Воспитание в семье нравственных норм и ценностей. Семейные правила

Хэллоуин
А.В. Шестакович "Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье"

О воспитании детей за всю историю разлития человечества написаны сотни трактатов, выдвинуты тысячи идей. Но если мысленно сравнить основные известные педагогические теории в самом общем плане, можно увидеть, что сущность их сводится к тому, чтобы дать рекомендации воспитателям, как и какими средствами воспитать у детей нравственные идеалы и устои определенного общества. Осуществление этих задач возлагалось главным образом на родителей, которые стремились внушить детям уважение к старшим, воспитать правдивость, скромность, вежливость, послушание, умение вести себя среди знакомых и незнакомых, равных по возрасту и старших, следить за чистотой и опрятностью. Семейное воспитание обычно сводилось к закреплению в сознании ребенка простых норм обыденной жизни, в которых отражалась определенная система морали.

На разных этапах истории нормы эти менялись в зависимости от классово-сословной структуры общественного строя, степени обострения антагонизма классов; все они были противоречивы по содержанию, по довольно близки по форме выражения, что создавало реальную возможность затушевать их социальный смысл. Этому содействовала религия, которая влияла на формирование нравственного сознания детей, внушала им безропотность, покорность, страх.

Семейное воспитание начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности. Эта закономерность общего порядка обусловлена социальными и физиологическими факторами. Она действует всегда и повсеместно, разница лишь в том, какое содержание то или иное общество, семья вкладывают в понятие "простая норма". Простая норма - это своеобразные правила поведения, без которых невозможны совместная деятельность и жизнь людей. Сфера приложения этих норм в основном сводится к поведению в семье, быту, повседневным взаимоотношениям. Простые нормы нравственности, цель воспитания которых - поддержание элементарного порядка, в раннем дошкольном возрасте воспринимаются детьми как система требований без надлежащего их осмысления. С возрастом они приобретают у детей оценочную значимость и выступают не как должные, а как в высшей степени обобщенные понятия, имеющие свою причинную связь и обусловленность. К тому же любую простую норму, такую, например, как "не пачкай одежду", "не ломай игрушку", мы в процессе воспитания самп обобщаем и возводим к оценочному понятию, к мотиву высшего порядка: не пачкай одежду, потому что это плохо; сиди за столом смирно и ешь аккуратно, потому что это хорошо. При этом мы обычно видим добро во всем том, что соответствует нашему пониманию добра.

Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы воспитываем свой моральный кодекс, прививаем систему определенных принципов, которой руководствуемся сами в процессе практической деятельности. Возведение простых норм обыденной жизни семьи к оценочным категориям добра и зла является весьма важным моментом в формировании морального сознания ребенка. Если, скажем, определенная норма поведения совершенно ясна и проста для взрослого, то для ребенка она не совсем проста. Для детей простые нормы есть не что иное, как высшая форма обобщения окружающей действительности, позволяющая делать выводы, мотивировать свою деятельность, анализировать поступки, регламентировать поведение. А это уже нравственная деятельность, практическая реализация содержания, которое вкладывают родители в понятия добра и зла.

Понятно, что каждая семья стремится воспитать своих детей достойными, хорошими людьми. Но всегда ли родители достигают желаемого, всегда ли их дети становятся такими, какими их хотели видеть в будущем?

Казалось бы, в семье все благополучно: согласие, достаток, родители - честные труженики, всеми уважаемые люди, а сын или дочь растет эгоистом, тунеядцем. Вроде бы и не от кого было ребенку перенимать дурные привычки, наклонности, противоречащие нормам нашей жизни. Истоки безнравственности, на наш взгляд, следует искать в глубинах первоначального усвоения нравственных норм. Простые нормы нравственности не есть нечто застывшее, неподвижное. Они формируют моральное сознании ребенка, затем сами же трансформируются сознанием, шлифуются обществом через различные капалы воздействия и в конечном итоге составляют мировоззрение личности. Было бы неправомерным рассматривать всю систему воспитания без той основы, которую составляют простые нормы морали.

