время по стрелкам на механических часах, мыть посуду, готовить простые завтраки, пользоваться микроволновой печью и пылесосить в доме.

6. Третий класс

Подходя к окончанию начальной школы, ребенок обязан самостоятельно убираться на своих полках в шкафу, писать список необходимых продуктов и делать недорогие покупки с разрешения родителей.

Лучшая основа для формирования ответственности у ребенка — это теплые и доверительные отношения с родителями и другими членами семьи. Направляйте на это все свои усилия, и тогда у вас обязательно получится вырастить самостоятельного и ответственного человека!

Вместе купили будильник и доску, на которой мелом написали распорядок дня по часам с указанием основных дел. Детям было интересно отмечать исполненное и корректировать списки. Поощрением служила возможность сэкономить время, быстро сделав необходимое, и самостоятельно выбрать забавы для досуга в это сэкономленное время.

Эту хитрость использовала моя бабушка. ...Работала она в то время переплетчицей, а рядом был отдел (уж не помню, как он там назывался), где девушки рисовали всяческие плакаты и наглядную агитацию. Так вот, бабушка заказала у них плакат-напоминалку! Текст примерно такой: «Уходя из дома, не забудь: ключи, сменку, выключить плиту, воду, поставить на сигнализацию квартиру!» Она повесила этот плакат на входную дверь. Он настолько застрял в нашем мозгу, что до сих пор, выходя из дома, я мысленно все вспоминаю, чтоб ничего не забыть! Теперь можно не рисовать, а просто распечатать красивый плакат-напоминалку! Вообще считаю, что чем чаще ребенку напоминать и проговаривать то, что он не должен забыть, тем лучше это войдет у него в привычку, отложившись в памяти. Главное, делать это без фанатизма!

Когда сын пошел в первый класс, его наконец-то приняли в спортивную школу. Самым большим наказанием было: пропуск тренировки из-за невыполненных вовремя домашних заданий, так что очень скоро сын научился довольно грамотно распоряжаться и управлять своим временем и всегда везде успевал, ни о чем не забывая.

В первый школьный день сказала Никите: собирать портфель – его обязанность. Но если он что-то забыл взять с собой в школу, то это его проблемы. Первое время проверяла за ним, но он этого не видел. Уроки: 1-й класс – учили вместе, 2-й класс – находилась рядом в комнате, с 3-го класса – учит самостоятельно. За уроки садится сам. Лучше быстрее выучить и заняться более интересными делами.

Получили расписание уроков, сразу заполнили в готовый плакат и повесили над рабочим столом. Собираем ранец согласно расписанию. Приходим из школы, немного отдыхаем, сразу вытаскиваем все из ранца и смотрим, что нужно сделать дома. Потом, глядя на расписание, часть учебников оставляем или меняем, делаем уроки, все сразу собираем. Для физкультуры – отдельная сумка, там кроссовки, шорты, белые носки и футболка (белое меняю после каждого урока). Сменка – в ранце в отдельном кармане, никогда не забываем. Вход в гимназию по чипам, приобрели браслет на руку, так как карты и кругляши дети быстро теряют. Папки для труда и изо у нас собраны и хранятся в классе. Если что-то нужно, я докупаю, а она сама раскладывает по папкам. Еще у нас пара сумок, собранных заранее: для танцев (балетки, носочки, купальник), рюкзак для бассейна с принадлежностями, сумка для борьбы. По приходу все вытаскивается, меняется, сушится и сразу собирается в готовый набор.

