Описанные в методических рекомендациях примерная тематика интеграционного конструирования для детей среднего дошкольного возраста, методы и приемы педагогического руководства детским конструированием в образовательной и досуговой деятельности, примерное описание организации построек, планируемые результаты - целевые ориентиры дошкольного образования, советы по использованию алгоритмичных иллюстраций - все это в комплексе поможет воспитателям обеспечить выполнение...
Предлагаемый наглядно-дидактический комплект "Конструирование из строительных материалов" включает в себя 14 красочно оформленных листов, позволяющих ребенку доступно и увлекательно в совместной деятельности со взрослым или самостоятельной игре осуществить в определенной технологической последовательности, действуя по алгоритму и применяя приемы конструирования со строительными деталями, построение восьми моделей (башня с флажками, мосты, гараж, двухэтажный дом, домик для мишки, ворота, кроватка для кукол, трамвай).
Описанные в методических рекомендациях примерная тематика интеграционного конструирования для детей среднего дошкольного возраста, методы и приемы педагогического руководства детским конструированием в образовательной и досуговой деятельности, примерное описание организации построек, планируемые результаты - целевые ориентиры дошкольного образования, советы по использованию алгоритмичных иллюстраций - все это в комплексе поможет воспитателям обеспечить выполнение требований ФГОС ДО к примерной образовательной программе дошкольного образования, планировать освоение содержания образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", в занимательной форме расширять представления дошколят о предметах окружающего мира, развивать целеустремленность, речь, усидчивость, технические способности, воображение, память детей.
Предназначено воспитателям ДОО, специалистам дошкольного образования
и развития; полезно родителям.
Конструирование - один из любимых детьми видов деятельности наряду с изобразительной и игровой. Оно имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, а также выполняет ряд присущих только ему задач: знакомит детей с техническими профессиями, учит создавать объёмные и красивые предметы собственными руками. В средней группе занятиям по конструированию уделяется большое внимание. От воспитателя, работающего с детьми пятого года жизни, зависит, полюбят ли малыши эту деятельность и смогут ли самостоятельно создавать маленькие шедевры.
Конструирование - вид детской продуктивной деятельности, в процессе которой малыши изготавливают различные постройки и поделки, отображая явления предметного мира и объекты природы. Цели его:
Ребёнок - прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Л.В. Куцакова
«Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада»
Конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие», поскольку она очень близка к изобразительной (аппликации, рисованию, лепке). Но в программных требованиях отражена и техническая сторона конструирования, ведь именно оно является базой для становления технических способностей, что служит всестороннему развитию воспитанников.
Различают такие виды конструирования:
Классический деревянный конструктор - лучший строительный материал для дошкольников С помощью деталей пластикового конструктора дети смогут закрепить цвета и форму геометрических тел Пазовый конструктор типа «Лего» позволяет малышам легко и быстро создавать крепкие постройки Конструктор-пазл набирает всё большую популярность, но пока его больше используют для игровой, а не учебной деятельности Моделируя постройки из крупных блоков, дети учатся ориентироваться в пространстве и рационально его использовать
Основные задачи технического конструирования в средней группе:
Задачи конструирования из бумаги:
В средней группе дети овладевают новым навыком: учатся складывать квадрат бумаги пополам, совмещая углы
Использование природного материала в конструктивно-модельной деятельности ставит перед педагогом такие задачи:
Главной целью конструирования из природного материала является создание художественного образа на уже имеющейся готовой основе
Помимо специальных задач, конструирование решает ряд общих, таких как:
Конструировать и моделировать дети могут во время игры (сюжетно-ролевой, режиссёрской), самостоятельной художественной деятельности и организованных занятий. В уголке творчества всегда должны быть в наличии материалы, из которых дети могли бы создавать несложные поделки сами, используя полученные ранее умения и навыки. Это могут быть квадраты, круги и полоски бумаги, крупные плоды растений (каштаны, жёлуди), клей, пластилин, небольшой запас готовых форм и деталей (мордочки и лапки зверят, вырезанные из бумаги цветы, листья, фрукты, которыми малыши смогли бы дополнить готовую работу).
Необходимо с самого начала учить детей складывать всё, что использовали для конструирования, по его окончании и тщательно убирать рабочее место. Однако если педагог заметил, что ребята долго и старательно возводили какое-то строение, оно получилось красивым, гармоничным, и дети не хотят его разбирать, не следует настаивать, чтобы строительный материал был немедленно убран в коробку. Постройку можно оставить на день–два, использовать для игры, преобразовать в другие сооружения, но в дальнейшем всё же вернуть стройматериал на положенное место, а детей похвалить за старание и аккуратность.