На формирование нравственного сознания ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы нравственности личности. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами изменяется их содержание, широта охвата ими явлений действительности, их место в системе морального кодекса личности. Если в дошкольном возрасте паши оценочные суждения, проявляясь специфическим образом в сознании ребенка, сводятся им воедино и создают своеобразные модели добра и зла, еще довольно не четкие, но применимые для оценки того или иного поступка, то в старшем школьном возрасте эти модели могут стать основными мотивами действий, убеждением. Поэтому, закладывая основы морального сознания у детей, следует объяснять прежде всего содержание нормы, ее внутренний социальный смысл.

Хорошо, что ребенок не ломает игрушки, не бросает на пол хлеб, не капризничает. Этого хотят родители. Но этого не всегда хотят дети. Ребенку хочется плакать, вертеться за столом, разобрать игрушку, какой бы дорогой она ни была. Каприз есть не что иное, как своеобразное утверждение своего "я", реакция па внешние воздействия со стороны родителей или других людей. Кривляние за столом может быть игрой, желанием привлечь к себе внимание, поломка куклы или машины - проявлением пытливости, закономерным стремлением к познанию. Поскольку все эти действия закономерны для детей, постольку они задают закопомерный вопрос: а почему нельзя? Почему нельзя прыгать, шуметь, греметь, ломать и, наконец, плакать? В каждом конкретном случае можно объяснить ребенку, почему нельзя, и дать исчерпывающий ответ, доступный и понятный. Нежелательны огульные запреты: "Я сказала нельзя, значит, нельзя" или внушения типа: "Отец сказал нельзя, а ты вертишься". В таком случае родители или один из них выступают в роли беспрекословных судей, которые знают, что можно делать и чего нельзя. Но ведь ребенку тоже известно кое-что об окружающем мире и порой гораздо больше, чем мы, взрослые, думаем.

В. А. Сухомлинский пишет, что "дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени". Чтобы не оказаться в глазах ребенка человеком, который знает лишь то, что можно и чего нельзя, видимо, надо при случае сказать, что прыгать можно, но лучше во дворе, а не в комнате, вертеться, размахивать руками тоже можно, но только не за столом, можно иногда и разобрать новую игрушку, но не надо ломать ее. Желательно вместе с сыном разобрать эту игрушку и показать ему, что в ней жужжит или гремит, потому что если не сделать этого вместе, то ребенок сделает это один. Иными словами, любой факт, поступок следует оценивать не вообще, а показывать его во всем многообразии связей с окружающей действительностью, с жизнью и деятельностью других людей. Причем жизнь и деятельность этих людей надо объяснять не как нечто застывшее, а движущееся, живое, целенаправленное. Допустим, рабочий мастерил игрушку и, конечно же, хотел сделать ее красивой, забавной, чтобы дети ее полюбили, чтобы им хотелось играть с ней. Поэтому с игрушкой надо обращаться бережно. Хлеб нельзя бросать па пол, потому что в нем содержится труд многих людей, и т. д.

