Занятие по этикету. Конспект занятия «Этикет в гостях

Выбор цветов

Мною представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности социально-коммуникативной и духовно-нравственной направленности по ознакомлению с правилами этикета в старшей группе «В царстве вежливых наук».

Данный конспект составлен для детей старшей группы в соответствии с разработанным мною комплексно-тематическим планированием по ознакомлению дошкольников с правилами этикета и отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования.

В ходе образовательной деятельности происходила интеграция областей по социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию; художественно-эстетическому развитию, физическому развитию.

· Принцип воспитывающего обучения

· Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

· Принцип сознательности и активности (поддерживалась мотивация и интерес).

· Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

· Принцип психологической комфортности (были использованы тренинговые упражнения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы.
  • Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других;
  • Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у ребят умение общаться между собой;
  • Закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.

Материал: маски с различным эмоциональным состоянием (добрая, грустная, удивленная); мягкая игрушка – котёнок; лепестки (по количеству детей); аудиозапись звуков поезда, теплохода, самолета; странички книги «Правила этикета»; презентация «Добрые слова».

Литература: Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете., Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников., Насонкина С.А. Уроки этикета., Давай познакомимся! тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет / автор-составитель Пазухина И.А.

Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила»

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Ход:

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Мы отправимся сегодня

в Царство вежливых наук.

Ребята, наши старые знакомые, Лунтик и его друзья, приглашают совершить путешествие в Царство вежливых наук, чтобы познакомить вас с правилами этикета.

А вы знаете, что такое этикет? (правила вежливости и культуры поведения).

А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком? (Воспитанный человек разговаривает вежливо, всегда говорит волшебные слова, никогда никого не обижает, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово).

Молодцы, ребята. Правильно. Этикет, как порядок поведения создан людьми для приятного общения, для проявления своим поведением уважения и любви к окружающим людям. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми.

Лунтик уже побывал в Царстве вежливых наук и записал все правила в книгу «Правила этикета», чтобы рассказать о них своим друзьям. Только когда он уже собрался возвращаться подул сильный ветер и все странички книги разлетелись по всему царству. Поможем Лунтику собрать странички книги? (Да!).

Ребята, вы готовы отправиться в царство этикета?

Да!

Тогда нам пора отправляться в путь. А вы знаете, что в дальние края можно путешествовать мысленно?

Как это?

Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить, как мы едим на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне (аудиозапись звуков поезда).

А теперь откроем глаза. Приехали.

Станция «Добрые слова».

Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?

Привет, здравствуй.

А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?

Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться, пожать друг другу руки…

Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть свой обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». Ребята, как вы думаете, что оно означает?

Будь здоров.

Правильно, слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Здравствуйте!

Ой, кто это сказал?

Ребята, посмотрите, это же котенок, он хочет с вами поиграть. Становитесь скорее в круг.

Игра «Вежливый ребенок»

Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг игрушки-котенка и приговаривают:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам, котята,

Рады видеть вас всегда.

Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов («как я рад тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «как хорошо, что мы встретились» и т. д.)

А вот и первая страничка нашлась (показываю детям страничку «Правила приветствия»)

Вежливо здороваться вы умеете, а какие вежливые слова вы еще знаете?

Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…

Молодцы, а сейчас ребята прочитают для нас стихи о добрых, вежливых словах. (Стихи сопровождаются показом презентации «Добрые слова»).

1-й ребенок:

Добрый день!

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

2-й ребенок: Доброго пути!

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

3-й ребенок:

Здравствуйте!

Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

4-й ребенок:

Пожалуйста .

Отменить, что ли,

Слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

5-й ребенок:

Спасибо.

За что мы говорим спасибо?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

6-й ребенок:

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

7-й ребенок:

Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и новы,

Но я еще повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.

Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Да.

Когда, по-вашему, это бывает?

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

Давайте мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста».

(Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.)

А теперь, чтоб узнать, как вы поняли, что такое «волшебные слова», решим задачу: «Пожалуйста! »

«Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.

Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая напротив.

А что я сделала? – возразила Леночка. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно»

И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?

Потому что слово «пожалуйста» Лена произнесла грубо, как бы передразнивая старушку.

Вы решили мою задачу, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята. Вот и вторая страничка нашлась – она называется «Волшебные слова».

