Как увлекательно организовать занятие по рисованию на тему «Грибы» в старшей группе ДОУ. Занятие по рисованию в средней группе «Мухомор

8 марта
«Грибной мир »

Цель: Познакомить детей с грибами. Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы по внешнему виду.
Задачи: Закрепить знания о ядовитых грибах. Развивать внимание память, познавательные интересы. Закрепить умение различать грибы по картинам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
Оборудование и материалы : Картинки с изображением грибов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся на прогулку. А куда попробуйте отгадать сами:
Здесь растет деревьев много
Лип, осин, берез и кленов.
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже год.
Место то полно чудес,
А зовем его мы.. (лес)
Воспитатель: Правильно, ребята. А кто из вас был в лесу?
Воспитатель: Вам понравилось в лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Что люди собирают в лесу?
Дети: Грибы, ягоды.
Воспитатель: Очень полезное занятие - собирание грибов.
Пока до грибного местечка доберешься, отлично прогуляешься на свежем воздухе. А сколько раз нагнешься, пока в лесу ходишь.
Вот тебе и гимнастика. Как же радостно, когда гриб найдешь!
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
Посмотри, - сказал мне папа,-
Ножка, а ножке - шляпа.
Ты узнал его, сынок?
Это маленький (грибок)
Дети: Грибок.
Воспитатель: Правильно, дети. Сейчас я прочитаю вам стихи про грибы.
Опенок.
«Влез опенок на пенек,
Простоял один денек,
А потом склонился,
Чуть не свалился,
Тоненький, тоненький,
Ножка - что соломинка (Алексей Прокофьев)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину!

Так выглядят грибы - опята.
Дети рассматривают гриб.
Воспитатель: А вот посмотрите, дети, как выглядит боровик.

Воспитатель: По дорожке шли -
Боровик нашли.
Боровик боровой,
В мох укрылся головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
Воспитатель: А вот посмотрите, дети, как выглядят грибы лисички и подосиновик.
Воспитатель: «По тропинке в лес пойдем,
Подосиновик найдем,
Рядом рыжие сестрички,
Величаю их - лисички
Испугался маленький грибок,
-Это кто меня толкает в бок?
Присмотрелся: пуговка головка,
Рыженькая, как у всех маслят
Отодвинься, мне расти не ловко.
Все понятно! Рядом младший брат. (Г. Глушко)
Воспитатель: Дети посмотрите, на подосиновик. Этот гриб так называют, потому что растет он под осиной.
Воспитатель: Ребята, а на этой картинке изображены грибы лисички, они рыжие, шляпки волнистые. (По
Дети рассматривают грибы .
Воспитатель : Все эти грибы съедобные.

Гимнастика Грибы

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал

Этот пальчик сел и съел

Оттого и потолстел.

Воспитатель : - Ребята вот принесли мы грибы домой. Что мы с ними сначала

будем делать?

Помоем, почистим.

Что можно делать с грибами?

Пожарить, сушить, солить.

А какой вкусный суп получается с грибами!
Воспитатель: Ребята, а вот сейчас я прочитаю вам стих, который называется « Егор и мухомор»
Шел Егор через бор.
Видит: Вырос мухомор.
Хоть красив, а не беру,-
Вслух сказал Егор бору.
-Верно, ты сказал, Егор!
Так ему ответил бор.
Воспитатель: Дети, скажите, кто знает. Почему Егор не взял мухомор?
Дети: Потому что он ядовитый.
Воспитатель: Правильно ребята. Мухомор ядовитый гриб. Всего в нашей стране растет более 2500 разных грибов съедобных и несъедобных грибов. Есть среди них и очень ядовитые грибы, которые в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если по забывчивости возьмешь этими руками хлеб и будешь его кушать, то можно отравиться. Почти все грибы похожи съедобные. Помните об этом ребята и будьте осторожны. Самые опасные и ядовитые грибы – мухомор, бледная поганка.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно и запомните, как выглядят ядовитые грибы.

(Дети рассматривают грибы)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Один-много». Я ходила в лес за грибами, но собрала мало грибов, всего по одному грибу. А вы у меня хорошие грибники, вы собрали много грибов (Игра проводится с мячом).

У меня одна сыроежка, а у … много … (сыроежек).

У меня один опенок – много опят,

У меня одна лисичка – много лисичек,

У меня один подосиновик – много подосиновиков,

У меня один белый гриб – много белых грибов,

У меня один подберезовик – много подберезовиков,

У меня один масленок – много маслят.

