Что чувствует ребенок, когда находится в утробе матери? Внутриутробная жизнь ребенка и его реакция на внешний мир.

Рождество

К ТРЕТЬЕМУ месяцу внутриутробного развития у нерожденного ребенка развиваются все системы, необходимые для жизнеобеспечения после родов. Остальные шесть месяцев эти системы созревают и учатся работать совместно под руководством главного компьютера, управляющего жизнедеятельностью человека, - его мозга.

Каждая новая жизнь уникальна

ЕЩЕ недавно мы были уверены в том, что в утробе матери ребенок развивается только физически, а его духовно-психологическое формирование начинается лишь после рождения. Между тем за последние 25 лет появилось множество научных данных, свидетельствующих о том, что с момента зачатия биологическое (физическое) и психоэмоциональное развитие человека идет параллельно.

Каждый человек уникален с момента зачатия. Полагают, что в генетической памяти записаны не только биологические, но и духовно-психологические события предыдущих поколений. Кроме того, родители, которые дают жизнь новому человеку, уникальны сами по себе по состоянию здоровья и уровню интеллекта. Наряду с этим во время зачатия соединились только один из миллиона сперматозоидов и лишь одна из тысяч яйцеклеток, уникальные по своей структуре. Это произошло в определенном месте Земли, при уже неповторимом стоянии Луны и планет, состоянии электромагнитного поля, солнечной активности и многих других факторов, которые в таком сочетании никогда больше не повторятся. Вот почему мы должны с достаточным уважением относиться к любой развивающейся жизни, к способностям и возможностям каждого человека.

До недавнего времени врачи жили со знанием, что плод глух и нем, что он ничего не видит и не ощущает, не имеет ни памяти, ни мышления. Мы жили с представлением о том, что матка - замкнутое пространство, куда не проникают ни свет, ни звук, а плацента - мощный барьер, не пропускающий вредные вещества (алкоголь, наркотики, никотин, кофе, лекарства). Учитывая все, мы могли позволить себе вести себя как хотим, без учета того, что неродившийся ребенок может что-то чувствовать, переживать, что уже идет формирование его характера. Вместе с тем сегодня новые методы исследований позволили ученым заглянуть в полость матки, "прийти в гости" к неродившемуся ребенку, сфотографировать его, заснять на видеопленку и в течение длительного времени наблюдать жизнь человека до рождения.

В настоящее время неврологи и психологи пришли к выводу, что характер человека фактически формируется внутриутробно, а после рождения идет лишь корректировка. При этом родители часто не замечают, что ребенок демонстрирует им их же черты. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок был добрым, любил вас, тянулся к знаниям, необходимо самим проявлять эти качества во время беременности и после рождения.

С приближением сроков родов у женщин усиливается тревога, что может привести к нарушению нормального развития родовой деятельности, при котором требуется применение различных лекарств или оперативное родоразрешение. Кроме того, страх, испытываемый матерью в течение беременности, улавливается ребенком, и, как показали исследования зарубежных психоаналитиков, сохраняется в памяти человека на долгие годы, проявляясь в виде различных отклонений в его физическом и психическом здоровье.

Роль отца во время внутриутробного развития ребенка также очень важна. Во-первых, он дал ребенку генетический материал и фактически заложил, в равной мере как мать, его будущие возможности. Во-вторых, отец проявляет свое отношение к ребенку через отношение к матери, через свою любовь к ней. Необходимо, однако, иметь в виду, что он должен быть искренним. Ведь кроме вербального канала передачи информации - слова, существуют еще взгляд, интонация, прикосновение, которые невозможно подделать.

Формирование физического здоровья ребенка

ОДНИМ из важнейших моментов в формировании физического здоровья является своевременная коррекция осанки ребенка. Из древности к нам пришло представление о том, что "наше здоровье - в нашем позвоночнике". Нарушение формирования позвоночника является причиной огромного количества функциональных нарушений и дистрофических поражений различных органов, болевого синдрома, астении.

Возраст 6-7 лет - это критический период в жизни ребенка, когда заканчивает свое становление большинство физиологических функций.

Второй важный (тоже "критический") период в жизни ребенка - это период полового созревания, формирования половой конституции. Наложение формообразовательных эффектов половых гормонов на исходную соматическую конституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгармонию в работе органов и систем.

Особого внимания заслуживает проблема питания. С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять физическим и психическим здоровьем. Возможности эти связаны прежде всего с информационными воздействиями пищевых ингредиентов и их энергетической ценностью. Под информационными воздействиями подразумеваются направляющие, моделирующие метаболизм влияния биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов. В раннем возрасте, например, особенно важна роль йода, железа, кальция. Девочкам, отстающим в половом развитии, требуется больше меди.

Мама - первая вселенная ребенка

СЕЙЧАС не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у матери: он двигается, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, "играет" пуповиной. Все, что мама делает, тем или иным образом передается ребенку. Ведь мама - это первая вселенная ребенка, его "живая сырьевая база" как с материальной, так и с психологической точки зрения. В качестве примера можно привести тот факт, что вкус околоплодных вод меняется в зависимости от того, что поела мама. Многие реакции плода связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты. Ребенок на гормональном уровне переживает все состояния матери. Для младенца очень важна информация, которая поступает от мамы. Это необходимое условие для развития мозга. Надо отметить, что сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, это идет на основе информации, поступающей к ребенку от мамы.

Психоаналитик доктор Сильвио Фанги в книге "Микропсихоанализ" высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека возникают задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал "внутриутробной войной", которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой силой, если мать наносит обиды своему ребенку.

