Резанные руки девушки. Самоповреждения: зачем себе вредят подростки

Детям

Моя жизнь в психологии, психотерапии, тренингах началась с работы с подростками. Чего мы только не делали… Группы общения, группы сексуального просвещения, «скажи наркотикам до свидания», клуб для подростков, где мы ходили в походы, играли в ЧГК, устраивали игры-квесты, школу юных журналистов. В какой-то момент укатали Сивку крутые горки и я перешла на взрослый более спокойный контингент. Ну да, так мне поначалу казалось))) Много лет я работала с родителями, ко мне и до сих пор часто обращаются за консультациями мамы и папы. В основном, мамы. И в последнее время я все чаще думаю о том, чтобы вернуться и к работе с подростками тоже. По одной простой причине - так мало хороших душеведов для подростков. А дети входят в подростковый возраст раньше и проблем у них не меньше, а больше, потому что мир наш меняется все быстрее и быстрее. Я вижу их, запутавшихся, одиноких, стесняющихся своего растущего тела и прячущих за длинными челками типично подростковое выражение лица «меня-никто-не-любит-да-и-сам-я-себ я-не-очень-то». Жалко их ужасно - в конце концов, всем нам довелось пройти этот ад, именуемый молодостью.

На протяжении веков человеческая рука появилась во всех творческих способностях каждой культуры. Единственная линия, схематическое изображение, простой жест руки и характер и личность показывают, как ясно, как они видны на человеческом лице. Недавно, в расследовании преступлений в Кефвовере в Нью-Йорке, телевизионная камера сосредоточилась на руках свидетеля, а миллионы зрителей в телевизоре наблюдали, когда руки выражали чувства, которые человек научил его лицу замаскировать.

В творческом искусстве рука говорит, и человек ощущает огромную силу руки, чтобы передать человеческие эмоции. Руки - это органы тела, которые, за исключением лица, чаще всего используются в различных формах искусства, чтобы выразить человеческое чувство. Точка руки или свинец или команда; руки выкрикивают в агонии или лгут спокойно спать; у рук есть настроения, характер и, в более широком смысле, их собственная особая красота. От доисторических времен до наших дней, в каждом обществе, известном науке, руки символизируют культурное поведение, ценности и убеждения.

Но я сейчас скорее о родителях. Иногда им просто нужна информация о том, что происходит с ребенком. За последние два месяца ко мне обратились сразу три мамы, напуганные порезами на руках у детей, поэтому я решила написать об этом подробнее.

Если порыться в форумах и блогах подростков, то самоповреждения (так это называется по-научному) всплывают не так уж редко. Чаще это мелкие множественные порезы, иногда ожоги, на участках тела прикрытых одеждой - на руках, на бедрах, на животе. Выглядит это не слишком привлекательно и близкие, как правило, приходят в ужас, обнаружив следы порезов. По поводу самоповреждения существует немало мифов:

Многие исследования рук появляются в традициях западного искусства. Из графических и обычных ручных портретов художники пятнадцатого века стали рисовать анатомически правильные руки, и, медленно, но верно, рука рассматривалась как личность и сама культура.

Ранний человек оставил записи в мелководных пещерах, в скальных убежищах и в великий период искусства в позднепалеолитские времена, на стенах самых глубоких углублений пещер во Франции и Испании. В древних гравюрах и настенных росписях, найденных в пещерах в восточная Испания, руки и ноги выполняют анимированные жесты в беге, в рисовании лука, в сборе меда и в танце.

Миф 1: Так они пытаются привлечь к себе внимание.

Горькая правда в том, что обычно люди скрывают следы самоповреждения и вовсе не пытаются таким способом манипулировать близкими. Они стесняются своих шрамов и опасаются, что их кто-то обнаружит, это одна из причин, по которой им сложно обратиться за помощью.

Человеческая рука появляется в квазимагико-религиозных силуэтах полных или частично изуродованных рук, очерченных цветом на стенах грота Гаргаса в Пиренейских горах. Пальцы кажутся обрезанными на дистальном конце первой фаланги, причем одна или несколько цифр полностью отсутствуют. Любопытно, что большой палец никогда не ампутирован. Такой же тип увечий может быть обнаружен на стенах в пещерах центральной Австралии. По-видимому, практика была обычной среди ранних ауриньякских людей эпохи палеолита, и она также сообщается в других прелитератных племенах.

