Мозг мужчин и женщин отличается ориентацией нейронных связей. Нейросексизм: Отличается ли женский мозг от мужского

Своими руками

Сержа Гингера об отличиях и сходстве мозга мужчины и мозга женщины. Плюс юморная картинка про мозги обоих полов.

Серж Гингер про мозг

Серж Гингер — представитель и основоположник русской школы гештальта, автор книг по теории и практике гешталь терапии.

В 1981 году в Манифесте социальной психотерапии он описывает «пять основных экзистенциальных измерений», которые приводят в движение человека: физическое, эмоциональное или аффективное, рациональное или когнитивное, социальное и, наконец, духовное. Это описание получило свое название - пентаграмма Гингера.

Сегодня Вашему вниманию я представляю его малоизвестную в широких кругах статью, вернее текст его лекции о мозге мужчины и мозге женщины.

Отнеситесь к картинке с юмором — не хочу задеть ничьи чувства.

Мозг Мужчины и Мозг Женщины. Серж Гингер:

Уверен, Вам будут интересны эти научные факты о различиях мозга мужчины и женщины.

Сегодня вам повезло - у вас будет две лекции. И так как у меня мало времени, я прочту эти две лекции… одновременно!

Одна для женщин, другая - для мужчин!

Фактически, я уже начал: прямо сейчас, женщины и мужчины слышат разные сообщения!

Слушание обоими полушариями

Например - в общем, конечно (со многими индивидуальными вариациями), - женщины воспринимают мой голос в два раза громче (точнее, в 2,3 раза громче), чем мужчины. Так, они воспринимают мой голос как «крик» (и они думают, что я сержусь), тогда как у мужчин есть чувство, что я говорю конфиденциально, с некоторым сочувствием…

Женщины слушают меня обоими своими полушариями (левым мозгом и правым мозгом), тогда как мужчины слушают меня большей частью своим левым мозгом - вербальным, логическим и, следовательно, с критикой! Женщины имеют больше связей между двумя полушариями через мозолистое тело (corpus callosum), и моя речь у них окрашивается эмоциями, субъективно воспринимается через их желания и страхи, через их этические или общественные ценности (такие как феминизм). Они слушают, что я говорю, но большей частью - внимательнее к тому, как я это делаю, чувствительные к тону моего голоса, к ритму моего дыхания, моим предполагаемым чувствам.

Конечно, это преобладание аудиции и субъективного слушания - только детали, но основной интерес в том, что мы можем наблюдать это здесь и сейчас.

Два разных вида

Если говорить откровенно, мы принадлежим к двум разным «видам». В наше время, мы как раз завершаем расшифровку человеческого генома и, как Вы, возможно, знаете, доказано, что люди и обезьяны имеют примерно одинаковый (на 98,4%) состав генов: и при этом различие между мужчинами и самцами обезьян составляет 1,6%… В то время как различие между мужчинами и женщинами - 5%!

Итак, человеческий самец физиологически ближе к самцу обезьяны, чем к женщине! И, как Вы уже догадались, женщина ближе к самке обезьяны!

Конечно, это некоторая провокация и количественная небрежность вычислений имеет качественный аспект: например, гены, которые содействуют развитию языка, искусства, философии, и т.п.; но они подчёркивают большой разрыв между полами - в пределах всех видов животных, включая человеческий вид.

Правый мозг - мужской

Исследователи всех стран теперь с этим согласны:

  • левый мозг - более развит у женщин;
  • правый мозг (так называемый «эмоциональный мозг») - более развит у мужчин - вопреки распространённому мнению широкой публики (и, иногда, даже психотерапевтов). Это происходит под влиянием половых гормонов и нейротрансмиттеров (тестостерон, и т.п.).

Так, женщина более вовлечена в вербальное взаимодействие и коммуникацию, тогда как мужчина - более подготовлен для действия и конкуренции.

  • Уже в детском саду, в течение 50 минут урока, маленькие девочки говорят в течение 15 минут, а мальчики только 4 минуты (в четыре раза меньше).
  • Мальчики шумят и дерутся в 10 раз чаще, чем девочки: в среднем, 5 минут против 30 секунд.
  • Когда им по 9 лет, девочки на 18 месяцев впереди во всём, что касается вербального развития.
  • Когда они взрослые, женщины отвечают в среднем 20 минут на каждый телефонный звонок, тогда как мужчины говорят только 6 минут, и исключительно чтобы дать неотложную информацию.
  • Женщине нужно делиться своими идеями, чувствами, мыслями, тогда как мужчина стремится контролировать свои эмоции и пытается найти решение. Он прерывает свою жену, чтобы предложить решение… и жена не чувствует себя услышанной! Фактически, мужчины - более эмоциональны, чем женщины, но они не выражают свои чувства, и этим нельзя пренебрегать в супружеской жизни и во время психотерапии.

