Сценарий проведения сенокоса на руси. Веселая ярмарка на день Петра и Павла

На свадьбу

Веселая ярмарка на день Петра и Павла.

На ярмарочной поляне гостей встречают веселые Скоморохи.

Скоморох 1. Эй, народ честной!
Сегодня день не простой!
День-то убывает,
А веселье прибывает!
Скоморох 2. Петр-Павел жару прибавил,
Жару понаддал, веселить не устал!
Скоморох 3. Как на ярмарке у нас
Песни, шутки в добрый час!
У лета на макушке
Разные приколюшки!
Скоморох 1. Заходите! Заходите!
Веселиться с нами спешите!
Кто в Иванов день без веселья остался,
Для того Петр-Павел постарался!
Скоморох 2. Будем в игрища играть,
До упаду хохотать.
А кто упадет - поднимем,
В пляске жаркой не остынем!
Скоморох 3. Эй, народ, поспешай,
Не скучай, не зевай!
Сегодня праздник Солнца!
Каждому луч счастья найдется!

Музыкальная заставка.

Ведущий 1. Добрый день всем! Замечательно, что вы к нам на ярмарку пожаловали! Здесь кроме всякой садовой, огородной да лесной вкуснятины, кроме нужного товара любой из вас может приобрести хорошее настроение. На ярмарке веселье легко купить или продать за улыбку-шутку, розыгрыш, песню да за все, что пожелаете.
Ведущий 2. А мы хотим лишь напомнить вам, что в день Петра и Павла славяне устраивали последние шумные гулянья перед страдой, ведь уже с середины июля начинается сенокос, вовсю идет прополка огородов, сбор огурцов.
Ведущий 1. Вот мы и гульнем сегодня, поиграем вволю, попоем да попляшем и запомним, что 12 июля - Петр-Павел, всем нам силы да радости прибавил!

Музыкальная заставка.

Ведущий 2. Люди добрые, ярмарку веселья открываем, лучший ансамбль на поляну приглашаем!

Ведущий 1. Благодарим за песню сердечную,
За музыку добрую, вечную!
Начинаем игрища петровские озорные!
Вызываем смельчаков! Есть средь вас такие?

Выбирают 12 человек.

Ведущий 2. Вот двенадцать добрых молодцев и красных девушек! Знаете ли вы, смельчаки, что в Петров да Павлов день в июле существовал у крестьян обычай умываться из трех ключей-родников?.. Не знаете? Так сейчас узнаете и попробуете! Сегодня, 12 июля, вашу смелую дюжину мы разбиваем на три группы! У каждой группы свой «родник». Зачерпывая из своего «родника» ковшом, каждый умывает лицо один раз и передает ковш товарищу. Побеждает та команда, которая умоется из своего «родника» быстрее. Это первый этап.

Под музыку первые игроки команд бегут к «родникам» за водой, приносят ковши, все умываются - мокрыми ладонями касаются щек, последние возвращают ковши на место.

Ведущий 1. Благодарим всех участников и приглашаем четверых победителей разделиться на пары и умыться второй раз!

Под музыку первые игроки команд приносят ковши, после умывания вторые уносят их на место. Выявляется пара-победитель.

Ведущий 2. А теперь - внимание! Из третьего родника, то есть в третий раз, умываются два счастливчика. Они выбирают себе по «роднику», приносят воду, умываются и возвращают ковш на место.

После соревнования победителя награждают.

Ведущий 1. Так и хочется закончить эту игру лирическими словами пожеланий, чтобы не иссякали родники чистой воды и народного веселья.
Живи, родник! Живи, родник!
Пробуждайся и рождайся снова!
Ты чистотой своей велик -
Исток России молодой и новой!

Музыкальная заставка.

Ведущий 2. Друзья! Июль знаменит цветением липы - царицы медоносов! Липы, величавые и благоухающие, с давних времен почитаются на Руси, ведь они кормят и лечат своим медом! Июль в старину назывался «липец»! Вот и мы проведем свой липовый конкурс. Настоящий, а не «липовый». Баночки липового меда ожидают счастливчиков, которые ответят на вопросы, выбирая правильный вариант из предложенных, иногда очень «липовых», ответов!
1. Какого цвета пыльца у цветка липы?
а) Желтая;
б) зеленая;
в) красная.
2. 1 гектар чистого липового леса может дать…
а) 100 кг нектара;
б) 300 кг нектара;
в) 600-800 кг нектара.
3. Какова форма листа липы?
а) Сердечко;
б) кружок;
в) овал.
4. Как называются «парашютики», на которых разлетаются спелые семена-орешки липы?
а) Прикрылышки;
б) прицветники;
в) прилистники.
Благодарим всех за ответы и от благоухающей липы переходим к старинному июльскому хороводу, который пелся или, как говорили в старину, «игрался» на день Петра и Павла.
Ведущий 1. Встанем в круг и выберем доброго молодца и красну девицу, которые построят из рук «воротца». На словах «От любви тепло» проходящий через «воротца» хор останавливается, и тот молодец или девица, кто попался в «воpoтцa», выбирает себе пару, с которой становится «воротцами». Последнюю из каждых четырех строк повторяем два раза. Хоровод старинный, а поется на современную мелодию. Мы запеваем, а вы подпевайте, повторяя последнюю музыкальную фразу или строку.

