Развитие речи тема все обо мне. Краткосрочный план урока "Грамота" сквозная тема "Все обо мне" подраздел Понимание основных единиц речи (текст, предложение, слово)

Оригинальные

Составление рассказа на тему: «Что я умею делать»

Цель: продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, развитие монологической речи.

Задачи:

  • Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, развивать умение связно, последовательно составлять рассказ.
  • Развивать творческое воображение и память.
  • Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарища.
  • Обогащать речь детей наречиями, обозначающими отношение к труду.
  • Продолжать учить работать с мнемотаблицами.

Предварительная работа:

Проведение бесед « Я умею делать», « Я хожу на кружок».

Рисование «Что я умею делать».

Слушание стихов. Стихотворение для мальчика Тимофея «Я умею».

Работа с родителями по изготовлению мнемотаблиц.

Заходят в группу. Поздоровались с взрослыми.

Дети - сидят полукругом игра с мячом.

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, что вы умеете делать и как вы это сделаете? Отвечать нужно полным ответом.

«Как?» лепить - красиво, аккуратно, правильно.

Петь- тихо, громко, плавно, красиво, вместе.

Рисовать- аккуратно, чисто.

Танцевать- медленно, плавно, быстро.

Играть в хоккей- вместе, дружно…

В это время входит Незнайка.

Незнайка- здравствуйте дети!

Воспитатель и Дети - здравствуй

Воспитатель- ребята вы узнали кто это?

Дети- да! Незнайка

Воспитатель -Незнайка а почему ты здесь оказался?

Незнайка - я только что услышал, что вы в беде не кого не бросаете. Мне в школе дали задание составить рассказ «Что я умею делать?», а я не могу сам справиться с этим заданием, т.к.я не умею составлять рассказ.

Воспитатель - поможем Незнайке составит рассказ?

Дети - да!

Воспитатель - у всех людей есть любимое дело и наши дети не исключения, они принесли фотографии чем они любят заниматься

Воспитатель- ребята возьмите свои фотографии и покажите нам.

Дети взяли в руки фотографии, которые лежали под стульчиками.

Незнайка - Катя, ты чем любишь заниматься?

Так же и других детей спрашивает, ответы детей.

Незнайка -здорово! А давайте я попробую составить рассказ о том, что я умею делать.

Дети - давай!

Незнайка - я люблю лепить.

Воспитатель- дети, правильно Незнайка составляет рассказ?

Дети - нет.

Воспитатель - а почему?

Дети- рассказ это несколько предложений связанных между собой по смыслу. У него начало и конец.

Воспитатель к Незнайке -чтобы тебе было легче составить рассказ у меня есть картинки- помощники которые помог нам. Я буду для тебя их вывешивать в правильной последовательности.

Воспитатель- ты сказал что ты любишь лепить. На первой картинке будешь нарисован ты.

Воспитатель - как называется кружок в который ты ходишь?

Незнайка - пластилинография.

Воспитатель - значит на следующей картинке будет написано название кружка. А что тебе нужно для кружка?

Незнайка - пластилин, доска для рисования.

Воспитетель -значит следующие картинки мы подберем с изображением пластилина, и доски для лепки. На третьей картинке предметы которые тебе нужны для лепке. Что или кого получается у тебя лепить лучше всего?

Незнайка- животных и птиц.

Воспитатель - значит четвертая картинка будет с изображением птички. А на последней картинки пускай будет сердечко нарисовано т к ты любишь лепить.

Незнайка - спасибо вам ребята, но я что то немного устал и хочу немножко подвигаться. Подходите ко мне не стесняйтесь, повторяйте за мной.

Мы веселые ребята

Любим бегать и скакать!

А еще мы любим, прыгать и конечно приседать(1,2,3,4,5)

Так же мамам помогаем

Мыть посуду, убирать!

А сегодня будем с вами

Мы рассказы составлять!

Воспитатель к Незнайке - у наших детей на их местах лежат картинки и они могут составить свой рассказ.