Ребята, пришло время немного отдохнуть. Сделаем зарядку.

Мамам дружно помогаем.

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

(Наклоны вперед, движения, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

(Потягивание – руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки.

(Потягивание – руки вверх.)

Молодцы. Наше путешествие продолжается. Закрываем глаза, пересаживаемся на теплоход (аудиозапись звуков теплохода).

Станция «Любезные услуги». А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

Конечно же, это кот Леопольд.

Посмотрите на маски и выберите ту, которая больше всего подходит Леопольду.

Почему вы выбрали именно эту маску?

Потому что Леопольд очень добрый и веселый кот.

Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе свое место девочке.

Он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки.

И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек.

Давайте рассмотрим ситуации. «Мальчик оказывает любезные услуги девочке».

Ты подошел к двери вместе с девочкой. Как ты поступишь?

Мальчик уступает в автобусе место девочке.

Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав спасибо.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой мальчики будут помогать девочкам, а девочки благодарить мальчиков за их помощь.

Игра «Лужа».

Воспитатель, проходя мимо детей сидящих на стульях, говорит слова: «Иду, иду, иду, дружка себе найду», останавливаясь перед одним из детей, спрашивает: «Хочешь играть со мной? Тогда пойдем вместе» Дальше они идут вместе, декламируя «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно собирается цепочка из детей. Все образуют круг.

Ай, гугу, гугу, гугу - хоровод движется вправо, с последним словом

Не кружися на лугу - дети слегка приседают, держась за руки.

На лугу то лужица, - Опускают руки, поворачиваются лицом к

Голова закружится - центру, берутся руками за голову и качают

Ой, вода! ой вода! - головой, с последним словом поворачиваются

Вот беда так беда! - спиной к луже.

Прыг-скок, прыг-скок! - делают несколько прыжков от центра и останавливаются.

Прыгал, прыгал и скакал, - с последним словом дети приседают,

Прямо в лужицу попал! - «попадают в лужу».

После последних слов мальчикам нужно быстро вскочить с пола, подбежать к девочкам, взять их за руки и помочь им «выскочить из лужи». Девочки благодарят своих спасителей (игра повторяется 2-3 раза).

Я думаю, в нашей группе все дети всегда будут дружить и никогда не ссориться. А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов:

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай прозвищ.

Не толкайся и не дерись.

А вот и третья страничка нашлась. Она называется «Верные друзья».

А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?

Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

Кто из вас, скажите дети, кулаками машет,

слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью! »

Кто из Вас, скажите братцы, друг другу помогает

Товарищей не обижает?

Мы бедные игрушки, поломанные!

Мы бедные игрушки, не сложенные!

Нелюбимые и забытые.

Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесет?

Кто нам платьице поправит, в косы ленты заплетет?

И еще один вопрос: кто себе не моет нос?

Кто из вас, ребята, хочет: аккуратным, чистым быть.

С мылом, щеткою, водою обязательно дружить?

Молодцы, ребята. А мы продолжаем наше путешествие на самолете (аудиозапись самолета). Закрываем глаза.

Следующая станция «Цветочная поляна».

Мы с вами на волшебной поляне. Вам нужно выбрать подходящие лепестки и выложить цветы вежливости (дети выкладывают цветы). Какого цвета лепестки вы взяли для своего цветка?

Солнечные, яркие, красные, розовые, радостные…

Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости?

Нет!

А как бы вы его назвали?

Цветок грубости!

Да, действительно. Вы выполнили все задания, и нашли еще одну страничку. А теперь пора возвращаться. Раз, два, покружись, в своей группе очутись.

Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали? (ответы детей).

А еще мы помогли Лунтику и его друзьям странички книги «Правила этикета».

Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Все берутся за руки и проговаривают:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло.


Людмила Ладыгина
Конспект занятия «Секреты этикета»

Цель : Сформировать у детей представление и понятие о правилах современного этикета по средствам игры .

Задачи : Формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Развивать навыки общения с гостями. Воспитывать заботу, приветливость, доброжелательность.

Дети с воспитателем заходят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель.

Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие

Важные такие

В группе здесь у нас сидят.

Строго так на всех глядят,

Посмотрите на лица наших гостей. Они действительно строгие, серьёзные или добрые, светлые, улыбающиеся.

(Ответы детей.)

