Традиционным для современных невест является свадебный наряд белого цвета, хотя так было не всегда. Мода на облачение в такое убранство для церемонии бракосочетания появилась несколько столетий назад, а привычный образ девушки в белоснежном платье и длинной фате стал популярен только в прошлом веке. Выбор белого подвенечного одеяния обусловлен поверьями, связанными с этим цветом, обычаями стран, в которых впервые стали носить светлый наряд на свадьбу. Почему традиционное свадебное платье белое? Какова его история?
На протяжении многих веков существования человечества, белое платье невесты периодически появлялось и исчезало. Это явление, как правило, касалось исключительно одной страны или региона, но не распространялось на весь мир. Сейчас можно наблюдать повсеместное использование свадебного белоснежного одеяния даже в тех странах, где тысячелетиями формировалась своя культура бракосочетания. Например, в Китае платье невесты, по обычаям, красное, но многие девушки стали отказываться от этого цвета, предпочитая белый, оставляя лишь несколько алых деталей.
Как же вышло, что белый цвет, тысячелетиями особо не пользовавшийся популярностью, распространился на весь мир, затронув даже самые отдаленные его уголки? Случилось это в 17-19 веках, точная дата неизвестна, но существует две версии возникновения моды на белоснежное платье. Обе они относятся к европейским королевам, шедшим под венец в белом свадебном наряде.
Эта история связана с Анной Австрийской – испанской принцессой, которая заключила брак с французским королем Людовиком в 1615 году. На свадьбе девушка появилась в белоснежном образе, который удивил и поразил присутствующих настолько, что французские дамы стали подражать ее стилю. По некоторым источникам, француженки посчитали ее похожей на «пирожное». Это выглядело так мило, что во Франции белое платье стало использоваться повсеместно, а после традиция распространилась по другим европейским странам – Испании, Англии, Португалии.
Новость о свадьбе правящей королевы Виктории быстро разлетелась по Англии, а в 1840 был заключен брак между ней и Альбертом Саксен-Кобург-Готским. Юная невеста хотела выглядеть ново и великолепно, а потому решила не надевать тяжелую серебристую парчу, традиционную для королевской семьи, выбрав для собственной свадьбы новый для всех цвет – белый. Ее одежды были пошиты из плотного атласа, а для украшения рукавов, фаты, декольте (так называемой кружевной «бертой»), использовалось около полуметра материала, которое кружевницы из деревни Бир во главе с Джейн Бидни делали полгода.
После свадьбы королевы Виктории, все образцы кружева были уничтожены, чтобы больше никто не смог повторить изысканный узор на ее платье, а сам наряд хранится на территории Кенсингтонского дворца, где проходят выставки. Единственным украшением Виктории во время бракосочетания служила брошь с сапфиром, подаренная Альбертом. Она впоследствии стала семейной реликвией и передается по наследству членам королевской семьи. Убранство юной королевы так поразило присутствующих, что платье белого цвета стало традиционным для свадьбы в Англии, а после – во всем мире.
Первые упоминания о белых свадебных платьях появляются в Древней Греции. Девушки надевали на свадьбу белый наряд – пеплос, единственным украшением которого служили две застежки на плечах невесты. Чем вычурнее и богаче были эти застежки, тем лучше считалось благосостояние их обладательницы. Чтобы брак девушки был счастливым, ее покрывали длинной золотистой тканью. В Древнем Риме на церемонию надевали обычную облегающую одежду – калазирис, а невесту отличало количество и богатство аксессуаров: диадем, браслетов, ожерелий, колец.
На свадебное платье невесты Древней Руси сильно повлияло язычество. Как правило, девушки надевали сарафан ярко-красного цвета. Алый оттенок символизировал защиту от злых духов, огонь, радость. Существовал и другой образ: иногда девушки носили рубаху, украшенную нарядной вышивкой, и понёву, оформленную красно-синей клеткой (шерстяную юбку из кусков ткани, подол которой был пышно декорирован). Как только новобрачная надевала этот старинный вариант юбки, ее считали просватанной. Традиция облачения в красное на свадьбу сохранялась вплоть до восемнадцатого века.