Ориентация

  • Женщина взаимодействует со Временем (левый мозг).
  • Мужчина взаимодействует с Пространством (правый мозг): преимущество мужчин в тестах трёхмерного пространственного вращения - огромно с детства (Kimura, 2000).
  • Женщина оперирует конкретными маркерами: преимущество женщин в запоминании или назывании конкретных объектов огромно.
  • Мужчина оперирует абстрактными понятиями: он может импровизированно «срезать» путь, чтобы добраться до своего автомобиля или отеля.

Органы чувств

Говоря глобально, женщины более чутки, т.е. у них сильнее развиты органы чувств.

  • Её слух более развит: отсюда понятна важность приятных слов, тона речи, музыки.
  • Её тактильное чувство более развито: у неё в 10 раз больше рецепторов кожи, чувствительных к контакту; окситоцин и пролактин (гормоны «привязанности и объятий») увеличивают её потребность в прикосновениях.
  • Её обоняние более точно: в 100 раз чувствительнее в определённые периоды её менструального цикла.
  • Её вомероназальный орган (Vomero Nasal Organ (VNO)), реальное «6-е чувство» (химический орган отношений между людьми), кажется более развитым и ярче воспринимает феромоны, которые отражают различные эмоции: сексуальное желание, гнев, страх, печаль… Возможно, это и называется «интуиция»?
  • Насчёт зрения - оно более развито у мужчин, и эротизированно: отсюда их живой интерес и внимание к одежде, косметике, драгоценностям, наготе, порнографическим журналам… Хотя, женщины имеют лучшую визуальную память (на узнавание лиц, форму объектов).

Откуда такие различия? Теория Эволюции

Исследователи объясняют фундаментальные биологические и социальные различия между мужчинами и женщинами естественным отбором в течение более одного миллиона лет эволюции человеческого вида. Такая адаптивная эволюция , по их предположениям, сформировала наш мозг и органы чувств через комбинированное действие гормонов и нейротрансмиттеров.

  • Мужчины приспособились к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и войне между племенами). Обычно они должны были молча преследовать добычу (животное), иногда в течение нескольких дней, и затем снова найти свою пещеру (значение ориентации). Им приходилось очень мало вербально взаимодействовать (подсчитано, что доисторический человек встречал не более 150 людей в течение всей своей жизни).
  • Тогда же мозг женщины приспособился к выращиванию и обучению детей, что подразумевает вербальное взаимодействие в ограниченном пространстве пещеры.

Так на биологическом уровне мужчины были запрограммированы на конкуренцию, а женщины - на сотрудничество.

Таким образом, каждый может увидеть, что биологически, психотерапия является… женским делом!

Эти предрасположённости кажутся связанными с биологией (гормоны и нейротрансмиттеры). Они создаются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и, кажется, мало изменяются под влиянием образования и культуры.

Природа и обучение

Сегодня неврологи и генетики считают, что наша личность детерминирована .

  • Приблизительно на 1/3 - наследственностью : хромосомы из ядер наших клеток (и митохондриальная ДНК наследственность, на 100% передаваемая матерью).
  • Приблизительно на 1/3 - внутриутробной жизнью : в течение первых недель после зачатия каждый эмбрион (плод) - женского пола (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Badinter, 1992; Magre & Ал.; 2001), а маскулинизация происходит позднее: это медленное и тяжёлое гормонально и общественно-детерминированное завоевание. Итак, девочка не является мальчиком, потерявшим свой пенис (гипотеза Фрейда), но мальчик является девочкой, которая завоёвывала пенис! Так называемая зависть к пенису или потребность в нём - гипотеза, которая никогда не подтверждалась. Среди транссексуальных людей, можно найти в пять раз больше мужчин, желающих стать женщиной, чем женщин, желающих стать мужчиной. Во время войны родилось в два раза больше мужчин-гомосексуалистов, вероятно, из-за стресса у матерей, нарушающего гормональный баланс (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Le Vay, 1993). Эти две части - наследственная и врождённая, кажутся важными: например, если мужчина из двойни гомосексуален, его однояйцовый близнец также гомосексуален в 50–65% случаев; в случае разнояйцовой двойни - в 25–30%, что в два раза меньше, но всё равно в 5 раз больше, чем в общей популяции! Гомосексуальность во многих случаях может быть определена в возрасте 1–2 года. (Le Vay, 1993)…
  • Приблизительно на 1/3 - качествами, приобретёнными после рождения : влияние культуральной среды, образования, обучения и тренировки, случайных обстоятельств или психотерапии!

В целом, корреляция между индивидами оценивается в:

  • 50% - между однояйцовыми близнецами (наследственность),
  • 25% - между разнояйцовыми близнецами (гормональное «пропитывание» в течение внутриматочной жизни),
  • 10% - между братьями и сёстрами (образование),
  • 0% - между незнакомыми людьми.

Эти три фактора (наследственность, приобретения в матке, приобретения в течение жизни) прослеживаются - в разных пропорциях - во многих областях способностей: интеллект, музыка, виды спорта и, даже, оптимизм.

