Особенности семейного воспитания в приемной семье. «Особенности воспитания приемных детей

Хэллоуин

Трудности в отношениях между родителями и детьми - тема вечная. Обиды, претензии, недоговоренность, непослушание, непонимание. И это возникает между родными людьми. А если ребенок не родной? Если он недавно появился в семье? Какие трудности в отношениях с приемными детьми возникают чаще всего? Можно ли выстроить с ними отношения и полюбить, как родных? Как помочь приемному ребенку?

Усыновление ребенка в младенчестве

Когда происходит усыновление ребенка в младенчестве, родителям намного проще адаптироваться к своей роли - им проходится пройти все этапы нормального родительства с бессонными ночами, первыми зубами, шагами, словами. Соответственно, те трудности, которые возникают в процессе роста и взросления могут восприниматься членами семьи, как естественные, “свои”.

Усыновление детей в 5-6 лет

Если усыновление происходит, когда ребенку 5-6 лет и больше, с одной стороны - мама с папой получают готового человечка, избежав трудностей раннего возраста. С другой стороны - они сталкиваются с новой, чужой системой, которая пока не вписалась в семейную структуру. И вот на этом этапе возникает большая часть проблем.

  • Во-первых, необходимо помнить, что если Вы усыновили или взяли под опеку ребенка из детского дома, то первое время он будет вести себя идеально. Но это не говорит о том, что он именно такой и что всегда все будет безоблачно. Самый большой страх приемных детей - что их вернут обратно. Именно поэтому первый месяц или больше они стараются изо всех сил быть идеальными, покладистыми, послушными. Они стараются таким образом заслужить любовь новых папы и мамы. Но постепенно они привыкают, расслабляются и начинают вести себя естественно, так как умеют, как привыкли. Многие приемные родители на этом этапе пугаются и хотят отказаться от ребенка. Важно помнить, что именно этот момент является самым ценным для будущих отношений. Смена поведения ребенка говорит о том, что он адаптировался в доме и достаточно доверяет, чтобы показать себя таким как есть. И именно в этот момент у Вас появляется возможность узнать друг друга по настоящему и учиться жить вместе.
  • Во-вторых - если Вы решились на усыновление, Вам придется пройти за короткое время тот этап, на который у других семей с родными детьми уходят годы и поэтому стресс для обеих сторон - явление естественное.
  • В-третьих - неудачи возможны, как и ошибки, и моменты отчаяния, и у Вас и у ребенка. Очень важно заручиться поддержкой психолога и социального работника и выполнять их рекомендации.

Основные трудности на пути к полноценной семье с приемными детьми

1. Ожидание, что ребенок будет ценить то, что его забрали из детского дома и за все благодарить. Многие родители при малейшей ссоре напоминают о своем “героическом поступке”, погружая тем самым ребенка в чувство вины. Следом за этим обычно идет реакция агрессии, так как долго находится в чувстве вины невозможно. Агрессия может выливаться на приемных родителей, братьев или сестер, домашних животных или на самого себя. Вспомните о том, что благодарности надо учить. Кто мог сделать это в детском доме? В семьях с родными детьми это не всегда получается успешно. Поэтому запаситесь терпением и учите. И возьмите себе за принцип - никогда не напоминать ребенку, что Вы его взяли и он должен быть за это благодарен. Ведь это Вы решили, что Вам нужен приемный ребенок. Не стоит навязывать ребенку чувство вины чтобы сделать его послушным и удобным.

2. У ребенка нет четкого понимания своей роли и своего места в семье. Чем безопаснее мы себя чувствуем, тем позитивнее относимся к миру и людям. Основа безопасности - “собственное место”, комната или кровать, стол, где можно делать уроки, полки в шкафу. Если этого у ребенка нет, то у него может возникнуть ощущение, что он тут временно. А зачем стараться и что-то строить, если ты все равно уйдешь отсюда? Если в семье есть другие дети, родные, то приемный ребенок начинает сравнивать себя с их положением и чувствует себя ущербным. Ему может казаться, что их любят больше, они имеют привелегии. А подобные мысли не способствуют послушанию и согласию в семье. Задача родителей - сразу дать приемному ребенку ту безопасность, на которую он вправе расчитывать. Равные обязанности и права по сравнению с другими членами семьи. Освобождение от нагрузки тоже не способствует чувству безопасности. Это сигнал, что “меня не приняли всерьез”.