Следует приучать малышей аккуратно складываать на место конструктор и другие материалы после окончания занятия или игры
Кроме того, нужно помнить:
Сбор природного материала для поделок ребёнок может превратить в увлекательную игру
Основными приёмами обучения конструированию являются:
Используя эти приёмы, воспитатель обучает детей, проводя их по таким этапам конструирования:
Таким образом, можно заметить, что возрастает значение абстрактного мышления и самостоятельности в изготовлении изделия, дети учатся свободному выбору, овладевают обобщёнными способами и принципами конструирования.
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) по конструированию необходима в процессе обучения, потому что она:
Занятия (НОД) проводятся в средней группе 2 раза в месяц, причём ведущие методисты рекомендуют одно занятие посвящать техническому, а второе - художественному конструированию, чередуя работу с бумагой, природным и подручным материалом.
Приблизительная длительность занятия - 20 минут, и состоит оно из таких этапов:
Непременным условием успешного проведения занятия является предварительная работа с детьми. На прогулке, во время экскурсий по городу воспитатель обращает внимание дошкольников на здания, архитектурные сооружения, которые есть в их городе или посёлке, учит подмечать их характерные признаки (из каких частей состоят, какой величины, цвета, материал, из которого они сделаны, чем украшены, для чего служат).
Замечательно, если удастся провести наблюдение за работой строителей, ремонтом заборов, установлением, покраской скамеек в сквере и т. д. В детях пятого года жизни высоко развита подражательность взрослым, причём подражать они хотят, создавая определённый полезный результат. Аналогия с созидательной деятельностью взрослых повысит заинтересованность детей, позволит расширить их кругозор, даст толчок обыгрыванию увиденного после занятия.
Чтобы заинтересовать детей конструированием, их нужно как можно подробнее познакомить с работой строителей
Перед конструированием техники (корабль, самолёт) целесообразно провести рассматривание сюжетных картин, которые дадут детям понятие о труде самолётостроителей, корабельщиков. Планируя конструирование из бумаги или бросового материала корзинок, игрушек, мебели педагог организует рассматривание и обговаривание реальных предметов, желательно разного цвета, модели, размера.
Если предстоит изготовить лесовичка или другого сказочного персонажа из природного материала, предварительную работу можно провести с использованием фрагментов соответствующих мультфильмов. Можно разучить заранее весёлую песенку о гномике, ёжике (по теме предстоящего занятия) и спеть её во вступительной части занятия.
Известно, что правильная мотивация - половина успеха. От того, как воспитатель заинтересует детей предстоящей деятельностью, зависит и ход, и результат занятия. Наиболее удачными вариантами мотивирующего этапа являются:
Эта добрая и забавная обезьянка сможет мотивировать детей построить корабль, чтобы переплыть через океан
Мотивирующий этап должен логически сочетаться с темой занятия и временем года.
Конструирование техническое и из бумаги проводят в групповой комнате. Поделки из природного материала делают в помещении весной и осенью, а зимой конструирование можно вынести на улицу и построить горку, снеговика, снежную крепость.
Тема и автор НОД | Содержание фрагмента |
Фрагмент занятия на тему «Мосты», автор Коломенская Л.А. | Игровая ситуация: воспитатель вносит красивую коробку и предлагает угадать, что в ней. (Выслушивает предположения детей). Загадывает загадку:
В.: Хотите послушать сказку про кубики? (Да). Я буду рассказывать, а вы мне будете помогать. Рассказ с показом:
Дети находят соответствующие геометрические формы, называют их. |
Фрагмент занятия на тему «Будка для собачки», автор Суворова Л.А. | Проводится игра с мячом «Кто в каком домике живёт». Дети стоят в кругу лицом к воспитателю. У воспитателя в руках мяч. В.: Ребята, я буду бросать мяч и называть животное или птицу. А тот, кто поймал мяч, называет, где это животное или птица живёт. Бросает мяч:
Игра проводится несколько раз. |
Фрагмент занятия на тему «Грузовые машины», автор Штарёва Н.А. | Воспитатель вносит в группу сундучок, в котором находится игрушка-грузовик. В.: Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. А хотите узнать, что там? Тогда отгадайте загадку:
В.: Правильно. Это грузовик (достаёт игрушку из сундучка). А почему его так называют? (Перевозит разные грузы).
(Дети вместе с воспитателем выполняют движения, о которых говорится в стихотворении, и «едут» под музыку «Мы едем-едем-едем…» по группе).
