Игры на развитие креативного мышления для дошкольников. Комплекс игр по развитию творческого мышления дошкольников - документ

Выбор цветов

Игры, развивающие системность мышления.

Игра "Теремок"

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка­стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле­дующий ребёнок просится втеремок, но может попасть туда, только если ска­жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре­бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру­мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

"Собери фигурки"

Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи­гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло­жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

"Нелепицы"

Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар­тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра "Что на что похоже "

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова­риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду­щий на­чинает: "То, что я загадал похоже на..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав­ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред­мет для ассоциации.

"Сюрреалистическая игра "

(рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

"Волшебные кляксы "

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива­ется не­много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво­рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред­метные изо­бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на­зовёт больше всего предметов.

Игра "Словоассоциации"

Взять любое слово, например, батон. Оно ассо­цииру­ется:

    с хлебобулочными изделиями.

    с созвучными словами: барон, бекон.

    с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ас­социа­ций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на ас­фальте, ка­мушки на берегу.

Игры на развитие диалектичности мышления.

Игра "Хорошо - Плохо"

Вариант 1 . Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы­зы­вающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи­тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уко­лоться.

Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На­пример, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель­ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото­рые ста­вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при кото­ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объ­ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

Живот болит - это хорошо, можно в школу не ходить;

Сидеть дома - плохо, скучно;

Можно пригласить гостей - и т.д.

Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала, может быть, ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест­венных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон­фету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время урока или даже на перемене.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы­работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре­бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) тол­стый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять лю­бую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти та­кой объ­ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по­следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про­тиворе­чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

Приложение

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.
Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).
Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Приложение
Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Примеры коллажей из разных материалов
На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми.

Приложение


Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...
"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.
Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:
Светофор, мальчик, санки.

Приложение
Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.

Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции.

Психологические игры

на развитие креативности (творческого мышления)

Игра «Покажи понятие»

Театральная творческая игра по командам. Здесь, как и во всех командных играх, наглядно проявляется, кто справляется с лидерством и творчеством, а кто просто является исполнителем, а иногда балластом для группы. Команде задается понятие и задание показать его в реальном времени с движением, звуком, взаимодействием. Используя себя, свои тела, движения, голос, любой реквизит и главное – творческие возможности. Это должна быть не просто иллюстрация – а совместная реализация каких-то командных идей и мыслей. Время на подготовку 15 мин. На демонстрацию около 1 мин.

Список понятий:

  • Улей.
  • Часы.
  • Фонтан.
  • Бородинская битва.
  • Самовар.
  • Свадьба.
  • Футбол.
  • Вселенная.
  • Динозавр.

Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.

За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.

Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. – второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Игра «Зоопарк»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко!

Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

  • Меня зовут Никита, меня любят москиты!
  • Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
  • Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
  • Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
  • Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Упражнение «Сочинитель»

Цель : развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.

Ход проведения : Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Упражнение «Найди пару»

Цель : Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Ход упражнения : Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Игра «К счастью... К сожалению...»

Цель : развитие воображения и творческих способностей.

Время проведения : 30 минут.

Материалы : маленький мячик.

Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).

Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.

Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.

Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.

Возможные варианты:

  • Группа затерялась на необитаемом острове.
  • Одиссей попадает на Красную площадь.
  • Вася и Маша открывают магазин игрушек.
  • Мальчик влюбился в девочку.
  • Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

Упражнение «Шнурок»

Группа становится в узкий круг и вытягивает руки вперед. Тренер привязывает в произвольном порядке к кистям шнурки. Задача группы – распутаться. При этом нельзя разговаривать. Можно изобретать всякие звуковые сигналы, жесты.

Запрещается вербальное общение.

После завершения упражнение проводится обсуждение: каждый из группы делится своими впечатлениями, высказывает свое мнение о работе группы, например, почему сразу не получилось сделать что-то, что удалось и т.д.

Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»

Цель : побудить людей к творческому мышлению.