Совет 6: научить ребенка распределять время

Я учила дочь понимать время, именно понимать и ощущать его. Она была очень медлительная, часто отвлекающаяся на пустяки. Во 2-ом классе я учила ее расписывать свое время на уроки. Мотивация такая: ты очень долго делаешь уроки, отвлекаешься, делаешь ошибки, и у тебя совсем не остается времени, чтобы посмотреть мультики, погулять, поиграть. Чтобы время появилось, надо научиться распоряжаться им, планировать его и следить за ним. Для этого нужен блокнот с расписанием, часы с таймером или телефон с установкой будильника, и – желание научить ребенка распоряжаться своим временем. Мы договорились, что на каждый предмет необходимо 40 минут. В первый день, когда дочь попробовала все сделать по расписанию с учетом фиксирования времени на каждый предмет, получилось, что математику и русский она сделала за 20 минут, окружающий мир за 30 минут, на английский потратила час. Она позвонила мне на работу и, счастливая, рассказала мне, что все получается быстро, и много времени остается для того, чтобы отдохнуть. Делала она все самостоятельно, без моего контроля. Научилась делать уроки самостоятельно очень быстро, достаточно качественно, если что-то было непонятно – ждала моего прихода домой.

1 день назад

К ак правильно поставить задачи перед малышом? Как поощрить за их выполнение и в конечном итоге сформировать у ребенка правильные привычки? Основательница BeautyHack Екатерина Доманькова рассказывает, как ей это удалось на личном опыте и какие особые хаки в этом помогли.

«Вырастет - научится!», «А мама ему зачем?», «Он и не должен еще уметь это делать!» - подобные комментарии нередко можно услышать от тех мам, которые считают необходимостью обеспечивать комфорт своего ребенка по-максимуму. Другие, наоборот, требуют от маленького ребенка слишком много: «Как, вы пошли в сад и еще не умеете завязывать шнурки?»

Конечно, задачи должны ставиться соответственно возрасту и подготовленности малыша, но я убеждена, что ставиться они должны. В интересах самого малыша. Чем больше значительных и не очень навыков самостоятельности приобретено ребенком в детстве, тем проще ему будет по мере взросления. И это отнюдь не означает, что однажды утро начнется не с «иди ко мне одевать штанишки», а с «ты уже взрослый, давай сам!». Путь к самостоятельности очень долгий, наполненный родительской выдержкой и детским упорством. А насколько интересным, мотивированным и веселым он будет у вашего ребенка - зависит только от мамы и папы.

По моему опыту, если сравнивать два сценария - «ребенок делает сам» и «родитель делает за ребенка» - окажется, что второй куда менее затратный по объему приложенных усилий и количеству потраченного времени.

Да-да, время, потраченное на складывание пижамы, застилание постели, расчесывание кота и т.д. возрастет минимум вдвое в тот день, когда ответственность за это дело возьмет на себя малыш. Поначалу процесс демонстрации «как сделать правильно», контроля за ходом процесса и, наконец, выполнения поставленной задачи занимает столько же времени, сколько тратится на неспешное утреннее потягивание чашки кофе (почему бы не взять его с собой в детскую?), но это только поначалу. По мере того, как ребенок будет овладевать новыми навыками самостоятельности, ваше участие в «сделай сам» будет сводиться к минимуму.

С чего, а главное, когда начинать? Если вы готовы собирать с пола то, что минуту назад было кашей в тарелке, терпеливо ждать, пока малыш отвлечется от разглядывания проезжающих за окном машин и обратит внимание на бумажку, которую вы предлагаете выбросить вместе, или, может, вы готовы встать на десять минут раньше, чтобы у ребенка была возможность одеться самому без укорительного «я и так уже спешу» - тогда начинайте прямо сейчас.

Каждый, даже самый маленький ребенок, ждет, когда взрослый предоставит ему возможность проявить самостоятельность в том или ином виде.

Только вот не каждый взрослый готов узнать в «прихотях» и «действиях, влекущих за собой геморрой для родителя», первые попытки малыша ее проявить. Куда проще самому натянуть колготки на сладенькие ножки, чем терпеливо наблюдать за тем, как ребенок не оставляет попытку сделать это самостоятельно. Особенно, если на часах семь тридцать утра. Особенно, если по дороге еще нужно успеть заправиться и умудриться не попасть в пробку. Выбирать родителю. Я отношусь к той категории родителей, которые готовы проявить терпение, но иногда ленятся это делать. Отдыхать от приучения к самостоятельности нужно и взрослым, и детям. Ведь сказанное с ласковой улыбкой «сегодня помогу» на умоляющее «можно не буду застилать постель и складывать пижаму?» дарит маме целых пять минут времени (с четырехлеткой, в моем случае), а малышу - столь необходимое понимание того, что мама всегда придет на помощь.