В зависимости от суммы пессимистичных или оптимистических генов, которые Вы унаследовали, Вы можете сформулировать эти исследования различным образом:

  • «наша личность предопределена - с нашего рождения - приблизительно на 2/3»;
  • «наша личность создана - с нашего зачатия - приблизительно на 2/3».

Гормоны

Когда мы кладём на землю мяч, мальчики ударяют его; а девочки берут мяч и прижимают его к сердцу. Это не зависит от их образования и культуры, а имеет непосредственное отношение к их гормонам.

Тестостерон - гормон желания, сексуальности и агрессии. Он мог бы быть назван «гормон завоевания» (военного или сексуального). Он развивает:

  • силу мышц (40% мышц у мужчин, 23% у женщин);
  • скорость (реакции) и нетерпение (92% водителей, которые сигналят на светофорах - мужчины);
  • агрессию, конкуренцию, доминирование (доминирующий самец поддерживает качество вида);
  • выносливость, упорство;
  • заживление ран;
  • бороду и облысение;
  • зрение (далеко, как «телеобъектив»);
  • правую сторону тела и отпечатки пальцев (Kimura, 1999);
  • точность метания;
  • ориентацию;
  • привлекательность для молодой самки (способен дать потомство).

Влияние эстрогенов :

  • ловкость, отдельные движения пальцев (Kimura, 1999);
  • левая сторона тела (и отпечатки пальцев);
  • в среднем, 15% жира у мужчины и 25% у женщин (чтобы защитить и питать младенца);
  • слух: женщины воспринимают больший диапазон звуков, они поют мелодии в 6 раз более часто, у них есть острое узнавание звуков и музыки (чтобы узнать своего ребёнка).

Исследования в неврологии подтверждают много традиционных знаний. Это помогает в повседневной работе в психотерапии и консультировании (с индивидуумами или парами).

И теперь, чтобы завершить эту краткую лекцию, некоторые конкретные примеры ежедневного влияния неврологии на психотерапевтическою практику.

Они помогают психотерапевту:

  • слушать женщину терпеливо, пока она не закончит, не пытаясь «решить» её проблему (что было бы мужской реакцией, ориентированной на действие: вместо её «матери», психотерапевт становится её «отцом»);
  • побуждать мужчин говорить больше, выражать и делиться своими чувствами;
  • подчёркивать значение зрения для мужчин и слушания для женщин, особенно в эротической прелюдии (музыка, приятный голос);
  • стимулировать больных людей: нахождение пациентов возле окна (открытого во внешний мир) помогает заживлению; стимулируйте пожилых: пассивное бездействие ускоряет старение;
  • во время психотерапии находить внутренние связи между сексуальностью и агрессией (обе регулируются гипоталамусом и тестостероном);
  • быть очень осмотрительными с «воспоминаниями» ранних сексуальных нарушений: воспоминания о сцене, реальной или только виденной в воображении, находятся в одних и тех же областях мозга и создают те же нейрохимические реакции (40% «воспоминаний» - ложные воспоминания, восстановленные из сознательных или бессознательных страхов или желаний;
  • мобилизовать фронтальные доли, центр ответственности и автономности (быть в состоянии сказать «нет»); следовательно, богатство парадоксальной и провокативной терапии.

Некоторые общие замечания

  • Сексуальная активность ускоряет заживление ран (тестостерон).

  • Телесно-ориентированная терапия помогает мобилизовать нервные тракты: движение > правый мозг > лимбический мозг > эмоции > глубокая энграммация (кодирование) опыта.

  • Определённое количество эмоций помогает запоминанию: вербализация после помогает восстановлению в будущем.

  • Долгосрочное запоминание происходит в основном во время сна (парадоксальная фаза сна); следовательно, в случае психической травмы (авария, смерть близкого человека, изнасилование, террористический акт, землетрясение), полезна психотерапевтическая сессия перед первым эпизодом сновидений («Неотложная Гештальт-терапия», Ginger, 1987).

  • Женщины совершают попытки самоубийства в десять раз чаще (они выражают свои чувства); мужчины успешнее в самоубийстве.

  • Женщины говорят не задумываясь, мужчины действуют не задумываясь.

  • Женщины, которые несчастливы в личных отношениях, имеют проблемы на работе.

  • Мужчины, которые не счастливы в работе, имеют проблемы в личных отношениях.

  • Женщинам нужна интимность, чтобы ценить сексуальность; мужчинам нужна сексуальность, чтобы ценить интимность.

  • Наконец, и это фундаментально - следить за результатами исследований в генетике и неврологии, и постоянно (еженедельно) обновлять свои знания.

  • Вероятно, существует большая разница - или женщиной! (Krause-Girth, 2001).

  • Наше восприятие мира очень разное, но приятно комплементарное!

Поделитесь статьей Сержа Гингера в социальных сетях!