Все машины едут на стоянки, на стульчики за столы, на которых для каждого ребёнка приготовлен набор блоков Дьенеша и схема с изображением грузовика. |
Автор | Хабибуллина А.Н., воспитатель МАДОУ Берёзка, г. Когалым, ханты-Мансийский АО | ||
Месяц | Вид деятельности | Тема НОД | Задачи НОД |
Сентябрь | Загородки и заборы |
|
|
Ковёр из листьев |
|
||
Октябрь | Конструирование из строительного материала | Домики, сарайчики |
|
Конструирование из бумаги | Вагоны |
|
|
Ноябрь | Конструирование из строительного материала | Терема |
|
Конструирование из природного материала | Ёжик |
|
|
Декабрь | Конструирование из строительного материала | Лесной детский сад |
|
Конструирование из бросового материала | Игрушки на ёлку |
|
|
Январь | Конструирование из строительного материала | Грузовые автомобили |
|
Конструирование из бумаги | Ёлочка |
|
|
Февраль | Конструирование из строительного материала | Мосты |
|
Конструирование из бумаги | Будка для собаки |
|
|
Март | Конструирование из природного материала | Цветы для мам и бабушек |
|
Конструирование из строительного материала | Корабли |
|
|
Апрель | Конструирование из строительного материала | Самолёты |
|
Конструирование из бумаги | Корзиночка |
|
|
Май | Конструирование из строительного материала | Постройка по рисунку |
|
Конструирование из природного материала | Пчёлки |
|
|
Цит. по: http://kladtalant.ru/publikatsii-pedagogov?publ=23023 |
Строя мосты, дети знакомятся с понятием равновесия Кораблик - одна из самых популярных фигур при работе со строительным материалом Самолёт из строительного материала - довольно неустойчивая конструкция Постройку терема детям не всегда удаётся сделать устойчивой При постройке моста через «реку» ребёнку следует учесть размер корабликов Из строительного материала можно сделать грузовик, но перемещать его с места на место не получится Из строительного материала получаются разнообразные арки и башни Объединив постройки нескольких ребят, можно получить готовую тематическую композицию
На занятиях по техническому конструированию допустимо давать разноуровневые задания, если дети работают в парах, по 4 за одним столом, сооружая общую постройку. Тогда тот, кто успевает сделать свою часть работы раньше, может помочь остальным или выполнить некоторые действия сверх предусмотренного плана (выбрать и установить дополнительные детали украшения, соорудить небольшую постройку рядом с основной, если остались материалы).
Занятия по художественному конструированию обычно предполагают выполнение одинаковой поделки всеми детьми, но активные малыши могут заскучать, если справятся с работой раньше. Воспитателю следует иметь в запасе несколько вариантов, чем занять такого ребёнка: предложить ему сделать ещё одну несложную поделку по теме прошлых занятий, дать возможность украсить работу некоторыми деталями по желанию (приклеить или нарисовать что-то). Вполне возможно, что ребёнок, закончив поделку раньше остальных, захочет просто рассмотреть её или тихо поиграть с ней, этому тоже не стоит мешать.
Иногда ребёнок хочет украсить свою поделку особенными деталями, а иногда - просто поиграть с ней
Индивидуальные предпочтения малышей следует учитывать и при выборе материалов для поделок. У детей уже есть любимые цвета, элементы декора, поэтому стоит предоставить им право выбора. Кто-то захочет делать жёлтую корзинку и украсить её розовым цветком, а кому-то нравится голубая основа и красные ягоды для украшения.
Элементов декора всегда стоит заготавливать несколько больше, чем требуется на группу, и варьировать их (если цветы, то разной конфигурации, если грибочки, то разного вида).
Украшение поделок - важный этап в становлении эстетического вкуса и мировосприятия ребёнка. Нужно давать дошкольнику как можно больше свободы и выбора в этом вопросе, так мы воспитаем активную, мыслящую личность, способную принимать собственные решения и отстаивать своё мнение. Кроме того, обучая детей декорированию готовых изделий, воспитатель развивает у них чувство симметрии и соразмерности частей, учит гармоничному сочетанию цветов.
Для украшения бумажных поделок можно использовать рисунки фломастерами или восковыми карандашами, они дают яркий насыщенный цвет линий и легки в использовании. Корзинки, ведёрки, домики и прочее можно украсить аппликацией из ткани, кружевной тесьмы. На поделки, в которых использовался пластилин, легко крепятся бусинки, пайетки. Обрезки пряжи, нарезанные трубочки для коктейля, пуговицы, пробки, кусочки слюды, солома, мох, сухие травы и колосья - всё это также может быть использовано как дополнение для создания цельного художественного образа, наиболее полного воплощения замысла.
Основой для забавной поделки могут стать даже кукурузные початки
Поделки из бумаги и подручного материала не следует задумывать слишком крупными и громоздкими, ребёнку должно быть удобно держать их, играть, манипулировать ими. Постройки из кубиков, блоков должны соответствовать по размерам предполагаемой функции (строим мост достаточной ширины, чтобы проехала большая машина, корабль мастерим такого размера, чтобы в нём уместились все игрушки, которые хотят путешествовать).
На открытом занятии по конструктивно-модельной деятельности должны быть учтены такие моменты:
Готовясь к занятию, воспитатель должен:
Чего не следует делать:
Коллеги также должны быть корректны и относиться с пониманием к педагогу, поскольку для него открытый показ - большая ответственность и нервная нагрузка.
