Как обрабатывают янтарь для украшений. Оригинальная кровля и дизайнерские крыши: Yantar

Рождество

Сверление янтаря

Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной. Диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм. Его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 - 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия. Это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.

Склеивание самоцвета

Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:

  • 50 % водный раствор натрия или калия, которым смазывают поверхности деталей, после чего нагревают до определенной температуры и плотно зажимают между собой;
  • янтарный лак и спиртовой раствор натрия;
  • раствор целлулоида;
  • раствор твердого копала в эфире.

После переработки минерала, из его отходов получается прессованный янтарь. Неподходящие для работы мелкие кусочки дополнительно дробят, затем нагревают до 140° - 150° С в вакуумном гидравлическом прессе. Получившийся расплавленный янтарь прессуют крупными блоками или производят прутья, путем пропускания их через круглые отверстия определенного диаметра. Детали распиливают на маленькие заготовки, из которых позже вытачивают красивые бусины или другие формы для украшений.

Многие владельцы не придают особого значения уходу за янтарем. Украшения оставляют без присмотра на туалетном столике, кладут в одну кучу с другими изделиями, моют первым попавшимся средством. В итоге на солнечном камне появляются царапины, сколы, пятна. В этих случаях помогает полировка янтаря и некоторые другие операции. Минерал неприхотлив, поэтому необходимые манипуляции можно проделать самостоятельно. При желании можно не только отремонтировать изделие, но и сделать новое, если есть материал.

Для начала понадобятся настольный токарный станок с подходящими резцами или лобзик, напильник, тонкая узкая ножовка, плоскогубцы, нож, стамеска. Инструменты необязательно должны быть выполнены из прочной стали. Янтарь - мягкий материал, поэтому достаточно даже медных.

Если нужно избавиться от царапин на поверхности камня, отшлифовать, отполировать, понадобится наждак, средняя шкурка и мелкая (водостойкая). Используют пемзу - вулканическую застывшую пену. Лучше не брать искусственную, так как она сильнее крошится. Кроме того, в природной больше пор, поэтому она легче.

Для проделывания отверстий в окаменевшей смоле берут дрель, шуруповерт, бормашину. Сверло - спиральное, перовое, размер - около 1 мм. Найти такое проблематично, поэтому его иногда заменяют иголкой, заточенной проволокой или чем-то подобным.

Если обработка янтаря включает огранку, желательно иметь специальное приспособление. Вручную на глаз крайне трудно правильно выдерживать углы. Можно сделать простую опорную втулку, фиксатор. Удобно использовать алмазный, чугунный или свинцовый полировальный круг. В последних двух случаях понадобится порошок карбида кремния 8-12 мкм.

Для полировки отлично подойдет деревянный круг. При галтовке используется специальный барабан.

Обработка янтаря в домашних условиях

Камень имеет малую твердость и «прощает» ошибки даже новичкам. Однако обработка янтаря все же требует подготовки и определенных знаний. Например, при 150 °C минерал становится мягким, течет, а при 250-300 ℃ - активно плавится. В результате образуется корочка. Это нужно учитывать при полировании. Если используется алмазный или другой круг, придется следить за количеством оборотов.

Пригодность материала для конкретного изделия, особенности работы зависят от качества янтаря, количества включений. Перед началом сырье оценивают:

  • просматривают куски через сильный источник света, выбирают более прозрачные;
  • спиливают экземпляр с двух сторон;
  • срезы шлифуют мелкой наждачкой, еще раз проверяют на просвет;
  • мысленно прикидывают размер после обработки.

Поверхность прозрачного янтаря - ровнее, без явных бугорков, впадин. Мутные камни, как правило, имеют волнистую фактуру.

Обдирка камня

Обработка начинается с получения заготовок. Для отрезания нужных по размеру кусков берут токарный станок, лобзики, тонкие ножовки. Природный минерал имеет корку, которую нужно снять. Начинают это делать с прозрачной стороны. Чем чище янтарь, тем он более хрупкий.

Обдирка имеет целью предварительно подготовить материал перед шлифовкой, полировкой, гранением. Кусочкам янтаря придают форму. Для этого подходит электроточило, обычный напильник или плоскогубцы. Этот этап обдирки называется формовка. Для охлаждения используют воду.

Иногда нужны тонкие пластины из камня. Здесь потребуется раскрой (пиление). Подобная обработка янтаря в домашних условиях делается так:

  1. Заготовку помещают в тиски, для этого ее нужно завернуть в ткань.
  2. Ножовкой или лобзиком делают распил. С одной стороны не допиливают примерно 1/5 толщины или чуть больше, чтобы не допустить сколов.
  3. Затем переворачивают и доделывают работу. Движения - легкие, без усилий. Сделав несколько движений, счищают крошку.

В процессе обработки появляются отходы - янтарная пыль. Это главное сырье для качественного лака. Таким раствором или мастикой с клеем ПВА можно замазать трудные участки украшения.

Шлифовка и процесс выравнивания

После обдирки кусочки минерала имеют непривлекательный вид. Шлифовать их пока рано, сначала нужно выровнять. Для этого подходит наждачная бумага со средним размером зерна. Заготовки бывают разными, поэтому удобнее выбрать один из способов:

  1. Если камень округлый, лучше выравнивать своими руками.
  2. Когда работают с пластинкой из янтаря, удобнее положить заготовку и накрыть сверху шкуркой. Обрабатывать нужно аккуратно. Нажим - очень слабый.

Дальше идет шлифовка. Процесс отличается от выравнивания только видом наждачки. Здесь требуется более мелкая. При шлифовке нужно намочить камень и шкурку. Наждачка должна быть водостойкой. Как тонкий абразив иногда используют мел, зубной порошок, пемзу на ткани.

Полировка камня

Для заключительного этапа из инструментов понадобится электроточило, хотя можно сделать все вручную. После полировки обработанный янтарь получает законченный вид. Для этой стадии нужны:

  1. Мягкие материалы - фланель, войлок, кожа. Их применяют при ручной обработке или для кругов электроточила.
  2. Полирующий состав. Подойдет «Крокус» или паста ГОИ. Вместо них, можно смешать парафин (50 частей), мел (47 частей), зеленый крокус (3 части). К ним добавляется янтарная стружка.

Ручная полировка делается круговыми движениями. На электроточиле нельзя выставлять большие обороты, давить с усилием, чтобы янтарь не расплавился. Каждые несколько секунд нужно охлаждать камень водой или просто отводить его. Если минерал все-таки оплавился, придется отшлифовать и отполировать снова.

Есть интересный способ, когда работу проводят обычной дрелью. Инструмент крепится на верстак с помощью штатива. На дрель надевают мягкую насадку. В качестве полирующего состава можно использовать зубную пасту.

При галтовке в барабан засыпают абразив, смачивают водой и обкатывают янтарь. Способ неудобен тем, что занимает очень много времени. Зато участие человека сводится только к контролю за процессом и периодической замене абразива на более мелкий. При небольшом размере кусочков вручную обрабатывать их утомительно.

Полировку прекращают, когда янтарь блестит и отражает предметы подобно зеркалу. Обработка минерала на этом закончена. Если в камне будут отверстия, делать их нужно до полировки. Это же касается и склеивания поверхностей.

Некоторые утверждают, что у древних восточных мастеров была хитрость. После полировки они натирали поверхность камня сухими пальцами рук. После этого самоцвет еще раз протирали кусочком мягкой материи.

Обработка янтаря в домашних условиях - занятие несложное. Изделия из минерала хорошо поддаются чистке и полировке, ремонту, что позволяет придумать и сделать украшение своими руками.

Как бы ни был красив природный янтарь, люди на протяжении долгих лет пытались улучшить качество самоцвета. Мастера, занимавшиеся обработкой янтаря, хотели достигнуть полной прозрачности янтаря, расширить его цветовую гамму. Минерал, подвергшийся обработке, ценился гораздо выше, и использовался для изготовления ювелирных изделий.


Один из самых древних методов обработки янтаря - просветление . Для этой цели применяли жир молодого поросенка, при кипячении в жире пузырьки, присутствующие в самоцвете в большом количестве, постепенно заполнялись жиром, и камень становился прозрачным. Потом вместо свиного жира стали применять льняное или сурепное масло. Просветленный янтарь в XIX веке использовался для изготовления увеличительных стекол, очков. От янтарного стекла порох вспыхивал быстрее, чем от простого стекла, поэтому из янтаря изготавливали и зажигательные стекла.

прокаливание . С помощью этого метода обработки достигается просветление янтаря и появление внутри камня лузги «рыбьей чешуи». Суть этого метода заключается в прогревании янтаря в песке при температуре 140-150 градусов.