Миф 2: Это психи, они опасны.

Чаще всего эти люди страдают от душевной боли, серьезных проблем или пережитых травм, как и миллионы других людей. Самоповреждение их способ бороться с болью. Они не более сумасшедшие чем большинство окружающих и клеить на них ярлык психов, означает только усугублять ситуацию.

Миф 3: Это попытки самоубийства

По словам Осборна, Брейль считает, что живопись начиналась с этих трафаретных контуров, созданных путем укладки рук против стен известняка и распространения красной и черной краски на окрестностях. В других примерах рука была покрыта пигментом и прижата к стене.

Формальные узоры и определенные движения танца делают его одним из величайших интерпретационных искусств. Это, по-видимому, также одно из старейших искусств. Если смотреть с рекреационной, религиозной или эстетической точки зрения, это выражение культуры достигло значения и интенсивности посредством движения рук. Совместные танцы между полами редки среди примитивных племен, и рука, таким образом, была освобождена для жестов и символических движений. В Индии руки могут рассказать целую историю. В Австралии, среди одного из самых технологически простых племен, движения рук заставляют танцы сливаться в драму.

Нет. Люди, наносящие себе порезы или ожоги, не пытаются умереть. Они пытаются преодолеть душевную боль. «Разрезать эту пустоту», как сказал один из пациентов. Фактически эти порезы иной раз оказываются тем, что позволяет им жить. Хотя в долгосрочной перспективе риск суицида у этих людей выше среднего, но не из-за порезов, разумеется, а из-за длительной депрессии.

Рука в культуре и обществе

Действительно, трудно отделить танец от музыки и от драмы, но в каждой из этих форм искусства это рука, которая придает смысл сказанным словам. Возможно, ритм, созданный руками, хлопая в ладоши и ударяя его, изначально привел к музыке и танцу. Поскольку человеческая рука является органом исполнительной власти, неудивительно, что рука должна «манипулировать» человеческой лексикой. Рука получает «мандат» от мозга, а «управлять» - управлять, направлять или контролировать. Таким образом, человек «комментирует» и «приказывает», оба слова, связанные с «мандатом» и, следовательно, с латинским «манусом» для «руки».

Миф 4: Если порезы несерьезные, то ничего страшного

То, что порезы поверхностны, не означает, что боль не глубока. Пожалуйста, не думайте, что беспокоиться тут не о чем - «само пройдет». Это симптом серьезных душевных проблем, с которыми обязательно нужно разбираться.

Благодаря своим основным движениям для захвата объектов человеческая рука также «удобна» для понимания идей. «Постигать» означает «захватить», из которого мы получаем такие слова, как «воспринимать», «зачать» и «получать». Таким образом, с помощью различных оттенков смысла человеческая рука не только «сбрасывает» информацию, но «подбирает» ее. Человеческая рука также является органом восприятия и, таким образом, поддается самым абстрактным понятиям. «Красивый» изначально означал «ловкий». «Чувствовать» связано каким-то образом с греческим словом «рука».


По словам тех, кто режет себе руки, и наносит другой вред, это действие приносит облегчение боли и успокоение. Сам ритуал - запирание двери, разламывание бритвенного или другого лезвия, повязка, сокрытие ее под рукавом - замещает сильное, всепоглощающее чувство, владеющее человеком, и помогает с ним справиться.

Кроме того или в дополнение к этому, самоповреждение служит для того, чтобы «очнуться» и восстановить связь с действительностью. Так же как нам иной раз хочется себя ущипнуть, чтобы убедиться, что это не сон, так порез, ожог или другое повреждение возвращают или усиливают чувство реальности. Пациенты часто рассказывают как порезы помогают им вернуться из состояния «замороженности», депрессии, нереальности этого мира и помогают убежать от ощущения пустоты и бессмысленности.