Секрет долголетия от аптекарей китайских императоров, рецепт молодости, которому 3000 лет. Ганодерма, гриб линчжи, ягоды годжи - ингредиенты рецепта […]
  • Сегодня представлю второй из 8 паттернов ограничивающего мышления – поляризованное (черно-белое) мышление. Опишу в чем проявляется черно-белое […]
  • Конкурс комментаторов на блоге психолога счастья. Подводим итоги топа комментаторов февраля и в первый день весны зачинаем новый конкурс […]
  • Текст: Анастасия Травкина
    Иллюстрации: Даша Чертанова

    Неравенство женщин и мужчин часто пытаются объяснить биологией: разные права и возможности якобы связаны с различиями в организме. Особенно часто говорят о «мужском» и «женском» мозге - а приставка «нейро-» стала новым витком в дебатах о врождённых различиях. Казалось бы, современные методики исследований должны дать однозначный ответ на вопрос, действительно ли мужчины и женщины по-разному думают, обучаются, решают задачи и выбирают, что для них важно в жизни. Разбираемся, так ли это на самом деле и как данные нейронауки используют для того, чтобы подпитывать стереотипы.

    С чего всё началось

    Сегодня попытки американских рабовладельцев или нацистских учёных доказать «неполноценность» целой группы людей с помощью измерений нам кажутся дикими - но искать биологические аргументы для того, чтобы показать, чем женщины хуже мужчин, некоторые до сих пор считают логичным. Представление, что женское мышление менее развито, чем мужское, долгие годы было «фоном» исследований.

    Учёные, исследовавшие мозг в XIX веке, не могли «заглянуть» внутрь - им приходилось останавливаться на внешних измерениях. Они взвешивали мозг, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Первое же открытие Викторианской эпохи - мозг женщин меньше мозга мужчин - стали использовать как доказательство «неполноценности» женщин; затем начали говорить о небольшом размере лица и соотношении высоты и ширины черепа. Ни одно из предположений впоследствии не оправдалось: оказалось, что интеллект от размера ни мозга, ни черепа.

    Двести лет назад многие считали, что женщины не способны к науке, не предназначены для политики и живут чувствами, главные их таланты - мягкость, кротость, подчинение и материнство, в то время как мужчины стремятся к открытиям, власти и управлению. Как философ Нил Леви, «в среднем женский интеллект лучше всего справляется с задачами, направленными на создание комфорта для других людей».

    Образование считалось опасным для женского здоровья. Профессор Гарвардской школы медицины Эдвард Кларк утверждал , что из-за мыслительной деятельности у женщин могут атрофироваться яичники; якобы она ведёт к маскулинизации, бесплодию, безумию и даже смерти. Кстати, опровергла идею Кларка женщина - медик Мэри Джакоби.

    Тестостерон и эмбрионы

    В 2005 году на конференции по продвижению социокультурного и гендерного разнообразия в науке и инженерии ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс предположил , что женщины от природы менее способны к точным наукам. Надо ли говорить, что то, что женщины-учёные были возмущены этим высказыванием, попытались объяснить их «чувствительностью»?

    Чтобы оправдать такое заявление, взволнованные скандальной речью СМИ вспомнили о теории пренатального тестостерона . Согласно ей, выброс тестостерона у мужского эмбриона на восьмой неделе развития меняет структуру его мозга: увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Этот поход андрогенов на зародыш якобы и создаёт «настоящего» мужчину, который приспособлен для науки.

    Но в этой смелой теории есть проблемы. Во-первых, влияние «мужских» гормонов на мозг исследовали на грызунах, чей мозг серьёзно отличается по сложности организации от человеческого. Кроме того, даже учёные, которые рассматривают, как тестостерон влияет на крысиные зародыши, не могут в точности ответить, как именно он меняет поведение крысят после рождения. Во-вторых, пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребёнка. Мы можем предположить его уровень по косвенным показателям: измерив его уровень в крови у матери или в околоплодных водах или соотнеся длину безымянного и указательного пальцев (считается, что на это влияет тестостерон в утробе). Это значит, что пока исследователи не знают наверняка, насколько их измерения вообще связаны с гормонами плода, которые могут повлиять на мозг.

    Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди
    с тестостероном или без него должны занимать в обществе

    В-третьих, единственный способ проверить, как тестостерон влияет на поведение детей, и при этом исключить влияние гендерных стереотипов в окружении - проводить исследования на младенцах возрастом до нескольких дней. Сами по себе такие тесты очень сложно организовать. Провели , например, такой эксперимент: мальчикам и девочкам давали посмотреть на лицо учёного, проводившего опыт, и машинку. Выяснилось, что мальчики дольше девочек смотрели на машинку (51 % против 41 %), а девочки - на лицо (49 % против 46 %). При этом эксперимент был проведён не совсем корректно: экспериментаторы заранее знали пол детей, не убедились, что все младенцы лежат в одинаковом фиксированном положении и что от каждого из них до объекта одинаковое расстояние. Тем не менее экспериментаторы заявили, что девочки рождаются с врождённым интересом к лицам, а мальчики - к движущимся объектам.

    Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди с тестостероном или без него должны занимать в обществе.