Человек - существо парадоксальное

ИНТЕГРАТИВНАЯ психологическая модель беременности структурно включает в себя критический и два стабильных периода: каждому соответствует свой механизм развития и собственные принципы деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога):

- кризис инобытия (оплодотворение-зачатие). Механизм развития - отделение оплодотворенной клетки от организма матери метафорически;

- стадия принятия эмбрионом совместности (плод). Механизм развития - отождествление с организмом матери, психологически проявляется как оккупация материнского тела и сознания и проявляется в первом триместре беременности. Для этого периода адекватна модель неограниченной коммуникации, "обособление" материнского опыта через отреагирование и осознание;

- кризис фетальности .Механизм развития - снова обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологическое значение этого кризиса - мать получает возможность придать смысл движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активностям плода. На этой стадии возможно обучение, целенаправленное развитие сенсорных способностей внутриутробного ребенка;

- стадия освоения (внутриутробный младенец). Механизм развития - отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам матки, уподобление его тела границам пространства. Психологический смысл этой стадии - в установлении регулярности движений и их соответствия материнским посланиям, установление диалога;

- кризис внутриутробного младенчества , или родовой, относится к следующей ступени, ступени оживления.

Кризис инобытия. Психологический смысл этого периода - в противостоянии ребенка и матери (родителям), он принадлежит к "иному", бестелесному, миру, а они предлагают ему телесный способ бытия. Он разрушает тело матери, буквально поедает его. Когда тебя едят, естественная реакция - держаться подальше от зубов. Естественная, но не человеческая. Человеческая реакция парадоксальна. Для того чтобы пренатальная общность обрела фундамент, родители должны вести себя противоположным образом, а именно: искренне желать всех этих неприятностей. Звать ребенка, приглашать его, идти навстречу разрушению, принимать его. Если, несмотря на сознательные усилия зачать ребенка, он остается в инобытии, необходимо с повышенным вниманием отнестись к собственной бессознательной жизни.

Стадия принятия совместности - "плод". На этой стадии, когда душа и тело согласны принять в себя ребенка, он получает свободу быть и стремится слиться, отождествиться, оккупировать тело и сознание матери. Ему понравилось в животе, он принял правила игры "идти навстречу". Именно это "естественное" состояние описывается в книгах по психиатрии беременности и в журналах для женщин. Девиз этого периода (примерно от 3 недель до 22): "Я так одинока!". Это время тоски, депрессий, капризов, наивности, обидчивости, требовательности к окружающим, инфантильности, ребячливости. В целом состояние и поведение женщины в этот период представляют собой в той или иной мере удовлетворенное желание оккупации чьей-нибудь жизни и сознания. Она хочет занять собой все, но не может и поэтому чувствует себя одинокой и брошенной. Если все так и оставить до конца, то и получится как раз симбиоз, злокачественный и губительный. Беременность пройдет так же естественно, как бурчание в животе, а ребенок не сможет почувствовать себя отдельным. Да и мамашу ждет разочарование, когда он родится. Она должна быть готова иметь дело с младенцем, а не с собственными состояниями души и тела. Нужно принять одиночество не как слабость, а как возможность действовать отдельно, самостоятельно, а не по указке, как возможность свободы. Если же муж и семья удовлетворяют инфантильные желания беременной и заняты только ею, как будто она - ребенок, а они - беременные ею, будущая мать тем более должна проделать духовную работу по обособлению от "плодного" состояния, хотя бы не увлекаться особым положением и брать на себя "взрослую" ответственность, как и раньше.

Кризис плодной жизни. Итак, после того как семья соединилась с ребенком и поставила себя с ним в родительское отношение, пренатальная общность построена. Сложились условия для самобытия. Он начинает действовать сам, начинается период собственно человеческий, период самостояния. Когда будущая мать ощущает движение ребенка, она может сказать "он шевелится", а не "меня тошнит". В ее сознании появляется "другой". Снова противостояние, он не подчиняется матери, он автономен... Девиз этого периода: "Я не справлюсь!".

Последняя стадия ступени воплощения называется "внутриутробный младенец". Это уже человек, откликающийся на другого человека, имеющий дело с человеческой реальностью, но пока в искаженном виде. Он приспособлен к жизни по эту сторону. Интересен тот факт, что на этой стадии подавляющее большинство женщин ведет себя и чувствует не "естественно", а "нормально", то есть думает о родах и покупает приданое. Правильно, на этой стадии нужно быть в будущем, нужно буквально "видеть" своего ребенка после рождения и свои отношения с ним.

Жизнь начинается не с рождения, а с зачатия

СЕГОДНЯ во всем мире, включая Россию, реанимируются принципы и методы пренатального воспитания на современном уровне, нередко дополненные религиозными взглядами. Однако роль медицины во многих созданных для пренатального воспитания центрах пока весьма ограничена.

Современное рутинное ведение беременных и рожениц, конечно, включает заботу о плоде, но в абсолютном большинстве случаев - о его вегетативном, а не эмоциональном состоянии.

Трагедия с талидомидом, безобидным на первый взгляд снотворным средством, привела к рождению множества уродов, появившихся на свет без конечностей. А в 1995 г. в Копенгагене провели исследование взрослых людей, родившихся от матерей, получавших во время беременности барбитураты в качестве снотворного. Результаты оказались впечатляющими: коэффициент интеллекта и другие критерии умственных способностей у обследованных людей оказались на 7-12\% хуже, чем у людей равноценного возраста, образования и социального статуса.

