Народные праздники в мае. Народные приметы в мае

Церковные праздники

Многие историки считают, что название этого весеннего месяца обязано таким латинским словам, как «майор», «майф», «майестас» (больший, большой, высший).
По другой версии, последний месяц весны древние греки нарекли в честь нимфы гор Майи (в это время года горы в Греции покрываются нежной зеленью). По-гречески Майя - мать, кормилица. На Востоке - прародительница, мать мира. У римлян - покровительница женщин, богиня обольщения, плодородия, вешнего обновления земли.
Древнеславянские наименования месяца - травень, травный, цветень, розоцвет, майник.
На Руси май называли: листопук, мур, росеник, пролетень. Лис-топук - от «листа» и «пука травы»-. Мур, потому что появляется трава-мурава. Росеник - от обильных майских рос, а пролетень (ле-тень) - это преддверие лета.
Май еще - ключ ко всему году:ранопашец, пора сева, угарный месяц (в поле много работы). Он светодень - месяц-праздник, месяц птичьих песен и устройства гнезд. Он же и маковей, потому что зацветают алые маки.
В народе май поэтично называют юностью года и сердцем весны, зенитом весны и ее венцом, апогеем весны и торжеством весны зеленой, ее самой заветной порой и весной зеленого шума.
Календарь природы. Уже 1 мая можно услышать соловьев. К этому времени реки освобождаются ото льда. Зацветают анютины глазки и крыжовник. 2 мая - садовая ирга, красная смородина, бузина, желтая акация, полевой клен. Лопаются почки у тополя и ольхи.
3 мая сажают ранний картофель, начинают квакать лягушки, покрываются цветками американский ясень, на следующий день - сирень, спустя сутки - крапива, дуб, липа и лисохвост, выходит в трубку озимая рожь.
6 мая наступает средний срок окончания заморозков, вылетают майские жуки. Средняя суточная температура поднимается выше отметки 5 градусов. Кукует кукушка. Скот каждый день выгоняют на пастбище. Зацветают черная смородина и чистотел. 7 мая цветут яблони, развертывают почки груши, оставшиеся ветлы рябины, вылетают шмели. Спустя день появляются стрижи.
9 мая в разгаре посев ранних яровых, зацветает медуница, а на другой день распускается незабудка. Через сутки колосится озимая рожь. 12 мая цветут ландыш, рябина. Раскрываются почки на поздней черемухе. 14 мая - массовый прилет стрижей.
15 мая начинается повсеместная посадка картофеля.
16 мая раскрывает почки верба. Всю ночь поет соловей. 19 мая пробуждаются лесные муравьи. Через день лопаются почки у лесного шиповника, зацветает ранний хрен, а 21 мая - голый вяз.
После 25 мая цветут ветлы, садовая ирга, черная смородина, одуванчик, мать-и-мачеха. Отцветают повислая береза, крапива, американский ясень. 30 мая вылетают последние комары. 31 мая - поздний срок первой весенней грозы.
Охота и рыбалка. Запрещена охота на лань и медведя, рысь и выдру, барсука и белого хоря, ласку и летучую мышь, цаплю и выпь, кроншнепа, филина и других видов сов.
В центральной части европейской территории страны самый лучший клев в мае у щуки и налима, линя и угря. Нерестятся окунь, жерех, ерш, лещ, плотва, язь и судак.
Сбор растений. Первая и вторая декады мая - время сбора сморчков, а в конце месяца появляются первые подберезовики и сыроежки.
В мае заготавливают чагу, цветки бессмертника, ландыша и ромашки, листья брусники, кору калины, листья ландыша, траву трехцветной фиалки.
Приметы. Май холодный да мокрый делает год добрый.
Солнце в багряных кругах могло предвещать скорую грозу. Но наши предки помнили: сей в ненастье - собирай в ведро.
Май холодный - год хлеборобный.
Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
Первым весенним дождем смачивают голову, чтобы волосы росли так же быстро, как майская трава.
Если дождей в мае много, то их мало в сентябре.
Если начало мая теплое, в конце будут холода: в рубахах пахать, в шубах сеять.
За сырым маем - сухой июнь.
Туманы в мае обещают плодородие, грозы - обилие, град - градобойное лето.
Слушали, как молодые грачата кричат: сей овес. Говорили: сей овес в грязь - будешь князь. Когда крылатые муравьи показались - сей овес.
Рябина зацветает - сеять лен приспевает.
Зацветает ольха - сеять гречу пора. Гречиху сей, когда роса хороша.
Ячмень сеют, когда цветет калина. Ячмень на свежем навозе сей в полнолуние.
Просо ветра не боится, а морозу кланяется.