Воспитатель - ребята возьмите свои картинки и разложите их перед собой в правильной последовательности. У вас должно быть: начало, середина и конец.

Воспитатель - а теперь проверьте друг у друга правильно ли вы разложили картинки и если нет, то помогите друг другу.

Незнайка или Воспитатель -Захар, составь нам свой рассказ (отвечают 3-4 дет).

Воспитатель к Незнайке - ты теперь понял как нужно составлять рассказ?

Незнайка- да.

Воспитатель - ну тогда попробуй сам составить рассказ.

Незнайка - меня зовут Незнайка. Я хожу на кружок пластилинографика. Для кружка мне нужен пластилин и доска для лепки. Из пластилина я леплю разных птиц и животных. Мне очень нравится лепить!

Воспитатель -Миша, правильно Незнайка составил рассказ?

Миша - да, Незнайка правильно составил рассказ.

Незнайка радостно - спасибо вам ребята! Я побежал в школу, что бы составит свой рассказ учителю! А можно я возьму мнемотаблицы, что бы мне было легче?

Воспитатель- возьми.

Незнайка - до свидания ребята!

Дети - до свидания!

Воспитатель - кто не успел составить и рассказать свой рассказ не переживайте, вы составите его вечером мне и ребятам.

Воспитатель - что вам больше всего понравилось на занятиях?

С чем вам было сложнее справится?

Мы еще будем составлять рассказ?

А как бы вы хотели еще составит свой рассказ?

Ребята вы все умнички, все справились на занятии, а теперь возьмите свои карточки мнемотаблицы и уберите их до вечера в шкафчик, что бы не потерять.

Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках Новиковская Ольга Андреевна

Учимся рассказывать (развиваем связную речь)

Следует иметь в виду, что подобные монологи являются чрезвычайно сложным видом речевой деятельности. Нередко самостоятельно составленный рассказ получается лексически и грамматически довольно скудным: малыш использует преимущественно нераспространённые предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, повторяет одни и те же слова, делает большие паузы между предложениями.

Для того чтобы помочь ребёнку справиться с неизбежными проблемами, необходимо с ним заниматься.

Важный и в то же время достаточно сложный этап развития связной речи - рассказ по картинкам. Начинать обучение можно с 3-летнего возраста. Сначала взрослый рассматривает вместе с малышом картинку, отыскивая детали, иллюстрирующие основные моменты рассказа. Поначалу преимущественно говорит взрослый, но по мере того как малыш учится всматриваться, вслушиваться, отвечать на вопросы, монолог постепенно сменяется диалогом.

К четырем-пяти годам у ребёнка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим расширяется объём связных высказываний. Малыш постепенно приобретает навык самостоятельного составления рассказа, в котором все части логически связаны друг с другом.

Наступает следующий по сложности этап - развитие монологической речи. Теперь задача взрослого - поддерживать интерес к составлению рассказов, учить не только понимать содержание иллюстраций, но и развивать умение связно, последовательно описывать то, что он видит, постоянно расширять словарный запас; грамматически правильно строить предложения.

Рассказы полезно составлять как по предметным картинкам, так и по сюжетным. Главное обучения - создать творческую, доверительную атмосферу. Предложенные в этой главе сюжетные картинки будут понятны и интересны вашему малышу.

Если ему предстоит описать какой-либо предмет, растение, животное или даже пейзаж, взрослый должен помочь выделить существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения, придерживаться определённой последовательности при описании. Покажите, как важно использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания.

После этого можно перейти к обучению ребёнка рассказу по нескольким картинкам в рамках одного сюжета (их должно быть от 3-х до 6). Малыш, опираясь на последовательно демонстрируемые картинки, будет учиться строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге сложится целостное повествование.

