Что делать если ребенок боится оставаться один. Ребенок боится оставаться один в комнате, что делать

Подросткам

Многие родители, уверенные, что их ребенок уже взрослый и довольно самостоятельный, испытывают недоумение, узнавая, что чадо боится быть дома в одиночестве. Однако подобного рода детская фобия - это довольно распространенное явление.

Страх остаться в одиночестве далеко не всегда свидетельствует о несамостоятельности и капризности ребенка.

Выявление причины страха остаться одному дома

К основным причинам, по которым ребенок боится оставаться один дома, относятся следующие:

1. Родительское запугивание. Отец или мать, грозящие непослушному ребенку приходом Бабы Яги или «плохого дяди», внушают чаду иррациональный, но сильный страх перед вымышленными существами. Не стоит недооценивать детскую фантазию и гиперчувствительное восприятие мира.

2. Беспокойство за жизнь и здоровье родителей . Если мама и папа решили провести день вдвоем и не планируют периодически звонить чаду и говорить, что с ними все хорошо, ребенок может начать серьезно переживать.

3. Неприятности в школе или в компании , негативная информация из телевидения и Интернета. Чувство безопасности ребенка может нарушить даже случайная новость о пожаре или ограблении в другом регионе.

Свое психологическое состояние ребенок может выразить в игре и в творчестве. Рисование, лепка, сочинение сказок могут наглядно показать истинные тревоги малыша. Не нужно мешать ему в этом деле. Стоит попросить нарисовать свой страх или ситуацию, которой ребенок наиболее опасается. С помощью игрушек ребенок может спроецировать реальные случаи и роли. Наиболее эффективный способ отыскать корни фобии - обращение к детскому психологу, однако делать это нужно лишь в случае, когда родители не могут самостоятельно справиться с проблемой.

Как помочь ребенку справиться со страхом остаться дома одному?

При уходе из дома родители всегда должны информировать ребенка о том, куда и зачем они идут и могут ли опоздать. По возможности стоит назначить время, когда с ребенком можно связаться по телефону. Нужно показать малышу, что он способен скоротать время с пользой. Можно купить ему увлекательную книгу или предоставить другую возможность заняться интересным делом.

Категорически не приветствуется обсуждение детских страхов с другими людьми и концентрация внимания на проблеме в обычном семейном общении. У ребенка может возникнуть ощущение собственной неполноценности. Нельзя высмеивать и стыдить ребенка, рассказавшего о своем страхе - такое поведение лишь усугубит проблему. Нужно мягко объяснить, что ему ничего не угрожает.

Специалисты рекомендуют контролировать поступающую к чаду информацию, поэтому стоит ограничить просмотр фильмов и передач об убийствах и катастрофах, также необходимо воздержаться от обсуждения негативных ситуаций в присутствии ребенка. Гостинец, подаренный малышу после прихода родителей домой, даст ему понять, что о нем не забыли.

Маленькие дети до 8-9 лет иногда не могут спокойно находиться в комнате без родителей. Психологи уверяют мам и пап, что это абсолютно нормально. Малыши познают мир так, как им это удобно, а наличие всех характерных для человека чувств – это норма. Если ваш ребенок страшится оставаться в комнате один, то с этим что-то да нужно делать. Вот вопрос - как помочь преодолеть ему страхи? Для читателей сайта «Популярно о здоровье» полезные рассуждения и советы на эту тему.

Почему боится ребенок и у него возникают детские страхи ?

В каждой возрастной категории свои показатели. Например, трехлетние дети могут всего несколько минут пробыть отдельно от мамы в комнате, а второклассники спокойно остаются одни дома. Причинами детских страхов часто являются следующие моменты:

Опасения малыша, что мама выйдет и не вернется, оставит его одного;

Боязнь какого-то персонажа из мультфильмов или сказок;

Испуг, который имел место ранее.

Ни в коем случае нельзя подходить к решению вопроса остро, ругать ребенка и заставлять его насильно привыкать к пребыванию в комнате в одиночестве.