По народному календарю . В деревне крестьяне в этот день работали. Звали Козьму огородником. Говорили: на Козьму - сей морковь и свеклу.
Человеку, рожденному в этот день, полагалось быть огородником. Говорили: пришел Козьма - заглянул в погреба, лопату взял - у избы землю покопал.
По народному поверью, беспокоился Козьма о крестьянине. Берег семена овощей от вьюговеев, а позже от сухостоев. Чтобы урожай был хорошим, смачивают семена речной водой в течение трех утренних зорь.
А городские жители 1 мая отмечали праздник. Они устраивали первое весеннее гулянье за городом в роще, где катались в экипажах. Школьники тоже проводили празднества.
Традиция первомайского гулянья была заимствована у иностранцев. В этот день римляне обливали друг друга и купались в Тибре, в который весталки бросали тростниковые чучела. Первого мая с утра римляне выходили в поле с музыкой собирать зеленые ветви для украшения дверей родственников и друзей.
У греков Первое мая - веселый праздник, похожий на русский Семик. Двери домов украшались цветами и древесными ветвями, и вся Греция встречала начало лета в рощах и садах народными увеселениями.
У шведов, датчан, немцев и англичан издревле Первое мая было радостнейшим праздником. Майские веселья сопровождались хороводами вокруг майского дерева. Молодыми березками украшались в Германии дома, комнаты и церкви, особенно в Троицу. Первого мая поселяне, собравшись вместе, ездили на лошадях с зелеными ветвями в руках или на шляпах: привозили лето на конях в село. Пели веселые песни.
От майских народных игр пошли у французов и англичан собрания майского поля, которые ежегодно проводили в мае первые французские короли. Затем давались пиршества и зрелища с разными потехами. Во многих местах Франции ставили перед домом городского мэра майское дерево.
В Англии и Скандинавии избирали майских царей и цариц, на которых надевали венки из майских цветов.
В Москве первомайское гулянье обычно проводилось в Сокольнической роще, где русские государи потешались звериной и соколиной охотой. В просторечии это гулянье называют немецкими станами, так как здесь было первое становище немцев, приехавших в Россию и поселившихся в Немецкой слободе под финским названием Кукуй. Немцы отмечали свой праздник Первое мая, любопытствующие русские приходили на него посмотреть, и постепенно этот чужестранный праздник обрусел.
Праздник назывался также немецкими столами, потому что Петр I первого мая угощал шведских и немецких мастеров, по обычаю их страны. Так, частное немецкое гулянье постепенно стало общим московским.
Сокольническая роща, в которой было положено начало праздникам, оглашалась 1 мая музыкой и хорами песенников и цыганок. По дорогам тянулись ряды экипажей, шли пешеходы, а в стороне под сенью сосен сидели семьи за самоваром. Устраивались палатки и шатры с прохладительными и горячительными напитками, а артисты балаганов забавляли гуляющих.

По народному календарю . Считалось, что на Федора покойники тоскуют по земле. В этот день посещают кладбище.
Чтили родовые угорья. По народному древнему поверью, Красное угорье - это место, где души наших предков обитали. Считалось, что 3 мая земля открывалась и вылетали души ушедших на Божий свет. В этот день накрывали богатый стол, чтобы порадовались души предков нашему житью-бытью.
На Красное угорье приносили матери пироги, только что вынутые из печи.

По церковному календарю . Святой благоверный князь Новгородский Всеволод (при крещении Гавриил) был сыном великого князя Мстислава Первого и внуком Владимира Мономаха.
С отрочества отличался Всеволод отвагой и благочестием. Большую часть жизни князь провел в военных походах, «доблестно сражаясь за правое дело».
Перенесение мощей его состоялось 5 мая (22 апреля по старому стилю) 1834 года.
По народному календарю. На Луку высаживают на грядки лук.
Считалось, что в этот день беременные ведьмы стелили на росную траву белое полотно и водили хороводы. И когда у бабы не было дитя, она шла к лесной поляне, над которой поднимался теплый вешний пар. Выглядывала ведьм, раздевалась и вставала незаметно в этот хоровод. А потом отрывала от утоптанного полотна лоскут, приходила домой, утиралась лоскутом и скоро беременела.
Древние славяне в этот день отмечали праздник Рожаниц.

Род и Рожаницы

У древних славян были боги, особо «ответственные» за процветание и приплод всего живого в природе, а также за преумножение рода людского, за брак и любовь между людьми. Это Род и Рожаницы.
Некоторые ученые представляют Рода в виде мелкого семейного божества вроде домового. Другие, наоборот, считают Рода одним из самых важных, верховных богов, принимавших участие в создании Вселенной.
В рожаницах исследователи видели многочисленные, безликие божества женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Однако современные ученые пришли к выводу, что рожаниц было две: Мать и Дочь.
Рожаница-Мать отвечала за период летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада. Великая Лада была матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.
Дочь Лады, младшую рожаницу, звали Леля. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае.
Лелю-Весну торжественно «закликали» - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?
На праздник рожаниц (22-23 апреля по старому стилю) приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали ira священном пиру, а потом ночь напролет жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него еще двенадцать поменьше - по числу месяцев года. Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни, мужчины смотрели на него издали.

Георгий

Святой великомученик Георгий почитается как покровитель земледелия, стад и пастухов.
Егорий ездит всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзает им зеленого дракона (изображенне, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства). Тем же копьем, по русским легендам, он поразил волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «3а что ты меня бьешь, если я есть хочу?» - «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня».
Народ верил, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена как жертва Егория - начальника и повелителя всех лесных зверей. Егорий умел говорить со зверями на людском языке и делал так, что обреченная скотина сама шла навстречу врагу и беззащитно останавливалась перед ним, как в столбняке. Причем Егорий забирает тех животных, которые оказались бы вредными для человека, потому что святой покровитель домашнего скота, охранник пасущихся стад, строго наказывает беспечных. Не случайно поэтому появилась поговорка: что у волка в зубах, то Егорий дал.
На Черноземье ходил рассказ о том, как Егория приказал змее ужалить пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.