В нравственном воспитании очень важно, чтобы во всем окружающем нас материальном и духовном мире дети видели человека - труженика, творца, созидателя. Когда у ребенка воспитывается уважение не только к самому предмету, но и к людям, которые сделали этот предмет, вырабатывается определенная норма поведения, чувство ответственности, формируется правильная оценка окружающего мира, тогда ребенок становится существом социальным. Чувство любви отца и матери к сыну или дочери вполне понятно. Родители готовы сделать для ребенка все, что в их силах: уберечь его от дурного, оградить от влияния детей, которые, по мнению родителей, "плохие". Они стараются привить своим детям умение правильно разграничивать и распознавать добро и зло, справедливое и недостойное, правдивое и ложное исходя из своего понимания этих понятий. Убеждение некоторых родителей в том, что воспитывать можно лишь лаской, похвалой, что наказание или запрет травмирует ребенка, разрушает его нервную систему, безосновательно. Между тем мать или отец, зная или не зная об истинном воздействии на ребенка подобной педагогической системы, нередко предоставляет ему полную свободу действий, удовлетворяют все его желания, все его "хочу", безмерно восхваляют его способности, ум, красоту. И ребенок постепенно начинает верить, что он действительно таков. Требования его с возрастом становятся более настойчивы, в характере и поведении проявляется самовлюбленность, мнимое превосходство над другими. Понятие "нельзя" в его нравственном сознании отсутствует, свои поступки он не считает нужным сопоставлять с поступками других, но чувствует никакой ответственности перед людьми, обществом. Любой разумный запрет со стороны коллектива, ограничение возрастающих, порой неразумных желаний и устремлений ребенок рассматривает как посягательство на личность, как ущемление своих законных интересов. Родители, семья являются для него своего рода убежищем от "ущемлений" со стороны сверстников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, но только до тех пор, пока в состоянии удовлетворять его желания. При нервом же отказе, материальном ограничении родители ставятся в один ряд с другими "врагами". Рождается озлобленность, которая со временем может перерасти в человеконенавистничество. Существует и другая крайность в воспитании - грубость и бестактность по отношению к ребенку со стороны родителей, физическое воздействие на него. Стараясь внушить сыну или дочери определенные нравственные понятия, родители считают необходимым доказать ребенку, что тот ничего не знает, что он физически бессилен перед взрослыми и только поэтому должен беспрекословно выполнять их требования.

С. Д. Лаптёнок пишет, что в советской семье созданы самые благоприятные условия для интеллектуального и нравственного развития личности, в то же время семейная среда внутренне противоречива, иногда драматична, и потому порождает не только прогрессивные тенденции, но и пережиточные. Это в свою очередь ведет к довольно сложным конфликтным ситуациям, разрешаемым самыми различными способами. Родители должны помнить, что в воспитании простых норм нравственности на них ложится особая ответственность, ибо они первыми формируют в сознании ребенка эти нормы, закрепляют их личным примером. Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Можно научить ребенка правильно сидеть за столом, не перебивать взрослых, быть вежливым с ними, но хорошие манеры далеко не самый верный показатель нравственной сущности человека. Существуют ведь и такие понятия, как "вежливая наглость", "нравственная глухота". Мы часто судим о детях по их внешнему виду, манере обращения со старшими. Действительно, опрятный мальчик, вежливо уступивший дорогу старшему, охотно взявшийся поднести тяжелую сумку старушке, привлекает наше внимание, вызывает расположение. Однако дело не только в опрятности и вежливости, но и в том, что побудило его, ущемляя себя, сделать приятное другому. Если это внутреннее побуждение, норма жизни, глубокое убеждение - тогда все в порядке. А если это стереотип поведения, если мотив этого действия - "Смотрите, какой я хороший"? Тогда это плохо.

Между тем тот или иной стереотип поведения является, как правило, результатом семенного воспитания, осмысления ребенком поступков родителей, их взаимоотношений в семейной и общественной жизни. Нередко отец или мать считают, что достаточно быть искренним по отношению к ребенку, а с соседями, товарищами по работе можно лицемерить. ...Папа дома, а мама по телефону сказала, что его нет, затем, улыбаясь, разговаривала с соседкой, а когда та ушла, назвала ее сплетницей. Ребенок видит, что существует некая семейная тайна, скрытое мнение о людях. У него возникает естественный вопрос: почему в глаза можно говорить одно, а за глаза - другое? Где правда, и хорошо ли поступила мама, не сказав тете, что сплетничать некрасиво. Увидев соседку, ребенок хочет сказать ей правду (все должны быть хорошими, тем более старшие), но удерживает сомнение, можно ли говорить об этом, ведь мама не говорит. Если подобное было лишь один раз, то оно может и забыться, бесследно пройти для малыша. А если это система? Если таков нравственный климат семьи? Тогда ребенок привыкает к мысли, что есть два мира: один - внутренний, скрытый ("так надо поступать"), другой - внешний, показной ("так можно поступить, если это выгодно"). С возрастом у него формируется искривленный тип нравственного сознания, притупляется моральная ответственность за совершенные поступки, определяющим мотивом поведения становится личная выгода. Трудно порой разобраться в запутанных неискренних отношениях самим взрослым, тем более трудно постичь их ребенку, не искушенному жизненным опытом, не постигшему сложностей человеческих отношений в обществе. Поэтому так важны в семейном воспитании правдивость, искренность, доброжелательность родителей в отношениях между собой и в отношениях с окружающими. Вместе с тем необходимо знать нравственные возможности своего ребенка, быть тактичным, терпимым по отношению к нему.