В каждую временную эпоху в разных ценился тот или иной цвет янтаря, поэтому окрашивание янтаря также очень широко применялось мастерами. Еще в Древнем Риме самоцвету научились придавать красный оттенок, который очень ценился в ту пору: для этого янтарь вываривали в козлином сале или масле при температуре 150-200 градусов, а в качестве пигмента для закрепления окраски добавляли морской пурпур, который добывали из моллюсков, ализарин, индиго и другие натуральные красители. Главный критерий при выборе красителя - он должен растворяться в масле.



Также для придания янтарю красноватых оттенков применяли варение самоцвета в меду, но при этом очень часто образовывалась мелкая сеточка трещин на поверхности камня, поэтому данный способ не пользовался популярностью.

Сегодня также используют осветление , как метод обработки янтаря, мутный или грязно-желтый янтарь обесцвечивают в специальных автоклавах, камни держат 16 часов под давлением в среде азота при температуре 250 градусов, а затем осветленный янтарь закаливают в специализированных печах с песком.


Еще один метод обработки янтаря - прессование и формование . Кусочки янтаря очень пластичны при нагревании, именно это свойство и используют при прессовании. Самоцвет, предварительно очищают от окисленной корки, окислившуюся корочку смолы снимают в течение нескольких часов в барабане, в котором крутятся камни, на дне этого барабана находится шлифовальный круг, об который камешки и трутся. Затем измельчают янтарь в порошок и закладывают в пресс-формы. При температуре 180-220 градусов и давлении порошок превращается в вязкую массу, затем его разливают по формам и дают затвердеть, охлаждая. После прессования получают янтарь различных оттенков, благодаря добавлению в массу красителей, такой янтарь используют в ювелирной промышленности, для изготовления медицинской посуды и используют в промышленности как изолятор.

Как отличить прессованный янтарь

Физико-химические свойства природного цельного янтаря и амброида, формованного камня сходны, но присутствуют некоторые отличия. Для прессованного характерны:

● Равномерно распределенные внутри включения, примерно одинаковой сферической формы пузырьков, отличающихся от хаотичных по размеру и распределению в природном «минерале»;
● наличие сгустков красителя;
● вид «лоскутного» одеялка;
● структурное распределение материала в камне может быть спиралевидным, прямолинейным;
под УФ излучением ведет себя как искусственный материал, пропуская лучи и не отсвечивает как природный камень голубым или зеленым.

Самым главным отличием амброида (плавленного прессованного янтаря) считается реакция на эфир. Если смочить поверхность естественного камня капелькой эфира, он не изменится, а прессованный станет липким, изменит цвет в месте реакции.



Применяется также химическая обработка янтаря . Остатки от обработки крупных камней нагревают в резервуарах при температуре 350-370 градусов, и в результате химических реакций янтарь разлагается на янтарное масло (15% от общей массы), янтарную кислоту (1,2%), и «плавленый янтарь» (65%).

Склеивание самоцвета

Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:

50 % водный раствор натрия или калия, которым смазывают поверхности деталей, после чего нагревают до определенной температуры и плотно зажимают между собой;
● янтарный лак и спиртовой раствор натрия;
● раствор целлулоида;
● раствор твердого копала в эфире.


Отжиг
. Данный метод улучшает декоративные свойства натуральных кусков янтаря. Необработанный янтарь закладывают в специализированные печи с песком и подвергают сильному калению при температуре свыше 200 С. В результате камень становится прозрачным, за счет того, что из него выходят пузырьки газов, которые замутняли янтарь. При длительном нагреве оттенок янтаря становится золотисто-желтым. При этом внутри самоцвета образуются многочисленные трещинки, что делают камень "блестящим" когда в них преломляется свет, проходящий сквозь камень.


Помимо облагораживания янтаря каждый камень проходит стандартную обработку, которая включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку.


Сверление янтаря

Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной, диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм, его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 - 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия, это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.


Обдирка и формовка янтаря

Обдирка янтаря - это снятие корки, которая образуется при обветривании минерала. Процесс происходит при помощи крупнозернистого наждачного камня. Получившуюся янтарную пыль собирают в специальный резервуар для получения лака. Обдирку породы обычно начинают с прозрачной стороны минерала, которая когда-то была повернута к солнцу. Корка снизу может быть отличной основой для задуманного изделия, где можно будет разглядеть различные фигуры, которые только можно нафантазировать.

Формовка - на этом этапе, заготовке придают определенную форму. Камню будет предан нужный объем и рисунок.


Раскрой янтаря

Раскрой янтаря - спиливание камня до заготовок-пластин нужной толщины и размера при помощи лобзика, слесарной ножовки по металлу. Завернув камень в бумагу или ткань, его зажимают в тисках или струбцине. Чтобы избежать раскола минерала, распиливание никогда не доводят до конца. Как правило, оставляют нетронутой небольшую часть минерала. После, камень вынимают из зажима, переворачивают и делают новый спил навстречу. Проделав такую операцию несколько раз, инструмент вынимают из пропиленного участка и вычищают образовавшиеся опилки и стружку в специальный сосуд.


Выравнивание камня

Выравнивание заготовки проводят после обдирания, формирования или раскроя. Заготовка имеет шероховатую, достаточно грубую, неровную поверхность. Среднезернистой шкуркой, обычно 40 - 16, заглаживают всю поверхность. С помощью гладкой пластины, подложив ее под шкурку, прорабатывают ровные участки. Закругленные - обрабатывают руками, согнув шкурку в трубочку. Движения камня должны быть легкими, круговыми, вращательными и без особого надавливания.


Шлифовка янтаря

Шлифовка янтаря, по-большому счету копирует предыдущий выравнивающий прием, только шкурка используется здесь меньшей зернистости. Для лучшего эффекта, нужно осуществить процедуру несколько раз, постепенно снижая зернистость. Обработка ведется с увлажнением минерала, поэтому шкурку нужно выбирать водостойкую. Опытные мастера используют для шлифовки старый порошок пемзы.


Полировка янтаря

Полировка янтаря - заключение обработки изделия. Такое действие придает изделию завершенный, нужный вид. Процесс производится вручную с использованием войлока, кожи, фетра, фланели и вращающихся кругов, которые изготовлены из такого же материала. На поверхность наносят окиси олова, пасту ГОИ, зубной порошок и даже мел. Полировка янтарных продуктов на производстве осуществляется при помощи бязевого круга. Его натирают смесью из парафина, янтарных стружек и мела. Ручное полирование изделий происходит круговыми движениями. На движущихся кругах янтарь полируют, легко прикасаясь и постоянно перемещая изделие. Если обороты полировочного круга слишком велики или нажатие на минерал сильное, то поверхность пригорит, образуется расплавленная корочка. При температуре больше 100° янтарь становится мягким, а при 300° самоцвет уже плавится.

Окончание полировочного процесса определяется принципом зеркального эффекта. Если полировка янтарных самоцветов выполнена качественно, предметы, словно в зеркале, должны отразиться в идеально гладкой поверхности камня. Опытные мастера янтарной обработки используют некоторые хитрости, которые они позаимствовали у специалистов Древнего Востока. После завершения полировки камня, они натирают поверхность изделия сухим пальцем. Завершив все действия над камнем, протерев его отрезами фланели или замши, изделие нанизывают на нити - так получаются бусы из янтаря, вставляют в оправу - в результате, это кулоны и кольца, наклеивают на основу или устанавливают на предназначенное место в коллекции.

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно обрабатывать янтарь в домашних условиях своими руками. Так же рассмотрим методику и технологию резки, гранения и полировки янтаря, а также изготовление различных ювелирных и поделочных изделий из янтаря. Узнаем, как изготовить искусственный янтарь в домашних условиях

Янтарь является минералом органогенного происхождения, это окаменевшая смола уже не существующих деревьев. Данный самоцвет был образован в результате эволюции земной флоры.

За счет глобального потепления хвойные растения увеличили объем выделяемых смол, понизив при этом вязкость вещества. Спустя несколько веков, отмершая древесина разложилась, водой вымылись все растворимые части в ее составе. После чего процесс окаменения был завершен и живица (смола) покрылась молодыми отложениями.

Насекомые, листья деревьев и прочие включение попали в смолу, когда та еще была жидкой. Химический состав минерала – это 78% соединения углерода, 11% кислорода и 10% водорода, также замечено небольшое количество включений (не больше 1%). В природе самоцвет встречается в виде фрагментов разного размера.

Чаще всего внешний вид минерала зависит от степени солнечного прогрева. Прозрачность и равномерная окраска характерна для самоцвета, который прогревался солнцем при стекании по стволу. Затвердевая, смола застывала в массивных каплях. Если смолянистые выделения не совсем сливались, то минерал получался ломким и слоистым. Но этот вид янтаря почти всегда получался прозрачным, и в нем чаще остальных встречаются включения. Наибольшей популярности камень достиг в XVII-XVIII вв.

