Зрение и память. Сейчас

Подросткам

Помимо интеллектуальных, перцептивных существуют еще и мнемические. Они являются компонентами человеческой познавательной активности, тесно связанными с его перцептивными процессами, Возникающие образы памяти называются представлениями.

Трактовка понятия памяти

Известно, что это процесс сохранения ранее приобретенного опыта, именно он делает допустимым повторное применение последнего в действии, а также возвращение в область сознания. Она соединяет прошлое индивида с его настоящим, а также будущим. Память - наиболее важная познавательная функция, которая составляет основу дальнейшему обучению и развитию.

Прошлый опыт складывается из возобновляющихся образов отдельно взятых предметов, процессов, которые были восприняты в прошлом, усвоенных ранее движений, действий, пережитых прежде чувств и желаний и возникших когда-то мыслей.

Основные процессы памяти

К ним относится:

  • запоминание;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Проходящие прямо в мозг от и внутренних, и внешних раздражителей разного рода возбуждения оставляют так называемые отметены в нем, сохраняющиеся на протяжении долгих лет. Если говорить образно, то можно представить, что в коре полушарий проторяются пути для упомянутых ранее возбуждений, ввиду чего впоследствии нервные связи появляются быстрее и легче. Последние сохраняются, а затем оживают в случае повторения возбуждений либо угасают, если таковые не повторяются, и тогда «удвоенное» забывается. Таким образом, процесс образования, сохранения временных связей - физиологический фундамент памяти.

Механизм рассматриваемого явления

Информация, которая идет от органов ощущений, проходит обработку сенсорной памятью, обеспечивающей ее удержание на протяжении достаточно короткого промежутка времени (как правило, меньше минуты).

В зависимости от вида стимула последняя может быть:

  • эхоической (связь со слухом);
  • иконической (связь со зрением) и т. д.

Психологи выдвигают предположение касательно того, что именно в сенсорной памяти фиксируются физические признаки поступающей информации. Другими словами, на этой стадии осуществляется разграничение запоминания - глазами или носом.

Сразу по окончании получения какой-либо информации начинается такой процесс, как забывание.

Виды памяти

Существует ряд критериев для их классификации, одним из которых является ее деление по времени сохранения полученного материала, а другим - по анализатору, преобладающему в ранее упомянутых процессах запоминания, воспроизведения, сохранения материала.

Так, в 1-м случае принято выделять несколько видов памяти:

  • оперативную;
  • мгновенную;
  • генетическую;
  • кратковременную;
  • долговременную.

А во 2-м случае речь идет о зрительной, обонятельной, слуховой, осязательной и прочих видах памяти. Теперь более подробно узнаем о том, что же представляют собой слуховая и зрительная памяти.

Первая расценивается как хорошее запоминание, достаточно точное воспроизведение разного рода звуков, к примеру, музыкальных, речевых. Слуховая память необходима филологам, акустикам, музыкантам, а также людям, которые изучают иностранные языки.

Зрительная же память связана сначала с сохранением, а затем с воспроизведением полученных зрительных образов. Достаточно часто данный вид присущ людям, имеющим эйдетическое восприятие, такие индивиды способны на протяжении значительно долгого временного промежутка «видеть» запечатленную картину уже в воображении по окончании воздействия на соответствующие На основании этого рассматриваемый вид памяти подразумевает наличие способности к воображению у субъекта.

Итак, после того, как мы узнали, что представляют собой слуховая и зрительная памяти, нелишне будет уделить внимание вопросам касательно возможности их развития. Для этого стоит обратиться к специальным методикам.

Развитие зрительной памяти

Определенно, что каждый хотя бы раз сталкивался с такой ситуацией, когда кто-то из окружения с лёгкостью запоминал новую детальную информацию. У большинства же людей наблюдается кратковременная зрительная память. Она определяет способность к запоминанию наглядной информации, углублению понимания при наличии определенных наглядных материалов.