В семье, как и в любом другом сообществе, необходимо соблюдать определенные условия, которые позволят всем домочадцам жить вместе. Ни одна ячейка общества не может обойтись без утверждения своего рода семейного кодекса или свода «домашних правил», которые позволяют всем членам семьи понять, как себя вести. Семейные правила помогают достичь баланса между получением желаемого и уважением потребностей других людей. Также они могут помочь детям и подросткам чувствовать себя в безопасности.

Семейные правила: основы

Правила могут помочь членам вашей семьи лучше взаимодействовать и и сделают семейную жизнь более спокойной. Эффективные правила - это позитивные высказывания о том, как хочет заботиться и реализовывать возможности всех домочадцев.

Когда правила прописаны четко и однозначно, они помогают:

  • детям и подросткам понять, что от них ожидают и где находятся границы дозволенного;
  • взрослым быть последовательными в том, как они относятся к младшим членам семьи.

При разработке семейных правил важно вовлечь всех членов семьи, насколько это возможно, в их обсуждение. Даже у трехлетних детей могут быть свои мнения и предложения. По мере взросления ребенок должен еще активнее участвовать в принятии решений: какие правила могут быть, а также последствия их нарушения. По достижению подросткового возраста подобное «законотворчество» даст детям ценный опыт принятия ответственности за собственное поведение.

Чтобы разработать правила, нужно выбрать наиболее важные вещи - например, правило о том, чтобы не делать физически больно друг другу, будет обязательным для большинства семей. Также можно разработать следующие правила: о безопасности, вежливости, распорядке дня, правильных манерах. В каждой семье правила будут разные. Особенности разработки семейного кодекса будут зависеть от ваших ценностей, конкретной ситуации, религиозных убеждений и возраста и потребностей вашего ребенка (детей).

Виды семейных правил

Семейные правила могут быть совершенно разными, однако все хорошие правила имеют нечто общее: они являются конкретными и понятными.

«Да»-правила

Такие правила - хороший обучающий инструмент, потому что они управляют поведением вашего ребенка в позитивном ключе. Например: «Разговаривайте вежливо друг с другом», «Надевайте ремень безопасности в машине», «Принимать пищу нужно за столом» и т. д.

«Нет»-правила

Конечно, лучше устанавливать позитивные правила, однако, когда сложно объяснить, что именно нужно делать вместо этого, подойдут и правила с отрицательной частицей «не». Например: «Не надо плеваться», «Не выпрашивай покупки в магазине» и т. д.

Основные правила

Это такие правила, которые применяются повсеместно, несмотря ни на что. Некоторые правила могут применяться для всех членов семьи, в то время как другие относятся только к маленьким детям или подросткам. Правила о вежливости или о запрете на физическое воздействие относятся именно к основным правилам.

Ситуационные правила

Для конкретных ситуаций также следует иметь краткий свод правил. Например, для поездки в автомобиле, похода в гости, игр в компьютер.

Несколько четких и конкретных правил, вероятно, будут более эффективными, чем длинный список на десяток-другой страниц. Это особенно актуально для маленьких детей. С взрослением ребенка правила могут «расти» вместе с ним. Если же ребенок постоянно нарушает их, то вам, возможно, следует сосредоточиться на таких основных вопросах, как безопасность и справедливость.

Как разработать правила

Детям и подросткам часто нравится участвовать в подобном законотворческом процессе. Принятие участия в дискуссии о семейных правилах не обязательно остановит младших домочадцев от их нарушения, однако поможет понять, что такое правила и зачем они нужны.

