Как делают из соломы поделки. Картины из соломки

Оригинальные

Одним из древнейших ремесел но праву можно назвать плетение. Плетеные изделия во все времена можно приспособить к современной жизни, а многие из них до сих пор пользуются популярностью у са-мых изыска!нтьгх модниц (сумочки, шляпки, браслеты, различные украшения).

Для плетения используются самые разные материалы, один из которых - солома злаковых растений. Изделия из соломки не только исполняют роль бытовых предметов, но и од-новременно являются произведением искусств, чем особенно знамениты изделия белорусских масгеров (соломенные скульптуры, шрушкн, декоративные подвесные «пауки» и т. д.).


Плетеные изделия везде хороши: в сельском доме, в квартире, на ма-ленькой даче или в современном коттедже, в детской, в комнате отдыха и кабинете. Заниматься плетением, используя свою фантазию и получая при этом огромное удовлетворение, могут как взрос-лые, так и дети, и даже совершенно слепые люди. Процесс плетения из соломки можно освоить до-статочно быстро и вскоре уже изготавливать иг-рушки, украшения, сумки, корзины, шляпы, ков-рики, коробки, шкатулки и даже обувь. Исходным материалом является солома, луч-ше всего ржаная - она самая прочная. Может подойти и пшеничная (она несколько грубее, толще и короче), ячменная или овсяная соло-ма (она мягкая, с очень красивыми оттенками желтого и зеленоватого цветов), а также стебли некоторых трав: пырея, мятника лугового, овсяницы, белой полевицы, тимофеевки и других.

Соломка представляет собой трубчатую часть стеблей злаковых растений, она может быть разных оттенков: желтого, красноватого, серебристо-зеленого и других необычных цветов. Для качественных изделий лучше всего выращивать самому на небольшом участке рожь или пшеницу, для изделий подойдет только солома, скошенная вруч-ную серпами. Используют преимущественно солому, заготовленную в период молочно-восковой спелости.

Скошенную зеленую солому необходимо сразу просушить, время от времени переворачивая. Если сушить на солнце, солома через 2-3 дня при-обретет золотистый цвет, при сушке в тени сохранит зеленую окраску, для получения серебристо-белого цвета соломку необходимо огбели тъ перекисью водорода, затем промыть несколько раз горячей водой и высушить. Кроме того, воспользовавшись анилиновыми красителями. Соломке мож-но придать пракппеекп любой цвет. В частности, при кипячении в воде с добавлением луковой шелухи усиливается желтый цвет соломки, с шиш-ами ольхи или дубовой коры она окрашиваемся в коричневый цвет.

У высушенной соломы удаляются листья, колоски, нижняя часть стебля. Каждую соломинку разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Два более тонких верхних коленца считаются лучшими для плетения, остальные части выбрасывать не следует, они вполне подойдут для декоративных деталей. Хранить соломку надо в затемненном помещении.
Перед плетением для придания эластичности и гибкости солому необходимо замочить или пропарить, для чего свежевысушенную солому достаточно подержать 20-30 минут в воде комнатной темпе-ратуры, а солому давней заготовки надо залить кипятком, в некото-рых случаях необходимо прокипятить в течение 10-15 минут, пока она не станет гибкой. Подготовленную таким образом солому дер-жат в полиэтиленовом мешке, для работы небольшое количество можно завернуть в плотную мокрую ткань.

Для изготовления изделий практически не требуется специальный инструмент, понадобятся линейка, ножницы, бечевка, большая што-пальная игла и льняные нитки для сшивания плетенки, мешочная игла, шило. При спиральном плетении удобно вместо иглы с бечевкой пользоваться челноком.
Существует четыре основных вида плетения из соломки: прямое, спиральное, плетение плоских и объемных плетенок. Самые простей-шие виды - спиральное и прямое плетение.

Технология спирального плетения. Несколько тонких соломинок складываются вместе в жгут, обматываются бечевкой и свертываются в плотное колечко. Колечко обматывается несколько раз бечевкой, вокруг него постепенно скручивается оставшаяся часть жгута, при этом после каждого оборота иголку с бечевкой проводят под очередной виток бе-чевки, расположенный на предыдущей спирали.