На сегодняшний день существуют методики, помогающие улучшить память. Одним из самых распространенных способов выступает тренировка воображения, развитие у себя творческого мышления, применение ассоциаций. К примеру, при необходимости запомнить многозначные числа требуется представить их в таком виде, как растения, животные, неодушевленных предметы. Так, единица может быть придорожным столбом, двойка - лебедем, шестерка - (разомкнутым), восьмерка - матрешкой и т. п. Если сразу будет трудно представить всю картину, то можно попробовать набросать схематично рисунок.

Развитие слуховой памяти

Как уже стало понятно, слуховая и зрительная памяти могут поддаваться тренировке. Мы уже рассмотрели, как можно улучшить зрительную память, теперь узнаем, как тренировать слуховую. Этот вид памяти играет немаловажную роль для запоминания нового слова, песен, стихов. Эффективное упражнение для развития в данном случае - «Слушай и запоминай». К примеру, если это ребенок, то после прослушивания короткой сказки («Репки») он должен повторить ее в точной последовательности.

Более маленьким детям подойдет упрощенная форма задания: озвучиваются названия нескольких парных предметов (ботинки-шнурки, тарелка-ложка, пр.). Развитию именно слуховой памяти хорошо способствует звучание несложных предметов. Будет полезным приобрести для ребенка игрушечные музыкальные инструменты. Также можно демонстрировать разные звуки, после чего ребенок должен будет угадать инструмент.

Таким образом, можно смело сказать, что слуховая и зрительная памяти поддаются тренировкам, особенно в раннем детстве. На сегодняшний день существует множество методик, остается лишь подобрать подходящую.

Напоследок стоит напомнить, что в статье были рассмотрены такие понятия, как зрительная и слуховая память. Подробно рассказано о процессах памяти.

Исходя из теории зрения Уильяма Бейтса, зрение и психика теснейшим образом связаны. Он считал, что расслабленная психика – главное условие хорошего зрения. Более того, Бейтс утверждал, что зрение – на 90% психический процесс и только на 10% — физический (оптический). Недаром большинство техник улучшения зрения по его методу базируются на работе с психикой.

Память – одна из важнейших психических функций, которая активно используется зрительной системой человека для мгновенной идентификации зрительных образов, формирующихся в глазах. При взгляде даже на плохо видимый знакомый объект, человеческий мозг с помощью зрительной памяти «дорисовывает» его четкий зрительный образ, избавляя глаза от необходимости долго и напряженно вглядываться, чтобы получить более четкую и детальную картину.

Неудивительно, что знакомые предметы (или людей) мы видим с гораздо большего расстояния и заметно четче, чем незнакомые. Зрительной системе в этом случае не нужно работать на пределе своих возможностей, что расслабляет психику и, как следствие, улучшает зрение.

У людей с хорошей зрительной памятью гораздо реже развивается плохая зрительная привычка напрягать глаза при рассматривании интересующих их объектов . Следовательно, у них значительно больше шансов сохранить хорошее зрение до глубокой старости.

Следует заметить, что профилактикой ухудшения зрения является не только процесс “складирования” разнообразных зрительных образов в памяти, но и процесс “извлечения” этих образов из памяти, что мы обычно называем воспоминанием. Бейтс был уверен, что когда мозг человека занимается воспоминанием, его психика в некоторой степени расслабляется. Чем качественнее происходит воспоминание, тем большая степень расслабления психики достигается и тем лучше при этом зрение становится .

Сделав из вышесказанного вывод о том, что улучшение воспоминания объектов способствует улучшению зрения , д-р У.Бейтс и его последователи разработали несколько упражнений, направленных на развитие вспоминания зрительных образов.

Я приведу описание одного упражнения – “Муравей и роза”, — которое целесообразно выполнять вместе с пальмингом для усиления его расслабляющего эффекта. (Если вы не знаете что такое пальминг, скачайте по мою книгу “Пальминг, или первый шаг к хорошему зрению”).

Упражнение “Муравей и роза”

Проделывая пальминг, представьте себе, что вы четко видите красивую розу и ползущего по ней маленького черного муравья. Муравей выползает из зеленой травы, натыкается на стебель розы, взбирается на него и начинает путешествовать по розе. Не зная дороги, он перелезает из одного листика розы на другой, доползает до конца листика и возвращается обратно. В конце концов, муравей добирается до самого цветка. Он некоторое время движется от одного лепестка к другому, а потом попадает в центр цветка розы, чтобы выполнить свою миссию – набрать немного нектара.