В это время возникла новая методика обработки янтаря. Его пластины соединялись друг с другом по бескаркасной технологии. Благодаря такому способу появилась возможность создать скульптуры больших размеров, огромные вазы, крупные подсвечники и декоративные сосуды. Все свои умения по обработке янтаря мастера того времени применили при создании Янтарной комнаты в Екатерининском дворце Санкт-Петербурге, чьи поиски ведутся по сей день. В такой отделке были использованы изделия из янтаря, декоративные элементы и 22 панели.

Для снятия наружной корочки выветривания и придания заготовке приблизительной формы будущего изделия можно воспользоваться ножом, трехгранным напильником, стамесками и шлифовальной шкуркой. Чтобы изготовить изделия, имеющие форму тел вращения, можно воспользоваться настольным токарным станком. Шпиндель станка должен вращаться со скоростью 1500—2000 об/мин. Для распиловки и обработки янтарного сырья помимо обыкновенной ножовки по металлу, применяют циркулярные пилы и бормашины. Шлифуют и полируют янтарные изделия на войлочных и фетровых кругах, установленных на бытовом электроточиле. Из-за значительной вязкости янтаря его обрабатывают при повышенных скоростях вращения. Например, для сверления янтарных заготовок нужно применять перовое или спиральное сверло, а число оборотов его должно составлять до 2500 в минуту, поэтому циркулярные пилы следует устанавливать непосредственно на валы быстроходных электродвигателей. Для экономии сырья толщина циркулярных пил должна быть не более 0,4 мм, диаметр — 100—150, шаг зуба — 1, 5 мм. Затачивают зубья пилы на профильном абразивном круге или напильником.


Полировать янтарь можно не только фетровым, войлочным, но и бязевым кругом с нанесенной на него пастой из янтарной стружки, мела и парафина (мела — 47 %, парафина — 50 %, зеленого крокуса — 3 %).

Всегда важно знать, покупая янтарь, где находят этот минерал. А находят его на Камчатке, в Сибири, Румынии, Голландии, Венгрии, Германии, Чехии, Португалии, Испании, Франции, Швеции, Хорватии, Австралии. Очень красивые образцы были обнаружены в Сицилии, в Африке и Австрии. В Доминикане был найден зеленый янтарь.

На протяжении последних 50 лет Калининградский янтарный комбинат успешно занимается добычей самоцвета. Именно здесь производство янтаря целесообразно, так как это уникальное место, где осуществляется, как добыча минерала, так и его переработка. Калининградский камень известен на весь мир.

До сороковых годов прошлого столетия добыча была примитивной, но с началом нового промежутка времени, с появлением новой техники и более современного способа добычи этот процесс стал более совершенным. Добыча разделилась на несколько этапов, которые намного ее упростили. Для этого сначала выкапывали карьер, используемый на протяжении следующих 30 лет. При помощи землеройных машин снимался земляной слой в несколько десятков сантиметров. Мощными гидромониторами размывались горные породы. Землесосами породы откачивались.


После этого янтарная порода загружалась при помощи экскаваторов на электропоезда и отправлялась к местам переработки. Там на эстакаде янтарное сырье измельчалось и отправлялось на фабрику для дальнейшего обогащения. На этом этапе порода разделяется на янтарь и пустую породу.

С появлением современной компьютеризированной техники добыча стала более совершенной, оптимизировались затраты на работу.

Обработка янтаря предполагает использование токарного станка, резцов, напильника и лобзика. Каждый камень полируется с помощью пемзы, наждака, мела и мыльной воды. Места, слабо поддаваемые обработке, покрывают янтарным лаком. Если посмотреть на натуральный камень под микроскопом, видны прозрачные поры небольших размеров. После воздействия горячего масла, минерал размягчается, а поры пропадают, с заменой на чешуйчатые трещинки. Склеенные янтарные фрагменты распадутся, если их обдать кипятком.

Для повышения декоративных характеристик используется специальная обработка. Для этого самоцвет прокаливают при температуре более 200 градусов в печи с морским песком. В результате этого, минерал становится прозрачным, а его окраска меняется от светло-золотистой до темно-вишневой (в зависимости от времени нагревания). Кроме того, при таком воздействии внутри камня появляются веерные трещинки, делающие янтарь искрящимся. При нагревании без доступа воздуха окаменевшая смола становится более пластичной. Это свойство ювелиры используют во время обработки прессованием. Добавление специального красителя и определенный режим давления позволяют получить камень разной окраски и структуры. Из такого материала изготавливают ювелирные украшения, а в технике используют в качестве изолятора. Такой «плавленый» янтарь используется в мебельном производстве для покрытия мебели, а также покрытия музыкальных инструментов. Типографские краски и канифоль тоже производится из этого материала.

Самоцвет для ювелирных украшений часто подвергается предварительной обработке. Самый дорогой, игристый камень получается в процессе термообработки в автоклавах с дальнейшим охлаждением. Украшения из янтаря (бусы, кольца, кулоны, серьги) такого качества отдают невероятно красивым «солнечным» сиянием.

Непрозрачные камни вывариваются в масле льна с дальнейшим прокаливанием. Пузырьки внутри образцов наполняются жиром и приобретают свойство пропускать свет. Издавна большой популярностью обладал самоцвет, окрашенный в красно-бурые и сине-фиолетовые оттенки. Низкокачественный камень применяется в религиозных обрядах. При сгорании он источает фимиам, больше известный как ладан.

Наряду с натуральными камнями-самоцветами ювелирные мастера работают с амброидами – химически обработанными и прессованными мелкими янтарными кристаллами.

Янтарь является популярным материалом для изготовления ювелирных украшений. Легкость в обработке, разнообразием форм позволяет создавать самые разные ювелирные украшения.

Большая популярность янтарных изделий обусловило изготовление искусственного камня кустарных условиях. Для этого используется специальное оборудование, скипидарная смола, шеллак и белая канифоль. Учитывая стоимость натурального камня, производство имитации – очень прибыльное дело. Поэтому, приобретая украшение или другое изделие, очень важно, как отличить янтарь от искусственной подделки.

Чаще всего для изготовления имитации используются дешевые смолы, которые очень легко отличить от натурального самоцвета. В отличие от природного материала, подделке свойственна мягкость и своеобразный «лесной» запах. Кроме того, их можно поцарапать ногтем, в то время как с янтарем это сделать невозможно. Отличить можно и с помощью обычного десятикратного увеличительного стекла. Для смоляной подделки характерны волнистые образования, которые образованы в процессе спекания частиц. Намного сложнее отличить имитацию из копала – твердой смолы, похожей на янтарь, но малоисследованного происхождения. Стоимость таких изделий, как правило, ниже, чем у натурального самоцвета. Однако цена, может быть, и завышена – для более точного соответствия янтарным изделиям. Поэтому по ценовому фактору сориентироваться трудно.

В магазинах часто можно встретить стеклянные подделки, которые отличить легче всего. Для этого по камню можно провести медной иглой – на настоящем минерале след останется, на искусственном – нет.

Если имеются подозрения, что в руках пластмассовая имитация – попробуйте отломить кусочек. Пластик будет отслаиваться, а настоящий камень – крошиться. .

Существует еще один способ определения натуральности самоцвета. Для этого берется стакан обычной воды с тремя ложками соли. В такой среде янтарь будет плавать, а имитация – пойдет ко дну. После подобных процедур необходимо обязательно промыть камень от соли, которая может испортить поверхность натурального минерала.

Различают три сорта сырья янтаря: поделочный, прессовочный и лаковый.

Поделочный – это крупные куски хорошей формы и цвета, используются для резьбы, высокохудожественных ювелирных украшений.

Прессовочный (амброид) – переплавленный янтарь из мелкоразмерного, некондиционного янтаря и отходы янтарного производства (пыль, обрезки и т.п.). Применяется с конца XIX века. После измельчения янтарная мука подвергается холодному прессованию, а затем нагреванию до 220-230 град. при давлении 14 килобар. Его также используют в ювелирных изделиях и резьбе. Характеризуется такой янтарь, наличием ориентированных свилей и пузырьков и, как правило, более темным, насыщенным цветом, что ценится в отдельных странах – например в Германии непрозрачный янтарь цвета темного коньяка – антик.

Лаковый – весь оставшийся несортовой янтарь идет на изготовление янтарных лаков, канифоли

Большая часть изделий из янтаря – недорогая бижутерия, реже используется как резбовой материал или для инкрустации. Весь янтарь на сибирском рынке, используемый местными ювелирами, привозной. Обрабатывается легко медным и стальным инструментом. Обычно используют ручные инструменты – ножовки с узкими и тонкими полотнами. Придание формы изделию может осуществляться вручную – опиливанием тонким напильником. Сверление янтаря производится с помощью ручной или электрической дрели, или бормашинки – стальными сверлами при небольших оборотах. Периодически сверло очищается от янтарной стружки во избежании налипания на инструмент.