По церковному календарю . Георгий происходил из знатного рода и занимал высокое положение в обществе. Он служил в римском войске офицером, что не мешало ему открыто исповедовать «истинную веру».
Когда при императоре Диоклетиане начались гонения на христиан, Георгий добровольно сложил с себя воинские обязанности и стал проповедником. За это святой был схвачен и подвергнут самым изощрениым пыткам. Мученику по приказу Диоклетиана отсекли голову. Произошло это в Никомедии около 303 года.
Святого почитают во всем христианском мире: у грузин, греков, итальянцев, французов, англичан и русских. Имя его служит девизом, паролем и клятвой у французов при судебных поединках и в битвах; лик его изображался на гербах и на монетах генуэзских, английских и русских.

По церковному календарю . Мать святого Марка, Мария, была одной из преданных последовательниц Иисуса Христа. Поэтому ее сын Иоанн еще юношей примкнул к общине христиан, В общине он получил имя Иоанна-Марка.
Святой Марк принимал участие в миссионерских поездках, был Учеником и спутником апостола Петра, который именовал его своим сыном.
Из Рима юноша переселился в Александрию и основал в этом городе святую церковь. Здесь же апостол принял мученическую кончину.
По народному календарю . Святого Марка в народе называют иногда -«ключником», веря, что он владеет ключами от дождей.
В этот день особенно много молятся и просят ниспослать сильный дождь, так необходимый в эту пору.
Ждали в деревнях прилета певчих птиц. Обходили горницы с крапивой, мыли полы настоем из крапивы. Ждали дождей. Марк отмыкал небесную высь, созывал влагу, просил ее сойти на землю.
На святого Марка сеют гречу.
Примета . Если на Марка ясный день - будет хороший урожай яровых.

По народному календарю . Во многих местах - начало ранней пахоты.
Говорили: ранопашец глядит, хорошо ли оттаяла земелька.
Считалось, что 10 мая всякие твари сон стряхивают с себя, выбираются на свет божий, тянутся к жилью человека, к хлеву. Принимают, по народному поверью, нечистые силы то птичье обличье, то звериное. И жалостными у ног человека появляются. Пригреешь птичку - уже поздно будет. Пригретая да сытая нечистая сила поглумится над человеком.

По церковному календарю . Церковь отмечает день святителя Кирилла, епископа Туровского.
Святитель Кирилл - известный писатель Древней Руси, ярый проповедник. Он был сыном состоятельных родителей, но еще в юности отказался от богатства и принял постриг. Всю жизнь святой провел в подвигах поста и молитвы.
В 1174 году Кирилл был возведен в сан епископа. Достойно управлял он епархией вплоть до своей кончины. Преставился святитель 28 апреля.
По народному календарю. Начинается сбор березового сока, которым отпаивают больных.
Приметы . Теплый ветер на Максима приносит здоровье.
Теплая и звездная ночь - к урожаю, ясный восход солнца - хорошее лето.

В этот день старались найти спасение от девяти напастей. Надо было заговорное слово сказать, чтобы девять напастей человека не одолели. Чтобы они крови не сушили, по жилам не ходили, опухоли не наводили, костей не ломали, суставов не воротили. Чтобы человек был от земли чист, от воды светел.

По церковному календарю . Иаков Заведеев, брат святого евангелиста Иоанна, был одним из двенадцати апостолов Спасителя. Ро-Дился он в доме зажиточного рыбака; в пустыне слушал проповедь Иоанна Предтечи; одним из первых был призван Учителем следовать за ним.
После вознесения Христа апостол Иаков продолжал нести людям Христово слово в Иерусалиме и других городах, за что претерпел муки адские и был убит при царе Ироде Агриппе.
Примета . На Якова теплый вечер и звездная ночь - к урожаю. Теплый день с дождем предвещал на полях обильные хлеба.

По народному календарю. Для получения хорошего урожая во многих губерниях соблюдался обычай: в день засева ни один домохозяин не дает ни взаймы, ни за деньги ни одного зерна или куска хлеба; нарушение этого условия может привести к неурожаю.
Приметы . На Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.
На Еремея непогода - всю зиму промаешься.
На Еремея по ранней росе иди на посев. Сей неделю после Его-рья, да другую после Еремея.
На Еремея - и ленивая соха в поле выезжает.
Если накануне солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясным.

По церковному календарю . Архиепископ Александрийский Афа насий родился в 298 году. В юности он получил хорошее образова ние, однако обрек себя служению Господу.
В 319 году Афанасий был посвящен епископом Александром в дьяконы, а после смерти Александра стал его преемником. Через семнадцать лет епископа оклеветали; он был низложен и осужден на изгнание. Спустя два года Афанасий вернулся из ссылки, но весной 340 года священнику снова пришлось уехать. Архиепископ Римский Юлий созвал Собор, и на Римском соборе отца Афанасия признали невиновным. Но еще дважды он был вынужден оставить город. Умер патриарх в 373 году. Из сорока пяти лет своего служения на посту епископа двадцать святой Афанасий провел в изгнании.
В этот же день вспоминают перенесение мощей святых князей - Бориса и Глеба, убитых по приказу Святополка. Первое перенесение мощей благоверных мучеников состоялось в 1072 году по решению князя Изяслава, второе - в 1115 году при Владимире Мономахе.
Великие Борис и Глеб, первые святые, канонизированные Русской православной церковью.
По народному календарю . Бориса и Глеба называли сеятелями, а день - барыш-день.
Сеют хлеб. Помнили крестьяне, что на хорошей земле надо сеять яровой хлеб раньше, на плохой - позже.
Торговцы стараются что-нибудь продать выгодно, чтобы весь год торговать с барышом.
С этого времени начинают петь соловьи.
Приметы . Раннее яровое сей, когда вода сольет, позднее - когда цвет калины в кругу будет.
На цветенье рябины верного тепла ожидай.
Соловей поет всю ночь - будет солнечный день.