При составлении рассказа по сюжетным картинкам особую сложность представляет необходимость не только описывать действующих персонажей, но и объяснять, что происходит, используя элементы описания или рассуждения. Ребёнку предстоит научиться передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом он на практике освоит методику построения рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Если поначалу взрослый сам демонстрирует картинки из серии в нужной последовательности и помогает малышу составить по ним связный рассказ, то в дальнейшем ребёнок научится раскладывать картинки по порядку без посторонней помощи. Это важный этап в развитии логического мышления.

Существуют разные приёмы активизации речевой активности. Для начальных этапов можно использовать совместный пересказ: взрослый начинает рассказ, а ребёнок продолжает и заканчивает.

Можно предложить малышу придумать и рассказать, какие события предшествовали тем, что изображены на картинке. С большим удовольствием дети рассказывают и о том, что произойдёт с героями дальше.

Взрослому важно помнить, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, поэтому придётся приложить немало совместных усилий, прежде чем речь ребёнка станет свободной, яркой и выразительной.

Беседуйте о самых разных сторонах жизни, особенно о пережитом и увиденном в ваше отсутствие. Предлагайте любые темы, лишь бы они были интересны малышу: новая игрушка, любимые игры, выполненные поручения, взаимоотношения с друзьями, поездка на дачу, поход в зоопарк, в цирк и т. д. Пусть ребёнок поделится своими впечатлениями о событиях в детском саду, в кружке, на детской площадке…

Не забывайте, что, занимаясь с малышом, вы готовите его к учёбе в школе. Стимулируйте будущего первоклассника рассказывать обо всём, что происходит, не только непосредственно на занятиях, но и в любой подходящей ситуации: по дороге домой из детского сада, в очереди в поликлинике, во время прогулки.

Вот несколько интересных тем для таких совместных бесед-рассуждений:

Чего ты больше всего хочешь?

Кого (чего) ты больше всего боишься?

Чему бы ты хотел научиться?

Учат ли звери и птицы своих детей?

Что тебе хотелось бы изобрести?

Что такое зло?

Такие беседы важны и родителям, ведь они помогают лучше узнать и понять своего ребёнка.

Расскажи по образцу

?

Это лейка. Из лейки поливают цветы. У лейки есть носик и ручка. На боку у лейки нарисован цветок. Чтобы поливать из лейки, её надо наклонить над растением, и вода сама польётся из носика, как из душа.

Это растение называется «мак». У него есть стебли, листья и цветы. Цветок у мака большой и красивый. У него нежные красные лепестки. Второй цветок ещё не распустился - это бутон. Листья у мака вытянутой формы, по краям они не ровные, а зубчатые.

Это животное называется «олень». У оленя на голове большие рога. Рога похожи на ветви дерева. У оленя пятнистое туловище и тонкие длинные ноги. На ногах у оленя копыта.

Эта птица называется «павлин». Она очень важная и красивая благодаря своему хвосту. Павлин держит хвост вверх, может распускать и складывать его, как веер. На голове у павлина - хохолок из перьев. Ноги у павлина короткие, крылья пёстрые.

Швейная машина

Это швейная машина. С её помощью шьют одежду. В иголку вставляют нитку. Под иголку кладут детали одежды. Иголка, быстро протыкая ткань, тянет за собой нитку, и отдельные куски ткани соединяются между собой.

Это животное называется «улитка». Сверху тело у неё покрыто крепким панцирем. При опасности улитка целиком прячется под панцирь, как в домик. Улитки едят сочные листья, траву. Они очень медленно ползают. Про людей, которые всё делают медленно, так и говорят: «Ползёт как улитка».

Придумай сам рассказ по картинке

Черепаха. Земляника,

Сапожки. Мишутка.

Сюжетные картинки для составления рассказов по образцу

? Предложите ребёнку послушать маленькие рассказы по картинкам, а затем постараться их пересказать.

Соревнование

Ребята придумали новую игру. Они устроили дома соревнование. Дети взяли мешки, залезли в них и стали прыгать - кто быстрее. Первым прибежал Коля. Коля молодец!

