Как написать инструкцию с нуля. Как правильно читать инструкции к лекарствам  Прочесть инструкцию

8 марта

Тема данной статьи несколько необычна. Но не секрет, что россияне в большинстве своем инструкции не читают. Точнее, читают, но только тогда, когда возникает какая-либо проблема, решить которую своими силами не удается. А надо бы делать наоборот: читать инструкцию перед началом использования, а ещё лучше - перед покупкой той или иной вещи, будто то одежда, обувь, бытовая техника или электроника.

Иногда бывает так, что не прочитав инструкцию, человек обращается с вещью так, как не следовало бы. В результате вещь может прийти в негодность, на ветер отправятся большие деньги. При этом, что интересно, нерадивый владелец может обвинить во всем фирму-производителя.

Приведу несколько примеров. Отзыв некой дамы о стиральной машине. Дама в ярости: новая машинка испортила её шикарный костюм. При этом уже из самого отзыва ясно, что костюм был сделан из шерстяной ткани, и стирать его в принципе было нельзя. Но идет обвинение в адрес стиральной машины. А костюм, понятное дело, не вернёшь.

Встречаются и различные вариации этой проблемы. Кто-то стирает шерстяной джемпер с отжимом и стиральным порошком, а не специальным средством. В результате - обвинения в адрес производителя стирального порошка, джемпера, стиральной машины - кого угодно, только не себя. А надо было почитать статьи о стирке шерстяных вещей или же сразу при покупке уточнить у продавца информацию об уходе. Или как минимум глянуть на ярлычок, которым снабжён каждый предмет одежды.

А бывает и так, что на ярлычок или инструкцию по уходу внимание обратили, но решили то или иное требование не выполнять. Зачем нам лишний расход - какое-то специальное средство покупать. Зачем нам вода под сушилкой - давай сразу в машине отожмём. Зачем выворачивать джинсы наизнанку - пускай стираются так и линяют. И так далее.

С обувью дела обстоят аналогично. Обычно инструкцию выдают в магазине отдельно, иногда она прилагается к коробке с обувью, а иногда ее надо попросить. Или же - проявить инициативу и спросить самих продавцов о том, как надо ухаживать за приобретенной обувью. В противном случае есть риск, что обувь отправится на помойку уже через несколько месяцев под возгласы о недобросовестности магазина и продажности всех бюро экспертизы. При этом человек может считать совершенно нормальным то, что он постоянно мыл ботинки струей воды из-под крана и ставил их сушиться на батарею, после чего перед выходом на улицу поливал их непонятно каким кремом, купленным по акции в ближайшем супермаркете за 19 рублей 99 копеек.

Бытовая техника и электроника. Опять же есть ряд нюансов и требований, которые нужно выполнять - если хотите, чтобы устройство прослужило долго. Например, у е-инк ридеров - очень хрупкий стеклянный экран. Некоторые господа и дамы не читают инструкции, носят ридер без обложки в мягкой сумке с кучей других вещей и оставляют его на столе, по которому ходят кошки. В результате - так называемый стеклобой, расход в несколько тысяч рублей на ремонт и громогласные обвинения производителя в недобросовестности.

Игрушки и другие детские товары — ещё одна очень важная сфера. Всегда читайте инструкцию перед тем, как давать что-либо детям, иначе последствия могут быть очень тяжелые. Лучше потратить пять минут, чем потом срочно везти ребенка, например, в больницу.

Подчеркну, что существуют разнообразные требования к эксплуатации техники, одежды, обуви и так далее. Взять хоть тот же температурный режим. Например, лаковую обувь лучше не носить при температуре ниже -5 (лак может потрескаться). Е-инк ридер лучше не включать при температуре ниже нуля (экран может выйти из строя). И так далее.

В случае с техникой есть и ещё один важный момент. Часто пользователь просто не знает о той или иной функции, которая может быть ему нужна. Инструкцию он не читал, устройство изучал методом тыка, а о важной опции узнал от знакомого лишь полгода спустя приобретения устройства. Согласитесь, весьма обидно. Иногда из руководства пользователя узнаешь немало интересных вещей!

Кроме того, «забавные» ситуации могут возникнуть в том случае, если кто-либо купил, не глядя на ярлычок, предмет одежды, а потом отдал его, скажем, жене, которая перед отправкой в стиральную машину на ярлычок смотрит. Так может выясниться, что купленная за большие деньги из очень классной на вид ткани рубашка стираться не может, а её необходимо сдавать в сухую чистку (от 300 рублей).

В результате и без того дорогая вещь может вам в итоге (например, за два года носки) обойтись дороже, чем аналогичный по весу золотой слиток и постоянное ворчание, скажем от жены (а может быть и обратная ситуация — ворчание от мужа).

Итак, вот четыре основные причины читать инструкцию по эксплуатации одежды, обуви, бытовой техники, электроники, других вещей:

1) Важно знать, при каких условиях нельзя эксплуатировать вещь.

2) Важно знать, как ухаживать за вещью.

