Сверление янтаря
Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной. Диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм. Его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 - 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия. Это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.
Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:
После переработки минерала, из его отходов получается прессованный янтарь. Неподходящие для работы мелкие кусочки дополнительно дробят, затем нагревают до 140° - 150° С в вакуумном гидравлическом прессе. Получившийся расплавленный янтарь прессуют крупными блоками или производят прутья, путем пропускания их через круглые отверстия определенного диаметра. Детали распиливают на маленькие заготовки, из которых позже вытачивают красивые бусины или другие формы для украшений.
Многие владельцы не придают особого значения уходу за янтарем. Украшения оставляют без присмотра на туалетном столике, кладут в одну кучу с другими изделиями, моют первым попавшимся средством. В итоге на солнечном камне появляются царапины, сколы, пятна. В этих случаях помогает полировка янтаря и некоторые другие операции. Минерал неприхотлив, поэтому необходимые манипуляции можно проделать самостоятельно. При желании можно не только отремонтировать изделие, но и сделать новое, если есть материал.
Для начала понадобятся настольный токарный станок с подходящими резцами или лобзик, напильник, тонкая узкая ножовка, плоскогубцы, нож, стамеска. Инструменты необязательно должны быть выполнены из прочной стали. Янтарь - мягкий материал, поэтому достаточно даже медных.
Если нужно избавиться от царапин на поверхности камня, отшлифовать, отполировать, понадобится наждак, средняя шкурка и мелкая (водостойкая). Используют пемзу - вулканическую застывшую пену. Лучше не брать искусственную, так как она сильнее крошится. Кроме того, в природной больше пор, поэтому она легче.
Для проделывания отверстий в окаменевшей смоле берут дрель, шуруповерт, бормашину. Сверло - спиральное, перовое, размер - около 1 мм. Найти такое проблематично, поэтому его иногда заменяют иголкой, заточенной проволокой или чем-то подобным.
Если обработка янтаря включает огранку, желательно иметь специальное приспособление. Вручную на глаз крайне трудно правильно выдерживать углы. Можно сделать простую опорную втулку, фиксатор. Удобно использовать алмазный, чугунный или свинцовый полировальный круг. В последних двух случаях понадобится порошок карбида кремния 8-12 мкм.
Для полировки отлично подойдет деревянный круг. При галтовке используется специальный барабан.
Камень имеет малую твердость и «прощает» ошибки даже новичкам. Однако обработка янтаря все же требует подготовки и определенных знаний. Например, при 150 °C минерал становится мягким, течет, а при 250-300 ℃ - активно плавится. В результате образуется корочка. Это нужно учитывать при полировании. Если используется алмазный или другой круг, придется следить за количеством оборотов.
Пригодность материала для конкретного изделия, особенности работы зависят от качества янтаря, количества включений. Перед началом сырье оценивают:
Поверхность прозрачного янтаря - ровнее, без явных бугорков, впадин. Мутные камни, как правило, имеют волнистую фактуру.
Обработка начинается с получения заготовок. Для отрезания нужных по размеру кусков берут токарный станок, лобзики, тонкие ножовки. Природный минерал имеет корку, которую нужно снять. Начинают это делать с прозрачной стороны. Чем чище янтарь, тем он более хрупкий.
Обдирка имеет целью предварительно подготовить материал перед шлифовкой, полировкой, гранением. Кусочкам янтаря придают форму. Для этого подходит электроточило, обычный напильник или плоскогубцы. Этот этап обдирки называется формовка. Для охлаждения используют воду.
Иногда нужны тонкие пластины из камня. Здесь потребуется раскрой (пиление). Подобная обработка янтаря в домашних условиях делается так:
В процессе обработки появляются отходы - янтарная пыль. Это главное сырье для качественного лака. Таким раствором или мастикой с клеем ПВА можно замазать трудные участки украшения.
После обдирки кусочки минерала имеют непривлекательный вид. Шлифовать их пока рано, сначала нужно выровнять. Для этого подходит наждачная бумага со средним размером зерна. Заготовки бывают разными, поэтому удобнее выбрать один из способов:
Дальше идет шлифовка. Процесс отличается от выравнивания только видом наждачки. Здесь требуется более мелкая. При шлифовке нужно намочить камень и шкурку. Наждачка должна быть водостойкой. Как тонкий абразив иногда используют мел, зубной порошок, пемзу на ткани.
Для заключительного этапа из инструментов понадобится электроточило, хотя можно сделать все вручную. После полировки обработанный янтарь получает законченный вид. Для этой стадии нужны:
Ручная полировка делается круговыми движениями. На электроточиле нельзя выставлять большие обороты, давить с усилием, чтобы янтарь не расплавился. Каждые несколько секунд нужно охлаждать камень водой или просто отводить его. Если минерал все-таки оплавился, придется отшлифовать и отполировать снова.
Есть интересный способ, когда работу проводят обычной дрелью. Инструмент крепится на верстак с помощью штатива. На дрель надевают мягкую насадку. В качестве полирующего состава можно использовать зубную пасту.
При галтовке в барабан засыпают абразив, смачивают водой и обкатывают янтарь. Способ неудобен тем, что занимает очень много времени. Зато участие человека сводится только к контролю за процессом и периодической замене абразива на более мелкий. При небольшом размере кусочков вручную обрабатывать их утомительно.
Полировку прекращают, когда янтарь блестит и отражает предметы подобно зеркалу. Обработка минерала на этом закончена. Если в камне будут отверстия, делать их нужно до полировки. Это же касается и склеивания поверхностей.
Некоторые утверждают, что у древних восточных мастеров была хитрость. После полировки они натирали поверхность камня сухими пальцами рук. После этого самоцвет еще раз протирали кусочком мягкой материи.
Обработка янтаря в домашних условиях - занятие несложное. Изделия из минерала хорошо поддаются чистке и полировке, ремонту, что позволяет придумать и сделать украшение своими руками.
Как бы ни был красив природный янтарь, люди на протяжении долгих лет пытались улучшить качество самоцвета. Мастера, занимавшиеся обработкой янтаря, хотели достигнуть полной прозрачности янтаря, расширить его цветовую гамму. Минерал, подвергшийся обработке, ценился гораздо выше, и использовался для изготовления ювелирных изделий.
Один из самых древних методов обработки янтаря - просветление
. Для этой цели применяли жир молодого поросенка, при кипячении в жире пузырьки, присутствующие в самоцвете в большом количестве, постепенно заполнялись жиром, и камень становился прозрачным. Потом вместо свиного жира стали применять льняное или сурепное масло. Просветленный янтарь в XIX веке использовался для изготовления увеличительных стекол, очков. От янтарного стекла порох вспыхивал быстрее, чем от простого стекла, поэтому из янтаря изготавливали и зажигательные стекла.
прокаливание . С помощью этого метода обработки достигается просветление янтаря и появление внутри камня лузги «рыбьей чешуи». Суть этого метода заключается в прогревании янтаря в песке при температуре 140-150 градусов.
В каждую временную эпоху в разных ценился тот или иной цвет янтаря, поэтому окрашивание янтаря также очень широко применялось мастерами. Еще в Древнем Риме самоцвету научились придавать красный оттенок, который очень ценился в ту пору: для этого янтарь вываривали в козлином сале или масле при температуре 150-200 градусов, а в качестве пигмента для закрепления окраски добавляли морской пурпур, который добывали из моллюсков, ализарин, индиго и другие натуральные красители. Главный критерий при выборе красителя - он должен растворяться в масле.
Также для придания янтарю красноватых оттенков применяли варение самоцвета в меду, но при этом очень часто образовывалась мелкая сеточка трещин на поверхности камня, поэтому данный способ не пользовался популярностью.
Сегодня также используют осветление , как метод обработки янтаря, мутный или грязно-желтый янтарь обесцвечивают в специальных автоклавах, камни держат 16 часов под давлением в среде азота при температуре 250 градусов, а затем осветленный янтарь закаливают в специализированных печах с песком.
Еще один метод обработки янтаря - прессование и формование
. Кусочки янтаря очень пластичны при нагревании, именно это свойство и используют при прессовании. Самоцвет, предварительно очищают от окисленной корки, окислившуюся корочку смолы снимают в течение нескольких часов в барабане, в котором крутятся камни, на дне этого барабана находится шлифовальный круг, об который камешки и трутся. Затем измельчают янтарь в порошок и закладывают в пресс-формы. При температуре 180-220 градусов и давлении порошок превращается в вязкую массу, затем его разливают по формам и дают затвердеть, охлаждая. После прессования получают янтарь различных оттенков, благодаря добавлению в массу красителей, такой янтарь используют в ювелирной промышленности, для изготовления медицинской посуды и используют в промышленности как изолятор.