Ведущие заводят хоровод и поют на мотив песни «Ой, цветет калина». После каждого куплета «воротца» меняются.

Ведущие (поют). Ой, как солнце красно на небе взошло!
Как оно не близко, а очень высоко!
Как оно согреет, как оно светло,

Как на моем сердце радостно, светло!
От любви высокой на сердце весело!
Солнцу ясну скажем, как с ним хорошо.
Как на моем сердце от любви тепло!

Горькая осина, могучее дубье
Птицу не пугают, не спугнут ее.
Птаха распевает весело, легко.
Как на моем сердце от любви тепло!

Солнышко прикажет - дождичек пройдет.
Свою ладу милый для себя найдет.
Свадебку сыграют да на все село.
Как на моем сердце от любви тепло.

На горе на горке солнцу шлем поклон.
Солнце дарит утро, луна дарит сон,
Очи светят ясно, на душе светло.
Как на моем сердце от любви тепло!
Ведущий 1. От любви на сердце всегда тепло. Именно о любви поет фольклорный ансамбль.

Вокальный номер в исполнении фольклорного ансамбля.

Хорош июль, ничего не скажешь! Каких только нарядных бабочек не встретишь в июле: и голубянки, и пеструшки, и нарядные махаоны, в чьих крыльях отражаются и голубое небо, и зелень лугов, и солнечный свет!
Ведущий 2. В июле собирают целебные травы. Есть и разные заговоры про травы, но главный - про «одолень-траву». В путь-дороженьку славяне брали эту траву как амулет и приговаривали: «Одолень-трава, одолей ты злых людей! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные! Дай мне добрый путь по всей дороженьке…»
Ведущий 1. Что же это за одолень-трава? Кто знает?.. Верно, кувшинка - жительница озер! Говорят, что бесовская сила каждую ночь тащит цветок на глубину, а он все равно всплывает, солнышко помогает ему одолеть всякую нечисть! Не так просто найти кувшинку, да и губить красоту ни к чему, но всегда можно сделать цветок самим.
Ведущий 2. Вот бумажные заготовки для одолень-травы. Помните: середина желтая, лепестки белые. Кто соберет больше цветов - одолеет всех участников конкурса, тот и главный «Одолень». 3аготовки и нитки в вашем распоряжении. Пока звучит музыка, вы готовите кувшинки-талисманы на память об этой встрече и в подарок друзьям.

Проводится конкурс. Участники дарят зрителям свои поделки.

Ведущий 1. Вот теперь мы все неприятности одолели! Только не рвите кувшинку напрасно! Кто с добром к цветку, тот добро от него получает!
Ведущий 2. А сейчас свои добрые песни поет для вас фольклорный ансамбль…
Ведущий 1 (после вокального номера) . «Июль - всему лету голова», - так говорили наши предки. Вспомним календарь некоторых июльских примет, которыми издревле пользовались славяне.
Ведущий 2. 6 июля - Аграфена-купальница, начало сбора лечебных трав.
7 июля - Иванов день, начало покоса.
9 июля - Давид-земляничник, когда земляника поспевает.
Ведущий 1. А вскоре 14 июля - огородный день, день Кузьмы да Демьяна.
18 июля - Месяцев праздник, Афанасьев день. Месяц на всходе играет - урожай обещает.
25 июля - Прокл-плакальщик - изобильные росы.
В конце июля ночи холодают - август прохладный обещают.

Музыкальная заставка.

Ведущий 2. А теперь у вас спрошу, что нас в июле ожидает.
1. Как называют 30 июля в народе?
- Федорин день;
- Борин день;
- Зорин день.
2. 29 июля - Афиноген зной перешагнул! А коли дождь пойдет…
- хлеб в снопе прорастет;
- молния зашибет;
- сено сгниет.
3. 22 июля - что это за день?
- Сплетник;
- Огуречник;
- Плакальщик.
4. 11 июля - чей день?
- Земляникин;
- Кукушкин;
- Пеструшкин.
5. 3 июля - Паутинник. По приметам, если дождь пойдет…
- Иван Марью найдет;
- сорок дней пройдет;
- пчела мед принесет.
Ведущий 1. И последний вопрос: как в старину назывался самый первый день июля?
- Василин день;
- Гаврилин день;
- Ярилин день.
Ведущий 2. Ярилин день не бросает тень.
В Ярилин день радоваться не лень.
Весь июль пусть солнце сияет,
Пусть желанья добрые исполняет!
Ведущий 1. А у нас есть желание послушать веселые, задорные песни ансамбля… (называет) да вместе поплясать.

