Гузяль Назырова
Дополнительная образовательная программа для детей 4–7 лет «Ритмика и хореография»
Пояснительная записка.
Программа
«Ритмика и хореография
»
для детей
4-7 лет направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствами музыкально-ритмических
и танцевальных движений.
Причинами создания этой программы
явились высокий интерес детей
к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами
, а так же запрос родителей.
Актуальность программы состоит в том
, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
Цель программы
: развитие артистичности, внутренней свободы, рас-крытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических
и танцевальных движений.
Задачи
:
1. По развитию творческих способностей.
Развивать творческое воображение и фантазию
;
Развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;
Развивать способность импровизировать;
Воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения;
Развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
Развивать гибкость, ловкость, пластичность;
Формировать правильную осанку, красивую походку;
Расширять музыкальный кругозор;
Дать детям знания о танцевальных жанрах и направлениях;
Обогащать двигательный опыт разнообразными
видами танце-вальных движений.
2.По развитию музыкальности
:
Умению слушать и понимать музыку;
Умению двигаться под музыку в соответствии с характером му-зыкального произведения;
Развитию чувства ритма
;
Развитию способности различать жанры и стили танцев.
3.По развитию двигательных навыков
:
Умению точно исполнять танцевальные движения;
Действовать синхронно и выразительно в группе;
Умению ориентироваться в пространстве;
Умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.
4.По развитию нравственно-коммуникативных качеств
:
Умению вести себя в паре (пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон)
;
Умению сочувствовать, сопереживать другим людям.
5.развитию психических процессов
: восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.
Диагностика.
Составлены критерии диагностики по усвоению задач данной про-граммы.
Средства диагностики
: психолого-педагогическое наблюдение, упражнения, задания на занятиях
1. Групповая - занятия проводятся со всем танцевальным коллективом.
2. Подгрупповая - занятия проводятся по группам с использованием дифференцированного подхода.
3. Индивидуальная - занятия проводятся с учетом возрастных и личностных особенностей.
Формы занятий
:
Традиционное занятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие
Репетиция
Открытый урок
Концерт.
Учебно-тематический план
для детей 5-6 лет
Сентябрь-ноябрь
«Поскоки»
«Поскачем»
«Буратино я Мальвина»
Упражнение
«Гусеница»
Упражнение
«Топотушки»
р. н. м.
«Не опоздай»
«Марш»
Упражнения для рук
«Попрыгунчи ки»
«Великаны и гномы»
Пальчиковая
гимнастика
Учить реагировать на
начало и окончание звучания музыки.
Передавать в движе-нии различный ха-рактер музыки.
Учить ориентиро-ваться в простран-стве, реагировать
на смену частей му-зыки.
Начинать и заканчи-вать движения в со-ответствии с
началом и оконча-нием музыки.
Учить детей четко
останавливаться с
окончанием музыки
Развивать гибкость и пластику руки, отме-чать акцент в музыке
Самостоятельно ме-нять движение в соответствии с 2-х частной формой произведения.
Передавать в движении характер музыки. Танцевальный этюд «Цыплята»
Музыкально-
ритмическая
композиция «Упражнения с
осенними ли-стьями»
Танцевальная композиция «Осенний
Танцевальный этюд
«Мячик»
Танцевальный этюд
«Кошки - мышки»
Танцевальный этюд «Озорники»
Танцевальная композиция «Озорные лягушата»
Развитие музыкаль-ности, умения коор-динировать движе-ния с музыкой. Способствовать развитию координации движений, подвиж-ности нервных про-цессов, внимания, памяти.
Способствовать развитию умения
ориентироваться, перестраиваться.
Способствовать развитию
выразительности движений, образно-го мышления
, чув-ства ритма
, способ-ности к импровиза-ции.
Развитие внимания, скорости реакции,
точности и ловкости движений, а также развитие эмоциональной сферы и
выражение эмоций в мимике.
Формирование навыков кружения на месте на подско-ках, развитие памя-ти и внимания, умение сочетать движения с музыкой в бысгром темпе.
Развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания.
Декабрь-февраль
Развитие двигательных навыков Танцевальное творчество
«Пружинки»
«Попрыгаем- побегаем»
«Марш»
Упражнения для рук
Упражнение «Мячики»
(муз. Чайковского)
Шаг поскок (муз. Ломовой)
«Веселые нож-ки»
«Ковырялочка»
, и т. д.