Некоторые родители считают полезным записывать правила о том, как члены семьи должны себя вести. Запись правил делает их понятными и может также предотвратить возможные споры. А прикрепление списка правил на холодильнике или в другом видном месте может помочь младшим детям быть в их курсе.

Дети и правила

Разрабатывать правила можно начинать тогда, когда ребенок уже понимает язык. Маленьким детям требуется наблюдение и поддержка, чтобы они следовали правилам. Дошкольники склонны забывать, они непоследовательны в поведении и легко отвлекаются. Некоторым детям с особыми потребностями также может понадобиться ваша помощь, чтобы они поняли и запомнили правила.

Все дети разные, поэтому и усвоение правил у каждого из них - это индивидуальный процесс. Однако уже к десяти годам они могут следовать правилам в большинстве ситуаций уже без ваших указаний. Четкие правила помогут вашему ребенку чувствовать себя в безопасности и дадут ему ощущение постоянства. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда многие другие вещи в его жизни претерпевают изменения.

Подростки и правила

Подростковые годы представляют собой новый вызов. На этом этапе молодые люди начинают исследовать свои собственные силы, и могут настаивать на большей самостоятельности и независимости. Иногда это заканчивается пересмотром семейных правил. Подросток может ощущать расхождение между правилами своей семьи и ожиданиями сверстников и будет стараться уравновесить эти два процесса.

Семейные правила так же важны для подростка, как и для маленького ребенка. И никогда не поздно, чтобы создать или переписать их. Участие молодого человека в создании семейного кодекса поможет ему понять, что вы уважаете его мнение. В этом возрасте особенно полезны будут правила безопасного поведения. Например, правила об алкоголе, друзьях, взаимоотношениях полов и так называемый комендантский час.

Будьте готовы обсуждать и корректировать правила, когда ваш ребенок подрастет. Это касается, в частности, расширения комендантского часа.

Соблюдение правил

Правила считаются эффективными только тогда, когда они исполняются. Если вы определились с семейным кодексом, то следует также решить, какие санкции будут применяться по отношению к любому члену семьи, если тот нарушит какое-либо правило. Когда правило нарушено, вы можете просто напомнить о нем ребенку и дать ему еще один шанс, особенно это касается маленьких детей. Но, в конечном счете, гораздо эффективнее применить-таки санкции к нарушителю, о которых вы договаривались.

Начиная с трехлетнего возраста, если дети согласились заранее с возможными санкциями, они, вероятнее всего, сохранят спокойствие, когда придет время выполнять установленные правила. Когда дети достигнут подросткового возраста, соглашение о четких правилах и последствиях поможет им развить самодисциплину и самостоятельность.


Ключевые теги новости:

Другие новости

ЦЕННОСТИ СЕМЬИ

семья воспитательный родители

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья - важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности. И.С. Кон. “В поисках себя”. М, 1984, с. 17.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии - документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них - свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям - источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий. Н.А. Бердяев. “Философия свободы”. М, 1990, с.24.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи - так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ - разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг - непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети - главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

  • В хаотичных семьях вырастают подростки с серьёзными нарушениями поведения.
  • Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствует росту тревоги и сбивает с толку всех членов семьи.
  • Нередко дефицит правил, их непонимание становятся главным источниками обид и конфликтов в семье.
  • Самый распространенный пример: мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять её просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие, принятые всеми членами семьи правила, регулирующие обязанности. Для ребенка важно ощущение того:
  • что его чувства и интересы значимы для взрослых и учитываются при принятии каких-либо решений;
  • что он может говорить о своих потребностях, и они будут по возможности удовлетворяться.

Очень важно, чтобы замещающие родители были последовательны в своем поведении и отношении к ребенку.

Для того чтобы ребенок мог лучше контролировать свое поведение, необходимо помочь ему в этом: установить постоянные границы дозволенного. Важно, чтобы эти границы были, с одной стороны, доступны для понимания и выполнения ребёнка, а с другой стороны – ставили рамки его поведению, которое, по мнению родителей, недопустимо. Если выдвигаемые родителями требования противоречивы, они порождают у ребенка внутренние конфликты.