Концертные номера фольклорного ансамбля.

Ведущий 2. Спасибо артистам! Да и мы не лыком шиты! У нас конкурс частушек!

Конкурс частушек под аккомпанемент баяна.

Ведущий 1. Где конкурс частушек, там и ярмарка веселушек! Сейчас кто кого переговорит! Скороговорки, поговорки, анекдоты. Все покупается на нашей веселой ярмарке! Для начала хором потренируемся. Скажем все вместе: «Петр повар, повар Павел», - 3 раза и очень быстро. (Повторяет со зрителями.) Это разминка, а теперь конкурс начинаем!

После конкурса награждают участников.

Ведущий 2. А теперь для всех нас веселый перепляс! Он и сам по себе веселый! На слова «Петр повар» кладем правую руку на голову, левую на живот; на слова «Повар Павел» правую руку кладем на сердце, левую прячем за спину на поясницу.

Игра-перепляс.

А теперь на слова «Петр повар» - говорим громко «Ах», на «Повар Павел» - «Ох».
Ведущий 1 (после перепляса) . Вот и наплясались,
Раскраснелись да посмеялись!
Пора ноженькам отдыхать,
Пора Петру да Павлу столы накрывать.
В этот славный день чай пить не лень!
Первое варенье уж поспело,
Так что к столам,
Принимайтесь за дело!
Ведущий 2. Веселая ярмарка с самоваром встречает,
Всех чайком с вареньем сердечно угощает!
Ведущий 1. И еще раз для вас
Наш веселый ансамбль поет.
Радоваться жизни на ярмарке зовет.

Концертные номера в исполнении фольклорного ансамбля.

Ведущий 2. Июль в День Петра и Павла
На ярмарку всех пригласил,
Сегодня радоваться и смеяться,
Петь, плясать разрешил!
Сегодня веселая июльская ярмарка
Радушно гостей встречает,
Чаем с вареньем
От души привечает!
И пусть июля солнце
Останется с вами навсегда!
Желаем всем здоровья и удачи
На долгие-предолгие года!

(Звучат фанфары)

Вед. Добрый день, дорогие труженики Золотой Нивы, люди щедрого сердца и богатой души!
Мы рады приветствовать вас и поздравить с уборочной страдой! И как говорится:
Не хлебом единым жив человек –
Мы истину эту за партой учили.
И мы заявляем: «Да здравствует хлеб!»
И люди, что жизнь ему посвятили!
Еслы вы собираетесь отмечать свой профессиональный праздник то вам сюда — организация корпоративных праздников

Поэтому сегодня, мы, работники культуры, вместе с вами, чтобы подарить минуты кратковременного отдыха, радости и общения!* ПЕСНЯ .

Вед. Есть такие места в необъятной России,
Что на картах больших и не сыщешь.
По — особому небо там, кажется синим,
По — особому пахнут там вишни!
Это место, где ты появился на свет
Называют частенько провинцией.
Только края прекраснее нет –
Он всегда для нас будет единственным!

* ПЕСНЯ .

— Вновь и вновь поднимаются зори, солнце, лаская, обогревает землю – матушку, а перед глазами расстилается золотое бескрайнее море — русское поле, на котором
Ведут работу хлеборобы
Чтоб урожай собрать сполна –
И будет спелая пшеница
Лежать в амбарах, закромах.
Грядет пора большого сенокоса —
Но это будет завтра, а пока…
Июль звенит, а сердце песни просит
И, словно птица рвется в облака!

* ПЕСНЯ .

Вед. Хлеб — бесценный дар! Ведь быть с хлебом — значит чувствовать в нем и в себе всю полноту жизни.
Прекрасен хлеб на праздничном столе,
Прекрасны руки, что его творили.
И труд, и хлеб извечно на земле
Заглавны будут, чтоб ни говорили.
И снова мы, как делалось века,
Подносим хлеб и кланяемся в пояс
Прекрасным работящим мужикам,
Что дом поставят и поднимут колос.
Им по плечу все тайны ремесла,
Они земле и долгу служат честно.
Хранители российского села,
Вам наши поздравления и песни.

* ПЕСНЯ .

Вед. Кипит во всю полевая работа. Да и как ей не кипеть, не спориться, если ею руководит внимательный человек, который влюблен в свою родную землю и отдает ей все силы и опыт крестьянского труда. Этот человек — (Ф.И.О. руководителя на уборочной) .
.
Да, бывают начальники разные,
Но можно сказать откровенно:
Без них вся работа закисла б
И встала бы в ступор мгновенно.
Она ведь никак не наладится
Без их делового настроя.
А если начальство старается-
То вырастут прибыли втрое!
И мы уверены, что у вас все сложится и урожай умножится! А чтоб и работалось вам с настроением, пусть сопутствует вам песня!