Автор | Мавлютова Г.Я., воспитатель МБДОУ Детский сад №6 «Василёк» Кувандыкского городского округа Оренбургской области |
Тема | «Дома на улицах города» |
Этап НОД | Содержание этапа |
Задачи НОД |
|
Оборудование и материалы |
|
Предварительная работа |
|
Организационная часть | В.: Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас снова такими красивыми, здоровыми, с добрыми глазками. Нас ждут сегодня увлекательные игры и ещё много интересного. Сначала поздороваемся. Коммуникативная игра с артикуляционной гимнастикой «Здравствуйте» (по М. Картушиной).
Определение психологического состояния детей.
|
Основная часть | В.: Вот какие весёлые человечки! И у каждого есть свой дом, где его любят, ждут и все они живут одной семьёй. Домики есть у животных, даже у насекомых. Посмотрим, у кого какой дом. Дидактическая игра «У кого какой дом». Мультимедийная презентация. Слайд №1. В.: Смотрите, как же муравей и пчела носят строительный материал. Может, мы тоже попробуем без рук таскать палочки? Игра-эксперимент «Прижимая верхнюю губу к носу, несём трубочки-палочки». В.: Как выглядит дом у людей, из каких частей он состоит? (Из фундамента, стен, окон, перекрытия, крыши). Какие детали нужны, чтобы построить дом? (Кирпичи, кубики, пластины). Посмотрим на экране. Слайд № 2. Мультимедийный показ, как геометрические фигуры превратились в строительные детали. В.: На какую грань поставили кирпичик? (На узкую длинную грань). Люди каких профессий работают на стройке? (каменщик, маляр, штукатур, крановщик). А вы хотите строить дом? (Ответы детей. Затем они надевают форму: каски, фартуки, нарукавники). Соблюдайте правила безопасности. Динамическая музыкальная пауза «Я хочу построить дом». В.: Как вы думаете, можете вы поставить свой дом где захотите? (Нет). Вам покажут специальные участки, площадь. Сейчас каждый возьмёт номер участка и схему будущей постройки и найдёт свой участок. Расскажи, Эмиль, про свой чертёж. (Рассказ ребёнка). Приступаем к работе. Делайте постройки крепкие, устойчивые. Самостоятельная работа детей по схеме. |
Итоговая часть | В.: Вот закончили мы постройку. Когда стоит много домов, как мы это назовём? (Улица). А если эта улица очень длинная? (Проспект). Как назовёте этот проспект? (Проспект Мира, Детский). Как будете переходить улицу? (По пешеходному переходу). Есть у вас знак такой, ставьте, где должен стоять знак. На что смотреть, когда переходите улицу? (На светофор). Где светофор поставим? Что за этот знак? («Осторожно, дети!»). Возле какого здания поставим такой знак? (Возле школы, детского сада). А чтобы всегда было красиво на улице, возле дома, что надо делать? (Сажать цветы, не сорить во дворе). Рефлексия. В.: Ребята, вы так сегодня старались, трудились все на славу. Спасибо вам за ваш труд. Вы так порадовали людей, жильцов своей работой. Всегда есть маленькая тропиночка, которая ведёт вас в дом. Если вам сегодня понравилась такая работа, положите зелёную плитку,если вам что-то не удалось, что-то не получилось, положите красную плитку. Скоро заселятся жильцы в эти дома. Будет новоселье, праздник. Давайте сделаем праздничный фейерверк. (Мыльные пузыри). |
После каждого занятия проводится его анализ. Дети делятся своими впечатлениями: что им было интересно делать, что получилось легко, а что вызвало затруднения. Воспитатель даёт положительную оценку как работе в целом, так и хвалит самые удачные, оригинальные изделия. Замечания об ошибках и недочётах стоит делать в общем, не называя имён и фамилий, поскольку дети этого возраста воспринимают критику очень болезненно.
Педагог должен проанализировать занятие и для себя, сделать выводы для улучшения последующей работы. Всё, что не удалось, вызвало затруднение или не было понятно детям, требует тщательной проработки и индивидуальных занятий с малышами.
Два раза в год проводят диагностику умений и навыков детей, составляя диагностическую карту. Эта работа также поможет воспитателю совершенствовать обучение детей конструированию.
Если конструктивно-модельная деятельность детей близка педагогу, и он хочет развивать свои знания и умения в этом направлении, то конструирование вполне может стать темой самообразования. Работа воспитателя по своему профессиональному совершенствованию будет проходить в таких направлениях:
Проведение занятий по конструированию и их полноценный глубокий анализ помогут педагогу сделать свою работу с дошкольниками среднего звена ещё более продуктивной, а в малышах воспитатель, который сам увлекается конструированием, разовьёт как творческие и художественные способности, так и задатки будущих изобретателей, архитекторов, мастеров.