3. Страх, когда у ребенка начинает всплывать травматичные переживания из прошлого. Если Вы решаете усыновить ребенка из детского дома, то должны предполагать, что ему/ей пришлось пройти через травмирующие, болезненные события. Просто так никто в детском доме не оказывается. У ребенка, попавшего в Ваш дом пока нет иного опыта, кроме прошлого. Проигрывание с игрушками (агрессия и жестокость), нанесение себе повреждений, истерики, необоснованные страхи перед какими-то событиями или процедурами - это все сигналы о том, что там внутри травма и это очень больно. Самостоятельно с этим справиться, усилием воли изменить подобное поведение ребенок не сможет. Необходима помощь психолога или психотерапевта, который поможет ребенку отреагировать боль, а Вам почувствовать себя более уверенно.

Если Вы готовитесь к тому, чтобы взять опеку над ребенком или усыновить его, начните с самого начала посещать “школу приемных родителей”. Занятия ребёнка с психологами и социальными работниками, понимание ответственности и психологии детей, которые находились до усыновления в детском доме помогут Вам еще раз взвесить все “за и против” этого решения, подготовится к своему родительству и дадут возможность, впоследствии, не пугаться трудностей, а наслаждаться тем, что у Вас есть ребенок, а строить с ним отношения - это интересно.

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей - приемный ребенок не слушается:

«Васе было два года, когда мы усыновили его. Сейчас ему семь. Он был здоровый, веселый малыш, сразу нам понравился. Мы прошли обучение по воспитанию детей приемными родителями. Все было хорошо. Проблемы начались, когда он пошел в детский сад. Не хотел идти туда, закатывал истерики, упрямился. Потом стал воровать игрушки других детей и приносить их домой. Прятал эти игрушки под матрасом. Как же было стыдно перед родителями этих детей!

Заставляли его просить прощения! Приходилось обыскивать его каждый раз, когда забирали из детского сада. Не слушался, что ни просили, все делал наоборот. Даже одежду пачкал специально. Мы разговаривали с ним по-хорошему, но он не понимает. В угол ставили, наказывали ремнем иногда. Лишали компьютера. Ему все равно, он даже еду стал воровать и прятать.

Сейчас пошел в первый класс. Украл деньги, стащил из шкафа. Купил на них сладости и съел. Мы долго выясняли, куда он дел деньги, пришлось выбивать из него слова ремнем. Нашли обертки от шоколада - спрятал за столом. Тогда поверили, что на сладости потратил. В магазинах он тоже ворует. В школе учиться не хочет, грубит учительнице, к другим детям проявляет агрессию. Учительница застала его и мальчика из старшего класса с сигаретой. Ему всего семь, а он уже курит! И уже вор! Что делать? Мы не можем справиться с ним!»

Родные и приемные дети - есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился - не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы. К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется. Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее - это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания. Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен. Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями - отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын - малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно. Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными. Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем - они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики. Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие. Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей - «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики - как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта. Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше. Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь , совместное семейное чтение - это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику. Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство - это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать . Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, - это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него - можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками. Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор. Психически больных детей усыновлять нельзя - их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям , начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на 16 Июн, 2018

Приемные родители зачастую стремятся подарить ребенку все те чувства, которых он был лишен все то время, когда находился в доме ребенка. Главное, чтобы любовь родителей не переросла во вседозволенность.

Адаптация приемного ребенка к новой семье может происходить по-разному. Приемный ребенок определенное время слушается своих новых родителей во всем, а потом наоборот, становится непослушным. Поэтому, не будет ничего страшного если вы сделаете замечание ребенку о его плохом поведении сразу, несмотря на то, что он вынес немало страданий в своей «прошлой жизни». Приемные родители должны помнить о том, что, например, в доме ребенка малышам, как правило, делают замечания резко, зачастую криком. И, естественно, что приемный ребенок иногда не реагирует на ваши замечания, сделанные спокойным и ровным голосом. Выход из этой ситуации прост: покричать вы всегда успеете, поэтому попробуйте несколько раз повторить свое замечание ровным голосом, при этом глядя малышу в глаза. Воспитание приемного ребенка будет качественнее, если новые родители будут личным примером показывать как правильно поступать в той или иной ситуации, а как неправильно.

Адаптация приемного ребенка в новой семье будет связана с еще одной проблемой: с вещами ребенка, с его игрушками, с одеждой. Дело в том, что в доме ребенка у малышей, как правило, не бывает много своих собственных вещей. Например, курточка или шапочка, в которой сегодня гулял малыш, завтра может быть обета на другого ребенка. Оказавшись в новой семье, приемный ребенок просто не сможет определенное время понять: А почему нельзя брать ту или иную вещь? Поэтому задачей новых родителей будет объяснить, терпеливо и доходчиво, что теперь это личная вещь ребенка, а «эта шапочка» другого ребенка и ее брать нельзя.