* ПЕСНЯ .Вед. Уважаемые хлеборобы! Конец вашей работы — уборочной страды — ознаменуется выходным, когда с поля будет убран урожай до последнего зернышка. Но не было такого урожая, если б на поле не работал человек, знающий все тонкости растениеводческой науки. Это конечно (Ф.И.О. агронома).
И эту песню мы посвящаем вам!* ПЕСНЯ .Вед. Мало вырастить, убрать урожай, надо его еще и вовремя вывезти с полей! И тут доставка и перевозка зерна ложится на плечи неутомимых тружеников дорог и путей – водителей, которые день и ночь, в жару и в холод, и в ясный день, и в непогоду крутят свою баранку, везя бесценный груз – хлеб.
Дай Господь, добра и счастья
Водителям и шоферам,
Всем, к дороге кто причастен,
Кто, едва взойдет заря,
Несмотря на все невзгоды
Отдает не мало силы,
Чтоб с зерном машина в срок
В закрома к нам приходила!
Уважаемые водители, пусть ваши дороги будут легкими, безаварийными, а на любимой волне «Дорожное радио» передают ваши самые любимые песни.

* ПЕСНЯ .

Вед. Вся работа спорится, если рядом мужчинами трудятся заботливые, милые женщины.
Ведь Женщина, где словом подскажет, где делом поможет. А еще знают мужчины, как вкусен и ароматен обед в поле, приготовленный с душой, с любовью!
И сегодня мы говорим слова благодарности ото всех, именно вам, дорогие повара!
И борщ, да и пюре с котлетой, и компот
В мгновенье приготовить успеваете.
Мужчина сыт — и в гору все дела
Идут легко — да вы про это знаете!
И этот день пусть помнится вам долго
И обращенные к вам теплые слова!
Пусть на вашей жизненной дороге
Заботы будет много и тепла!
И, конечно, хороших песен!

* ПЕСНЯ .

Вед. Ах ты степь, вот ты в яви какая –
Золотисто — золотая, без конца и без края!
С чем сравнить тебя? Сравнивать мудрено
Для кого — то ты станешь И морем, и небом.
Не богатой пейзажем – Богатой судьбой.
И оставишь тут след, колосящийся хлебом,
След надежд и тревог своих — след золотой!
Дорогие друзья, пусть работа у вас спорится, а уборка проходит легко и слаженно, а погода только радует! И для этого мы дарим вам свои лучшие песни!

* ПЕСНЯ .

Вед. Дорогие друзья! Наш творческий коллектив желает вам успехов в вашем нелегком, но поистине благородном труде, ясной погоды, хороших покосов, и хлеборобной нивы. Ну и конечно здоровья, счастья, удачи на долгие годы!
И на прощанье говорим слова вам,
Те, что от сердца и от всей души:
Любите жизнь – она большой подарок,
И все ее минуты хороши!

*ПЕСНЯ .

Дорогие друзья, этот концерт с теплотой и любовью для вас подготовили культработники в составе:

Доброй вам жатвы при хорошей погоде! Всего доброго! До новых встреч!!!


Подготовила: режиссер И.Ю. Янцева

Отредактировала: Зам. директора по метод. работе Л.В. Протасенко

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«ПРАЗДНИКИ ЛЕТА»

Цель данного праздника: популяризация русских народных праздников, обрядов, традиций; воспитание нравственности и любви к свое культуре.

Сценарий рассчитан на учащихся разных возрастов. Наилучший вариант – участие детей разных возрастов, например, рассказчики и ведущие – учащиеся старших классов; участников театрализованных номеров – учащиеся младших и средних классов.

На сцену выходят все участники под звуки народных инструментов

Ведущий:

Добрый день и добрый час,

Кто пришел послушать нас,

Ведущий:

Заодно и посмотреть,

Как мы будем песни петь.

Хороводы здесь водить,

Прибаутки говорить

Участники по очереди:

Много вам всего покажем,

И сыграем, и расскажем:

В старину все это было,

Да, мы многое забыли,

Право ж, нам всем не годится

Перед дедами гордиться.

Старину должны мы чтить-

Грех обычаи забыть.

Надо корни возрождать,

По крупицам собирать

Все, чем были мы богаты,

В чем искусны мы да знатны.

Все, за что имел почет

Наш талантливый народ.

Ведущий:

Недалёко-далеко

А в Сибири есть село

Славное, красивое,

Как сама Россия!