Психологи Америки считают, что "жизнь начинается не с рождения, а с зачатия". Следовательно, то, что человек испытывает, начиная от зачатия, окажет существенное влияние на его физическое и психологическое развитие. Исследования по пре- и постнатальной психологии показали, что музыка оказывает колоссальное стимулирующее влияние на познавательное, эмоциональное и психомоторное развитие как нерожденного, так и новорожденного ребенка. Если беременная женщина с наслаждением слушает нежную, ласковую музыку, то это каким-то (пока еще не совсем понятным психологам) способом действует на плод, и после рождения дети активнее реагируют на ту музыку, которую они уже "слышали" до рождения.

Сегодня имеется множество различных программ образования нерожденного ребенка, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность рожать "эмоционально уравновешенных детей" с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями. Каковы бы ни были жизненные обстоятельства, домашние дрязги, конфликты и взаимоотношения, отсутствие денег, трудности с продуктами - каков бы ни был наш тяжкий быт, все-таки, будущие мамы, выкраивайте каждый день хоть несколько минут, чтобы подумать о вечном, о доброте, послушать красивую музыку, доставить себе маленькое удовольствие, - всякая радостная и добрая минута многократно усилится и станет частью существа вашего будущего ребенка.

Разговаривайте с ним, посылайте ему ваше тепло, вашу нежность. Каждый день хоть пять минут представляйте себе своего ребенка, разговаривайте с ним, сосредоточивайте на нем свои мысли, всю свою любовь. Этот тайный диалог идет на самом деле все время - обмен чувствами и ощущениями. Просто мы в силу своего неумения сосредоточиться не можем это почувствовать как следует. Но если будущая мать, ежедневно сосредоточиваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку, то она создает глубочайшие взаимоотношения со своим будущим ребенком, устанавливая с ним перинатальные узы любви.

Привет, малыш, я - твой папа

СОНДРА Рей в книге "Идеальное рождение" советует: "Прикасайтесь к своему животу и говорите: "Детка, слушай очень внимательно. Я, твоя мать, говорю тебе: "Иди путем красоты, божественности и правды в своей жизни. Я хочу, чтобы ты был прекрасным физически, эмоционально, интеллектуально и духовно. Ты должен всегда пытаться быть добрым, любящим, полезным людям, быть смелым и бесстрашным. Не позволяй другим людям неправильно обращаться с собой. Что бы ни случилось в твоей жизни, ты всегда будешь радостен. Ты будешь смелым и бесстрашным в работе по созданию нового мира".

Можно придумать и другие слова, но попробуйте каждый день выкроить тихую минуту сосредоточения и разговаривать со своим будущим ребенком. Тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет приносить вам глубокое удовлетворение и радость.

В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения, кладите руку на живот жены каждый день и говорите: "Привет, малыш, я - твой папа, я жду тебя с радостью, мы будем друзьями", - или что-нибудь вроде этого. Исследователи отмечали, что "неразумные" новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже знакомого им ранее, и не плакали, а улыбались. Уважаемые папы, если вы хотите быть любимыми своими детьми, учитесь выражать эту любовь к своим будущим детям через любовь к беременной жене. Доказано, что чем больше будущая мать будет совершать различных встреч, прогулок, наносить визитов, тем лучше (причем отрицательные эмоции тоже необходимы). Ребенок еще во внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на положительные и стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение позднее. Неврологи утверждают, что резкое увеличение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть если женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения скорее всего будет эмоционально устойчив.

Мать, которая всячески избегала волнений во время беременности, может сослужить своему ребенку плохую службу - тот просто не сможет противостоять стрессам. В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь уже в 4 месяца он способен воспринимать все чувства матери, поэтому чем интереснее и насыщеннее ее жизнь, тем лучше развиваются мозг и нервная система плода. Логическое мышление и способность к языкам, по утверждению американских исследователей, формируются с 4-го месяца беременности и до начала третьего года жизни. Поэтому чем больше слов на разных языках будет им услышано в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем освоить премудрости иностранной речи.

Восприимчивость к шуму во внутриутробном состоянии достаточно высока. С одной стороны, при резких, громких звуках плод испытывает не только страх, но и ухудшение состояния: ощущает боль, пульс резко учащается, он как бы сжимается (этим можно объяснить выкидыши и преждевременные роды, последовавшие после излишне шумных выяснений отношений). С другой стороны, нежная мелодичная музыка влияет на плод благотворно: ребеночек "танцует" под нее, и потом, как показали многочисленные опыты, он сохраняет способность узнавать понравившуюся мелодию.

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук Томас Верни показал, что уже через четыре месяца после зачатия ребенок хорошо слышит, реагирует на звук, узнает мелодию. Включите Вивальди, и даже самый беспокойный ребенок расслабится. Включите Бетховена, и даже самый наиспокойнейший начнет ворочаться и толкаться ножками. Аудиолог Мишель Клементе в результате своих исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть своя любимая и нелюбимая музыка. Одни из любимых композиторов еще не родившихся детей - Вивальди, Моцарт. А музыка Брамса, Бетховена и все виды рок-музыки, наоборот, приводят их в волнение. Возможно, если вы будете давать слушать музыку вашему еще не родившемуся ребенку, у него возникнет глубокий интерес к ней на всю жизнь.

Потакать ребенку во всем - себе дороже

НИКОГДА два человека не бывают так интимно связаны друг с другом, как мать и ребенок. Материнство - это важнейшее призвание, которое природа определила для женщины. Величайшие произведения искусства, созданные человеком, изображают мать и ее ребенка.