В Средние века на территории Европы свадебную одежду не шили в каком-то определенном цвете. Девушка, выходившая замуж, предпочитала надевать свое лучшее платье, самое богатое и вычурное. Как правило, наряд невесты был не новым, а тем, что одевается по праздничным дням. Приобретать отдельную одежду для дня бракосочетания повелось с пятнадцатого века у обеспеченных семей – фасон одеяния, его декор готовили по последней моде. Платье щедро декорировали мехами, дорогими тканями, другими украшениями, а после свадьбы оно носилось еще не один раз.
Оттенок наряда мог быть любым, как правило, девушки предпочитали темные или яркие цвета – пурпурный, зеленый, коричневый, розовый, черный. Средневековые невесты подходили к пошиву убранства с практической точки зрения. Тогда на улицах города было пыльно и грязно, а потому одеяние кремового, песочного и тем более белого цвета попросту запачкалось бы. Стирка такого платья была дорогостоящей. Различия свадебных образов проявлялись в зависимости от региона или страны, где проживала будущая супруга, благосостояния ее семейства, общественного статуса.
Белое платье в это время носила только одна категория девушек – «Христовы невесты», которые уходили в монастырь и полностью посвящали себя служению Богу. Темные цвета в 16-17 веках отошли на второй план, уступив более приятным пастельным оттенкам, которые невесты надевают порой до сих пор – светло-голубой или розовый. Выбор определенного тона свадебного одеяния во многом был связан с поверьями и обычаями разных культур, например:
Переломным моментом в истории белого платья стала эпоха неоклассицизма. Тогда появилась традиция надевать светлые одежды цвета айвори, кремовые убранства и белоснежные одеяния. Это связано с археологическими раскопками, которые в то время проводились в Помпеях, Геркулануме. Были найдены образцы римского искусства – скульптуры из нежного белого мрамора, которые стали достоянием общественности. Это привело к повсеместному использованию мраморного оттенка. Одежды такого цвета носили в будни, надевали во время праздников или венчания.
Во время неоклассицизма изменились не только традиционные цвета свадебных платьев, но и их фасон. Девушки стали чаще отказываться от тугих корсетов, пышных юбок, отдавая предпочтение легким, воздушным убранствам со струящимися тканями, нежными воланами рукавов и завышенной талией. Эта эпоха сделала популярными одеяния жемчужных, светлых оттенков, которые логично привели к появлению традиционного белоснежного платья.
Сегодняшняя символика белого цвета платья – это бесконечный праздник, торжество жизни, красота и любовь. Такой наряд говорит о том, что невеста чиста, обладает невинностью и непорочностью. Он олицетворяет ее легкость, нежность, доброту. Как раз из-за этой символики принято венчаться, надев белое платье. Белоснежный оттенок говорит о совершенстве, завершенности, означает окончательно принятое решение, начало новой жизни.
Проведите небольшой эксперимент: спросите у членов семьи, соседей, друзей, коллег, что символизируют белое свадебное платье и белая фата невесты. Уверена, что в подавляющем большинстве случаев вы услышите: «Это цвет чистоты, невинности, непорочности, целомудренности». А ведь это совсем не так!
Издревле у всех народов белый цвет символизировал Прошлое, это был цвет памяти и забвения, отрешения от мира земного. Именно поэтому у древних народов Земли, в том числе и у славян, белый цвет был (а у некоторых остаётся до сих пор) цветом траура, смерти, умирания. Это, кстати, перешло и в христианскую традицию, - ангелы и причисленные к лику святых изображаются в белых одеждах, которые демонстрируют отнюдь не их непорочность, а принадлежность к иному миру.
Так почему же невесту, согласно русской (и любой другой славянской) свадебной традиции, облачали в траурные цвета? Чтобы это понять, мы должны вспомнить, что значил род для древнего человека. Для древнего человека род (семья) означал буквально всё: вне рода человек не имел ни прав, ни обязанностей; он не воспринимался соплеменниками как личность, но только как член определенной семьи. Да и сам древний человек ощущал себя не индивидуальностью, но исключительно членом рода, постоянно ощущая его мощную поддержку. Девушка, становясь женой, покидала свой род, «выходила» из него. Она «умирала» для своего рода и «рождалась» заново в другом. Отсюда и облачение в траурные, белые, одежды.