Как в Кочневке на реке

Недалеко-вдалеке

Дети разные живут,

Песни русские поют

Песня «Возле речки»

Чтец:

Лето красное, цветастое,

Ты приди, приди к нам, ясное,

Принеси цветы красивые,

Праздники любимые

(На сцене – календарь, на первой странице написано «ЛЕТО». Выходит Июнь в образе Березки, переворачивает страницу, на ней написано ИЮНЬ: «ТРОИЦА – ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЕЗКИ»)


Березка:
Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется Июню веселиться с вами.
С праздником вас Троицы всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!

Это праздник - непростой, Троицей зовется.
Он березонькой густой в душах отзовется,
Ветерочком прошумит в ивах придорожных
И объявит, что венки заплетать всем можно.

ЧТЕЦ:
И тебя, березка, все мы поздравляем.
Счастья и веселья и тебе желаем.
У красы-березки - платье серебристо,
У красы-березки - зелены косицы!

Березка: (в это время дети украшают березку ленточками)
Что за чудо-хоровод! Каждый пляшет и поет,
А уж как танцуют славно на лугу зеленом, летнем
Те девчата, что березку вьют на Троицкой неделе.
Поначалу выбирали самую красивую:
Чтобы стволушком белела и негорделивую,
Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата,
А еще, чтоб на поляне посвободнее росла.
На такую вот березку девка ленту припасла.
«Заломать-то» не взаправду ветки собиралися,
Не для этого в тот день девки наряжалися.
Просто ветки нагибали, их по нескольку сплетали,
А уж на конец косы каждой ленточку вплели.
Вот березка и готова! К празднику наряжена.
И к девичьим хороводам солнышком украшена.
Запевайте-ка, ребята, заводите хоровод,
В этом чудо-хороводе каждый пляшет и поет!

(Ребята в традиционных русских костюмах во­дят хоровод «Березка».)

Коси, коса, пока роса,
Роса - долой, коса - домой.

Пели эту закличку на Троицу потому, что начинал­ся в деревне сенокос, и с раннего утра уходили отцы и матери в луга, траву косить. Оставались в деревне только дети да старики. Ребятишки от родителей не отставали, в лес за грибами-ягодами ходили, заго­товки к долгой зиме делали. А девчоночки постарше, оставаясь в де­ревне, за малыми братьями-сестрами приглядывали, обед сами стряпали да родителям на поле носили. Коровушек своих доили, малышей в своих семьях поили. Да и старики в деревне летом совсем без дела не сидели и сказки своим ребятишкам сказывали, а девчонки да мальчишки эти сказки слушали да дивились: «Чу­деса! Право слово, чудеса!..»

(Под русскую народную мелодию входят Дед и Бабка, слегка пританцовывая, и садятся перед детьми на лавку.)

Бабка: Дед Фома, рассказал бы что пока...
Дед: Что вам, детки, рассказать?
Я ведь не умею врать...

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.

Б а б к а : А хвалился-то, хвалился,
Чуть что с лавки не свалился
«Я - правдивей всех на свете,
Дед: Доверяют мне все дети.
Я нисколько не солгу,
Правду чистую скажу»...
Бабка : Ну, и где ж твоя правда-то?
Дед: Правда-то?
На сорочьем на хвосточке,
На овсяном колосочке,
На березовом пенечке,
Да на девичьем веночке!

Дед: А вы сами-то умеете сказки сказывать, частушки петь?

Две девочки читают частушки перед исполнением пляски. Костя играет на балалайке .

Эх, топни нога, топни правенькая.
Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке!

Девочки выходят плясать, исполняют частушки.

1-я девочка
Шире круг, шире круг.
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать.
Нас идёт четыре.

2-я девочка
Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

3-я девочка
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала - подружки.

4-я девочка
По деревне я шла
И Ванюшку видела -
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

1-я девочка
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.

2-я девочка
Балалаечка - гудок
Своё дело знает,
Она в Костиных руках
Хорошо играет.


3-я девочка
Сидит ёжик на берёзе -
Белая рубашка,
На головке - сапожок,
На ноге фуражка.

4-я девочка
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

1-я девочка
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Выходит ИЮЛЬ в веночке из цветов и с лейкой. Переворачивается лист календаря. Новая запись ИЮЛЬ

ИЮЛЬ:

Праздник есть у русских славный -

Праздник - день Купала Ивана.

Для души сей праздник лета

Был любим у наших дедов

Бабки тоже его чтили

И что в памяти хранили-

Нам сказали.

Ну а мы теперь для вас

Продолжаем свой рассказ.

На Ивана на Купала обливай, кого попало, - 2 раза (обливают ветками с берез друг друга)

Слава Ивану, Ивану Купала,

Ой. Слава!

Чашечка-поплавушечка,

Куда приплывешь.

С тем век проживешь.

Сидит на суку.