Как отличить прессованный янтарь
Физико-химические свойства природного цельного янтаря и амброида, формованного камня сходны, но присутствуют некоторые отличия. Для прессованного характерны:
●
Равномерно распределенные внутри включения, примерно одинаковой сферической формы пузырьков, отличающихся от хаотичных по размеру и распределению в природном «минерале»;
●
наличие сгустков красителя;
●
вид «лоскутного» одеялка;
●
структурное распределение материала в камне может быть спиралевидным, прямолинейным;
под УФ излучением ведет себя как искусственный материал, пропуская лучи и не отсвечивает как природный камень голубым или зеленым.
Самым главным отличием амброида (плавленного прессованного янтаря) считается реакция на эфир. Если смочить поверхность естественного камня капелькой эфира, он не изменится, а прессованный станет липким, изменит цвет в месте реакции.
Применяется также химическая обработка янтаря . Остатки от обработки крупных камней нагревают в резервуарах при температуре 350-370 градусов, и в результате химических реакций янтарь разлагается на янтарное масло (15% от общей массы), янтарную кислоту (1,2%), и «плавленый янтарь» (65%).
Склеивание самоцвета
Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:
● 50 % водный раствор натрия или калия, которым смазывают поверхности деталей, после чего нагревают до определенной температуры и плотно зажимают между собой;
● янтарный лак и спиртовой раствор натрия;
● раствор целлулоида;
● раствор твердого копала в эфире.
Отжиг
. Данный метод улучшает декоративные свойства натуральных кусков янтаря. Необработанный янтарь закладывают в специализированные печи с песком и подвергают сильному калению при температуре свыше 200 С. В результате камень становится прозрачным, за счет того, что из него выходят пузырьки газов, которые замутняли янтарь. При длительном нагреве оттенок янтаря становится золотисто-желтым. При этом внутри самоцвета образуются многочисленные трещинки, что делают камень "блестящим" когда в них преломляется свет, проходящий сквозь камень.
Помимо облагораживания янтаря каждый камень проходит стандартную обработку, которая включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку.
Сверление янтаря
Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной, диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм, его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 - 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия, это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.
Обдирка и формовка янтаря
Обдирка янтаря - это снятие корки, которая образуется при обветривании минерала. Процесс происходит при помощи крупнозернистого наждачного камня. Получившуюся янтарную пыль собирают в специальный резервуар для получения лака. Обдирку породы обычно начинают с прозрачной стороны минерала, которая когда-то была повернута к солнцу. Корка снизу может быть отличной основой для задуманного изделия, где можно будет разглядеть различные фигуры, которые только можно нафантазировать.
Формовка - на этом этапе, заготовке придают определенную форму. Камню будет предан нужный объем и рисунок.
Раскрой янтаря
Раскрой янтаря - спиливание камня до заготовок-пластин нужной толщины и размера при помощи лобзика, слесарной ножовки по металлу. Завернув камень в бумагу или ткань, его зажимают в тисках или струбцине. Чтобы избежать раскола минерала, распиливание никогда не доводят до конца. Как правило, оставляют нетронутой небольшую часть минерала. После, камень вынимают из зажима, переворачивают и делают новый спил навстречу. Проделав такую операцию несколько раз, инструмент вынимают из пропиленного участка и вычищают образовавшиеся опилки и стружку в специальный сосуд.
Выравнивание камня
Выравнивание заготовки проводят после обдирания, формирования или раскроя. Заготовка имеет шероховатую, достаточно грубую, неровную поверхность. Среднезернистой шкуркой, обычно 40 - 16, заглаживают всю поверхность. С помощью гладкой пластины, подложив ее под шкурку, прорабатывают ровные участки. Закругленные - обрабатывают руками, согнув шкурку в трубочку. Движения камня должны быть легкими, круговыми, вращательными и без особого надавливания.
Шлифовка янтаря
Шлифовка янтаря, по-большому счету копирует предыдущий выравнивающий прием, только шкурка используется здесь меньшей зернистости. Для лучшего эффекта, нужно осуществить процедуру несколько раз, постепенно снижая зернистость. Обработка ведется с увлажнением минерала, поэтому шкурку нужно выбирать водостойкую. Опытные мастера используют для шлифовки старый порошок пемзы.
Полировка янтаря
Полировка янтаря - заключение обработки изделия. Такое действие придает изделию завершенный, нужный вид. Процесс производится вручную с использованием войлока, кожи, фетра, фланели и вращающихся кругов, которые изготовлены из такого же материала. На поверхность наносят окиси олова, пасту ГОИ, зубной порошок и даже мел. Полировка янтарных продуктов на производстве осуществляется при помощи бязевого круга. Его натирают смесью из парафина, янтарных стружек и мела. Ручное полирование изделий происходит круговыми движениями. На движущихся кругах янтарь полируют, легко прикасаясь и постоянно перемещая изделие. Если обороты полировочного круга слишком велики или нажатие на минерал сильное, то поверхность пригорит, образуется расплавленная корочка. При температуре больше 100° янтарь становится мягким, а при 300° самоцвет уже плавится.
Окончание полировочного процесса определяется принципом зеркального эффекта. Если полировка янтарных самоцветов выполнена качественно, предметы, словно в зеркале, должны отразиться в идеально гладкой поверхности камня. Опытные мастера янтарной обработки используют некоторые хитрости, которые они позаимствовали у специалистов Древнего Востока. После завершения полировки камня, они натирают поверхность изделия сухим пальцем. Завершив все действия над камнем, протерев его отрезами фланели или замши, изделие нанизывают на нити - так получаются бусы из янтаря, вставляют в оправу - в результате, это кулоны и кольца, наклеивают на основу или устанавливают на предназначенное место в коллекции.
Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно обрабатывать янтарь в домашних условиях своими руками. Так же рассмотрим методику и технологию резки, гранения и полировки янтаря, а также изготовление различных ювелирных и поделочных изделий из янтаря. Узнаем, как изготовить искусственный янтарь в домашних условиях
Янтарь является минералом органогенного происхождения, это окаменевшая смола уже не существующих деревьев. Данный самоцвет был образован в результате эволюции земной флоры.
За счет глобального потепления хвойные растения увеличили объем выделяемых смол, понизив при этом вязкость вещества. Спустя несколько веков, отмершая древесина разложилась, водой вымылись все растворимые части в ее составе. После чего процесс окаменения был завершен и живица (смола) покрылась молодыми отложениями.
Насекомые, листья деревьев и прочие включение попали в смолу, когда та еще была жидкой. Химический состав минерала – это 78% соединения углерода, 11% кислорода и 10% водорода, также замечено небольшое количество включений (не больше 1%). В природе самоцвет встречается в виде фрагментов разного размера.
Чаще всего внешний вид минерала зависит от степени солнечного прогрева. Прозрачность и равномерная окраска характерна для самоцвета, который прогревался солнцем при стекании по стволу. Затвердевая, смола застывала в массивных каплях. Если смолянистые выделения не совсем сливались, то минерал получался ломким и слоистым. Но этот вид янтаря почти всегда получался прозрачным, и в нем чаще остальных встречаются включения. Наибольшей популярности камень достиг в XVII-XVIII вв.
В это время возникла новая методика обработки янтаря. Его пластины соединялись друг с другом по бескаркасной технологии. Благодаря такому способу появилась возможность создать скульптуры больших размеров, огромные вазы, крупные подсвечники и декоративные сосуды. Все свои умения по обработке янтаря мастера того времени применили при создании Янтарной комнаты в Екатерининском дворце Санкт-Петербурге, чьи поиски ведутся по сей день. В такой отделке были использованы изделия из янтаря, декоративные элементы и 22 панели.