Ребенок порой требует присутствия матери чаще, чем того требуют обстоятельства, что, конечно, не нравится взрослым. Но здесь всегда нужно помнить, что дело идет о защитном механизме, бывшем когда-то в филогенезе жизненно необходимым. Цивилизация со временем изменила ситуацию, а вопрос о необходимости присутствия матери остается ребенку неизвестным. Лежа в постели, он точно так же имеет установку на мать, как и будучи в ее теле. Поэтому он вынужден все время проситься к матери на руки, так как лучше всего чувствует себя с ней. Обычно ребенок лучше засыпает на руках у матери или лежа рядом с ней.

Слишком сильная материнская любовь, при которой стараются выполнить любое желание ребенка, превращается в слабость. Многие дети потом с трудом привыкают к другому образу жизни и всеми силами пытаются ему воспротивиться. Можно, конечно, преодолеть это сопротивление, но многие матери не в состоянии добиться этого, хотя прекрасно осознают неправильность своего поведения. Чем старше становится ребенок, тем труднее оказывается выполнить все его желания, так как необходимо учитывать интересы и других людей. Особенно хорошее влияние оказывает школа, которая приучает ребенка к коллективу. Товарищи обычно не склонны считаться с ним, как это делает мать.

Преувеличение заботы о ребенке часто вызывает недоверие к врачу. Если результат лечения сказывается не тотчас же, матери обращаются ко второму, к третьему врачу и т. д. В общем, чем больше забот о ребенке, тем быстрее меняются врачи. Однако смена врачей не идет на пользу ребенку. Кроме того, такую мать бывает трудно уговорить поместить больного ребенка в лечебное учреждение, хотя в этом заключается порой единственный шанс на его спасение. Ей кажется, что именно ее ребенок какой-то особенный и обязательно погибнет среди посторонних людей от тоски по дому. Если все же удастся уговорить маму поместить ребенка в больницу, она к вечеру или на следующий день вновь появляется, чтобы его забрать, потому что дома не находит покоя из-за тревоги за него. Порой такой ребенок преждевременно забирается из больницы.

Показательно и то, как дети таких матерей ведут себя в больнице. Они легко и без трудностей подчиняются общему порядку, хотя у них, как и у других детей, появляется в первые дни тоска по дому. Но как только показывается мать, картина сразу меняется. До того приветливый ребенок становится капризным, беспокойным. Если до прихода матери он хорошо ест из рук сестры, то теперь, когда мать хочет его покормить, он в ее присутствии пищи не берет ни у нее, ни у сестры. Теперь он отказывается от каждой ложки. Но чем больше ребенок сопротивляется, тем сильнее возбуждается мать, которая в своем воображении уже видит ребенка, умирающего в больнице от голода. Очень редко бывает, что мать не любит своего ребенка. Даже в случае внебрачного рождения, когда наличие ребенка делает ее существование чрезвычайно трудным, материнская любовь сохраняется и даже порой усиливается.

В заботах о ребенке особенно молодые и неопытные матери часто поддаются влиянию окружающих. Знакомые и родственники охотно дают советы, которые те воспринимают как должное. Иногда с матерями заговаривают по поводу ее ребенка даже посторонние люди на улице. Сочувствие выражается, например, следующими словами: "Как плохо выглядит ваш ребенок". Мать, чувствующая в этом выражении упрек, идет к врачу. Перед врачом тогда возникает нелегкая задача успокоить ее, доказать необоснованность волнений.

Ничего даже приблизительно похожего почти никогда не бывает между отцом и его потомством. Чувства отцовства являются филогенетически более поздними приобретениями человека, поэтому отец менее привязан к детям, чем мать.

Желание родить мальчика - причина появления на свет девочек

ОТЕЦ, чью фамилию носит семья, желает большей частью иметь мужское потомство, носителя фамилии и наследника. Мать, напротив, сама недавно переменившая фамилию, относится к этому вопросу не столь серьезно. Однако пол новорожденного не зависит от желания родителей, поэтому разочарование человека бывает велико, когда надежды повторно не оправдываются. Бывает даже, что отец не хочет видеть новорожденную дочь, хотя эта неприязнь вскоре проходит. Кроме того, следует знать, что пол ребенка зависит от отца, а не от матери. Вина, если вообще можно говорить о какой-то вине, лежит, следовательно, на отце. Эта биологическая зависимость, однако, большей частью родителям неизвестна. Во всяком случае, родителям не возбраняется делать новые попытки.

Таким образом, желание родить мальчика является причиной появления на свет многих девочек. Насколько женщины проявляют живой интерес к младенцам, настолько мало ими интересуются обычно молодые мужчины. В комнате с новорожденным отец чувствует себя вначале лишним и неловким. Он не знает самых простых приемов ухода за младенцем, поэтому его приходится учить. Некоторые отцы в этом случае переоценивают свои знания. К сожалению, забота отца о ребенке нередко выражается в упреках по адресу матери. Если ребенок кашляет, значит, она плохо смотрела за ним и не уберегла, если плачет ночью - неправильно его воспитывает. А когда ребенка надо наказывать, отец начинает возражать.

Отец, бывший весь день на работе, придя домой, имеет совершенно законное желание поиграть немного с ребенком. Если это происходит очень поздно, разумная мать понимает и соответственно организует распорядок дня ребенка. Конечно, отцу после тяжелого и трудного дня хочется видеть дома веселые лица, а не выслушивать сообщения о бывших в течение дня шалостях и выступать при этом в роли карающего судьи. Из-за этого между родителями легко возникают конфликты.