Чувствовать и пере-давать в движении изменения харак-тера и форм музыка-льного произведе-ния (2-х частная форма)
Самостоятельно ориентироваться в пространстве.
Начинать и закан-чивать движение с началом и оконча-нием музыки.
Свободно ориенти-роваться в про-странстве, перестраиваться из различных положений (круг, врассыпную и т. д.)
Развивать гибкость и пластику руки, отмечать акцент в музыке.
Менять движения в соответствии с изме-нением вариации музыки
Упражнять в выпол-нении танцевальных движений.
Передавать в движе-нии характер музыки
Начинать и закан-чивать движение с началом и оконча-нием музыки. Танцевальная
композиция «Кукла»
Танцевальная
композиция «Озорные
лягушата»
Танцевальный этюд
«Марш»
Танцевальная
композиция «Море
волнуется.» Способствовать развитию вырази-тельности движе-ний, образного мышления
, чувства ритма
.
Развитие творческих способностей,
Потребности само-выражения в дви-жении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии
. Форми-рование навыков кружения на месте на подс-коках, раз-витие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способ-ности к импровизации.
Формирование пра-вильной осанки, красивой походки, эмоциональной вы-разительности дви-жений.
Закрепить получен-ные навыки, разви-вать умение дви-гаться в соответ-ствии с музыкой, обогащение двига-тельного опыта разнообразными видами движений
.
Развитие двигательных навыков Танцевальное творчество
Пружинящий шаг и бег
Упражнение для рук «Раз-решите пригла-сить»
«Отойди и по-дойди»
«Марш»
«Кто лучше скачет»
«Побе-гаем»
«Спокойный шаг»
Развивать четкос ть, координацию дви-жений рук и ног. Разл ичать двух-частную форму
Развивать гибкость и пластику руки от-мечать акцент в му-зыке. Воспринимать легкую, подвижную музыку, ритмично хлопать в ладоши
.
Учить детей
перехо-дить от одного вида движений к другому в соответствии с му-зыкой.
Уметь начинать движение после вступления.
Согласовывать дви-жения с музыкой.
Развивать движения кисти,
упражнять в выпол-нении
танцевальных дви-жений. Танцевальный этюд «Подарок маме»
Танцевальный этюд «Бабочка»
Танцевальный этюд
«Чудесные
превращения»
Танцевальный этюд «Оранжевое лето.»
Танцевальный этюд
«Капельки»
Музыкально-
ритмическая
композиция
«Упражнения с цветами»
Танцевальный этюд «После дождя»
Танцевальная
композиция «Вальс
цветов» Способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма
, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике.
Развитие умения ориентироваться в пространстве; обо-гащение двигатель-ного опыта разно-образными видами движений
, переда-вать в танце харак-терные виды дви-жений.
Способствовать развитию умений воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение, ха-рактер и понимать ее содержание; раз-витие музыкальной памяти, внимания; развитие координа-ции движений, пла-стичности, мягко-сти,
Развитие творческих способностей, по-требности самовы-ражения в движении под музыку; развитие творческого во-ображения и фанта-зии
.
Развитие музыкаль-ности, умения
координировать движения с музы-кой.
Способствовать развитию точности
движений, мягко-сти, плавности дви-жений.
Способствовать развитию координации
движений, подвиж-ности психических
процессов, внима-ния, памяти.
Способствовать умению ориентиро-ваться, перестраи-ваться.
«Утверждаю» заведующая
Д/с №89 «Парус» ГО «город Якутск»
Филиппова П.И._______
Рабочая программа
кружка «Ритмика и танец»
для старшей и подготовительной групп
на 2015 -2016 учебный год.
Педагог дополнительного образования:
Борисова К.Ю.
Пояснительная записка.
Программа «Ритмика и танец» является дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности в образовательной области музыкальное искусство. Ритмике и танцу - как учебно-воспитательной дисциплине должно отводиться значительное место в системе общего музыкального образования.
Ритмика - специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлены занятия ритмикой и танцем, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста.
Настоящая программа по ритмике и танцу предназначена для старших и подготовительных групп детского сада. Программа рассчитана на 2 года обучения детей от 5 до 6 лет.
Цель программы - приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту, воспитать эмоциональную отзывчивость, привить основные навыки в умении слушать музыку и передавать её образное содержание.
Задачи программы.