Мы касаемся, ощущаем, обрабатываем пальцы, пальцы, лапы, нащупывания, пальпирования и инсульта. Рука человека не только манипулирует и захватывает, но и делает и указывает, но она также имеет значение. Подсчет очень отличается от того, что мы свободно называем «числовым смыслом», атрибутом, который человек разделяет с другими животными. В своей реальной коннотации подсчет кажется, является исключительно человеческой характеристикой, а числа, как и многие абстракции, начинаются с человеческого тела.

В некоторых из менее известных языков слово для руки дает нам слово за пять. «Пять» также пришли к означает «рука», а на английском языке выражение сленга «дайте нам пять» когда-то означало «пожать друг другу руки». Одним из примеров использования рук в подсчете является пример горных людей Мафулу, которые не используют гальки или палочки, а вместо этого используют руки и ноги. Здесь подсчет выполняется с использованием двух цифр: «один» и «два». При указании «один» рука сначала растягивается, чтобы указать «ничего», большой палец затем закрывается, что означает «один», первая цифра закрыта, означающая «два», и так далее, пока все пальцы одного руки закрыты.

Кто они?

Множество исследователей пытались установить, люди с какими чертами склонны к самоповреждению. Тут как раз ничего удивительного, все вполне логично. Низкая самооценка, отсутствие гибких навыков адаптации, высокая болезненная чувствительность к отвержению, повышенная тревожность, склонность к подавлению гнева и т.д. Большинство, страдающих этим синдромом, девочки-подростки и молодые женщины, как правило хорошо образованны и с высокоразвитым интеллектом.

Процесс повторяется с другой стороны, и, чтобы подсчитать до 20, сжатый кулак указывает на ноги и на все правые и левые пальцы. Если граф выше 20, другой человек призван стоять рядом с первым. Если число достигает 83, присоединятся пять человек. Четверо мужчин проходят весь процесс, и последний человек закрывает первые три цифры.

Не менее важным было использование руки в качестве единицы измерения. Самые ранние записи показывают, что использование указательного пальца для указания длины было широко распространенным обычаем. В Европе высота человека оценивалась определенным числом длин пальцев, основанным на измерении среднего пальца. В Латвии длина среднего пальца использовалась для измерения длины женских чулок или шерстяных носков. Шестнадцать раз длина среднего пальца равнялась нормальному человеческому шагу. Рука и большой палец были использованы для измерения ширины, ширины ширины в 12 пальцев равным одной ноге.

Есть несколько подходов, объясняющих происхождение этого синдрома.

Биологический: порезы и другие самоповреждения реально облегчают душевные страдания, невыносимое напряжение и боль, приносят успокоение, высвобождая эндорфины (естественные вещества подобные наркотикам, вырабатываемые в нашем организме), поэтому при повторении этих ритуальных действий возникает не только психологическая, но и частично физическая зависимость.

Инструменты были сделаны старшим членом семьи и приспособлены к ручному захвату. Такая же картина встречается сегодня во многих восточных и северо-восточных странах Европы. В танце солнца индийских равнин Соединенных Штатов, суставы пальцев иногда были объявлены как благодарственное предложение за выздоровление от болезни или для возмездия за убитого родственника. Коул сообщает, что отдельные воины среди племен Минданао понесли руку в качестве доказательства успешной борьбы и что в такие времена проводились фестивали, чтобы отпраздновать это событие.

Психологический: Среди женщин, которые наносят себе порезы и ожоги, немало тех, кто в детстве подвергался насилию и переживал травмы, нередко сексуальные. Существуют теории, связывающие насилие и самоповреждение. Насилие обычно вызывает у жертвы чувство беспомощности и отсутствия контроля над происходящим. При том, что нанесение себе увечий тоже является насилием, одновременно возникает некое ощущение контроля над ситуацией, поскольку человек делает это сам. У некоторых жертв сексуального насилия это может вызывать ощущение защищенности от посягательств, поскольку они становятся непривлекательными и «негодными» для насильника.

Среди племен тингянов Филиппинских островов суставы маленьких пальцев были добавлены к мочкам ушей и мозгам, чтобы сделать ликер, который подавали танцорам. Здесь, как и в большинстве районов мира, варево употреблялось не для питания, а для того, чтобы обезопасить ту часть врагов, которые, как думают, считали силой и доблестью.