Размер группы : от 5 до 15 человек.

Условия : классная комната. Вам понадобится по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Порядок действий:

  1. Расскажите историю о принцессе и крестьянине.
  2. Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.
  3. Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Текст:

Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Правильный ответ : правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет "свадьбу", я буду знать, что моей картой была "смерть", и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет "смерть", я пойму, что моей была "свадьба", и смогу жениться на принцессе».

Завершение : участники часто считают, что короля тем или иным способом надули. Например, они скажут, что крестьянин подкупил человека, который клал карты в ящик, или что он попросил принцессу заменить «свадьбу» на «смерть». Один участник предположил, что эта история является старой французской сказкой, и что королева заставила короля написать букву «с», которая будет означать «смерть», а король был так глуп, что не вспомнил, что «с» означает также и «свадьбу».

В действительности не важно, какие предположения высказывают люди. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги.

Необходимое время : около 20 минут.

Упражнение «Творческое озарение»

Цель : развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.

На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

Упражнение «Развитие креативности»

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты.

  1. Что общего между кофе и жителями Лапландии?
  2. Что общего между шнурками для обуви и поездами?
  3. Что общего между горой и шоколадом?
  4. Что общего между ходьбой и говорением?

Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.

Упражнение «Заглавная буква»

Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.

Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.

Время проведения : 10-15 минут

Упражнение «Превращения»

Цель : развитие креативности.

Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!

  1. Представьте себе, что вы – это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
  2. Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
  3. Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.
  4. Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

Упражнение «Завяжи шнурок»

Цель : развитие креативности.

За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.

Упражнение «Прочти текст»

Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.

Упражнение «Поставь точку»

Цель : проба на оригинальность мышления.

Задание : Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом. Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).

Оценка : По степени возрастания оригинальности мышления точка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга, на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).

Упражнение «Круги»

Цель : измерение свойств интеллектуальной деятельности.

Возраст : дошкольный, младший школьный.

Правила проведения : Детям предлагают дорисовать 20 кругов таким образом, чтобы получились законченные изображения (солнце, цветок, мяч и т.д.).

Работа выполняется в течение 7-10 минут в зависимости от возраста.

Обработка результатов: подсчитывается общее число рисунков, определяется количество тем рисунков. Их предполагается 9. Это вселенная: солнце, луна, планета. Природа: цветы, деревья, животные. Наука и техника: глобус, очки, машина, колеса и т.д. Человек, изображение частей его тела: головы, ушей, глаз. Быт: еда, одежда, предметы домашнего обихода. Народное творчество, сказочные образы (колобок, снежная баба, Чебурашка и т.д.). Спорт, спортивный инвентарь: кольца, ракетки, диски и т.д. Экономика: монеты… Искусство, любые украшения: бусы, игрушки, медали и др.

Гибкость мышления определяется количеством рисунков, общей суммой баллов.

Оригинальность измеряется суммой баллов за оригинальные рисунки. Система баллов: 1 балл – рисунок встречается у половины детей и чаще; 2 балла – рисунок встречается у меньшей половины группы; 3 балла – рисунок встречается в единственном числе.

Упражнение «НЛО»

Цель : развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

Возраст : младший школьный.

Оборудование : бумага и цветные карандаши.

Ход игры : – Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.

Детям отводится около 15-20 минут на рисование. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах.

Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.

Упражненние «Разговор с руками»

Цель : научить контролировать свои действия, развитие воображения.

Возраст : дошкольный.

Форма проведения : индивидуальная.

Правила проведения : Психологу обвести на листе силуэт ладоней ребенка дошкольника. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

Игра «Катастрофа в пустыне»

Задачи : отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д.

Ведущему следует акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

Время : не менее полутора часов.

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию :

С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.

Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов :

  • Охотничий нож.
  • Карманный фонарь.
  • Летная карта окрестностей.
  • Полиэтиленовый плащ.
  • Магнитный компас.
  • Парашют красно-белого цвета.
  • Пачка соли.
  • Солнечные очки на каждого.
  • Литр водки на всех.
  • Карманное зеркало.