Янтарь можно гранить. Для этого используются тонкозернистые ограночные алмазные круги с зерном 10/15 мкм. В случае использования при огранке свободного 8-12 мкм абразива (карбида кремния) применяются чугунные или свинцовые планшайбы. Боится перегрева. При температуре 150 градусов становится пластичным («течет»), а при250-300 градусах интенсивно плавится. Нужно учитывать, что прозрачные разновидности янтаря более хрупкие, чем непрозрачные, поэтому желательно использовать подогретые заготовки янтаря. При большой скорости обдирочного круга могут возникнуть участки точечного плавления. Обдирку ведут тонким свободным абразивом (карбидом кремния 12 -мкм порошком) на свинцовом или чугунном круге. Для шлифования также применяется пемза на ткани или дереве. После обработки тонкого шлифования абразивной тканью, используется также трепел или крокус на войлоке, ткани или дереве. Из подручных средств, как тонкий шлифовочный абразив, используется зубной порошок (мел) на ткане. Для полирования – крокус на масле, с последующим сухим крокусом на миткалевом круге. Также используют окись олова на коже, с окончательной полировкой вручную тем же составом на фланели. Полируется окисью алюминия на деревяном (покрытым восковым слоем) или восковом круге. На конечных этапах полировки может использоваться паста ГОИ на сукне или фетре. Для исключения плавления при полировке и обдирке для охлаждения применяется вода. Способность янтаря плавится используют при утилизации отходов производства янтаря. Кстати существует вероятность, что большая часть сырья янтаря с включениями насекомых и растений – новоделы и имитации.

В зависимости от степени прозрачности и цвета ювелиры делят янтарь на прозрач­ный — имеет все оттенки желтого цвета; дымчатый — мутноватый, с «запыленными» участками и просветами; костяной — не­прозрачный, светлый, схожий со слоновой костью; пеноянтарь — непрозрачный, свет­лый, похожий на застывшую пену...

Очень ценным является янтарь, содержа­щий в себе включения: насекомых, мелких животных, мох, пыльцу растений, кусочки коры, минеральные образования, песок, пирит, кальцит и т.д. Все они захвачены во время выделения смолы, что дало им возмож­ность сохраниться до наших дней. Такие эк­земпляры, помимо ювелирной и коллекцион­ной значимости, представляют собой науч­ный материал величайшей важности, дающий представление о жизни и ее развитии в дале­кие геологические времена.

Есть у второго, хранящего солнечное тепло камня еще ряд преимуществ: мягкость (твердость по шкале Мооса 2—3), отсутствие спайности, вязкость, мягкая полируемость, дающие возможность обрабатывать его под­ручными средствами.

Изготовление изделий из янтаря в типич­ном случае сводится к таким приемам, как обдирки, раскрой, «формовка», шлифование и полирование. Прежде чем браться за работу, следует очень внимательно изучить имею­щийся материал, вполне вероятно, что в не­которых образцах могут оказаться включения. С этой целью выбирают прозрачные камни (просматривают на сильный источник света), а затем сначала с одной, потом с другой сто­роны спиливают ножовкой тонкие ломтйки. Полученные грани прошлифовывают мелкой шкуркой и просматривают, как через призму, на просвет... Характер будущей работы и при­емы обработки полностью зависят от особен­ностей имеющегося сырья. У прозрачных камней лицевая сторона всегда более ровная, без заметных углублений; у мутных (до белых) — имвет более выраженную волнистую или об­лачную фактуру. Крупные — мысленно рас­секают на заготовки, необходимые для ком­плекта поделок, учитывая и возможность включения янтарной корочки. Проведя диа­гностику камней и определив содержание бу­дущей работы, переходят непосредственно к технологическим операциям.

Обдирка — снятие корки-патины, образо­вавшейся в результате выветривания, с помо­щью крупнозернистой шкурки, напильника, легкого прикосновения к вращающемуся камню электрогочила Образующуюся янтар­ную «муку» собирают в отдельную емкость для получения (по мере накопления) само­дельного лака. Обдирку всегда начинают с прозрачной стороны куска, которая когда-то была обращена к солнцу. Нижняя корковая часть может стать прекрасным фоном буду­щего изделия, рисующего уголок подводного царства, пещеры, гроты, сказочные цветы...

Формовка — придание заготовке заду­манной формы. С помощью тех же инстру­ментов и приспособлений камню придается определенный объем, силуэт, пространст­венный рисунок.

Раскрой (пиление) — прием, используе­мый для получения пластин различной тол­щины, заготовок определенного размера. Инструментом служит слесарная ножовка по металлу с коротким полотном, лобзик. Камень зажимают в струбцине или в тисоч­ках, предварительно обернув в бумагу, ткань. Во всех случаях распил не доводят до конца примерно на 1/4—1/5 толщины материала, чтобы избежать скола. Затем ка­мень освобождают от зажима, переворачи­вают и делают встречный запил. Движения «режущего» инструмента легкие, свободные, без заметных усилий. Сделав несколько дви­жений, пилку вынимают из пропила и счи­щают в емкость налипшие опилки.

Выравнивание — полученное после обдир­ки, формовки или раскроя изделие имеет до­вольно грубый, с заметными царапинами, ше­роховатый вид. Шкуркой средней зернистости (Ns 40—16) тщательно заглаживают всю по­верхность. Ровные участки — подложив под шкурку гладкую пластину, закругленные — в руках, изогнув шкурку желобком, трубочкой. Движения шкурки или камня — легкие, без нажима, круговые, вращательные.

Шлифование — прием, который в точ­ности копирует предыдущий, только шкурка берется более мелкой зернистости. Жела­тельно этот прием осуществлять в несколько заходов, постепенно, снижая степень зер­нистости. Шкурку брать водостойкую, об­работку вести, увлажняя камень или шкур­ку. Старые мастера для шлифования с ус­пехом использовали увлажненный порошок пемзы, нанося его на ткань или древесину.

Еще некоторые сведения об обработке янтаря:

Полирование — заключительная операция, придающая изделию законченный «товар­ный» вид. Выполняется вручную на войлоке, коже, фетре, фланели, миткале или электроточиле, вращающихся кругах, изготовленных из того же материала. На основу наносится имеющийся полирующий состав: паста ГОИ (окись хрома), окись олова, «Крокус» (окись железа) на масле, зубной порошок, паста, мел. В производстве янтарные изделия полируют на

Бязевом круге, натертом специальной пас­той из янтарной стружки, парафина и мела.

Полировка вручную выполняется легкими круговыми или восьмеркообразными дви­жениями. На вращающихся кругах — легким прикосновением и постоянным перемеще­нием полируемой поверхности. При слиш­ком больших оборотах полировального круга или при сильном нажатии на него, поверхность камня как бы пригорает, обра­зуется оплавленная корочка. Это происхо­дит от того, что при температуре свыше 100°С янтарь начинает размягчаться, а при 300°С — плавиться. Чтобы избежать оплав­ления камня, прибегают к уменьшению обо­ротов, подавая на электроточило, дрель 1/3 напряжения (примерно 70 В) или охлаждая заготовку водой. Устранить появившийся при полировке дефект можно, лишь повто­рив обработочные операции: грубое и тон­кое шлифование (шкурками со средним и мелким зерном) и полирование.

Окончание полировки определяют по принципу зеркального эффекта: при каче­ственно выполненной полировке, в гладкой поверхности камня, как в зеркале, отража­ются все предметы. У старых мастеров ян­тарного дела есть маленькая хитрость, за­имствованная у умельцев Древнего Востока. Закончив полировку камня, поверхность его некоторое время натирают сухими пальцами рук (этот прием можно провести в дороге, между делом, не тратя специально время). Окончательно протерев камень кусочком замши или фланели, его укладывают в от­веденное место коллекции, вставляют в оп­раву, нанизывают на нитку, скрепляют це­почкой, наклеивают на основу и т.д.

При сборке ювелирных изделий из янтаря нередко приходится делать отверстия — сквоз­ные или на определенную глубину. Сверяете осуществляют ручной дрелью или бормаши­ной (на низких оборотах), сверлом диаметром около 1 мм Сверло можно заменить швейной иголкой со сломанным ушком, короткой за­каленной стальной проволокой с заточенным наконечником и т.д. В момент сверления после каждого заглубления на 1—2 мм свер­ло извлекают и очищают от стружки. Вы­сверливание лучше производить до приема окончательной полировки, что дает воз­можность хорошо удерживать камень в руках и избежать появления царапин от ост­рия сверла. Чтобы камень (особенно мел­кий) при сверлении не треснул, его иногда во время работы опускают в воду или масло. При сквозных отверстиях высверливание желательно вести встречное, до половины камня с одной стороны, а затем с другой. Это позволяет избежать образования сколов в момент выхода сверла из заготовки.

