Как научиться быстро читать. Методика обучения быстрому чтению

Новый год
Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Ученые установили закономерность между скоростью чтения и успеваемостью учеников средней школы: отличники, как правило, читают со скоростью 130-170 слов в минуту, хорошисты довольствуются скоростью 100-135 слов, троечники – 90 слов в минуту и ниже.

Это яркая иллюстрация того, что обучиться методам скорочтения нашим детям просто необходимо. Темой нашей сегодняшней беседы станет скорочтение, упражнения для детей школьного возраста.

Ваш ребенок давно знает азбуку, читает словами, но скорость чтения его по-прежнему оставляет желать лучшего. Причина не в его желании/нежелании, а совсем в других факторах:

  • Неразвитое внимание;
  • Слабая артикуляция (дикция);
  • Регрессия глаз;
  • Довольно узкое поле зрения.

В предыдущей статье мы уже подробно останавливались на разборе каждого из них. Методика быстрого чтения для детей преследует цель избавиться от этих побочных эффектов.

Над чем будем работать

  1. Развитие артикуляции;
  2. Улучшение внимания;
  3. Подавление регрессивных движений глаз;
  4. Подавление артикуляции (визуальное чтение);
  5. Расширение поля зрения;
  6. Развитие анципации.

Методика проведения занятий

Оптимальный режим занятий по скорочтению в домашних условиях – это ежедневные занятия по 20 минут и 5 минут перед сном.

Урок будет выглядеть примерно так:

  • Артикуляционная разминка. Чистоговорки, скороговорки читаем шепотом и в полный голос. Чтение небольшого текста вслух;
  • Основная часть. Работа с таблицами Шульте;
  • Подавление артикуляции. 1-2 упражнения;
  • Упражнения для корректировки внимания;
  • Упражнения на борьбу с регрессией (на начальном этапе) или на развитие анципации (в последующих занятиях);
  • Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
  • Заключительная часть. Рисование по мотивам прочитанного текста.

Перед отходом ко сну уделите пять минут чтению с пересказом (ребенок читает небольшой текст и пересказывает своими словами), или жужжащему чтению.

Артикуляционная разминка (упражнения)

  1. Согласные. Просим школьника сделать полный вдох, выдыхая, он проговаривает ряд из 15 любых согласных звуков: Ф,Щ,Л,В,Ш,К,Т,С,П,Н,Г,Ж,Б,Н,Р.
  2. Задуть свечу. Пусть ребенок наберет побольше воздуха в легкие и задует одну большую воображаемую свечу. А теперь задуем 3 маленьких свечки: выдыхаем воздух тремя порциями;
  3. Лифт тронулся. Взрослый и ребенок находятся в воображаемом лифте, который движется с первого этажа на десятый. Громко называем этажи, с каждым разом все больше повышая голос. Цифры называем четко, не проглатывая окончания. Дошли до последнего этажа – едем вниз, постепенно понижая голос.

Развитие поля зрения

Доказано, что процесс чтения текста состаит из:

  • Движения глаз;
  • Их остановки.

Причем восприятие текста происходит именно на втором этапе. Значит, чтобы повысить скорость чтения, нужно сократить кратность остановок глаз, при этом поле видимости должно максимально увеличиваться, чтоб захватить соседние слова и предложения.

Этого эффекта можно достигнуть занимаясь с таблицами Шульте.
Таблицы представляют собой сетку 5Х5 квадратов, в которую вписаны числа от 1 до 25.
Учащийся последовательно находит все числа на скорость.

Идеальный результат – уложиться в 5 секунд. Секрет данного задания в том, что глаза всегда должны находиться в центральной части таблицы, в этом случае поле зрения будет максимальным.

Помимо поля зрения таблицы Шульте способствуют развитию оперативной памяти.

Подавление регрессии

Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана. Любой скажет, что такой способ чтения крайне медленный и нерациональный.

Упражнение.