Воспитатель: Какие вы молодцы, как много с помощью игры мы с вами собрали грибов.
Воспитатель: Ребята, а кто видел или знает, как правильно нужно собирать грибы.
(Кто-то из детей говорит, что нужно вырывать с корнем, а кто-то говорит, что нужно срезать ножом ножку гриба)
Воспитатель: Гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом, если аккуратно срезать гриб, то на следующий год на этом месте вырастет ещё один гриб и даже не один. А если вырвать гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше не вырастут.
Воспитатель: А сейчас послушайте основные правила грибников:
- Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу, на поляне.
- Ядовитые грибы не губим, ими лечатся многие животные.
- Не разрывай палкой мох и листву около гриба можно повредить грибницу.
- Гриб аккуратно срежь ножом, или осторожно придерживая ножку гриба, отломи шляпку.
- Не бери старые грибы, оставь их насекомым.
- И еще запомни, что нельзя грибы рвать около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержат выхлопные газы автомобилей.
Воспитатель: Ну что, ребята, вы запомнили правила хорошего грибника?
Дети: Да.
Воспитатель: Научили отличать съедобные грибы от несъедобных?
Дети: Да.

Воспитатель: Теперь давайте еще раз вспомним, какие части есть у гриба. Правильно у гриба есть… (шляпка и ножка.)

Правильно, а как называются корни у грибов? (Грибница)

Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники).

Воспитатель: Ребята, мы же с вами в лесу. Я предлагаю вам насобирать корзинку грибов. Вы согласны? А как мы сможем это сделать? Правильно нарисовать.

Выполнение работы детьми.

Итог.

Воспитатель: Понравилось вам наша прогулка в лес?
Что нового вы для себя узнали? Какие правила грибников вы запомнили? Какие грибы можно отнести к несъедобным? Вам понравилось занятие?


Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Грибной мир »

Жанзакова Марина Нуржановна, воспитатель дошкольной группы,
МБОУ "Буранчинская ООШ"
Описание конспекта: Занятие проводится с детьми в подготовительной к школе группе, конспект может быть полезным для педагогов, воспитателей.
Тема «Грибной мир»
Цель: Познакомить детей с грибами.
Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы по внешнему виду,уметь собирать их.
Задачи: Закрепить знания о ядовитых грибах.
Развивать внимание память, познавательные интересы.
Закрепить умение различать грибы по картинам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
Оборудование и материалы : Картинки с изображением грибов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся на прогулку. А куда попробуйте отгадать сами:
Здесь растет деревьев много
Лип, осин, берез и кленов.
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже год.
Место то полно чудес,
А зовем его мы.. (лес)
Воспитатель: Правильно, ребята. А кто из вас был в лесу?
Многие дети отвечают.
Воспитатель: Вам понравилось в лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Дети, а кто живет в лесу?
Дети: Заяц, волк, лиса, сова и т.д.
Воспитатель: Что люди собирают в лесу?
Дети: Грибы, ягоды.
Воспитатель: Очень полезное занятие - собирание грибов.
Пока до грибного местечка доберешься, отлично прогуляешься на свежем воздухе. А сколько раз нагнешься, пока в лесу ходишь.
Вот тебе и гимнастика. Как же радостно, когда гриб найдешь!
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
Посмотри, - сказал мне папа,-
Ножка, а ножке - шляпа.
Ты узнал его, сынок?
Это маленький (грибок)
Дети: Грибок.
Воспитатель: Правильно, дети. Сейчас я прочитаю вам стихи про грибы.
Опенок.
«Влез опенок на пенек,
Простоял один денек,
А потом склонился,
Чуть не свалился,
Тоненький, тоненький,
Ножка- что соломинка (Алексей Прокофьев)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину!

Так выглядят грибы - опята.
Дети рассматривают гриб.
Воспитатель: А вот посмотрите, дети, как выглядит боровик.


Воспитатель: По дорожке шли-
Боровик нашли.
Боровик боровой,
В мох укрылся головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
Воспитатель: А вот посмотрите, дети, как выглядят грибы лисички и подосиновик.


Воспитатель: «По тропинке в лес пойдем,
Подосиновик найдем,
Рядом рыжие сестрички,
Величаю их - лисички
Испугался маленький грибок,
-Это кто меня толкает в бок?
Присмотрелся: пуговка головка,
Рыженькая, как у всех маслят
Отодвинься, мне расти не ловко.
Все понятно! Рядом младший брат. (Г. Глушко)
Воспитатель: Дети посмотрите, на подосиновик. Этот гриб так называют, потому-что растет он под осиной.
Воспитатель: Ребята, а на этой картинке изображены грибы лисички, они рыжие, шляпки волнистые. (По
Дети рассматривают грибы .
воспитатель :Все эти грибы съедобные.
Воспитатель: Ребята, а вот сейчас я прочитаю вам стих, который называется « Егор и мухомор»
Шел Егор через бор.
Видит: Вырос мухомор.
Хоть красив, а не беру,-
Вслух сказал Егор бору.
-Верно, ты сказал, Егор!
Так ему ответил бор.
Воспитатель: Дети, скажите, кто знает. Почему Егор не взял мухомор?
Дети: Потому что он ядовитый.
Воспитатель: Правильно ребята. Мухомор ядовитый гриб. Всего в нашей стране растет более 2500 разных грибов съедобных и несъедобных грибов. Есть среди них и очень ядовитые грибы, которые в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если по забывчивости возьмешь этими руками хлеб и будешь его кушать, то можно отравится. Почти все грибы похожи съедобные. Помните об этом ребята и будьте осторожны. Самые опасные и ядовитые грибы – мухомор, бледная поганка.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно и запомните, как выглядят ядовитые грибы.


