Медлительный ребенок — почему и что делать? Медленный ребенок: как его “ускорить”, не травмируя детскую психику.

8 марта

Чтобы преодолеть отрицательно воздействующие факторы в работе с медлительными детьми, необходимо знать и учитывать следующие их особенности.

Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у сверстников (скорость письма — в 2 раза, скорость выполнения простых движений - в 1,6 раза, скорость решения логических задач - более чем в 1,5 раза).

У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работы. Это значит, что они могут работать либо качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т. п.).

У медлительных детей почти в 2 раза длиннее время от сигнала к действию до начала самого действия. Им необходимо достаточно длительное время на включение в работу и переключение.

При форсировании скорости выполнения задания время его выполнения у медлительных детей не только не уменьшается, но и увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности «подгонки».

У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, поэтому так сложен для них процесс формирования навыков чтения и письма.

Медлительные дети усваивают на 1/3 меньше информации, чем их сверстники — при одинаковой интенсивности ее подачи, но если темп увеличивается, медлительные дети воспринимают меньше половины. Вот почему у активного, с быстрыми речью и действиями учителя такому ребенку особенно трудно учиться.

Тезис «умеет - сделает быстро» неприменим к этим детям. Они могут все прекрасно знать и уметь, но не успевать выполнять.

Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит учебная деятельность медлительного ребенка.

С этими особенностями медлительных детей необходимо считаться и в процессе обучения в школе, и в домашних условиях. Педагоги и родители в силах оказать максимальную помощь и поддержку детям с медленным темпом деятельности.

Нужно только понять их, принять такими, какие они есть, и захотеть помочь.
Как же помочь медлительному ребенку преодолеть дискомфорт и тревожность, раскрыть свои способности и возможности, обучаясь в школе?

Уважаемые родители!

Никогда не ругайте ребенка за медлительность, так как это особенность нервной системы человека и медлительного ребенка нельзя заставить выполнить задание быстрее. Спокойствие, выдержка, доброжелательность, ровный тон голоса, без раздражения и окриков, должны стать постоянными спутниками в общении с вашим ребенком.

Общайтесь с ребенком не в быстром, а в медленном темпе.

Никогда не торопите, не подгоняйте ребенка, не используйте в общении с ним слова «Быстрее!», «Не копайся!», «Сколько можно ждать?» — это вызовет обратную реакцию, возможно стресс, что впоследствии может стать причиной невроза.

Продумайте и организуйте домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей недели. Четкая организация режима дня поможет медлительному ребенку справиться с нагрузками, в определенное время включиться в работу. Составьте круг обязанностей ребенка, постепенно расширяя их, не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.

Не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте с той, что получается хорошо. Не торопитесь заставлять ребенка выполнять задания самостоятельно, составьте вместе план работы, разберите его.

При выполнении домашних заданий строго и четко регламентируйте и дозируйте время, отводимое на каждый предмет. Помогайте ребенку включиться в работу. Чередуйте нагрузку с отдыхом. Начинайте выполнение домашней работы с предметов, с которыми ребенок справляется быстрее. Избегайте отвлекающих факторов (включенный телевизор, компьютер, разговоры, игрушки и т.д.).

Помните: продленка не для медлительных детей. После школы ребенку лучше быть в спокойной обстановке.

Ребенку следует исключить все дополнительные нагрузки, так как они для медлительных детей утомительны.

Не рекомендуется обучение детей с замедленным темпом деятельности в школах повышенного уровня – лицеях, гимназиях. Выберите школу адекватно возможностям ребенка, где он будет чувствовать себя уверенно и спокойно.

Отдавая ребенка в школу, при выборе учителя руководствуйтесь особенностями темперамента вашего ребенка. Учитель быстрый, с быстрой речью, сам того не желая, будет создавать для медлительного ребенка постоянную ситуацию напряжения и неуспеха.

Записывая ребенка в спортивные секции, кружки, избегайте тех, что носят соревновательный характер, вызывают большую физическую нагрузку, перевозбуждение. Выберите те, где ребенок будет чувствовать себя спокойно, увлеченно занимаясь в течение продолжительного времени.
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели: чаще хвалите, когда он этого заслуживает, подбадривайте, подчеркивайте успехи. Это укрепит уверенность ребенка в своих силах, повысит его самооценку.

Главное, о чем должны знать мы, взрослые, — это то, что для помощи медлительным детям нужны системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, родителей. Важно помнить: при создании необходимых условий, при учете индивидуальных особенностей ребенка и, главное, при работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительных детей могут быть очень высокими, а обучение в школе может быть вполне успешным.

Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным, помочь ему раскрыть свой потенциал.

Уважаемые педагоги!