Такие сообщения могут проливать свет на присутствие изуродованных рук, найденных на стенах европейских пещер и датированных поздним периодом палеолита. Недостаток рисунков человеческой формы в картинах пещер может быть каким-то образом связан с верой, все еще найденной среди некоторых наших «примитивных» современников, что реалистичные портреты могут дать вражескую магическую силу. Возможно, через какой-то подобный процесс симпатической магии, рука уже стала символом, реалистично изображаемым в религиозном ритуале.

Существует также психологическая теория , что порезы это символ самонаказания за какие-то «грехи», внутреннюю злобу или ощущение «грязи». Это может быть неосознанным желанием перенаправить гнев с внешнего источника на себя, способом выражения агрессии, сексуальных инстинктов или любых других сильных подавленных чувств. Иногда «наказание» следует за несдержанностью в еде, порезы связаны с пищевыми расстройствами. Девочка пытается похудеть, в очередной раз совершает набег на холодильник и «мстит» себе, порезав руку. Либо пытается удержать себя от приступа обжорства болью пореза.

Человеческие руки использовались в различных культурах как средство позитивной идентификации. В древнем Китае отпечатки пальцев использовались для подписи или для автографа картин. Они вдвойне ценны как «подписи», потому что они не могут быть изменены или подделаны, а замысловатые узоры завитушек, круговых и складчатых петель и арки отличаются от пальца к пальцу и от человека к человеку. По мере роста личности его индивидуальные отпечатки пальцев увеличиваются в размере, но не изменяются в геометрических пропорциях.

Оккультизм, символизм и ритуализм

Система отпечатков пальцев Бертильона использовалась на международном уровне и оказалась полезной для физической идентификации. В анатомическом смысле каждая рука уникальна. Из этих характеристик хиромантия и ветвь оккультизма, известная как «хиромантия», на протяжении веков пыталась прочитать прошлое, настоящее и будущее людей. С ранней древности многочисленные ученые-репутаты занимались изучением хиромантии. Пальмисты заинтересованы главным образом на поверхности ручных линий, звезд, крестов, островов и разделили линию жизни на семьдесят частей, каждая из которых символизирует один из семидесятилетних жизней человека.

Иногда это может быть одним из проявлений пограничного типа личности . Такие люди страдают от очень сильного страха, что близкие и любимые люди их бросят, покинут и не могут совладать с эмоциями огромной силы другим способом. В этом случае порезы как раз могут оказаться частью манипуляций, с помощью которых человек пытается привязать близких к себе и привлечь внимание. Хотя, скорее всего, манипуляция эта неосознанная.

Чирогномисты изучают форму и форму всей руки, в дополнение к характеристикам поверхности. Но в царстве квазимагии и символизма рука достигает своего наивысшего культурного значения. Для подавляющего большинства людей, которые мыслят конкретнее, а не абстрактно, графические представления о сверхчеловечности связаны с человеческим телом. Индуист Индии символизирует это сверхчеловечество путем умножения наиболее важных частей тела, которое для него - это голова, руки и руки. Поскольку руки и руки чрезвычайно полезны, двенадцать вооруженных богов демонстрируют силу и силу, лишенные двухрукого бога.

Для каждого человека самоповреждение означает что-то свое, но очень часто это невозможность выразить чувства другим способом. По какой-то причине эти люди (чаще всего девочки и молодые женщины) не научились или не могли выражать свои эмоции, потому что не были услышаны. Порезы служат для них своеобразным языком, которым они пытаются выговориться, выразить свою боль, вступить в диалог со значимыми для них людьми.

Такое мышление может показаться гротескным для западного человека, но индус, привыкший к символическому мышлению, знает, что человек не настолько сконструирован и не желает этого. Он просто признает, что власть и мудрость и сила могут быть выражены количественно. Мусульманин часто носит маленькое изображение руки на шее, чтобы отразить сглаз.