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников но кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему».

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

  • Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
  • Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?
  • Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
  • Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?
  • Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?
  • Какие способы поведения оказались наименее результативными?
  • Какие только мешали общей работе?

Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.

При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Итак, ответы:

Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).

  • Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.
  • Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.
  • Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.
  • Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.
  • Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.
  • Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.
  • Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.
  • Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.
  • Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.
  • Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.
  • Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.
  • Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.
  • Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.
  • Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.
  • Пачка соли. Значимости практически не имеет.

Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

  • Полтора литра воды на каждого.
  • Пачка соли.
  • Магнитный компас.
  • Летная карта окрестностей.
  • Легкое полупальто на каждого.
  • Солнечные очки на каждого.
  • Литр водки на всех.
  • Карманный фонарь.
  • Полиэтиленовый плащ.
  • Охотничий нож.
  • Охотничье ружье с боеприпасами.
  • Карманное зеркало.
  • Определитель съедобных животных и растений.
  • Парашют красно-белого цвета.
  • Переносная газовая плита с баллоном.

Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.

Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».

Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала» будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснить тебе, кто находится за спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало – говорящее. Оно будет объяснять, что за человек, конечно не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека стоящего за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенное условие – не акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

Можно обсудить такие вопросы:

  • Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находиться за его спиной?
  • В чем секрет такой прозорливости?
  • Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему в этом помогло?
  • Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?
  • Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

Аутотренинг «Волшебный лес»

Цель : создание позитивного образа «Я», познание и развитие «Я-концепции», обучение аутотренингу как способу изменения психологических и эмоциональных состояний, развитие перцепции и креативности.

Необходимое время : 15–20 минут.

Процедура.

1. Текст погружения в релаксационное состояние . Займите удобную позу. При этом очень важно выпрямить позвоночник поскольку он имеет естественные изгибы. Кисти рук лежат свободно на коленях, чтобы не соприкасались большие и указательные пальцы. Настройтесь на то, чтобы на время отложить свои эмоции и переживания. Закройте глаза. Оставьте любые суждения, ожидания и фантазии по поводу того, каким окажется ваш опыт аутотренинга. Дайте ему состояться. Расслабьте мышцы лица. Отрегулируйте дыхание, чтобы оно стало ровным.

Глубоко и ровно дышите. Говорите себе: слово «вдох» – при вдохе, и «выдох» – при выдохе. Сопровождайте этими словами каждый вдох и выдох. Если вы обнаружите, что задумались о чем-то, мягко напомните себе стоящую перед вами задачу и снова начинайте говорить «вдох – выдох».

Сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Чувствуйте как ваши легкие наполняет и покидает воздух (сосредоточение на дыхании 5 минут).

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и поднимается по руке вверх.. До локтя… Еще выше… Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется… По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых… Дыхание ровное спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца.

Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… Напряжение исчезает… И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра…Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Есть еще одни источник тепла в вашем теле. Он – в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать… Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди… По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка… Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица… Уходит напряжение из скул. Из челюстей… Губы становятся мягкими… Разглаживаются морщинки на лбу… Веки сомкнуты и неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо… Воздух несет вам свою целебную энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией…

Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то – это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то – просто полянка в летнем лесу, где можно валятся в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну неба… Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого доброго для вас места… Ваше дыхание ровное и спокойное.

2. Текст АТ . Вы оказались в чудесном, теплом лесу. Он не пугает вас, а наоборот кажется приветливым и гостеприимным. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц? Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза) Перед вами тропинка. Идите по ней. Тропинка узенькая, вы идете медленно, наслаждаетесь красотой. Подойдите к любому дереву, потрогайте его кору, мох на ней, поднимите голову вверх и разглядите его крону. Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас, вы чувствуете себя в этом лесу как дома. Вы идете дальше по знакомой тропинке и выходите на поляну, окруженную могучими деревьями. В центре поляны небольшое дерево. Видимо очень старое, оно не высокое, но ствол его слишком широкий, крона раскидистая, крепкие ветки (пауза).