В работе с медлительным ребенком важны терпение и спокойствие, доброжелательный, тон. Главное - не напоминать ребенку о его медлительности и не стыдить за нее.
Работу с медлительным ребенком стройте индивидуально.

Медлительным детям, в связи с недостаточной сформированностью функции программирования, для организации учебной деятельности необходимы контроль, направляющая, организующая и стимулирующая помощь со стороны взрослых.

Предоставьте возможность медлительному ребенку обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Предложением «делай сам!» вы дадите толчок страху сделать неправильно. Разберите все, убедитесь, что ребенок понял и знает, что и как нужно сделать.

Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. Если в классе таких детей трое-четверо, можно организовать работу в малой группе, еще лучше дать каждому индивидуальное задание. Очень эффективна работа по карточкам.

Не следует торопить медлительного ребенка. Он не будет выполнять задание быстрее, но будет суетиться, нервничать, допуская ошибки и небрежность.

В работе с медлительными детьми следует оценивать не объем работы, а ее качество. Не считайте скорость чтения основным критерием его успешности, так как медлительный ребенок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, понимание текста.

На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь больше времени для их выполнения. Даже диктант целесообразнее провести отдельно с группой детей, которые медленно пишут.

Медлительного ребенка не рекомендуется вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ребенок привык отвечать, можно заранее предупредить его о вызове. Важно, чтобы вызов не был неожиданным, так как ребенок может не успеть переключиться на новый вид деятельности.

Обязательно включайте задания, которые ребенок точно может выполнить, и обязательно похвалите его.

Медлительный ребенок должен иметь время на включение в деятельность, и простые ритуалы (разложить тетради, приготовить все необходимое для урока), повторяющиеся ежедневно, помогают ему успешно работать.

Если ребенок устал, задание нужно отложить, сделать физминутку, расслабление. В идеале необходим отдых каждые 15 — 20 минут.

Стройте процесс обучения на положительных эмоциях, создавайте мотивацию успеха, повышайте самооценку ребенка. Медлительные дети, как правило, не уверены в себе, поэтому нуждаются в понимании, поддержке со стороны учителя. Помогите ребенку реализовать свои возможности и способности, которые могут быть довольно высокими.

Неторопливый, очень медлительный ребенок становится настоящим стрессом для быстрой и ловкой мамы. В то время как у неё, все делается ловко, быстро и слёту, он, как будто бы не ёё собственный ребенок, а полная противоположность – несобранный, медленный, угловатый, как настоящая черепаха. Долго копается, не может собраться, а бывает вообще впадает в ступор. Что делать с медленным ребенком? Какие есть рекомендации для родителей медлительных детей? Первое и самое главное – ни в коем случае не подгонять. От этого будет только хуже. Почему так происходит, читайте в этой статье.

  • Почему бывает ребенок очень медлительный?
  • Какие факторы влияют на то, подвижный ребенок или медлительный?
  • Почему медлительность в ребенке имеет свойство усугубляться по непонятным причинам?
  • Какие есть рекомендации для родителей медлительных детей?
  • Как помочь медлительному ребенку?

Знаете ли вы, кто такой медленный ребенок? Очень медленный ребенок? Ох, вы не знаете, что это такое, если не раздражались по этому поводу до такой степени, что хочется вопить и кричать от бессилия. Когда он как будто бы специально еле-еле передвигается, сидит по три часа в туалете, делает уроки как будто бы даже не хочет быстренько все закончить и бежать играть с друзьями, даже за обедом пережевывает первую ложку каши за то время, когда вы успеваете уже умять всю тарелку и даже помыть её. А в школе с медлительным ребенком еще хуже: он от всех отстает, не участвует в конкуренции среди ребят, вообще весь неуверенный в себе. И еще одна характерная черта – боится всего нового. Вот что с ним делать?

Прежде чем ответить на вопрос «как помочь медлительному ребенку?», давайте углубимся в психологию и ответим на другой вопрос – а почему собственное некоторые дети бывают медлительными?

Подвижные и медлительные дети – почему они такие разные?

Попадая в любой коллектив детей, хотя бы в детский сад, любой взрослый человек сразу увидит разные характеры ребят, некоторые из которых будут полностью противоположны. Есть дети активные, которые постоянно бегают, прыгают, их не остановить. Если дети эмоциональные, они постоянно хотят общаться. И в любой группе всегда найдется ребенок медлительный, вернее сказать так - более медленный чем другие дети: он предпочитает больше сидеть, чем бегать, несколько неуверен в себе, интровертирован.

Заметьте – изначально , медлительность - это лишь характеристика ребенка , а не его отрицательная черта характера. Просто отличие, которое можно истолковывать по-разному. Другой взрослый, не вы, может наоборот посчитать такого ребенка хорошим, послушным, а вот активного слишком быстрым и от этого раздражающим.