И не строго, а с улыбкой.

Очень тёплой и простой.

Гости нас встречают

Чем ответьте (добротой)

Воспитатель.

Давайте пожелаем нашим гостям. Доброго утра.

Доброе утро - птицы запели

Добрые люди, встали с постели.

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идёт по домам.

Воспитатель.

Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными?

Я вас приглашаю встать в большой круг и подарить друг другу «Ласковое слово» .

Игра «Ласковое слово» . Воспитатель,

Волшебную палочку в руки возьму, и ласковое слово другу дарю.

(дети стоят в кругу, передают друг другу «волшебную палочку» говоря

при этом добрые, ласковые слова).

Воспитатель.

Очень приятно слышать в свой адрес вежливое, ласковое слово.

И настроение становится замечательным, солнечным!

Воспитатель.

Дети, а у нас на улице нашего города произошла очень странная история. Посмотрите пожалуйста эту историю.

«Кукольный театр (сценка) »

Жила была девочка, звали ее Лена. У нее было много друзей. Но больше

всего она дружила с зайчиком и мышкой. Вот как-то раз вышла девочка во

двор н видит что - то произошло. Зайчик и мышка не играют, как обычно, а

сидят сердитые, надутые.

Девочка :

Что случилось? Отчего, вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо

помириться.

Мышка :

Я с этим зайчиком мириться не буду! Он не вежливый, ему

«здравствуй» , а он не ответил!

Зайчик :

А зачем опять говорить здравствуй, я тебя только вчера видел!

- Мышка :

Но я же сегодня сказала «здравствуй» . Зайчик :

Ну и что? У меня еще вчерашнее здравствуй не кончилось!

Воспитатель (прерывает показ сценки) .

Ребята, а что означает слово

«здравствуйте» ?

Ответы детей - (слово приветствия, нужно радоваться встрече с человеком,

нужно улыбаться, когда здороваешься.)

Воспитатель :

Все верно, ребята. Но я предлагаю посмотреть продолжение истории. Девочка :

Да ты что зайчик, хочешь что бы мышка заболела? Зайчик;

Почему? Я не хочу, что бы она заболела. Девочка :

А что, ты для нее «здравствуй» пожелал? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей.

Зайчик :

А ты тоже не очень вежлива! Мышка :

Это ты не вежливый! Почему ты зовешь меня мышью? Девочка :

А как ты зовешь зайчика? Мышка :

Никак! Я просто кричу ему :«Эй, ты» ! Девочка :

Значит, вы оба хороши! Надо друг - друга уважать, по имени называть, когда к кому то обращаешься.

Зайчик :

Прости меня мышка-норушка. !Я буду всегда здороваться и называть по

имени, того к кому обращаюсь.

И ты прости меня, зайчик-попрыгунчик!

Воспитатель

С тех пор зайчик и мышка играют дружно, не ссорятся и дружат с Леной.

А вы ребята всегда здороваетесь при встрече? (ответ детей)

И называете друг друга по имени?

Сейчас мы поиграем и узнаем, знаете ли вы имена своих друзей?

Колокольчики несем

Ты загадку отгадай

Кто, позвал тебя узнай!

Дети останавливаются, на кого воспитатель покажет, тот должен поздороваться и назвать имя того кто его позвал. Водит тот, кто назвал имя. Играют все дети. После игры воспитатель хвалит всех детей и предлагает присесть им на стульчики.

Воспитатель находит красивый конверт.

Воспитатель :

Ребята, посмотрите, от кого такой красивый конверт (дети называют по картинке на конверте)

Посмотрите нам зайчик - попрыгунчик и мышка - норушка оставили красивый конверт, а там игра. Давайте поиграем в нее (раздаются атрибуты для игры : флажки)

Игра «хорошо- плохо» .

Детям предлагается оценить поступки детей с двух позиций : хорошо и плохо. Перечень плохих и хороших поступков (если поступок хороший, то дети поднимают красный флаг, если плохой, то голубой).

1. Чесаться, ковырять в зубах, плевать, чистить ногти на людях.

2. Здороваться при встрече, используя слова приветствия.

3. Садиться за стол не умытым, не причесанным, не аккуратно одетым.

4. Говорить очень громко. Непрерывно болтать, перебивать взрослых.

5. Следить за своим внешним видом, умываться, ЧИСТИТЬ зубы.