Под деревом сидит старик-мудрец, он знает ответы на все вопросы. Он не вызывает у вас чувство страха или опасения, наоборот уважение и доверие. Подойдите поближе, видите, мудрец улыбается вам. Присмотритесь к нему, постарайтесь запомнить его внешность, лицо, глаза. Хотите поговорить с ним? Вы же не зря сюда пришли, он знает все. Попробуйте с ним поговорить о себе. Спросите его: «Кто Я такой?» (пауза). Продолжайте разговор со стариком, старайтесь внимательно смотреть на него и вслушивайтесь в его слова.

Вам пора возвращаться. Вы еще придете сюда, в этот лес-великан.

3. Текст выхода из релаксационного состояния.

Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше и больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

Итак, семь … Вы чувствуете как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть … Ваши мышцы наполняются силой и энергией…Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться… Пять … Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущений силы и возможности действовать…Расслабленность заменяется собранностью… Четыре … Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три … Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак Два . Не открывая, глаза поворачивайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверенны в себе. Один . Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

Обсуждение.

Какие у вас ощущения? (обратить внимание, чтобы высказались все желающие, поделились своими впечатлениями, открытиями, эмоциями).

С сегодняшнего дня мы каждое занятие будем заканчивать аутотренингом и вы еще вернетесь к «мудрецу», продолжите с ним разговор.

Наверняка в следующий раз он вам расскажет намного больше, чем в вашу первую встречу.

Игра «Развиваем наблюдательность»

Возраст : младший школьный.

Участники игры делятся на 2 команды.

Условия игры : в течение 10 минут ребята записывают как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающиеся с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и т.д.

Необходимо составить следующие списки предметов:

  1. красного цвета,
  2. черного цвета,
  3. зеленого цвета,
  4. синего цвета,
  5. овальных,
  6. квадратных,
  7. деревянных,
  8. металлических,
  9. каменных,
  10. начинающихся с буквы «к»,
  11. относящихся к мебели,
  12. относящихся к посуде и т.д.

За самый длинный список предметов по одной из позиций начисляется 5 баллов.

Упражнение «Завершение рассказа»

Возраст : младший школьный.

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

Время работы - 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:

  • законченность рассказа;
  • яркость и оригинальность образов;
  • необычность поворота и сюжета;
  • неожиданность концовки.

Упражнение «Разговор по телефону»

Цели: игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности.

Материалы : игровое поле: на верхней части листа ватмана изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк (из мультфильма «Ну, погоди!»); на нижней части – Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь. Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам (в соответствии с мультфильмом) ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт.

Краткое описание содержания игры :

«В двух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома – кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»

Перед игрой рекомендуется прочесть детям стихотворение К.И.Чуковского «Телефон» с последующим обсуждением и/или провести короткую беседу о правилах этикета разговора по телефону. Вспомнить мультфильмы, сказки с участием вышеназванных героев.

Количество участников игры – от 1 до 4 детей.


КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Чем может быть…»

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

«Портрет из пуговиц»

Цель:учить выполнять аппликации из пуговиц. Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

«Фантазёры»

Цель: развитие воображения, образного мышления.

Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цв. бумага т.д. .

Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение.

«Необычные картины»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры: на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

«Волшебные кляксы»

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Фантастические гипотезы»

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?

«Необыкновенный полет»

Цель: развивать фантазию.

Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?Дети отвечают.

«Сказочные истории»

Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).

Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.), придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

«Художник в зоопарке»

Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.Дети выполняют.

«Сказочная птица»

Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.

Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

«Волшебные очки»

Цель: развивать действие соотнесения по форме.

Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.

«Назови отличие»

Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов.

Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.

«Веселое соревнование»

Цель: учить создавать многое из одного.

Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.

«Незаконченный сюжет»

Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.

Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.) и просит их дополнить другими деталями до создании целостного предмета или сюжета.

«Придумай узор»

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Педагог раскладывает три ряда предметов: первый — фасоль, второй — горох, третий — арбузные семечки. Дети должны соединить предметы в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.

«Составление изображений объектов»

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.

«Придумай животное»

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

«Лоскутное одеяло»

Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.

Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.

«Картина из дырок»

Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т.п.).

«Ощипанный портрет»

Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.Дети выполняют.

«Облака-загадки»

Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.

Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.

«Превращения»

Цель: учить создавать образы через опредмечивание условных символов.

Дети рассматривают карточки с условными изображениями предметов и высказывают предположения о том, что это может быть.

«Любимая игрушка»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования.

Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.

«Наоборот»

Цель: учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации.

Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т.п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.

«Фантастическое животное»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Как можно изменить рисунок, чтобы сделать его необычным и забавным?

«Буквы в рисунках»

Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.

Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов.

Педагог показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца и т.п. Дети исправляют ошибки.

«Двойное изображение»

Цель: учить видеть образ в рисунке.

Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.

«Камушки на берегу»

Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.

Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дополнить их разными деталями, рассказать, что было на берегу.

«Обведи свою ладонь и оживи»

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно

Творческое упражнение «Ночной разговор игрушек»

Предложить детям придумать, о чем ночью (вечером, когда дети ушли из детского сада) могли разговаривать игрушки: как с ними играют дети, бережно к ним относятся, или упорядочивают игровой уголок т.д.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:

Из чего может быть сделан шкаф?

Может у шкафа меняться настроение?

Может шкаф болеть?

Можно ли взять в друзья шкафы?

Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?

Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

Помнит шкаф мастера, который его сделал?

Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Второй вариант этого упражнения: предложить детям описать работу печального или веселого молотка, исполнительной или ленивой пилы, гордого или скромного карандаша, внимательной или невнимательной тетради и т.д.

Творческое задание «Подбери слова к картине»

Детям предлагают с помощью прилагательных, слов — сравнений, глаголов придумать «комплимент» картине.

Творческое упражнение «Узнай птицу»

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

Какой характер у той или иной птицы?

С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

Кто враги?

О чем она поет?

Из чего и как строит гнездышко?

Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»

Дети объединяются в две группы — «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.

Творческое упражнение «Угадай кто я»

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.

Комплекс игр по развитию творческого мышления дошкольников

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Для развития творческого мышления детей можно рекомендовать комплекс игр. В играх используются задания, составленные на основе простого, хорошо знакомого материала. Педагог может организовать работу с группой из 5-8 детей. Длительность одного занятия не должна превышать 25 минут. Частота проведения таких занятий - 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и будет зависеть от того, каков был исходный уровень развития мышления детей, от того, как быстро они продвигаются вперёд.

Занятие 1 .

Цель: развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

На первом занятии дети знакомятся с двумя играми: “Составление предложений” и “Поиск общих свойств”.

Игра “Составление предложений”

Детям предлагаются три слова, не связанные между собой по смыслу, например “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Даётся задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число этих слов, а также использовать другие слова). Время выполнения задания ограничено - 10 минут. Ответы детей могут быть банальными: “Медведь уронил в озеро карандаш”, а могут быть и творческими: “Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”

Игра “Поиск общих свойств”.

Предлагаются два слова, мало связанные между собой. Например: блюдо и лодка; карандаш и уголь; мел и мука и т. д. За 10 минут надо назвать как можно больше общих признаков для этих предметов. Результаты обсуждаются. Ответы могут быть стандартными: в примере “блюдо и лодка” могут быть названы такие общие свойства, как “сделаны человеком”, “имеют глубину”, но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы. В игре побеждает тот, кто называет больше общих признаков.

При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, то есть второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно чётко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Занятие 2.

Цель: развивать способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разрозненными явлениями, легко переходить от одних связей к другим; развивать операцию “классификация”.