Воспитание приемного ребенка может быть связано с еще одной проблемой: «бесстрашием» малыша. Приемные дети очень часто начинают лезть куда им не следует и брать дома и на улице все подряд. Такое поведение малыша объясняется тем, что у него просто отсутствует какой-либо опыт обращения с потенциально опасными предметами. Приемные родители должны быть очень бдительны и постоянно объяснять малышу, что можно брать, а что опасно и лучше это не трогать

Некоторые приемные родители сталкиваются в процессе воспитания с тем, что малыш начинает требовать к себе внимания от всех окружающих, даже незнакомых ему людей. Такое поведение легко объяснить. Ребенок, который привык что до него никому нет дела, вдруг видит, что в новой семье он стал центром внимания. Приемные дети в такой ситуации хотят как бы получить внимание на будущее, как бы впрок. Что делать в такой ситуации? Да ничего, просто пережить это время и все встанет на свои места.

Воспитание приемных детей требует от новых родителей повышенного внимания во время прогулок в общественных местах. Дело в том, что приемные дети очень часто обращают внимание на окружающих, которые им улыбаются, и ребенок запросто может куда-то пойти с чужыми дядей или тетей. Такое поведение объясняется тем, что малыш, во-первых, привык в доме ребенка безоговорочно слушаться взрослых, а, во-вторых, малышу просто нравится, что на него обращают внимание. Ведь раньше он этого не ощущал. Поэтому, находясь в общественном месте или просто на улице приемные родители не должны ни на секунду терять бдительность.

Адаптация приемного ребенка в новой семье моет быть связана с проблемами со сном малыша. В данном вопросе нет какого-то единого мнения. Каждый ребенок – это личность, индивидуальность. Приемный ребенок, в идеале должен засыпать в своей комнате. Но такое возможно не всегда, поэтому пробуйте разные варианты засыпания и, в конце концов, решение проблемы будет найдено.

Приемные родители, рано или поздно, зададутся вопросом: а правильно ли проходит адаптация приемного ребенка в семье? Конечно, самым лучшим вариантом в решении данного вопроса является помощь и консультация специалиста. Ну, а как быть, если приемные родители не имеют возможности консультироваться с психологом? Специалисты выделяют несколько признаков, по которым можно определить, что адаптация приемного ребенка проходит правильно.

Приемные родители должны обращать внимание на мимику ребенка. Если мимика приемного ребенка стала более живой, то значит, процесс адаптации проходит правильно. Приемный ребенок должен проявлять интерес к окружающему. Малыш должен активно брать различные предметы, изучать их на сенсорном уровне. При возникновении стрессовой ситуации малыш прячется за вас, ищет поддержки именно у родителей – это также признак того, что вы все делаете правильно и стали близки приемному ребенку.

Адаптация приемного ребенка проходит правильно, если малыш начинает проявлять свою волю и характер: он отказывается от чего-то, у него появляется любимая еда, любимые занятия, любимые игрушки. Успех адаптации и воспитания проявляется также в том, что приемный ребенок во время разговора не боится смотреть вам в глаза, а когда его спрашивают: где его родители, сразу же, не теряясь, указывает на вас. Если во время игры на детской площадке малыш периодически ищет вас глазами, отвечает отказом на разнообразные предложения и заигрывания посторонних, то это означает, что вы все делаете правильно. И последнее, если приемный ребенок понимает ваши запреты, которые сказаны спокойным голосом, то это означает, что взаимопонимание между вами и ребенком найдено.

ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

Осипова Ю.Н. педагог-психолог

Разработка занятия

« Особенности воспитания в приемной семье»

Целевая аудитория: приемные родители, опекуны.

Цели и задачи:

    рассмотреть понятие «родительство»,

    привести к осознанию родителями личностных ресурсов, способствующих успешному воспитанию детей;

    формировать навык активного слушания;

    организовать активное взаимодействие между участниками занятия с целью обмена опытом воспитания.

Методическое обеспечение: ролевая игра, психодрама, проблемно-ориентированная беседа.

Организационное обеспечение: просторное помещение с возможностью размещения участников в кругу, блокноты, ручки, фотоаппарат

Продолжительность занятия: 2 часа.

Содержание:

1. Упражнение «Ассоциации».