Скручивание идет все время в одном направлении. Для сохранения постоянной толщины жгу-та (контролировать ее можно с помощью какой-нибудь трубки) необходимо вовремя добавлять пучки соломы. Остаток жгута в конце работы подрезается так, чтобы он плавно подходил к тонкому концу, после чего он обматывается бечевкой. Вместо бечевки можно воспользоваться лента-ми лозы, корня, лыка, бересты, они выглядят более привлекательно.
Таким способом можно получать круги различного диаметра, т. е. вы сможете изготавливать раз-личные подставки под посуду, ков-рики. В зависимости от формы каждый последулоший виток мож-но увеличивать, диаметр изделия при этом будет расширяться или, наоборот, уменьшаться, тогда диаметр изделия будет сужаться. Приме-няя такие приемы, вы сможете плести корзины, чаши, блюда и т. д.

Технология прямого плетения. Для этого вида плетения предвари-тельно увлажненную толстую соломину необходимо разглаживать вдоль стебля тупым концом ножа на доске сначала с изнаночной сто-роны, затем с глянцевой до тех пор, пока соломина не станет прямой лентой. Нужное для определенного изделия количество соломенных
лент укладывается вертикально параллельно друг другу, концы при этом луч-ше приклеить или зажать. Четные соломины приподнимаются (через одну), и под них перпендикулярно нечетным со-ломинам укладывается первая горизонтальная соломина. Далее приподнима-ются нечетные вертикальные соломины, и аналогично укладывается вторая горизонтальная соломина н т. д.

Сушить такую плетенку необходимо под прессом. Используя этот прием, можно сделать диагональное плетение, только горизонтальные соломины при этом перекладывают не через одну, а через две вертикальные, в каждом ряду сдвигая плетение вправо или влево на одну соломину.
Прямое и диагональное плетение обычно используется для плетения салфеток, отдельных фрагментов аппликаций, в качестве фона в панно и в других аналогичных изделиях.

Кроме описанных выше простейших видов плетения, необходи-мо научиться изготавливать плоские плетенки: трехконцовки, четырехконцовки, пятиконцовки, шестиконцовки. «зубатки», а также объемные плетенки. Объемность достигается способами переплете-ния и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т. д. Обычно с использованием каркасов плетутся шкатулки, различные коробочки, ларцы.

Плетежки из отдельных соломин плетут «от себя», держа выпле-тенную часть на коленях; толстые же плетежки, выплетаемые из пучков соломы, плетут «к себе», предварительно прикрепив к чему-нибудь ее начало. Плетежки можно подготовить заранее, а потом их использовать в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из со-ломки, а также для изготовления украшений, таких как браслеты, ободки для волос и др.
Для чаши среднего размера потребуется до 20 м плетенки шири-ной 10-12 мм (выплетенной из 7 соломин), для короба с крышкой -не менее 50 м плетенки.

Помимо умения плести разными способами, необходимо для изго-товления различных изделий научиться сшивать плетенки. Сшивают их вручную стежками «вперед иголку» или <адазад иголку», способа-ми «встык», «уступом», «плоскостью» или с помощью швейной ма-шинки. Всгык обычно сшиваются плетенки при изготовлении панно, ширм, циновок. Уступом сшиваются плетенки дня всевозможных го-ловных уборов, сумок, абажуров и других аналогичных изделий. Го-товое изделие выравнивается постукиванием молотка или проглаживанием через влажную ткань утюгом.

Из соломки собираются объемные ромбы и квадраты. Они изготав-ливаются отдельно, а затем прикрепляются к шкатулкам и ларцам. За счет различного сочетания объемных ромбов, ковриков и круглого плегежка достигается множество вариантов одного вида изделия. Вы можете юготавливать различные подставки для посуды, кор-зинки большие и маленькие, шляпы, плетеные кашпо для цветов, шкатулки. Чем изящнее и интереснее изделия, тем большим спросом они пользуются.