Любимое болото

У каждого свой дом. Эти две лягушки живут в маленьком болотце и считают его самым лучшим домом. Слышите, как лягушки-подружки поют об этом свою песню: «Ква, ква, ква…»?

Маленький рыбак

Наш Максимка - рыбак. Рано утром он накопал червей, взял удочку и пришёл на пруд. Закинул Максимка удочку в воду и стал ждать. Удачи тебе, маленький рыбак!

Придумай сам рассказ по сюжетной картинке.

Милиционер.

Первая лыжня.

Котёнок и рыбка.

Зимние забавы.

Наш весёлый детский сад.

На прогулке.

Сюжетные рассказы по нескольким картинкам

? Предложите ребёнку послушать маленькие рассказы, а затем постараться их пересказать, глядя на картинки.

День рождения

У Димы завтра день рождения. Он мечтает, чтобы ему подарили котёнка.

Мама испекла для Димы торт. А папа подарил ему котёнка.

Больше всего Дима обрадовался котёнку. Теперь у него есть друг. Дима решил назвать котёнка Кузей.

Утром Дима умывается. И Кузя тоже. Дима моется водой, а Кузя - лапкой.

Дима делает зарядку, и Кузя тоже.

Потом Дима с Кузей идут гулять.

Кузя познакомился с новыми друзьями.

Пойдём гулять

Зимой холодно. Дима тепло оделся - пойдёт гулять. А как же Кузя?

Дима подумал … и стал одевать друга.

Кузю не узнать: на нём тёплый шарф и шапка. Только как же он пойдёт? Лапки разъезжаются в разные стороны!

Кузя готов идти на улицу!

Мамин день

Он взял муку и стал делать тесто.

А вот и котёнок Кузя. Кузя помогает Диме. Он тоже делает пирог.

Пироги уже готовы. Угадай: где чей пирог?

Мы красим забор

Дима взял кисточку и краску и стал красить забор. Кисточка скользит по забору - то вверх, то вниз. Кузе интересно!

Но вот Дима устал и пошёл домой отдохнуть.

А Кузя решил помочь хозяину. Котёнок дотронулся лапками до забора, но лапки прилипли к свежей краске!

Кузя еле-еле оторвал лапки от забора. На заборе остались следы. Дима огорчится!

? Предложите ребёнку самому рассмотреть картинки и попробовать придумать по ним маленький рассказ. Если нужно, помогите малышу.

Как Кузя спрятался

Как Кузя полез на дерево

Что нашёл Кузя

? А теперь самое сложное задание. Предложите сначала восстановить последовательность картинок, а затем попросите малыша придумать по ним рассказ.

Из книги Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках автора Новиковская Ольга Андреевна

Учимся слушать и слышать (развиваем фонематический слух) Обучение дошкольника правильному произношению звуков родного языка - очень важная задача. Для её решения необходимо не только обучать ребёнка чёткому произношению звуков, но и развивать внимание:

Из книги Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях автора Кэмерон Джулия

Учимся сравнивать и рисовать (развиваем речь и мелкую моторику) В этой главе вы найдёте игры с элементами рисования для закрепления лексико-грамматических навыков развития связной речи.Наверное, не всем известен такой научный факт: оказывается, процессы формирования

Из книги Чего хочет ваш малыш? автора Блау Мелинда

Учимся наблюдать и отвечать на вопросы (развиваем внимание, мышление и речь) Хорошее внимание - залог успешного обучения ребёнка в школе: невнимательный ученик не сможет точно, аккуратно и чётко выполнять самые разные действия. Кроме того, при развитом внимании

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Учимся пересказывать (развиваем связную речь) Развитие связной речи происходит постепенно, при повседневном общении малыша со взрослыми и другими детьми, а также во время специально организованных речевых игр.Обучение проходит в несколько этапов:- обогащение

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

Учимся думать и объяснять (развиваем мышление и речь на материале народных пословиц и поговорок) Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности как маленькие произведения народного искусства, воплощение народной мудрости. С той самой поры они сопутствуют нам в