(Дети рассматривают грибы)
Воспитатель: Ребята, а кто видел или знает, как правильно нужно собирать грибы.
(Кто-то из детей говорит, что нужно вырывать с корнем, а кто-то говорит, что нужно срезать ножом ножку гриба)
Воспитатель: Гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом,если аккуратно срезать гриб, то на следующий год на этом месте вырастет ещё один гриб и даже не один. А если вырвать гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше не вырастут.
Воспитатель: А сейчас послушайте основные правила «грибник»:
Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу, на поляне.
Ядовитые грибы не губим, ими лечатся многие животные.
Не разрывай палкой мох и листву около гриба можно повредить грибницу.
Гриб аккуратно срежь ножом, или осторожно придерживая ножку гриба, отломи шляпку.
Не бери старые грибы, оставь их насекомым.
И еще запомни, что нельзя грибы рвать около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержат выхлопных газах автомобилей.
Воспитатель: Ну что, ребята, вы запомнили правила хорошего грибника?
Дети: Да.
Воспитатель: Научили отличать съедобные грибы от несъедобных?
Дети: да
Воспитатель: Понравилось вам наша прогулка в лес?
Дети: Да

Светлана Васильева
«В осеннем лесу много грибов». Открытое занятие по рисованию в старшей группе (обучение способу «примакивание»)

«В осеннем лесу много грибов »

Тема : В осеннем лесу много грибов .

Образовательная область : «Художественное творчество» .

Тема недели : «Осень » .

Задачи :

Образовательные :

Научить изображать грибы способом «примакивание » ;

Закреплять знания детей о строении лиственного дерева и ели, их формах и цветовых оттенках (О. О. Познание) ;

Упражнять в умении располагать несколько предметов на одной ли-нии (О. О. Художественное творчество) .

Развивающие :

Расширять представления детей о явлениях природы осенью (О. О. Познание) ;

Развивать творческий подход детей к своей работе (О. О. Художест-венное творчество) .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к природе (О. О. Социализация) .

Словарная работа :

Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Осень » , «Де-ревья, грибы » , побуждать понимать участие в беседе (О. О. Коммуника-ция) .

Методические приёмы :

Проблемная ситуация, ситуативный разговор, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, беседа, рассказ, стихотворении на тему " Осень ", объяснение воспитателя, просмотр презентации, физическая минутка, показ приема примакивание .

Интеграция образовательных областей : «Художественное творче-ство» , «Социализация» , «Познание» , «Коммуникация» .

Предварительная работа :

Наблюдение за осенними деревьями и елками .

Рассматривание осеннего леса и изображение различных грибов в книжных иллюстрациях, на картинках, в календарях.

Рисование деревьев на предыдущих занятиях и в самостоятельной деятельности.

Работа с родителями : Наблюдение за природными явлениями, расти-тельным миром, осенью . Рисование осеннего леса дома с родителями. Экс-курсии по осеннему лесу вместе с родителями , изготовления грибов в виде поделки .

Виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, продук-тивная.

Материалы и оборудование :

Мультимедийное оборудование, фартуки, кисточки, бумага, эле-менты дидактической игры, иллюстрации деревьев, грибов .

Планируемые результаты :

С интересом участвует в беседе о явлениях природы осенью , по-нимает и проявляет познавательный интерес, использует в беседе знания, полученные ранее о строении деревьев;

Активно вступает в общение с воспитателем, правильно отвечая на поставленные вопросы;

Активен в процессе творческой работы, использует прием примакивания , располагает предметы на одной линии.

Чтение стихотворений про осень ;

Беседа с детьми о лесной жизни;

Показ способа изображения ;

Самостоятельная деятельность детей;

Анализ детских работ.

Ход организованной образовательной деятельности :

(Образовательная ситуация проводится в игровой форме.)

Воспитатель : (читает стихотворение)

Осень

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем ,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом .

М. Ивенсен

Воспитатель :

– Дети, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес , чтобы ещё раз полюбоваться его красотой.

Звучит тихая музыка «Времена года» А. Вивальди (музыка утихает)

Воспитатель :

-Ребята закрываем глазки : и тихонько проговариваем. Покружись, покружись и в осеннем лесу окажись . Вот мы в осеннем лесу .

– Скажите, какой лес осенью ? (красивый, разноцветный, нарядный, расписной, и т. д.)

Ребята а посмотрите как красиво в нашем лесу (группа украшена в осенний лес ) .