Разнообразием золотистых тонов и оттенков обладает натуральный материал, вобравший в себя энергию солнца и силу земли – обычная соломка.
Для изготовления подобных изделий из соломки годится солома овса, ячменя, пшеницы. Ее необходимо для этого тщательно подготовить: разрезать каждый стебелек на части возле колец, очистить от верхних покрывных листьев, полученные золотистые трубочки вновь разрезать вдоль, замочить в воде на несколько часов и затем разгладить утюгом.



Техника изготовления

Особенно красивыми получаются изделия, если основа - цветная бархатная бумага, или ткань. Основа может быть вообще любой. Основа моих образцов – ткань.

Выбранный по желанию рисунок переводим на кальку и вырезаем детали по частям. (Если деталей много и они разные – необходимо их пронумеровать.) Главное, заранее выбрать правильное направление расположения соломки, от этого зависит блеск рисунка и выразительность готового изделия.

Подобранная по тону, соломка аккуратно наклеивается на детали рисунка обычным клеем ПВА. Важно при этом точно приклеивать соломку друг к другу и соблюдать направление. Заклеенные детали подсушиваются, проглаживаются и внимательно, очень аккуратно вырезаются.

Если все детали перевести правильно и вырезать точно по линиям, полный рисунок сложить будет легко. Разложите вначале все детали на фоне, тщательно проверьте правильность расположения всех линий, а затем уж основное – приклеивание.

Поэтапно: частично-приклеенный участок придавливается грузом (ненадолго).

Затем вновь наклеиваем детали рисунка и вновь придавливаем…

На уже готовую работу обязательно необходимо положить груз до полного высыхания клея. Изготовленное таким образом, полученное изделие очень красиво смотрится в рамке под стеклом, дольше сохраняя в таких условиях блеск и яркость.

Панно из соломки

(мастер-класс)

Мастер-класс для продвинутых и не только!


Солома…Казалась бы, что в ней особенного? А особенное- солнечный блеск, и та энергия, которая накоплена за теплые солнечные деньки во время роста и вызревания хлебушка. Солома несет в себе энергетику лета, тепла, солнца! Работы, выполненные с использованием данного природного материала долговечны, оригинальны, неповторимы! Даже по одному и тому же эскизу, сделанные одним и тем же мастером работы будут иметь отличие, т.к. просто НЕЛЬЗЯ подобрать ТОЧНО такую же соломинку с одним тем же рисунком, оттенком и шириной.
Что же такое солома? Это стебли злаковых культур, как культурных: рожь, овес, ячмень, пшеница, рис, так и дикорастущих: зубровка, полевица белая, ежа сборная, мятлик луговой, овсяница, тимофеевка, костер, трясунка, вейник, щучка, луговик, пырей и др.



Итак, нам понадобятся для работы:

Очищенные от покровных листьев соломинки-трубочки (коленца) (фото 3)
Клей: чаще используется ПВА хорошего качества (Ярославский или Питерский) для канцелярских работ(строительный лучше не брать, он слишком жидкий), можно использовать универсальный полимерный клей с прозрачной основой, клеевой карандаш или скотч двухсторонний (фото 1)
Ножницы: для работы необходимо иметь ножницы разного размера (фото 2)
Бумага писчая (ксероксная)
Основа: В зависимости от того, что Вы делаете, можно использовать деревянные заготовки(шкатулки, ключница и т.); ДВП, покрытое черной тушью или краской из баллончика; шелк или атлас (темного цвета) , или бумагу для пастели. Можно использовать светлый шелк, предварительно расписанный для Вашей композиции из соломки и т.д
Утюг(желательно их старых(советских времен, современные утюги не могут нагреваться до нужной нам температуры)

Когда подобраны расходные материалы, выбираем эскиз будущей работы, у нас это Попугай на ветке.
Казалось бы, все есть, все готово, но кое-что мы упустили. Прежде, чем начать работать с соломой, необходимо разгладить трубочки-соломинки для получения соломенной ленты. Для этого берем в руку пучок соломин(сколько можно свободно удержать) и размачиваем их держа под струей горячей воды(температура воды такова, какую можете выдержать) минуты на 3 (фото4). Распаренные соломины разрезаем вдоль ножницами или ножом для резки бумаги, самодельным косячком (из остатков пилок по металлу) кому как удобней и проглаживаем утюгом до получения «стружки» (фото5)