    «Творческое»
    и «рациональное» полушария

    Вы наверняка слышали миф , что за некоторые способности мозга отвечает только одно из его полушарий: например, за креативность и интуицию - правое, а за логику и системность - левое. На самом деле асимметрия мозга касается только низкоуровневых «технических» процессов, в том числе управления органами чувств (например, информацию левого угла обзора глаза обрабатывает правое полушарие, и так далее). Нельзя говорить и что мужчины для речи больше пользуются левым полушарием мозга (и потому могут выражать свои мысли ясно), а женщины - правым (и поэтому говорят о чувствах). Если бы это было так, то у мужчин проблемы с речью возникали бы исключительно при повреждении левого, а у женщин - правого полушария, но этого не происходит. Оказалось, что расположение «речевых» и «пространственных» зон полушарий варьируется по многим причинам, в том числе не связанным с полом.

    Что учёные действительно нашли, так это различия в соединениях в мозгу мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин - межполушарных. Правда, доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось. Было замечено, что способ связи в полушариях зависит от размера мозга: чем он больше, тем больше у него внутриполушарных связей, вне зависимости от пола хозяина. При этом размер мозга пропорционален телу, поэтому люди с меньшим телом обладают меньшим мозгом и большим количеством межполушарных связей.

    Делать из этих особенностей вывод, что мужчины лучше приспособлены для математики и пространственных задач, а женщины - для речевых задач и интуиции, нельзя. Что интересно, исследователи математически одарённых подростков утверждают, что как раз большая связь между полушариями (по иронии чаще наблюдающаяся у женщин) даёт способности к математике.


    Пространственные
    и речевые способности

    Часто те, кто стремится доказать различие между мужчинами и женщинами, ориентируются на то, что кажется им очевидным из жизненного опыта: женщины совершают меньше открытий, меньше представлены в науке, больше слушают других и чаще возятся с детьми. Примерно так в XVIII веке доказывали несостоятельность женского интеллекта: женщины не проявляли талантов в науках, которыми им попросту было запрещено заниматься.

    Для того чтобы доказать эти «закономерности» сегодня, часто используют пространственные тесты на вращение трёхмерных фигур: считается, что у мужчин это получается лучше. Это мнение хорошо исследовали социальные психологи. Оказалось, если перед тестом испытуемым рассказать, что он определит их способности к инженерии и авиастроению (или что мужчины с ним лучше справляются), то женщины показывают более низкие результаты. Если же сказать, что тестируются навыки к вязанию крючком и другому рукоделию (или сказать, что тесты лучше проходят женщины), то женщины справляются лучше.

    Этот эффект называется «угрозой стереотипа ». И мужчины, и женщины подвержены «интуитивно понятным» представлениям, от которых не так-то легко отмахнуться, особенно если их высказывают авторитеты: учёные и лидеры мнений. Интересно, что на прохождение тестов, проявление лидерских качеств и амбиций может влиять и другая информация: например, биографии женщин-лидеров, научные статьи о женских способностях к математике и пространственному мышлению значительно увеличивают результаты девушек.

    Игрушки, дети и приматы

    Несколько лет назад всех потрясли наблюдения антропологов за племенем диких шимпанзе: учёные обнаружили, что юные самки нянчились с головешками, как с куклой. Это исследование использовали как аргумент в пользу того, что главная роль женщины - материнство. Но человеческая женщина всё-таки не совсем самка шимпанзе. Чтобы доказать (или опровергнуть) склонность детёнышей высших приматов и человека к стереотипным занятиям с малых лет, нужно провести масштабные эксперименты и с теми, и с другими.

    Результаты таких экспериментов на обезьянах оказались противоречивыми. Шимпанзе предложили «мальчишеские» машину и мяч, «девчачьи» куклу и кастрюльку и «нейтральные» книжку с картинками и плюшевую собаку. Самцы играли со всеми игрушками одинаково, а самки больше времени тратили на игрушки «для девочек». Правда, здесь кроется серьёзная проблема: человеческие вещи имеют другое значение для животных. Когда те же игрушки разбили на другие категории - одушевлённые и неодушевлённые, - разница между предпочтениями самок и самцов исчезла.

    Часто данные исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры

    В экспериментах на детях однозначных выводов тоже не получается . «Мальчишескими» игрушками считаются поезда, автомобили и инструменты, «девчачьими» - посуда, детская бутылочка или колыбелька. В среднем удаётся показать, что мальчики больше времени играют с автомобилями, а девочки - с бутылочками. С гендерно нейтральными игрушками, такими как мозаики, пирамидки, мягкие игрушки, и те и другие проводят одинаковое количество времени. Другие исследователи считают, что мягкие игрушки не гендерно нейтральные, а предназначены для девочек, и доказывают, что девочки проводят с ними больше времени.

    Точно так же, как и с обезьянами, эксперименты с детьми могут стать «самоисполняющимся пророчеством », а после них остаётся много вопросов. Что именно привлекает малышей в игрушках: цвет, температура и текстура, звуки, прочность, запах? С чем охотнее будет играть мальчик - с пожарной машиной без колёс или с Барби на розовой машинке? Какие именно свойства игрушек привлекательны для самок и самцов приматов и можно ли, зная их, сконструировать такие игрушки, которые были бы интересны только одному полу?