То обстоятельство, что мама все время проводит с детьми, имеет свои преимущества и недостатки. Маму дети всегда предпочитают отцу, и некоторые папы бывают задеты таким пренебрежением. Хотя дети больше любят мать, у нее больше трудностей при общении с ними при непослушании. Она значительно больше, чем отец, страдает от непослушания ребенка. Если отец слаб и податлив, то он разрешает то, что запрещает мать, и тогда падает авторитет матери в глазах детей. Дети чувствуют себя лучше всего под сильным и уверенным руководством обоих родителей, хотя при этом многие их желания и не выполняются. Ссоры родителей, происходящие на глазах у детей, являются для них всегда тяжелым переживанием, и эти воспоминания остаются у них на всю жизнь.

Рост плода идет гигантскими темпами. На 12-й неделе плод достигает всего 9 см в длину, на 20-й - 20 см, на 28-й - 35 см. На 40-й неделе от макушки до пят его рост составляет в среднем уже 50 см.

Исследования показали, что уже к пятой неделе эмбрион может двигать руками и туловищем, выражая свои удовольствия и неудовольствия кивками и гримасами. К четвертому месяцу у него развивается мимика: он может улыбаться и хмуриться. Еще через несколько недель он уже реагирует на любое прикосновение: вот почему так важно матери и близким гладить живот, чтобы ребенок воспринимал ласку. С 6 недель у плода развивается чувствительность к свету: его беспокоит свет, направленный прямо на живот матери. Неврологические исследования подтвердили, что между 28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются проводящие пути, которые передают сигналы от мозга к различным частям тела. В то же время кора головного мозга становится уже достаточно зрелой.

Именно в связи с тем, что ребенок внутри матери не только развивается физически, но уже является чувствующим и эмоционально реагирующим существом, так важен эмоциональный климат в семье, главная цель которого - умиротворение, доброжелательность, терпение и радостное ожидание нового человека. Женщина, которая разговаривает со своим будущим ребенком, читает ему стихи, слушает свою любимую музыку, постоянно настроена на одну эмоциональную волну со своим малышом. Она всегда помнит, что мать и дитя представляют собой единое взаимозависимое целое, и это обеспечит ребенку эмоционально благополучный старт в жизни.

В первые месяцы беременности иногда без видимых причин женщине хочется плакать или смеяться. Эти эмоциональные перемены беременной женщины, связанные с гормональной перестройкой, должны знать и учитывать близкие, они должны стараться быть с ней ласковыми, нежными, не обращать внимания на капризы, утешать, если неожиданно всплакнет. А сама будущая мать должна учиться переключаться: вспомнить смешной случай или анекдот, послушать веселую музыку, пойти погулять, принять теплую ванну. Она должна знать, что эти эмоциональные всплески коротки и можно научиться держать себя в руках, пока они не пройдут.

Когда пара молодоженов в середине медового месяца спросила у мудреца, когда следует заняться воспитанием их будущего ребенка, тот ответил: "Вы опоздали на две недели".

В медицине принято делить беременность на триместры :
1-й триместр – с 1-го по 3-й месяц беременности, в этот период у ребенка развиваются органы и структуры тела;
2-й триместр – с 3-го по 6-й месяц, формируются сердце, легкие и головной мозг до уровня, необходимого для выживания;
3-й триместр – с 6-го по 9-й месяц, происходит подготовка к работе всех систем и органов, то есть адаптация малыша.

Все люди знают, что ребенок в животе связан с мамой пуповиной, через которое получает необходимое ему питание. Беременной женщине все советуют хорошо питаться и быть спокойной, испытывая исключительно положительные эмоции. И это совершенно правильно, ведь беременность это гормональный процесс, а все эмоциональные реакции человека связаны с гормонами. При стрессах и испугах у каждого человека в организме вырабатывается адреналин, который возбуждает нервную систему, а у беременной и нервную систему ребенка в утробе матери. При сильном стрессе огромные дозы адреналина могут привести к постоянной необходимости его получать, отсюда и рождение неспокойных возбудимых детей, которые плохо спят и едят, принося большие беспокойства родителям. Многих пап интересует вопрос, а чувствует ли ребенок что-нибудь в утробе матери и слышит ли он его речь? К концу шестого месяца или в начале третьего триместра беременности женщины малыш начинает реагировать на звуки.

К концу этого месяца вес ребенка составляет от 700 до 750 гр., а рост его всего 30 см. В это время формируются ногти на руках и веки, волосы на голове у ребенка становятся гуще, оформляются контуры лица. Также у ребенка раскрываются ноздри и начинают формироваться альвеолярные мешочки легких. Ученые пришли к выводу, что начиная с этого периода, тесное общение с родителями для ребенка очень важно. Ребенок в животе должен чувствовать прикосновение родителей через животик и слышать их голос.

Современные исследования американских ученых показали , что начиная уже с четвертого месяца беременности, ребенок в утробе матери чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит. Вот какие интересные факты обнаружили ученые в процессе исследований:

1. Ребенок дублирует действия и настроение матери . Он дремлет тогда, когда мать спит и пробуждается вместе с ней. Когда мать спокойна, то и ребенок ведет себя спокойно.

2. Ребенок реагирует на свет . Происходит это к концу шестого – началу седьмого месяца. Несмотря на то, что зрение почти не востребовано до рождения, в матке ребёнок видит свет. Если лампу направить на живот матери, то ребенок стремиться к бегству. Он смыкает веки и переворачивается в животе.