Эскиз делим на составные элементы.
Начнем с более простого: ветки с листьями (ф.7), ствола, который у нас будет состоять из двух основных частей(ф.8). Все детали предварительно нумеруем. Каждый листочек на нашей веточки тоже нумеруем и переводим с помощью кальки на свободный лист бумаги, затем вырезаем каждый листочек в двух экземплярах и указываем на одном из них направление жилок (соответствует направлению соломенных лент)(ф.10) Т.к. листики у нас немного изгибаются, то будем клеить на них соломины методом «веер», для этого нарежем ленты наискось под углом, причем угол нужно иметь как правый, так и левый (ведь на листиках у нас два основных направления) (ф.9) В итоге у нас должно получиться примерно так:
лицевая сторона детали (ф.11)
изнаночная сторона (ф.12)



Теперь под пресс для просушки, таким образом выполняем все наши листики. Когда данный процесс закончен, приступаем к вырезанию обклеенных деталек. С помощью ножниц удаляем излишки
соломы, т.е вырезаем по контуру бумаги.(ф.13.) Простым карандашом намечаем контуры тени на половинках листиков(ф.14) Тонируем детали булькой, нагретой до нужной температуры(можно проверить на запасной соломенной ленте).Вместо бульки многие мастера используют паяльник, а для крупных деталей утюг.(ф.15)
Результат работы (ф.16)
На второй(неразрезанный)экземпляр нашего листочка наклеиваем подготовленные детали, собирая их в единое целое. Контур подправляем ножницами (ф.17) Все подготовленные нами листики (ф.18)


Предварительно проверяем, не потеряли ли чего в процессе работы, а может немного ошиблись с нанесением тонировки…(ф.19) Теперь ствол нашей облиственной веточки: наносим карандашом направление соломенных лент (ф.20) Оклеиваем стволик (ф.21-24) Повторяем операции как с листиками, т.е. сначала под пресс для просушки, а затем удаляем лишнюю солому.(ф.25) Тонируем булькой или паяльником(ф.26)






А затем добавляем «трещин коры» выжигательным аппаратом (ф.27) Из заранее подготовленного соломенного полотна вырезаем мелкие веточки. Соломенное полотно готовим так: выбираем соломку одинаковой длины, и, желательно примерно одинаковую по тону, наклеиваем ее на бумагу встык, плотно друг к другу, соблюдая переход тона. (у меня был кусочек ранее подготовленного полотна, и я использовала его) (ф.28) Полученные веточки(ф.29) Тонируем их выжигателем и начинаем сборку нашей веточки (ф.30-32) Теперь можно удалить лишнюю бумагу, вырезав детали по контуру соломки. (ф.33) Веточка готова, делаем ствол. Причем обе части ствола делаем абсолютно одинаково (ф.34, 35, 35 1, 35 2,36, 42, 43)




Иногда соломка ложится не так, как хочется нам (ф.37), но мы ведь «умнее» и можем с этим справиться. Для этого вырежем из ленты «заплатку» и вклеим ее в расщелину между соломинами.(ф.38-40)Ну, кто не знает, тот и не догадается, что мы «латали» наш ствол. Детали ствола, подготовленные нами (ф.41, 44) Теперь утюгом тонируем наш ствол. Ничего страшного, если где-то пережжем или не дожжем. Ведь кора на дереве у нас тоже не идеальная.(ф.45-49) Подправим булькой или паяльником (Ф.50-51) «Нарисуем» кору выжигателем (ф.52-53) Приступаем к сборке стволов. (54-57)





Теперь ПТИЧКА! (ф.58)

Делим ее на составные части. Каждое перышко отдельно, причем учитываем, что перья должны немного накладываться друг на друга, т.е. делаем их с небольшим запасом по длине(или ширине, в зависимости от расположения на эскизе) (ф.59-60) С перьями работаем так же, как с листочками, но т.к. перышки у нас ровные, то солому на уголки не разрезаем. Клеим под углом, как идет направление у перышек птиц. (ф.61, 63) Предварительно обратим внимание на соломенную ленту. Она у нас неоднородна по окраске и блеску.(ф.62) Один конец, который был на солнышке- более блестящий, он должен находится на кончиках перышка, а более матовый конец- в центре перышка.