Не только в восточном мире рука играет важную роль в ритуальных обычаях, но и в западной культуре. Пентаграмма, пятиконечная звезда, как говорят, была получена из древнего обычая, закрывающего лицо открытыми пальцами руки. Эта практика постепенно была заменена ссылкой на цифру «пять», конвенцию, которая сохраняется сегодня в странах Центральной Европы. В Латвии, например, пентаграмма теперь появляется на амбарах в качестве защитного устройства.

Что же с этим делать?

«Резать руки не значит решить проблему», «Ты только делаешь себе еще хуже», «Это войдет у тебя в привычку», «Через 10-15 лет ты будешь страдать из-за этих уродливых шрамов», «Если я увижу у тебя еще хоть один порез…».

Эти или похожие фразы слышит каждый из тех, чьи шрамы обнаружены близкими. Не то чтобы это помогало. Ведь проблема не в порезах, они только симптом. Попытка прекратить порезы, не разобравшись в корнях проблемы, обречена на провал. При этом совершенно естественно, что близкие, а особенно родители испытывают страх, шок и даже отвращение, обнаружив порезы на руках у подростка, друга, любимой девушки (см. мифы). Поэтому сначала надо совладать со своими чувствами и успокоиться.

После этого имеет смысл аккуратно выяснить, что же происходит. Разговаривать на эту тему будет непросто, но скрывать свои подозрения и опасения еще хуже. Это тупик. Будьте готовы к тому, что человек не захочет сразу рассказывать о том, что происходит. То есть, проще говоря, вы будете посланы подальше в той или иной форме. Не надо припирать никого к стенке, но обязательно скажите, что вы заметили порезы, вы беспокоитесь и вам важно знать, что с ним творится. Вы готовы подождать, когда ваш друг или близкий будет готов к разговору, но поговорить надо обязательно. Осуждать и критиковать точно не стоит, будет только хуже. Стыда и чувства вины тем, кто борется с душев ной болью таким способом, и так хватает.

Не надо никаких ультиматумов, угроз и наказаний. Одна из моих пациенток, молодая женщина, рассказывала, что ее парень поставил вопрос ребром «Или ты перестаешь резать руки, или я от тебя ухожу». Стоит ли говорить, что это не помогло? Гораздо важнее предложить человеку возможность обратиться к вам в любой момент, когда он испытывает ту самую боль, страх, напряжение, которые заставляют его хвататься за лезвие.

При разговоре сосредоточьтесь на чувствах, которые заставляют человека наносить себе порезы, а не на самих действиях. Подумайте вместе, чем можно помочь. Будет ли ему легче, если он просто выговорится, или ему нужен конкретный совет? Нередко самоповреждение свойственно подросткам и молодым людям, которым в принципе трудно общаться и тем более говорить о таких интимных вещах. Возможно, будет проще написать. Эпистолярный жанр переживает электронный ренессанс и не стоит это недооценивать. Иногда то, что трудно сказать, можно сформулировать в письме - вас никто не торопит, не перебивает, не мешает подбирать слова. Предложите такой вариант разговора или задайте его, написав первым.

Если лед уже тронулся и вы говорите на эту тему более или менее открыто, попробуйте конкретнее выяснить, что же заставляет человека резать самого себя. Что это за чувства и в чем их причина? Предложите ему подумать об этом самому. Выяснение причины первый шаг к освобождению, поскольку, зная в чем дело, можно попробовать различные техники, которые способны облегчить ситуацию и удержать от самоповреждения.

Вот несколько «домашних способов» справиться с ситуацией. Часто они оказываются эффективными.

Если человек наносит себе порезы, чтобы выразить сильную боль или интенсивные переживания можно:


  • Рисовать, чертить, черкать на большом листе бумаги красными чернилами, краской или фломастерами

  • Написать о своих чувствах в дневнике. При этом лучше именно на бумаге и совершенно неважно что. Пусть это будет сто тридцать семь раз «не знаю, что делать, бешусь, ненавижу, страшно…» Что угодно.

  • Сочинить стихи или песню о том, что с тобой происходит. Или нарисовать картину. Зависит от того, к чему есть склонности.

  • Записать то, что ты чувствуешь на бумаге, а потом порвать ее в клочки и сжечь.