Цель : осознание содержания понятия «родительство».

Участники втечение 2-3 мин. пишут ассоциации к слову «родительство», затем идет обсуждение в группе. Разговор о содержании родительства ведется по схеме:

    Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение?

    Каких моментов вы указали больше: положительных или отрицательных?

    Какие факторы влияют на исполнение родительской роли (родительская семья, друзья, мораль общества и т.д.)?

    Являются ли наши родительские роли (моя и моего супруга) согласованными, в каких сферах воспитания, в каких вопросах чаще возникают разногласия?

    Что делает вашу семью сильной и защищенной?

2. Упражнение «Скульптура семьи».

Цель: активизация процесса анализа приемными родителями собственного опыта внутрисемейных отношений.

Кто-либо из группы представляет всех членов его семьи в виде фотографии или скульптуры. Далее следует обсуждение с группой и участниками скульптуры.

3. Упражнение «Зеркало».

Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои личностные затруднения в сфере родительства, собственное эмоциональное отношение к этой сфере жизни.

Участникам дается задание поделить лист бумаги на две части и закончить предложения.

В первой части: «В родительстве мне нравится...», во второй части: «В родительстве особенно трудно и неприятно...».

Групповое обсуждение строится по схеме:

Какие проблемы я выделяю?

Какова моя роль в возникновении проблем?

Как изменится ситуация, если проблема будет решена?

Какие затруднения мне показались неожиданными?

Как можно решить данные проблемы?

Чего больше в родительстве, радостей или огорчений?

В чем наши сильные стороны, которые делают семью защищенной?

4. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций с использованием техник Я - сообщения и активного слушания.

Примеры проблемных ситуаций, предложенных приемными родителями:

Ситуация № 1: Мама обратилась с вопросами по поводу того, как ей лучше вести себя с девочкой подростком 15 лет Проблема, со слов матери, состояла в том, что девочка проявляет неадекватность в выборе одежды, не слушает ее советов, делает все наоборот. Мама была обеспокоена желанием приемной дочери пойти на выпускной вечер в школе в джинсах и футболке.

Участница была включена в ролевую игру, в которой должна была играть роль ребенка, другой участник - роль родителя. В результате игры мама пришла к пониманию причин поведения подростка, среди которых: конфликтные взаимоотношения в классе, желание выделиться из окружения, п ротест в ответ на непонимание со стороны матери. В процессе разыгрываемой беседы и последующего обсуждения с другими участниками семинара и психологами была разработана стратегия дальнейшего поведения матери по отношению к дочери.

Ситуация № 2: Приемный родитель обратился с вопросом о том, как вести себя, если в семье 3 девочки возраста 3 лет, 8 лет и 9 лет. В семье часто возникают конфликты по поводу уборки в доме. Для ответа на вопрос ведущими была организована проблемно-ориентированная беседа между участниками с целью: найти выход из ситуации. Результат беседы: снятие напряжения у родителя, снятие ощущения уникальности проблемы, возможность ознакомиться с опытом решения сходной проблемы другими родителями и решение ввести в семье ряд правил и традиций, обязательных для исполнения всеми членами семьи, организовать эффективную систему поощрений и наказании для детей, формировать культуру отношений к бытовым обязанностям.

В ходе занятии родителям были даны следующие рекомендации:

Адаптация в семье требует времени. Процесс вживания приемного ребенка в семью зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребенка, прежде всего его возраста, характера и предшествующего опыта. Чтобы помочь, важно создать благоприятную семейную обстановку. Ребенок должен почувствовать себя полноправным членом новой семьи. Ребенок должен внутренне согласиться с действительностью. Желательно с приходом ребенка в приемную семью начать создание ее «традиций», которые помогут укрепить привязанность к новой семье, например, альбома с фотографиями. Очевидна неизбежность влияния переживаний приемного ребенка на атмосферу приемной семьи, которая требует пересмотра сложившихся отношений между ее членами, взаимных уступок, специфических знаний и навыков. Родители должны осознать сущность новых взаимоотношений. Надо подготовить родных детей еще до прихода приемного сына или дочери, так как они могут отнестись к новому члену семьи с большой ревностью.

Необходимо учитывать стрессовое состояние ребенка. Противоречивые отношения к родителям вызывают болезненные чувства. Нужно успокоить ребенка приветливым, ласковым подходом.