3) Важно знать о возможностях и составе вещи/прибора.

4) Важно знать об опасностях, которые представляет вещь для вас и ваших близких (не удивляйтесь — неправильно установленная бытовая техника может стать, например, причиной пожара, поражения электрическим током, ожогов и так далее).

Почему важно об этом знать? Потому, что подобные знания способствуют значительному увеличению срока службы вещи, а в конечном счете - заметной экономии денег. А если глянуть на основные правила эксплуатации/ухода ещё и перед покупкой, можно будет сделать большую экономию, отказавшись от приобретения пусть и привлекательной, но сложной и/или дорогой в обслуживании вещи. Кроме того, вы убережете себя и близких как минимум от лишних переживаний.

Под конец стоит сказать, что сейчас не всегда вместе с вещью предоставляется подробная инструкция. Поэтому при покупке зачастую нужно расспросить продавца, а потом ещё почитать различные статьи в интернете (с осторожностью, потому что иногда пишут и … чушь). Но обычно все-таки на ярлыке предмета одежды прямо указываются условия ухода, а в руководстве пользователя прибора - допустимые условия эксплуатации.

Долгих лет жизни вашим покупкам!

Определите, для кого готовится инструкция.

Точно определите, о чем будет сказано в инструкции.

  • Пример: Вы готовите руководство «Как установить двери». Один раздел может быть посвящен дверям-купе, другой – входных дверям, еще один – дверям для черного входа.
  • Решите, какая логическая структура изложения материала подойдет лучше всего. Взаимосвязь разделов относится не только к последовательности действий. Иногда вначале необходимо включить раздел с описанием некоторых терминов и понятий, а также лучше описать задания, повторяющиеся в разных разделах. Но если вы предполагаете, что читатель уже имеет определенные навыки для выполнения задания, описания общих процедур лучше привести в приложениях.

    Если в инструкции используется профессиональная терминология или жаргон, нужно подготовить словарь терминов. Если знание читателями терминологии маловероятно, глоссарий лучше поместить сразу после содержания. Обновляйте список терминов по мере написания инструкции.

    • В глоссарии нужно использовать максимально точные описания терминов. Если используется акроним, объясните его значение (например, Scuba – «Self Contained Underwater Breathing Apparatus» автономный аппарат подводного дыхания).
  • Решите, какие темы требуют дополнительного исследования. Если инструкция подготовлена некачественно, она бесполезна. Предварительные исследования нужно завершить до того, как вы приступите к написанию инструкции.

    Подумайте об организационной структуре каждого раздела.

    • Пример: Вы готовите инструкцию об определенных компьютерах. В этом руководстве может быть раздел «Устранение проблем». Часть материала в нем можно посвятить проблемам с дисковым пространством, другую – чрезмерному использованию оперативной памяти и т.д.
  • Организуйте каждый раздел и секцию в логической последовательности, сужая границы каждой темы.

    Приступайте к написанию! Используйте организационную систему, как основу, но можете смело модифицировать ее, чтобы полнее раскрыть тему.

    1. Напишите описание разных заданий.
    2. Подготовьте примеры, выполняя которые читатель лучше поймет инструкцию.
    3. Подготовьте соответствующие иллюстрации. Не вставляйте рисунки, пока инструкция не написана . Иллюстрации необходимо подогнать под размеры текста.
    • Внесите изменения, чтобы облегчить читателю поиск необходимой информации.
      1. Пример 1: (Используйте нумерованный список) В редакторе можно привязать рисунок к пункту 13-му параграфу инструкции.
      2. Пример 2: (Сортировка) В редакторе можно увеличить размер текстовой строки, если она выделяется из общего порядка.
  • Не списывайте чужие инструкции! Используйте указатели и список литературы, указывая, откуда заимствована цитируемая информация (другие авторы, инструкции и т.д.).

    • Ничто не разрушает доверие к автору быстрее, нежели плагиат. Подумайте, что бы вы чувствовали, когда кто-то «украдет» часть вашей работы для своей инструкции?
  • Добавьте соответствующие иллюстрации. Расположите их в тексте. Не бойтесь оставлять пустое пространство.

  • Проверьте, проверьте и еще раз проверьте. Поиск ошибок должен быть постоянным. Делайте заметки об обнаруженных ошибках или упущенной информации. Исправляйте их. Отметьте параграфы, которые кажутся непонятными другим людям . Перепишите эти места заново, чтобы облегчить понимание. Дайте разным людям прочесть вашу инструкцию, чтобы удостовериться в том, что она написана наилучшим образом.