Базиян Рена Ашотовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад № 12
Населённый пункт:
г.Ярцева Смоленской области
Наименование материала:
Программа дополнительной образовательной деятельности
Тема:
"Лего-конструирование" для детей 4-5 лет
Дата публикации:
16.05.2018
Раздел:
дошкольное образование
Программа
дополнительной образовательной деятельности
«Лего-конструирование»
для детей 4-5 лет
Составила:
Базиян Р. А.
1. Пояснительная записка………………………………………………….….3
2. Актуальность …………………………….……………………………….3-4
3. Цели и задачи ……………………………………………………………….5
4. Работа с родителями………………………………………………………...5
5. Принципы программы……………………………………………………...6
6. Условия реализации программы…………………………………………...6
7. Модель системы работы……………………………………………………7
8. Ожидаемые результаты освоения программы…………………………….7
9. Формы организации обучения……………………………………………8-9
10. Интеграция образовательных областей…………………………………9-10
11. Перспективный план…………………………………………………….11-17
12. Формы проверки результатов освоения программы……………………18
13. Диагностика…………………………………………………………….18-19
14 .Литература…………………………………………………………………20
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по конструированию для детей 4 – 5лет «Лего-
конструирование» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Нормативными
регионального,
муниципального
локальными актами МБДОУ детского сада № 12.
Задачи и базовое содержание (федеральный компонент) составлены на основе
примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, реализуемой в
ДОУ. Основой рабочей программы является программа Комаровой
Л.Г.«Строим из лего», программа Мельниковой О.В. «Лего-
конструирование».
Настоящие программы описывают курс подготовки по конструктивной
деятельности детей 4-5лет. Они разработаны на основе обязательного
приведенной в конце данного раздела.
Актуальность
Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение
ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания
дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку
равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие
ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Ведущими видами детской деятельности являются: игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,
продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской
деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня
педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и
предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный
конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.
ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей.
(«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».)
Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и
экспериментальной деятельностью.
Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
Способствует формированию познавательных действий, становлению
сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать
в коллективе.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит
важнейшим средством развивающего обучения в образовательных
учреждениях.
Выбор темы экспериментальной деятельности обусловлен социальным
заказом семьи. По результатам анкетирования на 1 место родители поставили
успешность ребенка, которую определяют способность самостоятельно
мыслить, сотрудничать с партнером, и самое главное – чувство уверенности в
В этой связи усилия педагога должны быть направлены на создание в
образовательном процессе детского сада педагогических условий,
способствующих формированию потенциальных возможностей ребенка в
соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и
склонностями, обеспечивающих создание ситуации успеха.
Цели и задачи .
Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала
личности ребенка через совершенствование его конструктивных
способностей.
Задачи:
1. развитие познавательных потребностей и творческих способностей;
2. развитие пространственных представлений, логики, мышления;
3. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее
ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной
инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного
возраста.
Работа с родителями .
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и
объединить усилия для развития и воспитания детей
Создать атмосферу общности интересов.
Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей ;
Изготовление совместно с детьми поделок на выставки совместного
творчества.
*Анкетирование, проведение опросов «Отношение к конструктивной
деятельности дошкольников».
*Творческие задания детям и родителям.
Таким образом, использование современных методик, совмещение различных
видов деятельности, позволят достигнуть определённых результатов:
Принципы программы:
1. Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал
располагается в последовательности с учетом возрастающей детской
компетентности.
2. Интеграции программных областей знаний, которая позволит охватить не
только конкретное содержание, но и целостную картину мира.
3. Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в
экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении
обобщенных способах действия.
4. Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с
индивидуальными способностями и интересами.
5. Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные,
двигательные, эмоциональные нагрузки) .
6. Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к
здоровью детей.
7. Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы,
эмоциональную и мотивационную сферу.
8. Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
Условия реализации программы.
Программа «Лего-конструирование» рассчитана на один год обучения.
Возраст детей – средний дошкольный возраст (4-5лет)
Количество воспитанников – 10 детей.
Обучение направлено на обучение самостоятельному созданию проектов из
конструктора Лего.
Режим проведения занятий.
1 раз в неделю, 4 раз в месяц, 36 в год
График работы кружка:
Среда – 15.15-15.35
Длительность занятий -20 минут.
Участниками образовательного процесса являются дети, родители (их
законные представители), педагоги. В соответствии с этим разработана
модель системы работы.
Модель системы работы:
Ожидаемый результат реализации программы
1.Формирование конструктивных умений и навыков у детей.
2. Развитие умения работать в команде, группе, парах и самостоятельно.
3. Снятие эмоционального напряжения, успешная социализация, развитие
воли и целеустремленности.