По церковному календарю . В этот день церковь отмечает успение преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского монастыря. В народе он почитается как родоначальник русского монашества и основоположник общежительного устава.
Родился Феодосии около 1036 года в родовитой семье. Юные годы провел в Курске, куда по велению князя переселились его родителя.
В семь лет мальчик начал учиться грамоте, а потом был определен в училище. В тринадцать лет он познакомился с жизнью монахов и решил посвятить себя служению Богу. В четырнадцать лет, лишившись отца, юноша отрекся от мира.
Принял постриг в Киеве. Когда молодому человеку исполнилось двадцать шесть лет, его назначили игуменом. В это же время преподобный взялся за устройство нового монастыря.
Скончался преподобный Феодосии 3 мая 1074 года и был погребен в той самой пещерке, где когда-то начинал свой подвиг. ,-,.
По народному календарю . Коровы дают больше молока.
«Зеленые щи» - еще одно название этого дня за то, что щи варят уже не из кислой капусты, которой к тому времени остается немного в запасе, а из щавеля, лебеды, сныти, крапивы, которая «жгуча родится, а в щи годится».
Называли день именем Пелагеи - вороньей заступницы. Пелагея оберегает малых воронят, учит их уму-разуму. Водит за собой к чащобе лесной, где дает впервые им испить крови звериной. Рост и силу набирают воронята.
Приметы . Соловьи запели - весна зацветет дружно. Цветет черемуха - холод приносит. И лишился праведный Иов всего, что у него было: детей, скота… Но не возроптал он: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим же вернусь в чрево матери-Земли. Господь дал. Господь и взял. Да будет благословенно имя твое, Господи, во веки веков!»
И снова пришел сатана к Богу: «Иов славит имя твое, так как не познал всех скорбен на себе».
«Хорошо, возьми Иова, - согласился мудрейший. - Но не касайся души его». Напала проказа на страдальца, и камнями погнали его из племени человеческого. Иов же повторял одно: «Да будет благословенно имя твое, Господи!»
И послано было вновь праведнику его богатство. И дал ему Бог!детей, прекраснее которых не было на земле, - семерых сыновей и трех дочерей. И прожил Иов еще сто сорок лет и видел потомство свое до четвертого колена.
По народному календарю . Иова называли также горошником, росенником. Росенник приказывал босыми ногами по земле ходить, сухостоя в ногах не копить. С росянки-травы, как из чарочки зеленой, целительную влагу пить.
19 мая почиталась на Руси роса. Она открывает подземные воды.
Катались дети по росной траве. Чуть солнце обогревало траву, выносили больных. Омывали росой. Собирали с травы росу в склянки. Давали пить на голодный желудок больным, чтобы уменьшилось кровохарканье, тошнота, зрение стало острее, а раны зарастали.
Произносили такое заговорное слово: «Заря до зори, заре до свету вставала Мать Свята Богородица. И протягивала, сердешная, она руку к святой водице. И сердцу-то на здоровьице, и душе-то на вольную волицу - выплескивала она святую водицу. На легкое хождение, на болезни утвореше, роду нашему - на крещение». Говорили: пришел Иван-пшеничник, выгоняй кобылицу, паши.

По церковному календарю . Все верующие торжественно отмечают день перенесения святых мощей Николая Чудотворца в Бар-град. В 1807 году итальянские купцы из города Бори перевезли мощи угодника в свой родной город. День прибытия мощей в Бар-град празднуется в Италии весьма пышно. Обычно в торжестве принимают участие паломники из разных стран, так как святого Николая Мирликийского почитают во всем христианском мире.
По народному календарю . Николу называли ласково вешним, травным, теплым.
С этого дня в северных районах начинают средний посев яровых хлебов. Говорили: до Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы - живи не тужи. Никола-вешний откармливает скотину травой, он «с возом»-, то есть с кормом. Не хвались на Егорьев день посевом, хвались на Николин день травою.
На Николу-вешнего надо было картофель сажать. А еще верили крестьяне: попроси Николу, а он Спасу скажет. Потому что слыл Никола заступником крестьян.
Этот день - праздник конюхов, так как Никола вешний считается покровителем лошадей. «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит», - говорили крестьяне.
День Николы вешнего считается мужским праздником, так как в этот день парни первый раз ехали в ночное и на лугах, при свете костров, пировали. Привозили водку, закуску, жарили яичницу, а после заката солнца появлялись девки. Молодежь, на полной свободе, водила хороводы, пела песни и плясала до утренней зари.

Греки назвали последний месяц весны в честь богини гор Майи, так как в это время горы в Греции покрываются зеленью. У римлян Майя - богиня плодородия, весеннего обновления земли. Древнерусское название мая - ярець, назван так в честь славянского бога солнца Ярилы. По-украински май - травень: растут травы, зеленеют деревья.

Среднемесячная температура +11,5 °C.

Народные пословицы и приметы мая

Майское тепло ненадежное.

  • Май обманет да в лес уйдет.
  • Хорошее начало сулит холодную вторую половину месяца.