Откуда эта особенная черта – медлительность – берется у детей, описывается в . Каждый человек рождается с определенным набором психотипов, векторов , каждый из которых проявляется по-разному. Один из векторов – анальный , характеризуется такими особенностями психики, как желание к качеству, чистоте. Например, он с удовольствием убирает в комнате, помогает маме. Подход при этом у него скрупулезный, не поверхностный, а углубленный в дело.

Уже в маленьком возрасте такой ребенок стремится делать дело не просто хорошо, а очень хорошо – и всегда доделать все до конца. Он не может начать, а потом бросить. Он делает как следует, вот здесь и кроется корень медлительности таких детей, которая в норме не должна быть уж очень сильной. Но становится таковой при определенных условиях, в которых может оказаться малыш.

Это на яблоньке появляются только яблочки, а грушки вырасти не могут. А у мамы ребенка с анальным вектором может совсем не быть анального вектора. А быть полностью противоположным ему по свойствам и желаниям – кожный вектор . И её устремление не направлено на качество, а на пользу/выгоду, которая чаще всего строится на экономии времени. Она любит делать 100 дел одновременно, ловко управляясь и с готовкой супа, и с помощью ребенку в аппликации, и с общением в Одноклассниках. И наоборот, делать одно дело, особенно, требующего длительного усилия, ей скучно и неприятно.

Когда у такой кожной мамы рождается кожный ребенок, все прекрасно – они вместе, в одном ритме живут и не тужат. Но все случается наоборот, когда рождает ребенок с анальным вектором. Они совершенно друг друга не понимают, а мама, из самых лучших побуждений, хочет привить малышу все свои самые лучшие качества – скорость, ловкость и экономичность. Но проблема в том, что ребенок совсем другой. Он не может быстро, потому что он хочет качественно. Возникает психологическое напряжение между противоположностями, которое закономерно всегда решается в пользу мамы. Опять же из самых лучших побуждений она начинает передавливать и стараться воспитать из него «человека». Мама старается подогнать его, показать, как сделать быстрее – и тем самым вгоняет его в ступор из-за этой спешки. Потому что невозможно сделать быстро и качественно сходу, если дело новое. Ни у кого это не получится, а у маленького ребенка вообще нет шансов на такой подвиг.

Поэтому ребенок начинает замедляться и чем дольше продолжается такое напряжение, тем сильнее ребенок становится медлительным, пока наконец не превратиться в очень и очень медлительного ребенка.

Выше описан один из жизненных примеров: аналогичная ситуация может возникнуть при других обстоятельствах. Подгонять ребенка может не мама, а папа или бабушка, учительница или воспитательница. Одно неизменно – медлительного ребенка не понимают и оказывают на него давление в его естественных свойствах, пытаясь переделать в противоположность. А это невозможно.

Особенности медлительных детей

Ребенок с анальным вектором, если не передавливать его специально в быстрого и ловкого, вырастает в абсолютно адекватного человека, который совсем не медлительный. Научаясь адаптировать свои задачи, он понимает, как подходить к делу. А если он делает дело много раз подряд, то у него получится сделать и качественно и не медленно, а нормально.

Однако, это не случится, если его специально подгонять. Таким образом не формируется наполнение его врожденных желаний, а новые, не его, не создаются. Как бы этого не хотелось.

Альберт Эйнштейн как-то сказал:
«Каждый гениален, но если рыбу оценивать по тому, как быстро она вылезает на дерево, то рыба проживет всю жизнь с ощущением того, что она дура».

Если анального ребенка не развивать в его желании к качеству, а постоянно подгонять, то он всю жизнь будет ощущать себя ненормальным и несчастным человеком. Всего нового он будет бояться, скорости у него не прибавится, наоборот, из медлительного ребенка вырастит медлительный взрослый с чугунной психикой, не способной адаптировать изменений.

Итак, главная особенность медлительных детей – это их устремление к качеству , такой вот взгляд на мир и на жизнь. Медлительность их – это не плохая черта характера, а именно особенность, которая проявляется тем сильнее, чем сильнее ребенка подгоняют. Это оценочная категория, которой взрослый определяет ребенка относительно себя.


Если вы замечаете, что ваш ребенок очень медлительный и это вас очень сильно раздражает, первое, что вам нужно – это выйти в другую комнату и немного поостыть. Вы должны понимать, что ни криком, ни тем более битьем вы не поможете, а наоборот – усугубите картину. Скорее всего вы уже знаете, что никакими уговорами или наказаниями его нельзя ускорить, поэтому сделайте это – успокойтесь.