Часто дети не умеют общаться из-за неадекватных ролевых моделей в родной семье. Шлейф нарушенных взаимоотношений тянется за ребенком в приемную семью, в связи с чем дети ожидают жесткого отношения или равнодушия. Дети могут скрывать свои чувства, замыкаясь.

Нецелесообразно допускать сравнения.

Необходимо привлекать родных детей к обеспечению адаптации приемного ребенка. Родные дети могут служить для приемного примерам взаимодействия с родителями.

Необходимо учитывать информации об особенностях ребенка для выбора тактики воспитания. Наличие отклонений требует специальных знаний и умений.

Негативный опыт взаимоотношений вызывает недоверие к взрослым.

Необходимо учитывать, что положительные эмоции в отношении родственников приемного ребенка свидетельствуют об эмоциональном развитии ребенка.

К воспитанию приемных детей с самого начала необходимо подходить с большой терпимостью, последовательностью, постоянством в отношениях, пониманием. Ни в коем случае нельзя прибегать к жестокости. Нельзя втиснуть ребенка в рамки своих представлений, настаивать на требованиях, превышающих его возможности.

Необходимо помнить, что некоторые неблагоприятные особенности состояния здоровья и развития, могут быть скорректированы при обучении в специальной школе.

Большая ошибка упрекать ребенка в том, что он ведет себя не так, как принято в новой семье. Необходимо спокойствие и благоразумие, обдуманность высказываемых претензий, стремление помочь ребенку исправить ошибки.

Следует учесть, что многие дети - из социально-неблагополучных семей. Они несут в себе характерные черты и проблемы. Приемные родители должны настроить себя на то, что им придется сначала решать застарелые проблемы своих приемных детей и только затем переходить к реализации своих воспитательных задач. Без этого процесс установления благоприятного психологического климата в семье и доверительных отношений между новыми родителями и приемными детьми не будет плодотворным.

При воспитании приемных детей очень важны такие качества как терпение, доброта, способность к установлению эмоционально близких отношений (любовь), эмпатия, общительность, педагогическая направленность, выделенные приемными родителями как благоприятные. Информация о неблагоприятных для приемного родительства чертах характера, таких как неуравновешенность, авторитарность, тревожность так же очень важна.

Упражнение Передача чувства по кругу . Участникам дается задание внимательно посмотреть на своих соседей справа и слева, а затем невербально (с помощью жестов, прикосновений, мимики) передать своему соседу справа какое-либо хорошее чувство – поддержку, одобрение, сочувствие, восхищение и т.п., в котором он, по Вашему мнению, нуждается.

После того, как круг завершен, следует обсудить упражнение. Психолог задает участникам вопросы: «Как Вам кажется, какое чувство хотел получить Ваш сосед справа?», «Удалось ли Вам его передать?», «Приятно ли было получить чувство от Вашего соседа слева?», «Действительно ли Вам хотелось получить поддержку, (одобрение, восхищение, т.п.)?», «Как Ваш сосед слева мог усилить свое послание? Что он должен был бы сделать для этого?».

Упражнение «Высказывание комплиментов» . Участникам предлагается сменить свое место в кругу и вновь внимательно посмотреть на своих соседей справа и слева, а потом сказать соседу слева о его положительных качествах. Начать высказывание можно словами «Мне приятно с тобой работать, потому что ты…».

После завершения высказывания всех участников по кругу, обсуждается выполнение задания. Психолог задает вопросы типа: «Легко ли было говорить приятное соседу слева?», «Как Вам кажется, приятно ли было Вашему соседу слева услышать то, что Вы ему сказали?», «Приятно ли Вам было услышать то, что сказал Вам Ваш сосед справа?», «Что Вам хотелось бы услышать от Вашего соседа справа?» и т.п.

Ролевая игра «Письмо».

Цель:

    Показать, почему так важно с уважением относиться информации о прошлом ребенка и помогать ее сохранять.

    Дайте каждому листок бумаги и конверт. Попросите участников группы написать на листке какую-нибудь важную личную информацию. Заверьте их, что посторонние не увидят написанного. Объясните, что должно быть написано что-то очень личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие.

    Попросите каждого положить свой заполненный листок в конверт и запечатать его. Затем участники должны написать на конвертах свои имена и положить их под свой стул.

    После того, как все конверты будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросите их посмотреть, цело ли его письмо.

    Далее попросите каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной от него стороне круга. Когда все сядут, попросите их опять проверить, все ли в порядке с их конвертами. Спросите, знает ли каждый, где теперь находится его конверт. (Возможно, некоторые участники будут немного дезориентированы и не будут уверены в том, где находится их конверт).