Игра “ Что лишнее? ” .

Детям предлагаются любые три слова: птица, лисица, огурец; корова, ботинки, трава; курица, пшеница, подушка и т. д. Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чём-то сходные свойства, а одно слово - “лишнее”, оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключённому лишнему слову. Заслушиваются ответы всех ребят, так как варианты могут быть самые разные: от стандартных до оригинальных.

Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, а поэтому не следует ограничиваться каким-то одним решением. Решений может быть множество. Игра учит мыслить творчески.

Игра “ Поиск предметов, обладающих сходными свойствами ” .

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут. Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом. Пример: слово “стрекоза”. Могут быть названы: бабочка, птица, самолёт - они тоже летают, у них есть крылья, хвост; они садятся и поднимаются. Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов, то есть выделил наибольшее количество существенных признаков данного предмета и нашёл другие предметы, обладающие этими же признаками.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а так же оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Занятие 3.

Цель: формировать способность изучать свойства предмета, познакомить с такой категорией, как противоположность; развивать способность находить предметы по заданным признакам, быстро переключать мышление с одного объекта на другой, искать похожие предметы, находить аналогии между различными непохожими предметами.

Игра “ Поиск предметов с противоположными свойствами ”. Называется какой-либо предмет, например, “дом” (лес, молоток, туфли и т.д.) Задание: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному предмету. В примере со словом “дом” это могут быть следующие свойства: размер (как противоположный предмет называется “собачья конура” или “улей”), степень комфорта (сарай) и т.д. Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество противоположных предметов, чётко доказав при этом ответы.

Игра “ Поиск предметов по заданным признакам”.

Ребёнку перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы. Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами. Таким перечислением свойств может быть какая-либо загадка. Можно предложить и такое задание: назвать предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций. Пример: дверь, она открывается и закрывается; выключатель (включает и выключает) и т.д. Побеждает тот, кто дал наибольшее количество ответов.

Занятие 4.

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Игра “Поиск предметов - звеньев, объединяющих данные предметы”. Для игры предлагаются два предмета, например “серп” и “комбайн”. Инструкция: дайте названия предметов, которые являются как бы переходными мостиками от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь чёткую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в данном случае это могут быть такие предметы, как человек (жнёт серпом и водит комбайн), коса (имеет такой же нож, как у серпа, и такие же ножи в комбайне) и т.д. А всю цепочку можно представить следующим образом: серп, коса, сенокосилка, комбайн.

Игра “Поиск способов применения предмета”. Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д.). Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Занятие 5.

Цель: учить чёткости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки предмета, развивать способность одновременно охватывать массу разновидностей проявления одного и того же предмета; учить точно выражать свои мысли, чётко и точно передавать чужие мысли, развивать речь детей.

Игра “Учимся формулировать определения”. Называется всем знакомый предмет, например: дырка, шкаф, стул и т.д. Инструкция: дать предмету наиболее точное определение, которое обязательно включало бы все существенные признаки данного явления или предмета и не касалось бы несущественных. Побеждает тот, чьи определения однозначно характеризуют именно данный предмет, то есть любая разновидность предмета обязательно охватывается данным определением, но никакой другой предмет под данное определение не подходит.

Игра “Учимся выражать мысли другими словами”. Детям предлагается несложная фраза: “Нынешняя зима будет очень холодной”. Инструкция: необходимо предложить несколько вариантов передачи мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов новых предложений.

Занятие 6.

Цель: развивать способность выражать суть текста одной фразой, развивать память, учить логически мыслить; формировать чёткость мышления.

Игра “Перечень заглавий к рассказу”. Берётся небольшой рассказ или сообщение. Надо подобрать к нему как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными, или формальными. то есть по существу не схватывающими главное, или образными, яркими.

Игра “Сокращение рассказа”. Зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь 2-3 предложения, и в них - ни одного лишнего слова. Основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты необходимо отбросить.

Занятие 7 .