Например, это можно проделать в форме игры. Мама может дать задание юному изобретателю, - собрать конструктор, нарисовать что-либо, вылепить из пластилина. Это задание нужно превратить в сюрприз, который мама предварительно не должна видеть, а малыш ей вручит, как только будет готово. Увлечь малыша получается за счет таинственности и загадочности процесса.

Второй вариант – игра в прятки. Можно придумать массу развлечений, которые имеет цель отвлекать ребенка от прямой необходимости побыть одному. Со временем он просто забудет о своей боязни, ведь ничего плохого не происходит из раза в раз…

Как узнать о причинах страха у ребенка ?

Родители могут предложить своему сыну или дочке нарисовать картинку. На рисунке малыш должен изобразить себя и все, что он видит вокруг. Обязательно нужно помочь юному художнику и терпеливо отнестись к его попыткам нанести на бумагу объекты своего воображения. Нужно спрашивать, что именно он видит, включая окружающие предметы. Возможно, удастся узнать, что дети видят в комнате страшных персонажей, чудищ, монстров из мультфильмов.

На том месте, где будет изображен предполагаемый объект, являющийся причиной детского страха, мама или папа могут нарисовать добрую фею, которая победит злого персонажа раз и навсегда. Можно нарисовать клетки, из которых чудовища уже никогда не выберутся, или дорисовать им смешные и приветливые гримасы.

В подсознании ребенка должно остаться воспоминание о светлом, дружелюбном герое, который не причинит вреда и никогда не напугает.

Узнав о тех персонажах из мультфильмов или сказок, которых боится малыш, нужно постараться постепенно отучить от них, заменив на другие, более добрые и яркие. По этому поводу очень активно выступают психологи в поддержку отечественных мультиков, на которых выросло не одно поколение. Большинство современных персонажей, особенно зарубежного производства, вызывают страх даже у взрослых, и уж тем более негативно сказываются на детской психике. Как себя должен чествовать ребенок в комнате, когда увидит на экране фильм о Фредди Крюгере из Кошмара на улице Вязов? Это вызовет только страх и ничего более. Примерно так действуют и многие мультфильмы.

Родителям следует внимательнее относиться к выбору того, что предпочитает видеть на экране маленький сынок или дочка.

В борьбе со страхами обратите внимание на поведение детей. Пытается ли ребенок от кого-то спрятаться? Оглядывается ли по сторонам на улице или в доме? Боится ли спать, когда в комнате выключено освещение? Нужно понаблюдать, долго ли это длится, чем спровоцировано. Возможно, имел место испуг при общении со сверстниками, что будет заметно по попыткам избегать этих людей на прогулке.

Чего нельзя делать при детских страхах? Что делать ребенку ?

Одна из грубейших ошибок большинства родителей – насильно заставить детей остаться в комнате. Известны даже случаи, когда мамы и папы запирали дверь снаружи, не позволяя ребенку выходить из комнаты. Результат оказывается полностью противоположным: в детском подсознании откладывается мысль о пребывании в одиночестве как о страшном наказании. В таком случае не избежать истерики и категорического отказа малыша от самостоятельных игр в комнате.

Не стоит говорить любимому чаду о том, что другие дети так себя не ведут. Нельзя хвалить кого-то за смелость и храбрость, а испуганного малыша ругать за чувство страха. Это может привести к замкнутости, вызовет у него ощущение, что родители больше любят кого-то другого.

К рассказам детей нужно внимательно прислушиваться. Если они рассказывают маме или папе, что чего-то боятся, не нужно сразу доказывать, что это является вымыслом. Дети в раннем возрасте еще не могут отличать реальность от фантазий, поэтому лучший способ избавить их от фобий – поговорить и попытаться отвлечь исключительно в игровой форме.

Как правило, проблемы исчезают сами по себе, по мере взросления малышей. Важно, чтобы родители проявили терпение, понимание и научились слышать своего ребенка.

Доверие по отношению к маме и папе – это очень важно, и поэтому они не должны делать ничего такого, что еще больше усилило бы боязнь. Например, говорить, что чудовище украдет малыша или накажет за непослушание. В воспитании не может быть никаких угроз и запугиваний, а только корректные методы. Потому, один ребенок быть не должен пока сам не сможет оставаться без мамы, папы, бабушек, дедушек, теть, дядь… Придет еще время когда вы станете «ему не нужны» и тогда Вам останется лишь вспоминать былые времена когда Вы были нужны. Не доведите дело до этого, любите свое творение любым!