Чирей на носу,

Прилетела сорока, сорока-белобока

Новостей принесла,

Выходит Август в венке из колосьев, фруктов. С ней вместе выходят три девочки, символизирующие Медовой Спас(изображение пчелки), Яблочный спас (изображение яблок), Спожинки (Ореховый Спас, Хлебный Спас). На календаре – новая страница «АВГУСТ»

АВГУСТ: Вот и август наступает,

Спасы весь народ встречает.

Ведущий:

· Пасечники заламывают (подрезывают) соты.

· Только теперь разрешается есть мед как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания».

Песня «Пчелочка златая»

Ведущий:

ВТОРОЙ СПАС:

«На второй Спас и нищий яб­лочко съест», «Спас любит нас».

Угощали яблоками. Ведущий протягивает яблоко девочке: Надкуси яблоко да занадай о любви. Все исполнится.

Устраивали в старину на сред­него Спаса народные гулянья, наблюдали закат, умоляя солнце продлить лето: «Солнышко, Солныш­ко, подожди!»

Ведущий:

ТРЕТИЙ СПАС:

29 августа : «Спас на холстах », «Спас на полотне »; «орешный » или «ореховый Спас », «хлебный Спас » - «Третий Спас хлеба припас », «Хорошо, если Спас - на полотне, а хлебушко в гумне! ».

Вот и лето красное кончается,

Скоро-скоро свадьбы начинаются

Украинская песня! Хасе-хасе»,

Ведущий : Может, было, что иначе,-

Уж простите. И тем паче,

Что впервые мы взялись

Претворить преданья в жизнь.

Ведущая : Это только лишь начало,

Чтоб традицией вновь стать,.

Это празднество большое

Нужно чаще повторять.

Ведущий: Чтоб с открытою душою

Мы все вместе раз за разом

Без гордыни и сарказма,

Ведущая : Очень бережно, с почтеньем

Возвращались бы к прочтенью

Обычаев и нравов старины,-

Все: Они для очищенья нам нужны.

Песня «Коробейники» («Субботея»)

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Осенины – это встреча осени.

Звучит песня “ОСЕНИНЫ НА РУСИ”

Ведущий: В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома.

Ведущий: К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки.Например, вот такую:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.

Ведущий: 2 классы исполняют песню “Как у наших у ворот”

Ведущий: Второй раз осенины справляли 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.

Ведущий: К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень.

Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень под первый куплет “ Песни про осень”

ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
И меня ребята спросят

Дети: “Что в подарок принесла?”
Осень: Принесла я вам муки!
Дети: Значит, будут пироги!
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для супа, и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок посушим!
Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: На варенье и компот!
Осень: Принесла я меду!
Дети: Полную колоду!

Осень: Я и яблок, я и меду,
Я и хлеба принесла.
И хорошую погоду
Вам в подарок припасла!
А дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Ведущий:Танец “ Улетай, туча!” исполняют ученицы 1А класса

Осень: В году сколько месяцев?

Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли братья- осенние месяцы

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ВЕДУЩИЙ: для вас, гости дорогие, ребята споют песню “Скворушка прощается”

Осень-Ребята, давайте поиграем в игру “Улетели птицы”. Слушайте внимательно е и, если услышите "лишнее" слово, начинайте хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары , кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

ОСЕНЬ: Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

  • Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя) ;
  • Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
  • Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
  • Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

Осень: Когда я, Осень, появляюсь в ваших краях, все леса одеваю в золотые платья. И как только подует легкий ветерок, идет золотой дождь. А как он называется, вы знаете, ребята? (Дети отвечают: “Листопад”) . Правильно! Давайте споём песню “Падают, падают листья”

Ведущий: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование.

27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.

Ведущий: Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – “Капуста”. (Обруч) . Это будет наш огород. (кладет в круг кочаны- мячики) . А в огороде капуста растет.

(Стук в дверь).

Ведущий: Интересно, а это что за гость? (Появляется Пугало, робко идет, осматривается).

Ведущий: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!

ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).

Ведущий:По-моему, Вы что-то потеряли.

ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.

Ведущий:Уж не эта ли капуста?

ПУГАЛО: Она самая…

Ведущий:Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.

ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода ).

Ну вот, сторож есть, теперь хозяина выбрать осталось, и можно нашу игру начинать.

ИГРА “КАПУСТА” Все участники игры стоят за кругом, а “хозяин” садится рядом с капустой, изображая движениями воображаемую работу поет:

“Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали:
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый”.

Ведущий:А что ещё растёт на вашем огороде, уважаемое пугало?

ПУГАЛО: Сейчас увидите. Эй, друзья, идите-ка сюда! (Выходят дети в масках овощей.)

Овощи (хором) Здравствуйте, гости!
Ребята и взрослые!

Свекла Летом вы к нам приходили,
А сейчас мы к вам пришли.
То, что летом вы растили,
Мы вам нынче принесли.

Морковь. Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!