Мои дочки, каждая в мере, соответствующей своему возрасту, самостоятельны. Это не значит, что они справляются без мамы. Это значит, что они приучаются быть дисциплинированными, приучаются помогать и быть полезными. Маруся сама застилает постель (и не важно, что потом приходится за ней переделывать, важно, что она уже усвоила - это значимое дело, с которого начинается каждое утро), складывает под подушку пижаму, сама убирает с обеденного стола за собой и родителями (удивительно, как Иванка, в свои год и четыре, глядя на Марусю, относит свою тарелку на кухню), сама моется в душе, сама натягивает зимний комбинезон. Возвращаясь из сада, почти без напоминания, моет руки и переодевается в домашнюю одежду (обычно это белые носки, черные леггинсы и белая майка - как у Майкла Джексона). Иванка после еды протирает влажной салфеткой свой детский столик, мы вместе собираем игрушки, она помогает мне нести пакет с продуктами, а если падает, сама встает и идет дальше. Она учится справляться с различными, совсем пустяковыми для нас, взрослых, и очень серьезными для нее, обязанностями и ситуациями. Из этих маленьких попыток с течением времени формируются важные привычки, благодаря которым дети становятся самостоятельными, а у любящих родителей становится немного меньше забот.

Но, конечно, не все так просто. То, что на процесс обучения каждому навыку родителям нужно закладывать Х времени, уже ясно. Но как запустить процесс, не превратив его в вызывающую отторжение у ребенка «обязаловку»? Здесь уже все зависит от возраста чада и вашего креативного подхода. Мой опыт с Иванкой и Марусей подсказывает несколько возможных вариантов поощрения.

1) Самый главный из них, как и во всех других делах, - выражение любви . Похвала, объятия, добрые слова, улыбки - это все главная благодарность и награда малышу за взрослый поступок. К каким креативным поощрениям вы не решите прибегнуть, помните, что этот пункт - не вместо остальных, а вместе. Всегда и неразрывно.

2) Медаль. За каждое выполненное дело можно клеить на одежду, либо давать наклейку - например, звездочку или смайл. У нас были потрясающие наклейки с различными рожицами: веселые, грустные и злые. Начинали именно с них. За каждую выполненную обязанность Маруся получала веселый смайл, за плохое поведение - грустный. Три веселых смайла «съедали» грустный. Придумайте свою систему и награду. Может быть, малышу можно будет подольше посмотреть мультик? Сходить в кино или цирк?

3) Доска обязанностей. Чтобы вам не приходилось постоянно напоминать об обязанностях и контролировать ход их выполнения, сделайте маркерную/магнитную доску, разлинеенную на дни недели с картинками, отражающими обязанности: застелить кровать, почистить зубы и т.д. Пусть ребенок отмечает то, что ему удалось сделать, и получает за это бонусы.

4) Рекорд. Работает только для некоторых детей. Для других такой сценарий может сработать в обратную сторону - спровоцировать у ребенка неуверенность в себе. Если решите, что такой вариант для вашего малыша, то предложите ему соревноваться с самим собой. Чем меньше отказов от выполнения обязанностей, тем ближе к новому личному рекорду, за который родителям стоит похвалить и поощрить.

5) Конечно же, личный пример. Если вы разбрасываете вещи в своей комнате, а от ребенка требуете порядка, то рано или поздно он поймет, что в этом нет острой необходимости. Наличие авторитета - половина успеха.

Похожие материалы из рубрики

(2 голоса : 5,0 из 5 )

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит начать об этом думать буквально с его младенчества.

«Ой, ты надел штанишки задом наперед. Иди-ка сюда, переоденемся, нам уже давно пора выходить».

Подобные ситуации неизбежны: в самом деле, у вас на переодевание ребенка уйдет ровно 3 секунды, а для него это серьезная работа.