4. Развитие умения творчески подходить к решению задачи..
5. Развитие умения классифицировать материал для создания модели.
6. Развитие умения работать по предложенным инструкциям.
7. Развитие умения доводить решение до работающей модели.
8. Развитие умений излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответ на вопросы путем логических рассуждений.
Конструирование
Самостоятельная
деятельность
Совместная
деятельность
Пополнение
предметно-
развивающей
среды
Непосредственно-
образовательная
деятельность
Образовательная
деятельность в ходе
режимных процессов
Формы организации обучения
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе
которой развивается ребёнок, использую различные формы организации
обучения
№ Формы
Конструирование по
Д етям предлагают образцы построек,
выполненных из деталей конструктора, и
показывают способы их воспроизведения.
Конструирование по образцу, в основе,
которой лежит подражательная деятельность,
Важный обучающий этап, где можно решать
задачи, обеспечивающие переход детей к
самостоятельной поисковой деятельности
творческого характера.
Конструирование по
Конструирование по
условиям
Детям в качестве образца, предъявляют
модель, скрывающую от ребёнка очертание
отдельных её элементов. Эту модель, дети
должны воспроизвести из имеющихся у них
деталей конструктора. Таким образом, им
предлагают определенную задачу, но не дают
способа её решения. Конструирование по
модели – эффективное средство активации
мышления дошкольников.
Не давая детям образца постройки, рисунков
и способов её возведения, определяют лишь
условия, которым постройка должна
соответствовать и которые, как правило,
подчёркивают практическое её назначение. В
процессе такого конструирования у детей
формируется умение анализировать условия и
на основе анализа строить практическую
деятельность достаточно сложной структуры.
Данная форма организации обучения
способствует развитию творческого
конструирования.
Конструирование по
простейшим чертежам
Моделирующий характер самой
деятельности, в которой детали
строительного материала воссоздаются
внешние и отдельные функциональные
особенности объектов, создаёт возможности
для развития внутренних форм наглядного
моделирования. В результате у детей
формируются мышление и познавательные
способности.
Конструирование
по замыслу
Дети сами решают, что и как будут
конструировать. Данная форма – не средство
обучения детей созданию замыслов, она лишь
позволяет самостоятельно и творчески
использовать знания и умения, полученные
Конструирование по
Детям предлагают общую тематику
конструкций, и они сами создают замыслы
конкретных построек, выбирают материал и
способы их выполнения. Основная цель
конструирования по заданной теме –
закрепление знаний и умений.
Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование
Для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является великолепным
средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов
деятельности и образовательных областей.
Образовательная область
Область применения ЛЕГО-
конструирования, в соответствии с
целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное
развитие
Создание совместных построек,
объединенных одной идеей, одним
проектом.
развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и
сверстниками;
формирование готовности к
совместной деятельности со
сверстниками;
формирование позитивных установок
к различным видам труда и
творчества.
Познавательное развитие
Техническое конструирование –
воплощение замысла из деталей
ЛЕГО-конструктора.
формирование первичных
представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и
целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и
следствиях и др
Речевое развитие
Работа с педагогом над развитием
фонетического слуха, звуковой и
интонационной культуры речи
словообразованием, формированием
звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки
обучения грамоте.
Художественно-эстетическое
развитие
Творческое конструирование –
создание замысла из деталей
ЛЕГО-конструктора.
реализация самостоятельной
творческой деятельности детей -
конструктивно-модельной.
Физическое развитие
Координация движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук.
Перспективный план работы по ЛЕГО–конструированию
образовательн
ой ситуации
Сентябрь
«Детский
сад детям
Конструирова
Активизировать конструктивное
воображение детей;
Стимулировать создание детьми
собственных вариантов построек,
освоенных на занятиях, внесение в
знакомые постройки элементов
Закреплять знание конструктивных
свойств материала и навыки
правильного соединения деталей.
без красок
перекраси
«Осенний
Закреплять умение строить лесные
Учить отличать деревья друг от
Закреплять названия деталей и
принесла»
Конструирова
ние фруктов
продолжать знакомить детей с
конструктивными возможностями
различных деталей, используемых
для придания формы разных
предметов (овальная деталь,
полукруг и т.д.);
Формировать чувства симметрии и
умения правильно чередовать цвет в
своих постройках;
Развивать умения анализировать
образец – выделять в нем
функционально значимые части
(края, основание), называть и
показывать детали конструктора, из
которых эти части построены.
лесные деревья;
«У каждой
Построим
Ознакомить детей с назначением
профессии
фургон для
доставки
магазины
грузовых машин – фургонов;
Определить конструктивные
особенности машин – фургонов;
Обучить выделению внутреннего
пространства;
Развивать умения следовать
инструкциям педагога, размещать
постройку на плате;
Развивать конструктивное
воображение.