Краткий перечень правил, которые могут быть приняты в семье:

  1. Правило договора.
    Основой эмоционального благополучия семьи является правило договора, которое позволяет гибко реагировать на изменения, справляться с каждодневным стрессом и кризисным ситуациями. Договор может касаться любых сторон жизни семьи, особенно тех, которые вызывают разногласия у её членов. Желательно отвести специальное время и место, чтобы обсудить проблемы и идеи каждого. При этом важно поощрять высказывание ребенка и не критиковать его. Для приемных детей это очень важно. Возможно, ранее у них не было подобной возможности, они только накапливали свои негативные переживания, что мешало их полноценному развитию.
  2. Правило новизны.
    Это правило может быть связано как с новой атмосферой, взаимодействием, так и с пищей. Не нужно заставлять ребенка съедать все и хвалить то, что приготовила мама. Ощущение самоценности матери связано с пищевым поведением детей. Приёмные дети имеют, как правило, своеобразные стереотипы пищевых предпочтений и пищевого поведения. Они, как и все дети, едят то, к чему привыкли. Требование съедать всё будет связано с излишними конфликтами и обидами. Детей необходимо постепенно приучать к новым вкусам.
  3. Распорядок дня.
    Кушать нужно в чётко отведенное для этого время. У детей, воспитывающихся в неблагополучных условиях, плохо сформированы саморегуляция и самоконтроль. Лучше выделить им время на отдых, занятия и питание, чем обижаться и ругать за несоблюдение правила. При этом детям трудно соблюдать четкие временные рамки, поэтому черезмерно экспрессивное реагирование матери на опоздания будет способствовать использованию детьми «лжи во имя спасения себя и матери».
  4. Семейные обязанности.
    Домашние дела должны быть распределены между всеми членами семьи. Зачастую почти все обязанности выполняет мама, всё время жалуется, как на неё «все сели и поехали». Жертвенная позиция матери в выполнении домашних обязанностей связана с неумением членов семьи договариваться о распределении обязанностей. Она может подпитывать у детей стремление к иждивенчеству.
  5. Правило границ.
    Все двери в доме должны быть всегда распахнуты. Ребенок должен чувствовать, что в семье есть доверие и в любую комнату можно войти без предупреждения. При этом ему необходимо иметь свое пространство в доме. Правило соблюдения границ дает возможность получить необходимую автономию, формирует чувство ответственности у детей, способствует их взрослению. Очень важно, чтобы в приемной семье, особенно в первые два года, не создавались условия для недоверия и провоцирования воровства у ребенка. Желательно наиболее ценные вещи спрятать, не разбрасывать деньги по дому, точно знать, сколько их хранится в доме.
  6. Не нужно сразу требовать от ребенка успехов в учебе.
    Связывание престижа семьи и оценок детей в школе может негативно повлиять на принятие приёмных детей, так как практически все они имеют различные задержки в развитии. Самооценка приемного ребенка ещё в большей степени, чем родного, зависит от того, что говорят о нем другие, особенно те, кого он считает для себя значимым. В своей жизни он слышал крайне много высказываний по поводу негативных сторон своей личности, поэтому его образ «Я» часто отрицателен. Выражение вербальной и невербальной поддержки позволяет ему скорректировать самооценку.

Способы обсуждения норм и правил в семье:

  • Лучше всего это сделать за сладким столом (сладкое снимает напряжения).
  • Если ребенок маленький, то желательно продемонстрировать правила в игре, где в качестве членов семьи выступают игрушки.
  • Если ребенок левша, то правила лучше объяснять любому другому ребенку, сидящему с ним рядом. Левше очень сложно усвоить правила, ему легче следовать в их соблюдении за другими.
  • С подростком необходимо обсудить разумность правил, договориться о возможности совместной коррекции требований к нему, заключить контракт об их выполнении.
    Сами члены семьи должны следовать этим правилам. Двойной стандарт в их исполнении способствует дезадаптации ребенка. Для того чтобы в семье царила гармония и понимание, должны быть совместно приняты нормы и правила общения в семье.