Ребенок боится оставаться один, и ведь не маленький уже - недоумевают родители. Как быть, когда нужно куда-то уйти? На работу, в конце концов, надо ходить, а его оставить не с кем. Да и родственники косо смотрят, когда просишь посидеть с уже не маленьким ребенком - школьником.

Ладно, еще на улице самому страшно, могут испугать собаки, оживленное движение машин на дороге, незнакомые люди - разное бывает, это еще можно понять. Но дома, где все знаешь, где спрятаться чужому человеку невозможно - нет большой опасности, если хорошо себя вести, не трогать газ и спички, то есть соблюдать меры безопасности. Но ребенок все равно боится, просит не оставлять его одного дома.

Уговоры и обещания чем-то поощрить, что-то купить - не помогают. Как-то мотивировать, сравнивая со сверстниками или с собой в его же возрасте, - тоже не помогает.

Ребенок боится оставаться один дома - почему?

В такой ситуации каждому родителю важно понимать, почему ребенок боится оставаться дома один. Проблема лежит в области психологии - но как ее решить? Чтобы понять причину, нужно знать - что в детской психике вызывает такой сильный страх, понимать особенности его психики.

И дело тут не в том, что у него детская психика, а у вас взрослая. Почему именно ваш ребенок такой трусишка - ведь большинство детей не такие.

Разобраться в этом помогает тренинг «Системно-векторная психология», где Юрий Бурлан рассказывает и показывает очень точно в причинно-следственных связях особенности психики разных людей, развитие психики от малыша до взрослого человека.

С первых онлайн-лекций тренинга «Системно-векторная психология» вы будете четко понимать психическую природу своего ребенка, будете знать, как избавить его от страха остаться дома одному. Регистрация на тренинг .

Причины, почему ребенок боится остаться один

Специалисты утверждают, что часто фактором развития данного вида детских страхов являются сами родители. Например, родители смотрят кинофильмы, новости или передачи, которые рассказывают об убийствах, грабежах, бандитах и монстрах, которые пробираются в дома и нападают на людей. И все это могут увидеть дети. Часто в разговоре с другими взрослыми родители могут обсуждать какие-то неприятные события, например, как кого-то покусала собака, вор влез в чужой дом и при этом не замечая, что ребенок, который даже занят своими делами, все это слышит. Отсюда у детей и возникает страх, что если они останутся дома одни, с ними непременно что-то случится плохое.

По мнению детских психологов, в основе страха ребенка оставаться дома одному лежит его низкая самооценка. Когда родители рядом, ребенок чувствует себя более защищенно и в большей безопасности. Близость родителей для него является лучшим укрытием, чем даже самая прочная дверь с множеством замков. Разрыв подобной родительской защиты вызывает у ребенка тревогу, чувство незащищенности и одиночества. Малыш начинает думать, что он не нужен родителям и что его могут бросить в любой момент. А если у ребенка слишком развита фантазия, то этот страх может носить особо тяжелый характер.

Подобные детские страхи широко отражены в детском фольклоре. Существует множество страшных историй, которые передаются устно из поколения в поколение. Особую популярность данные истории приобретают у детишек 7-12 лет. Что удивительно, что именно в этом, достаточно уже взрослом возрасте, страх оставаться дома одному встречается чаще всего.

Как справиться со страхом ребенка оставаться одному

Страхи у детей могут быть очень стойкими, но правильная тактика и терпеливость родителей помогут быстро достичь желаемого результата. Для начала родители должны вести себя последовательно. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, обвинять его в трусости и ставить условия. Главным условием эффективной борьбы с детским страхом – любящая семья, то есть ни минуты ребенок не должен чувствовать, что его не любят.