«Бабушка
рядышком
дедушкой»
Цветущие
растения
Повторить названия комнатных
цветущих растений,
Вспомнить основные правила
ухода за комнатными растениями;
Повторить строение цветка;
Учить подбирать детали по цвету
соответствующие данному цветку
«Животны
е забавные
они такие
славные»
Кормушка для
Закреплять навыки строить по
Учить строить кормушку из лего-
конструктора;
Распределять детали лего-
конструктора правильно.
«Если хочешь
здоров…»
«Жил на свете
один человечек»
Развить навыки анализа
образца и моделирования в
соответствии с образцом
фигурки человечка.
«Посмотри,
как хорош,
котором ты
«Моя улица»
Дать детям основные понятия
городского пейзажа, вспомнить
особенности городских
построек;
Развивать умение передавать
форму объекта средствами
конструктора;
Закрепить навык скрепления
«Если вместе
«Прогулка по
грибной поляне»
Выделять основные части
постройки, определять их
назначение;
Закреплять умения скреплять
детали разными способами (со
смещением, на плато, скрепляя
2 детали одной);
Закреплять умения
анализировать готовую
постройку;
Развивать активное внимание
тонкой моторики рук;
Учить составлять и
отгадывать загадки.
«Я всегда
внимательным
обязательно»
Контруирование
по замыслу
Повторить правила дорожного
движения;
Закрепить умение строить
разные виды городского
транспорта;
Учить заранее обдумывать
постройки, давать ей описание;
Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность
«Детство это
радость»
Подъемный мост
Закреплять умение детей
конструировать по заданной
тематике с использованием
опорных схем. Активизировать
внимание, мышление.
Воспитывать интерес к
сооружению построек, навыки
коллективной работы
« Есть разные
планете»
Дом для собаки
со щенками
Учить строить по
предложенным инструкциям,
учитывая способы крепления
деталей; передавать
особенности предметов
средствами конструктора
LEGO; - закрепить
представление о строительных
деталях, их свойствах;
определять назначение частей
предметов, их
пространственное
расположение; выбирать
правильную
последовательность действий;
« Вот какая
она, наша
Конструирование
по замыслу
Учить заранее обдумывать
постройки, называть ее тему,
давать общее описание;
Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность;
Закреплять полученные
« Хорошо что
каждый год к
нам приходит
Новый Год!»
Новогодние
Развивать фантазию и
воображение детей;
Закреплять навык скрепления
Учит строить более сложную
постройку.
поём, вот
как весело
Детский сад
Продолжать знакомить с
новыми деталями
конструкторов;
Учить самостоятельному
конструированию модели дома;
Закрепить знания о строении
Знакомить с новыми
возможностями крепления
кирпичиков ЛЕГО;
Конструирование
по замыслу
Закрепить навык обдумывать
постройки, называть ее тему,
давать общее описание;
Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность;
Закреплять полученные
живёшь ты
домашний и
Животные на
Закреплять знания о домашних
животных;
Учить анализировать образец,
выделять основные части
животных;
Развивать конструктивное
воображение детей.
«Маленькие
волшебники
Учить заранее обдумывать
постройки. Развивать
творческую инициативу,
самостоятельность.
Развивать речь: загадки о
космосе, чтение стихов.
Строительство летательных
аппаратов
словечко,
словечко»
Занятие – конкурс
конструированию
Развивать ориентировку в
пространстве, развивать
внимание, мелкую моторику,
творческое мышление.
Воспитывать
самостоятельность, интерес к
конструированию из ЛЕГО.
«Сильные и
защитники
Отечества-
Военная техника
(самолет)
Дать детям знания об армии,
сформировать у них первые
представления о родах войск,
познакомить с военной
техникой
Закреплять умение строить
самолет по схеме, используя
имеющиеся навыки
конструирования.
праздником
Полевые цветы
Продолжать учить создавать
конструкцию на плоскости;
сестренки,
подружки и
девчонки!»
Учить анализировать объект:
повторить строение цветка;
Учить с помощью цвета
создавать модель похожую на
оригинал
« В стране
народных
умельцев»
Учить находить необходимые
детали. Учить моделировать
бабочку по образцу,
предложенному педагогом.
Поощрять самостоятельность
«Театра мир
откроет нам
Избушка на
курьих ножках
Развивать навыки
анализировать образец,
выделять его основные
конструктивные части.
Закреплять умение строить
ступенчатую крышу.
« По дороге
с книгой»
сказочные герои
Развивать фантазию и
воображение. Учить умению
планировать работу на основе
анализа особенностей образов
сказочных героев; передавать
характерные черты.
чудо света»
Букет маков
Развивать фантазию и
творческое конструирование.
Учить конструировать букет
маков, передавая средствами
конструктора характерные
особенности цветов.