С этими поверьями связаны традиции плача невесты и плача (голосьбы) по невесте. Ну, почему «голосили» по невесте, вы теперь и сами можете сказать. А вот почему сама невеста просто должна была горько и много плакать? Дело тут вовсе не в том, что девушка опасалась неизвестности, боялась того, как примут ее в новой семье. Дело в том, что, покидая свой род и переходя в чужой, она отказывалась от своих духов-покровителей и отдавала себя под покровительство родовых духов мужа.
Своими слезами она как бы и благодарила прежних покровителей, и извинялась перед ними за «измену», за «обиду», которую она им причиняет, отказываясь от них. Всем нам известна такая картина: невеста в ожидании прихода жениха сидит, празднично одетая, с подружками в своей комнате. Но не всегда было так. У древних славян, да и позже, во многих русских, украинских, белорусских сёлах вплоть до XIX века, невеста во время прибытия свадебного поезда сидела на печи в своей повседневной одежде и оплакивала прежнее житьё в семье. Переодевалась же она в свадебное платье только после прибытия жениха. И древний смысл этого действа – прощание с домашним очагом, родом, родовыми духами.
С «умиранием» невесты в своем роду связана и традиция покрывать голову девушки фатой. Я сейчас имею в виду не ту прозрачную накидку из кружева или фатина, к которой мы все привыкли, а непрозрачный плат (два неразрезанных платка) из плотной ткани белого или красного цвета, которым покрывали в Древней Руси невесту, делая ее лицо совершенно невидимым для окружающих. Кстати, если уж я упомянула красную фату, то надо сказать и о том, что траурным цветом в древности был не только белый, но и красный, а точнее – бело-красный. Вспомните изображения народного свадебного платья: ведь оно было не чисто белым, а с элементами красного цвета. Фата же, как я уже говорила, была либо белой, либо красной (любители индийских фильмов, вам вопрос на засыпку: какого цвета одежда современных индийских невест?).
Так почему лицо невесты закрывали непрозрачной плотной тканью? Да всё по той же причине: согласившись на брак, она «умерла» для своего рода и пока еще не «возродилась» для другого, а соприкасаться (даже взглядом) обитателям одного мира с обитателями мира иного, по поверьям древних славян, было запрещено. Почему? Потому что, как считали наши предки, любое соприкосновение нашего мира с миром мёртвых вело к неисчислимым несчастьям и даже гибели мира живых. Потому и нельзя было никому лицезреть невесту, дабы не принести несчастья ни ей, ни её родне, ни себе самим.
Со временем древний, изначальный, смысл этих свадебных традиций, как и массы других народных свадебных традиций и обрядов, несколько изменялся или вовсе утрачивался. Смысл некоторых преобразовался настолько, что они воспринимаются нами как забава или игра на свадебном торжестве. Но если кому-то очень захочется выяснить, откуда идёт в России обычай разбивать тарелку на свадьбе или громко сигналить из автомобиля при возвращении молодоженов из загса, почему невесту вносят в комнату через порог и прочее-прочее-прочее, то достаточно просто задаться вопросом. Например… почему свадебное платье невесты белое.
История свадебного платья уходит своими корнями в древность, однако традиционный белый наряд с фатой появился сравнительно недавно – в XIX веке. Как складывалась история свадебного платья в России и почему все-таки оно белое?
История свадебного платья насчитывает несколько сотен лет. Праздничная одежда невесты то и дело менялась, следуя моде, кроме того, не всегда этот наряд был белым. Как складывалась история белого свадебного платья?
До того, как белое платье с длинной фатой стало традиционным нарядом невест в большинстве стран мира, оно прошло отнюдь не короткий путь, однако с древнейших времен это был особенный наряд для каждой девушки.
Самые первые свадебные платья не были даже платьями вообще: в древнем мире наряды для подобного торжества мастерили из травы и цветов и украшали жемчужинами или красивыми раковинами. В Древней Греции молодых невест облачали в пеплос – самую обычную женскую одежду из легкой ткани без рукавов, украшенную двумя застежками на плечах, причем чем богаче была семья невесты, тем изысканнее были эти застежки. Голову же невесты покрывали золотой тканью, которая символизировала солнечную радость, богатство и счастье.