Для снятия наружной корочки выветривания и придания заготовке приблизительной формы будущего изделия можно воспользоваться ножом, трехгранным напильником, стамесками и шлифовальной шкуркой. Чтобы изготовить изделия, имеющие форму тел вращения, можно воспользоваться настольным токарным станком. Шпиндель станка должен вращаться со скоростью 1500—2000 об/мин. Для распиловки и обработки янтарного сырья помимо обыкновенной ножовки по металлу, применяют циркулярные пилы и бормашины. Шлифуют и полируют янтарные изделия на войлочных и фетровых кругах, установленных на бытовом электроточиле. Из-за значительной вязкости янтаря его обрабатывают при повышенных скоростях вращения. Например, для сверления янтарных заготовок нужно применять перовое или спиральное сверло, а число оборотов его должно составлять до 2500 в минуту, поэтому циркулярные пилы следует устанавливать непосредственно на валы быстроходных электродвигателей. Для экономии сырья толщина циркулярных пил должна быть не более 0,4 мм, диаметр — 100—150, шаг зуба — 1, 5 мм. Затачивают зубья пилы на профильном абразивном круге или напильником.
Всегда важно знать, покупая янтарь, где находят этот минерал. А находят его на Камчатке, в Сибири, Румынии, Голландии, Венгрии, Германии, Чехии, Португалии, Испании, Франции, Швеции, Хорватии, Австралии. Очень красивые образцы были обнаружены в Сицилии, в Африке и Австрии. В Доминикане был найден зеленый янтарь.
На протяжении последних 50 лет Калининградский янтарный комбинат успешно занимается добычей самоцвета. Именно здесь производство янтаря целесообразно, так как это уникальное место, где осуществляется, как добыча минерала, так и его переработка. Калининградский камень известен на весь мир.
До сороковых годов прошлого столетия добыча была примитивной, но с началом нового промежутка времени, с появлением новой техники и более современного способа добычи этот процесс стал более совершенным. Добыча разделилась на несколько этапов, которые намного ее упростили. Для этого сначала выкапывали карьер, используемый на протяжении следующих 30 лет. При помощи землеройных машин снимался земляной слой в несколько десятков сантиметров. Мощными гидромониторами размывались горные породы. Землесосами породы откачивались.
С появлением современной компьютеризированной техники добыча стала более совершенной, оптимизировались затраты на работу.
Обработка янтаря предполагает использование токарного станка, резцов, напильника и лобзика. Каждый камень полируется с помощью пемзы, наждака, мела и мыльной воды. Места, слабо поддаваемые обработке, покрывают янтарным лаком. Если посмотреть на натуральный камень под микроскопом, видны прозрачные поры небольших размеров. После воздействия горячего масла, минерал размягчается, а поры пропадают, с заменой на чешуйчатые трещинки. Склеенные янтарные фрагменты распадутся, если их обдать кипятком.
Для повышения декоративных характеристик используется специальная обработка. Для этого самоцвет прокаливают при температуре более 200 градусов в печи с морским песком. В результате этого, минерал становится прозрачным, а его окраска меняется от светло-золотистой до темно-вишневой (в зависимости от времени нагревания). Кроме того, при таком воздействии внутри камня появляются веерные трещинки, делающие янтарь искрящимся. При нагревании без доступа воздуха окаменевшая смола становится более пластичной. Это свойство ювелиры используют во время обработки прессованием. Добавление специального красителя и определенный режим давления позволяют получить камень разной окраски и структуры. Из такого материала изготавливают ювелирные украшения, а в технике используют в качестве изолятора. Такой «плавленый» янтарь используется в мебельном производстве для покрытия мебели, а также покрытия музыкальных инструментов. Типографские краски и канифоль тоже производится из этого материала.
Самоцвет для ювелирных украшений часто подвергается предварительной обработке. Самый дорогой, игристый камень получается в процессе термообработки в автоклавах с дальнейшим охлаждением. Украшения из янтаря (бусы, кольца, кулоны, серьги) такого качества отдают невероятно красивым «солнечным» сиянием.
Непрозрачные камни вывариваются в масле льна с дальнейшим прокаливанием. Пузырьки внутри образцов наполняются жиром и приобретают свойство пропускать свет. Издавна большой популярностью обладал самоцвет, окрашенный в красно-бурые и сине-фиолетовые оттенки. Низкокачественный камень применяется в религиозных обрядах. При сгорании он источает фимиам, больше известный как ладан.
Наряду с натуральными камнями-самоцветами ювелирные мастера работают с амброидами – химически обработанными и прессованными мелкими янтарными кристаллами.
Янтарь является популярным материалом для изготовления ювелирных украшений. Легкость в обработке, разнообразием форм позволяет создавать самые разные ювелирные украшения.
Большая популярность янтарных изделий обусловило изготовление искусственного камня кустарных условиях. Для этого используется специальное оборудование, скипидарная смола, шеллак и белая канифоль. Учитывая стоимость натурального камня, производство имитации – очень прибыльное дело. Поэтому, приобретая украшение или другое изделие, очень важно, как отличить янтарь от искусственной подделки.
Чаще всего для изготовления имитации используются дешевые смолы, которые очень легко отличить от натурального самоцвета. В отличие от природного материала, подделке свойственна мягкость и своеобразный «лесной» запах. Кроме того, их можно поцарапать ногтем, в то время как с янтарем это сделать невозможно. Отличить можно и с помощью обычного десятикратного увеличительного стекла. Для смоляной подделки характерны волнистые образования, которые образованы в процессе спекания частиц. Намного сложнее отличить имитацию из копала – твердой смолы, похожей на янтарь, но малоисследованного происхождения. Стоимость таких изделий, как правило, ниже, чем у натурального самоцвета. Однако цена, может быть, и завышена – для более точного соответствия янтарным изделиям. Поэтому по ценовому фактору сориентироваться трудно.
В магазинах часто можно встретить стеклянные подделки, которые отличить легче всего. Для этого по камню можно провести медной иглой – на настоящем минерале след останется, на искусственном – нет.
Если имеются подозрения, что в руках пластмассовая имитация – попробуйте отломить кусочек. Пластик будет отслаиваться, а настоящий камень – крошиться. .
Существует еще один способ определения натуральности самоцвета. Для этого берется стакан обычной воды с тремя ложками соли. В такой среде янтарь будет плавать, а имитация – пойдет ко дну. После подобных процедур необходимо обязательно промыть камень от соли, которая может испортить поверхность натурального минерала.
Различают три сорта сырья янтаря: поделочный, прессовочный и лаковый.
Поделочный – это крупные куски хорошей формы и цвета, используются для резьбы, высокохудожественных ювелирных украшений.
Прессовочный (амброид) – переплавленный янтарь из мелкоразмерного, некондиционного янтаря и отходы янтарного производства (пыль, обрезки и т.п.). Применяется с конца XIX века. После измельчения янтарная мука подвергается холодному прессованию, а затем нагреванию до 220-230 град. при давлении 14 килобар. Его также используют в ювелирных изделиях и резьбе. Характеризуется такой янтарь, наличием ориентированных свилей и пузырьков и, как правило, более темным, насыщенным цветом, что ценится в отдельных странах – например в Германии непрозрачный янтарь цвета темного коньяка – антик.
Лаковый – весь оставшийся несортовой янтарь идет на изготовление янтарных лаков, канифоли
Большая часть изделий из янтаря – недорогая бижутерия, реже используется как резбовой материал или для инкрустации. Весь янтарь на сибирском рынке, используемый местными ювелирами, привозной. Обрабатывается легко медным и стальным инструментом. Обычно используют ручные инструменты – ножовки с узкими и тонкими полотнами. Придание формы изделию может осуществляться вручную – опиливанием тонким напильником. Сверление янтаря производится с помощью ручной или электрической дрели, или бормашинки – стальными сверлами при небольших оборотах. Периодически сверло очищается от янтарной стружки во избежании налипания на инструмент.
Янтарь можно гранить. Для этого используются тонкозернистые ограночные алмазные круги с зерном 10/15 мкм. В случае использования при огранке свободного 8-12 мкм абразива (карбида кремния) применяются чугунные или свинцовые планшайбы. Боится перегрева. При температуре 150 градусов становится пластичным («течет»), а при250-300 градусах интенсивно плавится. Нужно учитывать, что прозрачные разновидности янтаря более хрупкие, чем непрозрачные, поэтому желательно использовать подогретые заготовки янтаря. При большой скорости обдирочного круга могут возникнуть участки точечного плавления. Обдирку ведут тонким свободным абразивом (карбидом кремния 12 -мкм порошком) на свинцовом или чугунном круге. Для шлифования также применяется пемза на ткани или дереве. После обработки тонкого шлифования абразивной тканью, используется также трепел или крокус на войлоке, ткани или дереве. Из подручных средств, как тонкий шлифовочный абразив, используется зубной порошок (мел) на ткане. Для полирования – крокус на масле, с последующим сухим крокусом на миткалевом круге. Также используют окись олова на коже, с окончательной полировкой вручную тем же составом на фланели. Полируется окисью алюминия на деревяном (покрытым восковым слоем) или восковом круге. На конечных этапах полировки может использоваться паста ГОИ на сукне или фетре. Для исключения плавления при полировке и обдирке для охлаждения применяется вода. Способность янтаря плавится используют при утилизации отходов производства янтаря. Кстати существует вероятность, что большая часть сырья янтаря с включениями насекомых и растений – новоделы и имитации.