Перо у птиц имеет остов(центральную часть) поэтому отрезаем от ленты тонкую полоску и приклеиваем поверх стыка пера.(ф.64-65) Когда все перышки готовы -собираем деталь хвоста (ф.66) Шея и голова птички (ф.67) тоже предварительно делится на составные части. Клюв(ф.68) Делаем его как листья и перышки (ф.69-70) «Мордашка» птицы: намечаем на заготовке расположение глаза, т.к. нам необходимо будет сделать прорезь на соломенном полотне в данном месте. Оклеиваем деталь.(ф.71.72) Шею птицы, хохолок сделаем методом «чесанной» соломы. Для этого нарежем соломины длиной около 2 см (ф.73) Затем каждый кусочек настрижем «травкой» Причем нельзя делать «заборчик», т.е. оставлять уголки одинаковой длины, иначе будет смотреться изделие «стриженным» (ф.74)

)




Теперь поэтапно внакладку наклеиваем ряд за рядом полученные мелкие перышки(а у животных шерстинки) на наши детали-заготовки (ф.75-77) Для того, чтобы конец нашей детальки был красивым, закончим его кусочком «травки» , выполненной цельной деталькой (ф.78-79) Вот такая у нас деталь в итоге(ф.80) Оформляем глаз нашей птицы. Выжигателем делаем обводку контура(ф.81) Подклеиваем более светлую солому с изнанки, вклеиваем темный зрачок, полученный тонированием (ф.82-84) и корректором канцелярским наносим блики на глаз (т.е» оживляем» его) Теперь крылья: правое и левое. На крыле у нас перья в технике «листочек» и оперение в технике «чесанной» соломки. (ф.88-91) Лапа нашей птички. Ее можно вырезать из полотна и слегка затонировать булькой, утюгом, или паяльником.(ф.92-93) Детали нашей птицы готовы.(ф.94) Приступаем к сборке птицы (ф.95-98)







Все детали работы готовы. Выбираем основу и фон. В данном случае это бумага для пастели. Формат работы 35х50. На основе карандашом наносим легкий контур расположения деталей работы, согласно нашего эскиза (ф.99-100) Прикладываем и смотрим, что нам необходимо подправить или изменить (ф.101) Если мы довольны полученным результатом, собираем работу окончательно. Сначала наклеиваем детали ствола, затем веточку с листиками, а потом птицу.(ф.102)





Любуемся полученным результатом. Работу для окончательной просушки помещаем под пресс минимум часа на 2, лучше на ночь.
Затем подбираем раму и вешаем на стену.

Смотрим сами и показываем друзьям!



Если решили научиться созданию оригинальных поделок своими руками, то можно начать с плетения соломки. Появляется желание смастерить что-то неповторимое, что заинтересует и привлечёт внимание гостей. Кому-то хочется сменить обстановку дома или квартиры, добавить в интерьер изюминку. Настенные украшения или сувениры, купленные в магазине, не доставят столько удовольствия, сколько сделанные собственноручно поделки из соломы. С натуральным материалом приятно и полезно работать, он украсит интерьер. Преображение помещения подойдёт к любому стилю.

Старинные поделки

Сухие стебли - поделочный материал, незаменимый при плетении из соломки для начинающих. Из него делают множество экспонатов. В Древней истории главным занятием было рукоделие . Из соломы делают:

В давние времена изготовление таких предметов было способом заработать на жизнь, сейчас этим занимаются, как хобби. Кстати, такое увлечение и сейчас приносит прибыль. Многие рукодельницы изготавливают изделия под заказ за большие деньги.

Подготовка материала

Для рукоделия лучше использовать ржаную солому. Стебелёк ржи длинный, в сравнении с остальными злаковыми растениями и прочный. Вымоченная соломка пластичная и мягкая. Пшеничный материал тоже применяют для плетения, но он грубее, короче и толще, чем ржаной.

Заготавливается ржаная солома с конца июля до начала августа , в этот период колосок начинает созревать:

Перед изготовлением поделок сухую соломку замачивают или запаривают. Нужное количество материала опускают в ёмкость с водой. Для свежей соломки хватит полчаса в воде 20 градусов. Давнишний материал заливают горячей водой и устанавливают гнёт, держат до эластичности, но недолго, чтобы материал не потемнел.