Поскольку в Древнем Египте повседневной женской одеждой был своеобразный сарафан, плотно облегавший тело (он назывался калазирис) , то в нем и выходили замуж. Невесту же в те времена от остальных женщин отличала не одежда, а украшения, которые на ней можно было увидеть во множестве – всевозможные талисманы, амулеты, браслеты, диадемы и прочее.
В древней Руси невесты облачались либо в красный сарафан, либо одевали традиционную белую рубаху, украшенную вышивкой, с понеовой, своеобразной предшественницей юбки (выбор наряда зависел от региона) . Иногда поверх понеовы надевался еще и передник. Поскольку считалось, что именно красный цвет защищает от злых духов, то все на невесте – ленты, вышивки, отделки – были только красного цвета. Такой наряд просуществовал вплоть XVIII века: именно тогда благодаря реформам Петра I Россия стала перенимать европейскую моду. В деревнях же и небогатых семьях невест одевали традиционным образом и в XIX, и даже еще в начале XX века, хотя в общем и целом начиная с XVIII века история свадебного платья в России шагала в ногу со свадебной модой европейских стран.
Что касается западной средневековой свадебной одежды, то платья невест являлись обычной праздничной одеждой, соответствовавшей моде того времени. Традиция надевать именно новое платье на свадьбу появилась только в XV веке. В богатых семействах свадебные наряды должны были демонстрировать социальный статус невесты, поэтому они были пошиты по последней моде из эксклюзивных тканей и отделаны дорогими мехами. Цвет платья мог быть абсолютно любой, особой популярность пользовались алый, красный или пурпурный цвета, хотя свадебные платья шили и темно-зелеными, и розовыми, и коричневыми, и даже черными. Выбор цвета был связан по большей части с практическими соображениями: средневековые улицы были очень пыльными и грязными, а стирка в те времена была не дешевым удовольствием. Да и свадебные платья тогда, в отличие от современности, не являлись нарядом «одного дня», после бракосочетания невесты одевали их еще несколько раз и на другие торжественные события.
Мода на однотонные торжественные наряды появилась в конце XV века, благодаря так называемым «белым балам», которые пользовались во Франции большой популярностью.
В эпоху барокко свадебные платья начали богато украшать кружевами – эта традиция до сих пор присутствует в свадебной моде. Поскольку в то время восторг вызывала полнота, это не могло не повлиять и на свадебные платья: они становятся объемными, со множеством юбок и пышными рукавами.
В начале XVII века невесты выбирают более романтичные цвета для своих свадебных нарядов. Особой популярностью пользуются розовые и коралловые оттенки, а помимо кружев платья стали украшать еще и воротниками фрэза.
Поскольку в XVIII веке в моду вошли воротники Медичи, ни одно свадебное платье не обходилось без этого атрибута, что касается цветовой гаммы, то наибольшей популярностью стали пользоваться пастельные тона. Свадебные наряды по-прежнему богато украшаются кружевом, плюс вводится мода на золотую вышивку. Девушки-простолюдинки, руководствуясь, прежде всего, соображениями практичности, выбирают для свадебных нарядов коричневые, серые или бежевые цвета.
С эпохой рококо история свадебного платья вновь меняется: невест затягивают в невероятно узкие корсеты, а юбки таких нарядов достигают апогея своей пышности, благодаря специальной конструкции, называемой панье, которая обеспечивала широкие бока, почти параллельные полу. Помимо этого у свадебного наряда появляется флейф, причем чем выше социальный статус невесты, тем он длиннее. Что касается цвета наряда, наиболее актуальны серебряные и жемчужные оттенки.
Моду на совсем светлые, хотя еще не белые свадебные наряды принесла эпоха неоклассицизма. В это время происходят раскопки города Помпеи и европейские женщины были покарены античными скульптурами и фресками, на которых они увидели древних модниц в платьях свободного покроя. Корсеты и пышные юбки уходят в прошлое, теперь невесты, скорее, напоминают древних римлянок: высокая талия, маленькие рукавчики и драпировки из легких тканей.