    Попросите каждого достать лежащий под стулом конверт и посмотреть на него, но не открывать. Теперь предложите им обменяться конвертами с человеком, сидящим рядом с ним.

    Когда все это проделают, скажите, что вы передумали и считаете, что каждый должен открыть находящийся у него конверт. Сделайте небольшую паузу, чтобы выяснить их реакции, но сразу не вмешивайтесь и остановите любого, кто начнет открывать конверт. Предложите членам группы прислушаться к своим чувствам, задайте вопросы: «Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт?», «Что вы чувствуете, когда ваша информация может быть прочитана другим человеком?».

    Объясните группе, что вы в действительности не собирались позволять открывать конверты, и, пройдя по кругу, соберите все конверты вместе.

    Затем пообещайте группе, что позднее вы выбросите конверты. Сделайте паузу, чтобы проверить реакцию участников, а затем скажите, что вместо этого, по вашему мнению, будет лучше, если вы их вернете каждому. Передайте конверты участникам и попросите их убедиться, что каждый берет назад именно свой конверт.

    Удостоверьтесь, что все конверты в самом деле были возвращены.

Иногда дети и подростки приходят в приемные семьи, имея при себе совсем мало вещей. Эти вещи могут показаться вам совсем бесполезными, но для ребенка они, могут являться единственным связующим звеном с его прошлым.

«Презентация родительской науки»

1. Метод убеждения

Один из методов – воздействие словом. Зачастую взрослый уверен, что его тирады, обращенные к детям, воспринимаются адекватно заложенному в словах содержании. В то время как дети считают нравоучительные беседы и нудные наставления выматывающим душу занятием. Когда много говорится о том, как надо себя вести, очень часто дети предпочитают этого не слышать. Задача воспитателя, чтобы сообщить ребенку знания о возможных последствиях поступков в соответствующей возрасту ребенка форме. В дошкольном и младшем школьном возрасте – это рассказ, предполагающий яркую и эмоциональную форму изложения; в подростковом – беседа, в раннем юношестве – диспут, дискуссия. Следовательно, можно и нужно говорить с ребенком, пока он слушает нас с открытым ртом и горящими глазами; с подростком – пока он спрашивает; с юношей или девушкой – пока они спорят.

2. Пример как метод воспитательного воздействия

Общеизвестно, что дети часто копируют своих близких: у спокойных уравновешенных родителей даже грудные дети меньше плачут. Подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. Понаблюдав за играми детей, можно увидеть себя в кривом зеркале, попытаться что- исправить, а также ненароком подбросить материал для дальнейших игр: что- то почитать, рассказать или даже включиться в игру. Зная о склонности детей к подражанию, родители часто пытаются прибегнуть к методу положительного примера, но иногда допускают при этом несколько ошибок. Во-первых, они могут выбрать в качестве образца того, кто совершенно не привлекает ребенка, ибо у детей свои критерии. Во-вторых, множество раз повторяя, как хорош соседский ребенок или же другой человек, родители могут добиться, только того, что этот человек станет для ребенка просто ненавистным, а не привлекательным. Побуждая к подражанию, надо обязательно вселять в ребенка уверенность в свои силы.

3. Выработка динамического стереотипа.

Значение привычек трудно переоценить. Что же касается приемных родителей, то им часто приходится не только формировать нужные привычки, но и отучать от вредных. Приступая к этой работе, желательно иметь ввиду следующее.

Во-первых, нельзя формировать более 2-3 привычек одновременно. Поэтому лучше проанализировать, что представляется в настоящее время наиболее важным: опрятность, пунктуальность, правдивость и прочее, и наметить план действий. Естественно, в процессе приучения приемных детей к новому для них образу жизни на некоторые вещи приходится временно закрывать глаза, иначе можно попасть в ситуацию, когда погонишься за двумя зайцами и ни одного не поймаешь.

Во-вторых, если прежде, чем приступить к выработке привычки, ребенок не поймет и не примет предложенную точку зрения, то успех не гарантирован. Очень важен тщательный первоочередной контроль, который затем сменяется эпизодическим, а потом переходит в самоконтроль (Пример действий матери одной первоклассницы: см. Гринберг «Приемная семья», стр.308).

Еще одно требование к выработке привычки: вначале надо добиваться точности выполнения действия и только потом – быстроты. Особенно важно помнить о том, что каждый успех должен быть замечен и эмоционально подкреплен, т.е. надо больше хвалить ребенка за продвижение вперед, за любые достижения.