6. Кушать за столом руками, разговаривать за столом.

7. Мыть руки с мылом, делиться с другом игрушкой. Молодцы, вы все справились с заданием.

Воспитатель :

Ребята, посмотрите к нам в гости пришел маленький мальчик,

давайте познакомимся с ним (дети знакомятся с мальчиком, называя свои имена. Закрепляют правила знакомства).

Воспитатель :

Коля, а ребята знают правила для детского сада (как правильно надо красиво себя вести) Дети выходят становятся полукругом и рассказывают стихи,

В садик не бери конфетки,

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно

И веди себя достойно.

Не дерись и не ругайся

Грубо ты не выражайся.

Воспитательницу слушай.

Без приказа спи и кушай.

На тарелку ты не плюй,

А как следует прожуй.

Не толкай свою подружку,

Если держит в ручке кружку.

Помоги тем, кто слабее,

Будь умнее и добрее.

Одевайся побыстрей.

Не задерживай детей.

Игрушку ты не отнимай,

Возьми другую, поиграй.

После сна ты потянись.

Умой лицо и расчешись.

С незнакомым не ходи.

Воспитателя зови.

радостно встречай,

По подружкам не скучай.

Воспитатель

Вот и Коля познакомился с правилами поведения в

детском саду! И мы вспомнили эти правила.

Сегодня мы с вами говорили о вежливости, о вежливых словах.

Вспомнили : что поступки бывают плохие и хорошие.

Вспомнили о правилах поведения в детском саду.

Познакомили с этими правилами нашего друга Колю. Играли в игры.

Но быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но стараться

сделать приятное другим людям.

Запомните это на всю жизнь.

Знают взрослые и дети

Много слов на белом свете

А с волшебными словами

Мы идем по свету с вами!

Воспитатель благодарит всех детей за активное участие. Дети и воспитатель прощаются с гостями и говорят слова прощания.

Дети с воспитателем заходят в группу и становятся полукругом

Елена Гармаш
Конспект занятия «Этикет в гостях»

Подготовила : воспитатель 2 группы Гармаш Елена Анатольевна

Занятие «Этикет в гостях »

Цель : Познакомить детей с правилами этикета .

Задачи :

Научить детей быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями ;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать культуру общения, навыки взаимопомощи, сотрудничества.

Предварительная работа :

Проработана литература;

Создание наглядной мультимедийной продукции (презентация)

Оборудование :

Ход занятия:

Вводная часть

Основная часть

Воспитатель : Поговорим об этикете . Этикет -это определенный свод правил поведения. Когда вас пригласили в гости . Нужно соблюдать правила этикета . Чтобы их вспомнить я предлагаю вам сыграть в игру «Правила этикета » .

Игра «Правила этикета »

Дети становятся возле стульев, воспитатель бросает мяч каждому ребенку, дети отвечают на вопросы.

1. Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)

2. Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

3. Прилично ли опаздывать в гости ? (неприлично)

4. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

5. Как нужно одеваться если тебя пригласили в гости ? (красиво, нарядно)

6. Как нужно пригласить на день рождения : за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

7. Как нужно вести себя в гостях ? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

8. Как нужно вести себя за столом (не разваливайся на стуле, не клади локти на стол, ешь аккуратно, рот вытирай салфеткой, не разговаривай во время еды)

Воспитатель : Ребята вот мы и вспомнили правила этикета в гостях . Я предлагаю вам посмотреть поучительный мультфильм про сказочных героев.

Просмотр мультфильма «Букет цветов»

Обсуждение мультфильма с детьми.

Воспитатель : Ребята я предлагаю вам прослушать стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение.

Извини, пожалуйста,

Прости, И разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы –

Таблицы умножения –

Есть еще таблица –

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два :

“Спасибо” и “Пожалуйста” -

волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Укажут от ворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворятся!

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два :

“Спасибо” и “Пожалуйста” -

Волшебные слова.

Воспитатель : Ребята знаете эти слова? Какие это слова?

(Ответы детей)

Воспитатель : Эти слова добрые, волшебные, я предлагаю вам вспомнить эти слова. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебные слова»

Дети становятся в круг и по часовой стрелке передавая мяч по кругу говорят доброе слово. Начинает игру воспитатель.

