Занятие по формированию лексико грамматических категорий. Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: « Домашние животные

Подросткам

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Относительные прилагательные».

Новокузнецк 2015

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с нарушением речи.

Тема: «Относительные прилагательные»

(Старшая группа.)

Цель:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей называть признаки времен года;

    учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.

Коррекционно-развивающие:

    развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

    развивать мышление и связную речь;

    закреплять навык использования в речи предлога без;

    упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Методы и приемы: загадка, наглядные методы (иллюстрации), словесные методы (беседа, рассказ, вопросы), игровые упражнения.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков; сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник?»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Солнце ярче светит. Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла... (Весна.)

М. Картушина

Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Весна». На картине допущены неточности (кроме весенних примет нарисованы приметы других времен года). Проводится игра «Что перепутал художник?». После этого дети садятся на свои места.

2. Объявление темы.

Логопед: Ребята! Наконец к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать ее рождение. А чем же весна отличается от других времен года? Послушайте внимательно.

3. Вводная беседа.

Весна

Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Под лучами солнца в снегу появляются проталины. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые - как перышки.

Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.

Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу. Некоторые звери меняют старую

вимнюю шубку на новую. Засвистит, защелкает в кустах соловей. В лужах заквакают лягушки, майские жуки с гудением носятся между ветвями, бабочки порхают с цветка на цветок, кукует кукушка. Люди надевают весеннюю одежду. Все рады весне.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.

Дети: Весна не может быть без яркого солнца.

Весна не может быть без луж.

Весна не может быть без ручейков.

Весна не может быть без грозы.

Весна не может быть без майских жуков.

Весна не может быть без проталин.

Весна не может быть без капели.

Весна не может быть без подснежников. И т.д.

Игра «Образуй новое слово». Подбор существительных к прилагательному и согласование их в роде.

Весна (что может быть весенним?) - весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга. Март (что может быть мартовским?) - мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи. Апрель - апрельские цветы, апрельское солнышко.

Май - майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнышко.

Дождь - дождливый день, дождливое небо, до ждливая погода. ;

Гроза - грозовое небо, грозовая туча.

Солнце - солнечные лучи, солнечный зайчик| солнечное небо, солнечная поляна.

Физкультминутка «Краски весны» . Выполнение движений по тексту стихотворения.

Снова нет ручьям покоя - День и ночь журчат в кустах.

Бегут по кругу друг за другом.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Спокойно идут друг за другом.

Льет лучи на лес и луг

Приседают - встают.

И на все цветы вокруг.

Б. Асаналис

«Цветок» над головой.

Логопед: А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (Проводится по картинкам.)

Игра «Один - много». Согласование имен числительных и имен существительных. Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.) Ручей - ручьи - ручьев. Дерево - деревья - деревьев. Туча - тучи - туч. Проталина - проталины - проталин. Сосулька - сосульки - сосулек. Лужайка - лужайки - лужаек. Почка - почки - почек. Гроза - грозы - гроз. И т.д.

Логопед: Сегодня утром к нам в детский сад пришло послание от весны. Но послание зашифровано, И нам с вами нужно его расшифровать.

Игра «Составь рассказ». Согласование слов

между собой, составление предложений.

Греет, солнце, ярче.

Окном, за, тает, снег.

Солнце, сосульки, на, тают.

Капель, окном, звенит, за.

Деревьях, на, почки, появляются.

Дети совместно с логопедом объединяют предложения в рассказ и несколько детей его пересказывают.

5. Итог занятия. Логопед: Чей день рождения мы сегодня отмечали? Что бывает только весной? Как вы думаете, почему люди так радуются весне?

учитель-логопед Колесникова А.Е.

МДОУ комбинированного вида

д/с №399 городского округа Самары

Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие).

Цель:

  • Коррекционно-образовательная : уточнение, закрепление предметного словаря по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей) ; закрепление навыка согласования числительного и существительного; совершенствование навыков слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов со включением предлога;
  • Коррекционно-развивающая: расширение объёма внимания; развитие слухового внимания; развитие логического мышления;
  • Коррекционно-воспитательная: умение сосредоточенно выполнять задания на занятии; воспитание умения радоваться за успехи товарища; воспитание умения работать в коллективе;

Оборудование:

Демонстрационный : предметные картинки с взрослыми птицами и их птенцами (Курица – петух – цыплята, гусь – гусыня – гусята, утка – селезень – утята, индюк – индюшка – индюшата);

Раздаточный: предметная картинка со взрослой птицей (мама или папа) или птенцом; картинка с цифрой (от1 до 10); разноцветные полоски из плотного картона, для составления схемы предложения;

Ход занятия.

I . Вступительная часть.

1. Организационный момент:

Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

– назови птенца индюка;

– назови его «маму»;

– его «папу»;

– «Мама» – гусыня, а «папа»…?