В жизни бывают случаи, когда люди задумываются об усыновлении приемного ребенка. Это может быть следствием разных причин: альтруистичным желанием помочь ребенку, оставшемуся сиротой, невозможностью в силу каких-то причин родить собственного ребёнка, стремлением к многодетной семье при отсутствии здоровья для самостоятельного рождения множества детей. Но какой бы ни была настоящая причина усыновления, перед будущими родителями (или родителем) непременно встанет вопрос о том, насколько сложно будет воспитывать приемного ребенка, какие проблемы могут появиться в связи с усыновлением и как помочь приемному ребенку адаптироваться в новой семье?

Главные проблемы, связанные с усыновлением ребенка и его воспитанием, можно разделить на 3 группы:

1) Адаптация ребенка и взаимоотношения с приемными родителями

Приемным родителям очень важно понять одну вещь: в каком бы возрасте вы не приняли ребенка в свою семью, негативный опыт прошлого все равно будет давить на него. И как бы вы не показывали свою любовь к нему, как бы ни старались быть для него хорошими родителями – душевная травма ребенка все равно проявится. Такого рода проявления могут быть различными: беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление неадекватных реакций на любые поступки приемных родителей. Обычно родители, принимая в дом приемного малыша, думают: «Сейчас мы обеспечим ему теплый, уютный дом, вкусную еду, окружим его теплом и заботой. Мы сумеем подарить ему ту любовь, которой его обделили биологические родители». Но, думая про себя так, приемные родители не учитывают одну важную деталь: им намного проще подарить любовь усыновленному ребенку, чем ему – ее принять. Дело в том, что брошенные дети – особенные, и в общении с ними и их воспитании возникают трудности, которые одной любовью не разрешишь. Груз прошлого приемного ребенка рано или поздно приведет к тому, что он начнет задаваться вопросом: почему так произошло, почему меня бросили? И на этом этапе необходимо оказать малышу своевременную психологическую поддержку, иначе его внутренние переживания выплеснутся наружу, проявляясь в виде плохого, провоцирующего или отвергающего поведения: он может начать материться, раскачиваться, сосать палец, мазать на стенки экскременты, писаться или придумать что-то более «оригинальное» для того, чтобы только вызвать отвержение себя.

Но есть и другая крайность. Бывает так, что ребенок, не получив в младенчестве должной заботы взрослых, наоборот, может быть очень доверчивым и легко идти ко всем на руки, всех подряд называть мамой и папой, но так же легко забывать при этом. Такой ребенок легко соглашается со всем, что ему говорят, он пассивен и, по сути, ни к кому не привязан. Такие дети испытывают серьезные трудности в установлении близких контактов и постоянных отношений, что необходимо учесть при их воспитании.

И обе эти крайности – нормальная психологическая реакция человека на то, что его когда-то бросили и предали. Дело в том, что и та, и другая крайность направлена только на одно: не привязаться к кому бы то ни было, чтобы снова не быть обманутым и преданым. Первая крайность направлена на отторжение от себя любящих людей, являющая собой установку: спровоцировать на отвержение, которого он сам боится, то есть отвергнуть самому до того, как бросят его. Вторая крайность направлена на то, чтобы не позволить себе ни к кому привязаться. Таким образом, ребёнок подсознательно решает для себя, что позволить себе любить и быть любимым для него чересчур опасно.

Как правило, приемные родители не могут понять, что происходит с их ребенком: он может уйти с кем угодно или провоцировать, чтобы его бросили. В такой ситуации самое важное в воспитании приемыша - не оставаться наедине со своими проблемами, а обратиться к психологу за профессиональной помощью.

Иногда ребенок может проявить особую «изобретательность» и вместо того, чтобы стать «связующим звеном», предпочесть какого-то одного члена семьи - маму или папу. Если семья не слишком крепкая, это может привести к разводу. Многие семьи в подобных ситуациях спешат отказаться от дальнейшего воспитания такого ребенка, тем самым нанося ему еще одну психологическую травму. Но у органов опеки на это счет есть своя санкция: приёмные родители-отказники лишаются родительских прав, и больше ни один орган опеки не даст им на попечение приемного ребенка. Помимо этого, согласно ст.143 Семейного кодекса, "Суд, исходя из интересов ребенка, вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка...".