3. Ребенок запоминает слова и целые выражения . Он слышит звук маминого голоса и отличает его от остальных звуков. Если папа часто разговаривает с ребенком через животик, то звук его голоса он хорошо запоминает и сразу узнает после рождения. Американские ученые приводят такой факт: беременная женщина посещала курсы будущих матерей и делала гимнастику под команду «вдох-выдох», спустя два года после рождения дочери она была сильно удивлена, услышав, как дочь повторяет ту же команду: «вдох-выдох».

4. Ребенок слушает , как разговаривают родители и реагируют на интонацию их голоса. Когда к нему обращается отец или мать, он успокаиваются, ритм его сердца ровный и спокойный. Ссоры родителей заставляют сердце ребенка сильно биться. Если родители оптимисты, то и ребенок наследуют уже в утробе эти качества характера.

5. Ребенок обладает чувством вкуса и любит сладкое . Ученые установили, что после введения глюкозы в околоплодные воды у ребенка усиливаются глотательные движения, а впрыскивание йода замедляет их. От неприятного вкуса йода ребенок кривится от отвращения.

6. Ребенок реагирует на внешние раздражители . Он двигает головкой, если животик мамы погладить рукой. А если на живот матери полить холодную воду он бьет ножками, выражая свое недовольство и гнев.
7. Ребенок слышит музыку . Оказалось, дети в утробе не любят рок и им очень нравится классическая музыка. Спокойная музыка Бетховена и Вивальди усыпляет их.

8. Ребенок ненавидит курение . Ребенку не нравиться даже то, когда мама думает о курении. Его сердце начинает учащенно биться уже тогда, когда мама думает о том, не затянуться ли ей очередной сигаретой.
9. Уже двухмесячный ребенок в утробе матери реагирует на физические травмы матери . Если мать нечаянно удариться животом, то ребенок как бы прячется, ища спасения.

Пока ребенок не начал шевелиться, будущая мама, особенно вынашивающая своего первенца, еще не до конца осознает, какое чудо происходит в ее организме. Вторая беременность обычно проходит более осознанно. Женщина больше прислушивается к своему малышу, ее интересуют не только собственные переживания по поводу рождения ребенка, но и обратная сторона - как он воспринимает свое появление в этом мире.

Удивительные факты

Наверное, всем интересно, как развивается ребенок в утробе матери. Всего 40 недель - и на свет появляется маленькое чудо, человек, обладающий всеми органами чувств. Но научился ими пользоваться он не в момент рождения, а задолго до него. Наверняка многие беременные женщины отмечали взаимосвязь музыки и поведения ребенка. Под классику все, без исключения, затихают. Тяжелая и громкая музыка, наоборот, вызывает повышенную активность. Малыш пинается в животе, демонстрируя неудовольствие.

Жизнь ребенка в утробе матери - это настоящий забег длиною в жизнь. Из крошечной клетки ему нужно вырасти в сложный организм. Он чувствует, слышит и понимает все, что творится вокруг него, постепенно обучаясь и готовясь начать познавать большой мир. Задача мамы уже на этом этапе - показать, что наш мир стоящий и интересный, а он здесь желанный и любимый.

С чего все начинается

Именно с одной созревшей яйцеклетки, которая встретилась со сперматозоидом. Начинается путешествие по маточной трубе, которое длится около 5 дней. К концу этого срока зародыш имплантируется в полость матки. И уже на этом этапе формируется мозг.

Эмбрион: с 5 по 8 неделю

Формируется печень, сердце (оно начнет биться уже на 6 неделе), пищеварительная и дыхательная системы. Именно на этом этапе закладываются половые отличия. И самым важным в данный период является формирование центральной нервной системы (к восьмой неделе полностью закрывается нервная трубка). Малыш сильно вырос, его рост - 2 см. Вес ребенка в утробе матери будет стремительно увеличиваться, на этом этапе он составляет 3 г.

Плод: с 9 по 12 неделю

Всего третий месяц беременности, еще зачастую незаметно для окружающих «интересное» положение будущей мамы, а мозг малыша уже развит настолько, что его клетки вырабатывают импульсы (сигналы телу). К 12 неделе сильно увеличится количество нейронов. Появляется мозжечок, отвечающий за координацию движений. Так как развивается ребенок в утробе матери не по дням, а по часам, у него уже хорошо различимы голова, туловище и конечности. Малыш уже около 4 см в длину, весит примерно 45 г.

Знаменательным событием этого этапа можно назвать появление первых рефлексов. Он способен откинуть голову, если прикоснутся к его рту или носу. Отдернуть руку и совершать еще хаотичные хватательные движения. Развивается осязание, малыш начинает чувствовать прикосновения всей поверхностью тела, контактируя со стенками матки. Так что чувствует ребенок в утробе каждое прикосновение извне, поглаживания живота стимулируют развитие и дают ребенку понять, что он самый любимый.

Четвертый месяц

Этот период характеризуется бурным физическим ростом и психологическим развитием. Если на 13 неделе малыш достигает 7 см, до к 16-ой вырастает до 12 см. Вес также стремительно растет, увеличиваясь с 80 до 110 г. Происходит поворотный момент, ребенок начинает дышать, втягивая пока вместо воздуха околоплодные воды. Одновременно формируются Малыш пробует и анализирует воды. Надо сказать, вкус последних сильно зависит от того, что мама ела.