1 . Образовательные:
Развитие физических данных;
Развитие понимания языка музыки и выражение его в танце;
Формирование навыков самостоятельной работы.
2.Воспитательные:
Формирование общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе;
Формирование уверенности в своих силах; -воспитание культуры движения.
3. Развивающие:
Формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку;
Развитие творческих способностей, выдумки, фантазии;
Развитие образного мышления.
Все эти задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе.
Отличительной особенностью данной программы является-организация поиска новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний.) Путём танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение формировать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию танцевальных навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских танцевальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, постановками концертных номеров для детей дошкольного возраста.
Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков танцевального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и танцевальным концертам.
Следует учитывать, что азбука танца, его выразительные средства требуют определенного уровня физической подготовленности. Поэтому в работе с детьми можно использовать только те движения и образы, которые способны заложить основы красоты, здоровья и доброты, и не помешают естественному развитию растущего организма.
Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста. Этот период в жизнедеятельности ребенка не предполагает глубокого проникновения в школу танца. Ему лишь закладываются основы музыкальности, культуры движения и исполнительской выразительности. Поэтому и занятия называются «Ритмика и танец».
2. Танцевальные ритмические упражнения.
3. Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцы-импровизации.
4. Танцы и пляски.
5. Музыкально-танцевальные игры. Первые два раздела преследуют обучающую цель, а один последний -развитие творческих способностей.
Ожидаемые результаты:
Примерный объём навыков и умений к концу 1 года обучения
:
Знать простейшие музыкальные понятия.
Соблюдать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Знать простейшие шаги, прыжки, бег.
Уметь создать заданный образ в танцевальных движениях.
Знать простейшие массовые танцы (народные, бальные, современные).
Примерный объем навыков и умений к концу 2 года обучения:
Уметь ориентироваться в пространстве (шеренга, колонна, круг, врассыпную).
Исполнять танцы-импровизации (изображение предметов, животных, растений, явлений природы).
3. Уметь выразительно исполнять танцевальные комбинации и танцы (в паре
и соло).
4. Освоить музыкально-танцевальные игры, тренирующие внимание, быстроту, реакцию и воображение.
5. Уметь образно, актерски выразительно исполнить танец на празднике, концерте, тематическом занятии.
Итогом работы является создание творческих программ, праздников, уроков-концертов, тематических занятий, где дети используют не только полученные двигательные навыки, но демонстрируют способность исполнить движение, танец образно, эмоционально, выразительно в соответствии как с темпом, характером, так и стилем музыкального и танцевального произведения.
1. Основная установка работы с детьми - не стремиться к высоким исполнительским достижением, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях по ритмике и танцу для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу.
2. Основными методами в работе с дошкольниками являются показ и словесно-образное объяснение, базирующееся на взаимодействии и органическом слиянии музыки и движения.
3. Основными принципами планирования, организации и проведения занятий по ритмике и танцу являются: систематичность, последовательность доступность, перспективность, повторяемость, заинтересованность.
При проведении танцевальных занятий нужно разумно дозировать нагрузку на организм школьников. В большинстве случаев физическая и эмоциональная нагрузка соответствует времени звучания, темпу и характеру музыкального сопровождения. Быстрые по темпу и эмоциональные по характеру музыкальные произведения нужно чередовать с более спокойными.
На каждом уроке необходимо умело сочетать материал из всех трёх разделов программы. Все эти разделы должны чередоваться не механически, а соединяться органично, быть пронизаны единым педагогическим замыслом урока.
Учебно-тематический план.
№
|
1 год обучения (5-6 лет)
Наименование разделов
|
Количество
занятий
|
1
|
Музыкально- ритмическая деятельность
|
30
|
2
|
2 Танцы и пляски
|
32
|
|
3 Творческая деятельность
|
10
|
|
Общее количество занятий
|
72
|
1 год обучения.
Раздел «Музыкально-ритмическая деятельность».
Тема № 1. Знакомство с основными понятиями предмета.
Тема включает в себя понятия: линия танца, интервал, дистанция. Знакомство с точками класса . Знакомство с темпами музыки: медленный, умеренный, быстрый, а также, с характерами музыкальных произведений и динамических оттенков.
Тема №2. Подготовительные упражнения.
Комплекс подготовительных упражнений, направленных на работу правильной постановки корпуса, знакомство с исходными положениями ног, позициями рук, также порядковых упражнений.
1.