Ребята смотрите какие красивые листики лежат. Наверно они для нас приготовлены. Мы тихонько сядем каждый около своего листочка. Листики разноцветные осенние красивые (листья разных цветов красные, жёлтые, зелёные) .

Воспитатель :

Ребята, давайте полюбуемся красотой осеннего леса ! (психогимнасти-ка, осенний этюд ) .

Заканчивается осенний этюд . Из за ширмы выходит белочка с корзинкой (взрослый в костюме белочки) .

Белочка :

– Здравствуйте, ребята! А что вы делаете в осеннем лесу ?

Воспитатель : Ребята, кто это?

Дети : Белочка.

Воспитатель : Ребята а расскажите, где живут белочки? (рассмат-риваем дерево с дуплом)

Дети : В дупле.

Воспитатель : А чем питается белочка? (грибами , ягодами) . Рассматриваем как у белок на веточках грибы висят .

Дети : Грибами , ягодами.

Воспитатель :

– Ребята, давайте расскажем Белочке, что мы знаем о грибах .

– На какие две группы делятся все грибы ?

Дети : Съедобные и не съедобные.

Воспитатель : Ребята молодцы. Знают про грибы многое .

Воспитатель : Ребята а давайте послушаем историю белочки. Она что то хочет нам рассказать.

Белочка : Рассказала ребятам, что в их лесу выросли одни ядовитые грибы – мухоморы - несъедобные. А скоро наступит зима, и если она не запасёт на зиму хороших грибов , то будут голодать.

Воспитатель : Белочка а какие грибы нужно собрать тебе ?

Белочка : Самые лучшие грибы - белые . У них коричневые шляпки и белые ножки.

Воспитатель : Ребята давайте посмотрим на большом экране грибы . (слайдовая презентация) .

Воспитатель : Ребята давайте поможем белочке запастись на зиму.

Дети : Очень рады помочь белочке (соглашаются) .

Воспитатель : Ребята, а как мы можем помочь белочке?

Дети : Собрать грибы , сходить в лес, нарисовать . (если нет предло-жения нарисовать грибочки , то воспитатель предлагает сам.)

Воспитатель : "Не горюй, белочка, мы с ребятами тебе поможем. Нарисуем тебе много грибочков ". А для этого нам надо вернуться в дет-ский сад. Отправляемся в детский сад. А белочка пойдёт вместе с нами.

Физическая минутка :

По маленькой дорожке, по маленькой дорожке

Шагают наши ножки.

Через яму прыг, через яму прыг.

Через лужу скок, через лужу скок.

Шли мы, шли и до группы нашей дошли . (пришли в группу , садимся за столы)

Воспитатель :

Ребята, мы с вами уже рисовали осенний лес в котором живет бе-лочка. Посмотрите под деревьями растет травка?

Дети : Да.

Давайте нарисуем на травке грибочки для белочки . Садимся за столы : А я сейчас покажу вам, как нарисовать белые грибы .

Воспитатель : Вот осенний лес (показываю рисунок) .

Тут у меня изображена травка (показываю на рисунке) .

Я возьму кисточку и окуну её в белую краску и сразу примакиванием нарисую много ножек грибов .

Ножки получились прямыми (показываю и проговариваю приемы изображения, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге).

А теперь я хорошо промою кисточку, (показываю как) окуну её в ко-ричневую краску и пририсую к ножкам шляпки.

Ножки стоят, а шляпки лежат на них (показываю горизонтальный мазок) .

Воспитатель : Ребята приступаем к работе. А белочка будет нам помогать.

Дети : Рисуют (воспитатель помогает) .

Белочка : хвалит грибы на рисунках , благодарит за помощь ребят.

Белочка зовёт несколько детей помочь им найти крепкие белые грибы .

Белочка вместе с детьми помещает рисунки на стенд (обсуждения ри-сунков) .

Рефлексия :

Ребята как мы помогли белочке?

Что рисовали ?

Куда ходили?

Что понравилось больше всего?

Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию «Грибная поляна»

Цели и задачи:

Образовательные :

Закреплять умение детей изображать грибы на поляне в осеннюю погоду;

Закреплять навык детей передавать в рисунках характерные особенности грибов, располагать грибы на весь лист бумаги, на разном расстоянии («далеко» и «близко» , небольшими группами;

Развивающие:

Расширять представления детей о явлениях природы осенью; о жизни ежей в лесу; - развивать творческий подход детей к своей работе.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать самостоятельность, творчество.

Материалы и оборудование: кисточки, листы бумаги, иллюстрации, грибов , акварельные краски, муляжи грибов, игрушка Ёж.

Ход занятия:

Воспитатель : (читает стихотворение) Осень.

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

М. Ивенсен

Воспитатель :

Дети, сегодня чудесный день, хотите ли вы со мной отправимся на прогулку в осенний лес, чтобы ещё раз полюбоваться его красотой.