Сегодня УЗИ помогает подсмотреть, как развивается ребенок в утробе матери. Он может морщиться и отворачиваться, если глотнул воды с горьким привкусом, и, наоборот, выражать удовольствие, когда они содержат много сахара. Вкусовые предпочтения закладываются уже сейчас, поэтому следите за своим питанием. Сладости без меры могут сослужить плохую службу. Ребенок на протяжении всей жизни будет бороться с тягой к этим вредным продуктам. Здоровое питание нужно закладывать на этом этапе, а не мучительно приучать малыша к нему потом.

К 16 неделе мамы обычно начинают ощущать, как малыш шевелится. Этому способствует скоординированность и направленность движений ребенка, а также его возросший вес.

Пятый месяц: с 17 по 20 неделю

К началу этого периода все внутренние органы уже сформировались. Они продолжат свое совершенствование вплоть до появления на свет, но на первый план выходит психологическое развитие. Малыш уже вырос до 24 см, а весит около 300 г. Заканчивается формирование системы слуха, и теперь ребенку доступен весь мир звуков. Если до этого вы не разговаривали с ним, самое время начинать. Ведь то, как развивается ребенок в утробе матери, зависит от того, какой материал вы ему предоставили. К 20 неделе полностью заканчивается формирование мозга, а значит, его клеткам необходим материал для обработки.

Что вы можете делать, чтобы разнообразить жизнь ребенка? Читайте стихи и сказки, пойте песни, рассказывайте, как прошел ваш день, чаще бывайте на природе. С этого момента вы можете предложить малышу поиграть с вами. Дети быстро учатся, хлопок маминой ладошки по животу вызовет ответный толчок в этом же месте.

Шестой месяц: 21-24 недели

Если до этого момента ребенок может лежать, как ему вздумается, то теперь его вес достигает 500 г, а рост - 27 см. Чтобы перевернуться, ему уже приходится прилагать некоторые усилия. Новообразованием этого периода можно назвать брови. Заканчивается формирование ногтей. В яичниках девочки уже полностью развиты яйцеклетки, из которых потом появятся ваши внуки.

Вы можете разнообразить ваши игры - не только похлопывать, но и потереть, погладить, нажать пальцем или провести пушистым предметом. Обратите внимание на реакцию ребенка. Все основные понятия: светло - темно, холодно - тепло, уже доступны малышу. Если вы возьмете кусочек льда и бутылку с теплой водой, то, поочередно прикладывая их к животу, можете дать малышу первые уроки, рассказывая, с какими разными явлениями он познакомится в этом мире.

Седьмой месяц: 25-28 недель

Малыш уже совсем похож на человека. Его вес - около 1 кг, а рост - 34 см. У него есть волосы на голове, появляются реснички. Он растет и развивается все активнее, совершенствуются и Окончательно формируются органы равновесия, поэтому все, что делает ребенок в утробе, становится целенаправленным и скоординированным. Он может сосать палец и получать от этого удовольствие, исследовать свое тело и маленький мир, в котором он пока заключен.

Учтите, что с этого месяца малыш начинает терять незадействованные клетки мозга, поэтому мнение о том, что должна много лежать и спать, в корне неверно. Теперь ребенок очень хорошо слышит и различает звуки, поэтому крайне полезно гулять в лесу, давая возможность ему насладиться спокойной жизнью природы. Играйте с малышом в «Угадай мелодию», ставьте разные песни, звуки природы, спрашивайте его мнение. Обычно спокойный толчок - это «да», серия резких и коротких - «нет». Просто разговаривайте с ним, играйте с папой в «крестики-нолики» на животе, при этом давая право «хода» ребенку.

Замечательным средством для сплочения семьи и развития ребенка является арт-терапия, когда родители рисуют гуашью при помощи кисти или пальцев на животе будущей мамы. Это и новые тактильные ощущения, и проявление родительской любви.

Восьмой месяц: 29-32 недели

Это период активного физического роста. От того как развивается ребенок в утробе в этот период, зависит, сможет ли он выжить при преждевременных родах. Организм малыша учится самостоятельно регулировать температуру тела. К концу этого периода он достигнет веса в 1.7 кг и роста в 39 см. Он учится толкаться точечно, локтями, коленками, прижимать к стенке матки ладошку или пятку. Это связано еще и с тем, что ему становится тесно.

Ваш малыш уже хорошо видит, он жмурится, если на живот направить яркий свет, хорошо различает день и ночь. Вы можете добавить игру с фонариком перед сном, она подарит много приятных впечатлений вам обоим. При этом свет можно менять от точечного до рассеянного, направлять в разные места живота, а потом выключить и подождать, пока малыш начнет искать «солнечного зайчика».

Вкусовые пристрастия уже сформировались, ребенок может практически не притрагиваться к околоплодным водам, которые содержат неприятный для него вкус, и, наоборот, с жадностью сглатывать, если мама ела привычную и предпочитаемую пищу. Именно поэтому ребенок в утробе часто икает. Это неопасный симптом, но если икота продолжается на протяжении нескольких часов, сообщите врачу, ведущему беременность.

Девятый месяц: 33-36 недель

Легкие малыша готовятся к тому, что скоро он будет дышать самостоятельно. Вес ребенка на протяжении этого периода меняется с 2 до 3 кг, а рост достигает 47 см. Ваш ребенок уже полностью готов к рождению, но его органы продолжают совершенствоваться.

Последние дни перед рождением: 37-40 недель

Начиная с 37 недели, роды могут начаться в любой день. Ребенок к этому времени переворачивается головой вниз, живот женщины опускается. Бытует мнение, что девочки рождаются чаще на 38 неделе, а мальчики - на 40-й, но статистически это не подтверждено. Пора собирать вещи в роддом.