Часто бывает возврат холодов: в пору цветения черемухи - черемуховые холода. Обычное похолодание под конец месяца - «в семь лет раз».

  • Когда цветет черемуха - всегда живет холод.
  • В рубахах пахать - в шубах сеять.
  • Май - коню сена дай, а сам на печь полезай.
  • Май холодный - год хлебородный.
  • Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай.
  • Майская роса коням лучше овса.

Возврат холодов обычно бывает в первой и третьей пятидневках. Иногда выпадает снег: 9 мая 1909 г.; 15 мая 1913 г., 21 мая 1927, 1971 гг.

Но «майский мороз не выдавит слез».

Во второй половине месяца стоит сухая и жаркая погода - до +25 °C.

Запел соловей, значит, береза лист пустила. Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листочка.

Береза зеленеет за 5-6 дней до перехода температуры выше 10 °C. Можно сажать картофель. При ранней весне посадку начинают через неделю после развертывания березовых листочков - в пору цветения черемухи.

Зяблик рюмит (выводит трель, как у сверчка) - дождь будет.

У крестьянина много работы: «рад бы жениться, да май не велит».

Календарь сезонных явлений

Явления Срок
средний самый ранний поздний
Первая весенняя гроза 2 мая 23 марта (1915 г.) 31 мая (1908 г.)
Появляются сморчки 6 мая 18 апреля (1922 г.) 26 мая (1924 г.)
Оканчиваются заморозки воздуха 6 мая 19 апреля (I960 г.) 4 июня (1930 г.)
Вылетают майские жуки 6 мая 24 апреля (1950 г.) 22 июня (1947 г.)
Прилетают ласточки 9 мая 24 апреля (1950 г.) 16 июня (1958 г.)
Запевает соловей 10 мая 1 мая (1916 г.) 18 мая (1918 г.)
Зацветают:
одуванчик 11 мая 30 апреля (1934 г.) 25 мая (1941 г.)
крыжовник 14 мая 1 мая (1950 г.) 23 мая (1927 г.)
черемуха 16 мая 25 апреля (1921 г.) 13 июня (1941 г.)
вишня 17 мая 25 апреля (1921 г.) 11 июня (1941 г.)
яблоня 20 мая 7 мая (1950 г.) 15 июня (1941 г.)
слива 23 мая 5 мая (1906 г.) 8 июня (1912 г.)
Переход температуры выше 10 °C 12 мая 24 апреля (1934 г.) 11 июня (1941 г.)
Прилетают стрижи 14 мая 8 мая (1921 г.) 24 июня (1943 г.)
Сажают картофель 15 мая 3 мая (1935 г.) 1 июня (1944 г.)

Подробный народный календарь на май

  • Пришел Егорий - и весне не уйти.
  • Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
  • На Марка небо ярко, бабам в избе жарко.
  • На Марка прилет певчих птиц стаями.

13 мая - Яков. Теплый вечер и звездная тихая ночь на Якова - к ветреному, сухому лету.

  • На Еремея погоже - уборка хороша.
  • На Еремея непогодь - всю зиму промаешься.
  • Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея.
  • Борисов день - соловьиный, начинают петь соловьи.
  • Соловей запел - вода на убыль пошла.

Цвет черемухи холод приносит. Зеленая травка - молоку прибавка. У коровки молоко на языке.

18 мая - Арина-рассадница. Капусту рассаживают по грядам. При этом приговаривали: «Не будь голенаста, будь пузаста, не будь пустая, будь тугая, не будь красна, будь вкусна, не будь стара, будь молода, не будь мала, будь велика!».

  • Иов-россенник росы распустил.
  • Большая роса - к урожаю огурцов.
  • Пришел бы Никола, а тепло будет.
  • Егорий (6 мая) с кузовом, а Никола с возом.
  • С Николы вешнего сади поздний картофель.
  • От Николы осталось 12 морозов (утренников), коли не весной, то на Семин день (14 сентября).
  • На Мокия мокро - все лето мокро.
  • Коли на Мокия туманно и багряный восход солнца, а днем дождь - к мокрому, грязному лету.
  • На Сидора еще сиверко.
  • Прошли Сидоры, прошли и сиверы.
  • На Сидора сиверко-лето холодное.
  • На Сидора прилетят стрижи и касатки - и принесут тепло.
  • Пришел Пахом - запахло теплом.
  • На Пахома тепло - все лето теплое.
  • Придет Федот - последний дубовый листок развернет.
  • Дуб одевается - скотина наедается.
  • Дуб перед ясенем лист пустит - к сухому лету.
  • Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой.

Вознесение - последний весенний праздник.

Справляется на 40-й день после Пасхи. Вознесение не имеет своей постоянной даты и в разные годы приходится на разные числа. С этого дня весна уступает дорогу лету.

С Вознесеньева дня весна потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит.

Май - это настоящий праздник весны. Распускаются листья у березы, рябины, ольхи, вяза, орешника, сирени, жасмина, вербы и многих других. Зацветает и отцветает черемуха; цветут яблони, желтая акация, черная смородина, крыжовник, рябина и земляника, ландыш, незабудка, сирень, чистотел, будра, одуванчик, первоцвет - баранчики, копытень (иногда даже в конце апреля), в весенних лужах - калужница; на сырых лугах - болотная фиалка, купальница; сильное цветение осок; обильно цветет сурепка, появляются грибы свинухи.

Первое кукование кукушки; первая песня соловья. Прилетают городские ласточки и стрижи, мухоловки, славки. Строят гнезда зяблики. Откладывают яйца чибисы. Воронята начинают слетать с гнезда.