Распаренные стебли оборачивают полиэтиленом, чтобы они не высыхали во время рукоделия. Если после завершения работы осталась влажная соломка её высушивают и используют позже.

Техника и виды плетения

Перед работой нужно потренироваться на бумажных трубочках. Известны четыре вида плетения из ржаной соломки:

  • прямое плетение;
  • спиралевидное;
  • плоские косички;
  • объёмные плетёнки.

Спиралевидная плетёнка

Принцип работы заключается в том, что закрученный жгутик обвивается прочной нитью, лентой, корешком, лыком, берестой и выкладывается по спирали тугими завитками. Толщина жгутика зависит от габаритов будущего изделия, форма придаётся во время плетения. Жгут сворачивают по спирали, увеличивают объём в высоту, если нужно, сужают или расширяют его. Изделия из спирального плетения получаются цилиндрические или шарообразные.

Поделку любого размера начинают плести от середины дна. Пучок тонких стебельков обматывают крепкой верёвкой, сворачивают в тугое колечко. Обвивают кольцо нитью и постепенно накручивают оставшуюся часть жгутика. С каждым оборотом иголку продевают под следующий виток верёвки на предыдущей спиральке. С ростом диаметра круга, между витками нити расстояние увеличивается, и потому, чтобы шаг между витками был равномерный, проделывают холостые обороты нити вокруг жгутика.

Чтобы улитка из жгута получалась прочной, её постоянно скручивают в одном направлении. Следят, чтобы жгут был одной толщины, это контролируют пластмассовой или другой трубкой. В конце работы над каждой улиткой, конец жгута подрезают, чтобы он переходил к тонкому кольцу. Точно так же обматывают нитью - и соединение станет незаметным.

Для плетения ажурного просвета в сосуде или ручках жгут обматывают ленточкой на 7 см и прикрепляют к предыдущей линии, образовывая дугу. Последний спиральный завиток обвивают лентой и, возвращаясь обратно, заделывают просветы. Если для обматывания используют тонкие нити, то работают деревянным челноком вместо иголки. Его изготавливают самостоятельно из твёрдых пород дерева яблоня, груша. На челноке должно быть много бечёвки, при плетении это даёт возможность беспрерывно обвивать жгут соломы.

Спиральные жгуты разного диаметра, уложенные горизонтально, могут выступать в роли ковриков и подставок. Если изготавливают корзину или вазу, то во время плетения на очередном круге увеличивают или уменьшают виток жгута. Для цилиндрического сосуда одинаковые жгуты наращивают вверх по вертикали. При расширении или сужении сосуда увеличивают или уменьшают количество витков соломенного жгута.

Прямые переплёты

Процесс прямого плетения похож на работу ткацкого станка. Для поделки из соломки для начинающих мастеров понадобятся распластанные или сплющенные ленточки соломы. Распаренную соломину рассекают вдоль длины стебля лезвием и разглаживают обухом ножа. Манипуляцию повторяют, пока соломенная лента не станет прямой. Последовательность действий:

Придавив грузом, просушивают плетёнку. Чтобы получилось диагональное плетение, нужно горизонтальные соломенные ленты перекладывать через две вертикальных, а не через одну, и сдвигать плетение в каждом ряду на одну соломинку. Полотно плетёнки при прямом плетении создаёт игру света и тени, подчёркивает фактуру и узор. Такие полотна подходят как фон для салфеток, картин, панно.

При плоском плетении соломенные ленты различаются по плотности, узору, ширине от этого возрастает возможность изготовления необычного экземпляра. Прочность, пластичность и внешний вид полотна зависит от количества соломинок, их толщины и способов плетения. Соединяя плоские полотна, изготавливают декоративные предметы и предметы быта. По количеству соломинок изделия делят на 2, 3, 4-концовки. Самым широким полотном считается плетёнка с одиннадцатью концами.