В зависимости от степени прозрачности и цвета ювелиры делят янтарь на прозрачный — имеет все оттенки желтого цвета; дымчатый — мутноватый, с «запыленными» участками и просветами; костяной — непрозрачный, светлый, схожий со слоновой костью; пеноянтарь — непрозрачный, светлый, похожий на застывшую пену...
Очень ценным является янтарь, содержащий в себе включения: насекомых, мелких животных, мох, пыльцу растений, кусочки коры, минеральные образования, песок, пирит, кальцит и т.д. Все они захвачены во время выделения смолы, что дало им возможность сохраниться до наших дней. Такие экземпляры, помимо ювелирной и коллекционной значимости, представляют собой научный материал величайшей важности, дающий представление о жизни и ее развитии в далекие геологические времена.
Есть у второго, хранящего солнечное тепло камня еще ряд преимуществ: мягкость (твердость по шкале Мооса 2—3), отсутствие спайности, вязкость, мягкая полируемость, дающие возможность обрабатывать его подручными средствами.
Изготовление изделий из янтаря в типичном случае сводится к таким приемам, как обдирки, раскрой, «формовка», шлифование и полирование. Прежде чем браться за работу, следует очень внимательно изучить имеющийся материал, вполне вероятно, что в некоторых образцах могут оказаться включения. С этой целью выбирают прозрачные камни (просматривают на сильный источник света), а затем сначала с одной, потом с другой стороны спиливают ножовкой тонкие ломтйки. Полученные грани прошлифовывают мелкой шкуркой и просматривают, как через призму, на просвет... Характер будущей работы и приемы обработки полностью зависят от особенностей имеющегося сырья. У прозрачных камней лицевая сторона всегда более ровная, без заметных углублений; у мутных (до белых) — имвет более выраженную волнистую или облачную фактуру. Крупные — мысленно рассекают на заготовки, необходимые для комплекта поделок, учитывая и возможность включения янтарной корочки. Проведя диагностику камней и определив содержание будущей работы, переходят непосредственно к технологическим операциям.
Обдирка — снятие корки-патины, образовавшейся в результате выветривания, с помощью крупнозернистой шкурки, напильника, легкого прикосновения к вращающемуся камню электрогочила Образующуюся янтарную «муку» собирают в отдельную емкость для получения (по мере накопления) самодельного лака. Обдирку всегда начинают с прозрачной стороны куска, которая когда-то была обращена к солнцу. Нижняя корковая часть может стать прекрасным фоном будущего изделия, рисующего уголок подводного царства, пещеры, гроты, сказочные цветы...
Формовка — придание заготовке задуманной формы. С помощью тех же инструментов и приспособлений камню придается определенный объем, силуэт, пространственный рисунок.
Раскрой (пиление) — прием, используемый для получения пластин различной толщины, заготовок определенного размера. Инструментом служит слесарная ножовка по металлу с коротким полотном, лобзик. Камень зажимают в струбцине или в тисочках, предварительно обернув в бумагу, ткань. Во всех случаях распил не доводят до конца примерно на 1/4—1/5 толщины материала, чтобы избежать скола. Затем камень освобождают от зажима, переворачивают и делают встречный запил. Движения «режущего» инструмента легкие, свободные, без заметных усилий. Сделав несколько движений, пилку вынимают из пропила и счищают в емкость налипшие опилки.
Выравнивание — полученное после обдирки, формовки или раскроя изделие имеет довольно грубый, с заметными царапинами, шероховатый вид. Шкуркой средней зернистости (Ns 40—16) тщательно заглаживают всю поверхность. Ровные участки — подложив под шкурку гладкую пластину, закругленные — в руках, изогнув шкурку желобком, трубочкой. Движения шкурки или камня — легкие, без нажима, круговые, вращательные.
Шлифование — прием, который в точности копирует предыдущий, только шкурка берется более мелкой зернистости. Желательно этот прием осуществлять в несколько заходов, постепенно, снижая степень зернистости. Шкурку брать водостойкую, обработку вести, увлажняя камень или шкурку. Старые мастера для шлифования с успехом использовали увлажненный порошок пемзы, нанося его на ткань или древесину.
Еще некоторые сведения об обработке янтаря:
Полирование — заключительная операция, придающая изделию законченный «товарный» вид. Выполняется вручную на войлоке, коже, фетре, фланели, миткале или электроточиле, вращающихся кругах, изготовленных из того же материала. На основу наносится имеющийся полирующий состав: паста ГОИ (окись хрома), окись олова, «Крокус» (окись железа) на масле, зубной порошок, паста, мел. В производстве янтарные изделия полируют на
Бязевом круге, натертом специальной пастой из янтарной стружки, парафина и мела.
Полировка вручную выполняется легкими круговыми или восьмеркообразными движениями. На вращающихся кругах — легким прикосновением и постоянным перемещением полируемой поверхности. При слишком больших оборотах полировального круга или при сильном нажатии на него, поверхность камня как бы пригорает, образуется оплавленная корочка. Это происходит от того, что при температуре свыше 100°С янтарь начинает размягчаться, а при 300°С — плавиться. Чтобы избежать оплавления камня, прибегают к уменьшению оборотов, подавая на электроточило, дрель 1/3 напряжения (примерно 70 В) или охлаждая заготовку водой. Устранить появившийся при полировке дефект можно, лишь повторив обработочные операции: грубое и тонкое шлифование (шкурками со средним и мелким зерном) и полирование.
Окончание полировки определяют по принципу зеркального эффекта: при качественно выполненной полировке, в гладкой поверхности камня, как в зеркале, отражаются все предметы. У старых мастеров янтарного дела есть маленькая хитрость, заимствованная у умельцев Древнего Востока. Закончив полировку камня, поверхность его некоторое время натирают сухими пальцами рук (этот прием можно провести в дороге, между делом, не тратя специально время). Окончательно протерев камень кусочком замши или фланели, его укладывают в отведенное место коллекции, вставляют в оправу, нанизывают на нитку, скрепляют цепочкой, наклеивают на основу и т.д.
При сборке ювелирных изделий из янтаря нередко приходится делать отверстия — сквозные или на определенную глубину. Сверяете осуществляют ручной дрелью или бормашиной (на низких оборотах), сверлом диаметром около 1 мм Сверло можно заменить швейной иголкой со сломанным ушком, короткой закаленной стальной проволокой с заточенным наконечником и т.д. В момент сверления после каждого заглубления на 1—2 мм сверло извлекают и очищают от стружки. Высверливание лучше производить до приема окончательной полировки, что дает возможность хорошо удерживать камень в руках и избежать появления царапин от острия сверла. Чтобы камень (особенно мелкий) при сверлении не треснул, его иногда во время работы опускают в воду или масло. При сквозных отверстиях высверливание желательно вести встречное, до половины камня с одной стороны, а затем с другой. Это позволяет избежать образования сколов в момент выхода сверла из заготовки.
В некоторых случаях бывает необходимо прочно соединить детали из янтаря друг с другом. При склеивании прибегают к одному кз клеевых составов: пятидесятипроценг- ным водным раствором едкого натрия или калия (гидроксид калия или натрия) смазывают поверхность деталей, слегка нагревают и плотно прижимают друг к другу; спиртовым раствором канифоли или янтаря (янтарный лак); раствором твердого копала в эфире; раствором целлулоида.
Некоторые кусочки янтаря, если они не удовлетворяют своими декоративными свойствами, можно облагородить, повысив их прозрачность (удаляются воздушные пузырьки и включения жидкости). С этой целью янтарь подвергают кипячению, прокаливанию в льняном или сурепном масле. При кипячении важно, чтобы разогревание и охлаждение масла шло как можно медленней. Замутненный янтарь просветляют также с помощью сухого прокаливания. В течение длительного времени кусочки янтаря прогревают в песке при температуре свыше 100° С. При охлаждении просветленных камней внутри их происходят микровзрывы пустоток, в результате чего образуются веерообразные блестки-чешуйки, а сам янтарь приобретает красивый красновато- вишневый оттенок В литературе встречаются сведения о способах окрашивания янтаря в красный, синий, фиолетовый, пурпуровый, зеленый и другие цвета. Например, для получения красноватого и других оттенков янтаря его проваривали в меду или растительном масле в присутствии органических красителей. Однако рецептура, составы красителей не приводятся.