Воспитатель :

Ребята, послушайте загадку : Это кто в траве шуршит

И забавно так фырчит,

Весь в иголках, не возьмёшь?

Кто же это, дети? (Ёж)

Воспитатель : Ребята, а расскажите, где живут ежи? (Ответы детей) .

Воспитатель : А чем питается ежи? (грибами, ягодами, жучками, насекомыми и т. д.) .

Воспитатель:

Ребята, давайте расскажем Ёжику, что мы знаем о грибах.

Какие части у гриба есть? (шляпка, ножка, а как называются корни гриба? (грибница) .

На какие две группы делятся все грибы?

Дети : Съедобные и не съедобные.

Воспитатель : Ребята молодцы. Знают про грибы многое.

Воспитатель : Ребята, а давайте послушаем историю ёжика. Он что- то хочет нам рассказать. Ёж рассказал, что в их лесу выросли одни ядовитые грибы – мухоморы и поганки. А скоро наступит зима, и если он не запасёт на зиму хороших грибов, то будут голодать.

Воспитатель : Ёжик, а какие грибы нужно собрать тебе?

Белочка : Самые лучшие грибы - белые . У них коричневые шляпки и белые ножки.

Воспитатель : Ребята давайте поможем ежу запастись на зиму.

Дети : Очень рады помочь ёжику (соглашаются) .

Воспитатель : Ребята, а как мы можем помочь ёжику?

Дети : Собрать грибы, сходить в лес, нарисовать (если нет предложения нарисовать грибочки, то воспитатель предлагает сам.)

Воспитатель : «Не горюй, ёжик, мы с ребятами тебе поможем. Нарисуем тебе много грибочков».

Физ. минутка :

По маленькой дорожке, по маленькой дорожке

Шагают наши ножки.

Через яму прыг, через яму прыг.

Через лужу скок, через лужу скок.

Шли мы, шли и до группы нашей дошли (пришли в группу, садимся за столы)

Воспитатель : А сейчас предлагаю превратиться в художников. Мы с вами уже рисовали, и осенний дождь, и сильный ветер, и хорошую солнечную погоду, а сегодня нарисуйте погоду по вашему желанию. Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения осени в лесу. (методом тонирования)

Воспитатель поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности. Что - бы продолжить работу, нужно немного времени для того чтобы подсохли наши осенние полянки. А мы тоже отдохнём и поиграем «Весёлые лужицы» .

Кто сказал, что осень

Грустная пора?

Радостно по лужам

Скачет детвора.

Жёлтые листочки

В воздухе кружат.

По стеклу дождинки

Весело стучат.

Если светит солнышко,

Можно нам гулять :

Бегать, веселиться,

Прыгать и скакать

Если туча хмурится

И грозит дождём,

Спрячемся под зонтиком

Дождик переждём. (Дети выполняют движения)

Воспитатель уточняет приёмы рисования грибов «примакиванием» (надо взять кисточку и окунуть её в белую краску и сразу примакиваем, нарисуем много ножек грибов). Ножки получились прямыми (показываю и проговариваю приемы изображения, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге).

А теперь я хорошо промою кисточку, окуну её в коричневую краску и пририсую к ножкам шляпки.

Ножки стоят, а шляпки лежат на них (показываю горизонтальный мазок) .

Воспитатель : Вот и готовы наши работы. Ёж хвалит грибы на рисунках, благодарит за помощь ребят.

Итог занятия : Ребята, где мы сегодня побывали? Кому и чем мы помогли? Что понравилось больше всего?


Обучение изобразительной деятельности является важной составляющей образовательной программы детского сада. Рисование, лепка и аппликация - любимые занятия детей, тяга к творчеству сильнее год от года. Получая положительные эмоции от процесса создания поделок, ребята одновременно развивают необходимые в будущей школьной жизни умения. К возрасту 6–7 лет мелкая моторика дошкольников хороша развита, появляются способности к прогнозированию и анализу, к выявлению взаимосвязей между предметами явлениями окружающего мира. На занятиях по изобразительной деятельности детям предоставляется максимальная свобода выбора в выполнении задания: самостоятельное продумывание замысла, планирование действий к его выполнению, определение техники исполнения, необходимых инструментов и материалов. Сегодня мы расскажем, как должно проходить занятие по теме «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детишек.

Подготовка к занятию по рисованию на тему «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детского сада

Рисование является одной из основных форм творческой деятельности ребёнка. Проводившиеся в детском саду занятия служат гармоничному и эмоционально позитивному развитию дошкольника, готовят к начальной школе и развивают личностные качества. Работа с кисть, карандашами и фломастерами развивает мелкую моторику и готовит кисть руки к освоению важному для будущей жизнедеятельности навыку - письму. На занятиях рисованием ребёнок получает знания о цветах и оттенках, учится видеть красоту в различных цветовых сочетаниях. Развивается пространственное мышление, закрепляются понятия композиции и перспективы. Активизируются образная память и мыслительные процессы.