Цель: учить при анализе явления выделять все зафиксированные в алгоритме аспекты.

Игра “Построение сообщений по алгоритму”. Участники игры договариваются, что рассказывая о каких-либо событиях, предлагаемых взрослым или выбранных ими самими, будут чётко придерживаться определённого общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно пользоваться следующим:

факт (что произошло?)

сопутствующее событие

аналоги и сравнения

последствия

Можно пользоваться и алгоритмом, предложенным ещё Цицероном: кто - что - где - чем - зачем - как - когда. Не следует алгоритмы применять формально. В некоторых сообщениях ответы на некоторые вопросы могут не иметь смысла. Мы рекомендуем составлять сказки.

Именно в таких, на первый взгляд казалось бы простых и искусственных, ситуациях развиваются и тренируются некоторые универсальные и всеобщие механизмы и свойства мышления.

Каждая игра обязательно проводится по нескольку раз на различном конкретном материале. В течение одного занятия следует проводить по 3 - 4 игры, как разученные ранее, так и новые. Особенно полюбившиеся детям игры можно проводить чаще других и активно привлекать детей к подбору игрового материала.

Игры проводятся в последовательности, отражающей их тематическую связь друг с другом, а внутри тематической группы - по возрастанию их сложности.

Приведённый комплекс игр при необходимости может быть дополнен другими играми, а описанные игры могут быть модифицированы в зависимости от конкретной ситуации их проведения. Активность заметно возрастает и развивающий эффект увеличивается в том случае, когда дети привлекаются к самостоятельному подбору и заготовке игровых заданий, и ведущий всячески стимулирует детей к внесению предложений по изменению и совершенствованию процедуры проведения игр. Наблюдения показывают, что описанный комплекс игр оказывает положительное влияние не только на творческие способности детей, но и в ряде случаев на их эмоциональные качества.

Интересные развивающие игры для детей от 5 до 6 лет.

Двойник

Инвентарь: большой кусок бумаги (остаток обоев, склеенные листы ватмана), кусок картона, карандаши, фломастеры, краски.

◈ Предложите ребенку изготовить его двойника. Для этого постелите на полу большой лист бумаги. Пусть ребенок ляжет на него спиной.

◈ Обведите его контур карандашом.

◈ Осторожно вырежьте по линии ножницами и приклейте к более прочному материалу, например, к картону.

◈ Пусть сам ребенок раскрасит своего двойника так, как захочет. Конечно, вы можете дать ему дельный совет: какую краску выбрать, где приклеить куски из цветной бумаги или материала, где сделать разрез для кармана, куда можно положить настоящий носовой платок, и т. д.

Любимый альбом

Инвентарь: вырезки из газет и журналов, листы бумаги или альбом, клей, ножницы, возможно, карандаши и краски.

◈ У каждого ребенка есть свои предпочтения — кто-то любит кукол, кто-то — машинки или мягкие игрушки.

◈ Заметив его увлечение, помогите ему вырезать из журналов, газет и других иллюстрированных материалов все то, что он любит. Затем наклейте эти картинки на альбомные листы. Лучше скреплять листы на шнуровке, чтобы была возможность добавлять странички.

◈ Предложите ребенку самому оформить обложку. Можно написать: «Любимые машины», «Мои любимые животные», «Альбом мод», «Все про собак» и т. д.

◈ Напишите дату начала создания альбома.

Зоопарк

Количество играющих: 2-6 человек.

◈ Дети выбирают себе роль животного.

◈ Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч, на стул, в нарисованный круг.

◈ Дети, не получившие ролей, встают за взрослым, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк».

◈ Прогуливаясь по «зоопарку», взрослый подходит к «клетке», спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?». «Звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты» — отгадать зверей.

Встреча животных

Количество играющих: 1 — 6 человек.

◈ Попросите каждого ребенка вспомнить свое любимое животное.

◈ Затем предложите, чтобы ребенок представился своим друзьям этим животным.