Читаем текст и каждое прочитанное слово прикрываем специально заготовленной закладкой. Тренируясь таким образом, уже через неделю можно избавиться от регрессии.

Подавление артикуляции

Артикуляция – это проговаривание читаемого текста. Она важна, когда школьник читает вслух (чем меньше он запинается, тем выше техника чтения), но совершенно неприемлема, если мы хотим добиться скорости от 150 слов и выше (человек с такой скоростью говорить не может).

Методика скорочтения для детей подразумевает развитие визуального чтения, когда артикуляция всячески подавляется и текст читается быстрым скольжением глаз. Установлено, что в этом случае резко повышается качество восприятия текста и улучшается процесс запоминания.

  1. Под музыку. Читаем текст при включенной музыке, для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.
  2. Шмель. Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук, как будто летит шмель. Это одно из важнейших упражнений в скорочтении.
  3. Стук-ритм. Читаем текст и простукиваем карандашом определенный ритм. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу.
  4. Замочек. Ребенок плотно прикрывает рот, прижимает палец к губам и начинает читать текст как можно быстрее. По прочтении отвечает на вопросы.

Упражнения на корректировку внимания

Данная часть очень важна, так как из-за недостаточного внимания ухудшается качество восприятия читаемого текста.

  1. Слова-заморочки. На листочке выписываются пары слов, в которых одна буква различается, остальные похожи, например, СОН – КОН, ЛЕНЬ – ПЕНЬ и т.д. Спросите у учащегося, в чем особенность этих слов, чем похожи, а чем нет. Пусть школьник продолжит ряд;
  2. Дается длинное слово , например, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Пусть занимающийся составит из букв этого слова как можно больше коротких слов. Посоревнуйтесь с ним. Кто окажется первым?
  3. Шрифты. Ребенку предлагается прочитать текст, в котором каждое слово написано разными шрифтами вперемешку. Цель задания: научиться читать любой текст с искажениями на максимальной скорости.
  4. Путаница. Предварительно на листе бумаги пишем предложения, переставив слова местами, например, «поздно девицы под вечерком пряли окном три». Достаточно 6-10 штук таких путаниц. Задача ребенка – распутать.

Развитие анципации

Анципация – это способность угадывать слово по смыслу. В программу обучения скорочтению упражнения на повышение анципации обязательно включаются, чтобы ученик, не видя крайние слова на странице, мог по смыслу уловить их значение.

  1. Линейка. Прикрываем часть текста справа или слева линейкой или закладкой на ширину от 5 до 12 символов. Ребенок читает текст в обычном темпе.
  2. Читаем кувырком. Учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов.
  3. Половинки. Берем лист бумаги и наполовину закрываем одну строчку текста, который в это время читает ребенок. Закрываются только верхние половинки букв, нижние должны быть видны. Строчка прочитана. Теперь закрываем следующую строчку и так идем дальше. В этом методе зашифрована «военная хитрость»: если ребенок хоть немножко догадлив, он попытается читать строчки еще до того, как их закроют листом. Так наращивается скорость!

Чтение в паре с взрослым

Это обучение быстрому чтению детей школьного возраста с использованием навязанной скорости чтения. Ребенку приходится подстраиваться под скорость взрослого, а значит, читать чуть живее.

  1. Параллельное чтение. Взрослый читает текст, меняя скорость – то быстрее, то медленнее. Учащийся должен поставить палец на текст и следить, ни разу не сбиваясь.
  2. Эстафета. Попеременно текст читают то взрослый, то ребенок. Причем смена ролей может быть внезапной (необязательно в конце абзаца). По возможности, взрослый пытается ускорить темп.
  3. Хвостик. Взрослый начинает читать текст, а учащийся вступает чуть позже, с опозданием на 4 слова. Текст читается вслух, вполголоса. Задача ученика – не сбиться.

Заключение

На этом я заканчиваю. Тренируйтесь, обучайтесь, осваивайте новые вершины!