  • Слушать музыку, которая выражает твои чувства. Собственно, на этом во многом построена субкультура эмо, среди которых самоповреждения очень распространены.

Если человек пытается успокоиться и унять тревогу можно


  • Принять ванну или теплый душ

  • Поиграть или погулять с домашними животными. Вообще, в такой ситуации стоит подумать о том, чтобы завести кошку или собаку, если, конечно, есть желание. Общение с животными очень помогает.

  • Завернуться во что-нибудь теплое и уютное

  • Помассировать шею, руки, ноги и стопы.

  • Послушать спокойную музыку

Если человек ощущает пустоту, одиночество, «замороженность», оторванность от мира:

Если порезы служат для выброса гнева или снятия напряжения можно:


  • Заняться упражнениями - побегать, попрыгать через скакалку, потанцевать или поколотить специальный мешок или боксерскую грушу.

  • Поколотить можно также подушку, можно ее покусать и повопить изо всех сил.

  • Надувать и лопать шарики

  • Рвать бумагу или журналы

  • Устроить концерт «ударных инструментов», используя подручные средства в виде кастрюль или других «барабанов».

Вездесущие британские ученые советуют в качестве «заместительной терапии» попробовать:


  • Рисовать красной ручкой или фломастером полосы там, где обычно наносятся порезы

  • Провести несколько раз кубиком льда там, где обычно наносятся порезы

  • Носить на руке резиновый браслет, который можно скручивать вместо того, чтобы наносить себе порезы.

Домашние способы помогают не всегда и если вы видите, что ситуация не улучшается, лучше всего, конечно, обратиться к специалисту - психологу или психотерапевту. Я знаю, многие боятся, что такого человека запишут в «психи», особенно, когда речь касается порезов (опять см. мифы). Но профессионалы знакомы с этой проблемой и знают, что психиатрией тут в большинстве случаев и не пахнет. Самоповреждение - это эффективный механизм преодоления душевной боли и эмоциональных трудностей, выработанный и усвоенный этим человеком. Для того, чтобы его заменить чем-то более здоровым нужна длительная кропотливая работа по выявлению причин и терпеливому наращиванию душевных «мышц», способных выдержать стресс без таких экстремальных действий.

Психотерапия осторожно выявляет глубинный личностный смысл акта самоповреждения для конкретного человека и параллельно помогает выработать навыки устойчивости и владения собой. Большинство терапевтов не требуют немедленного прекращения порезов в качестве условия терапии, но чаще всего устанавливают определенные границы. Так, в некоторых видах терапии от клиента требуют, чтобы он звонил терапевту в любой момент, когда почувствует желание нанести себе порез. Часто разговора с терапевтом оказывается достаточно, чтобы предотвратить это. Если клиент все же порезал себя, то он не может связываться с терапевтом 24 часа после этого.

Психотерапия в этом случае (как и в других, впрочем) во многом учит человека контактировать со своими чувствами, понимать, что с ним сейчас происходит, как можно на это реагировать и как с этим справляться. Вообще, психотерапия - это про обучение и про отращивание тех частей душевного организма, которые по какой-то причине не выросли естественным путем. А выращивание чего-либо дело не быстрое. И сбои случаются, и рецидивы. Так что пугаться не стоит и отчаиваться тем более.

У меня для вас, как всегда, есть и хорошая новость. Иногда порезы на руках - это некая «болезнь роста», которая проходит сама по себе. Поэтому сразу впадать в панику не стоит. Да и не сразу тоже. Разговаривайте, любите, наблюдайте и будьте терпеливы. Помните главное - это всегда недостаток контакта человека с внешним миром. Поэтому самое важное контакт этот холить и лелеять.

Текст: Анастасия Петрова

Татьяна Салтанова, руководитель и психолог Благотворительного фонда " ", рассказала «Летидору» о том, почему подростки склонны наносить себе порезы, каким образом реагировать родителям на школьную неуспеваемость, как агрессивность помогает в социализации, и почему домашние обязанности ребенку только на пользу.

- В каких семьях подростки более устойчивы к неудачам?