– назови его птенца;

2. Объявление темы занятия.

Мы сегодня продолжим говорить о домашних птицах и, надеюсь, узнаем о них кое-что интересное.

II . Основная часть.

1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

Курица – красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была.

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Вкусные, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот,

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Назовите, а кто будет парочкой для моей курочки? (Петух)

2. Прослушивание стихотворения с инструкцией поиска слов с заданным звуком (читает ребёнок).

Л.: Дашенька Иванова знает стихотворение о петушке. Даша научилась очень хорошо проговаривать звук (Ш) и сейчас вам это покажет. Внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком «Ш»

Ребёнок декламирует стихотворение.

Назовите слова со звуком «Ш».

А теперь давайте поздравим Дашеньку (похлопаем) с и порадуемся её успехам.

3. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

Л.: Ребята, мама у нас есть – курица, папа – петух, а птенец у них кто?

Петух…? – кукарекает, курица… – кудахчет, цыплёнок – пищит, и т.д.

4. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

Л.: Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму – птицу, которая так обращается к своим малышам.

  • Крякушки – детушки, мои непоседушки… (утка);
  • Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);
  • Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);
  • Куд-куда, куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?… (курица)

Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки (крякушки, балабочет, гогочу, куд-куда).

5. Упражнение «Кто живёт в птичнике» (уточнение названий птенцов домашних птиц, составление предложений с использование м навыка словоизменения существительных по падежам – Винительный падеж).

Л.: А кого же не могут мамы – птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц и расскажем, кто там живёт.

Дети, показывая на картинку, составляют предложения по образцу:

ОБРАЗЕЦ (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят. И т.д.

Один ребёнок составляет предложение по одной картинке, которую выбирает сам.

6. «Слоговая задачка» (синтез слова из отдельных слогов, деление слова на слоги)

Вспомните, кто всё время пугал наших птиц в птичнике? (Кот). За кем гоняется наш кот – проказник? Как вы думаете? (за мышкой) А вы хотите узнать, кого он поймал?

На доске стоят отдельные слоги слова, постав те их в нужном порядке и вы узнаете, кого поймал кот. ШО – НОК – МЫ (Мы- шо-нок).

7. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

Утром с шуткой – прибауткой

(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

Прихорашивалась утка:

(показывание перед лицом «зеркала» – две ладони вместе)

«Я пригожа и стройна

(проведение руками по лицу, затем по телу)

И умом наделена!

(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

Плавная походочка –

(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

8. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в Р.п.).

Л.: Пока мы гуляли на как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

– Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

– Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры. Которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры)

Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.

9. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

Л.: Ребята составьте схему предложения. А вот какого? Я сама не знаю? (провокационное поведение) Давайте составим предложение вместе.

– О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе – уточнение окончаний слов).

– Как называется их птенец? (цыплёнок)

– Где они живут? (в птичнике)

– Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица?

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие 3 уровня.

Нестеренко Ирина Анатольевна , учитель – логопед КГОКУ «Камчатская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: формирование лексико – грамматической стороны речи на основе лексической темы «Мебель».

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать и активизировать предметный словарь по теме «Мебель»;

Закрепить знания о предметах, относящихся к мебели (названия, отдельные части) и само обобщающее слово «мебель»;

Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять предложно – падежные конструкции; закреплять окончания существительных родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать прилагательные от имен существительных; согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно – развивающие:

Развивать мелкую моторику;

Развивать фонематический слух;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память;

Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;

Воспитывать интерес к занятиям, положительный эмоциональный отклик на занятие.

Словарный материал:

активный : - предметный - мебель, стол, стул, диван, кресло, шкаф, кровать, ножки, спинка, сиденье, крышка, дверцы, ручки, подлокотники;

-признаков - мебельный, письменный, обеденный, кухонный, платяной, книжный, навесной, деревянная, стеклянный;

-глагольный - сидеть, лежать, спать;

пассивный: шифоньер.

Предварительная работа:

Экскурсия в мебельный магазин.

Оборудование: предметные картинки для выполнения самомассажа лица; предметные картинки с изображением мебели, кукольная мебель; игрушка – солнце; наборное полотно; лото; мяч; макет комнаты.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Самомассаж лица.

Логопед: «К нам в гости заглянуло солнышко, которое хочет с вами поиграть». На наборном полотне логопед выставляет картинки с изображением солнца с разными движениями, сопровождая текстом, дети выполняют в соответствии с ним определенные движения.

«- Солнышко проснулось, лобика коснулось, лучиками провело и погладило. - Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось, лучиками провело и погладило.

Солнышко проснулось, подбородка коснулось, лучиками провело и погладило.