Лосиха родила лосенка, иноща двух; щенятся лисица и волк Медведь линяет, родились детеныши у хорька, выдры, норки-вообще у большей части зверей это период размножения.

Просыпаются гадюка, уж, безногая ящерица - веретенница и другие ящерицы. В конце мая вылезает из норы серая жаба и откладывает икру длинными шнурами.

Использованные материалы:

  • В. Д. Грошев. Календарь российского земледельца (Народные приметы).

Народный календарь мая - аграрные народные праздники, обряды, обычаи, приметы. Ими отмечались все трудовые циклы - пахота, сев, жатва, уборка урожая, сенокос, молотьба, охота, путина и др.. Народный календарь примет мая отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина, и те природные условия, где он жил. Так появлялись народные праздники и приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь. Народный календарь примет мая вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его народными праздниками и буднями.

Русский народный календарь мая: Народные приметы в Мае, пословицы и поговорки мая.

В русском народном календаре май считался третьим пролетным месяцем. Славянское и укр. название – травень, есть и другие народные названия. Это последний месяц весны. Месяц цветов и любви. Самый зеленый месяц в году. Многолетние крестьянские наблюдения и приметы показывали, что ненастный май всегда обеспечивал обильный урожай хлебов. Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день существовали особые приметы и обычаи. В народе май считается несчастным. Это месяц, неудачный и для свадеб.

Май (травень). Торжество пробуждения природы. Коли в мае дождь – будет и рожь. Майский дождь хлеба поднимает. Май леса наряжает, лето в гости поджидает. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. В мае родиться да жениться – век промаяться.

Мы очень надеемся, что эти народные праздники и приметы мая будет полезны и познавательны - ведь это – жизнь наших с вами предков. Это те народные приметы в мае, по которым жили наши деды и прадеды.

Приметы мая

Приметы, пословицы и поговорки мая

«Березовицы на грош - лесу на рубль изведешь».
«Бывает май - под кустиком рай, а то такой май - коню сена дай, а сам на печь полезай».
«В мае все принарядится - там листком, тут цветком, а где и травинкой».
«В мае даже ветер поет».
«В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается».
«В мае жениться - век маяться».
«В поле не давай дуракам воли».
«Весенний дождь лишним не бывает».
«Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь».
«Внучок за дедушкой пришел».
«Время дорогое - мужику нет покоя».
«Даст небо дождь, а земля - рожь».
«Дождь в мае лишним не бывает».
«Дождь в мае хлеба подымает».
«Дождь в мае хлеба подымает».
«Загоняй кобылу и паши под пшеницу».
«Захотел ты в мае добра»!
«Захотел ты в мае у мужика перепутья! (Дорожной пищи)».
«Коли в мае дождь, так и будет рожь».
«Май - коню сена дай, сам на печку полезай».
«Май - под каждым кустиком рай».
«Май - пора сева».
«Май землю греет, а сивером веет».
«Май лежа наряжает, лето в гости ожидает (приглашает)».
«Май лошадь откормит».
«Май на май не приходится».
«Май на порог весну приволок».
«Май обманет - в лес уйдет».
«Май обманет, в лес уйдет».
«Май распустился, из-под спуда зелену траву выгоняет».
«Май смаит».
«Май создает хлеба, а июнь - сено».
«Май холодный - год хлебородный».
«Май холодный - не будешь голодный».
«Майская роса - коням лучше овса».
«Майская травка и голодного накормит».

«Майский мороз не выдавит слез».
«Малая птичка соловей, а май знает».
«Малый дождь землю грязнит, большой - очищает».
«На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу».
«Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров».
«Не обездоль корову едой, будет удой».
«Ненадежно майское тепло».
«Ой, аи, месяц май: и тепел, и холоден (не холоден, так голоден)».
«Паши мелко, сей редко: редкий сев к частому в сусек не ходит».
«Пришел май - только успевай, да не зевай».
«Пришел май, а тепло будет».
«Рад бы жениться, да май не велит».
«Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору, а овес - сей меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду - да в пору».
«Рыбка-плотичка - осетру сестричка».
«Снег наземь - тот же назем (навоз)».
«Снег поля утучняет».
«Совет глупцу, что зеркало слепцу».
«Соловей мал, да знает май».
«Соловей птица малая, а и та знает, когда месяц май».
«Теплый май со дня на день лето ждет».
«Тот и хорош, у кого рожь».
«Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть - с этим март справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть - апрель тридцать дней только этим и занимается; третий долг - теплую землю в зелень нарядить - достается маю, который лес наряжает, лето в гости приглашает».
«Хлеб по хлебу сеять - не молотить, не веять!».
«Чудак рыбак: рыбу ловит, а сам не ест».
«Сей хлеб - не спи, будешь жать - не станешь дремать».
«Где оратай плачет (тяжело!), там жнея скачет (с веселья, что хлебушек удался!)».
«Если дождей в мае много, то их мало в сентябре (и наоборот)».
«Если курицы весной рано с насеста сходят, будет плохое лето, а если поздно, то хорошее».
«Если начало мая теплое - в конце будут холода (и наоборот)».
«За сырым маем - сухой июнь».
«Запоет соловей на другой день после Еремея - будешь с хлебцем».
«Зерновые выдадутся - травы не изладятся».
«Коли май в начале тепел, жди холодое со второй половины».
«Коли туманно, багряный восход солнца, днем дождь - к мокрому, грозному лету».
«Кукушка до Егорья кукует - скот падет».
«Кукушка кукует - льны сей».
«Много выморочек-проплешей на озимях - к грибному году».
«На одетый лес кукушка прилетела - доброе лето».
«Первый гром с запада - к урожаю».
«После ключника и дожди теплые».
«Поют соловьи перед Маврой - весна зацветет дружно».
«Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее - когда цвет калины в кругу».
«Солнце встает - выдается лето сухо и ведрено; облачный восход - на дождливый сенокос».
«Соловей запел - конец водополи».
«Соловей неумолчно поет ночью - к вёдру».
«Теплый вечер, звездная ночь - к урожаю».
«Туманы в мае обещают плодородие, грозы - обилие, град - градобойное лето».
«У вяза много почек - уродится ячмень».
«Хвощ прет - на недород».