Чаще всего это семьи, где есть безусловное принятие подростка, а также семьи, где очень низкий уровень тревоги. Ребенку нужно чувствовать уверенность в том, что несмотря ни на что, его любят и принимают. Принимают таким, какой он есть. Именно это формирует уверенность в себе и своих силах. В таких семьях ребенок получает достаточно свободы для саморазвития, но в это же время не чувствует себя позабытым и брошенным, поскольку контроль со стороны родителей существует.

Подростки часто меняют свои увлечения, и лучшая реакция родителей - относиться к таким переменам лояльно, без лишней тревоги. Не стоит и манипулировать ребенком по типу «Если ты меня любишь, то сделай то…», «Если ты хочешь, чтобы мы тебе разрешили, то сделай это…». Такое поведение часто встречается в семьях, где родители стараются максимально привязать ребенка к себе.

В итоге подросток перестает доверять родителям. Он не чувствует себя свободным в выборе, теряет ощущение, что он самостоятельно выстраивает свою жизнь. Жизнь становится менее интересной для подростка, поскольку он знает, что решения в этой жизни принимает не он, а значит и вкладываться в нее нет смысла.

- Получается, что ребенка почти не нужно контролировать?

Для подросткового возраста характерны такие особенности, как максимализм и излишняя самоувернность, а также стремление обладать теми же правами, что и взрослые. Часто иллюзорное ошущение своей «взрослости» может слишком далеко завести подростка. Родителям важно понимать, что контроль важен, но чрезмерные запреты и привязывание к себе могут задержать развитие подростка или даже зафиксировать его на нереализованных в свое время возможностях, которые он может пронести через всю жизнь. Лучше всего, когда родительский контроль будет минимальным на увлечения и общение подростка со сверстниками, таким образом личностное становление будет более полноценным.

А что делать, если подростки часто закрываются от родителей и не говорят о тех неудачах, которые у них происходят?

В первую очередь, я бы посоветовала родителям проследить за своей реакцией на неудачи подростка. Подросток очень чувствителен к оценкам окружающих, и если он видит, что родители очень расстроились, то может глубоко переживать неудачу. Родителям желательно пересмотреть свое отношение и реакцию на возникшие сложности с ребенком. Лучше всего не созывать семейный совет со всеми родственниками, бабушками, тетями и дядями и устраивать строгий допрос «Скажи, что с тобой случилось?», «Почему молчишь?» и т.д. Намного лучше в спокойной и неформальной обстановке, и даже в шутливой форме поинтересоваться «Что нового?», «Что тебе сейчас интересно?». Так, с помощью самых простых вопросов без давления можно добиться доверия, и в дальнейшем уже вместе разобраться со страхами и тревогами, которые гнетут подростка.

Конечно, порой своими силами уже справится не получается. Но, к сожалению, в России многие семьи с недоверием относятся к психологической поддержке, и поэтому прибегают к помощи лишь в крайних случаях, когда подросток становится уже неконтролируемым. Часто бывает, что инициаторами выступают педагоги или социальные работники, а также школьные психологи, хотя, прежде всего, задуматься о профессиональной помощи должны были бы родители.

- Как родители могут помочь ребенку, если у него низкая успеваемость?

Существует много причин, по которым у подростка могла появиться неуспеваемость. Возможен конфликт с учителем или сверстниками, это достаточно часто мешает сконцентрироваться на занятиях. Также возможна связь себя со своими оценками. Есть такое выражение «плохая» и «хорошая» оценка. Если подросток оценивает себя с «плохой» стороны, то и сам настраивает себя на «плохой» результат, отсюда и идет удар по самооценке.

В такой ситуации необходимо объяснить подростку, что оценки ни в коем случае не проявляет его личностные качества. Так будет проще уйти от негативных эмоций, ведь от отметки в школе не становишься «плохим» или «глупым». Если у родителей хорошие отношения с учителями, то без ведома ребенка можно поговорить с ними о том, что конкретно не удается. А уже в спокойной и домашней обстановке без разбирательств и наказаний за проступки, можно попробовать разобраться со сложностями в учебе.

- Часто трудные подростки оставляют шрамы на своих руках, в чем причина такого поведения?