2) Наследственность

Не будем лукавить - конечно же, тема наследственности волнует приемных родителей и является определенной проблемой в воспитании, из-за которой очень многие просто боятся принимать в свою семью детей из детского дома. Ведь всем известен тот факт, что психологические проблемы исправить можно, а вот «против наследственности не попрешь». В основном, эта боязнь связана с много лет бытовавшим и бытующим мнением, что дети в детских домах все сплошь рождены от алкоголиков, наркоманов и преступников, а пороки их родителей обязательно передадутся по наследству и рано или поздно проявятся. Но генетики имеют на этот счёт свое мнение. Они говорят, что воспитание и наследственность одинаково влияют на развитие личности. А от преступления, наркомании или алкоголизма не застрахован никто – иначе почему во вполне благополучных семьях порой появляются люди с такими пороками?

Есть также мнение, что биологические родители малышей, оказавшихся в детских домах, часто имеют наследственные психические заболевания. Да, действительно, у многих брошенных детей родители страдают такого рода недугами, но надо также заметить, что далеко не все они являются наследственными.

Да и вообще, генетика – это довольно неточная наука. Ведь гены обладают свойством «скрываться» на несколько поколений, а проявляться лишь в третьем-четвертом. А так или иначе, «плохие» гены есть у каждого человека – и когда они проявятся и проявятся ли вообще – это вопрос сложный и не имеющий однозначного ответа.

3) Здоровье

Вопрос здоровья приемного ребенка можно считать связанным с вопросом наследственности, так как оба этих вопроса провоцируют схожие страхи и проблемы в воспитании приемных детей и решаются тоже схоже. Откуда же берутся эти страхи?

Дело в том, что многие потенциальные приемные родители считают, что дети, содержащиеся в детских домах, не отличаются крепким здоровьем. Отчасти это так. В медицинских картах таких детей указано множество диагнозов, однако значительная часть этих диагнозов устанавливается сразу после рождения детей и большинство их при хорошем уходе и воспитании быстро исчезает. Однако чем дольше малыш находится в доме ребенка, где уход за ним, конечно, оставляет желать лучшего, тем больший «багаж» диагнозов он может собрать для себя. Но все эти проблемы в большинстве случаев можно решить, если ребенок попадет в любящую семью, где ему обеспечат достойный уход, лечение и воспитание. Стоит также оговориться, что только небольшая часть диагнозов, занесенных в медицинскую карту приемного ребенка, может требовать длительного лечения. Но, конечно, не будет лишним провести медицинскую диагностику нового члена семьи, чтобы предупредить появление каких-то болезней, о которых приемные родители могут и не догадываться.

Единственный подводный камень – это то, что некоторые болезни могут проявиться с возрастом. Но, к сожалению, никто от этого не застрахован. Ведь такое может, не дай Бог, случиться и с собственным ребенком, но вы же не станете отказываться от него из-за этого? Поэтому, как заводя собственного, так и решившись на приемного ребенка, необходимо определить для себя, что вы готовы принять его таким, каков он есть. И, как показывает практика, решив это для себя, приемные родители забывают все свои страхи и перестают беспокоиться о возможных болезнях своего приемного ребёнка. И, конечно же, стоит помнить, что в домах ребёнка есть и абсолютно здоровые дети, которые оказались сиротами по различным трагическим стечениям обстоятельств.

Заключение

Какой можно подвести итог и чем нужно руководствоваться, решившись на такой серьёзный шаг – взять в свою семью на воспитание приемного ребенка? Прежде всего, надо ясно представлять, что вы берете больного малыша - больного, прежде всего, душевно, а порой и духовно, излечение которого потребует времени. И если вы не готовы к этому - лучше не делать ошибки.

Также важно для себя уяснить, что для воспитания приемного ребенка недостаточно просто доброго, любящего сердца и желания помочь. Нужно, прежде всего, руководствоваться здоровым реализмом. Да, вы готовы взять этого малыша, он готов вас принять – но это ещё далеко не все. Прежде всего, представьте, каким вы хотите видеть своего ребенка: как он должен выглядеть, говорить, что любить, как учиться. Представили? А теперь поймите: ваш ребенок, как бы вы ни старались воспитать его именно таким, НИКОГДА не будет соответствовать этому образу. И это касается не только приемного ребёнка, но и родного тоже. Поэтому ещё раз повторим, наверное, самую важную вещь при принятии решения взять ребенка из детского дома: вы должны принять его таким, какой он есть. И ни в коем случае не ждать от него того, что он оправдает все ваши ожидания и станет таким, каким вы хотите его видеть. Только в этом случае ваше начинание увенчается успехом, проблемы воспитания приемного ребенка не будут выглядеть так угрожающе - и малыш будет счастлив в вашей семье.