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Как рассказывать сказки Наши дети сочиняют разные истории, и мы мысленно обращаемся к сказкам своего детства, делимся с детьми рассказами о любимых книгах или воспоминаниями и чувствуем связь с прошлым, настоящим и будущим. Расскажите детям об истории семьи, о семейных

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Развиваем наблюдательность: исчерпывающее руководство Кроме крика и плача новорожденный может выражать себя движениями, мимикой и положениями тела. Вы должны «читать» своего ребенка почти всеми органами восприятия – ушами, глазами, пальцами, носом – и, конечно,

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Развиваем интересы годовалого ребенка: отталкивайтесь от того, что ему (и вам) уже нравится Какие иллюстрированные книжки нравились вам в детстве? Постарайтесь найти их и познакомьте со своими любимцами собственных детей. Это часть вашего культурного наследия,

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Развиваем речь Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие малыша. Это интересно! Известны случаи так

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Развиваем речь Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие малыша.Это интересно! Известны случаи так

Из книги ТРИЗ-педагогика автора Гин Анатолий Александрович

Развиваем другие бимануальные навыки По мере того как ребенок все больше совершенствуется в движении с помощью перехвата рук, улучшаются и все остальные мануальные функции. Он начинает проявлять интерес к бимануальным видам активности. Вас испугал этот термин? Не

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Часть 2 РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ Чем раньше - тем лучше! Умный и здоровый ребенок - мечта любых родителей. Тому, как развить физические способности ребенка и сделать его здоровым, посвящена первая часть этой книги. Здесь, во второй части, мы собрали методики,

Из книги автора

Из книги автора

Нужно ли детям рассказывать о денежных проблемах Родители обычно задаются вопросом, рассказывать ли своему ребенку, у которого есть свои сбережения, о семейных денежных проблемах. С одной стороны, все родители желают оградить свое дитя от излишних волнений. С другой

Из книги автора

Глава 6. Развиваем творческое воображение Наше мышление часто движется по привычному кругу, как цирковая лошадка. Причина в том же – оно у нас дрессированное. Привычные движения тела и мысли составляют некое множество, из которого мы обычно выбираем то, что нужно

Из книги автора

Не забывайте рассказывать ребенку о ваших успехах и достижениях Представление об успехе у ребенка формируется на основании наших достижений, о которых мы успеваем сообщить ему. Многие родители правильно полагают, что работа и дом – разные вещи. Нельзя дома вести себя

Развитие речи.

– Ребята, а как называется место, где находится ваш дом, ваша школа, живут ваши родители? (Родина)

– Наша Родина – Республика Казахстан. И, как у каждого государства, у нее есть свои символы.

Учитель предлагает детям обратить внимание на герб и флаг. Сообщает, что каждое государство имеет свой гимн, герб и флаг. Предлагает вспомнить, что такое гимн (это главная песня страны, ее исполняют и слушают стоя).

Учитель обращает внимание учеников на герб РК. Герб и флаг есть у каждого государства. В флаге и гербе зашифрована очень полезная информация о нашей стране. В герб Казахстана включено изображение шанырака. У казахов есть высказывание «Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основа твоего дома». Именно это мирное пожелание положено в основу герба. У каждого человека есть своя путеводная звезда, такая звезда должна быть и у государства. Звезда на гербе Казахстана – путеводная для каждого ее гражданина. Еще на гербе изображены небесные кони – тулпары. У коней много заслуг перед человеком. Конь в степи – первый помощник и друг.

Затем учащимся предлагается обратить внимание на флаг.

– Какого цвета флаг нашего государства?

Что изображено на нем?

Как вы думаете, почему?