Народный обряд

Традиционная

Информация

Все вопросы и пожелания пишите на [email protected]

-- Все страницы сайта

На сайте сайт Вы можете найти пожелания, поздравления, тосты в стихах, смс поздравления с днём рождения, с юбилеем, с Новым годом, с 8 марта и со многими другим праздниками. Краткую информацию про интересующие Вас религиозные, государственные праздники и памятные даты. Вы можете узнать когда будут Ваши именины и как назвать будущего ребёнка. Какой будет гороскоп на завтра и на следующий год. Всё отсортировано по категориям для Вашего удобства.

Народный обряд

Традиционная празднично-обрядовая культура русского народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все это – мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились и до наших дней: часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.
Объединение этих двух традиций произошло так естественно, что столетиями быт подавляющей массы русского народа и других народов, проживающих с ним рядом, развивался по устоявшемуся поколениями циклу. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ.


Народные праздники на 2019 год

Народные праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории.

Прежде всего, праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле - не вступили в брак.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode): Народные праздники на 2019 год
Прямая ссылка на эту публикацию: https://www.сайт/celebrations/folk/2019/

На сайте сайт Вы можете найти пожелания, поздравления, тосты в стихах, смс поздравления с днём рождения, с юбилеем, с Новым годом, с 8 марта и со многими другим праздниками. Краткую информацию про интересующие Вас религиозные, государственные праздники и памятные даты. Вы можете узнать когда будут Ваши именины и как назвать будущего ребёнка. Какой будет гороскоп на завтра и на следующий год. Всё отсортировано по категориям для Вашего удобства.

Пришел Кузьма, заглянул в погреба. В первый день мая христиане поминают епископа Халкидонского Косму, известного своим противостоянием иконоборцам. Эта секта боролась против почитания икон, считая их идолами, а поклонение им - идолопоклонничеством. Еретики принуждали Косму отречься от святых икон, но ничего не добились ни уговорами, ни избиением епископа.

А среди русского крестьянства святого Косму (в славянской традиции Кузьму) почитали как покровителя огородничества. К началу мая в каждом доме семена овощей готовили к севу. Для этого существовали специальные обряды. Воду для замачивания семян брали в колодцах поутру, а взамен бросали в воду медные денежки на удачу и обильный урожай овощей. В некоторых районах воду для семян брали из родников три дня подряд на утренней заре. Все это следовала проделывать тайно, без чужих глаз, чтобы обряды не потеряли силу. На Кузьмин день мужчины копали грядки, а хозяйки высевали мор- ковь, свеклу, лук, редис, укроп и петрушку.

1 мая называлось также кукушкиным днем, потому что тогда эта птица впервые подавала голос. С незаметной птицей наши предки связывали разнообразные приметы и поверья. Самое известное из них дошло до наших дней: если спросить кукушку о сроке жизни, она прокукует столько раз, сколько лет осталось жить вопрошающему. Крестьяне считали, что с кукушкина дня наступает пора сеять лен, а если лесная птица мечется по деревне - следует опасаться пожара.

Если 1 мая шел дождь, полагалось на- мочить дождевой водой волосы, чтобы они росли так же споро, как весенняя трава. А по приметам Кузьмина дня судили о погоде на будущее. Солнечный теплый день обещал, что весь май будет таким же, а в начале июня похолодает. Если же день выдавался холодным и дождливым - он обещал теплое лето и хороший рост хлебов в крестьянских полях.

Праздник 6 мая - Егорьев день или Егорий Вешний

6 мая наступает день памяти великомученика Георгия Победоносца . Он был крупным военачальником, приближенным императора, но предпочел принять мученическую смерть за христианскую веру. В России он - особо почитаемый святой, охранитель воинов и всей Русской земли, почитавшийся под именем Егория.

В русской народной традиции Егорий Вешний считался покровителем всего домашнего скота, какой водился в деревенском хозяйстве. Поэтому именно в Егорьев день скотину в первый раз выгоняли на выпас лакомиться сочной весенней травкой. Чтобы до осени животные спокойно паслись на лугу, набирая вес, полагалось соблюсти ряд старинных ритуалов. Сначала каждая хозяйка должна была убедиться, что ее буренка не захворала. Для проверки здоровья скотины полагалось дать ей «соченное молоко» - разведенную водой толченую смесь конопли и льна. Та животина, что покорно ела предложенное толокно, считалась больной и в общее стадо не выпускалась. Здоровых коровок сгоняли вместе и гнали на пастбище ветками вербы , припасенными с Вербного воскресенья . Стадо обычно выводили на пастбище с рассветом, по утренней росе.