В некоторых случаях бывает необходимо прочно соединить детали из янтаря друг с другом. При склеивании прибегают к одному кз клеевых составов: пятидесятипроценг- ным водным раствором едкого натрия или калия (гидроксид калия или натрия) смазы­вают поверхность деталей, слегка нагревают и плотно прижимают друг к другу; спирто­вым раствором канифоли или янтаря (ян­тарный лак); раствором твердого копала в эфире; раствором целлулоида.

Некоторые кусочки янтаря, если они не удовлетворяют своими декоративными свойствами, можно облагородить, повысив их прозрачность (удаляются воздушные пу­зырьки и включения жидкости). С этой целью янтарь подвергают кипячению, прока­ливанию в льняном или сурепном масле. При кипячении важно, чтобы разогревание и охлаждение масла шло как можно мед­ленней. Замутненный янтарь просветляют также с помощью сухого прокаливания. В течение длительного времени кусочки ян­таря прогревают в песке при температуре свыше 100° С. При охлаждении просветлен­ных камней внутри их происходят микро­взрывы пустоток, в результате чего образу­ются веерообразные блестки-чешуйки, а сам янтарь приобретает красивый красновато- вишневый оттенок В литературе встреча­ются сведения о способах окрашивания ян­таря в красный, синий, фиолетовый, пур­пуровый, зеленый и другие цвета. Напри­мер, для получения красноватого и других оттенков янтаря его проваривали в меду или растительном масле в присутствии органи­ческих красителей. Однако рецептура, со­ставы красителей не приводятся.

Среди механических приемов обработки мягких камней есть вполне доступный и про­стой, но очень продолжительный по времени, гактоака — обкатка мелких кусочков янтаря во вращающемся барабане. Получающиеся окатыши — великолепное сырье для изготов­ления украшений. Вместе с камнями в бара­бан засыпается абразивный порошок (время от времени его заменяют на более мелкое зерно) и все это обильно смачивается водой или спиртовым раствором для лучшего по­верхностного сцепления абразива и янтаря.

В производстве из отходов переработки «смолы» получают прессованный янтарь. Не­пригодные мелкие кусочки, после дополни­тельного дробления, нагревают под значитель­ным давлением в гидравлическом прессе до температуры 140—15(гС без доступа воздуха. Расплавившийся янтарь прессуют в крупные блоки или изготавливают бруски (прутья), продавливая через круглые отверстия нужного диаметра. Бруски, кубики, прутки распили­вают на более мелкие заготовки, из которых вытачивают бусины или делают другие ук­рашения, уступающие по своим декоратив­ным свойствам натуральному камню.

Ювелирные украшения из янтаря в домашних условиях

Кольца. В прошлом довольно широко были распространены кольца, выточенные из целого куска камня. Простейшие из них вы­резаются из пластинки, приближающейся по форме к будущему изделию. Выпиливается внутреннее отверстие (удобнее его д елать труб­чатым сверлом), после чего кольцо доводится шкуркой или напильником до необходимого размера, тщательно шлифуется и полируется.

Более прочны массивные каменные коль­ца с расширяющейся верхней частью, закан­чивающейся ровной площадкой, на которой выгравировываются вензеля, вырезаются ми­ниатюры или просто оставляют зеркально гладкой. Для таких колец напиливают кубики первоклассного янтаря, высверливают или выпиливают отверстия, придают соответст­вующую форму, выравнивают кромки, после чего — финиш — обработка.

В кольцах из цветных металлов очень часто в качестве вставок используется янтарь. Он имеет правильную овальную, приплюснутую форму с ровной нижней площадкой (кабо­шон). Кабошоны удобно изготавливать с по­мощью простейшего приспособления — де­ревянной палочки (оправки) с гладким тор­цевым срезом На него с помощью клея ПВА нижней подшлифованной площадкой накле­ивается подобранный камешек и круговыми движениями (вручную на шкурках или электроточиле) доводится до законченного вида. Чтобы снять кабошон с палочки, до­статочно его опустить в теплую воду.

Янтарную вставку при желании можно огранить. Однако «вручную» выдержать со­отношение плоскостей и углов очень труд­но, поэтому следует изготовить хотя бы про­стейшую опорную втулку, фиксатор оправ­ки. Оптимальные углы при огранке у пави­льона 43°, коронки — 40—50°. После об­дирки на тонком абразиве приступают к ог­ранке. Ее лучше вести на мелкозернистом алмазном круге или порошком карбида кремния на свинцовом или чугунном круге (планшайбе). Полировку осуществляют на деревянном круге.

Серьги из янтаря в домашних условиях

Отличительная особенность этого излюбленного женщинами изделия — изготовление в паре. Во всем: в размере, цвете, рисунке, массе, материале, вставках — они идентичны. Поэтому выбранный камень для вставок должен быть достаточно крупным, без дефектов, с однородным рисунком, цветом, прозрачностью. Подготовка янтаря (как и любого другого материала) может идти двумя путями. В первом — камень обрабатывается до стадии полировки целым куском, после чего его распиливают на две одинаковые половинки, шлифуют место раскроя, высверливают отверстия или паз для крепления дужек и доводят до зеркального блеска. Во втором — в напиленных или имеющихся пластинах находят два абсолютно одинаковых участка. Склеивают их друг с другом (клеем ПВА, предварительно отшлифовав плоскости), а затем обрабатыва­ют на глаз или предварительно разметив карандашом контур украшения. Изредка, когда серьги имеют усложненную форму, вставки изготавливают по отдельности, постоянно сравнивая друг с другом или проверяя по шаблону. Очень оригинально смотрятся серьги, представленные несколькими, смешанными в обработке или однотипными деталями из янтаря. Здесь остается ют же принцип — пар­ность, хотя непосредственно в отдельной «подвеске» могут быть представлены камни, разные по цвету, прозрачности, форме в зависимости от замысла художника.

Броши из янтаря в домашних условиях

Подбирают наиболее интересные, уникальные по рисунку и цветовой гамме крупные, прозрачные или полупро­зрачные плоские камни. Впечатляюще смот­рятся прозрачные самоцветы с «лимонной» корочкой, которые как бы раскрывают внут­ренний затаенный мир камня. Форма броши: овальная, уплощенная, угольная, слегка ограненная и т.д. во многом зависит от имеющегося минерала. Для всех, однако, характерно значительное по площади зер­кальное «пятно» украшения. Имея под ру­ками такую «благородную» поверхность, ее можно использовать для вырезания камей (выпуклое над фоном изображение), инта­лий (погруженного в фон изображения).

Кулоны из янтаря в домашних условиях

Технология изготовления этих украшений полностью совпадает с получением вставок для серег. Задача даже упрощается, поскольку нужен всего лишь один камень хотя и большего размера. Он имеет обычно уплощенную, обтекаемую, капле­видную форму, прозрачный или полупро­зрачный, часто с приятным мягким рисун­ком. Для законченного кулона подбирают цепочку или бечевку, используя такой ма­териал, который бы наиболее полно под­черкнул красоту самоцвета.

Бусы из янтаря в домашних условиях

Эти изделия наиболее ценимы женщинами. Некоторые отдают предпочте­ние им из соображений, что янтарь приносит облегчения от различных недугов, да и по красоте своей они мало чем уступают бусам из твердых камней. Классическая форма бус — округлая (шаровидная, оваль­ная), поэтому их в основном вытачивают на станках, так как получить вручную одинаковые бусины очень трудно. Для янтар­ных бус хорошо подходят галтованные ока­тыши, граненые кругляши, мелкие кубики с заглаженными ребрами, небольшие пластинки, а также обычные камешки, в обилии собираемые после шторма на побережье Балтики. Последние сортируют по размерам, форме, цвету. При необходимости при­шлифовывают на прочную тонированную капроновую нитку или леску. Бусины в изделиях могут быть нанизаны и в несколько рядов. Сами ряды — плавно изгибаться, образуя порой узор под стать кружевам. Отдельные камешки будут выделяться своей нетипичной формой, цветом, свешиваться искрящимися каплями дождя, сосульками, отражаться дрожащими лучиками...

Кроме упомянутых янтарных украшений, можно встретить или попробовать изготовить самому декоративные заколки, оригинальные зажимы для галстука, браслеты. Поскольку янтарь как поделочный материал наиболее доступен, предпочтение в работе отдается целой группе изделий — гарнитурам. Они дают возможность максимально реализовать творческие возможности художника, загадочную красоту камня. Не последнюю роль здесь играют сопутствующие материалы: металл, древесина, кожа, текстиль.

В свою очередь, в творческом ряду работ немало таких, где янтарь сам играет вспо­могательную роль. Используемый в роли цв.говых, фактурных пятен, оригинальных вставок, деталей украшений (дамские сумки, портмоне, альбомы, курительные принадлежности и т.д.), он позволяет под­черкнуть своеобразие авторского замысла, полнее раскрыть красоту предмета, напол­нить его новым содержанием.