После этого муравей начинает обратное движение по стеблю розы вниз, несколько раз залезая на зеленые листья. Такое мысленное путешествие муравья можно продолжать несколько раз.

Какую роль играет муравей в этом упражнении? Он не позволяет мысленному взгляду “вцепиться” в какую-то деталь розы, предотвращая ненужное напряжение психики.

Если Вам это упражнение через некоторое время надоест, можно придумать другой объект для мысленного рассматривания и вспоминания, вызывающего сохраненные в памяти зрительные образы. Бейтс в таких случаях советовал вспоминать все, что приятно для Вас. Если Ваш мозг займется вспоминанием любых объектов или событий, вызывающих у Вас приятные эмоции, то Ваша психика немного отдохнет и расслабится, что очень полезно для зрения.

Считается, что около 90% всей информации человек воспринимает глазами в виде зрительных образов. Поэтому львиную долю откладываемой в памяти информации занимают именно визуальные образы.

Недаром одна из эффективнейших практических рекомендаций по улучшению памяти состоит в том, что для более надежного запоминания некоторой информации ее следует сопоставить с какими-то яркими зрительными образами. Тогда вспоминание этих образов в нужный момент автоматически приведет к “проявлению” прикрепленной к ней информации.

Таким образом, развивая память, мы убиваем сразу двух зайцев: мы не только учимся быстро запоминать и вспоминать нужные сведения, но и способствуем улучшению своего зрения.

Если Вы хотите улучшить свою память (а заодно и зрение!), могу порекомендовать видеокурс «Развитие природной памяти» и аудиотренинги «Принципы и методы развития памяти» и «Записная книжка в голове» Ивана Полонейчика и Виктора Кириченко. Один из соавторов — Иван Полонейчик — известный в узких кругах специалист по развитию памяти. Он является руководителем Центра интеллектуальных технологий. Иван Полонейчик создал уникальную систему развития памяти и интеллекта, признанную одной из лучших в СНГ.

ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ

Способность восприятия зависит, как было уже сказано, от количества, качества и полезности предшествовавшего опыта. Но прошлый опыт существует для нас только в памяти. Поэтому правильней сказать, что восприятие зависит от памяти.

С памятью тесно связано воображение, которое преобразует воспоминания, созидая из реально пережитого новые конструкции, отличающиеся от всего реально испытанного в прошлом. Способность разума интерпретировать ощущения находится в такой же мере под влиянием воображения, как и памяти.

То, насколько восприятие и, соответственно, зрение зависят от памяти и воображения, является делом повседневного опыта. Мы видим знакомые вещи более четко, чем то, о чем у нас нет воспоминаний, а когда – по причине стресса или эмоционального возбуждения – наше воображение более активно, чем обычно, часто случается, что мы более интерпретируем ощущения объектов, которыми занято наше воображение, нежели ощущения, поступающие из внешнего мира.

Старая швея, которая ни аза не разберет без очков, видит, однако, достаточно, чтобы вдеть нитку в иголку. Почему? Потому, что она более знакома с иголками, чем с буквами.

Студент наталкивается в учебнике на непривычный технический термин или на фразу из неизвестного ему языка. Буквы, из которых состоят незнакомые слова, точно такие же, какими напечатан весь учебник, и тем не менее, видеть их определенно труднее. Почему? Потому что основной текст написан на родном и понятном английском языке, а эти неудобочитаемые – на греко-латинской тарабарщине.

Человек целый день крутится в своей конторе как белка в колесе и не замечает усталости, а вот в музее выматывается за какой-нибудь час и возвращается домой с раскалывающейся головой. Почему? Потому что на работе он следует заведенному распорядку, имея дело с обычными для него бумагами, тогда как в музее все является чужим, новым и странным.

Или возьмем случай с дамой, которая страшно боится змей и однажды обрезок шланга принимает за огромную гадюку. Ее зрение, как показала проверка по таблице Снеллена, вполне нормально. Почему тогда она видит то, чего нет? Потому, что ее воображение привыкло использовать воспоминания о змеях, чтобы, создавая пугающие образы этих тварей, упреждать реальную опасность; в данной ситуации ее ум, под влиянием воображения, неправильно интерпретировал ощущения, связанные со шлангом, и дама живо увидела в нем "гадюку".