Нам проще покормить малыша с ложечки, чтобы потом не пришлось полчаса отмывать пол и потолок; нам нередко хочется решить за школьника задачку по арифметике, чтобы вы оба, наконец, смогли отдохнуть от приготовления домашнего задания. Все родители иногда так поступают. Но если такой стиль заботы становится привычным, то в итоге вам придется опекать 25-летнего ребенка или сопровождать его на любовные свидания.

Младенец рождается целиком и полностью зависимым существом, затем проходит не один десяток лет, пока он не достигнет автономности. Мудрые родители помогают ему обрести самостоятельность. Это сложно: ребенка очень хочется оградить от суровых реальностей жизни. Но существует простой закон воспитания самостоятельного человека - не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это иногда доставит ему неприятности, но он сможет научиться справляться со стрессом только на своем собственном опыте и никак иначе. А если его упорно оберегать от любых сложностей, вырастет человек, который недостаточно верит в себя и любой ценой избегает риска.

Такой ребенок начнет страдать уже в первых классах школы, где проблемы неизбежны, а родителей рядом нет. Поэтому, ради светлого будущего ребенка, не делайте за него лишнего. Такой подход, несомненно увеличит затраты времени. Однако, в общении с детьми не существует удачных «экспресс-методов».. Пусть вас утешит то, что это время будет потрачено не напрасно.

Чем больше общения, тем лучше

Предположим, девушка лет тринадцати говорит родителям: «Я сегодня иду на день рождения к подруге - можно, я останусь там ночевать?». Предположим, родители ничего не знают об этой подруге и о тайной жизни своей дочери. В такой ситуации есть два плохих ответа. Консервативный плохой ответ: «Ни в коем случае! Не смей вообще туда идти». Либеральный плохой ответ: «Что за вопросы! Ты уже взрослая девочка».

Мудрые родители поступят иначе, они не ответят сразу ни «да», ни «нет», а начнут расспрашивать ребенка и вместе с ним перебирать варианты: «Что тебе даст эта ночевка? Нельзя ли придумать альтернативы: мы, например, можем тебя встретить? Почему тебе хочется остаться?». В итоге любое решение, к которому придут обе стороны, окажется разумнее и ответственнее для обеих сторон.

Общения никогда не бывает слишком много. Это относится к ребенку любого возраста. Поэтому перед тем как принять решение, с ребенком надо поговорить.

Допустим, малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в садик». Нельзя проигнорировать это сообщение, надо исследовать, что происходит. Но в равной мере глупо было бы моментально согласиться с ребенком и срочно искать няню. Когда маленький человек переживает беспомощность, он часто начинает испытывать страх и не всегда понимает, чего именно боится. И тут родители служат естественными психотерапевтами, если принимают детские чувства всерьез и дают ребенку шанс о них поговорить. Чем больше он выражает свои страхи, тем меньше они владеют ребенком. Стоит также показать малышу, что бояться (а также - чувствовать себя одиноким, виноватым, сердитым) - это нормально. Расскажите ему о каком-нибудь своем страхе. Можно задавать открытые вопросы (но не такие, которые требуют односложных ответов): «А что в садике тебе не нравится? Что тебя там пугает?».

Называя свои чувства словами, ребенок учится их распознавать и контролировать. И тогда страхи в меньшей степени влияют на его решения.

Право выбора

Было бы нелепо предложить пятилетнему малышу выбирать себе няню, продукты в супермаркете или расписание дня. Тем не менее даже маленькие дети должны учиться делать выбор. Маленькому ребенку следует предоставить так называемый «выбор в рамке». Нечто похожее с нами проделывает реклама, задавая вопрос, какие гамбургеры мы предпочитаем, круглые или квадратные? Волей-неволей приходится задумываться, даже если мы особо не жалуем эти гамбургеры.

Точно так же и с ребенком: не стоит читать ему продолжительные лекции о пользе движения и свежего воздуха, достаточно спросить: «Куда мы пойдем сегодня: на детскую площадку у дома или в дальний парк?»; «Что будешь пить: воду или сок?»; «Ты уберешь игрушки сейчас или после прогулки?».