Учитель предлагает информацию о флаге. По флагу, который держит человек, можно узнать, кто он и жителем какого государства является. Например, красный флаг – это знак отваги, черный – знак печали, а белый – знак смирения. Почему флаг нашего государства голубой, а не зеленый, или, например, желтый? Ведь Казахстан – это страна зеленых степей и желтых пустынь! Синий – это цвет воды. Без воды нет жизни на земле. А еще это цвет неба! Небо – как крыша дома, под которой живут миллионы людей. Оно одно на всех. Солнце – дает жизнь всему на земле. А его лучи похожи на капельки воды или зерна. Хлеб – это богатство. Есть хлеб – значит, будут сыты жители страны.

А по национальному орнаменту «кошкармуйиз» («бараньи рога») сразу можно догадаться, что это флаг Казахстана.

– А какая птица изображена на флаге? (Беркут) Как вы думаете, почему именно эту птицу поместили на флаге?

Во-первых, степной орел – одна из самых больших птиц на свете. Размах ее крыльев достигает 3 метров. Во-вторых, эта птица очень сильная, мужественная и выносливая. В-третьих, беркут всегда защищает своих птенцов, и, в-четвертых, он считается очень мудрым: летает высоко и видит больше всех.

Итог урока. Рефлексия.

    Для чего люди знакомятся?

    Как называется ваша первая учебная книга? (...)

    Чему она будет вас учить?

    Какие правила обращения с книгой вы сегодня узнали? (Использование закладки)

Если ребенок понял тему и способен применить знания и умения, он дорисовывает смайлику в прописи

улыбку, если цель достигнута частично - прямой ротик, если цель не достигнута - грустный ротик.

На шкале трудности

Дети закрашивают количество кружков, соответствующих сложности материала на уроке.

Овладение родным языком - важнейшее приобретение детства.

Куприй Светлана Ивановна, воспитатель 1 категории, МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70».
Описание: данный материал будет полезен педагогам и заинтересованным родителям.
Цель: активизация заинтересованности взрослых проблемой развития речи дошкольников.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью, посвященную развитию речи дошкольников. По моему глубокому убеждению, полноценное общение - самое главное в развитии ребенка. А полноценным оно, общение, может стать только благодаря речи.

О развитии речи детей.

«Прекрасная сама по себе детская речь
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым
открываем причудливые закономерности
детского мышления».
К. И. Чуковский.