Среди механических приемов обработки мягких камней есть вполне доступный и простой, но очень продолжительный по времени, гактоака — обкатка мелких кусочков янтаря во вращающемся барабане. Получающиеся окатыши — великолепное сырье для изготовления украшений. Вместе с камнями в барабан засыпается абразивный порошок (время от времени его заменяют на более мелкое зерно) и все это обильно смачивается водой или спиртовым раствором для лучшего поверхностного сцепления абразива и янтаря.
В производстве из отходов переработки «смолы» получают прессованный янтарь. Непригодные мелкие кусочки, после дополнительного дробления, нагревают под значительным давлением в гидравлическом прессе до температуры 140—15(гС без доступа воздуха. Расплавившийся янтарь прессуют в крупные блоки или изготавливают бруски (прутья), продавливая через круглые отверстия нужного диаметра. Бруски, кубики, прутки распиливают на более мелкие заготовки, из которых вытачивают бусины или делают другие украшения, уступающие по своим декоративным свойствам натуральному камню.
Ювелирные украшения из янтаря в домашних условиях
Кольца. В прошлом довольно широко были распространены кольца, выточенные из целого куска камня. Простейшие из них вырезаются из пластинки, приближающейся по форме к будущему изделию. Выпиливается внутреннее отверстие (удобнее его д елать трубчатым сверлом), после чего кольцо доводится шкуркой или напильником до необходимого размера, тщательно шлифуется и полируется.
Более прочны массивные каменные кольца с расширяющейся верхней частью, заканчивающейся ровной площадкой, на которой выгравировываются вензеля, вырезаются миниатюры или просто оставляют зеркально гладкой. Для таких колец напиливают кубики первоклассного янтаря, высверливают или выпиливают отверстия, придают соответствующую форму, выравнивают кромки, после чего — финиш — обработка.
В кольцах из цветных металлов очень часто в качестве вставок используется янтарь. Он имеет правильную овальную, приплюснутую форму с ровной нижней площадкой (кабошон). Кабошоны удобно изготавливать с помощью простейшего приспособления — деревянной палочки (оправки) с гладким торцевым срезом На него с помощью клея ПВА нижней подшлифованной площадкой наклеивается подобранный камешек и круговыми движениями (вручную на шкурках или электроточиле) доводится до законченного вида. Чтобы снять кабошон с палочки, достаточно его опустить в теплую воду.
Янтарную вставку при желании можно огранить. Однако «вручную» выдержать соотношение плоскостей и углов очень трудно, поэтому следует изготовить хотя бы простейшую опорную втулку, фиксатор оправки. Оптимальные углы при огранке у павильона 43°, коронки — 40—50°. После обдирки на тонком абразиве приступают к огранке. Ее лучше вести на мелкозернистом алмазном круге или порошком карбида кремния на свинцовом или чугунном круге (планшайбе). Полировку осуществляют на деревянном круге.
Серьги из янтаря в домашних условиях
Отличительная особенность этого излюбленного женщинами изделия — изготовление в паре. Во всем: в размере, цвете, рисунке, массе, материале, вставках — они идентичны. Поэтому выбранный камень для вставок должен быть достаточно крупным, без дефектов, с однородным рисунком, цветом, прозрачностью. Подготовка янтаря (как и любого другого материала) может идти двумя путями. В первом — камень обрабатывается до стадии полировки целым куском, после чего его распиливают на две одинаковые половинки, шлифуют место раскроя, высверливают отверстия или паз для крепления дужек и доводят до зеркального блеска. Во втором — в напиленных или имеющихся пластинах находят два абсолютно одинаковых участка. Склеивают их друг с другом (клеем ПВА, предварительно отшлифовав плоскости), а затем обрабатывают на глаз или предварительно разметив карандашом контур украшения. Изредка, когда серьги имеют усложненную форму, вставки изготавливают по отдельности, постоянно сравнивая друг с другом или проверяя по шаблону. Очень оригинально смотрятся серьги, представленные несколькими, смешанными в обработке или однотипными деталями из янтаря. Здесь остается ют же принцип — парность, хотя непосредственно в отдельной «подвеске» могут быть представлены камни, разные по цвету, прозрачности, форме в зависимости от замысла художника.
Броши из янтаря в домашних условиях
Подбирают наиболее интересные, уникальные по рисунку и цветовой гамме крупные, прозрачные или полупрозрачные плоские камни. Впечатляюще смотрятся прозрачные самоцветы с «лимонной» корочкой, которые как бы раскрывают внутренний затаенный мир камня. Форма броши: овальная, уплощенная, угольная, слегка ограненная и т.д. во многом зависит от имеющегося минерала. Для всех, однако, характерно значительное по площади зеркальное «пятно» украшения. Имея под руками такую «благородную» поверхность, ее можно использовать для вырезания камей (выпуклое над фоном изображение), инталий (погруженного в фон изображения).
Кулоны из янтаря в домашних условиях
Технология изготовления этих украшений полностью совпадает с получением вставок для серег. Задача даже упрощается, поскольку нужен всего лишь один камень хотя и большего размера. Он имеет обычно уплощенную, обтекаемую, каплевидную форму, прозрачный или полупрозрачный, часто с приятным мягким рисунком. Для законченного кулона подбирают цепочку или бечевку, используя такой материал, который бы наиболее полно подчеркнул красоту самоцвета.
Бусы из янтаря в домашних условиях
Эти изделия наиболее ценимы женщинами. Некоторые отдают предпочтение им из соображений, что янтарь приносит облегчения от различных недугов, да и по красоте своей они мало чем уступают бусам из твердых камней. Классическая форма бус — округлая (шаровидная, овальная), поэтому их в основном вытачивают на станках, так как получить вручную одинаковые бусины очень трудно. Для янтарных бус хорошо подходят галтованные окатыши, граненые кругляши, мелкие кубики с заглаженными ребрами, небольшие пластинки, а также обычные камешки, в обилии собираемые после шторма на побережье Балтики. Последние сортируют по размерам, форме, цвету. При необходимости пришлифовывают на прочную тонированную капроновую нитку или леску. Бусины в изделиях могут быть нанизаны и в несколько рядов. Сами ряды — плавно изгибаться, образуя порой узор под стать кружевам. Отдельные камешки будут выделяться своей нетипичной формой, цветом, свешиваться искрящимися каплями дождя, сосульками, отражаться дрожащими лучиками...
Кроме упомянутых янтарных украшений, можно встретить или попробовать изготовить самому декоративные заколки, оригинальные зажимы для галстука, браслеты. Поскольку янтарь как поделочный материал наиболее доступен, предпочтение в работе отдается целой группе изделий — гарнитурам. Они дают возможность максимально реализовать творческие возможности художника, загадочную красоту камня. Не последнюю роль здесь играют сопутствующие материалы: металл, древесина, кожа, текстиль.
В свою очередь, в творческом ряду работ немало таких, где янтарь сам играет вспомогательную роль. Используемый в роли цв.говых, фактурных пятен, оригинальных вставок, деталей украшений (дамские сумки, портмоне, альбомы, курительные принадлежности и т.д.), он позволяет подчеркнуть своеобразие авторского замысла, полнее раскрыть красоту предмета, наполнить его новым содержанием.
Янтарь в прикладном творчества
Мозаика. Картины, «выписанные» из кусочков янтаря, подобранные по цвету, размеру. рисунку, имеют богатую историю. Наиболее значительным памятником этого вида искусства являлась янтарная комната, возведенная в Екатерининском Царскосельском дворце (XVIII в.) под Санкт-Петербургом, названная «восьмым чудом» света. Варварски разрушенная и вывезенная из страны фашистами в годы Великой Отечественной войны. Общая площадь каменных рисунков составляла десятки квадратных метров. На их изготовление пошли сотни килограммов отборного камня. Ныне предпринимаются попытки воссоздать утерянное чудо из солнечного камня. Лучшие мастера янтарного дела заняты возрождением потерянного шедевра.