Такие вопросы ставят рамки: они не позволяют ребенку решать, скажем, будет ли он убирать игрушки или нет. Но они позволяют принимать решения, причем ребенок возьмется за уборку ответственнее, если сам выбрал для нее время. В целом детям до 5 лет лучше предлагать выбор одного из двух вариантов, а в дальнейшем их количество постепенно увеличивать.

Поступки с последствиями

Вы можете сказать: «Ну, хорошо, пускай ребенок выбирает сам. Но что если он выберет какую-нибудь ерунду?». Вопрос, конечно, правомерный. Если какие-то действия ребенка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твердое «нет». Впрочем, большинство детских поступков оказываются все-таки безобидны. Важнее другое: чтобы ребенок осознавал, что у каждого поступка есть последствия.

Девочка пытается походить в маминых тапочках: это интересно смотрится, но не слишком удобно. Малыш пробует есть суп с помощью соломинки для сока - оказывается, это утомительное занятие. Мудрый родитель не станет восклицать: «Перестань заниматься глупостями!». Ведь это просто ценный урок. А заодно ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия. Так, вам не придется бранить ребенка, который забыл в песочнице любимую машинку и наутро ее там не обнаружил, - он уже сделал свои выводы.

Когда ребенка ругают и наказывают, это снижает его самооценку и приучает к безответственности: «Я - плохой, потому я себя плохо веду». Куда разумнее использовать для решения проблем последствия его поведения. Так, в одной семье сборы на прогулку затягивались до бесконечности, потому что малыш постоянно отвлекался. Наконец, однажды мама сказала: «Видишь в окне солнышко? Когда оно спрячется вон за то дерево, на прогулку идти будет уже поздно. Собирайся поскорей, а я пока пойду попью кофе». Одна пропущенная прогулка, один скандал - и сборы стали происходить быстрее и спокойнее.

В подобных случаях ребенок, даже самый маленький, не чувствует себя «плохим» или наказанным. Он просто начинает понимать, что его судьба зависит от его собственного поведения. И это невозможно ему объяснить никакими назидательными беседами, но только поступками.

Он требует помощи

Малыш, попытавшись застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Таким образом, он признал себя беспомощным, чтобы включить маму в трудную ситуацию. Действительно: чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Роль беспомощного не полезна ни для самооценки ребенка, ни для ваших отношений. Поэтому не стоит верить, что у него действительно «ничего не получается».

Лучше пускай он привыкнет просить: «Помоги мне, пожалуйста!». Затем надо дать ему шанс сделать все, что он может сделать сам (пусть наденет рубашку, сопоставит нужные пуговицы с нужными петельками, мама застегивает одну пуговицу - «А следующую - попробуешь сам?». Этот процесс может повторяться много раз, пока навык не будет освоен.

Ребенок постарше, играя роль беспомощного, может спрашивать совета: «Что мне делать?». Лучше задать ему в ответ встречный вопрос: «А ты сам как думаешь?». Часто он выдаст самое разумное решение. «Ничего не получается» - это ложное обобщение, хоть что-то ребенок всегда способен сделать - и надо дать ему такую возможность. Когда он выполнит хотя бы часть задачи самостоятельно, у ребенка остается ощущение компетентности.

Не забудьте оценить то, что у него получилось, - или хотя бы его старания.

Чья это проблема?

Итак, если ваш ребенок столкнулся со сложной проблемой, всегда стоит думать: чья это проблема - его или ваша? На самом же деле, пока он не стал самостоятельным, это всегда проблема общая. Пусть он сделает все, что может сделать сам, а родитель придет ему на помощь во всем прочем. По мере взросления ребенка мудрые родители решают и делают за него все меньше и меньше, но лет примерно до двадцати находятся неподалеку и готовы прийти на помощь, если их попросят.

Михаил Завалов

Многие родителисталкиваются с тем, что их ребенок не выполняет элементарных вещей: егоне допросишься одеться в сад, сложить свои игрушки вечером, почиститьзубы без "торговли". Чтобы ребенок что-то сделал, нужно по 10 разповторять, уговаривать или даже угрожать. Все это, разумеется, лишаетсил и понемногу сводит с ума...