Теперь отправляйтесь к своему ребенку и присмотритесь, что он пытается сделать. Быть может он складывает рюкзак или делает домашнее задание, может быть ест или читает. Просто понаблюдайте за ним не оценивая его через себя, а пытаясь понять его. Через некоторое время Вы заметите с чем связана медлительность ребенка – это его неуверенность в себе, это сомнительность, это замкнутость. Он такой уж точно не потому, что хочет быть таким. Ребенку правда нужна ваша помощь, чтобы стать счастливым и перестать быть медлительным. Не крик, не наказание, не воспитание, а именно помощь. И только вы можете ему действительно помочь.

С этого момента попробуйте делать так – рекомендации родителям медлительных детей:

Всегда давайте ребенку время, столько, сколько ему нужно. Никогда не подгоняйте его, вместо того, чтобы требовать ускорение, попробуйте вместе с ним сконцентрироваться на качественном подходе к делу: не на тяп-ляп, а обстоятельно, со всеми нюансами.

Дождитесь, когда у ребенка получится что-то сделать и искренне похвалите его. Никогда не хвалите ни за что, но всегда хвалите, когда есть за что. Это очень важно для медлительного ребенка, правильная похвала задаст ему ориентир.

Лучше всего, конечно, делать это все не механически, а понимая врожденные свойства своего ребенка, все особенности его психики. Когда вы увидите его не через свои лучше качества, а через его свойства, то ваше раздражение к его медлительности постепенно сойдет на нет.

А для этого лучше всего углубленно понять, что такое анальный вектор и какие его характеристики. Прекрасно и полноценно эта информация дается на вступительных (бесплатных ) лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана . Зарегистрироваться на них можно по этой ссылке .

Лекции проходят онлайн и доступны всем желающим вне зависимости от географии проживания. На них любая мама гарантированно поймет причины медлительности своего ребенка.

Понимать системно-векторную психологию очень важно для любого родителя, который хочет вырастить здорового ребенка. Приглашаем вас оформить подписку на нашу рассылку в форме внизу – мы постараемся присылать вам уникальные, интересные материалы, которые помогут меньше хмурится и больше быть счастливым человеком.

Для любого родителя его ребенок самый умный, самый красивый, самый талантливый, самый…. продолжать можно очень долго. В принципе, это нормально, когда родители так думают, но. Бывает, что за таким обожанием и любовью родители не видят недостатков своих чад, а если не видят, значит, и не помогут ребенку избавиться от чего-то негативного в его характере. В нашей статье речь пойдет о медлительных детях.

Многие ученые утверждают, что темп жизнедеятельности каждого человека уникален и индивидуален. А медлительность – врожденная особенность, которую практически невозможно изменить . Не знаю, как вы, а я не согласна с данным утверждением и рискну все-таки поспорить с учеными мужами. Из личной практики знаю не один пример того, как из медлительного человека получался очень даже активный. Поэтому, на месте родителей такого ребенка, я бы попыталась добавить скорости своему чаду. Легче всего сказать: это врожденное, ничего не поделаешь. А побороться, попытаться изменить ситуацию? Помочь, в конце концов, своему сыну или дочери не отставать от сверстников в активности и в развитии.

Медлительные дети часто раздражают взрослых и слышат в свой адрес разные обидные высказывания: «Давай быстрее, капуша » или «В кого ты такой медлительный? Шевелись, давай, опаздываем ».

Согласитесь, что слыша регулярно в свой адрес подобные реплики, вряд ли ребенок вырастет уверенным в себе и самодостаточным . А ведь такие высказывания он слышит не только дома, но и в школе от одноклассников и даже от педагогов. Последние, конечно, меня всегда изумляли нелестными, а порой и неприличными, комментариями в адрес детей с особенностями характера или развития.

Не понимаю, как педагог, может позволять себе подобное поведение и отношение к детям?! Ну, педагоги – это совсем другая история. Вернемся к заданной теме. Итак, почему некоторые дети столь медленно все делают? В чем причина такого поведения и как можно ее решить?

Причины детской медлительности

Надо сказать, что мнения педиатров и психологов по поводу причин такого поведения у детей разделились.

Педиатры основными причинами считают следующие:

  1. во время беременности.
  2. Кислородное голодание ребенка во время внутриутробного развития.
  3. Различные инфекционные заболевания, перенесенные мамой в период беременности.
  4. Нарушения во время беременности работы органов кроветворной и выделительной систем.
  5. Воздействия на организм в период беременности различных вредных факторов: никотин, алкоголь, сильнодействующие лекарственные препараты, лакокрасочные вещества, пищевые отравления и отравления ядами.
  6. Физическое воздействие на организм мамы: вибрация, тряска в транспорте и пр.
  7. Различные родовые травмы у ребенка: длительные либо стремительные роды, задержка дыхания и другие.