    Так есть ли разница

    Нейронауки - группа новых наук, находящихся на раннем этапе развития. Наша техника пока несовершенна, информации о мозге ещё крайне мало - а много открытий о человеке ещё впереди. Существуют рекомендации для нейроисследований, они предлагают учитывать не только пол испытуемых, но и их возраст, происхождение, социальный статус и так далее. Это требование учитывает - способность мозга меняться под влиянием опыта на протяжении жизни . Если мы получаем данные о различиях в работе мозга у разных людей, мы должны понимать, появились они с рождения или под воздействием опыта. Стереотипы подкрепляет и то, какая информация доходит до широкой аудитории: часто данные многих исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу между женщинами и мужчинами, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры.

    В мозге нет зон, отвечающих за талант к математике, писательству, эмпатии или кулинарные способности: это «мозаика », задействующая множество областей, которая может решить одну и ту же задачу разными способами. «Интуитивно понятные» выводы могут оказаться стереотипом, эксперименты должны корректно воспроизводиться в разных лабораториях и давать один и тот же результат.

    Конечно, нельзя говорить, что биологических отличий между полами совсем не существует. Исследования могут, например, помочь разобраться с такими особенностями, как аутизм, который чаще диагностируют у мальчиков. Разницу необходимо учитывать и в самих экспериментах. Даже для клеточных исследований теперь предлагают использовать клетки, взятые и у мужчин, и у женщин, так как определяющие пол хромосомы кодируют до 5 % нашего генома и сказываются на реакциях клетки.

    При этом «разница» совсем не означает «противоположность», учёные предлагают говорить об «эффекте пола »: человечество - единый вид со множеством вариаций устройства мозга. «Мужской» и «женский» мозг - миф , а существующие различия не повод считать, что одни мозги «лучше» других.

    1) Есть мужчины с женским мышлением и есть женщины с мужским мышлением . Все зависит от жизненного опыта, поэтому чесать всех под одну гребенку не стоит.

    Рассмотрим сразу картинку (верхний мозг - мужчины, нижний - особей женского пола):

    На рисунке мы видим основные различия работы мозга противоположных полов.

    Серое вещество (тела нейронов - в виде увеличенных точек, как бы компьютерные центры) - между ними бело вещество (как бы кабели между компьютерными центрами обработки информации - аксоны нейронов ), по которым циркулируют электрические сигналы в мозге.

    • левое полушарие - отвечает за логику, аналитическое, абстрактное, вербальное мышление.
    • правое полушарие - отвечает за образное мышление, пространственное, ассоциативное, невербальное, интуиция тоже тут.

    2) Сочетание логики и интуиции . (левого и правого полушария)

    Мужчины это делают по отдельности - то есть они не могут одновременно сочетать интуицию и логику (видно на верхней части рисунка). Информация практически изолированно циркулирует в одном полушарии.

    Женщинский мозг же - владеет этим сочетанием - как мы видим на нижней части картинки - они это делают умело (и туда и сюда бегают электрические сигналы - из одного полушария в другое - как ловко). У этой приспособленности - есть и плюсы и минусы.

    Отсюда следующих вывод:

    Девушки и женщины думают и чувствуют одновременно, мужчины и парни думают и чувствуют по-отдельности.

    Поэтому влюбившись парень теряет способность критически мыслить, девушки же - сохраняют ее - частично!

    Это позволяет девушкам - быть мультизадачными - то есть несколько функций одновременно, так как они задействуют 2 полушария одновременно. Но это не всегда плюс, так как задействуя оба полушария мозг не способен развиться глубоко в чем-то одном. Иначе же у мужчин и это является их преимуществом каждый день - благодаря тому, что часто задействуется только определенная часть мозга - парни легко достигают более глубоких и мощных побед в какой-то определенной сфере. Достигнешь глубины в определенной сфере жизни - и она будет кормить тебя всю жизнь, и уважать тебя будут за нее. Например, мужчина-политик работая только в одной сфере, он достигает определенных высот, за что потом получает свои лавры. Поэтому парню сразу стоит вставать на правильный путь и биться в одном правильном направлении и успех подтянется. Если выбрать неправильный путь - провал неминуем и очень жесток (например - бомжи и др. - ну вы поняли, они расслабились однажды, расклеились, дали слабину - этого делать не стоит). Поэтому у девушки могут часто замечать у парней - мастерство в одном и полная бездарность в другом - что они, конечно же, должны прощать или развивать своего партнера в этом, как это обычно происходит в нормальных парах.

    Понимание слабостей своего мышления позволяет преодолеть эти слабости.

    Вопрос для размышления : может ли парень более мультизадачный чем девушка, больше нравится женскому полу? У нее "нейроны бегают по-другому" и "быстрей чем мои" - возникнет ли отсюда чувство желания обладания или какое другое?