Это проявляение аутоагрессии, активности, направленной на причинение себе физического и психологического вреда. Она действительно часто встречается в подростковом возрасте в виде ненесения себе мелких порезов и царапин.

- Есть ли связь между аутоагрессией и конкуренцией в среде подростков?

Аутоагрессия у подростка часто связана с привлечением к себе внимания. Могут наноситься царапины или порезы на видные части тела, например, руки, ноги, шею. Подросток часто ждет, что близкие или друзья заметят повреждения и будут более трепетно и внимательно относиться к нему, начнут расспрашивать, ухаживать, жалеть. Возможно также нанесение себе повреждений в следствие эксперимента со своим новым, постоянно меняющимся телом, а также желание стать хозяином своей собственной жизни.

Если в среде сверстников многие практикуют такой вид привлечения к себе внимания, то это может стать одним из способов приспособления к группе. Если подростка не принимают в среде сверсников, то боль и обида могут вызвать аутоагрессию. В такой ситуации лучше обратиться к психологу-консультанту, поскольку такой вид реакции на проблему или болезненное переживание является деструктивным способом решения жизненных сложностей. В дальнейшем, не разобравшись с таким видом реакции на проблему, подросток может нанести себе серьезные повреждения.

- А какая связь между агрессивностью подростка и его успешностью среди сверстников?

Связь прямая. Подростковый возраст сам по себе характеризуется повышением уровня агрессивности. Плюс ко всему это еще и возраст социализации, когда общение со сверстниками становится очень значимым. Для того, чтобы стать лидером в компании, подростку приходится учиться защищаться и нападать – это нормально для процесса социализации. В дальнейшей жизни эти навыки помогают уже взрослому человеку отстаивать свои взгляды и решения. Когда агрессивность в рамках нормы и не граничит с жестокостью, она помогает подростку приобрести личностную целостность и самостоятельность в принятии решений.

Что делать, если ребенок не может добиться успешности, и у него вырабатывается привычка опускать руки при первой же неудаче?

Страх показаться перед сверстниками «неудачником», неверие в собственные силы - все эти чувства могут расти и распространяться не только на оценки в школе. Родителям стоит проконтролировать свое поведение с подростком. Возможно, страх неудачи образовался еще в детстве, когда ребенка наказывали слишком строго за ту или иную оплошность. Чтобы помочь подростку справиться со своими страхами и апатией, необходимо дать ему понять, что даже грубую ошибку можно исправить, уйти от «катастрофизации» к адекватному восприятию мира.

Если существует такая возможность, то смена привычной обстановки может помочь подростку по другому взглянуть на вещи. Путешествие или адекватное изменение привычного распорядка дня, появление новых обязанностей по дому - это помогает. Желательно, что бы часть домашних обязанностей подростку была знакома, поскольку когда родители все делают за своего ребенка, у него будет складываться ощущение собственной беспомощности и зависимости от родителей, что будет способствовать росту тревоги при неудаче.

- Как в таком случае помочь подростку справиться с напряжением при сдаче экзаменов?

Реакции на нагрузку и ответсвенность во время экзаменов у каждого подростка будет разная в зависимости от характера и личностных особенностей. Поскольку для подросткового возраста характерны частая смена интересов и деятельности, будет возникать сложность с самоопределением. Сегодня он захочет быть математиком, завтра займется творчеством, а послезавтра решит быть химиком или фармацевтом - желания неустойчивы и противоречивы.

Поэтому, в первую очередь, перед выбором ВУЗа необходимо определиться с желаниями подростка, потратить достаточное количество времени и сил на поиски действительно подходящей и интересной для него профессии. Когда у подростка будет уверенность в том, что выбор института сделан именно им, лишняя тревога и напряжение уже будут проявляться в меньшей степени, поскольку появится больше уверенности в собственных силах и возможностях.

Бывает, что подросток начинает бояться ответственности и старается уйти от лишней нагрузки и тревоги, чаще всего это проявляется или уходом в себя, или поисками поддержки в компании. Обычно это случается с детьми, которые сомневаются в своих силах, возможностях и желаниях. В такие моменты нужно как можно чаще обращать внимание подростка на его успехи, победы и заслуги.
letidor.livejournal.com/201993.html