Занятие по рисованию в подготовительной группе

Задачи обучения рисованию в подготовительной группе

  1. Развитие эстетических чувств: цветовое и композиционное восприятие предметов, чувство формы, ритма, пропорции. Направляя детей на конкретное зрительное восприятие объектов, педагог должен научить видеть предметную красоту, неповторимые свойства предметов.
  2. Развитие пространственного мышления, закрепление композиционных способностей. Старшие дошкольники должны уметь создавать трёхплановую композицию.
  3. Обучение выделению основных или наиболее значимых свойств предмета при помощи выделения цветом, размера изображения, расположения на переднем плане рисунка.
  4. Развитие навыка рисования по представлению (на темы окружающей действительности, по мотивам сказок).
  5. Побуждение к самостоятельной творческой деятельности, активизация воображения ребёнка.

Воспитанники подготовительной группы знакомы с основными видами рисования и используют различные техники и приёмы для реализации творческого замысла:

Для темы «Грибы и ягоды» в подготовительной группе наиболее актуально предметное рисование с натуры или по представлению: «Еловые ветки», «Гроздь рябины», «Мухомор», «Грибы в лесу», «Семейка опят» и т. д. Ребята отрабатывают навыки создания композиции, расположения предметов на листе бумаги, учатся заполнять рисунком весь лист, создавать необычный фон. Рисование с натуры будет основным методом в школе. В подготовительной группе перед воспитанниками не ставится задача в изображении объёма предмета или создания светотени. Цель в обучении детей 6–7 лет состоит в научении выделять особенности предмета перед ними и отображать их в рисунке: форма предмета, его частей, соотношение деталей с основной фигурой. Анализирование предмета и передача его деталей успешно осуществляется детьми 6–7 лет при близком расположении предмета. Результативно проходят занятия, имеющие в основе игровой элемент. Например, перед каждым воспитанником кладётся на столе веточка рябины, которую по заданию нужно нарисовать с натуры. Каждый изучает только свою веточку, выделяет и изображает её особенности (одна или две грози ягод, раздвоенная веточка, количество листьев, свежая или пожухшая листва). В конце занятия воспитатель собирает веточки и кладёт их на общий стол, предлагая ребятам найти по рисункам, кто какую ветку рисовал.

Часто выполняются работы на эту тему способом сюжетного рисования: «Снегири клюют рябину», «Белка прыгнула на ветку», «Грибной ёжик», «Кто спрятался под грибком» и т. д. Воспитанники подготовительной группы учатся изображению характерных движений птиц и животных, продумывают небольшие сюжетные сценки. В декоративном рисовании также используются грибы и ягоды в создании растительного орнамента на заготовке.

В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).

Техники и приёмы рисования

Рассмотрим в виде таблицы, какими приёмами должны овладеть старшие школьники в рамках обучения рисования в подготовительной группе:

Чем создаётся рисунок Техника и приёмы рисования
Карандаши, фломастеры Создание наброска: лёгкой линией, без нажима на лист бумаги переносятся контуры предмета.
Регулирование нажима карандаша.
Создание штриховки с различной степенью нажима и размаха без выхода за контуры изображения.
Использование цветных фломастеров для рисования контуров и деталей предметов.
Краски: акварель, гуашь Смешивание красок на палитре.
Размывание краски на большой поверхности.
Накладывание штрихов и мазков по форме предмета.
Примакивание (наложение вертикальных мазков).
Рисование кончиком кисти (наложение линий или тычков).
Рисование по влажному фону.
Сухая пастель Освоение графической техники рисования (пастелью одного цвета).
Создание основного тона растушёвкой, при помощи жёсткой кисти.
Рисование плавных линий.
Развитие аккуратности при рисовании пастелью: придерживание листа бумаги в процессе рисования, стряхивание пыли на салфетку.

По теме «Грибы и ягоды» проводятся занятия по нетрадиционным техникам рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.

Примеры рисунков грибов, ветвей и ягод, выполненных в нетрадиционных техниках

Рисование отпечатками Граттаж Кляксография Пальчиковая живопись Монотипия Кляксография Пальчиковая живопись Рисование воском и акварелью Точечное рисование Рисование мелками на наждачной бумаге Метод «тычка»

В процессе образовательной деятельности должен осуществляться личностно-ориентированный подход. При подготовке к проведению занятий по рисованию в подготовительной группе воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Это степень владения конкретными приёмами рисования, умение работать в смешанных техниках, степень вовлечённости в коллективную деятельность. К осуществлению поставленной в начале занятия цели должны прийти все воспитанники. К тем, у кого возникают трудности в процессе создания рисунка, воспитатель применяет форму индивидуального показа. Успевающим воспитанникам дополнительно дают задания по украшению готового рисунка или оформление общей композиции в подгруппе (создание панно на листе ватмана).