Психологи же считают медлительность – врожденной чертой характера . И часто задают родителям такой вопрос: вы же не станете менять ребенку цвет глаз или цвет волос, если он вас не устраивает? С темпо — ритмом ребенка тоже самое.

Если же ребенок стал медлительным в последнее время, а ранее проявлял активность, то причинами появления медлительности психологи называют:

  1. Ссоры, скандалы внутри семьи (особенно, если в присутствии ребенка) наносят неустойчивой детской психике серьезный урон и замедляют процессы работы всего организма.
  2. Состояние здоровья ребенка после перенесенного заболевания и во время болезни.
  3. Переезд, смена коллектива в детском саду или в школе.
  4. Смена климата .
  5. Погодные изменения .

Психологи настоятельно рекомендуют , не обвинять и не критиковать ребенка, а разобраться в причинах такого его состояния и поведения и помочь ему справиться с возникшей проблемой. Если у родителей не получается сделать это самостоятельно, всегда можно обратиться за помощью к специалисту.

Некоторые ученые утверждают, что скорость проведения нервных импульсов напрямую зависит от особенностей биохимии мозга человека, а точнее от особого вещества – ацетилхолинэстеразы. Те же ученые, уверяют, что уровень подвижности нервных процессов от нас мало зависит, и передается нам по наследству, в основном по материнской линии .

Медлительность таких детей проявляется не только в движениях, у них также замедлена и умственная деятельность: они медленнее сверстников думают, говорят. Им труднее приспосабливаться в школьном коллективе, взрослых они раздражают, сверстники не особо хотят играть с медлительными детьми. Но самое главное, они не обманывают, им действительно тяжело учиться, они просто не успевают воспринимать всю получаемую информацию.

Хочу заметить, что медлительные дети совершенно не глупые, как могут подумать некоторые. Просто им, в отличие от активных сверстников, нужно больше времени, чтобы разобраться с новым материалом. Чтобы такой ребенок не отставал по школьной программе, родителям нужно часть учебного процесса проходить дома .

Кстати, совершенно не обязательно, что медлительный ребенок будет в классе в числе отстающих учеников. Недостаточную скорость работы он компенсирует основательностью и качеством. Если родители возьмут все под свой контроль, то ребенок вполне будет за всем успевать . Чаще всего он хорошо знает школьную программу, просто ему нужно собраться с мыслями.

Что делать?

На первый взгляд ответ на этот вопрос кажется абсолютно простым и логичным: подгонять, торопить, приводить в пример более активных детей. Но все не так просто.

Торопить такого ребенка (речь идет о врожденной медлительности, а не о временной) не только бесполезно, но даже вредно . Любая попытка ускорить его действия даст обратный эффект: вызовет торможение реакций и как следствие еще более медленный темп. Если такого ребенка подгонять постоянно, то он будет постоянно находиться в стрессовом состоянии, а это прямой путь к неврозу.

Согласитесь, даже у взрослого человека, работающего в условиях ограниченного времени, нарушается работа нервной системы: человек становится более раздражительным, учащается сердцебиение, случается бессонница. Что уж говорить о медлительных детях? Они гораздо быстрее устают, перенапряжение сказывается острее.

Кроме всех перечисленных негативных процессов, происходящих с медлительными детьми, есть еще один: их уровень активности, точнее, замедленности, сказывается и на характере. Такие дети часто не имеют друзей, необщительны, замкнуты, обращены в себя. Попросту говоря – интроверты .

Так что делать? Как помочь своему ребенку? Возможно ли, хоть немного повысить уровень активности или же нужно смириться? Выход есть.

Самое первое, что должны сделать родители медлительного ребенка – составить четкий распорядок дня и осуществлять постоянный контроль за его соблюдением

Чем чаще ребенок будет выполнять одно и то же действие регулярно, тем выше шанс на повышение скорости его действий.

Второе, что поможет медлительному ребенку — используйте «принцип упрощения»

Объясню на конкретном примере. Ребенок долго готовится делать домашнее задание: долго достает тетрадь, ручку, дневник, книги и т.п. Разложите ситуацию на простые действия, и донесите до ребенка, что и как нужно сделать. Только спокойно и не повышая голоса. Например, вы говорите «Достань дневник из портфеля » и поясняете: это значит, что тебе нужно открыть портфель, засунуть в него руку, найти дневник, вытащить его, положить на стол. Попросите ребенка сделать так, как вы пояснили.