Знакомая ситуация?

Если Вы сталкиваетесь с подобными проблемами, то в этой статье Вы можете найти множество идей, как с легкостью и удовольствием приучить ребенка к самостостоятельности.

Чтобы привлечь ребенка кмаленьким домашним делам, которые включают уход за собой и за своими
вещами, стоит придерживаться некоторых простых принципов.

1. Сформулируйте для себя, что ребенок уже может и должен делать сам.
Этот шаг часто бывает недооценен родителями. Они с легкостью обижаютсяна то, что ребенок не убирает за собой одежду, не вытирает ноги, не естсам... Однако если спросить у мамы и папы: «Так что же Ваш ребенок точно должен делать в этом возрасте, каковы его обязанности?», этот вопрос часто заводит в тупик.

Ведь, во-первых, существует миф, что ребенок никому ничего не должен... Если это действительно так, то почему же родители так сильно сердятся на его «лень» и «непослушание»?

Давайте не будем кривить душой: каждый родитель ожидает, что его ребенок будет вносить свой вклад в уход за собой, домашнее хозяйство и даже жизнь семьи. Вопросы только в том, сколько, как и когда.

Во-вторых, нет четкого представления о возможностях и возрастных этапах развития самостоятельности у ребенка. Словом, непонятно, что, в каком объеме и в каком качестве ребенок должен делать сам.

Что в итоге?
Если даже сами родители смутно представляют себе, что должен делать ихребенок, то как тогда сам малыш может контролировать свои достижения иуж тем более - стремиться к ним?

Итак, задачи и обязанности ребенка должны быть прозрачны прежде всего для самих родителей.

2. Создайте перечень домашних обязанностей и самостоятельных дел ребенка с учетом его возраста. После того, как Вы задумались над тем, что может и должен делать ребенок, составьте список этих действий.

В первой колонке опишите, что ребенок должен делать по уходу за собой (каков уровень его самостоятельности). Во второй колонке перечислите действия, которые ребенок должен выполнять по уходу за своими вещами. В третьей колонке опишите то, что ребенок должен делать для всей семьи.

Не указывайте то, что ребенок уже давно "прошел", выполняет с легкостью и без напоминания. Ваш список должен содержать навыки, которые еще только предстоит освоить или усовершенствовать.

Вот произвольный пример такого списка:
1) уход за собой:

  • самостоятельно включать и выключать свет в туалете;
  • полностью раздеваться и надевать без помощи футболки и свитера;

2)уход за своими вещами:

  • складывать свои игрушки без напоминания;
  • относить грязное белье в корзину;
  • складывать вещи на стул или в шкаф (допускается помятость);

3)помощь по дому:

  • не мешать, когда взрослые разговаривают по телефону;
  • помогать маме накрыть на стол;
  • помогать вытирать пыль по просьбе и т.д

Постарайтесь описать в этом списке не только действие, но и качество его выполнения.Ведь в случае маленького ребенка достаточно, когда он просто "поелозит"тряпкой по столу и кое-как скомкает вещи в шкаф. Однако когда ребенокподрастает, стоит требовать от него более точных и аккуратных движений.

3. Двигайтесь маленькими шагами. Послетого, как Вы создали перечень обязанностей Вашего ребенка, начнитеприучать его к ним. Двигайтесь маленькими шагами, например, по одному
навыку в неделю. Для некоторых родителей "приучать" значит сказать один раз вслух и забыть об этом. Но этого совершенно недостаточно.

"Приучать" значит, вдохновлять, стимулировать, поощрять, показывать, корректировать, контролировать и хвалить.
Поэтому недельный срок нужен именно для того, чтобы сконцентрироватьвсю Вашу энергию и внимание на одной задаче, которую Вы хотитепривить Вашему ребенку.

4. Начинайте всегда вместе. Многие родители поступают так: они просят ребенка сделать что-то и уходят по своим делам.Надо сказать, что эта тактика не очень эффективна. Пока Вы неубедились, что малыш точно выполнит действие без Вашей помощи иконтроля, оставайтесь рядом с ним.