Смородина А. смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!

Гречиха. Если хочется тебе
Витаминов группы В,
Это быстро мы поправим-
Кашу гречневую сварим.

Подсолнух. Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.

Картофель. Я картофель молодой.

Горох. Я горох.

Фасоль. А я фасоль.

Овощи (хором). Нынче праздник урожая.
Урожай совсем неплох.

Пугало:Хороши, ребята,
Овощи и фрукты!
Трудно было их растить:
Надо прополоть, полить,
Защитить от сорняков,
И от тли, и от жуков!

(Звучит музыка из фильма “Бригада”)

Пырей (выбегает на сцену). Кто нас тут упоминал?
Наше имя называл?
Я сорняк – пырей ползучий,
Огородный генерал!
Эй, бригада, стройся в ряд,
Выходите на парад!

(На сцену выходят осот и лебеда, строятся около пырея)

Пырей. Я пырей ползучий

Осот. Я осот колючий!

Лебеда. Лебеда – для дачников беда.

Сорняки (вместе). Где произрастаем

Всех там забиваем.
Будете клубнику зря искать,
Если мы собрались,
В огород пробрались,
Урожая век вам не видать.

(Под веселую музыку выходят дети – огородники)

Дети – огородники. Сегодня самый трудный день.
Постройтесь, дети, над рядками.
Сегодня самый трудный день,
Сегодня битва с сорняками.
Как много лет любой из нас
Растил картошку и капусту,
И не допустим мы сейчас,
Чтоб в огороде стало пусто.

(Дети работают тяпками и лопатами)

Лишь в этот миг мы осознали
Насколько нас осталось мало.

ПУГАЛО: Помидоры подросли,
И картошка расцвела.
Не успели оглянуться -
Напасть новая пришла.

(На сцену выходит крутой колорадский жук)

К. жук. Хеллоу, беби!
Май нэйм из Фредди.
Полосатый и красивый,
Весь я тут.
Май Хаус - Колорадо
Будьте мне рады
И гордитесь,
Что у вас нашел приют.
На ботве картошки
Прокачусь я, крошки -
Не видать вам, беби,
Чипсов и пюре! Велл.

(Дети – огородники брызгают на колорадского жука из распылителей)

К. жук (убегая) Караул!

Дети – огородники Отравы он не потянул!
Возвратился в Колорадо.
Или лапки протянул. (Овощи уходят)

ПугалоА картошка – загляденье,
Коль растить ее с уменьем.

(Появляется Мисс Картофелина)
А вот и она сама – уважаемая Мисс Картофелина. Здравствуйте! Сегодня мы чествуем овощи. А к Вам, уважаемая, особенное отношение. У нас в народе говорят: “Картошка- хлебу подспорье”, “Картошка-кормилица”.

Пугало. Мисс Картофелина, а откуда вы родом?

Картофелина. Моя Родина-Чили, где впервые меня обнаружили еще до нашей эры.

Пугало. Каким же образом картофель стал и у нас вторым хлебом?

Картофелина. О, это не так скоро. Сначала меня завезли в Испанию в 1565 году. Испанцам я не понравилась, потому что они пытались есть меня сырой. Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию, во Францию, в Германию, в Англию.

Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали “чертовым земляным яблоком”. Повсюду это растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение.

Пугало. Спасибо тебе, Мисс Картофелина, за интересный рассказ. Действительно, очень много нового мы узнали о простой, всем известной картошке. А то, что она во всех видах хороша, так это мы уже давно знаем. О ней даже песни складывают. Вот послушайте одну из них:

Дети исполняют песню “Картошка” (2 куплета)

ОСЕНЬ: Ребята, давайте поиграем в “Рифмофокусы”. Это очень простая игра. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Ведущий: К нам в зал залетели ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ- ученицы 1 класса Б (танец-хоровод).

ОСЕНЬ: Ребята, отгадайте-ка ещё одну загадку:

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

(Звучит марш)

Выходят грибы, потом песня “Грибочки” и ЧАСТУШКИ О ГРИБАХ

ОСЕНЬ: А вот моя последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

Ведущий:: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу.

Ведущий: Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам..

Выходят белки, зайцы, ежи, барсуки

Белка 1: (оглядывается по сторонам)

Явилась в лес царица – осень,
Как будто кто–то золото набросил
На все деревья и кусты.
Пожухли травы и цветы,
Грибов совсем чуть-чуть осталось,
Орехов, ягод тоже мало.

Белка 2:Зимой с едой совсем беда,
И, чтоб потом не голодать,
Мы делаем везде запасы.
Работы в эту пору масса.

Белка 1К тому же начала линять я,
Меняю рыженькое платье
На серый зимний свой наряд.

Заяц 1: А мне припасы не нужны.
До самой буду до весны
Я тоненькие веточки искать,
Кору с деревьев обгрызать.