Как и всякой мозаике, работе предшествует тщательная разработка эскиза, выполненного во всем богатстве янтарной палитры. Подбираются соответствующие образцы (с предварительно снятой коркой) и распиливаются на пластины толщиной примерно в 3 мм. Основой д ля небольших работ может служить слоеная фанера, оргалит, доска, древесностружечная плита, металлическая пластина и т.д., толщина которых зависит от размеров «картины». Края основания обрамляются полосками металла или тонкими рейками, продающими изделию законченный вцд. Кроме того, они не дадут клею и кусочкам камня выступать за край мозаики. Если предусматриваются декоративные кромки, то полоски устанавливаются съемные.
В зависимости от выбранного рисунка, который сразу переводят на основу, определяют тип мозаичной техники: обычная — кусочки камня имеют приблизительно один и тот же размер, форму (в небольших работах примерно 5—6 мм) и закрепляются на основе с зазором в 1,5 мм или флорентийская (интарсия) — кусочки камня как можно плотнее, без просветов, прилегают друг к другу. Для простой мозаики «нарезают» или осторожно раскалывают кусочки янтаря, клеем смазывают небольшой участок рисунка, имеющий один цвет, и укладывают детальки, оставляя тонкий ровный просвет. Работы начинают с центральной части рисунка, перемещаясь постепенно к его краям. В флорентийской — рисунок разрабатывают так, чтобы каждая цветовая деталь была полностью вырезана из одной пластины. Бумажное изображение раскраивают на отдельные детали, каждую из которых наклеивают (клей ПВА) на подходящего цвета и размера пластинку. Затем пластинку по изображению опиливают лобзиком или обтачивают напильником, на электроточиле. «Вырезав» каменную деталь, осторожно снимают бумагу (предварительно размочив). Набор «картины» удобнее вести на стеклянной пластинке, подложив лист кальки (чтобы клей не прилип к стеклу), сверяя получаемое изображение с оригиналом. Закончив сухой набор деталей, полученный рисунок скрепляют по краям полосками, заливают клеем, накладывают основу и помешают под пресс.
Клеевым составом могут быть: шпаклевка, эпоксидный клей, клей БФ-2, БФ-4, ПВА и другие. Клей БФ-2 больше подходит к интарсии: набранная поверхность рисунка и основа обезжириваются спиртом, смазываются тонким слоем клея, подсушиваются в течение 15—20 мин, затем вторично наносится клей и через 3—5 мин пластину основы накладывают на мозаику и прижимают грузом. Сушка длится 1—2 суток. Очень удобен в работе клей ПВА. При испарении воды он образует твердую, вязкую, просвечивающуюся и почти бесцветную пленку, обладающую, однако, низкой водостойкостью. На основе этого клея можно приготовить замазку (шпаклевку) для заполнения пустот в законченном изделии и в ремонте их. С этой целью толченый порошок камня смачивают клеем и тщательно перемешивают. После просушки наклеенных кусочков янтаря аккуратно, шпателем заполняют паутинку просвета, окончательно просушивают, шлифуют и полируют лицевую сторону изделия.
Инкрустация из янтаря в домашних условиях
Представляет собой разновидность так называемой врезной мозаики, когда в основе (твердые породы древесины, мягкий камень, металл, кость) по размягченному рисунку вырезаются углубления с плоским дном, предназначенные для вкладывания в них тонких пластинок из камня. Края углублений подрезают под прямым углом, стараясь избегать сколов, задиров. С помощью бумаги снимают точные контуры деталей (бумагу накладывают сверху и притирают карандашом), вырезают ножницами и наклеивают их на пластинку или пользуются ими при разметке как шаблонами. Выпилив из камня детали, в углубление наносят шпаклевку или клей (желательно, чтобы по цвету состав не отличался от основы) и вдавливают пластинки, стараясь, чтобы клей появился снаружи. После затвердевания связки всю поверхность мозаики тщательно шлифуют, а затем полируют. Описанный прием мозаичной техники широко используется при отделке всевозможных изделий, носящих декоративно-прикладной характер.
Аппликация из янтаря в домашних условиях
Такие работы являются наиболее простым и доступным примером мозаичной техники. Основой чаще всего служит дерево, тщательно обработанное, тонированное в густые темные тона. Можно использовать также натянутую на подрамник ткань, оргалит, фанеру, стекло, керамическую плитку и другие плоскостные материалы. Схематический рисунок, набросанный в свободной манере, заполняют отдельными тонкими, разноцветными, отшлифованными деталями. Порой на значительном расстоянии друг от друга, а иногда почти касаясь кромками. Нередко детали представляют собой просто отшлифованные «ломтики» распиленного камня, с плавно очерченной корочкой, контуром. После сухого набора рисунка, добившись его выразительности, цветовой насыщенности, компоновки, детали закрепляют на основе, стараясь, чтобы клей не выступал наружу. Изделие накрывают чистым листом бумаги, сверху накладывают груз и высушивают.
Вышивка. Среди почитателей янтаря есть и такие, которые предлагают использовать застывшие слезинки в качестве материала д ля вышивки, переняв технику бисера. Каждая бусинка представляет собой мелкую, «приплюснутую», чуть подшлифованную, почти полностью сохраняющую естественную неправильную форму, с просверленным отверстием, детальку. На подрамник с натянутой тканью или иной материал с выразительным переплетением, фактурой, с помощью тонкой лески или нитки нашивается незатейливый узор. В лучах света каждый камешек начинает играть свою цветовую мелодию, сливаясь в единую композицию, согревающую душу.
Гравирование из янтаря в домашних условиях
Этот прием нечасто встречается в практике художественных работ по камню. В свое время (30-е годы) были модны украшения из пластинок прозрачного янтаря овальной или круглой формы. На изнаночной стороне вьправировывался рисунок, который хорошо просматривался сквозь отполированную поверхность. В основном это были изображения цветов, пейзажи. Техника гравирования, заимствованная как один из способов художественной обработки стекла, хрусталя, не нашла широкого применения. В настоящее время отдельные умельцы вновь прибегают к этому нехарактерному для янтаря приему, используя его для усиления восприятия естественного рисунка камня. Снятая с лицевой стороны прозрачного камня корочка позволяет заглянуть внутрь янтаря, увидеть неповторимый мир сказочных образов. Остается лишь «прочесть» открывшийся рисунок, сделать мотив более явственным, слегка дополнив его гравированным рисунком, отдельными штрихами различной глубины и направлений, сохраняя при этом натуральный облик самоцвета.
Инструменты — от обычных стальных ппихелей для резьбы по дереву до бормашины с гибким валом и насадками. Последнее более удобно, поскольку за счет сменных головок есть возможность получать штрихи любых очертаний. При выполнении «негативной» гравировки на янтарной пластинке карандашом помечают контур рисунка (в зеркальном изображении), после чего осторожно обводят его режущим инструментом, стараясь снимать стружку сразу на заданную глубину, не «зарываясь» внутрь материала и не выходя на поверхность.
Резьба из янтаря в домашних условиях
Низкая твердость камня, слабо выраженная хрупкость (прозрачные разновидности более хрупкие, чем замутненные) дают возможность вырезать из целого куска янтаря различные миниатюры, плоские и объемные композиции, фигурки. Мелкая резная пластика из янтаря нашла свое отражение в японских стилизованных резных изображениях людей и животных (искусство НЭЦКЕ — изящные, прочные, гладкие украшения величиной со сливу с отверстием дня шнурка, используемые как противовес — брелок для удержания на поясе кисета с табаком или кошелька). Особенно широко резные изделия были распространены в XVII—XVIII вв.
Традиционно резьба по янтарю осуществляется с помощью разнообразного стального инструмента: пилками с мелкими зубьями, напильниками, надфилями, штихелями. Работа идет намного быстрее, если использовать вращающиеся твердосплавные, металлические насадки бормашины. Чтобы уменьшить вероятность растрескивания камня, в процессе работы его следует держать в слегка подогретом состоянии.
Выбранному камню (без заметных изъянов) вчерне, с помощью напильника, электроточила, придается задуманная форма. Затем она постепенно, надфилями, штихелями, доводится до необходимой чистоты. При выбирании крупных полостей пользуются пилкой. Шлифовку всей поверхности осуществляют тонким порошком пемзы или карбида кремния, используя при необходимости липовую палочку с обрезанным под углом 45° кончиком. Имеющиеся углубления вышлифовываются также липовой палочкой, кончик которой повторяет его очертания. Полировку резной поверхности удобнее вести специальными волосяными щетками, применяемыми в стоматологии (закрепляются на вращающихся валах бормашины, электродрели, точила), или мягкими тканевыми кругами с нанесенной меловой суспензией или пеплом.