5. Давайте четкие указания, подсказывайте и помогайте.
Оставив все свои дела и морально настроившись уделить все свое вниманиеребенку, четко скажите ему, что делать. Постарайтесь, чтобы Ваш голосзвучал твердо и убедительно, а не заискивающе. Чересчур просящие илиуговаривающие интонации провоцируют ребенка на «отнекивание» или«торговлю».
Также постарайтесь избегать уговоров и аргументирования.
Во-первых, не все Ваши аргументы будут понятны ребенку, а во-вторых, налюбой аргумент «за» можно найти аргумент «против». Многие дети оченьизощренны в этом. А ведь домашние обязанности или уход за собой – совсем не должны подлежать обсуждению. Это насущные дела, которые объективно необходимо выполнять для нормальной полноценной жизни.
В период обучения важно оказывать ребенку помощь и подсказки.
Однако их нетак-то просто выполнить правильно. Часто в своем кабинете я наблюдаю,как родители «помогают» ребенку сложить игрушки. Они просто подходят ккорзине и, приговаривая «давай-ка соберем машинки» мигом укладывают все вкорзину. Ребенок, успев бросить только одну игрушку, оглядывается ивидит, что все уже собрано.

Разумеется,такая помощь не только не «настраивает» ребенка на успех и достижениерезультата, но подчас может и демотивировать его.


Чаще всегопроблема с самостоятельностью кроется не в сложности самого действия, а втом, чтобы начать его делать. Начать сложно не только для взрослых, но идля детей.
Ведь для того, чтобы начать действовать, нужно:

  • оставить то интересное, чем ребенок занимается СЕЙЧАС;
  • переключить и сфокусировать внимание на чем-то, что будет ПОТОМ;
  • сделать что-то длинное или, как правило, менее интересное;
  • напрячься непонятно ради чего.

Как же правильно оказывать ребенку помощь?
Для того, чтобы вдохновить ребенка сделать что-то полезное, можно использовать вербальные (помощь словами) и телесные (с помощью движений и жестов) подсказки.

Телесные подсказки:

  • Жесты.

    Многие недооценивают роль жестов в помощи ребенку, но на самом деле,особенно для маленьких детей, такие подсказки играют огромную роль.

Когда использовать жесты? Жесты хороши, когда слов недостаточно, чтобы побудить ребенка к действию.

Например, когда Вы говорите ребенку «возьми машину и положи в корзину»,он может продолжать стоять на месте или заниматься другими делами.Когда же Вы показываете на машину, внимание ребенка фокусируется и онможет сосредоточиться намного быстрее на задании. Жесты также помогают
начать действовать, то есть запустить цепочку последовательных шагов.Ведь если машина уже в руке, то ничего не стоит положить ее в корзину.

  • Движения. Подсказки в виде движений предполагают изменение положения тела ребенка.
    Например, если он стоит далеко от корзины с игрушками, можно, взяв егоза плечи, плавно подвести поближе. Если же ребенок стоит, а для сборамелких деталей удобнее сесть на коврик, то с помощью телесной подсказки,легко похлопав малыша по плечу, можно пригласить его сесть. Когда малышотворачивается, то с помощью телесной подсказки можно направить егокорпус в нужное русло.

Ваши помогающие движения служат не только приглашением к действию, но и хорошей, мягкой коррекцией.Вспомните, сколько бы инструктор по танцам или йоге не объяснял Вам,как встать в третью позицию или «позу собаки», пока он не покажет, алучше не «выстроит» Ваше тело, движение не получится.

  • Демонстрация. Очень хорошо приобщать ребенку к миру дел, предварительно показав ему, что и как нужно сделать.
    Однако с этой подсказкой легко переборщить, например, когда, показывая,мама выполняет все действие за ребенка. Чтобы такого не случилось,можно выполнить только часть действия, оставив его незавершенным, чтобыребенку осталось сделать только финальную часть – закрыть крышку,положить носок в уже открытую коробку и т.д.