      • Лучший, по нашему мнению, порядок проверки готовой инструкции:
        1. Вычитайте ошибки самостоятельно.
        2. Попросите друга проверить ошибки.
        3. Дайте работу на проверку специалисту в данной области, чтобы он также проверил ее.
        4. Если инструкция готовится для вашей компании, попросите начальника проверить ее.
        5. Дайте работу на проверку новичку.
        • Проверка неопытным специалистом поможет понять, насколько понятно изложен текст для людей, у которых в данной области минимум знаний.
  • В ходе одного исследования 24 взрослым требовалось подсоединить обычную бытовую электрическую вилку. Только десять человек потрудились заглянуть в инструкцию. И из этой десятки семеро сделали это лишь для того, чтобы проверить цветовую маркировку электрических проводов. Вся остальная информация осталась без внимания. Неудивительно, что из 24 взрослых всего пятеро подключили вилку правильно.

    Казалось бы, что может быть очевиднее, чем ознакомиться с инструкцией, когда сталкиваешься с заданием впервые? Но большинство из нас этого не делает, а потом ругает себя. Почему так происходит? Почему мы не читаем инструкции и часто выбираем более сложный и неправильный путь?

    Судя по всему, даже при решении довольно незнакомых и непривычных задач люди стараются не размышлять, а действовать.

    «Много букв»

    Некоторые инструкции по эксплуатации своей длиной напоминают повесть, а то и роман. Купите Mercedes-Benz класса S (цена 103 895 долларов) - и получите авто в комплекте с инструкцией в семьсот страниц. Поскольку желающих читать этот фолиант находится немного, автовладельцы совершают как раз те ошибки, для предотвращения которых и составлялось руководство по эксплуатации.

    Автомобильные кресла снижают риск гибели ребенка при аварии на 71 процент. Однако большинство людей устанавливают их неправильно.

    Одно из последних исследований выявило, что случаи «критически неправильного использования» кресел составляют 73 процента. То есть почти три из четырех кресел установлены неправильно! А ведь руководство по эксплуатации кресла обычно укладывается в десять страниц. Даже этот объем - слишком большой для изучения.

    Конечно, инструкции игнорируют и по-другим причинам. Люди часто надеются на свои умственные способности, считают, что справятся сами. И напрасно. Вот несколько историй, как люди травмировались при использовании пневматического молотка.

    Один человек пробил себе гвоздем сонную артерию. Другой, подросток, выстрелил из пневмопистолета прямо себе в сердце. А еще один пятидесятилетний стрелок гвоздями попал себе в голову, и не один, а целых два раза! Потом он явился в пункт скорой помощи с жалобой на острую головную боль. Врачи, сделав ему рентген головы, с немалым изумлением обнаружили на снимке два гвоздя. (Все три жертвы, к счастью, были спасены и успешно вылечены.)


    Пистолетами в основном травмируются не профессиональные строители. Жертвами сложного приспособления все чаще становятся народные умельцы, постоянные клиенты магазинов типа «Сделай сам». Они калечатся буквально тысячами. Все потому, что переоценивают себя.

    Многие полагаются на интуицию, но она далеко не всегда верно подсказывает правильное решение. Особенно это касается всего, что движется. Большинство из нас до сих пор придерживаются представлений, распространенных за три столетия до рождения великого Ньютона. Этот факт отлично демонстрирует следующий тест: летящий самолет сбрасывает бомбу. Как она упадет?

    Многие люди думают, что бомба либо падает прямо вниз, либо даже в сторону, противоположную направлению полета самолета. И ошибаются. Правильный ответ: вперед по дуге, как показано на рисунке.

    Актеры одной роли

    Подавляющее большинство людей, по сути, узкие специалисты, актеры одной роли. Научившись делать что-то определенным способом, мы, как правило, стараемся его придерживаться. Ученые называют эту психологическую зависимость «функциональной фиксированностью».

    Это качество человеческой природы более полувека назад наглядно продемонстрировали в эксперименте Абрахам и Эдит Лачинсы. На первый взгляд все просто: испытуемому говорили, что в его распоряжении имеются три сосуда различной емкости и много воды, и предлагали, манипулируя этими сосудами, отмерить строго определенное количество воды. Вначале им предлагали сложную схему, потом упрощенную.

    Парадокс заключается в том, что испытуемые продолжали применять усложненный способ, хотя им предложили альтернативный, более легкий! Другой группе, которая не участвовала в первом эксперименте, предложили оба способа. И более 95% участников воспользовались упрощенной версией.

    Получается, что люди, участвовавшие в первом раунде экспериментов, настолько привыкли к испытанному методу, что проигнорировали более простой способ решения задачи.

    Вот еще один забавный эксперимент, который вы можете провести сами. Возьмите три предмета: коробок спичек, коробку с маленькими гвоздиками и свечу. Задача - прикрепить свечу к стене.


    Люди, как правило, пытаются прибить ее прямо к стене, но у них ничего не получается, потому что свеча слишком толстая, а гвозди маленькие. Некоторые пробуют растопить свечу и прилепить к стене. И очень немногие догадываются использовать коробку в качестве подсвечника, прикрепив ее к стене и установив в нее свечу. Большинство видит в коробке только контейнер для гвоздей, и ничто иное. Они просто не привыкли мыслить нестандартно. А следовало бы.

    Пусть не всегда, но ошибок можно избежать. Если быть немного ответственнее и почаще читать инструкции.