Изредка встречаются работы, вырезанные не из единого куска янтаря, а из нескольких горизонтально склеенных, красиво подобранных по цвету, фактуре пластин. Склеенный янтарный блок обрабатывают как цельный камень, соблюдая осторожность.
Точение. Из отдельных высококачественных кусков янтаря можно вытачивать шары, бусины, имеющие круглую или овальную форму, а также статуэтки (шахматы) или изделия цилиндрической формы. На производстве такие работы выполняют из прессованного в круглые стержни янтаря. В любительских условиях камню придается стержнеобразная форма. Затем его как «южно глубже вставляют (обернув в прокладку) в патрон и обрабатывают на малых оборотах с помощью резцов, надфилей, напильников, шкурки, мягкой тканью с нанесенным полировочным составом. В некоторых случаях камень пришлифованной площадкой наклеивают на торец деревянного стержня и, зажав последний в станке, ведут обработку. Чаще всего работы из точеных деталей делают наборными (подсвечники, мундштуки, ручки...), соединяя выточенные, иногда добавляя резные части, друг с другом с помощью клея.
Скульптура из янтаря в домашних условиях
Имея под руками интересные по форме камешки янтаря, не представляющие ювелирной ценности, можно попытаться вдохнуть в них вторую жизнь. Стоит только повнимательней взглянул» на теплый камень, повернуть той или иной стороной, как перед глазами возникнет оживший зверек, томик, чудище... Достаточно иногда двух-трех движений резца, напильника, и образ становится куда более явственным.
Если одного камешка недостаточно, попробуйте составить композицию из нескольких, скрепив их капельками клея, нанизав (предварительно просверлив) на нитку, проволочку, металлический стержень. Особое внимание следует уделить форме отдельных деталей, соотносительности их, цветовому решению, способности камня создавать иллюзию тепла, света.
Как еще распознать натуральный янтарь в домашних условиях
Янтарь — один из тех минералов, поделки из которого легко спутать с пластмассой, синтетической смолой, стеклом, костью. Помимо сугубо научных диагностических способов, позволяющих отличить натуральный камень от имитации, есть вполне доступные каждому.
кусочек янтаря легко загорается от пламени спички, давая характерный «смолистый» запах;
если с некоторым усилием потереть сухим пальцем обработанную поверхность камня, он дает приятный, чуть уловимый «смолистый» аромат;
при трении о шерстяной платок янтарь электризуется и начинает с особой силой притягивать мелкие кусочки бумаги, соломинки, волосы;
— янтарь тонет в воде, но остается на плаву в солевом растворе (плотность минерала 1.05—1.30).
Как отличать натуральный янтарь от прессованного?
Изделия из прессованного янтаря отличаются по внешнему виду от натурального прежде всего мутноватым оттенком (хотя встречаются и прозрачные разновидности) и измененной формой включенных газовых пузырьков. Последние, в отличие от природного (всегда сферические), имеют вытянутый удлиненный вид. Наблюдать их лучше всего в бинокулярную лупу или микроскоп. Кроме пузырьков характерной формы, у прессованного янтаря в глаза бросаются: струйчатосгь течения, наличие прямолинейных, кривых, спиралевидных образований; шарики плотной основной массы; сгустки красителя.
Как отреставрировать янтарное изделие в домашних условиях
Расколотый кулон, брошь, миниатюра склеивается одним из клеевых составов (см. выше). После высыхания шов аккуратно зачищают мелкой шкуркой и заполировываюг.
Поверхностные сколы, образовавшиеся при неосторожном обращении с изделием, выравнивают напильником и шкуркой со средним зерном. Затем переходят на мелкое зерно, после чего изделие полируют заново.
Выемки, раковины, изломы шпаклюют янтарной мастикой, приготовленной из янтарных опилок с добавлением клея ПВА. Если при высыхании мастика дает усадку, состав наносится вторично, добиваясь тем самым ровной поверхности. После полного высыхания «заплатки» ее шлифуют мелкой шкуркой и отполировывают заподлицо.
Образовавшаяся при длительном ношении паутинка царапин, микротрещин удаляется перешлифовкой всего изделия мелкозернистой шкуркой с последующей полировкой. Аналогично обрабатываются потускневшие, изменившие цвет украшения.
Как можно использовать отходы янтаря в домашних условиях
В процессе обработки янтаря в обилии образуются опилки, стружки, мелкие крошки. Все это с успехом можно использовать для изготовления высококачественного лака, идущего на покрытие мелких изделий из древесины.
Янтарные опилки (1 в.ч.) заливаются этиловым спиртом (1.5 в.ч.) и прогреваются в течение нескольких часов на водяной бане. Полученный раствор помещают в теплое место и выдерживают 3—4 суток. Образовавшуюся жидкость (лак) осторожно сливают в емкость и тщательно закупоривают.
Вместо спирта можно взять равное по объему количество дихлорэтана или АКР- 1S. Раствор выдерживается в теплом месте 8—10 дней, после чего полученный лак сливается в отдельную стеклянную посуду и притирается крышкой.
На производстве значительная часть отходов перерабатывается на технические продукты, где, помимо лака, получают янтарную кислоту, масло, канифоль.
Обработка янтаря
Самые ранние предметы из янтаря, обнаруженные археологами-исследователями, были изготовлены более 9 тысячелетий назад. В основном это были мелкие предметы быта и украшения: бусы, амулеты, курительные трубки, фигурки, изображающие людей и животных.
Широкое распространение предметы из янтаря получили примерно, три тысячи лет до нашей эры. В этот период обработка янтаря достигла уже достаточно высокого уровня. Найденные изделия из янтаря уже украшались довольно сложной резьбой. Все они отражали стороны жизни и мировоззрение первобытного человека.
Около 1500 предметов быта, выполненных из янтаря, было обнаружено археологами на Лубанской равнине. Основную массу составляли бусы, подвески, кольца, бусины, гребни. Исследователей поразило разнообразие форм найденных подвесок: они были выполнены в виде капель, вытянутых трапеций, округлые, прямоугольные, обладающие волнистыми и зубчатыми краями. Особое восхищение вызвали подвески в виде птиц, зверюшек, змей.
Ожерелья и бусы собирались из бусин самой разнообразной формы: круглых, четырехгранных, миндалевидных, фасолееобразных и т. д.
Изделия из янтаря, относящиеся к началу бронзового века, встречаются во многих странах мира; это является свидетельством того, что уже к тому времени было хорошо налажено серийное производство и торговля янтарными «чудесами» между восточными и северными соседями.
Европа познакомилась с янтарем уже в I веке до н. э. Теплый солнечный камень не только легко обрабатывался, но и поражал воображение разнообразием медовых оттенков. Янтарем торговали от Балтийского до Северного моря.
Большая часть добываемого янтаря уходила на выполнение четок и других предметов религиозного культа, которые пользовались спросом в странах Востока.
Янтарь использовался также для создания оптических стекол. Самыми лучшими и дорогими в средние века считались очки с янтарными стеклами. Янтарные линзы использовали при производстве микроскопов, увеличительных стекол, луп.
Возникает вопрос, каким образом неоднородный мутный янтарь мог использоваться для выполнения оптических стекол. Уже в то время люди хорошо исследовали свойства янтаря, а именно его способность проясняться при разогревании в масле. В результате прогревания получался идеально чистый, прозрачный как стекло материал, пригодный для вытачивания линз.
В XIII веке Тевтонский орден объявил монопольное право на добычу, обработку и торговлю янтарем как на побережье, так и в самом Балтийском море. Неповиновение каралось смертью. Этот факт значительно затормозил развитие янтарного ремесла. Но янтарь все равно продолжал поступать в другие страны по веками проложенным торговым путям.
В XVII, начале XVIII века из янтаря стали выполнять преимущественно декоративные художественные изделия. В это время янтарь стали применять для украшения внутреннего убранства дворцов и замков. Из солнечного камня вырезали кубки, вазы, шкатулки, трубки, табакерки, светильники, скульптуры, создавали картины в технике мозаики, рамы для них. Именно в это время появилась мебель, инкрустированная янтарем, были созданы скульптуры мадонн, данцигские кораблики, рамы под зеркала. Известно, что Людовику ХIV принадлежала большая янтарная ваза, выполненная в виде гондолы. Янтарь по своей ценности приравнивался в это время к слоновой кости.