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.
Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, я убеждаюсь в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений. И без нашей помощи, помощи педагогов им не осилить этот путь. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют речью. И если взрослым не можем помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей - наша забота.
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.
Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».
Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным, состоящим из различных упражнений для выработки ясности, четкости и связности речи.
В 19 веке интерес к детской речи усиливается – ее исследуют, изучают, описывают не только известные ученые, но и писатели.
Так, создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. «Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», - утверждал К. Д. Ушинский.
Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же самое время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие собственно человеческие формы поведения. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.
Именно поэтому я считаю, развитие речи детей основой работы воспитателя и стараюсь уделять этому вопросу как можно больше внимания. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно. И своей задачей, при развитии речи детей, я считаю – не только и не столько сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но, что гораздо важнее, по моему мнению, использовать речь, как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, восприятия художественных произведений и т. п. Ведь развитие всех форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи. И поэтому я особое внимание в своей работе с детьми уделяю развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения.
И особое место здесь занимают колыбельные, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки. Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а так же способностью концентрировать внимание лишь на короткое время.
Например, разговаривая с Аннушкой, говорю ей: «У нас есть девочка, волосы у нее светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки». Девочка задумалась, но, заметив мою улыбку, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку», - предлагаю я. «О чем?» - спрашивает Аннушка. «О чем хочешь», - отвечаю я. Девочка пытается загадать ответную загадку обо мне, но это у нее не получается. Тут ее взгляд падает на мяч, лежащий на полу, и она говорит: «Красный, круглый, большой. Им играют». «Упругий, резиновый, скачет по полу», - добавляю я.
Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. И помочь детям понять смысл, заложенный в загадках, помогают разнообразные игры на описание самых различных предметов, находящихся в помещении и на улице. В этом мне помогают игры «Кто больше назовет», «Кто больше скажет о предмете», «Ч то из чего сделано» и т. п.. Кроме того, вместе с детьми мы придумываем и другие игры, требующие не только назвать предмет, явление, но и как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки.
Чтобы игра была интересней, я наравне с детьми по очереди описываю находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры типа: «Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным» и т. д.
Я использую любые подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с детьми, обогатить их словарь. Например, прогуливаясь в парке, загадываю загадки: «Скатерть бела всю землю одела» или «Без рук, без топоренка построена избенка» . Я стараюсь обратить внимание детей на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносное значение слов, учат образному мышлению. Например, «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице» . Дети, как правило, быстро находят ответ, а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому, что красная». Тогда я вношу сомнение в умы детей: «Клубника тоже красная – значит, это тоже правильный ответ?» - и обращаю их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Когда дети поймут, что «сидит в темнице» означает «растет в земле», задаю вопрос: «А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный», - стараясь при этом обратить внимание на то, что «в темнице сидит» именно «она», поэтому предметы мужского рода сразу отпадают. Для меня важно чтобы дети поняли: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обращаю внимание на то, что «она» растет на грядке. «Может это свекла? Ведь она тоже красная», - спрашиваю я, пусть дети порассуждают. Не лишним будет объяснить детям, что словосочетание «красная девица» имеет еще и другое значение – красивая. Так дети учатся думать, строить рассуждения, излагать свои мысли.
А как образен, лаконичен, музыкален, богат разнообразными звуковыми сочетаниями язык пословиц м поговорок : «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Я разучиваю с детьми много потешек, поговорок, скороговорок и при удобном случае использую их в разговоре с детьми.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано работает речевой аппарат, некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания. Другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи и устранения некоторых речевых проблем я активно использую задания, содержащие поговорки и скороговорки.
Незаменимыми для развития речи детей являются, по моему мнению, и считалки, из-за их особых способов рифмовки, а также частого использования в повседневной игровой деятельности. Я знакомлю детей и с литературными и с фольклорными считалками, показываю, как правильно употреблять их в каждодневной деятельности.
Трудно переоценить значение яркого образного языка стихов, сказок, рассказов для развития ребенка. Художественная проза и поэзия пробуждают в ребенке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь. Я много читаю детям русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, стихов. Очень нравится детям заучивать стихи о природе.
Дошкольников недаром называют почемучками. Все их вопросы направлены на утоление жажды познания – как можно быстрее обо всем узнать, все постичь. Почему идет дождь, гремит гром, почему не падает солнышко, когда бывает завтра и т. д. и. т. п. Я никогда не отмахиваюсь от детских вопросов, хотя порой на них утомительно отвечать. Но отвечать надо, ведь не удовлетворяя детские «почему», мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие речи.
Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство, по моему мнению – это общение с окружающими людьми. И ее развитие в этот период во многом определяется развитием общения с взрослым. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, осваивает правила человеческой речи, узнает новые слова и словосочетания.
Я считаю, что речь детей очень зависит от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются. Ведь подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых. А ведь культура речи ребенка, по словам Л. Д. Успенского, «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения».
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушиваясь, как говорят мои воспитанники, я замечаю в их интонациях, словоупотреблении речевые особенности близких им людей. Дети передают жесты, мимику, используют характерные и часто употребляемые близкими людьми обороты речи.
Одним из условий развития правильной речи, по моему мнению, выступает правильная образная речь взрослых, как родителей, так и воспитателей. Наша речь должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, часто употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Поэтому я стараюсь донести до сознания родителей мысль, что чем богаче их лексический запас, тем точнее и выразительнее их речь.
Я всегда советую родителям учить своих детей на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Ведь все это обогащает образную речь детей, приобщает их к национальной культуре.
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
(П. А. Вяземский)

К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. А ведь художественная литература – это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.
Как жаль, что ушла в прошлое хорошая традиция старых русских интеллигентных семей – коллективное чтение вслух. Ведь именно общие переживания прочитанного объединяли семью, рождали общие интересы, воспитывали любовь к литературе.
Разговаривая с взрослым, дети не прикладывают особых усилий, чтобы их поняли, поддержали или ответили им. Взрослые и так все понимают. А сверстник не будет пытаться угадывать желания и настроения своего товарища, присматриваться, прислушиваться, вспоминать.