Если получилось все с первого раза (бывает, ребенок волнуется и путается), попросите сделать еще раз только быстрее. Тренируйтесь по несколько раз в день до тех пор, пока у него не будет получаться это легко и естественно. Преподнесите тренировки в виде игры. Скажите: «Давай поиграем в тренировку. Итак, раз, два, три, достань книгу по математике из портфеля »… Если что-то не получается, попробуйте выявить причину. К примеру, ребенок не может нормально и быстро достать книгу из портфеля, потому что не до конца расстегнул молнию. Проговорите опять все его действия, упомянув и о необходимости расстегивать молнию до конца.

Конечно, прочитав об этом методе, вы можете усмехнуться и подумать, что это примитивно до абсурда. Но не торопитесь с выводами и не забывайте, что перед вами маленький человек, который воспринимает все пока гораздо проще, чем мы взрослые. И такие объяснения его действий ему проще запоминать. Учитывайте его медленные процессы, в том числе и мыслительные .

А метод, кстати, здорово работает и в нем заложен глубокий смысл:

  • Во-первых, ребенку становится невыгодно делать эти упражнения медленно . Он начинает понимать, что если делать медленно, то приходится тренироваться и по несколько раз повторять одно и то же. А если сделать быстро, то и самому приятно, и мама хвалит. И у него в голове сами собой появляются мысли «могу, хочу, нравится и получается » вместо «не могу, не выходит… ».
  • Во-вторых, мама (папа) не ругает, а помогает . То есть спокойно и доброжелательно помогает ребенку играя научиться сложным, а если не получается, простым, а если не получается, то элементарным заданиям. Так вы наладите контакт с ребенком, а значит и отношения улучшаться.
  • В-третьих, все происходит весело и забавно . Таким образом, ребенок начинает испытывать радость и получать удовольствие от быстрого выполнения задания. В таком духе любая медлительность со временем исчезнет. Пусть не полностью и не совсем, но поверьте, результаты будут, и они вас удивят. Но положительные результаты возможно только в случае, если мама с папой единодушно и терпеливо к этому отнесутся. Никакого стресса у ребенка быть не должно.

Важно! Начинайте делать медленно, потом чуть быстрее, и заканчивайте всегда медленно: у ребенка должно остаться ощущение удовольствия от проделанного упражнения. А удовольствие он может испытывать только, если успевает за вами.

  • Все то, что ребенок в зависимости от возраста должен уметь делать, делайте вместе с ним, пока он не научится делать это хорошо и в нормальном темпе.
  • Делая с ребенком уроки, не торопите и не подгоняйте его . Задав вопрос, дайте ему время подумать. Ни в коем случае не обвиняйте «Опять не выучил», не дождавшись ответа.
  • Делайте перерывы между учебными занятиями каждые 15-20 мину т. Перерывы используйте разумно: поприседайте или поиграйте в мяч, или сделайте пальчиковую гимнастику.
  • Учите ребенка точности и четкости, а не скорости . Чаще делайте что-то вместе и следите, чтобы он делал все правильно. Пусть ребенок и выполняет все медленно, но зато правильно и четко. Запомните, он может быть медленным, но не копушей!

Если ваш ребенок временно замедлился, выявив и устранив по возможности причину, используйте те же рекомендации для ускорения его активности, что и для врожденных медлительных детей.

Главное : если вы увидели, что ребенок сознательно становится медлительным и делает так на зло, не ругайте и не обвиняйте в обмане, вы все равно не сможете ему этого доказать. Запаситесь терпением и «начинайте учить» заново.

Пару слов напоследок

Самое главное, что хочу вам сказать: вам понадобится очень много терпения, чтобы добиться заметных результатов . Запаситесь им и никогда не показывайте ребенку свою раздражительность, вы и ему навредите, и результатов не добьетесь. Не начинайте заниматься с ребенком, если у вас сейчас ограничено время – вы непроизвольно будете его подгонять. Лучше попросите о помощи папу или бабушку.

И запомните, медлительность – это не приговор! Ребенка можно научить думать, действовать и двигаться быстро и энергично. Все в маминых любящих и заботливых руках! Потому что только мамы ради своих детей способны совершить невозможное. Так что, ускоряемся?

Оксана Светличная

Здравствуйте! Подскажите, как мне решить мою проблему. Дело в том, что мой сын - очень медлительный. Он все время копается и мы из-за этого вечно куда-нибудь опаздываем. Как научить ребенка все делать быстро?

Современный человек вынужден поддерживать невероятно высокий темп жизни. Скорость приобретает все больше и большее значение - скоростная техника, скоростной интернет, даже отношения стали «скоростными»…

Не удивительно, что в таких условиях многих родителей тревожит медлительность детей. Наблюдая за тем, как ребенок «копается», родитель испытывает резонные сомнения - а вдруг такой «неспешный» ребенок не сможет завоевать себе место под солнцем в мире повышенных скоростей?