Вербальные подсказки:

  • Подробный инструктаж, когда Вы разбиваете действие на маленькие шаги и проговариваете каждый из них (не потому что ребенок не знает, как, а чтобы помочь ему начать).

Чтобы инструкции были восприняты ребенком, нужно обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, Ваши слова должны иметь мотивирующую силу, то есть способствовать тому, чтобы ребенок начал действовать.
Такие инструкции содержат конкретные глаголы, описывают простые ипонятные действия: «возьми машинку», «отнеси ее к шкафу», «положи наполку», «возьми колготы», «посмотри, чистые ли они», «сложи красиво»,«положи в ящик».

Во-вторых, для того, чтобы ребенку было проще поначалу, часть Ваших инструкций должна помогать ему сосредоточиться. Для этого Вы подсказываете ребенку, как он может сконцентрировать свое внимание, например: например, «подойди ко мне», «слушай внимательно», «посмотри сюда», «повернись», «посмотри выше» и т.д.

В-третьих, не стоит начинать говорить следующую инструкцию, пока не выполнена предыдущая. То есть пока ребенок не «посмотрел сюда», не стоит просить его «взять это». Действия должны быть простыми и легкими.

6. Хвалите ребенка.
Правильно хвалить – целое искусство. Похвала – это не просто восторг поповоду и без повода. Похвала, которая может стать ценной для ребенка,должна быть конкретной и немедленной.

Когда Вы хотите выразить своеудовлетворение ребенку, опишите, что именно он сделал хорошо,
например: «молодец, ты послушал маму», «посмотри, как быстро ты сложилэти машинки», «мне так нравится, как ты собираешь свои вещи», «сколько утебя сил, ведь ты разложил все подушки самостоятельно!»

В таком виде похвала выглядиткак комментарий, служит хорошей обратной связью для ребенка. Ведь он невидит себя со стороны, ему сложно оценить, что он делает хорошо, а что плохо. Получая похвалу-комментарий от родителей, ребенок много узнает о своих сильных качествах и об их ценности для родителей. А кто не захочет показать себя с лучшей стороны?

7. Вводите элементы соревнования и игры.
Если, несмотря на все Ваши просьбы и поощрения, ребенок все же «тяжелна подъем», можно попробовать заинтересовать его соревнованием.Состязаться можно по-разному – друг с другом, с самим собой (вчерашним),с героями мультфильмов и т.д. Например, «посмотри, как быстро ты сложил эти машинки, а сможешь так же быстро сложить конструкторы?»

Для игрового эффекта можно использовать различные «декорации» и «антураж». Многих детей «заводит» состязание по времени, когда они видят перед собой песочные часы. Другим нравится выполнять задачки, чтобы получить «приз». Интересных условий и игр может быть масса, главное – творческое вдохновение и желание родителей помочь своему ребенку.

8. Постепенно уменьшайте уровень своего контроля и помощи.
Использование игры или соревнования не значит, что Вам придется каждыйвечер развлекать ребенка для того, чтобы он научился складывать носки вшкаф. Напротив, по мере того, как ребенок начинает привыкать к своимобязанностям, Вы поэтапно убираете разные элементы помощи, подсказки,
оставляя лишь похвалу за полностью выполненное действие. Впоследствииможно уйти и от этого, в зависимости от того, переходит ли внешняямотивация ребенка во внутреннюю.

Кроме этого, если Ваш ребенокуже освоил тот или иной навык, Вы можете отлучаться по своим делам и неследить за качеством выполнения, лишь иногда проверяя, не «сбился» лималыш с пути, отвлекшись на игру или мультик.

Если же у Вас нет ни сил, ни желания мотивировать ребенка, поощрять или вдохновлять его, стоит обратить внимание на себя: возможно, Вы слишком устали, перегружены домашними и рабочими делами, нуждаетесь в отдыхе, помощи и поддежке.
Если это так, то уделите время себе. Ведь не имея внутреннего ресурса,желания и радостного настроения, так сложно вдохнуть радость вдостижения ребенка!

Терпения, сил и радости Вам, дорогие родители!