Солнышко проснулось, носика коснулось, лучиками провело и погладило».

Логопед: «Солнышку понравилось, как вы с ним поиграли. Оно улыбается. И вы улыбнитесь друг другу».

2. Основная часть.

а) Игра « Четвертый лишний».

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть карточки, которые находятся перед каждым ребенком, назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

На карточках изображены:

Яблоко, груша, банан, стол. Собака, кошка, лошадь, стул.

Платье, юбка, брюки, диван. Капуста, морковка, лук, кресло.

Корова, свинья, лошадь, кровать.

Логопед просит вспомнить и назвать предметы, которые оказались лишними.

Логопед: «Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Мебель) Сегодня мы с вами будем говорить о мебели».

б) Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: «Наше солнышко принесло «Волшебный» мешочек, в котором лежит кукольная мебель. Каждый из вас должен, не заглядывая в него, на ощупь, найти и достать тот предмет мебели, который был лишним у него на карточке».

Логопед: «Лена, назови свой предмет». (Это стул). Что есть у стула? (У стула есть: спинка, сиденье, ножки.) Для чего нужен стул? (Стул нужен для того, чтобы сидеть).

(Такими же полными предложениями должны отвечать остальные дети, говоря о своем предмете).

в) Игра в лото «Что из чего сделано?»

Детям раздаются карточки лото с изображением предметов мебели. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: «Стол из стекла». Дети ищут изображение на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос «Какой?» Ответы детей: «Стеклянный стол, деревянный шкаф, кожаный диван, железный стул и т.п.»

г) Динамическая пауза. «Назови ласково» (с мячом).

У меня шкаф, а у тебя? (Шкафчик.) У меня стул, а у тебя? (Стульчик.)

У меня диван, а у тебя? (Диванчик.) У меня кресло, а у тебя? (Креслице.)

У меня стол, а у тебя? (Столик.) и т. д.

д) Игра «Какие бывают столы и шкафы?».

Логопед: «Как называется стол, за которым пишут, какой? (Письменный.) Как называется стол, за которым обедают? (Обеденный.) Как называется стол, на котором лежат журналы, газеты? (Журнальный.) Как называется стол, на котором готовят пищу? (Кухонный.) Как называется шкаф, в котором хранят одежду? (Платяной.) Как называется шкаф, в котором хранят книги? (Книжный.) Как называется шкаф, который висит на стене? (Навесной.)

е) Игра «Два и пять».

Логопед: «Солнышко хочет с вами еще поиграть». Раздает детям карточки с изображением двух и пяти предметов мебели: два стула, пять стульев; два дивана, пять диванов (столы, кровати, кресла). Затем называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным.

ж) Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате».

Логопед выставляет на наборное полотно картинку, изображающую комнату. Задает вопросы о расположении в ней различных предметов мебели и просит детей в ответах использовать слова: справа, слева, спереди, позади, между. Затем дети расставляют игрушечную мебель на макете так же, как на изображении. При этом комментируют свои действия: «Поставлю стул слева от стола» и т.д.

3. Итог занятия.

Логопед: «О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Попрощайтесь с солнышком, оно к нам в гости еще раз обязательно заглянет».

Задачи:

закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Учитель-логопед Кошелева С.А

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи, продолжать развивать у детей умения: образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа; закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие цветовосприятие, воображение, фантазию, интерес к рисованию в технике пуантилизма.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам, учить внимательно слушать собеседника, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : телевизор, иллюстрации с изображением домашних птиц, изображение картинки птичницы, картинка «птичий двор», маски-шапочки с изображением дом птиц, мяч, запись голосов домашних птиц, контурное изображение петуха, гуашь, ватные палочки, аудиозапись детской песенки «Танец маленьких утят».

Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски», разучивание стихотворения «Петушок».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

1 -Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Кате, от Кати к Алеше, от Алёши к Тихону и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

2.Сообщение темы занятия.

(на экране телевизора картинка «Птичий двор».)

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор.

Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:

– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

Как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (показ. картинку птичницы). Что делает птичница? (дает птицам корм, воду)

– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

  1. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Игра «Волшебные превращения»

Я предлагаю вам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором.(Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.)

Загадки

1.Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

2. Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

3. Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

4. Ходит на рыбалку неспеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

5. Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

Дети становятся в круг (петушок, гусь, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:

– Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)

– Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)

– Что петух делает? (Петух кукарекает.)

(Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет, шипит.)

4. Упражнение «Весёлая семейка»: Назовите папу, маму и птенца каждой птицы. (выставляется картинка с семьями)

Петух, курица, цыпленок.

Гусь, гусыня, гусенок.

Селезень, утка, утенок.

Индюк, индейка, индюшонок.

5 . Дидактическая игра "Один – много". - Давайте поиграем в игру «Один - много». Мы волшебники немного, был один, а станет много.