Если хотите узнать больше, рекомендую книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» . В ней даются упражнения для развития техники чтения в трех возрастных категориях детей, в том числе скорочтение для дошкольников.

Методика удобна для занятий по наработке техники чтения дома, так как содержит теоретический материал в кратком виде и задания с подробной инструкцией.

Пишите о своих впечатлениях, трудностях или победах в комментариях. Приглашайте друзей, знакомых.

Зачем нам обучение скорочтению, спросят некоторые. Позвольте спросить, сколько непрочитанных книг пылится у вас на полке? А сколько вы бы хотели прочитать, но не доходят руки? Когда-то я была в ситуации, что читала одну книгу целый месяц или два-три месяца. Каждый день по часу и так почти целый месяц. Какой кошмар! После этого и читать не хочется.

А сейчас книга за 2 дня, причем читаю по 30-40 минут в транспорте. То есть в 20-30 раз быстрее. Неплохо, да?

В наше время быстро читать — это уже норма каждого успешного человека. Век такой, время такое. Вопрос в том, насколько легко и быстро можно обучиться методике скорочтения. Кто-то осваивает ее месяцами, кто-то боится приступить, потому как услышал много нелестного о методиках, что часто совершенно беспочвенно.

Что я могу сказать? Навык необходим. И тут есть несколько вариантов, каждый по-своему хорош.

Обучение скорочтению бесплатно самостоятельно

На обширных просторах интернета множество книг, статей и открытых курсов. Сейчас все можно найти, бесплатно и легально. Кстати, у меня есть целый обзор книг по скорочтению — все для вас.

Что хорошо в этом варианте?

  • Такое обучение скорочтению будет очень экономно . Большая часть материалов достанется вам бесплатно или за небольшие деньги, если вы купите книги.
  • Вы самостоятельно можете выбрать для себя методы и упражнения , которые подойдут именно вам.
  • Вы можете выбрать комфортный режим тренировок , в котором вам не нужно торопиться, успевать за группой, ездить-куда-то или ждать вебинаров. Нет никаких внешних влияний: делаете тогда, когда можете.

Плюсы существенные. Если вы хорошо себя организуете, у вас сильная мотивация и сила воли, то это вариант, конечно, подходит вам просто чудесно. Однако есть два ключевых минуса самостоятельного обучения скорочтению:

Обучение методике скорочтения: оффлайн программы

Отличный и (в противоположность самостоятельному) очень действенный результат — это обучение методике скорочтения на живых групповых курсах. Когда вы приходите и в интенсивном режиме вживую обучаетесь у квалифицированного тренера. Что хорошего в данном способе?

  • Высокая вероятность хорошего результата . Опытный тренер способен довести вас действительно до хорошего результата и реально увеличить вашу скорость чтения и понимания текста. Время и деньги в этом случае будут потрачены не зря.
  • У вас будет отличная внешняя стимуляция. Вам нужно будет успевать работать с группой, выполнять задания, упражнения. В компании всегда легче найти силы на упражнения и сложнее найти себе оправдания. Многим нужны небольшие пинки, чтобы двигаться вперед.
  • Раздаточные материалы живых курсов — это безусловный плюс. Большинству людей гораздо удобнее иметь на руках тетради, методики, таблицы и прочие печатные материалы, чем читать все с экрана монитора. После курсов часто остается множество материалов, с помощью которых можно тренироваться самостоятельно дома.

Минусы у такого варианта обучения, безусловно, есть.

  • Высокая стоимость. У живых курсов в стоимость помимо работы самого тренера, его команды входят и стоимость материалов, стоимость аренды зала, оборудования и тп. Безусловно, это значительно увеличивает стоимость участия.
  • Негибкость режима обучения. Вам необходимо приезжать в определенное время, в определенное место. В случае, если вы пропускаете занятие, как правило, его нельзя заново провести или перенести.
  • Негибкость программы. Поскольку на живых мероприятиях занятия проходят в группе, то индивидуальная корректировка под ваш темп практически невозможен. Тренер не может также изменить программу под вас, подобрать индивидуальные упражнения или убрать разделы, мало подходящие для вас.