Датой «рождения» традиционного белого свадебного платья принято считать 10 февраля 1940 года: именно тогда в Англии состоялась свадьба королевы Виктории с герцогом Альбертом. На церемонии бракосочетания невеста предстала в кипельно-белом платье с длиннющим шлейфом (чтобы нести его, были приглашены 12 дочерей английских лордов) . Официальная фотография королевских особ в свадебных нарядах была опубликована и пользовалась большой популярностью, а невесты, подражая королеве, стали выбирать белый цвет для своих подвенечных нарядов, что стало высшим проявлением моды, стиля и шика. Индустриальная революция, произошедшая в то время, оказалась как нельзя кстати – благодаря повсеместно открывавшимся универсальным магазинам каждая девушка получила возможность стать модной невестой в белом. Так началась история белого свадебного платья.
Время до начала I мировой войны часто называют «прекрасной эпохой» (Le Belle Epoquе) . В моде господствует стиль «модерн», невесты возвращаются к корсетам, которые создают четкий силуэт с несколько удлиненной талией, юбки же похожи на опущенный книзу цветок. Платье невесты можно сравнить с изогнутым стеблем лилии, излюбленным символом модернистов.
В военные и послевоенные 40-е годы XX века, естественно, было не до свадебных платьев, женились и вовсе без нарядов, зато в 50-е годы, когда нехватка тканей канула в лету, невест охватило кружевное безумие, хотя сами платья были воплощением самой скромности.
Представление, что невеста должна быть похожа на принцессу в белом платье, окончательно утвердилось в 1956 году, когда по телевизору транслировалась «свадьба века»: бракосочетание актрисы Грейс Келли с князем Монако Ренье III. Уникальный наряд невесты был пошит из белой шелковой тафты и старинного кружева из роз.
Индустрия свадебной моды с тех пор развивается бешеными темпами, а в разных странах ежегодно проходит так называемая «Неделя свадебной моды». Наиболее известная из них проводится в рамках Couture Fashion Weekв Нью-Йорке.
Ната Карлин
Каждая девочка с самого раннего возраста представляет себя прекрасной принцессой в очаровательном бальном наряде.
Существует множество версий относительно того, почему платье на свадьбу должно быть белого цвета. Любая из них более или менее похожа на правду, поэтому вполне возможно исходить из этих историй при выборе подвенечного наряда. Так уж повелось, что у большинства народностей девушка выходит замуж именно в белом платье .
Сегодня от этого стандарта есть некоторые отступления, например, наряд цвета слоновой кости, беж, красный, фисташковый, голубой или нежно-сиреневый уже никого не удивит, но белоснежное платье невесты было, есть и останется традиционным.
Современный мир человека основан на событиях, поверьях и легендах прошлого
Верить или не верить в них – решение каждого человека. Несколько известных версий рассказывают о том, почему свадебное платье должно быть белым :
Итак, свадьба! Белое платье и свадьба в настоящее время понятия просто неразделимые. Как только речь заходит о церемонии бракосочетания, в памяти каждого человека всплывает образ воздушной красавицы в белоснежных одеждах .
Одними из самых популярных в настоящее время считаются классические модели свадебных нарядов. Это универсальная комбинация тугого корсета и роскошной пышной юбки. Именно в таком наряде девушки и чувствуют себя сказочными принцессами.
Классическая модель платья выглядит так:
К классическим вариантам относятся и традиционные свадебные платья, имеющие следующие отличительные особенности:
Обувь под белое свадебное платье невеста подбирает в зависимости от собственных предпочтений. Это могут быть:
Пусть белое платье не кажется вам исключительно классическим и даже скучным вариантов, ведь существует и множество фасонов и вариаций. Рассмотрим самые популярные.
Мечта большинства девушек – роскошное и пышное белое свадебное платье, как на фото:
Такая модель имеет широкую юбку и корсет. Главные особенности наряда следующие:
Восхитительное, воздушное и ажурное кружевное белое свадебное платье в последнее время становится наиболее популярным у невест
Оно на любом торжестве будет выглядеть изысканно и элегантно. Ажурная ткань создает волшебный, воздушный образ.
Выбирая этот вариант, стоит учесть некоторые нюансы:
Юные леди с прекрасными стройными ножками предпочитают короткие свадебные платья. Нужно заметить, что традиции не запрещают надевать на свадьбу укороченный наряд , только при условии, что самой невесте нравится этот образ.
Эффектно смотрятся модели, имеющие некоторые характерные особенности:
Мода не стоит на месте, и современные дизайнеры придумали множество вариантов стильных и удивительно прекрасных белых свадебных платьев, которые по праву считаются эксклюзивными.