Для любой группы, независимо от ее размера и природы нужны правила, нужны законы и нормы, стандарты и регулирующие процедуры. Без них в группе может наступить беспорядок, хаос и конфликт. Так что правила и нормы жизненно важны . Они помогают избежать недопонимания и конфликтов между людьми, обозначают права и привилегии, определяют что является честным и справедливым в человеческих взаимоотношениях, обеспечивают основные принципы, чтобы помогать людям определять границы их собственного поведения.

Вопрос не в том нужны ли группам правила. Группам они нужны. Настоящий вопрос в том, как мотивировать участников группы соблюдать правила.

Каждый из нас в определенный момент жизни чувствовал себя де мотивированным, не желая соблюдать какие-то правила и нормы, которые мы не могли изменить. Не имея возможности участвовать в разработке правила, многие люди чувствуют возмущение и ощущение, что это правило было им навязано. Но когда люди активно участвуют в установке правила или принятии решения, они как раз более замотивированы на его соблюдение. Были проведены многочисленные исследования, подтверждающие подобную эффективность совместного принятия решений.

Когда дети имеют возможность участвовать в установке домашних правил или принятии решений, которые задевают их интересы, происходят следующие хорошие моменты. Дети думают о себе лучше, растет их самооценка и самоуверенность. Еще более важно то, что они ощущают свой собственных контроль над своей жизнью. Они чувствуют себя равными членами семьи с равным голосом в принятии решений и выработке правил, они чувствуют себя членами команды, а не людьми второго сорта. Это означает, что семьи, которые функционируют на основе демократии и сотрудничества, имеют более тесные и теплые отношения, чем те, в которых взрослые ведут себя как боссы или администрация, предполагая от детей строгого соблюдения правил, установленных органом власти.

Другая причина привлекать всех членов семьи в принятию решений в том, что такая совместная работа приносит наиболее высококачественные решения проблем. Одна голова хорошо, а две, три, четыре лучше. Совместно принятые решения опираются на знания и опыт как взрослых, так и детей.

Несомненно мама или папа знают как лучше, но знает ли папа или мама лучше, чем папа + мама + все их дети?

Перечислю еще раз преимущества совместного установления правил в доме:

  • Более высокая мотивация каждого члена семьи выполнять и соблюдать правила .
  • Решения более высокого качества
  • Более близкие, теплые отношения между членами семьи
  • Повышение самооценки, самоуверенности, ощущения чувства контроля за своей судьбой со стороны детей.
  • Больше личной ответственности и самодисциплины
  • Меньше необходимости принуждать соблюдать правила со стороны родителей.

Совершенно очевидно, что не все решения, которые нужно принимать семье, открыты для совместного обсудления и принятия. Таковыми могут быть решения, которые не задевают интересов всех членов семьи или попросту не обсуждаются (например они противозаконны и т.д). Иными словами, есть некоторые вопросы, которые находятся за пределами зоны свободного обсуждения правил и решений. Например, как распределять расходы в семье или решение и смене работы родителем.

Важным является правило, что участие в подобных заседаниях по выработке решений принимают те члены семьи, интересы которых будут задеты непосредственно.

Важно, чтобы все члены вашей семьи были согласны со всеми возникающими вопросами, ситуациями и задачами в пределах этой зоны свободы в вашем доме.

Список обсуждаемых вопросов может быть различным в каждой семье.

Вот список некоторых сфер, которые могут обсуждаться совместно:

  • Время сна
  • Обязанности по дому
  • Кому принадлежит домашнее животное и кто за ним ухаживает
  • Работа во дворе дома
  • Как провести каникулы, время отдыха или свободное время семьей
  • Использование машин(ы), велосипедов и т.д.
  • Карманные деньги
  • Просмотр телевизора
  • Использование компьютера

Подобная практика требует от взрослых определенных навыков:

  • Выражать собственные нужды и проблемы
  • Слышать других, когда они говорят о своих нужных и проблемах
  • Умение решать проблемы и конфликты

Позитивного вам родительства!

Если находите эту статью полезной, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажмите мне нравится.