Ребята, вы не слышите какие – то странные звуки?

Что повесили носы,

Загрустили, малыши?

Я пропеллер заведу,

Прямо с крыши к вам приду.

Плюшки где, варенье, торт?

Карлсон живо всё сметёт.

А потом шалить, за мной!

Я ужасно заводной!

Ребята, к нам заглянул на занятие Карлсон, который живет на крыше.

Карлсон, спрашивает, что вы видите у него в руках?

Правильно, зеркало. А как вы думаете, зачем оно здесь?

Чтобы видеть, как мы выглядим: для того, чтобы поправить рубашку, штанишки, юбочку, расчесать волосы.

Хорошо, а еще зачем?

Я вам подскажу.

Ребята подойдите, пожалуйста, к зеркалу.

Что вы видите в нем, прежде чем заметите юбочки, рубашки, штанишки расскажите нам?

Правильно, каждый сам себя.

Значит, мы с вами будем говорить о себе?

Молодцы ребята, вы правильно догадались. Сегодня мы будем говорить каждый о себе.

Ребята, а вы нравитесь себе?

Скажите, мы похожи?

Да, у нас у всех есть голова, руки, туловище, ноги.

А чем мы отличаемся?

Теперь посмотрите, какое выражение лица у каждого из вас?

А видите ли вы свое имя?

У человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя не видно, но все друг к другу обращаются по именам, значит, это тоже наша часть, хотя и невидимая.

Имя ребенку дают родители при рождении.

А вы взрослые или дети?

Как вы догадались, что вы дети?

Правильно, вам еще нужна забота взрослых.

Ребята, а дети могут заботиться о взрослых?

Конечно же, только по-другому: жалеть их, слушаться, не расстраивать, помогать.

Ребята кто хочет рассказать о себе?

Назовите имя и фамилию.

Сколько тебе лет?

Как называют тебя домашние, друзья?

Каким вы хотите быть человеком?

Что вы чувствуете, когда говорите я сильный, я добрый, я смелый?

Молодцы, а теперь вставайте в круг мы немного поиграем.

Ох, как плачет малыш –

Что медведь рычит….

А смеётся малыш –

Что ручей журчит….

А уж слёзы текут-

Будто дождик льёт…

Улыбнется малыш-

Будто солнце взойдет…

Вот какой наш малыш-

Ребенок мой….

Игровая ситуация «Это мой портрет».

Ребята, Карлсон хочет с вами поиграть, попробуйте описать свой портрет словами, например, так как расскажет о себе Карлсон. Слушайте рассказ Карлсона внимательно, а потом вы попробуйте рассказать о себе.

Меня зовут Карлсон, который живет на крыше. Я - маленький, толстенький человек среднего возраста, который живёт на крыше многоквартирного дома в Стокгольме. У меня за спиной пропеллер, и я умею летать. Я весёлый, находчивый, люблю проказы. Ворую плюшки у фрекен Бок, наряжаюсь приведением и совершаю разные пакости. Обожаю сладкое, да и вообще поесть. Я красавец, в меру упитанный, в самом расцвете сил. Иногда я капризный, даже вредный. У меня есть друг мальчик по имени Малыш. Но в целом мы с Малышом нашли друг друга, нам хорошо и весело вместе, мы скучаем, когда долго не видимся, вдали друг от друга мы одиноки.

Ребята, а теперь вы попробуйте рассказать о себе,

Молодцы ребята, вы очень хорошо смогли рассказать о себе. Карлсону понравились ваши рассказы, но ему пора возвращаться на крышу.