◈ Например, если Васе нравятся медведи, он может сказать: «Здравствуйте, меня зовут Вася-медведь, и вот как я приветствую вас», — а после этого издать «медвежий звук», то есть зарычать.

Новая скатерть

Инвентарь: дешевая полиэтиленовая скатерть, старая одноцветная простыня или лист бумаги, чтобы накрыть стол, карандаши, краски, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Накройте стол большим листом бумаги (можно склеить скотчем альбомные листы).

◈ Теперь дети могут приступить к созданию нового изделия. Можно нарисовать орнамент, цветы, ягоды, животных — все, что захочется.

◈ Другой вариант — нарисовать людей, которые сидят за столом. Пусть каждый член вашей семьи будет нарисован именно там, где он обычно сидит, можно подписать имена.

◈ Быть может, ребенок захочет изобразить своих любимых героев, и вы будете обедать с Винни-Пухом и Чебурашкой. Так что скучать вам не придется.

Волшебные кляксы

Инвентарь: бумага, краски или тушь.

◈ Предложите детям сделать кляксы. Для этого на половину бумажного листа наносится маленькая лужица цветной туши или краски.

◈ Лист складывают пополам и проглаживают ладонью, чтобы получилось симметричное пятно. При желании изображение можно дорисовать.

◈ Попросите детей внимательно рассмотреть кляксы и описать, на что они похожи.

Колечко

Количество играющих: 3 — 6 человек.

Инвентарь: колечко, монетка, любая мелкая игрушка.

◈ Дети сидят или стоят. Они складывают ладони вместе перед собой.

◈ Ведущий, у которого между ладонями находится кольцо, подходит к каждому ребенку, слегка раскрывает ладони и одному из них незаметно вкладывает кольцо.

◈ Затем ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Ребенок с кольцом выходит из ряда. Теперь он — ведущий.

◈ Ведущий должен рассказать стихотворение или показать сценку, как-то творчески проявить себя.

Лучики и узоры

Количество играющих: 1—6 человек.

Инвентарь: спички (лучинки) длиной 10-15 см.

◈ Для игры детям, сидящим за столом, даются по 30-40 лучинок, окрашенных в три-четыре цвета.

◈ Взрослый показывает, какие узоры можно выложить из лучинок (лестницу, ворота, домик, солнце в виде лучиков, выходящих из одной точки, и т. д.). Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по этим образцам. Затем им предлагают самим придумать, что можно выложить из лучинок.

◈ После того как дети научаться выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляют лучинки других размеров (длиной 5-20 см). Взрослый предлагает детям выкладывать несложные сюжеты (дом с забором и деревом и т. д.).

Кулак — ладонь

Игра развивает мелкую моторику. Можно использовать как разминку-переменку между занятиями.

◈ Дети сидят или стоят. Руки держат перед собой.

◈ Все должны сжать левую кисть в кулак, пальцами вверх. Согнутые пальцы правой руки упираются в кулак левой.

◈ Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки выпрямляются и упираются в кулак правой.

◈ Движения, вначале медленные, должны стать быстрыми и точными. Приговаривать: «Кулак — ладонь, кулак — ладонь».

Мы - зверюшки

◈ Попросите детей имитировать движения разных животных, например, прыгать как зайчики, ходить, переваливаясь, как медведи, ходить на корточках как уточки, и т. д.

Копируй мимику

◈ Рассадите детей по кругу.

◈ Выберите ребенка, с которого начнете игру. Этот ребенок изображает на лице какую-то гримасу и поворачивается к рядом сидящему ребенку. Следующий ребенок делает такое же лицо, и поворачивается к третьему.

◈ Продолжайте до тех пор, пока все дети не сделают себе такое лицо и не «передадут» его соседу.

◈ Можно повторить игру с новым выражением лица. Если дети испытывают трудности с тем, какую гримасу или выражение им состроить, предложите им изобразить какое-нибудь животное или выразить какую-либо конкретную эмоцию.