Подготовительные упражнения для постановки корпуса:
основное положение, стоя в свободной позиции;
«Вдох-выдох»;
«Деревянные и тряпочные куклы»;
- упражнение «ронять корпус» (расслабление и напряжение мышц корпуса).
2.
Подготовительные упражнения для изучения позиций рук (свободная,
подготовительная и 1):
- «Большие крылья»;
«Поющие руки»;
«Бабочка»;
- упражнение «Твердые и мягкие руки» -упражнение «Мельница» (круговые движения рук) -круговые движения кистями рук.
3.
Подготовительные упражнения для изучения позиций ног (свободная и
6)
:
- упражнение «твердые и мягкие ноги» (напряжение и расслабление тазобедренных и голеностопных мышц); - «Круговые движения стопами» -полуприседания («напряженное» и «пружинное»).
Тема №3. Танцевальные ритмические упражнения.
Комплекс упражнений, помогающий развивать музыкальное восприятие, совершенствовать движения, развивать способность творчески воплощать музыкально- двигательный образ.
Упражнение №1:
Танцевальный шаг с носка;
Шаг с подскоком;
Приставной шаг;
Шаг с притопом.
Упражнение№2:
Ходьба под музыку;
Ходьба с хлопками;
Ходьба с движением рук;
Ходьба со сменой мест;
Хлопковая комбинация.
Упражнение№3:
Бег легкий и энергичный;
Бег по кругу;
Бег на месте с хлопками;
Бег со сменой мест.
Тема № 4. Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа.
Танцы- импровизации.
Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться.
По данной теме учащимся предлагается: 1.Создать музыкально- двигательный образ на предложенное педагогом музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может варьироваться.
3.Танцы- импровизации. «Тихий и громкий танец», «Медленный и быстрый», «Большой и маленький».
Раздел «Танцы и пляски»
Тема№5. Изучение танца «Полька».
Тема включает в себя танцевальные комбинации, развивающие у детей умение легко переходить от одного движения к другому в связи с изменением характера музыки.
«Полька»
(музыкальный размер 2/4)
Танцевальная комбинация «Найди свое место».
Тема №2. Самостоятельная работа над созданием музыкально-
двигательного образа.
Танцы- импровизации.
Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться. Возможно использование предметов (веер, платок, зонт и др.)
По данной теме учащимся предлагается:
1.Создать музыкально- двигательный образ на предложенное педагогом музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может варьироваться.
2.Показ конкретно заданного образа в импровизированных танцевальных комбинациях учащихся.
3.Танцы- импровизации. Изображение предметов, животных, растений.
Раздел «Танцы и пляски».
Тема №3. Изучение танца «Вальс».
Танцевальная комбинация, сочетающая в себе плавные мягкие движения:
Танцевальный шаг «вальсовая дорожка»;
покачивание «качели»;
положение в паре «лодочка»;
свободные вращения.
Тема №4. Изучение танца «Чунга-чанга».
Танцевальная комбинация, сочетающая в себе быстрые, ритмические движения. Движения исполняется в умеренном и быстром темпе:
Подскоки;
положение рук наверх;
повороты;
перестроения;
хлопки.
Тема №5. Изучение танца «Ах, вы сени».
Танцевальная комбинация, сочетающая в себе чередование элементарных движений руками, ногами, корпусом, головой:
- «ковырялочка»;
повороты;
положение в паре;
приставные шаги.
Тема №6. Изучение танца «Веселый танец».
Тема включает в себя танцевальную комбинацию, развивающую координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, а также умение передавать в движении веселый характер украинской музыки:
Легкий бег;
кружения в парах;
подскоки;
воротца;
ковырялочка.
Тема №7. Изучение танца «Танец птиц».
Тема включает в себя танцевальную комбинацию в паре. Танец исполняется энергично, весело.
Шаг галопа и притоп;
повороты в паре;
подскоки.
Тема№8. Изучение танца «Аннушка».
Тема включает в себя танцевальную комбинацию в паре развивающую координацию и передачу в движении ритмического рисунка:
Хлопки;
6 шагов в повороте;
прыжки.
Тема №9. Изучение танца «Танец снежинок».
Тема включает в себя танцевальную комбинацию, сочетающую в себе лёгкий полётный бег, движения руками с лентами, умение двигаться легко и ритмично.
Лёгкий бег;
взмахи руками;
кружение в звёздочках;
перестроение в цепочку.