Обучение скорочтению онлайн

Дистанционное обучение скорочтению во многом совмещает плюсы предыдущих вариантов.

  • У хорошего тренера высокая вероятность получить хороший результат
  • Нет необходимости ездить на занятия, все можно выполнять дома
  • Часто дистанционные курсы можно просматривать в записи в удобное время . Эта гибкость очень нужна в современных условиях динамичного мира.
  • Стоимость таких программ ниже аналогичных оффлайн программ
  • Внешняя стимуляция , поскольку тренеры и кураторы периодически контролируют ваши успехи, подсказывают. Вы работаете в группе, общаетесь с другими учениками. Все это придает дополнительной мотивации.

У меня есть подборка курсов скорочтения у различных авторов, можете ознакомиться и выбрать себе учителя, подходящего по духу, стилю и стоимости. И все же даже такой тип обучения имеет недостатки.

  • По-прежнему нет индивидуального подхода. Столь сложный комплексный навык как умение работать с информацией сложно преподавать в большой группе, необходим индивидуальный подход и индивидуальные решения для каждого человека.
  • От дистанционных курсов не остается печатных материалов, а многим из нас удобнее работать с печатными, а не электронными версиями рабочих тетрадей, текстов, таблиц.


Каким я вижу максимально удобный вариант обучения скорочтению?

Попробовав разные варианты я, как тренер, остановилась на индивидуальном дистанционном обучении. И я лично считаю, что это максимально удобный формат для каждого ученика. Обучаясь по индивидуальной программе вы получаете:

Все видео-уроки, записи вебинаров , интеллект-карты, таблицы, специальные тексты для упражнений и множество других материалов.

Специальный план обучения , который расписан детально по шагам и даже дням. Вы можете ориентироваться на него как на базу, но самостоятельно корректировать под себя, изучать уроки в удобное время. Я за гибкость.

Я, как тренер, в индивидуальной работе буду следить за вами, помогать, отвечать на вопросы и стимулировать. У вас будет индивидуальная поддержка и помощь.

Вы получаете дополнительные материалы (не входящие в сам тренинг), если вижу, что вам это необходимо, чтобы вы получили максимальную пользу, а также корректировать, убирать или менять упражнения, если они вам не подходят.

Стоимость аналогична дистанционным курсам

И, что очень важно, вы можете получить печатные материалы (большую рабочую тетрадь с подсказками, планом упражнений, текстами на проверку), печатные цветные таблицы Шульте для тренировок. Все это высылается вам на почту и остается с вами.

Все больше деловых людей приходит к пониманию важности владеть навыком скорочтения. Тренинговые центры предлагают обучающие групповые или индивидуальные курсы. Однако, скорочтению можно научиться и самостоятельно в домашних условиях. Как это правильно сделать?

Не проговаривать слова вслух и не прокручивать их в голове

Оказывается читать про себя тоже нужно уметь правильно. Субвокализация – это чтение, при котором читаемые слова, словно слышны в голове. Такой метод тормозит скорость чтения и уменьшает восприятие текста. Как избавиться от этой привычки? Достаточно перебивать себя еще каким-то действием, например, жевать жвачку во время чтения.


Отучиться от возвращений

Процесс чтения многих людей включает в себя обязательное возвращение к прочитанному. Например, после того, как абзац прочитан вместо продвижения дальше по странице с текстом происходит ступор. Мозг сознательно пытается проанализировать слова и предложения. Такая привычка неэффективна. Она замедляет скорость чтения. Избавиться можно только путем практики.

Совет

Отслеживание текста

Вспомните школьные уроки литературы, когда приходилось с помощью карандаша водить по строчкам, одновременно прочитывая написанное. Этот способ считается одним из самых эффективных для развития навыка скорочтения. Не забывайте концентрироваться на важных словах, чтобы мозг успел зафиксировать информацию.