Роса на Егорьев день, как считалось, обладала удивительными целебными свойствами, и прошедшие по ней животные никогда не болели. Как людям, ответственным за сытость, здоровье и безопасность животных, особый почет в этот день вся крестьянская община традиционно оказывала пастухам. В Егорьев день еще до выгона скотины в поле пастухов окатывали ледяной водой из колодца, чтобы они «во все лето не задремывали» и бдительно следили за своими подопечными. Днем каждый хозяин нес к месту выпаса стада специально выпеченный из лучшей пшеничной муки каравай, называемый моленником. Первым кусок хлеба получал пастух, а остальное вечером скармливали вернувшимся с поля животным. Моленник должен был обеспечить Господню защиту для пастуха и его стада.

Вечером Егорьева дня для каждого «коровьего поводыря» в деревнях устраивались настоящие праздники с застольями, хороводами и пением обрядовых песен о сохранении общинного стада. Егорьевская роса имела целительную силу не только для животных, но и для людей. На Егория Вешнего наши предки обходили поля с обрядом церковного водосвятия. После обряда желающие могли «искупаться» в утренней росе, обильно покрывавшей поля, - эта процедура была незаменимой «и от сглазу, и от 77 недуг». Большая часть примет этого дня говорила о будущем урожае. Прохладный день обещал, что хорошо уродятся просо, овес и греча. Если ночью на Егория случались заморозки - они могли повторяться еще до 40 раз.

Праздник 13 мая - день Якова Теплого

13 мая христиане почитают сына рыбака, святого Иакова, одного из 12 апостолов, обезглавленного за проповеди о Христовой вере. Во времена наших предков на Якова Теплого наступал печальный день для девиц, которым не терпелось поскорее найти своего суженого. В этот майский день во всех крестьянских общинах традиционно прекращалось всякое сватовство, и в силу вступала народная пословица «В мае жениться - всю жизнь маяться ». Больше того, и простой разговор о перспективах замужества выглядел начиная с этого дня совершенно неприличным. У странной на современный взгляд традиции есть очень простое объяснение. Свадебные пиры и гулянья на Руси всегда отличались необыкновенным размахом из-за старинного поверья: чем пышнее и богаче праздник, тем более счастливой станет в будущем молодая семья. Выполнить старое правило в мае оказывалось невозможно по двум причинам. Во-первых, один майский день в самом деле мог накормить целый год, а потому отвлекаться от работы на гулянье было решительно некогда. Во-вторых, припасы к этому времени в основном были подъедены, а значит, ни о каком обильном застолье речи тоже идти не могло. Вот и получалось, что праздновать свадьбу в мае - означало пренебречь поверьем и напророчить молодым скудную, тяжелую жизнь.

Чем теплее становились дни, тем легче распространялись по деревням разнообразные лихорадки. Крестьяне верили, что именно с Якова они начинают безнаказанно бродить по земле, приставая к слабым телесно людям. И чтобы болезнь миновала человека, полагалось в этот день обливаться припасенной заранее мартовской талой водой. Особенно строго исполнялся ритуал обливания теми, кто собирался вскоре отправиться в путь, - вода защищала их не только от недугов, но и от всякой неудачи, какая могла пристать к людям по дороге. Другое прозвание святого Якова - Звездоночник - говорит о примете, согласно которой звездная тихая ночь на Якова обещала теплое лето и богатый урожай.

Праздник 21 мая - Иван Богослов

21 мая наступает время почтить память еще одного из апостолов - брата Иакова Иоанна Богослова. Перу Иоанна принадлежит одно из Евангелий, которое он написал по просьбе христиан, желающих больше узнать о ранних деяниях Христа. На Руси Богослова прозвали Пшеничником, поскольку в день его памяти обычно сеяли пшеницу. Чтобы она уродалась в достатке, обычай требовал испечь обрядовый пирог из лучшей пшеничной муки и идти с ним на перекресток дорог, угощать проходящих мимо странников. Хозяйка с поклоном предлагала прохожим подношение, а те благодарили и желали доброго урожая. Если же никаких путешественников на дороге не встречалось, обетный пирог полагалось отнести на поле и там раскрошить для птиц, есть его самим было строжайше запрещено.

В Иванов день полагалось умилости- вить духов вспаханной нивы, и в этом случае строго соблюдалось разделение на мужские и женские обязанности. На- пример, с посевом пшеницы связан один забавный обычай. Сеять ее должны были только мужчины, причем раздетые догола. А зерно для посева они несли на поле в мешках, скроенных из старых порток. Наши предки верили, что таким образом они заключают брачный союз с землицей- матушкой и в свое время она разродится обильными хлебами. Женщины не имели права присутствовать при проведении ритуала - они могли «испугать» Землю, и та не смогла бы подарить людям хлеб. Примерно к XIX столетию этот обряд исчез из обихода, но долго еще старики по деревням жаловались, что покуда он соблюдался, земля родила куда богаче.

По погоде этого дня, как и во многие другие дни мая, определяли, каким будет урожай. Если на поля слеталось много птиц, вся выращенная пшеница должна была уйти на подати. А если одинокий жа- воронок пел высоко в небе, ожидалось, что жито уродится необычайно щедро. Святого Иоанна россияне звали также Долгим, потому что первые обряды в этот день начинались еще до рассвета, а работать следовало до той поры, пока последний лучик солнца не скроется за линией горизонта.