Также психологи родителям дают следующие советы:

  • Перед уходом малышу обязательно следует рассказать, куда вы собираетесь идти, зачем и когда вернетесь. Однако о возможном опоздании непременно нужно упомянуть и назначить время для звонка на мобильный или домашний телефон. Помните, что дети внимательно следят за временем.
  • Если вы решили куда-то отлучиться, не стоит говорить ребенку, что вы можете еще передумать. Такая надежда может усугубить страх малыша. Поэтому следует быть ласковым, но твердым в решении и поведении.
  • Запрещено заставлять ребенка в ваше отсутствие ложиться спать. Лучше включить ему детский фильм или мультфильм, оставить книгу или интересное занятие. Это поможет ему отвлечься от своего страха и время вашего отсутствия пролетит для него быстрее.
  • Категорически запрещено стыдить и высмеивать ребенка – это может усилить его страх и привести к развитию других психологических проблем.
  • Не говорите и не выказывайте озабоченность данной проблемой с родственниками и знакомыми в присутствии ребенка. Дети часто эмоциональны и чувствительны, такие разговоры могут привести к тому, что ребенок решит, что тяжело болен.
  • Возвращаясь домой, приносите малышу какое-то небольшое угощение или подарочек. Такое приятное «событие» поможет ребенку понять, что о нем не забывают.
  • Родители ни в коем случае не должны потакать детским страхам.
  • Запрещайте детям смотреть фильмы со сценами насилия, передачи о катастрофах и авариях, играть в жестокие компьютерные игры. Эмоциональный ребенок склонен примерять подобные ситуации к своей семье.

Ребенок боится оставаться один дома? – Это очень частая проблема, сопровождающая тревожного ребенка. Вам, как родителю, нужно попытаться разобраться в истинных причинах этого страха.

Если ваш ребенок был напуган реальным событием, произошедшим в ваше отсутствие, то возникновение страха и нежелание оставаться одному – вполне уместная реакция на сложившиеся обстоятельства. В этом случае можно рекомендовать посещение детского психолога, вместе с которым ребенок проработает возникшие неприятные, болезненные эмоциональные переживания.

Если данный вид страха появился у вашего ребенка в возрасте четырех-шести лет и никакие конфликтные или драматические события не предшествовали его появлению, то, возможно, причина кроется в том, что ребенок вступил в определенный возрастной период, обусловленный особенностями развития воображения.

В кабинете психолога:

Наталья (25 лет), сын Лев (4 года)

… Вот уже полгода Левушка боится оставаться дома один. Он домашний ребенок, в садик не ходит и очень ко мне привязан. Он боится оставаться один в комнате, говорит: «Я боюсь здесь оставаться. А вдруг под кроватью сидят чудовища?» Боится один даже дойти из комнаты до туалета, просит, чтобы его проводили, потому что чудовища могут поджидать его за углом в коридоре. Чудовищами его специально никто не пугал. Может быть, страх возник после просмотра мультиков? Что делать – не знаю. Он панически боится оставаться один. Когда мне нужно уйти, он закатывает истерику. Как помочь ему преодолеть свой страх?

Приведенный пример иллюстрирует поведение, типичное для детей этого возраста, когда ведущей познавательной функцией является воображение. Ребенок искренне верит в реальность своих фантазий. Спорить с ним, доказывая, что выдуманные чудовища не живут под кроватью, бесполезно.

Не волнуйтесь, это пройдет. В этом случае вы можете обойтись без консультации психолога. Сила детского воображения может не только создавать трудности. Способность ребенка фантазировать и воодушевляться верой в необычные свойства предметов может сослужить и добрую службу. Привлекая фантазию, воспользуйтесь технологией создания «волшебного» предмета-защитника и сделайте для ребенка талисман, оберегающий его от всяческих напастей. Для этих целей можно сделать специальный браслет, наделенный защитными свойствами.

Способ «изготовления» защитного браслета

Купите ребенку обычный браслет в магазине и расскажите ему очень интересную историю: «Несколько лет назад храбрый рыцарь подарил одному ребенку волшебный браслет, охраняющий его от чудовищ. Ребенок путешествовал по всему свету и ничего не боялся. Даже ночью он знал, что с ним ничего не случится. Браслет отпугивал всех чудовищ. Ребенок знал, что с этим браслетом он находится в полной безопасности и что чудовища не смогут ему навредить. Прошло несколько лет, ребенок вырос, и браслет ему уже не нужен». Говоря эти слова, достаньте браслет и скажите, что буквально недавно вы встречались с этим человеком и он, узнав о ваших проблемах, согласился передать свой волшебный талисман вашему ребенку.