Скимминг – пропуск ненужного

Важно!!!

Отличный способ для беглого ознакомления с книгами – скимминг.

Он подходит когда не стоит цель подробного чтения. Не заменим во время поиска нужной информации, когда из большого объема нужно вычленить что-то определенное. Одна из методик:

  • Изучите введение или предисловие. Затем просмотрите оглавление. Цель – понять, содержит ли книга необходимую для вас информацию. Если содержит, то в какой части она заключена.
  • Просмотрите заключение или последнюю главу.
  • Прочитайте два параграфа: первый и последний.

С помощью скримминга за несколько минут вы сможете сориентироваться, будет ли полезна для вас книга, или стоит продолжать поиски дальше.



Метод скорочтения. Как читать книгу за 15 минут

Вывод:

В мире имеется огромное количество интереснейшей информации – опыт мудрейших людей, истории жизней и полет воображения. Чтобы прочитать большую часть не хватит и всей жизни. С помощью скорочтения количество изученных книг значительно возрастет.


Метод скорочтения. Как быстро читать

Историки отмечают, что любое дело, за которое брался Теодор Рузвельт, он делал с огромным удовольствием. И с этим же удовольствием он читал. Рузвельт прослыл настоящим книжным червем, ведь он с невероятной скоростью буквально проглатывал книги. Его манера чтения полностью соответствует выражению «читать запоем». Президент успевал во время завтрака прочитать целую книгу. Вечером, если Рузвельта не отвлекали деловые встречи, он мог прочитать еще парочку томов. Такой же любовью пользовались газеты и журналы. Всего президент насчитал несколько десятков тысяч книг, которые он осилил за всю свою жизнь. Среди этого списка были сотни книг на других языках.

Не стоит думать, что Теодор Рузвельт обладал сверхспособностями. Единственная способность, которая позволила ему прочитать так много – это развитие скорочтения. Президент мог просмотреть за минуту 2-3 страницы. Причем он запоминал прочитанное, описывал важные моменты и детали, приводил цитаты.

Естественно, что техника скорочтения не прошла для его карьеры даром, она существенно помогла Рузвельту преумножить собственное влияние. Коммуникация с другими людьми легко удавалась ему, ведь президент мог поддержать любую тему. С учеными он мог спокойно обсуждать сложные научные теории, интеллигенция заслушивалась его рассказами о сюжетах произведений Оскара Уайльда, а с ковбоями он с вдохновением дискутировал на тему особенностей природы пустыни. Помимо чтения Теодор Рузвельт издавал свои труды, которых насчитывается около двух тысяч. Причем средства на издание он выделял сам.

Мы предлагаем вам несколько способов, которые помогут развить скорочтение и научиться быстро читать . Если вы хотите так же проглатывать книги, научиться читать как Теодор Рузвельт, то можете немедленно приступать к упражнениям.