    Поэтому чуть выпив алкоголя, мозг мужчины и женщины начинает притормаживать и в какой-то момент границы размываются, легко находятся общие темы и знакомство протекает более легко. Но на самом деле, это более регрессивный путь, так как алкоголь, как известно убивает нейроны...поэтому станешь только глупее со временем и прогресса не будет. То ли дело способ, которым пользовался Казанова , хитрец еще тогда догадался как правильно обойти этот момент)

    3) Расставление приритетов . Мужчины часто этим занимаются и выставляют приоритеты 10% - для этой задачи, 70% - для более значимой, чтобы не упустить что-то важное. Девчонки - могут любой задаче назначит - 1 (единицу) - или 1 бал за выполнение любой задачи. Когда жонглируешь 10-ю шарами, какая разница - где какой. Поэтому мужчины часто жалуются на то, что женщины очень просто или поверхностно относятся к серьезным делам и, наоборот, серьезно - пустякам.

    4) Женское мышление более ассоциативно . Как видно на рисунке выше, у них в мозге больше связей, больше ассоциаций...это она с ассоциировала с этим (из левого полушария --> бегов в право и так постоянно). Ассоциативное мышление - быстрее логического. Этим обосновывается лучшая память и им же обосновываются лучшие социальные навыки.

    5) Разный подход к стрессовым ситуациям . Мужчине - надо "уйти в себя", "отвлечься" и "развеяться", чтобы очистить оперативную память(временную), закрыть коробочку и перейти к следующей задаче. Девушкам же надо - выговориться, чтобы найти ассоциативное решение проблемы. Поэтому они так страдают без подруги или хотят перехать поближе к ним. Отсюда и вечные семейные проблемы - один хочет забыть все и перейти к другой задаче, как бы "перевернув страницу книги", женщина же хочет - все обговорить.

    6) Пространственная ориентация - и кординация лучше развита у мужчин (на картинке выше - больше связей в задней части мозга).

    7) Языковые возможности - иначе способность говорить и все проговаривать у девушек развита лучше, это заметно обычно уже с детства(на картинке выше - больше связей в передней части мозга). Болтливость из этой истории.

    Почему женщины менее восприимчивы к болевым ощущениям? Могут ли мужчины работать в режиме многозадачности? Действительно ли женщины больше склоны впадать в депрессии? На самом ли деле мужчины никогда не слушают врачей? Трудно сказать однозначно, насколько все перечисленное соответствует действительности. Можно только сказать наверняка, что мозг мужчины и мозг женщины не всегда работают одинаково. Отсюда и появляются подобные мифы. Попробуем разобраться, как работает мужской и женский мозг.

    Все просто: я долго наблюдал за своими детьми. Им сейчас по 8 лет. Они близнецы: мальчик и девочка. Один возраст, одинаковые условия воспитания, однако разница в восприятии заметна. Когда дети случайно потерялись в толпе, именно сын быстрее сориентировался в том, где они находятся. Зато дочь быстрее наладила контакт с другими взрослыми, что помогло их быстрее найти. Таких примеров я могу привести массу. Изучая своих детей, я начал активней углубляться в данную тему. Опишу подробней, что я узнал о разнице в работе мужского и женского мозга.

    Основные различия мужского и женского мозга

    Разберу мозг мужчины и женщины различия на примере следующих пунктов:

    • строение;
    • вербальные навыки;
    • восприятие;
    • память и эмоции;
    • работа в команде;
    • сексуальное поведение.

    Строение

    Начнем с того, у кого больше мозг у женщин или мужчин? Если сравнивать по объему, то мужской мозг больше женского на 100 грамм. Несмотря на это различие, в женском мозгу нервные клетки расположены плотнее по отношению друг к другу, что способствует более активной передаче информации. В мужском мозге можно заметить преобладание внутриполушарных связей, а в женском — межполушарных. Ученые предполагают, что именно эта разница является причиной в различии социальных и пространственных навыков.

    В мужском мозгу сильнее связь между восприятием реальности и координацией действий. Поэтому у мужчин больше развиты пространственные навыки. В мозгу прекрасной половины человечества сильнее связь между интуитивным и аналитическим методом обработки данных. Именно поэтому, у прекрасной половины человечества сильнее социальные навыки и лучше дается режим многозадачности.

    Вербальные навыки

    При внутриутробном развитии плода у мужчин немного замедляется развитие левого полушария, при этом происходит ускоренное развитие правого полушария. Это обусловлено воздействием мужского полового гормона тестостерона. Именно этим и объясняется факт, что вербальные навыки у женщин лучше (за их развитие отвечает левое полушарие), а у мужчин лучше развиты зрительно пространственные навыки.

    При обработке вербальных данных в женском мозгу работает одновременно два полушария. Мужчины для этого задействуют только одно.

    У женщин правое и левое полушарие соединены утолщенными кабелями из нервов. В мужском мозгу они тоньше. Эта одна из причин, почему после инсульта у женщин речь восстанавливается гораздо быстрее, и почему у мальчиков проблемы с речью и чтением в раннем возрасте встречаются гораздо чаще.