чудесной!»
Перелетные
Повторить строение птицы;
Продолжать учить создавать
конструкцию по замыслу;
Учить передавать особенности
определённой птицы путём
подбора цвета и деталей
Дом для наших
учить строить дом по схеме,
анализировать образец
постройки, различать и
называть строительные детали.
Способствовать проявлению
творчества, самостоятельности.
«Детский
сад второй
Живые цветы
Познакомить детей с
разнообразием бабочек и их
строением;
Учить строить симметричные
изображения на плоскости;
Продолжать учить строить по
замыслу, опираясь на
имеющийся опыт
приглашаем
Выставка работ
для родителей и
педагогов в
центре ЛЕГО.
развивать внимание,
способность сосредоточиться,
память, мышление
учить воображать,
фантазировать, творчески
овладение умением мысленно
разделить предмет на
составные части и собрать из
частей целое;
учатся общаться друг с
другом, устраивать
совместные игры, уважать
свой и чужой труд;
Формы проверки результатов освоения программы:
Участие в конкурсах, выставках детского творчества;
Открытые занятия.
Использование Лего – конструктора в процессе диагностики
образовательных результатов
Еще одно важное направление применения Лего- конструктора
использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение
самостоятельной и коллективной игрой, индивидуальными играми дает
много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во
время игры.
Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего- конструктором
позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и
родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки
зрения сформированность эмоционально-волевой и двигательной сфер,
выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его
коммуникативности.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на
непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную
деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы,
формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и
интерес к обучению.
Уровень развития умений и навыков.
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать
необходимые детали.
Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать
Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень
медленно, присутствуют неточности.
Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
Умение проектировать по образцу
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать
по образцу.
проектировать по образцу.
Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя
ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может
проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать
по пошаговой схеме.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе
конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе
исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не может понять последовательность действий при
проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только
под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
Литература:
1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 37
2. М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях
введения ФГОС»)
3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-
ПРЕСС, 2011.
4. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
5. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое
пособие. - М.: Академия, 2010. - 80 с.
6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в
детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.
7. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство
Сфера,2012 год.
8. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1» г. Кашира
«Домик для лесных жителей» (лего)
Учить строить сарай, располагать кирпичики вертикально на узкой, короткой грани (стены), располагать кирпичики горизонтально на широкой, длинной грани (крыша); огораживать небольшое пространство кирпичиками и пластинами, устанавливая их вертикально и горизонтально (друг на друга), делать перекрытия, сочетать в сооружениях детали по цвету; слушать и понимать объяснения, действовать в соответствии с ним. Упражнять в произношении слов, определяющих пространственные понятия: внизу, наверху, позади, впереди.
1 Игра –мотивация
« Времена года»
2 Проблемная ситуация
« Ветер поломал в лесу деревья и разрушил (жилища) дома у зверей»
Поможем построить им новые дома?
3 Синичка принесла конверт(маленький). В конверте схемы деталей в 3-х проекциях.
Игра « Из каких деталей можно строить дом?» - Что же нарисовано на этих картинках?(куб, кирпич, полукуб, конус, арку, треугольную призму, брусок)
Ребята, какая деталь спряталась на этом рисунке? –Назовите её, найдите и поставьте перед собой так, как она нарисована. Обведите пальчиков квадрат (показ вид детали сверху). А с какой стороны на детали, мы видем этот квадрат?(сверху) и т. д.(аналогичные вопросы)
4 Физкультминутка « Ладошки вверх, Ладошки вниз……»
5Схема дома нарисованного по виду спереди. – Как вы думаете, что изображено на рисунке?(дом)
Основные части конструкции дома(фундамент, перекрытия, стены, крыша) – Из каких деталей вы будете строить стены дома? – Из каких деталей вы будете строить стены? – Из каких деталей вы будете делать перекрытия дома? Крышу?
6Самостоятельное строительство дома для животных» Обыгрывание.
7 итог Молодцы ребята спасли зверей от холода.
« Грузовая машина»(дерев. Констр.)
Продолжать учить исследовать образец, развивать способность к его целостному восприятию. Отрабатывать умения, обеспечивающие выделения присущих образцу признаков и свойств, формировать на этой основе обобщенные представления о конструируемом объекте. Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета. Учить детей самостоятельно находить отдельные способы решения поставленной задачи, связанной с перестройкой конструкции с заданными условиями. Добиваться рассуждения вслух, поощрять подобные проявления.
К концу года дети должны уметь:
Под руководством педагога анализировать предстоящую работу и определять последовательность действий;
Сооружать постройки по условиям и по замыслу;
При работе с бумагой сгибать лист пополам, по диагонали, совмещая при этом стороны или углы;
Усложнять, преобразовывать работу;
Правильно использовать различные детали конструктора с учётом их свойств.