Янтарь в прикладном творчества

Мозаика. Картины, «выписанные» из ку­сочков янтаря, подобранные по цвету, раз­меру. рисунку, имеют богатую историю. Наиболее значительным памятником этого вида искусства являлась янтарная комната, возведенная в Екатерининском Царскосель­ском дворце (XVIII в.) под Санкт-Петер­бургом, названная «восьмым чудом» света. Варварски разрушенная и вывезенная из страны фашистами в годы Великой Отечественной войны. Общая площадь каменных рисунков составляла десятки квадратных метров. На их изготовление пошли сотни килограммов отборного камня. Ныне пред­принимаются попытки воссоздать утерян­ное чудо из солнечного камня. Лучшие мас­тера янтарного дела заняты возрождением потерянного шедевра.

Как и всякой мозаике, работе предше­ствует тщательная разработка эскиза, вы­полненного во всем богатстве янтарной па­литры. Подбираются соответствующие об­разцы (с предварительно снятой коркой) и распиливаются на пластины толщиной при­мерно в 3 мм. Основой д ля небольших работ может служить слоеная фанера, оргалит, доска, древесностружечная плита, металличес­кая пластина и т.д., толщина которых зависит от размеров «картины». Края основания об­рамляются полосками металла или тонкими рейками, продающими изделию законченный вцд. Кроме того, они не дадут клею и кусочкам камня выступать за край мозаики. Если пре­дусматриваются декоративные кромки, то по­лоски устанавливаются съемные.

В зависимости от выбранного рисунка, ко­торый сразу переводят на основу, определяют тип мозаичной техники: обычная — кусочки камня имеют приблизительно один и тот же размер, форму (в небольших работах пример­но 5—6 мм) и закрепляются на основе с за­зором в 1,5 мм или флорентийская (интарсия) — кусочки камня как можно плотнее, без про­светов, прилегают друг к другу. Для простой мозаики «нарезают» или осторожно раскалы­вают кусочки янтаря, клеем смазывают не­большой участок рисунка, имеющий один цвет, и укладывают детальки, оставляя тонкий ровный просвет. Работы начинают с цент­ральной части рисунка, перемещаясь посте­пенно к его краям. В флорентийской — ри­сунок разрабатывают так, чтобы каждая цве­товая деталь была полностью вырезана из одной пластины. Бумажное изображение рас­краивают на отдельные детали, каждую из ко­торых наклеивают (клей ПВА) на подходя­щего цвета и размера пластинку. Затем плас­тинку по изображению опиливают лобзиком или обтачивают напильником, на электрото­чиле. «Вырезав» каменную деталь, осторожно снимают бумагу (предварительно размочив). Набор «картины» удобнее вести на стеклян­ной пластинке, подложив лист кальки (чтобы клей не прилип к стеклу), сверяя получаемое изображение с оригиналом. Закончив сухой набор деталей, полученный рисунок скрепля­ют по краям полосками, заливают клеем, на­кладывают основу и помешают под пресс.

Клеевым составом могут быть: шпаклев­ка, эпоксидный клей, клей БФ-2, БФ-4, ПВА и другие. Клей БФ-2 больше подходит к интарсии: набранная поверхность рисунка и основа обезжириваются спиртом, смазы­ваются тонким слоем клея, подсушиваются в течение 15—20 мин, затем вторично на­носится клей и через 3—5 мин пластину ос­новы накладывают на мозаику и прижимают грузом. Сушка длится 1—2 суток. Очень удо­бен в работе клей ПВА. При испарении воды он образует твердую, вязкую, просвечиваю­щуюся и почти бесцветную пленку, обла­дающую, однако, низкой водостойкостью. На основе этого клея можно приготовить за­мазку (шпаклевку) для заполнения пустот в законченном изделии и в ремонте их. С этой целью толченый порошок камня смачивают клеем и тщательно перемешивают. После просушки наклеенных кусочков янтаря акку­ратно, шпателем заполняют паутинку просве­та, окончательно просушивают, шлифуют и полируют лицевую сторону изделия.

Инкрустация из янтаря в домашних условиях

Представляет собой разно­видность так называемой врезной мозаики, когда в основе (твердые породы древесины, мягкий камень, металл, кость) по размяг­ченному рисунку вырезаются углубления с плоским дном, предназначенные для вкла­дывания в них тонких пластинок из камня. Края углублений подрезают под прямым углом, стараясь избегать сколов, задиров. С помощью бумаги снимают точные контуры деталей (бумагу накладывают сверху и при­тирают карандашом), вырезают ножницами и наклеивают их на пластинку или пользу­ются ими при разметке как шаблонами. Вы­пилив из камня детали, в углубление нано­сят шпаклевку или клей (желательно, чтобы по цвету состав не отличался от основы) и вдавливают пластинки, стараясь, чтобы клей появился снаружи. После затвердевания связки всю поверхность мозаики тщательно шлифуют, а затем полируют. Описанный прием мозаичной техники широко исполь­зуется при отделке всевозможных изделий, носящих декоративно-прикладной характер.

Аппликация из янтаря в домашних условиях

Такие работы являются наи­более простым и доступным примером мо­заичной техники. Основой чаще всего слу­жит дерево, тщательно обработанное, тони­рованное в густые темные тона. Можно ис­пользовать также натянутую на подрамник ткань, оргалит, фанеру, стекло, керамичес­кую плитку и другие плоскостные материа­лы. Схематический рисунок, набросанный в свободной манере, заполняют отдельными тонкими, разноцветными, отшлифованны­ми деталями. Порой на значительном рас­стоянии друг от друга, а иногда почти ка­саясь кромками. Нередко детали представ­ляют собой просто отшлифованные «лом­тики» распиленного камня, с плавно очер­ченной корочкой, контуром. После сухого набора рисунка, добившись его выразитель­ности, цветовой насыщенности, компонов­ки, детали закрепляют на основе, стараясь, чтобы клей не выступал наружу. Изделие накрывают чистым листом бумаги, сверху накладывают груз и высушивают.

Вышивка. Среди почитателей янтаря есть и такие, которые предлагают использовать застывшие слезинки в качестве материала д ля вышивки, переняв технику бисера. Каждая бусинка представляет собой мелкую, «при­плюснутую», чуть подшлифованную, почти полностью сохраняющую естественную непра­вильную форму, с просверленным отверстием, детальку. На подрамник с натянутой тканью или иной материал с выразительным перепле­тением, фактурой, с помощью тонкой лески или нитки нашивается незатейливый узор. В лучах света каждый камешек начинает играть свою цветовую мелодию, сливаясь в единую композицию, согревающую душу.

Гравирование из янтаря в домашних условиях

Этот прием нечасто встре­чается в практике художественных работ по камню. В свое время (30-е годы) были модны украшения из пластинок прозрачного янтаря овальной или круглой формы. На изнаночной стороне вьправировывался рисунок, который хорошо просматривался сквозь отполирован­ную поверхность. В основном это были изо­бражения цветов, пейзажи. Техника гравиро­вания, заимствованная как один из способов художественной обработки стекла, хрусталя, не нашла широкого применения. В настоящее время отдельные умельцы вновь прибегают к этому нехарактерному для янтаря приему, ис­пользуя его для усиления восприятия естест­венного рисунка камня. Снятая с лицевой стороны прозрачного камня корочка позво­ляет заглянуть внутрь янтаря, увидеть непо­вторимый мир сказочных образов. Остается лишь «прочесть» открывшийся рисунок, сде­лать мотив более явственным, слегка допол­нив его гравированным рисунком, отдельны­ми штрихами различной глубины и направ­лений, сохраняя при этом натуральный облик самоцвета.

Инструменты — от обычных стальных ппихелей для резьбы по дереву до борма­шины с гибким валом и насадками. Пос­леднее более удобно, поскольку за счет сменных головок есть возможность получать штрихи любых очертаний. При выполнении «негативной» гравировки на янтарной плас­тинке карандашом помечают контур рисун­ка (в зеркальном изображении), после чего осторожно обводят его режущим инстру­ментом, стараясь снимать стружку сразу на заданную глубину, не «зарываясь» внутрь материала и не выходя на поверхность.

Резьба из янтаря в домашних условиях

Низкая твердость камня, слабо вы­раженная хрупкость (прозрачные разновид­ности более хрупкие, чем замутненные) дают возможность вырезать из целого куска янтаря различные миниатюры, плоские и объемные композиции, фигурки. Мелкая резная плас­тика из янтаря нашла свое отражение в япон­ских стилизованных резных изображениях людей и животных (искусство НЭЦКЕ — изящные, прочные, гладкие украшения ве­личиной со сливу с отверстием дня шнурка, используемые как противовес — брелок для удержания на поясе кисета с табаком или кошелька). Особенно широко резные изде­лия были распространены в XVII—XVIII вв.