Таких примеров можно приводить бесконечное множество. Не остается никаких сомнений в том, что восприятие, а следовательно, и зрение зависят от памяти и – в меньшей степени – от воображения. Мы лучше видим те вещи (или похожие на них), о которых у нас есть хороший запас воспоминаний. Чем более точны эти воспоминания, чем более доскональное и аналитическое знание они воплощают, тем лучше (при прочих равных) будет зрение. Правда, зрение может быть лучше даже при прочих неравных. Так, ветеран микроскопист может иметь худшее зрение (если ссылаться на таблицу Снеллена), чем студент-первокурсник, которого он учит. Тем не менее, когда он садится за свой инструмент, то, благодаря богатому опыту и точной памяти похожих объектов, видит препарируемый объект намного яснее и четче, чем может новичок.

То, что восприятие и зрение зависят от предыдущего опыта, закрепленного в памяти, есть истина, признаваемая всеми. Однако я знаю только одного человека, который сделал из нее серьезные (я называю их утилитарными и терапевтическими) выводы; это д-р У. Г. Бейтс. Он был первым, кто задал вопрос: "Как может быть использована эта зависимость для улучшения зрения?" И задав его, он не успокоился до тех пор, пока не нашел ряд простых и практических ответов. Его последователи также внесли свою лепту в создание методик по улучшению зрения путем работы с памятью и воображением. Здесь я расскажу о самых действенных из этих упражнений. Но прежде еще несколько слов о некоторых чертах этой наиболее таинственной психической силы: памяти.

Для нас, стремящихся восстановить зрительные способности, наиболее важная особенность памяти, возможно, заключается в том, что она плохо работает при напряжении. Каждому знакома ситуация, когда в разговоре со знакомым вдруг обнаруживаешь, что никак не можешь вспомнить его имени. Но если человек мудр, он перестанет напрасно силиться и позволит разуму погрузиться в состояние бдительной пассивности: велики шансы, что имя добровольно всплывет на сознательный уровень. Как видно, память работает лучше, если разум находится в состоянии динамического расслабления.

Опыт научил подавляющее большинство людей тому, что существует взаимосвязь между хорошей памятью и динамическим расслаблением разума; это состояние имеет тенденцию сопровождаться и динамическим расслаблением тела. Но вряд ли кто-нибудь дал себе труд сформулировать это положение, – люди знают его бессознательно и ведут себя соответственно. Когда требуется вспомнить что-либо, они инстинктивно расслабляются, потому что их опыт подсказывает: состояние "пусть все течет само по себе" наиболее благоприятно для работы памяти.

Так вот, эта привычка расслабления сохраняется, даже когда в отношении других проявлений жизнедеятельности образовались плохие привычки психического и физического напряжения. Поэтому-то люди, начиная вспоминать, автоматически, не задумываясь, приводят себя в состояние динамического психического расслабления, которое благоприятно не только для памяти, но и для зрения. Это, похоже, объясняет феномен того, почему успешное припоминание чего-либо приносит и немедленное улучшение зрения.

В некоторых случаях нарушенного зрения состояние психического и физического напряжения настолько экстремально, что страдающие от него потеряли привычку "пусть все течет…" даже в отношении припоминания. Опытные преподаватели метода д-ра Бейтса рассказывали мне о людях, которые не могли припомнить ни буквы ни цифры, на которые смотрели всего десять секунд назад. Но как только глаза и разум хоть немного расслаблялись при помощи пальминга, соляризации, покачиваний и перемещений, память вновь возвращалась к ним. Неспособность припоминать, которая ввергла этих бедолаг в состояние мнимого слабоумия, была вызвана той же фундаментальной причиной, что и несовершенное зрение: неправильным функционированием, связанным с сильным психическим и нервно-мышечным напряжением.