Тема №10.
Тема включает в себя разнообразные игры, тренирующие у учащихся устойчивость, внимание, быстроту и воображение:
Музыкальные игры с элементами хореографии: «Круг и кружочки», «Цапля», «Передача мяча по кругу», «Проверь товарища и помоги», «Попрыгунчики».
имитационные игры: «Создай свой образ», «Говорящие руки», «Статуи».
За период обучения педагог должен:
научить ребенка самостоятельно, грамотно разучивать и выразительно исполнять предлагаемый хореографический текст;
давать определенный программный объем знаний, умений и навыков;
способствовать формированию музыкально-эстетических чувств ребенка.
Преподавателю необходимо правильно распределить учебную нагрузку и грамотно спланировать формы работы на уроке, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка. Пути развития ребенка определяются в процессе занятий. Применяя дифференцированные методы обучения, можно варьировать программные требования по усмотрению преподавателя.
Методическое обеспечение.
Прохождение программы должно опираться на следующие основные
принципы:
постепенность в развитии природных данных детей;
строгая последовательность в овладении танцевальной лексикой и техническими приемами;
систематичность и регулярность занятий;
целенаправленность учебного процесса.
Для эффективности занятий следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетания сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу). Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех названных принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с учащимися.
Сочетание эмоционального и логического является непременным условием ведения уроков. Например, разучивание движений закрепляется легче в том случае, когда они от непроизвольного рефлекса подражания проходят стадии прочувствования и осознания, закрепляясь, таким образом и в мышечном ощущении («отпечатываясь» в качестве стереотипа в коре головного мозга). Выученные таким образом движения надолго остаются в памяти и значительно легче поддаются интерпретации в различном танцевальном образе .
Процесс обучения музыкально- ритмическим движениям можно разделить на 3 этапа:
1. Начальное обучение музыкально ритмическим движениям.
2. Углублённое разучивание движений и усвоение навыков для его качественного исполнения.
3. Повторение и закрепление навыков движения.
Формы контроля и критерии оценивания детей.
В подготовительных и старших группах детского сада применяется безоценочная система, так как главная цель обучения- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
Основной критерий оценки качества выполненной работы-выразительное, согласованное исполнение детьми упражнений и танцев, которые в таком законченном варианте могут быть исполнены на вечерах развлечений, праздниках, концертах.
Перечень программно-методического обеспечения:
Просторный кабинет с высокими потолком и зеркальными стенами.
Помещение для переодевания учащихся.
Видео и аудиоаппаратура.
- Наглядные пособия.
Нотная литература.
Учебная форма учащихся.
Условия эффективности реализации программы:
наличие технического обеспечения;
гибкость, вариативность программы в зависимости от способности и уровня развития детей;
использование эффективных методик обучения;
создание психологических условий;
создание обстановки доверия (ребенок - педагог - родитель);
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Календарно-тематическое планирование. Группа5-6 лет.
№
занятия
|
Дата
|
Название темы
|
Кол-во
|
1
|
|
Что такое «Ритмика»? Основные понятия.
|
1
|
2-4
|
|
Разминка. Поклон. Линия. Танец.
|
3
|
5-7
|
|
Постановка корпуса. Основные правила.
|
3
|
8-9
|
|
Позиции рук. Основные правила.
|
2
|
10-13
|
|
Позиции ног. Танец.
|
4
|
14-16
|
|
|
3
|
17-19
|
|
|
3
|
20-23
|
|
Основные шаги в танце.
|
4
|
24-26
|
|
Движения по линии танца.
|
3
|
27-30
|
|
Ходьба. Бег. Комбинации. Танец.
|
4
|
31-32
|
|
Поскоки. Комбинация. Танец.
|
2
|
33-34
|
|
Приставные шаги. Комбинация.
|
2
|
35-38
|
|
Ритмико-гимнастические упражнения.
|
4
|
39-41
|
|
|
3
|
42-44
|
|
Танец по выбору педагога.
|
3
|
45-48
|
|
Упражнения для улучшения гибкости.
|
4
|
49-52
|
|
|
4
|
53-56
|
|
Танец по выбору педагога.
|
4
|
57-59
|
|
Ритмико-гимнастические упражнения.
|
3
|
60-63
|
|
Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.
|
4
|
64-66
|
|
Общеразвивающие упражнения.
|
3
|
67-70
|
|
Музыкально-танцевальные игры.
|
4
|
71-72
|
|
Имитационные игры.
|
2
|
|
|
ИТОГО
__72___Календарно-тематическое_планирование._Группа_6-7_лет.">ИТОГО
|
72
|
Календарно-тематическое планирование. Группа 6-7 лет.