Изыскания модельеров зашли настолько далеко, что угадать, что это платье предназначено именно для свадебного торжества, иногда бывает возможно только по белому цвету и фате, идущей в комплекте.
Самые модные белые свадебные платья имеют некоторые особенности:
Белое с красным свадебное платье предпочтут самые смелые и яркие девушки. Это именно те дамы, которые могут себе позволить экспериментировать с цветами даже в такой ответственный момент. Считается, что комбинация белого и красного в торжественном наряде – это заявка на лидерство в паре .
Бело-красный вариант свадебного наряда может иметь ряд деталей:
Белое с черным свадебное платье смотрится особенно торжественно и элегантно . Классическое противостояние цветов может использовать в свадебном наряде только уверенная в себе и самодостаточная девушка. Идеально выглядит свадебное платье, юбка которого изготовлена из тяжелого белого атласа, а лиф украшен ажурным черным кружевом. Загадочный и таинственный образ можно создать, пустив по подолу белого платья кружевные цветы белого тона.
Не стоит забывать, что в моде во все века была и будет классическая простота наряда . Особенно это касается свадебных платьев. Простое изысканное белое свадебное платье будет прекрасно смотреться на любой фигуре. В этих моделях используется минимальное количество декора, ткань для пошива дорогая, но создающая ощущение легкой простоты.
Самое эффектное украшение этой модели – юность и красота невесты.
Но это не значит, что даже таким молодым девушкам не стоит украсить себя в этой важный день прекрасными, как они сами, драгоценностями. Белый цвет платья хорош тем, что к нему можно подбирать украшения любого цвета. Если вы хотите соблюсти белую цветовую гамму и классический образ, выбирайте золото и бриллианты или фианиты.
Оттенок белого желательно подбирать в зависимости от цветотипа кожи девушки:
Белые свадебные платья, несомненно, являются классикой жанра. Но в последнее время все чаще играются тематические свадьбы, для которых девушки выбирают другие цвета. Например, для бракосочетания в морском стиле – голубой, русском-народном – красный, желтый. Вариантов расцветок и фасонов на сегодняшний день масса , достаточно только пофантазировать. Однако стоит ли отступать от традиций, решать только вам.
2 декабря 2017, 23:18Свадебное платье, в котором блистает невеста, всегда приковывает к себе всеобщее внимание. С юного возраста девочки мечтают о том, как они будут выглядеть на своей свадьбе, и весь период взросления доводят в своем воображении этот образ до совершенства. Большое количество невест предполагают, что белый цвет свадебного платья стал общепринятым в далеком прошлом, однако данная традиция сформировалась лишь пару веков назад. История возникновения свадебного платья, вызывающая живой интерес у многих, будет освещена в разделах данной статьи.
Наряды белого цвета невесты стали надевать впервые в Древней Греции. Они назывались "пеплос", имели застежки на плечах, по внешнему виду которых судили об их благосостоянии. Чтобы брак девушки был наполнен счастьем, ее укрывали длинным отрезом ткани золотистого цвета.
Невесты в Древнем Риме надевали на свадебную церемонию ничем не примечательный наряд, облегающий тело, дополняли его большим количеством роскошных украшений.
История свадебного платья на Руси гласит, что в далекие времена в нашей стране господствовали языческие традиции. Обычно представительницы прекрасного пола облачались в красные сарафаны, яркий цвет которых являлся символом защиты от злых духов. Был распространен и другой образ невесты: просватанные девицы носили рубашки, декорированные вышивкой, юбку в красно-синюю клетку с пышно украшенным подолом. Традиция надевать на свадебную церемонию наряды красного цвета сохранялась на Руси до XVIII века.
Во времена средневековья европейские невесты не отдавали предпочтение определенному цвету платья. Они надевали на свадебные церемонии свои лучшие праздничные наряды, отличавшиеся богатой вычурностью. История свадебного платья свидетельствует, что покупать наряды специально для бракосочетания барышни, проживающие на территории Европы, стали в XV веке. Традиционно в этот временной отрезок невесты из богатых семей надевали на церемонию бракосочетания шикарные платья, декорированные мехами, ювелирными изделиями, дорогими тканями.