Традиционно резьба по янтарю осущест­вляется с помощью разнообразного сталь­ного инструмента: пилками с мелкими зу­бьями, напильниками, надфилями, штихе­лями. Работа идет намного быстрее, если использовать вращающиеся твердосплав­ные, металлические насадки бормашины. Чтобы уменьшить вероятность растрескива­ния камня, в процессе работы его следует держать в слегка подогретом состоянии.

Выбранному камню (без заметных изъ­янов) вчерне, с помощью напильника, электроточила, придается задуманная форма. Затем она постепенно, надфилями, штихелями, доводится до необходимой чис­тоты. При выбирании крупных полостей пользуются пилкой. Шлифовку всей поверх­ности осуществляют тонким порошком пемзы или карбида кремния, используя при необходимости липовую палочку с обрезан­ным под углом 45° кончиком. Имеющиеся углубления вышлифовываются также липо­вой палочкой, кончик которой повторяет его очертания. Полировку резной поверх­ности удобнее вести специальными волося­ными щетками, применяемыми в стомато­логии (закрепляются на вращающихся валах бормашины, электродрели, точила), или мягкими тканевыми кругами с нанесенной меловой суспензией или пеплом.

Изредка встречаются работы, вырезанные не из единого куска янтаря, а из нескольких горизонтально склеенных, красиво подобран­ных по цвету, фактуре пластин. Склеенный янтарный блок обрабатывают как цельный ка­мень, соблюдая осторожность.

Точение. Из отдельных высококачествен­ных кусков янтаря можно вытачивать шары, бусины, имеющие круглую или овальную форму, а также статуэтки (шахматы) или из­делия цилиндрической формы. На произ­водстве такие работы выполняют из прес­сованного в круглые стержни янтаря. В лю­бительских условиях камню придается стержнеобразная форма. Затем его как «южно глубже вставляют (обернув в про­кладку) в патрон и обрабатывают на малых оборотах с помощью резцов, надфилей, на­пильников, шкурки, мягкой тканью с нане­сенным полировочным составом. В некото­рых случаях камень пришлифованной пло­щадкой наклеивают на торец деревянного стержня и, зажав последний в станке, ведут обработку. Чаще всего работы из точеных деталей делают наборными (подсвечники, мундштуки, ручки...), соединяя выточен­ные, иногда добавляя резные части, друг с другом с помощью клея.

Скульптура из янтаря в домашних условиях

Имея под руками интересные по форме камешки янтаря, не представляю­щие ювелирной ценности, можно попытаться вдохнуть в них вторую жизнь. Стоит только повнимательней взглянул» на теплый камень, повернуть той или иной стороной, как перед глазами возникнет оживший зверек, томик, чудище... Достаточно иногда двух-трех дви­жений резца, напильника, и образ становится куда более явственным.

Если одного камешка недостаточно, по­пробуйте составить композицию из не­скольких, скрепив их капельками клея, на­низав (предварительно просверлив) на нитку, проволочку, металлический стер­жень. Особое внимание следует уделить форме отдельных деталей, соотносительнос­ти их, цветовому решению, способности камня создавать иллюзию тепла, света.

Как еще распознать натуральный янтарь в домашних условиях

Янтарь — один из тех минералов, поделки из которого легко спутать с пластмассой, син­тетической смолой, стеклом, костью. Помимо сугубо научных диагностических способов, позволяющих отличить натуральный камень от имитации, есть вполне доступные каждому.

кусочек янтаря легко загорается от пламени спички, давая характерный «смо­листый» запах;

если с некоторым усилием потереть сухим пальцем обработанную поверхность камня, он дает приятный, чуть уловимый «смолистый» аромат;

при трении о шерстяной платок ян­тарь электризуется и начинает с особой силой притягивать мелкие кусочки бумаги, соломинки, волосы;

— янтарь тонет в воде, но остается на плаву в солевом растворе (плотность мине­рала 1.05—1.30).

Как отличать натуральный янтарь от прессованного?

Изделия из прессованного янтаря отли­чаются по внешнему виду от натурального прежде всего мутноватым оттенком (хотя встречаются и прозрачные разновидности) и измененной формой включенных газовых пузырьков. Последние, в отличие от при­родного (всегда сферические), имеют вытя­нутый удлиненный вид. Наблюдать их лучше всего в бинокулярную лупу или мик­роскоп. Кроме пузырьков характерной формы, у прессованного янтаря в глаза бро­саются: струйчатосгь течения, наличие пря­молинейных, кривых, спиралевидных обра­зований; шарики плотной основной массы; сгустки красителя.

Как отреставрировать янтарное изде­лие в домашних условиях

Расколотый кулон, брошь, миниатюра склеивается одним из клеевых составов (см. выше). После высыхания шов аккуратно за­чищают мелкой шкуркой и заполировываюг.

Поверхностные сколы, образовавшиеся при неосторожном обращении с изделием, выравнивают напильником и шкуркой со средним зерном. Затем переходят на мелкое зерно, после чего изделие полируют заново.

Выемки, раковины, изломы шпаклюют янтарной мастикой, приготовленной из ян­тарных опилок с добавлением клея ПВА. Если при высыхании мастика дает усадку, состав наносится вторично, добиваясь тем самым ровной поверхности. После полного высыхания «заплатки» ее шлифуют мелкой шкуркой и отполировывают заподлицо.

Образовавшаяся при длительном ноше­нии паутинка царапин, микротрещин уда­ляется перешлифовкой всего изделия мел­козернистой шкуркой с последующей поли­ровкой. Аналогично обрабатываются по­тускневшие, изменившие цвет украшения.

Как можно использовать отходы янтаря в домашних условиях

В процессе обработки янтаря в обилии образуются опилки, стружки, мелкие крошки. Все это с успехом можно использовать для из­готовления высококачественного лака, идущего на покрытие мелких изделий из древесины.

Янтарные опилки (1 в.ч.) заливаются этиловым спиртом (1.5 в.ч.) и прогреваются в течение нескольких часов на водяной бане. Полученный раствор помещают в теплое место и выдерживают 3—4 суток. Образо­вавшуюся жидкость (лак) осторожно слива­ют в емкость и тщательно закупоривают.

Вместо спирта можно взять равное по объему количество дихлорэтана или АКР- 1S. Раствор выдерживается в теплом месте 8—10 дней, после чего полученный лак сли­вается в отдельную стеклянную посуду и притирается крышкой.

На производстве значительная часть отхо­дов перерабатывается на технические продук­ты, где, помимо лака, получают янтарную кислоту, масло, канифоль.

Обработка янтаря

Самые ранние предметы из янтаря, обнаруженные археологами-исследователями, были изготовлены более 9 тысячелетий назад. В основном это были мелкие предметы быта и украшения: бусы, амулеты, курительные трубки, фигурки, изображающие людей и животных.

Широкое распространение предметы из янтаря получили примерно, три тысячи лет до нашей эры. В этот период обработка янтаря достигла уже достаточно высокого уровня. Найденные изделия из янтаря уже украшались довольно сложной резьбой. Все они отражали стороны жизни и мировоззрение первобытного человека.

Около 1500 предметов быта, выполненных из янтаря, было обнаружено археологами на Лубанской равнине. Основную массу составляли бусы, подвески, кольца, бусины, гребни. Исследователей поразило разнообразие форм найденных подвесок: они были выполнены в виде капель, вытянутых трапеций, округлые, прямоугольные, обладающие волнистыми и зубчатыми краями. Особое восхищение вызвали подвески в виде птиц, зверюшек, змей.

Ожерелья и бусы собирались из бусин самой разнообразной формы: круглых, четырехгранных, миндалевидных, фасолееобразных и т. д.

Изделия из янтаря, относящиеся к началу бронзового века, встречаются во многих странах мира; это является свидетельством того, что уже к тому времени было хорошо налажено серийное производство и торговля янтарными «чудесами» между восточными и северными соседями.

Европа познакомилась с янтарем уже в I веке до н. э. Теплый солнечный камень не только легко обрабатывался, но и поражал воображение разнообразием медовых оттенков. Янтарем торговали от Балтийского до Северного моря.

Большая часть добываемого янтаря уходила на выполнение четок и других предметов религиозного культа, которые пользовались спросом в странах Востока.

Янтарь использовался также для создания оптических стекол. Самыми лучшими и дорогими в средние века считались очки с янтарными стеклами. Янтарные линзы использовали при производстве микроскопов, увеличительных стекол, луп.

Возникает вопрос, каким образом неоднородный мутный янтарь мог использоваться для выполнения оптических стекол. Уже в то время люди хорошо исследовали свойства янтаря, а именно его способность проясняться при разогревании в масле. В результате прогревания получался идеально чистый, прозрачный как стекло материал, пригодный для вытачивания линз.

В XIII веке Тевтонский орден объявил монопольное право на добычу, обработку и торговлю янтарем как на побережье, так и в самом Балтийском море. Неповиновение каралось смертью. Этот факт значительно затормозил развитие янтарного ремесла. Но янтарь все равно продолжал поступать в другие страны по веками проложенным торговым путям.