Здесь описаны только основные вехи, раскрывающие, как развивается ребенок в утробе матери. На самом деле этот процесс еще более чудесный и загадочный. А от мамы уже в это время требуется как можно больше любви и внимания.

Современные исследования показали, что, начиная с четвертого месяца беременности, человеческий плод уже сознает, что делается вокруг, — чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит.

Четырехмесячный плод реагирует на внутренние изменения в лоне матери и на внешние раздражители, которые доходят до него. Когда ему что-то не нравится, он ворочается или бьет ногами.

Американские специалисты подготовили «таблицу осознания человеческого плода после четвертого месяца беременности «:

  • Плод обладает чувством вкуса и, как все дети, любит сладкое. Введение, например, глюкозы в плодные воды ускоряет его глотательные движения, а впрыскивание йода — наоборот, замедляет их, причем плод кривится от отвращения.
  • Плод реагирует на внешние раздражители. Пятимесячный плод двигает головкой, если ее погладить рукой, а поливание живота матери холодной водой вызывает у него гнев, и он бьет ножками
  • Плод дублирует действия и даже настроение матери. Он дремлет, когда мат ь засыпает, и пробуждается вместе с ней. Когда мать спокойна, то и плод ведет себя спокойно
  • Известно, что курение вредно для будущего ребенка, и он об этом знает. И настолько не переносит курение, что даже тогда, когда мать только подумает, не затянуться ли ей сигаретой, его сердце начинает учащенно биться. Это происходит потому, что из-за курения плод получает меньше кислорода, а это вызывает у него болезненные судороги. А откуда он может знать о желании матери закурить? Это просто: желание получить дозу никотина нарушает гормональную систему матери
  • Еще не родившиеся дети запоминают слова и целые выражения! Мать одной двухлетней девочки была страшно удивлена, когда вдруг услышала, как дочь повторяет: «Вдох-выдох, вдох-выдох. Она повторяла команды, которые слышала ее мать, посещая курсы будущих матерей
  • Плод слышит музыку. Он не терпит рока. Но у него поднимается настроение при звуках музыки Бетховена, и он млеет от Вивальди. Спокойная музыка усыпляет его
  • Ссоры родителей вредят плоду больше, чем никотин или алкоголь. Они могут привести к выкидышу
  • Плод реагирует на свет. Яркий свет, направленный на живот матери, вызывает у него стремление к бегству. Он переворачивается в животе, смыкает веки
  • На физические травмы матери плод реагирует уже со второго месяца жизни. Если ударить по животу матери, то он как бы прячется, ища спасения
  • Еще не родившиеся дети слушают родителей, реагируют на интонацию их голоса. Когда к ним обращается отец или мать, они успокаиваются, ритм их сердца приходит в норму. Врачи советуют будущим матерям как можно чаще разговаривать с ребенком. После рождения такие дети бывают более спокойными, реже плачут

Звуки играют важную роль в развитии малыша. Старайтесь чаще общаться с младенцем в вашем животике. Беседуйте с ним тихо, в положительной форме. Перед сном почитайте сказку вслух или спойте колыбельную, тихонько поглаживая свой животик. Еще не родившемуся малышу по нраву классическая музыка. К седьмому-восьмому месяцу беременности младенец хорошо воспринимает низкую тональность голоса отца. Малыш испытывает чувство дискомфорта, когда слышит громкую музыку, сопровождающуюся частыми ударами. Он активно реагирует на ссоры родителей, на резкие движения матери, на громкие звучания кухонных приборов.

Формирование личности

В утробе младенец способен реагировать на настроение мамы, поэтому она должна размышлять о позитивном. Для малыша и мамы полезно наблюдать живую природу, посещать выставки картин, заниматься творческой деятельностью. Большое влияние на будущую психику ребенка оказывает длительный стресс беременной женщины. Материнское неприятие ребенка, мысли о том, что будущий малыш появиться на свет совсем не кстати: все это приводит к неприятию младенца самого себя. В связи с этим, после рождения ребенку будет сложно адаптироваться в обществе.

Чувство голода

Младенец в утробе сообщает о своем чувстве голода толчками. Его питание происходит через плаценту, куда поступают питательные вещества от продуктов, которые употребляет мама. Волнения, переживания беременной женщины приводят к зажиму в ее теле. В связи с этим, плацента перестает получать необходимое количество питания, кислорода. Малыш начинает испытывать чувство голода.

Вкусовые ощущения

Еще неродившийся малыш имеет хорошо развитые вкусовые ощущения. Согласно исследованиям, младенец даже может продемонстрировать предпочтение одного продукта другому. Ежедневно малыш поглощает немного околоплодной воды. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что употребляет в пищу беременная женщина. Так, например, околоплодная жидкость становиться горькой на вкус от черного чая, сигарет, пищевых приправ. Пищевые предпочтения беременной мамы вызывают привыканию ребенка к той или иной пище, формируют любовь к определенного рода еде после рождения.

Чувство покоя и радости

Беременная женщина должна заниматься делами, которые приносят ей чувство умиротворения, покоя. В этом случае мамины так называемые гормоны радости будут передаваться малышу. Они способны сообщать ощущения покоя, радости бытия младенцу. Это состояние очень важно для малыша. Оно положительно сказывается на его внутриутробном развитии и на будущем характере.

Малыш в утробе мамы все слышит и чувствует, впитывает всю информацию, которая поступает к нему извне. Чувство маминой любви, чувство защищенности, сытости и покоя – вот составляющие успешности маленького человека.