Девушки в средние века предпочитали выбирать платья темных или ярких цветов. К выбору оттенка свадебного одеяния (история свадебного платья является доказательством этому факту) они подходили с практической точки зрения. На городских улицах в те времена было пыльно и грязно, поэтому платья светлого, а тем более белого цвета можно было легко испачкать.
В этот временной отрезок платья белого цвета носили только представительницы женского пола, ушедшие в монастырь и без остатка посвятившие свою жизнь служению Богу. Темные цвета в XVI и XVII веках уступили господство пастельным голубым и розовым тонам. Нюансы истории свадебного платья на протяжении двух столетий имели прямую взаимосвязь с обычаями разных культур:
Как гласит история белого свадебного платья, вплоть до 1840 года традиции надевать на свадебную церемонию наряд белого цвета не существовало. Невесты, как правило, облачались в новые красивые платья, сшитые по последней моде. Революцию в свадебной моде совершила королева Англии Виктория, которая продемонстрировала окружающим на своей свадьбе великолепное белоснежное платье из атласа. Над лентой из кружев, украшавшей линию декольте наряда королевы, опытные мастерицы трудились на протяжении шести месяцев. После свадьбы Виктории образцы изысканного кружева, чтобы никто не мог воссоздать их неповторимый узор, подверглись уничтожению.
Для украшения своего одеяния Виктория использовала лишь брошку с сапфиром, подаренную ей женихом. Внешний вид юной королевы настолько восхитил всех окружающих, что белое свадебное платье стало традиционным не только на территории Англии, но и во всем мире. В России (история свадебного платья подтверждает данный факт) невесты стали облачаться в такие наряды только в XIX столетии.
В эпоху позднего средневековья изысканное и утонченное одеяние невесты отличалось узким кроем, шикарным декольте, длинными рукавами и шлейфом. В эпоху Возрождения, пришедшую ей на смену, свадебное платье, обычно декорированное жемчугом и вышивкой, обязательно должно было подчеркивать пышность форм представительницы женского пола, ниспадая на пол массивными складками.
Эпоха рококо (как гласит история свадебного платья) добавила одеяниям невест напускной вычурности. Стильными в этот временной отрезок считались платья с огромными многослойными юбками и большим количеством шлейфов, рюшей и бантов. В дополнение к данным нарядам невесты нередко надевали массивные парики. Свадебные платья эпохи ампира, имевшие завышенную талию, были легкими и воздушными. Их шили из тончайшего шелка и надевали с перчатками.
Непременным атрибутом подвенечных являлось кружево.
С приходом XX столетия свадебная мода начала вновь обретать простоту и становиться элегантной и более сдержанной. Кардинальные изменения (история свадебного платья служит доказательством данному факту) затронули и длину наряда. Если в начале столетия платье, которое слегка открывало лодыжки, считалось дерзким, то в шестидесятые годы появились прямые и свободные подвенечные наряды рубашечного покроя, а с течением времени ультрамодными стали платья мини.
Фасоны свадебных нарядов в XX веке также претерпели немало изменений. В 20-е годы невесты вступали в законный брак в платьях простого покроя с незначительно приспущенной талией, в 30-е образ новобрачных стал более женственным, в 40-е свадебная мода отличалась строгостью и четко очерченными линиями. В 50-е годы модным стал романтический стиль, в 60-е - минимализм, в 70-е - стиль хиппи со своей простотой и свободой, в 80-е - спортивный стиль. С 90-x годов XX столетия уверенно стало набирать свои позиции белое платье как у сказочной принцессы, окутывающее представительниц прекрасного пола ореолом невинности.
Вот некоторые приметы, связанные со свадьбой:
В настоящее время невесты могут остановить свой выбор на свадебном платье (мистические истории, связанные с этим нарядом, будоражили общество во все времена) любого фасона и цвета. Стили и модели свадебных нарядов поражают своим разнообразием, белый цвет подвенечного платья, трактующийся как невинный и непорочный, остается традиционным.
В наши дни девушка в самый важный день своей жизни может предстать в образе, который она лелеяла в своих мечтах. У нее есть свобода выбора и шанс перевоплотиться в деловую леди, романтичную прелестницу, принцессу из Средневековья, греческую богиню. Не самое главное, на каком платье остановит свой выбор невеста, главное, чтобы она была самой счастливой.