Заяц 2Я тоже знаю, что зимою нелегко,
И зимний голод также мне знаком.
Я, как и белка, осенью линяю,
Свой серый мех на белый я меняю,
Чтоб на снегу меня никто не увидал.
К тому же он намного гуще стал.

Ёж 1: Мы, ёжики, все в октябре ложимся спать,
Конечно, в норку, не в кровать.
И чтоб зимой не голодать,
Я должен жир за лето нагулять,
(Похлопывает себя по животу)

Ёж 2 Нам надо обязательно успеть
До спячки сильно потолстеть.
Потом в нору свою я заползу,
И появляться вновь не буду я в лесу
Уже до самой до весны.
Смотреть всю зиму стану сны.

Барсук1: Мы, барсуки, ложимся в спячку тоже,
Но кое в чем на белок мы похожи.
В своей норе запасы собираем,
И потихоньку их зимою поедаем.

Барсук2 Проснемся раз в недельку, поедим
И снова сладко – сладко спим.
Уютно будет мне в моей норе,
Ведь я ее расширил в сентябре,
Почистил и наполнил кладовые.
Мне зимовать придется не впервые.

Осень: Ну вот я и успокоилась: всё живое приготовилось к зиме. Никто не погибнет от голода и холода. Перелетные птицы улетели в теплые края, а те, кто остались, будут зимовать с нами, около жилья человека. Звери поменяли летние одежды на зимние. А кое –кто улегся в спячку. А все почему? Да потому что “ осень постучалась к нам”!

(Дети исполняют песню “Осень постучалась к нам”)

Осень постучалась к нам золотым дождём.
И с унывным ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад.
И под эту песенку засыпает сад.
А рябина ягода, словно огонёк,
Согревает, радует в пасмурный денёк.
В лужицах как лодочки листики кружат.
Серые холодные тучи вдаль спешат.
2. Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.


Вечерами тихими дождик моросит.
Песней колыбельною по стеклу стучит.

Ведущий: Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.

Ведущий: Ну а мы с вами встретили Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Ведущий: Осень, посмотри, какие у наших ребята и их родителей удивительные поделки из овощей и фруктов получились.

ОСЕНЬ: С удовольствием!

Ведущий: Дорогие, гости! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие!
Ребенок: Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют.

(русская народная песня «___________________________»)

Ведущий: мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте загадку.

1 .Стоит девица в избе,

А коса – на дворе (печь)

Ведущий: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)

Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу. Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.

(Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в люльке.)

Хозяйка: Ванюшу разбудили.

(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)

Ай люли, люли, люли,

Прилетели гуленьки,

Стали гульки ворковать,

Мово Ваню забавлять.

Aаа-ааа-ааа…

(Хозяйка положила младенца в люльку)

Хозяин: Мать, пора тесто ставить и хлебушек печь.

Ржаной хлебушко –

Калачам дедушка.

(Хозяин садится за стол, а хозяйка колготится у печи. Стук в дверь.)

Хозяин: Заходите, гости дорогие!

(Заходят гости.)

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.

Если величать –

так на пороге встречать.

1-й гость:

Рады видеть вас у печки,

Без неё и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

2-й гость:

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

У печи и сплю, и ем».

(Гости низко кланяются печке.)

Хозяин:

Хозяйка, что есть в печи –

всё на стол мечи.

Гости дорогие, чем богаты –

тем и рады.

(Хозяйка вынимает из печи пироги и ставит на стол.)

Хозяйка:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Вот они румяные на столе лежат,

С мясом и повидлом,

Запахом дразнят!

(Хозяйка вынимает хлеб и ставит на стол.)

Хозяйка:

Вот он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

(Кушайте, гости дорогие.)

Гости: Спасибо, хозяйка.

(Девочки подходят к Хозяйке, кланяются)

Девочки: Вот, маменька, и рушник готов!

Хозяйка: Да, доченьки, с песней и труд спорится!

(Из-за печи выходит Домовой)

Домовенок: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я — Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

Ведущий: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.

  1. Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  2. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
  3. Четыре братца под одной крышей живут (стол)
  4. Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  5. Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
  6. Сама не ест, а всех кормит (ложка)

Ребенок: Русская ложка-чудо из чудес!
Подарил нам это чудо русский лес.
Заиграйте, чудо ложки
Расписные, русские!
(Игра на ложках -мальчики)

Ведущий: И для всех гостей, званых да почетных, наш домовенок приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

Домовой: Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

Ведущий: Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. (Игра с родителями)

Скороговорки.

  1. У осы не усы, не усищи, а усики.
  2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  3. Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ведущий: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли.

1 ИГРА «ПИРОГ»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его, да ешь.

Во время пения, при словах «высокинрький» — поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».

2 ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»

Ведущий:

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)


Ведущий: Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!

Вот так веселился народ в старину.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!