В XVII, начале XVIII века из янтаря стали выполнять преимущественно декоративные художественные изделия. В это время янтарь стали применять для украшения внутреннего убранства дворцов и замков. Из солнечного камня вырезали кубки, вазы, шкатулки, трубки, табакерки, светильники, скульптуры, создавали картины в технике мозаики, рамы для них. Именно в это время появилась мебель, инкрустированная янтарем, были созданы скульптуры мадонн, данцигские кораблики, рамы под зеркала. Известно, что Людовику ХIV принадлежала большая янтарная ваза, выполненная в виде гондолы. Янтарь по своей ценности приравнивался в это время к слоновой кости.

В ХIХ веке с изобретением землечерпательных машин добыча янтаря значительно увеличилась. Это повлекло за собой снижение его себестоимости. Из янтаря стали производить товары широкого потребления: пуговицы, гребни, курительные трубки, набалдашники для трости, ручки для зонтов и ножей, шкатулки и т. д. Изделия из янтаря становились все доступнее. Мастера предпочитали использовать в работе чистый, однородно окрашенный янтарь, поэтому удаляли все включения и придавали изделиям правильные геометрические формы. Янтарные произведения утрачивали свою естественность и неповторимость.

В середине ХХ века традиции обработки янтаря стали развиваться особенно быстро. В Европе стали появляться профессиональные школы, специализирующиеся на выполнении изделий из янтаря.

Крупнейшее предприятие по переработке янтаря находится в Калининградской области в России. А также янтарь традиционно перерабатывался в Литве и Латвии.

Прежде чем превратиться в прекрасное солнечное ожерелье или медово-желтый браслет, янтарю необходимо пройти целый ряд подготовительных процедур.

Прежде всего янтарь промывается и сортируется. Необработанный, он выглядит совсем не так привлекательно, как мы привыкли его видеть, куски янтаря покрыты сверху коричневой окисленной коркой. Для того чтобы раскрыть сокровища, таящиеся под ней, в заготовительном цехе обрабатывающего предприятия раскройщицы специальным ножом с искривленным лезвием срезают корку и придают кусочку лучшую форму, стараясь сохранить его неповторимость.

Затем янтарь отправляется в камнерезный цех, где на больших шлифовальных станках кускам придается форма и где куски полируются фетровыми дисками. Только после этого янтарь приобретает наконец свой неповторимый вид и может служить материалом для создания художественных и ювелирных изделий.

Большую часть производимых изделий из янтаря составляют бусы и ожерелья. Конфигурация бусин, подготавливаемых для их выполнения, самая разнообразная: круглые, овальные, прямоугольные плоские, граненые. Огранка янтарных бусин производится на специальных шлифовальных станках, количество граней варьируется от 3 до 64. Модели бус различаются цветом, размером и порядком расположения бусин на нитке.

Большой популярностью пользуются также декоративные бусы, выполненные из естественно несимметричных, слегка отшлифованных кусочков янтаря.

При всем многообразии современных возможностей обработки мастера считают важным не изменить янтарь, придав ему четкую правильную форму, а бережно сохранить его цвет и структуру, подчеркнуть его живую природную красоту. Важно не испортить естественное очарование янтаря, не нарушить игру красок, не погасить медовые искорки, скрывающиеся внутри. Опытные мастера достигают невероятных результатов при работе с янтарем, лишь умело подмечая шлифовкой и оправой очарование солнечного камня.

Основной продукцией художников Калининградского обрабатывающего комбината являются ювелирные изделия - такие, как броши, запонки, зажимы для галстуов, браслеты, ожерелья, перстни и т. д. Янтарь обладает удивительной способностью сочетаться почти со всеми декоративными материалами: черным деревом, слоновой костью, эмалью, серебром, золотом, медью и даже драгоценными камнями. В работах прибалтийских мастеров янтарь играет ведущую роль, а остальные материалы лишь дополняют его, выполняя второстепенную роль.

Именно в работе с металлом проявляется мастерство художника. Янтарь одевают в ажурную филигранную оправу, кольчужное плетение, оксидированное серебро, выпиловку, гнутье, чеканку, гравировку, чернение, окаливание, блестящую полировку, эмалирование. Богато смотрится янтарь, декорированный зернью, которая придает выразительность и изысканность изделию.

Очень долгое время мастера спорили о том, сочетается ли янтарь с драгоценными металлами, в частности с золотом. Высказывались мнения о том, что золото своим величием затмевает янтарь, в некоторых работах камень действительно теряется, но в данном случае можно лишь посетовать на неопытность мастера, выполнившего изделие.

Изящная ажурная оправа, выполненная в филигранной технике, выгодно подчеркивает первозданную красоту янтаря. Тонкое искусство филиграни пришло в Россию из стран Востока и на нашей почве приобрело совсем новый оттенок.

Лучше всего с золотом сочетаются прозрачные янтари с красноватым оттенком, содержащие радужные блестки. Натуральные янтари такой расцветки встречаются в природе очень редко, но их в достатке получают в лабораторных условиях. Сделать янтарь прозрачным и получить искристые блестки можно в результате каления. При этом янтарь покрывается красной корочкой, а внутри него возникают искрящиеся веерообразные трещинки, напоминающие по форме рыбью чешую. Осветленный таким образом янтарь приобретает красивый вишневый оттенок.

Красивые изделия получаются с янтарем, имеющим инклюзии фрагментов растений или пузырьков воздуха.

Янтарь, отличающийся небольшой твердостью и разнообразием форм, нуждается в особом виде крепления в ювелирном изделии. Чаще всего для фиксации янтаря в оправе применяется свободная подвеска на «шиповых закрепах». При таком способе крепления шип-проволочка с загнутым кончиком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Это крепление выгодно подчеркивает красоту и выразительность камня.

Последнее время полированные цветные янтари неопределенных форм получают при помощи обкатки в специальных барабанах-окатышах. Из получаемых таким способом бусин создают бусы и ожерелья.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

СТРАНЫ ОЛОВА И ЯНТАРЯ, ЗАГАДОЧНАЯ ЗЕМЛЯ ТУЛЕ (Северо-Западная Европа) Прежде чем рассказать о географических достижениях астронома и путешественника античности Пифея, следует сделать оговорку. Ведь речь идет об открытии европейцем… Западной Европы.Эти регионы были

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЛ) автора БСЭ

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Глава 7. Тайны янтаря А сейчас пришло время поговорить о загадочном, завораживающем янтаре. Этот камень цвета меда, кажется несет с собой тепло солнечных лучей, которые ощутимы при прикосновении к янтарю, недаром его называют теплым камнем.Смолой веков, солнечным камнем,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Добыча янтаря Самый древний способ добычи янтаря - сбор кусочков, выброшенных морем на прибрежный песок. Были времена, когда для добычи янтаря приспособили сачок. Рыбаки во время шторма черпали этим сачком гонимый волнами янтарь.Особенно много янтаря добывалось во

Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич

Виды янтаря и его имитация Известно несколько видов янтаря, свойства которых практически одинаковы. Наиболее известным является прибалтийский, так называемый сукцинит. Расцветка его варьируется от молочно-белого, медово-желтого до красновато-коричневого. Встречается

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов Владимир

Лечебные свойства янтаря Янтарь издревле применялся не только как украшение, но и как целебное средство. Информацию о янтаре как средстве лечения мы встречаем в трактатах древних ученых, к примеру Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминает об использовании

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Обработка После распиловки куска малахита, которая производится обязательно перпендикулярно натечной структуре, отпиленные пластиночки разворачиваются по принципу гармошки - и в таких случаях полосы малахитового узора в двух соседних пластинках должны совпадать,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Где находится крупнейшее в мире месторождение янтаря? Крупнейшим в мире месторождением янтаря является Приморское (Пальмникенское), расположенное в Калининградской области РФ. В нем содержится около 80 процентов запасов российского янтаря. По разведанным запасам янтаря

Из книги Обучение действиям в оборонительном бою автора Серов Александр Иванович

Из книги Энциклопедия заядлого охотника. 500 секретов мужского удовольствия автора Лучков Геннадий Борисович

Из книги Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина автора Молодан Игорь

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Обработка шкур Своеобразным и оригинальным трофеем являются коврики и покрывала из шкур диких животных. Качество шкуры во многом зависит от ее первоначальной обработки и дальнейшей выделки. Поэтому рекомендуется следовать советам бывалых охотников.Если отстрел

Из книги автора

10.4.2. Обработка ран Чаще всего поверхностные раны кровоточат не сильно. Поэтому помощь состоит в перевязке раны. Края ее смазываются антисептиком, следя за тем, чтобы он не попал в рану.Рана закрывается стерильной салфеткой и бинтуется. Если края раны сильно разошлись,