    Восприятие

    У женщин лучше развиты такие органы чувств как:

    • слух;
    • обоняние;
    • восприятие вкуса.

    Мужчинам проще распознавать мелкие детали объектов в движении. Возможно, именно поэтому в древности они стали хорошими охотниками. Мужчины и женщины совершенно по-разному воспринимают цвета. Оранжевый для мужчин выглядит более красным, чем для женщин. Кроме этого, мужчинам труднее улавливать оттенки зеленного, желтого или синего.


    Память и эмоции

    Память и эмоции напрямую зависят от того, как работают полушария мозга у женщин и мужчин. В состоянии стресса у мужчин ярко выражена миндалина правого полушария, а левое, в это время, находится в состоянии покоя. У женщин все противоположно. У них при стрессе активизируется левая миндалина. По этой причине, мужчины лучше запоминают суть произошедшего, а женщины подмечают все эмоциональные детали.

    Мужской мозг лучше распознает мужские эмоции. Это удалось выяснить после проведения эксперимента. Мужчины точней распознавали эмоции людей, изображенных на фотографиях в случаях, когда те также были мужчинами. Женщины лучше и быстрее воспроизводят пережитые эмоции. У них более живые воспоминания о пережитых событиях, таких, как первое свидание или яркий отпуск. До 45 лет память у женщин лучше, чем у мужчин. Однако после менопаузы за счет уменьшения эстрадиола память ухудшается. Также снижается способность к обучению и усвоению новой информации.

    Работа в команде

    Итак, следующие отличия в работе мужского и женского мозга. По итогам проведенных экспериментов было установлено, что женщины лучше могут скооперироваться, если знают, что за ними смотрят в этот момент другие женщины. Мужчинам проще работать в команде в больших группах, чем в маленьких. При этом, паре мужчин проще прийти к одному компромиссу, чем нескольким женщинам. Однако в паре мужчина-женщина, именно дама больше настроена на достижение компромисса.

    Сексуальное поведение

    В плане сексуального влечения женский мозг и мужской мозг также работают по-разному. Сексуальная сигнальная система у мужчин работает, в основном, визуальным образом. Поэтому любой осязаемый или визуальный объект способен привести к сексуальному возбуждению. Этим объясняется, почему среди мужчин чаще встречаются фетишисты, когда определенный цвет волос, запах или образ приводит к сексуальному желанию.

    У женщин все немного сложнее устроено. Разница в том, что они оценивают множество характеристик мужчин, поскольку от их выбора будет напрямую зависеть качество будущего потомства. На нашем ресурсе вы найдете множество других полезных статей на схожую тематику. Никогда не останавливайтесь в своем развитии. Удачи!

    Отличия между полами и связанная с этим дискриминация — тема, особенно остро стоящая в современном мире. Различается ли мозг мужчины и женщины, влияет ли это на поведение и интеллект – волнующий многих вопрос.

    Рассматривая вопрос о том, чем отличается мужской и женский мозг следует уточнить исходное понятие пола.

    Существует два термина:

    1. пол – определяется биологией и анатомией, закодированными в ДНК;
    2. гендер, который детерминируется генетикой, анатомией и признаками поведения.

    Определение разницы мужского мозга от мозга женщины начинается только после обозначения того, с какой точки зрения мы ее рассматриваем. Половые различия определяют архитектуру и функции, намного сложнее с понятием гендера (смена пола не означает изменение строения органа).

    Гены решают все

    Первые различия в строении органа закладываются на уровне формирования эмбриона. Комбинация ХУ хромосом определяет развитие человеческого зародыша-мальчика, вариант ХХ – предопределит проявление девочки.

    Хромосома Х содержит 1500 генов, отвечающих за развитие человека. Мужской организм использует все гены материнской хромосомы – выбора у него нет. Женский, получивший в свое распоряжение две Х-хромосомы, действует избирательно, используя гены из обеих, причем его выбор происходит в случайном порядке. Девочки заведомо получают в свое распоряжение в 2 раза больше генетического материала, чем мальчики.

    Большее количество из этих полутора тысяч генов определяют формирование и деятельность органа. Исследования, проведенные в начале этого столетия учеными США, определили, что они предопределяют процесс производства белка, отвечающего за архитектуру мозга и определяют: мышление; навыки речи; тип социального поведения; интеллект.

    Гены воспроизводят молекулы для выполнения обязанностей клеток, где они содержатся. Мозг – создан из клеток, испытывающих действие половых хромосом, под их влиянием формируется тип. Женский мозг отличается от мужского толщиной участков, отвечающих за вынесение решений (лобной доли и префронтальной коры), строением лимбической зоны, отвечающей за познание и эмоции. Существенно различие в строении миндалевидного тела, отвечающего за возникновение, запоминание эмоций. У мужчин она значительно больше, связь миндалин у женского мозга определяется с левым полушарием, у джентльменов все наоборот.