№
|
Дата
|
Название темы
|
Кол-во
|
1-3
|
|
Поклон. Интервал. Линия. Танец.
|
3
|
4-6
|
|
Разминка. Колонна. Круг.
|
3
|
7-8
|
|
Постановка корпуса. Позиции рук.1,2.3.
|
2
|
9-11
|
|
Позиции ног.1 свободная,2.6.
|
3
|
12-15
|
|
Позиция рук 4, на поясе. Танец.
|
4
|
16-19
|
|
Ритмико-гимнастические упражнения.
|
4
|
20-24
|
|
Движения на развитие координации. Бег и подскоки.
|
5
|
25-27
|
|
Основные шаги в танце.
|
3
|
28-31
|
|
Движения в парах. Танец.
|
4
|
32-34
|
|
Ходьба Бег. Комбинации.
|
3
|
35-37
|
|
Чередование шагов. Комбинация.
|
3
|
38-39
|
|
Острый и мягкий шаг. Комбинация.
|
2
|
40-42
|
|
Ритмико-гимнастические упражнения.
|
3
|
43-44
|
|
Создание музыкально-двигательного образа.
|
2
|
45-48
|
|
Танец по выбору педагога.
|
4
|
49-51
|
|
Упражнения на перестроение.
|
3
|
52-53
|
|
Ритмическая комбинация «Ладошки».
|
2
|
54-57
|
|
Танец по выбору педагога.
|
4
|
58-61
|
|
Музыкально-ритмические упражнения.
|
4
|
62-65
|
|
Разминка. Основные движения танца по выбору педагога.
Разучивание движений.
|
4
|
66-68
|
|
Общеразвивающие упражнения.
|
3
|
69-70
|
|
Музыкально-танцевальные игры.
|
2
|
71-72
|
|
Имитационные игры.
|
2
|
|
|
ИТОГО
|
72
|
Список литературы:
1.А.Е.Чибрикова-Луговская. Ритмика.-Л.,2003 г.
2. Т.В.Пуртова. Учите детей танцевать.-М.,2003 г.
3. М.А. Михайлова. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.-Я., 2001г.
4. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике.- М., 1995 г.
5. Е.В. Горшкова. От жеста к танцу. М., 2002 г.
6. И.Бурмистрова. Школа танцев для юных.- М., 2003 г.
7. Г.П. Гусев. Методика преподавания народного танца.- М., 2004 г. |
Сюжетно-игровое занятие по ритмике «Поездка в лес» для детей 5-6 лет
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по ритмике
Сюжетно игровое занятие «Поездка в лес»
Цель занятия
: улучшение эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы.
Задачи:
Воспитание любви и интереса к музыке,
Обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,
Знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения,
Развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
Обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений,
Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке,
Развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.
Тип занятия:
урок закрепления и совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма занятия:
урок
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- игровой (игровая форма подачи материала).
Материалы и оборудование:
- музыкальный центр (ТСО);
- CD – диски с фонограммой
-проектор со слайдами леса
Ход урока:
Вход детей в танцевальный класс. Построение детей в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу.
Педагог:
Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие, как вы думает куда мы с вами отправимся? (показ иллюстраций)
Ответ детей: В лес
Педагог:
Правильно, в лес. Но для начала отгадайте загадку на чем мы туда отправимся:
Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь, прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь…
(паровоз)
Ответ детей: Паровоз
Педагог:
Правильно, паровоз. Для того чтобы попасть на паровоз, мы отправляемся на станцию.
Поворачиваемся друг за другом. Идем, высоко поднимаем колени, энергично работаем руками. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог:
Ну вот мы и пришли на станцию и садимся на паровоз.
Идем друг за другом топаем ногами (паровоз едет), руки сгибаем локти прижмем к груди (колеса крутятся). Когда паровоз набирает ход бежим друг за другом. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог: Вот мы и приехали с вами в лес. И что же мы видим? Отгадайте загадку:
Стоят в лугу сестрички:
Золотой глазок, белые реснички.
(ромашка)
Ответ детей: Ромашка
Педагог
: Давайте с вами соберем букет?