Воспитатель : Молодцы ребята как много волшебных слов знаете, значит пришло время пригласить вас за стол.

Воспитатель приглашает детей сесть за приготовленный сервированный стол.

Воспитатель :

Ребята вы сели за стол, возьмите салфетку положите ее на колени. А теперь угощайтесь.

Когда берете еду из общих блюд, нужно брать кусочек который лежит ближе к вам.

Если нужно порезать еду на кусочки, нож следует держать в правой руке а вилку в левой.

А вот если вы нечаянно уронили на пол вилку или нож, нужно извиниться и попросить подать другой прибор.

Когда вы уходите домой, нужно обязательно сказать спасибо.

Воспитатель : Конечно, главная задача гостей -не как можно больше съесть, а хозяина-откармливать гостей . Главной целью дружеской встречи является атмосфера-приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Ребята наше занятие подошло к концу и я хочу спросить вас о чем мы сегодня говорили на нашем занятии , может что-то новое вы узнали для себя?

(Ответы детей)

Воспитатель : Ребята научившись правильно вести себя в гостях и не доставлять хозяевам неудобств, вы всегда будете желанными гостями , куда бы ни пришли.

А сейчас я попрошу вас оценить наше занятие .

Перед вами доска и три вида смайликов. Если вам понравилось наше занятие -то приклейте улыбающийся смайл на доску, не очень понравилось равнодушный а если не понравилось грустный смайлик.

Публикации по теме:

«Педагогический этикет» МКОУ «Верх-Чебулинский детский дом» 2013г Методическое объединение Тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ» Требования современного этикета складывались.

Конспект занятия «Салфеточный этикет и складывание салфеток» Тема: САЛФЕТОЧНЫЙ ЭТИКЕТ Салфеточный этикет от доисторических времен до наших дней Цели: Ознакомление с историей салфетки. Дать информацию.

Конспект НОД по этикету для детей средней группы «Этикет для малышей» Конспект НОД по этикету для детей средней группы. Тема: «Этикет для малышей» Разработала старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №15 «Веселый.

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Этикет с малых лет» Конспект открытого занятия в 1 младшей группе «Этикет с малых лет» Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

Конспект занимательного дела «Мальчики и девочки» по недельной тематике «Этикет» в средней группе. Мораль и нравственность - один из самых основных способов регуляции деятельности человека. В детстве усвоение социальных норм происходит.

«Сервировка стола». Высшая оценка – 10 баллов (3 балла за сервировку и по 1 за каждый вопрос)
Поведение за столом: За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе? Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят стакан. Салфетки в салфетницы.
- Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)
- У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)
- Что такой «шведский стол»? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)
- Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)
- Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно- окончание трапезы)
- С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (не имеет значения, просто с тупого удобнее)
- По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)
Аукцион идей – за каждый правильный ответ – 1 балл, макс – 9 баллов
Ситуация 1:
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.
-Садитесь, пожалуйста!
-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…
-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чём не прав мальчик?
Ситуация 2:
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось». В чём не прав мальчик?
Ситуация 3.
«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)
Ситуация 4.
«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?
Ситуация 5. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?
Ситуация 6.
«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?
Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ.
Ситуация 7.
Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?
Ситуация 8.
Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
Ситуация 9.
Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

5. У меня зазвонил телефон – по 2 балла за каждую ситуацию, макс – 10 баллов
Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?
Сценка.
Два мальчика сидят у телефона.
Первый: Алло! Алло!
Второй: Алло!
Первый: Слышно что-нибудь?
Второй: Слышно. А тебе слышно?
Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
Второй: Хорошо! А тебе?
Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.
Второй: Давай. А о чём разговаривать?
Первый: Ну, о чём… О чем-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Второй: Правда.
Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
Второй: Правда.
Первый: Ну?
Второй: Что «ну»?
Первый: Чего ж ты не разговариваешь?
Второй: А ты почему не разговариваешь?
Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.
ПК.
Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.
Сценка №2.
У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.
Первый.
Кто? С кем я говорю?
Второй.
Здрасьти. А кто вам нужен?
Первый.
Что? Куда я попал?
Второй.
Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?
Первый бросает трубку. Звучат гудки.
ПК для жюри.
Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»
Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.
Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.
Вопросы:
- Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже)
- Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?
- Перечислите правила телефонного этикета. (*Дети заранее при подготовке могут использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила. Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)