Плоская отделочная плеть

Для выполнения плоской плети понадобится 4 стебля, которые прочно связывают с одного конца. Два оставляют в середине за основу, двумя другими оплетают края. Под основные соломины заводят одну соломинку, а затем вторую. Первую укладывают сверху основы, притягивают второй и заводят в обратную сторону поверх основы. На другой стороне, первую соломинку снова притягивают второй. Продолжают остальную работу. Ширина готовой плети будет зависеть от количества и толщины соломинок в основе.

Витая косичка

Для плетения спиральной косички закрепляют жгут так же, как и для плоской, и начинают плести. Правую соломину продевают между левой и двумя основными. Второй соломиной обводят конец первой и кладут поверх ядра. Конец просовывают в образовавшуюся петлю справа. Полученный узелок стягивают и продолжают плести. Каждый раз первая и вторая соломины меняются местами. Теперь вторую соломину подводят между первой и основой, а первой, обводят конец второй, и продевают в петлю справа. Тоже затягивают узел.

Плеть будет закручиваться в одну сторону. Для добавления длины к старой соломине приплетать новую. Для ядра выбирают не очень эластичные соломины, а для боков нужны высокопластичные. Тест на пластичность довольно прост: взять вымоченную соломину и завязать узлом. Если узел круглый, без трещин и сколов, то годится поделки из соломки своими руками.

Соломенные цветы

Очень красиво из соломки получаются цветы. Они непохожие с настоящими, но станут украшением любого интерьера и по праву могут называться цветами.

Материал для работы:

Изготовление поделки:

Чтобы собрать букет из нескольких цветов, повторяют все шаги.

Ёлочные игрушки из соломки

Если включить фантазию, то из ржаной соломки на основе квадратов и многоугольников можно создавать ёлочные игрушки. Принцип плетения геометрических фигур одинаков и потому достаточно научиться плетению квадрата.

Работу начинают с каркаса. Две соломенные палочки располагают крестообразно и крепко связывают между собой. Одновременно прикрепляют соломенную ленту. Ей последовательно обвязывают палочки крестовины - получается первый завиток квадрата, продолжают выполнять обвивание стоек крестовины до конца. Окончив плетение, кончик заделывают под соломинку с противоположной стороны.

Форма будущего многоугольника зависит от формы крестовины : для шестиугольника понадобится крестовина из трёх соломин, а для восьмиугольника - из четырёх. Каркас можно сделать из медной проволоки, потому что он оплетается соломкой и проволоки не видно. Конструкция будет крепче, и её можно использовать для стенок шкатулок. Применяют соломенные ленты разного цвета, в переплетении они подчеркнут натуральную красоту изделия.

Соломенная корзиночка

Сделать корзину из соломы очень просто. Главное, определиться с формой и размерами будущей корзинки. Чтобы облегчить плетение из соломы, для начинающих мастеров за основу можно взять обувную коробку. Дно коробки послужит днищем корзины. Стебли соломы приклеивают к картону и начинают плетение. Все стебли поднять, кроме одного. Оставшимся соломинкой аккуратно обвивать вертикальные. Для наращивания оплёточного стебля, берётся следующая соломина, прикладывается к первой и смазывается клеем ПВА. Готовую корзинку украшают лентами. Ручку для корзинки сделать из витой косички.

Кокетливая шляпка

Из четырёх соломин плетётся лента-коса. Приклеивая следующие соломины, добавляется длина, так как лента нужна 15 метров для среднего размера шляпки 57 см. Плетёную косу увлажняют небольшими участками.

В процессе сшивания шляпки: важно выделить поля, донышко и тулью. Сшивают шляпку с донышка. Хорошо увлажнённую косичку, загибают на 6 см от конца, сшивают согнутый конец иглой с ниткой. Шить с изнаночной стороны, чтобы с лицевой стежки были мелкие, незаметные. Ленту изгибают ещё раз и снова прошивают. Донышко сшивают вкруговую, по спирали. Хорошо увлажнённая плетёнка не будет трескаться при сшивании, а шляпке легко придать любую форму.

От донышка плавно переходят к стенкам шляпы. От стенок к полям переходят образуя прямой угол. Примерная ширина полей - 10 см. Для придания формы и выравнивания неровностей используют горячий утюг. Конец ленточки пришивают несколькими стежками. Лишнее отрезают.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.

Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый оттенок усилится. После просушки солому необходимо почистить. Сперва удаляют узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по длине и толщине, связывают в пучки. Часть же соломы оставляют неразрезанной – она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.

Перед началом работы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их некоторое время, чтобы они стали мягкими и эластичными. Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

Чтобы соломка приобретала серебристый оттенок либо более яркий и чистый цвет, а также лучше окрашивалась, ее необходимо отбелить. Но следует обратить внимание на правила безопасности при работе с отбеливающим раствором. Прежде всего следите, чтобы раствор не попадал в глаза, для защиты рук наденьте резиновые перчатки.

Для отбеливания можно использовать таблетки гидропирита (на 1 л воды 6 таблеток) или перекись водорода с аммиаком (на 1 л воды 150 г 15 %-ной перекиси водорода и 20 г аммиака (или нашатырного спирта). Предназначенную для отбеливания соломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором и прижимают сверху. Спустя 6 ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобы удалить все частицы отбеливателя.

Отбеленная солома становится более мягкой и равномерно окрашенной. Но если отбелить ее до белого цвета, мягкость и декоративность, наоборот, утратятся.

С целью увеличения цветовой палитры материала солому красят с использованием натуральных, анилиновых красителей, либо прокаливая ее.

Коричневые и темно-коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом. Можно также прокалить соломку в печи или духовке, но при этом надо внимательно следить за тем, чтобы она не соприкасалась с огнем и не загорелась.

Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатель (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить. Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии – розоватый оттенки. Чтобы придать соломке золотисто-коричневый цвет, ее нужно прокипятить в отваре чешуи лука; свекольный отвар придаст бордовую окраску. Можно придать соломке бурый, бордовый, красный или другой цвет. Отвар ревеня придаст ей буро-зеленый цвет, а подмаренник – красно-бордовый. Хотя растительные краски имеют мягкие, приглушенные тона, они отличаются естественной красотой и высокой светостойкостью.

При покраске соломки можно использовать и анилиновые красители, предназначенные для тканей. Соломка, окрашенная ими, имеет яркий, насыщенный цвет, усиливающий блеск природного материала. Но в отличие от растительных красителей анилиновые сильно выгорают под открытыми лучами солнца, поэтому изделия, окрашенные анилином, нельзя ставить в месте, на которое попадают прямые лучи солнца.

После окрашивания соломку тщательно промывают холодной водой и просушивают.

Красивые темно-золотистые и коричневые оттенки соломки можно получить, прокалив ее в печи или духовом шкафу. Соломины, распластанные в ленту, достаточно только прокалить горячим утюгом.

Инструменты для работы с соломкой

Для поделок с соломой понадобятся такие инструменты и приспособления:

1. Клей ПВА или обойный клей для клейки деталей.

2. Кисточка для приклеивания больших деталей, пластиковая тоненькая (диаметром не более миллиметра) палочка или спица для нанесения малого объема клея.

3. Простой карандаш и фломастеры.

4. Анилиновые красители.

5. Пластилин.

6. Нитки и иголка, леска, ленты.

7. Ножницы разного вида: не тугие и с прямыми концами, полукруглые.

8. Нож с коротким, заточенным под углом лезвием.

9. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.

10. Калька для приклеивания соломенных лент.

11. Шишки и семена.

12. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей.

13. Пуговицы.

14. Проволока для изготовления каркаса.

15. Пресс для выравнивания изделий.

При работе с соломкой необходимо придерживаться следующих несложных правил :

1. Работать лучше всего у низкого стола (на уровне колен), поскольку большая часть работ осуществляется на весу.

2. Рабочее место должно быть чистым, хорошо освещенным.

3. Рабочее место можно оборудовать полками или коробками для хранения инструментов, материалов, заготовок.

4. На столе должно находиться только самое необходимое: слева – коробка с соломкой, брусок, рисунки, шаблоны; справа – скальпель, нож, кисти, баночка с лаком, ванночка с губкой, пропитанной водой, карандаш, линейка, угольник, циркуль, рейсмус.

Свет на работу должен падать с левой стороны.