Полученный талисман можете наделить различными защитными свойствами, которые могут понадобиться вашему ребенку.

Присутствие страха оставаться в одиночестве обычно не свойственно подросткам. Подростковый возраст предполагает достаточную автономию личности и усиливает обратную тенденцию – получить возможность на время уединиться, стремление создать свой, особый, независимый от родителей мир. Категоричное нежелание подростка оставаться некоторое время в одиночестве позволяет выделить и разграничить две возможные ситуации.

Первый случай: подросток привык, что обычно в доме он не один. В изменившихся обстоятельствах подросток говорит, что ему страшно оставаться одному, однако не может обосновать причину. Это требование, кажется, больше похоже на упрямство или желание, чтобы кто-то находился рядом, чтоб ему не было скучно. Подобные требования позволяют предположить, что сложившийся в семье стиль детско-родительских взаимодействий основывается на отношениях гиперопеки.

Иногда родителям бывает сложно перестроить свое отношение к растущему ребенку. Когда он уже способен справляться с серьезными требованиями, взрослые продолжают относиться к нему, как к маленькому и беззащитному. Причиной гиперопеки может также стать стремление взрослых находить в детях источник собственного самоутверждения, удерживая их в положении малого дитя.

Гиперопека может порождаться присутствием у родителей постоянного чувства страха за своего ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье и благополучие.

Неблагоприятное влияние родительской гиперопеки состоит в том, что ребенку передается избыточное беспокойство, дети «заражаются» от родителей несвойственной возрасту тревогой. Таким образом, безграничная забота порождает беспомощность.

В этом случае родителям важно понять, насколько их собственное отношение к детям окрашено чрезмерной озабоченностью и тревогой.

Если ребенок уже привык к сверхзаботе, ему нелегко бывает отказаться от привычных привилегий. Родителям рекомендуется постепенно передавать ему ответственность и развивать саморуководство. Неожиданно «свалившаяся» на гиперопекаемого подростка свобода вызовет замешательство и растерянность.

Второй случай: подросток в отсутствие старших действительно проявляет беспокойство, возбуждение. Иллюстрацией таких реакций может служить поведение подростка в следующем примере.

В кабинете психолога:

Наталья (43 года), сын Никита (14 лет)

… Мой ребенок боится оставаться один дома. Когда я задерживаюсь на работе даже на 10-15 минут, он звонит на мобильный несколько раз, спрашивая, когда я вернусь, где я и чем занимаюсь. Если я собираюсь в магазин, то он или идет со мной, или дает мне на это 15-20 минут, и если я по какой-то причине задерживаюсь, он опять же начинает звонить…

Психолог: «Никита, а зачем ты это делаешь?»

Никита: «Ну а что такого? До магазина 5 минут идти, там быстро все можно купить и назад. Где можно задерживаться? Чем можно там заниматься? Я же переживаю…»

Психолог: «Я понимаю, ты сильно переживаешь, когда мамы нет рядом. А что может случиться с тобой в это время?»

Никита: «Я боюсь, что мама не придет ко мне. Вдруг с ней что-то случится. Папа бросил нас, ушел к другой женщине. Бабушка не любит меня, ругает меня всегда, говорит: «Чтобы глаза мои тебя не видели!» Что будет со мной, если мама не придет? Я останусь один. Что я буду кушать? Меня заберут в детский дом. Ведь я совсем не нужен ни папе, ни бабушке…»

Конфликтные отношения в семье и последующий развод родителей мальчика заострили его переживание отверженности, усилили страх одиночества и покинутости, побудили судорожное стремление цепляться за мать, как за спасительную соломинку, единственную защиту в жестоком и неустойчивом мире.

В этой ситуации для коррекции глубоких конфликтных переживаний стоит обратиться за помощью к психологу, психотерапевту. В подобном случае одной консультации недостаточно, может потребоваться длительная психотерапевтическая работа.