И начинается «исправление» ребенка - специалисты предлагают родителям самые различные коррекционные методики, а также обширный медикаментозный арсенал.

Быстрее, быстрее, еще быстрее - требуем мы от медлительных детей. Но вместо эффекта ускорения получаем упрямство, истерики, проблемы в школе и прочие «радости»…

Как же помочь медлительному ребенку?

В кабинет психолога вошла высокая статная женщина. Тонкий аромат дорогих духов, модный костюм, высокая шпилька - от женщины исходили флюиды успешности.

Вслед за женщиной вошел мальчик. Плотненький крепыш, запакованный в аккуратный костюмчик, робко вошел в кабинет и остановился в дверях, насуплено поглядывая на психолога.

- Здравствуйте! У меня проблема, - с места в карьер ринулась женщина, усевшись в кресло. - Мой сын очень медлителен. Пока он был маленький, я как то не обращала внимания на это. Мне было проще помочь ему одеться и обуться, чем ждать, пока он сам соберется. Но в этом году он пошел в школу - и учителя стали жаловаться, что он ничего не успевает. Я не знаю, что с этим делать…

Женщина щелкнула замочком сумочки, достала платочек, закрыла сумочку. Потеребила в руках тонкую ткань, потом опять открыла сумочку и платочек скрылся в ней…

- Я понимаю, ребенку необходимо мое внимание, с ним нужно дополнительно заниматься. Но у меня так много работы…

В этой небольшой зарисовке показано, какие проблемы могут возникнуть, если кожная мама воспитывает ребенка с анальным вектором. Эти дети по своей природе наиболее зависимы от мамы - для эффективного развития им необходимо, чтобы она направляла их, подсказывала, что делать, а также хвалила.

Однако кожная мама подчас не видит в своем анальном ребенке положительных свойств - через себя она ощущает ребенка слишком медлительным, безынициативным и нерешительным. Там, где она «все быстро сделала бы», ребенок «копается», стараясь вникнуть во все детали и сделать все пусть не быстро, зато качественно. И это касается всего, начиная от шнурования кроссовок и заканчивая посещением туалета.

Не понимая этого стремления к перфекционизму и пытаясь вылепить ребенка по подобию своему, кожная мама невольно начинает его подгонять, дергать - и тем самым вгоняет анального ребенка в ступор, усугубляя ситуацию. А ведь для него очень важно каждое дело довести до логического конца - в противном случае ребенок начинает испытывать стресс и свойства его вектора уходят в минус: вместо послушания - упрямство, вместо чистоты и порядка - грязь, вместо заботы о близких - садизм.

- Ребята, сдавайте тетради! - учительница обвела взором класс. Ученики завозились, начали передавать тетради… И только Ваня с последней парты задумчиво смотрит в окно.

- Ваня, ты все написал? - окликнула учительница задумавшегося мальчика. Он вздрогнул, рассеянным взглядом обвел класс, опустил глаза на лист тетради, девственную чистоту которого нарушило лишь одно предложение.

- Я еще не дописал, - смутился мальчик.

- Ну что ж ты так медленно пишешь-то? - возмутилась учительница. Мальчик тяжело вздохнул и взялся за ручку…

Медлительными и даже заторможенными могут показаться дети со звуковым вектором. Эрогенной (особо чувствительной) зоной таких детей является барабанная перепонка - эти дети обладают очень чутким слухом. Громкие крики, резкие звуки, оскорбления - все это доставляет ребенку физический дискомфорт. Кроме того, дети со звуковым вектором существуют сразу в двух мирах, разделенных их чуткой барабанной перепонкой - внешнем и внутреннем, таком же реальном для них, как и окружающий мир.

К сожалению, родители не всегда учитывают эту особенность, и пытаются «расшевелить» ребенка со звуковым вектором всеми доступными средствами, в том числе и криком. Но если на звукового ребенка постоянно кричат и оскорбляют, если в доме постоянно шумят, он невольно пытается снизить чувствительность эрогенной зоны - «уходит в себя», становится неконтактным. В особо тяжелых случаях возможно развитие аутистического спектра.

Звуковые дети испытывают определенные сложности с адаптацией в школе, так как там на их барабанную перепонку обрушивается гвалт и шум. Невозможность сосредоточиться на внутреннем мире приводит к тому, что эти дети испытывают постоянный стресс.

Кроме того, учительница с кожным вектором оценивает ребенка через себя и не понимает, что его замедленность объясняется тем, что ребенку необходимо время на то, чтобы «вынырнуть» из своего внутреннего мира, осознать вопрос, «нырнуть» назад, мгновенно решить поставленную задачу и вновь «вынырнуть», чтобы ответить.