  1. Когда дети учатся читать, они вслух произносят каждое слово. С годами эта привычка исчезает, но многие продолжают мысленно проговаривать предложения. Естественно, что темп речи снижается – чтение по скорости не превышает обычную речь. У мысленного проговаривания слов есть свое название – субвокализация. Некоторые люди даже могут шевелить губами во время чтения. От этой привычки достаточно сложно избавиться. Для начала старайтесь отключиться от проговаривания слов, увеличьте темп чтения. Если это не работает, то можно произносить звуки «А-Е-И-О-У», пока читаете. Или считать в уме. Эта методика позволяет научиться читать глазами, а не ртом. Тогда вы сможете существенно повысить скорость чтения.
  2. Многие люди в процессе чтения возвращаются назад, прочитывают слова по нескольку раз. Посмотрите, нет ли у вас такой особенности. Вы можете не осознавать этого, но постоянно в предложении возвращаетесь на 2-3 слова назад. У людей, которые обладают такой привычкой, в процессе чтения активно бегают глаза. Это значит, что они заново перечитывают одну и ту же строчку. Избавиться от этого поможет карандаш или палец. Просто водите по строчкам. Еще один нюанс – нужно водить быстрее, чем вы читаете. Это поможет избежать повторного прочтения, возвращения к предыдущим словам и предложениям.
  3. Техника скорочтения заключается в том, чтобы сразу прочитывать несколько слов, а не переходить от одного к другому. За это отвечает периферическое зрение. Ваш мозг в состоянии прочитать сразу несколько слов, не стоит его в этом ограничивать. Чтобы натренировать периферическое зрение необходимо выполнять специальное упражнение. Начертите две вертикальные параллельные линии в середине страницы. Расстояние между линиями должно быть около 7-8 см. Смотрите строго в область между линиями. Ваши глаза не должны двигаться за пределы этих границ. Но периферическое зрение способно захватить текст, расположенный за линиями. Если вы обладаете этим умением, то и темп чтения существенно возрастет. В тренировке скорочтения вам могут помочь газеты. Верстка газет включает колонки, ширина которых составляет около 5 см. С помощью газеты вы легко научитесь воспринимать текст блоками. Нужно стараться читать не каждое слово, а целую строчку. Если вы сможете овладеть этим навыком, то будете читать газетные новости за считанные секунды.
  4. Используйте веб-приложения. Сегодня существует довольно много бесплатных приложений, которые помогают тренировать глаза и научиться скорочтению. Они позволяются избавиться от привычки возвращаться к прочитанному, тренируют мозг воспринимать несколько слов целиком. Хорошее приложение – Spreeder. Пользователю нужно выбрать текст для чтения и загрузить его в приложение. Программа будет показывать по одному слову из этого отрывка. Скорость появления слов и их количество можно задать самостоятельно. Spreeder легко поможет вам избавиться от субвокализации и от привычки перечитывать слова.
  5. Человеческий мозг способен воспринимать информацию, даже если вы читаете в обратном порядке. Данная особенность используется для чтения «по диагонали». Эта техника скорочтения позволяет увеличить темп, но сохранить в голове всю информацию. Первую строчку текста нужно читать как обычно, а вторую уже просмотреть по диагонали к началу третьей. И так весь текст. При этом нельзя проговаривать слова, субвокализация здесь исключена. Обратите внимание, что при таком чтении информация будет запоминаться так же хорошо, как и при простом чтении. Эта удивительная особенность мозга позволяет проще справиться с многостраничными томами.
  6. В каждой статье, книге или тексте есть моменты, которые требуют повышенного внимания, а есть вещи, которые можно просто бегло просмотреть. Это знал и Рузвельт. Например, он писал своему сыну Кермиту, что романы Диккенса – это смесь второразрядных мелочей с действительно стоящими мыслями. Рузвельт меньше внимания уделял тому, что не считал важным, зато внимательно вчитывался в поистине серьезные мысли и описания. Эта методика может быть использована не только при прочтении Диккенса. Канцеляризмы и служебные слова можно пропустить, суть текста будет ясна и без них. Такая техника чтения сократит время на ознакомление с документом, но смысл при этом не потеряется.

Ориентация на ключевые слова

Перед началом чтения стоит просмотреть оглавление. Тогда вы сразу будете знать, о чем идет речь в каждой из глав. Это поможет вам лучше ориентироваться в прочитанном тексте. Мозг будет осознавать, на какие ключевые слова необходимо обратить внимание, поэтому чтение пройдет быстрее.

Мы ежедневно сталкиваемся с многобуквенными изданиями, документами и книгами, которые необходимо прочитать быстро и понять их суть. Но есть настоящие шедевры мира литературы, где не только смысл, но и построение предложений, лексика и средства художественной выразительности представляют собой произведение искусства. Такие книги нужно читать вдумчиво, смаковать каждое слово. Ведь именно от подобной литературы можно получить истинное удовольствие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не.......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим.......

Юк-юк-юк — поломался наш......

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.