К счастью, подобные случаи не слишком распространены, и большинство из тех, кто страдает нарушенным зрением, успешно применяют правило: "пусть все течет само по себе", – бессознательно выведенное из опыта повседневной жизни. Именно поэтому у них сохраняется возможность использовать память в качестве вспомогательного средства для расслабления разума и тела, а в конечном итоге, и зрения. Человек с нарушенным зрением смотрит, скажем, на печатную букву и не может видеть ее четко. Но если он закроет глаза, расслабится и вспомнит нечто такое, что ему легко вспомнить четко и ясно, то обнаружит, когда вновь откроет глаза, что зрение ощутимо улучшилось.

Поскольку без расслабления четкое припоминание невозможно, улучшение зрения будет следовать за каждым актом припоминания, даже если припоминаемое не имеет ничего общего с той вещью, которую в данный момент требуется увидеть. А если у вас в памяти зафиксирована именно эта вещь или нечто подобное, что вы видели в прошлом, тогда припоминание будет вдвойне эффективней для улучшения зрения, так как оно приведет не только к благотворному расслаблению разума, но и к возросшему знанию рассматриваемого объекта. А, как известно, отчетливей всего мы видим те вещи, которые лучше всего знаем. Поэтому любое упражнение, еще ближе знакомящее нас с объектом нашего внимания, сулит возможность легче видеть его.

Эти предварительные объяснения, я надеюсь, помогут вникнуть в суть представляемых ниже упражнений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вот как восстановить память более чем на 95%! А также улучшить зрение и состояние костей!В последнее время у вас появились проблемы с памятью? Эти продукты помогут быстро ее восстановить!☝️ ☝️ ☝️ Существует несколько факторов, которые могут привести к невольной потере памяти, как у молодых людей, так и у пожилых людей.

Многие из этих факторов связаны не с нарушением памяти, а с вмешательством других когнитивных способностей (таких как внимание) или некоторыми веществами (такими как лекарство). К счастью, есть определенные продукты, которые могут помочь нам улучшить память, концентрацию, координацию и рассуждение.

Вот как восстановить память более чем на 95%! В этой статье мы собираемся представить некоторые из этих продуктов:

1.Хлеб, печенье и макароны.

Хлеб и печенье содержат углеводы и триптофан – это аминокислота, которая используется мозгом для производства нейротрансмиттера, который облегчает расслабление и удаляет проблемы со сном.

Что касается макаронных изделий, у них есть еще одно свойство помимо расслабления: они обеспечивают глюкозу, которая помогает правильно работать мозгу и улучшает память.

2.Курица.

Это отличный источник белка для поддержания концентрации.

Белки выделяют:

  • L-тирозин, аминокислоту, которая синтезирует норэпинефрин, гормон, который увеличивает кровяное давление и частоту сердечных сокращений;
  • допамин, который регулирует продолжительность хранения информации.

Когда мы изучаем что-то, то дофамин активирует гиппокамп, чтобы сохранить эту информацию.

3.Яйца.

Употребление яиц улучшает концентрацию и помогает долговременной памяти, благодаря питательному веществу, называемому холином.

Исследования показали, что это питательное вещество играет ключевую роль в памяти в развитии мозга и в предотвращении сердечных заболеваний, жировых проблем печени и не только.

4.Грецкие орехи.

Употребление просто необходимо, ведь благодаря их питательной ценности они помогают физическому и умственному развитию.

Студенты могут улучшить свою концентрацию и академическую успеваемость с этой пищей. Они содержат витамин B, лецитин, фосфор и множество питательных веществ.

5.Продукты с ярким окрасом.

Речь идет о таких продуктах как черника, ежевика, вишня, гранат, виноград, красный лук, баклажаны и красная капуста. Пигменты в пище, которые придают ему этот цвет, представляют собой семейство мощных антиоксидантов, известных как антоцианы.

Исследования доказали, что регулярное употребление орехов снижает риск развития рака, сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний, ухудшения познавательной способности и болезни Альцгеймера.

6.Куркумин.

Добавление 1 грамма куркумы к каждому завтраку пациентов с большой склонностью к развитию деменции улучшает качество памяти уже через 6 часов после его потребления.

Регулярное употребление куркумы значительно снижает проблемы с памятью, связанных с деменцией.