В совокупности все это приводит к тому, что звуковые дети, обладающие невероятно мощным интеллектуальным потенциалом, подчас оказываются в отстающих учениках, а их родители слышат жалобы на то, что ребенок сонный, замедленный и не успевает за другими ребятами.

Усугубляется ситуация, если анальный и звуковой вектор сочетаются - такой ребенок растет абсолютным интровертом и кажется флегматичным, даже заторможенным. Не смотря на это, в них заложен мощный потенциал, порожденный сочетанием аналитического мышления, свойственного анальному вектору, и необъятного интеллекта, характерного для звукового вектора.

Такие дети - потенциальные гении, но лишь при условии правильного развития их свойств. Постоянно дергая и подгоняя «медлительных» детей, навязывая им несвойственный для них ритм жизни, мы не даем возможности правильно развиться их свойствам - в результате из потенциального гения может вырасти садист и морально-нравственный аутист.

Каждому ребенку природой от рождения заданы свойства, позволяющие вырасти ему счастливым человеком! Заданы - но не обеспечены! И основная задача родителей - обеспечить оптимальные условия для развития этих свойств.

Системное мышление дает возможность подходить к воспитанию дифференцированно - развивать те свойства, которые у ребенка заданы, а не те, которые мы хотели бы видеть у него, ощущая «через себя».

Только осознав это, мы перестанем вешать на своих детей ярлыки: «слишком медлительный» или «гиперактивный» и начинаем воспитывать полноценную Личность, получающую удовольствие от жизни.

На вопрос отвечала Клищенко Татьяна

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Часть детей до достижения школьного возраста не может в принципе делать что то быстро. Таковы особенности развития. А уже если добавляется флегматичный тип и особенности характера, родители начинают терять терпение. Именно тогда, когда вы с малышом опаздываете на развивающие занятия или в детский сад, вам начинает казаться, что он специально делает все еще медленнее. Одежда не хочет надеваться, футболка или штаны не того цвета или фасона, завтрак почему-то не тот, затем оказывается, что вы забыли взять с собой что то важное и приходится возвращаться. Мама теряет самообладание и начинает подгонять ребенка криком, что, как правило, малоэффективно, в итоге вся семья нервничает. Не лучшее начало дня, согласитесь?

Или рассмотрим другую ситуацию: получив от родителей просьбу сделать что-то, малыш уходит и не возвращается в течение долгого времени. Отправившись на поиски, вы обнаруживаете, что он давно забыл о поставленной задаче, отвлекся и играется. Получается, вроде как нужно сделать выговор, поругать, но с другой стороны, что это даст? Поручение уже не выполнено, времени не вернешь назад. В таких ситуациях совет родителям - сохраняйте терпение! Крики и ругань не принесут положительных результатов. Да, другие дети могут быть быстрыми и исполнительными, но этот ребенок – ваш, нужно учиться взаимодействовать с ним.

Большая часть медлительных детей – мальчишки. Существует мнение педиатров, объясняющее вышеуказанное утверждение. В процессе появления на свет мальчики получают больше неврологических травм и проблем, чем девочки. А от скорости передачи нервных импульсов и зависит скорость реакции головного мозга. Такие проблемы, как повышенное внутричерепное давление, чрезмерный или недостаточный тонус мышц, являются последствиями перенесенной новорожденным нехватки кислорода в родах – гипоксии. В связи с этим будущие мужчины, скорее всего, не удержат в памяти большой перечень порученных дел, а 90% из него забудут. Они легко переключаются на другие виды деятельности, оставляя предыдущие занятия неисполненными. Не думайте, что ваш сын собирается медленно назло вам - нет, на этом этапе развития он учится, через несколько лет все наладится. А кто говорил, что будет легко?

Если вокруг много всего интересного и неизученного, ребенок, конечно же, не будет выполнять ваши просьбы собраться побыстрее. Поэтому утром исключите любые отвлекающие факторы: книги, телефоны, мультики, компьютер. В тишине и покое всем будет приятно проснуться, позавтракать и собраться, а развлечения подождут.

Как правило, к пяти годам копуши начинают ускоряться во всем, обучение пойдет лучше и собираться они будут быстро. А к семи годам ребенок уже достаточно быстро справляется с большинством дел, передача нервных импульсов совершенствуется и развивается примерно до двадцати лет. Психологи советуют ни в раннем возрасте, ни в дошкольном, не ругать ребенка за медлительность, не наказывать, а проявить терпение, этот период в жизни нужно просто пережить. Утешайте себя тем, что скоро все наладится, к школе малыш вырастет и будет быстрым. Попробуйте начинать собираться заранее, будить детей раньше, пусть им хватит времени на медлительность.