Идем друг за другом, делаем 2 шага, наклоняемся и срываем цветочек. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог
: Молодцы, большие букеты получились.
Слушаем загадку, кого еще в лесу мы видим:
Кто по елкам ловко скачет,
И взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белочка)
Педагог
: Правильно, белочка. Давайте и мы с вами поиграем в белочек.
Делаем большой круг, прижмем ручки перед собой (лапки), 4 раза киваем головой, делаем 8 пружинистых приседаний, прыгаем 3 раза вперед – поворачиваемся друг другу спиной, 3 прыжка вперед – поворачиваемся лицом друг к другу. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педаго
г: Молодцы.
Послушайте еще одну загадку, кого мы видим:
Самолетик легкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза
Это чудо…
(стрекоза)
Ответ детей: Стрекоза
Педагог
: Правильно, стрекоза. Поиграем с вами в стрекоз?
Поворачиваемся друг за другом, ручки раскрыли в стороны (крылышки), бежим на носочках, в конце музыки присели на цветочек. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог: Молодцы. Встаем имитируем с вами лес:
Ветер дует нам в лицо Машут руками по направлению “к себе”, как веером
Закачалось деревцо. руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону
Ветерок все тише, тише плавные движения руками вперед – вверх – вниз
Мы присядем ниже, ниже. Приседаем
Педагог:
Ребята вы заметили здесь проскакали лягушки? Давайте и мы поиграем в лягушек?
И.П. - Садятся в одну линию, колени широко раскрыть в стороны, руки на полу перед собой.
1-8 – 8 раз головой вправо-влево,
1-4 – выпрыгивают наверх первые лягушки
5-8 – вторые лягушки; 1-4 – первые лягушки встают, делают 2 хлопка в правой стороне, сели;
5-8 – делают вторые лягушки, 2 хлопка в левой стороне;
1-8 – все вместе делают 8 хлопков вправо-влево.
С началом новой фразы несколько лягушек выпрыгивают вперед и засыпают, игра продолжается. (Е. Железнова «Лягушата»)
Педагог
: Молодцы. А вы знаете ребята, что зверята тоже любят играть? Во что мы с вами поиграем?
Ответ детей: В «Замри»
Описание: Под музыку дети бегают, с окончанием музыки замирают в позе. Педагог просит кого-нибудь из детей изобразить то, что он придумал.
Педагог
: Наигрались? Ну что ж, вот и пришло время возвращаться домой. Садимся на паровоз.
Педагог:
На этом наше занятие подошло к концу. Давайте будем прощаться.
Дети выстраиваются в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу. Выход детей из танцевального зала.
Список литературы для обучающихся:
1. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000. – С5.
3. Буренина,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004.
4. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.
5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с.
6. Савенков И.А. Одаренные дети в детском саду и школе, стр. 5.
Данный урок составлен по адаптированной рабочей программе «Ритмика и танец» для детей 1 года обучения (5-6 лет). Это открытое занятие первого полугодия. В нем представлены танцевальные игры, на развитие чувства ритма, фантазии, импровизации, перестроения.
Данный материал предложен в игровой форме, с использованием сюжетных сказочных образов для детей, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений, и постановок. Предназначен для тех, кто работает с детьми 5-6 лет, для хореографов, работающих с дошкольниками, а также для работников дошкольных учреждений.
План урока
1. Тема урока
: «Навыки выразительного движения. Работа в парах»
2. Тип урока:
комбинированный
3. Цель
: всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
4. Задачи:
Развивать чувство ритма;
Учить слушать и слышать музыку;
Способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении;
Прививать учащимся культуру общения между собой
5. Форма работы:
групповая, парная, игровая
6. Оборудование и источники информации:
Музыкальный центр
Аудио записи
Фортепиано
7. Методы обучения
: практический, словесный
8. Структура урока:
1. Организационный момент (организованный вход детей в класс и построение в линии, поклон - приветствие) - 3 минуты
2. Разминка на середине: (разогрев всех групп мышц) - 10 минут
3. Прыжки по кругу - 7 минут
4. Основная часть: игроритмика (танцы - игры по кругу под чтение стихов), музыкально - ритмические этюды, упражнения на ориентировку в пространстве (перестроение в колонну по одному, по двое, по четыре) - 20 минут
5. Заключительная часть: упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон - 5 минут.
6. Подведение итогов. - 5 минут.