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
6. Игровое упражнение «Назови ласково»

- Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)

Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок – …, птенец-птенчик, крыло – …, клюв -…, перо -…, лапа -…, хвост – … .

7. Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), за.

  1. Физминутка

На нашем птичьем дворе начинаются танцы, я приглашаю всех танцевать.(Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселые утята».)

IY. ИЗО-терапия (техника рисования палочками, пуантилизм)

Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки? (Да, он из сказки «Петух и краски» В.Сутеева.)

Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Сможем ему помочь?

Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания.

Вспомним правила работы с ватными палочками и гуашью. Рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами, обмакивать ватную палочку в краску. Много краски на палочку не набираем, примакнули к листу бумаги и отпустили.

В краску палочкой макнем
Точки рисовать начнем.
Можно рисовать их в ряд
Или тыкать наугад.
Контур обведем сначала,
Чтобы легче было нам.
Точками, теперь известно,
Рисовать всем интересно.
Увлекательно, забавно
И немного своенравно!

Лист бумаги и палочки ватные,
Краска, водичка и карандаш
Вот, что нам нужно. И время приятное,
Чтоб получился рисуночек наш.

Берите «волшебные палочки» и приступайте к работе.

Давайте скажем волшебные слова.

Ты немножко покрутись в разноцветного петушка превратись.

(нераскрашенный петух «превращается» в разноцветного).

Вы, дети, молодцы.!

Y. Чтение стихотворения « Петушок».

(Оксана С. и Тихон Б. рассказывают стихотворение.)

К нам в гости петушок пришёл

И семью свою привёл:

Курочку – пеструшку и цыплёнка Дюшку.

Как украшен петушок!

Острый клюв и гребешок,

Яркий хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Любит Петя рано встать

И ку-ка-ре-ку кричать!

Громко петушок поёт,

Спать детишкам не даёт.

По двору он важно ходит,

В травке зернышки находит.

Как же петушок хорош –

Лучше Пети не найдёшь!

Есть у петушка подружка –

Это курочка – Пеструшка.

Есть у петушка сынок –

Цыплёнок – желтенький комок.

Весёлая семейка в курятнике живёт,

Дремлет на насесте

Да зёрнышки клюёт.

YI. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице спасибо и до свидания.
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!.


Разделы: Начальная школа

Пояснительная записка

В настоящее время существенно увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями. Среди таких детей наибольшую численность составляют дети с речевой патологией.

Общее недоразвитие речи – очень распространённый вид речевой патологии. В современной логопедии под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи.

Опыт работы в национальной школе с детьми тундровиков КМНС убеждает, что дети, воспитывающиеся в условиях ограниченного количества речевых партнеров, приходят в школу с общим недоразвитием речи, со сниженным фонематическим слухом, недостаточной сформированностью лексико-грамматических конструкций и недоразвитием связной речи.

Единообразие подходов логопеда и учителя к речевой работе, преемственность в требованиях к ученикам, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида – учебной деятельности – залог успеха в логопедической работе.

Актуальность представленного цикла логопедических занятий заключается в том, что система учителя-логопеда направлена на становление и развитие речи детей тундровиков КМНС поступающих в первый класс. Такая система обучения эффективна не только в плане формирования и обогащения словарного запаса детей, но и позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков.

Новизна в практическом плане представляет определение содержания выбранных понятий с выделением не только названий предметов, входящих в это понятие, но связанных с ним качеств и грамматических категорий. Серия логопедических занятий построена по тематическому принципу в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью на протяжении всего младшего школьного возраста.

Логопедические занятия – часть системы коррекционно-образовательного процесса в группе учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи III уровня.

Представленный материал включает 7 конспектов занятий, в ходе которых у учащихся обеспечивается закрепление лексико-грамматических навыков, осуществляется коррекция недостатков познавательных процессов.

Содержание конспектов соответствует требованиям программы коррекционного обучения и воспитания детей с недоразвитием речи. При составлении конспектов учитывались как общедидактические, так и специфические принципы логопедического воздействия. Речевой материал, используемый на занятиях, подобран с учётом высокой частотности слов словаря 6-7 летнего ребенка, а также с учетом звуковой и слоговой наполняемости этих слов.

Использование различных дидактических игр и игровых приёмов в процессе занятий пробуждает у детей познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность, стимулирует развитие памяти, внимания.

Для коррекционного воздействия всегда важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлечённой лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств или отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.

Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без неё они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия. Постепенно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура их значения, закрепляются связи слов в предложении.

Данная серия занятий представляет собой опыт работы с детьми-логопатами по активизации и обогащению словаря и логико-грамматических категорий.

Конспекты занятий с учащимися-логопатами по формированию лексико-грамматических категорий.