Личностный подход реализуется через свободу выбора воспитанниками материалов для рисования. Детям должен быть предоставлен доступ к наборам бумаги, карандашей и фломастеров, красок и мелков. Старшие дошкольники, опираясь на оценку своих возможностей, вправе выбрать самостоятельно технику рисования для выполнения поставленной задачи.

Главное в осуществлении личностно-ориентированной концепции обучения - предоставление свободы замысла. Ребёнку предоставляется тема, которая предполагает активизацию воображения. Особенно располагает к фантазированию сюжетное рисование: ребёнок придумывает образы для рисунка, ситуацию, взаимосвязь предметов.

Варианты индивидуальных и коллективных композиций по теме «Ягоды и грибы»

Тема занятия Форма организации занятия Обучающие и развивающие задачи Техника и приёмы рисования
«Ветка рябины» Индивидуальная. Формирование умения рисовать с натуры, анализировать предмет и выявлять его характерные особенности.
Развитие композиционных навыков.
Рисование акварелью.
Оттачивание приёмов рисования кистью (всем ворсом/щетиной и кончиком).
«Грибной ёжик» Индивидуальная. Формирование художественного мышления, развитие воображения.
Создание предварительного наброска простым карандашом.
Создание фона.
Проработка деталей (штриховка, линии, мазки, тычки).
«Грибная поляна» Коллективная. Развитие композиционных навыков.
Формирование понятия о перспективе (передний и дальний план).
Закрепление навыка предметного рисования с передачей характерных особенностей предметов.
Рисование на общем листе ватмана подгруппами.
Приём примакивания кистью (грибы).
Способ рисования мятой бумагой (трава).
Индивидуальная. Закрепление навыка предметного рисования.
Развитие зрительного восприятия.
Как правило, в подготовительной группе занятие на эту тему проводится в технике пальчиковой живописи:
Рисование вертикальных линий - длинных и коротких.
Рисование точек.
«Грибы в лесу» Коллективная. Активизация процессов памяти и внимания.
Закрепление навыка предметного рисования.
Рисование в подгруппах.
Рисование карандашами:
Штриховка в пределах контуров наброска с различной степенью нажима.
Создание контуров цветными фломастерами.
«Кто спрятался под грибком» Индивидуальная.
Активизация памяти, воображения.
Рисование в смешанной технике - акварелью и гуашью.
Заготовка фона.
Рисование по влажному фону.
Рисование мазками разной направленности.
Проработка мелких деталей тонкой кисточкой.
«Снегири на ветке рябины» Индивидуальная. Развитие навыка сюжетного рисования.
Активизация образной памяти, развитие умения анализировать и прогнозировать.
Рисование гуашью:
Заготовка фона.
Рисование мазками.
Прорисовка деталей тонкой кисточкой.
«Сказочный гриб» Индивидуальная. Развитие навыка рисования по представлению.
Активизация воображения.
Рисование цветными карандашами:
Создание наброска.
Продумывание фона.
Штриховка с различной степенью нажима.
Прорисовка деталей (возможно, фломастером).

Мотивирующее начало занятия на тему «Ягоды и грибы»

Обязательным этапом занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе является мотивирующее начало. Оно создаёт эмоционально позитивную атмосферу, активизирует образную память воспитанников, расширяет знания детей об окружающей действительности, настраивает на последующий творческий процесс. В качестве мотивирующего материала в начале занятия по рисованию используются:

  • Наглядный материал: тематические плакаты, карточки, иллюстрации в книгах, игрушки и фигурки.
  • Чтение стихотворений, сказок, пословиц и поговорок, отрывков из прозаических художественных произведений по теме занятия.
  • Проведение беседы.
  • Создание проблемных и игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
  • Использование технических средств: прослушивание аудиозаписей, показ слайдов на проекторе.

Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Грибы и ягоды»

Тема занятия Мотивирующее начало
«Сказочный гриб» Прослушивание пословиц о грибах:
Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.
Весна красна цветами, а осень - грибами.
Ягоды любят день, грибы - ночь и тень. и др.
Беседа с воспитанниками: как они понимают ту или иную пословицу, где растут грибы, какую погоду они любят и т. д.
Разучивание с воспитанниками скороговорки о грибах.
«Ветка рябины» Создание сюрпризного момента :
В гости к ребятам приходит белочка (медвежонок, заяц, ёжик или другой лесной зверь). Она принесла ребятам в подарок букет из рябиновых веток. Белочка раздаёт ребятам по веточке и замечает, что у них на столах лежат листы бумаги, кисточки и краски, а смогут ли ребята нарисовать ветки рябины? После выполнения задания белочка обещает провести с ребятами игру «Найди свою веточку в букете».
«Грибная полянка» В начале занятия воспитатель загадывает детям загадки о грибах и прикрепляет к доске картинки с изображением отгадок (либо ставит на стол фигурки отгаданных грибов).
Проведение беседы о грибах: где растут, какие места любят определённые грибы, какие грибы несъедобные. Детям даётся задание разделить на две группы изображения грибов - на съедобные и ядовитые.
Физкультминутка «За грибами».