В ХIХ веке с изобретением землечерпательных машин добыча янтаря значительно увеличилась. Это повлекло за собой снижение его себестоимости. Из янтаря стали производить товары широкого потребления: пуговицы, гребни, курительные трубки, набалдашники для трости, ручки для зонтов и ножей, шкатулки и т. д. Изделия из янтаря становились все доступнее. Мастера предпочитали использовать в работе чистый, однородно окрашенный янтарь, поэтому удаляли все включения и придавали изделиям правильные геометрические формы. Янтарные произведения утрачивали свою естественность и неповторимость.
В середине ХХ века традиции обработки янтаря стали развиваться особенно быстро. В Европе стали появляться профессиональные школы, специализирующиеся на выполнении изделий из янтаря.
Крупнейшее предприятие по переработке янтаря находится в Калининградской области в России. А также янтарь традиционно перерабатывался в Литве и Латвии.
Прежде чем превратиться в прекрасное солнечное ожерелье или медово-желтый браслет, янтарю необходимо пройти целый ряд подготовительных процедур.
Прежде всего янтарь промывается и сортируется. Необработанный, он выглядит совсем не так привлекательно, как мы привыкли его видеть, куски янтаря покрыты сверху коричневой окисленной коркой. Для того чтобы раскрыть сокровища, таящиеся под ней, в заготовительном цехе обрабатывающего предприятия раскройщицы специальным ножом с искривленным лезвием срезают корку и придают кусочку лучшую форму, стараясь сохранить его неповторимость.
Затем янтарь отправляется в камнерезный цех, где на больших шлифовальных станках кускам придается форма и где куски полируются фетровыми дисками. Только после этого янтарь приобретает наконец свой неповторимый вид и может служить материалом для создания художественных и ювелирных изделий.
Большую часть производимых изделий из янтаря составляют бусы и ожерелья. Конфигурация бусин, подготавливаемых для их выполнения, самая разнообразная: круглые, овальные, прямоугольные плоские, граненые. Огранка янтарных бусин производится на специальных шлифовальных станках, количество граней варьируется от 3 до 64. Модели бус различаются цветом, размером и порядком расположения бусин на нитке.
Большой популярностью пользуются также декоративные бусы, выполненные из естественно несимметричных, слегка отшлифованных кусочков янтаря.
При всем многообразии современных возможностей обработки мастера считают важным не изменить янтарь, придав ему четкую правильную форму, а бережно сохранить его цвет и структуру, подчеркнуть его живую природную красоту. Важно не испортить естественное очарование янтаря, не нарушить игру красок, не погасить медовые искорки, скрывающиеся внутри. Опытные мастера достигают невероятных результатов при работе с янтарем, лишь умело подмечая шлифовкой и оправой очарование солнечного камня.
Основной продукцией художников Калининградского обрабатывающего комбината являются ювелирные изделия - такие, как броши, запонки, зажимы для галстуов, браслеты, ожерелья, перстни и т. д. Янтарь обладает удивительной способностью сочетаться почти со всеми декоративными материалами: черным деревом, слоновой костью, эмалью, серебром, золотом, медью и даже драгоценными камнями. В работах прибалтийских мастеров янтарь играет ведущую роль, а остальные материалы лишь дополняют его, выполняя второстепенную роль.
Именно в работе с металлом проявляется мастерство художника. Янтарь одевают в ажурную филигранную оправу, кольчужное плетение, оксидированное серебро, выпиловку, гнутье, чеканку, гравировку, чернение, окаливание, блестящую полировку, эмалирование. Богато смотрится янтарь, декорированный зернью, которая придает выразительность и изысканность изделию.
Очень долгое время мастера спорили о том, сочетается ли янтарь с драгоценными металлами, в частности с золотом. Высказывались мнения о том, что золото своим величием затмевает янтарь, в некоторых работах камень действительно теряется, но в данном случае можно лишь посетовать на неопытность мастера, выполнившего изделие.
Изящная ажурная оправа, выполненная в филигранной технике, выгодно подчеркивает первозданную красоту янтаря. Тонкое искусство филиграни пришло в Россию из стран Востока и на нашей почве приобрело совсем новый оттенок.
Лучше всего с золотом сочетаются прозрачные янтари с красноватым оттенком, содержащие радужные блестки. Натуральные янтари такой расцветки встречаются в природе очень редко, но их в достатке получают в лабораторных условиях. Сделать янтарь прозрачным и получить искристые блестки можно в результате каления. При этом янтарь покрывается красной корочкой, а внутри него возникают искрящиеся веерообразные трещинки, напоминающие по форме рыбью чешую. Осветленный таким образом янтарь приобретает красивый вишневый оттенок.
Красивые изделия получаются с янтарем, имеющим инклюзии фрагментов растений или пузырьков воздуха.
Янтарь, отличающийся небольшой твердостью и разнообразием форм, нуждается в особом виде крепления в ювелирном изделии. Чаще всего для фиксации янтаря в оправе применяется свободная подвеска на «шиповых закрепах». При таком способе крепления шип-проволочка с загнутым кончиком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Это крепление выгодно подчеркивает красоту и выразительность камня.
Последнее время полированные цветные янтари неопределенных форм получают при помощи обкатки в специальных барабанах-окатышах. Из получаемых таким способом бусин создают бусы и ожерелья.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф КонстантиновичСТРАНЫ ОЛОВА И ЯНТАРЯ, ЗАГАДОЧНАЯ ЗЕМЛЯ ТУЛЕ (Северо-Западная Европа) Прежде чем рассказать о географических достижениях астронома и путешественника античности Пифея, следует сделать оговорку. Ведь речь идет об открытии европейцем… Западной Европы.Эти регионы были
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОТ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЛ) автора БСЭ Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан ВладимировичГлава 7. Тайны янтаря А сейчас пришло время поговорить о загадочном, завораживающем янтаре. Этот камень цвета меда, кажется несет с собой тепло солнечных лучей, которые ощутимы при прикосновении к янтарю, недаром его называют теплым камнем.Смолой веков, солнечным камнем,
Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автораДобыча янтаря Самый древний способ добычи янтаря - сбор кусочков, выброшенных морем на прибрежный песок. Были времена, когда для добычи янтаря приспособили сачок. Рыбаки во время шторма черпали этим сачком гонимый волнами янтарь.Особенно много янтаря добывалось во
Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей СергеевичВиды янтаря и его имитация Известно несколько видов янтаря, свойства которых практически одинаковы. Наиболее известным является прибалтийский, так называемый сукцинит. Расцветка его варьируется от молочно-белого, медово-желтого до красновато-коричневого. Встречается
Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов ВладимирЛечебные свойства янтаря Янтарь издревле применялся не только как украшение, но и как целебное средство. Информацию о янтаре как средстве лечения мы встречаем в трактатах древних ученых, к примеру Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминает об использовании
Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав ЛеонидовичОбработка После распиловки куска малахита, которая производится обязательно перпендикулярно натечной структуре, отпиленные пластиночки разворачиваются по принципу гармошки - и в таких случаях полосы малахитового узора в двух соседних пластинках должны совпадать,
Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий ПавловичГде находится крупнейшее в мире месторождение янтаря? Крупнейшим в мире месторождением янтаря является Приморское (Пальмникенское), расположенное в Калининградской области РФ. В нем содержится около 80 процентов запасов российского янтаря. По разведанным запасам янтаря
Из книги Обучение действиям в оборонительном бою автора Серов Александр Иванович Из книги Энциклопедия заядлого охотника. 500 секретов мужского удовольствия автора Лучков Геннадий Борисович Из книги Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина автора Молодан Игорь Из книги автора Из книги автора Из книги автораОбработка шкур Своеобразным и оригинальным трофеем являются коврики и покрывала из шкур диких животных. Качество шкуры во многом зависит от ее первоначальной обработки и дальнейшей выделки. Поэтому рекомендуется следовать советам бывалых охотников.Если отстрел
Из книги автора10.4.2. Обработка ран Чаще всего поверхностные раны кровоточат не сильно. Поэтому помощь состоит в перевязке раны. Края ее смазываются антисептиком, следя за тем, чтобы он не попал в рану.Рана закрывается стерильной салфеткой и бинтуется. Если края раны сильно разошлись,