Составление конспекта занятия по рисованию на тему «Грибы и ягоды»

Временной план занятия по рисованию в подготовительной группе

Длительность занятия по рисованию с воспитанниками 6–7 лет составляет не более 30 минут.

  • Организационный момент 1–2 минуты.
  • Мотивирующее начало 6–7 минут.
  • Практическая работа 15–17 минут.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов 1 минута.

Каждое проведённое занятие воспитатель анализирует по следующим критериям:

  • Достижение цели занятия.
  • Выполнение образовательных и воспитательных задач.
  • Эмоциональный настрой воспитанников на каждом этапе занятия (чем было обусловлено то или иное состояние детей).
  • Наличие задержек на каком-либо этапе занятие: выявление причины и пути коррекции в последующей образовательной деятельности.
  • Анализ работ воспитанников: какие приёмы рисования требуют дополнительного закрепления.
  • Самоанализ работы педагога: какие обучающие методы и приёмы были эффективны в проведении занятия, какие нет.

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему «Ветка рябины».
Создание рисунка с использованием различных приёмов (примакивание, тычок, рисование концом кисти, элементы пальчиковой живописи). Задачи Создать комфортные условия для позитивной творческой деятельности.
Совершенствование навыков рисования акварельными красками.
Закрепление навыка смешивания красок на пластиковой палитре или листе бумаги.
Развитие чувства прекрасного через наблюдение объектов природы. Ход занятия Воспитатель зачитывает стихотворение о красавице рябинке. Рассказывает ребятам об особенностях строения этого дерева и как меняется цвет его листьев с наступлением осени.
Изучение и обсуждение наглядного материала - картинки с изображением рябины в разные времена года.
Практическая часть:
Тонирование листа бумаги при помощи краски и кусочка поролона.
Пока бумага сохнет, воспитатель ещё раз рассматривает с ребятами изображение ветки рябины, обсуждают особенности строения, формы ягод и листьев, цветовые качества.
Рисование кистью веток и листьев, кончиками пальцем - ягод рябины.
Прорисовывание мелких деталей кончиком кисточки: прожилки листьев - штрихами, серединки ягод - точками.
Демонстрация и анализ готовых работ.
Благодарность воспитанникам за проделанную работу.

Порядок выполнения рисунков на тему «Грибы и ягоды»

Воспитанники подготовительной группы активно развивают умение следовать устным инструкциям педагога. Поэтому до выполнения ребятами практической части задания воспитателю стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать пейзаж, и путём наводящих вопросов и подсказок подвести их к рекомендуемому порядку действий. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки. Для тех ребят, у кого возникают затруднения с выполнением задания, могут быть предложены карточки со схематическими инструкциями по рисованию предметов. Прямой показ действий для воспитанников подготовительной группы педагог осуществляет только в случае выполнения особо сложного элемента или индивидуально в ситуации крайнего затруднения у воспитанника.

«Ветка рябины»

Создание наброска Создание наброска Раскрашивание штриховкой Рисование штриховкой листьев Процесс штриховки Закрашивание контуров ягод Раскрашенная кисть Процесс обведения контуров ветки Прорисовка контуров Прорисовка прожилок листьев Обведение контуров ягод Кисть с обведёнными ягодами Рисование сердцевин ягод (крестиками или звёздочками) Кисть с прорисованными сердцевинками Прорисовка сердцевин точками Готовая работа

«Рябиновая ветвь»

Рисование наброска простым карандашом Обведение контуров ветви Раскрашивание ветви Обведение контуров и раскрашивание листьев Раскрашенная ветвь и листья Обведение контуров ягод Раскрашивание ягод Раскрашенная ветвь и грозди рябины Рисование прожилок Рисование сердцевин ягод (крестиками) Промежуточный этап рисования Прорисовка мелких деталей Готовая работа

«Грибной ёжик»

Создание акварельного фона Пока фон сохнет, рисуем тело ёжика Штрихами рисуем травку Рисуем лапки ёжика Рисуем мордочку и нос Наносим коричневые штрихи - иголки Наносим штрихи чёрной краской Гуашью рисуем ножки грибов Рисуем шляпки грибов Даём гуаши высохнуть Кончиком кисти обводим ножки грибов На ёжике грибы тоже обводятся Готовая работа

«Кто спрятался под грибком»

Рисуем акварельной краской фон неба Плавным переходом рисуем траву По мокрому фону рисуем тучи на небе Рисуем штрихами по мокрому акварельному фону капли Рисуем штрихами по мокрому акварельному фону траву и листочки Гуашью рисуем ножку гриба Гуашью рисуем шляпку Рисуем туловища и головы жучков Дорисовываем кончиком кисти усики и лапки жуков Кончиком кисти прорисовываем детали Готовая работа