Вологодское кружево: народный промысел. Вологодское кружево: азы удивительного искусства Вологодское кружево история кратко

Мужчинам

Русские кружева - самобытны, многообразны по сюжетам и техникам исполнения. Но есть среди них одни, особенные. Чаще именно изделия вологодских кружевниц прочно ассоциируются у нас со словом "кружево". И это неспроста - история этого промысла на Вологодчине уходит корнями в далекое прошлое и вот уже несколько веков поражает нас своим изяществом. Итак - знакомимся: вологодские кружева!

А начиналось вологодское кружевное производство в конце XVIII в., когда в различных регионах России сформировались и стали развиваться центры русского кружевоплетения: Галич, Ростов, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань. И - Вологда!

Первая кружевная фабрика здесь была создана в 1820 г. помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой, откуда во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось по всем центральным уездам Вологодской губернии. А поспособствовала этому... отмена крепостного права: крестьянки стали более свободны в выборе рода занятий, больше занимались рукоделием и плетением кружев на продажу. Это производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Тем более, что кружевоплетение не требует каких-то особых вложений: и нити для кружев, и оборудование были недороги и их мог приобрести или смастерить каждый. Не требовалось и специального помещения - летом кружева плели прямо на улице. Да и заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.

Постепенно кружевоплетение стало очень популярно: в 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике тех лет значительную часть из них составляли девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста и к 12-14 годам становились очень опытными мастерицами. Но нередко кружева плели и мужчины.

Зато как высоко ценились вологодские кружева в столичных магазинах! Хитрые торговцы поначалу выдавали их за иностранные, чтобы увеличить прибыль. Но это было излишним - по своим характеристикам изделия вологодских мастериц совсем не уступали европейским. В 1876 г. вологодские кружева заслуженно получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С не меньшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго.

Октябрьская революция подорвала кружевной промысел. Но совсем скоро, в 1920 г. в Вологде была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, целью которого было развитие ремесел народов Севера в новых социалистических условиях. Всех кружевниц, а их к этому времени насчитывалось уже около 70 тысяч, объединили в артели, была основана профтехшкола, которая готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Именно в те годы были разработаны многие новые узоры и приемы плетения, созданы сюжеты для кружевных изделий, воплотившие в себя мечты о новой стране.

На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) вологодские кружева были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.

В чем же секрет успеха вологодского кружева? Издавна кружевницы плели его вручную, используя деревянные коклюшки, сколок с рисунком и особую подушку на подставке. Сколок (схема, по которой выплетается рисунок) – воплощение мастерства кружевницы.

По технике исполнения своременное вологодское кружево относится к "сцепным" кружевам. В этом виде кружева основные элементы узора выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными "сцепками" и "решетками", выполняемыми отдельно, при помощи вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно.

Но были и мастерицы - "мерницы", которые плели т.н. "парное" или "мерное" кружево, в котором узор выплетался одновременно с фоном, что позволяло получать сколь угодно длинные полосы кружев, от которых отмеряли (отсюда и название) отрезы необходимой длины.

Понятно, что узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и достижения техники (башенные краны, самолеты, космические аппараты). Да, да, на изделиях вологодских кружевниц 1930-х годов были даже трактора и самолеты - ведь им точно также, как их прабабушкам, хотелось воплотить в кружеве тот мир, что их окружал.

Долгое время в Вологде преобладало парное кружево, оно составляло примерно 2/3 всего объёма выпускаемой продукции. Большой вклад в развитие сцепного кружева внесли мастера открывшейся в Вологде в 1928 году кружевной школы (ВКШ). Так в 1930-е годы художником Анной Александровной Перовой-Никитиной и инструктором производственного обучения Капитолиной Васильевной Исаковой было разработано более 100 решёток для сцепного кружева. Это изобретение изменило внешний облик сцепного кружева: оно стало ажурным, так как решётка теперь могла выполнять лидирующую роль в рисунке. Кроме того, именно этим способом можно было создавать изделия, комбинированные с тканью, большие крупные предметы, сшитые из многих частей.

В 1936 г. при "Волкружевосоюзе" (была такая организация!) создается художественная лаборатория, где многочисленные кружевницы и художники над ассортиментом, качеством, технологией плетения кружевных изделий. Общие для всего вологодского кружева приемы, в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы самой К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно "Олени", созданное в 1968 году.

Большой вклад в развитие промысла внесла А.А.Кораблёва, сотрудница Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Ею были созданы крупные сшивные произведения, ставшие этапными в развитии отрасли: панно "Домик в Гори" (1949 г., к юбилею И.В. Сталина), занавес "Юбилейный" (1954 г., к 300-летию воссоединения Украины и России), занавес "Русские мотивы" (1958 г., на Всемирной выставке в Брюсселе он по праву получил высшую награду "Гран-При"), панно "Спутник" (1959 г.), панно "Аврора" (1970 г.), панно "Стройки Москвы" (1970 г.) и др.

Еще одно известное в Вологде имя - В.Д. Веселова, родившаяся в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора. А самая известная работа внучки - скатерть "Ладья", в ней мастерица воплотила и поэтичность образа, и завершенность рисунка и свое мастерство кружевницы.

Но самое известное изделие вологодских кружевниц бесспорно скатерть "Снежинка" (автор В.Н. Ельфина), ставшая визитной карточкой всего кружевного промысла. И не случайно именно ей обязано своим названием кружевное объединение "Снежинка", созданное в Вологде в 1964 году и остающееся центром кружевного производства до наших дней. Сейчас тут трудятся сотни кружевниц, продолжая создавать из тончайших нитей изысканные кружевные узоры. Ведь кружево даже в наш компьютерный век остается все также востребовано.

Работы этих мастериц, как и десятков других, представлены в открывшемся в Вологде Музее кружев. Если вам посчастливится побывать в этих краях - непременно загляните туда. Не пожалеете. Ведь Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

При подготовке использованы фотоматериалы сайта "Вологодские народные промыслы".

"Невеста Севера". 2010 г. Авторы А.Н. Ракчеева, Ю.Е. Захарова, Е.Е. Марочко.

Плетение кружева - особенный вид народного ремесла. Воздушные и затейливые узоры вологодские мастерицы создавали при помощи коклюшек. представляло собой обычные деревянные палочки. Отличительными особенностями готовых изделий являются богатство орнаментов, разнообразие рисунков, чистота линий и соблюдение геометрических пропорций.

Первое знакомство

Вологодское кружево славится особенным, самобытным исполнением. В ходе создания своих работ русские мастерицы вдохновлялись узорами резьбы по дереву, которыми зодчие щедро украшали фасады зданий. На выбор рисунков влияли и традиционные для северных регионов России орнаменты, используемые в ткачестве.

Особенная стать

Рукодельницы нашли применение и старинным мотивам вышивки. Яркий тому пример -невесомые и полупрозрачные узоры всевозможных «снежинок» и «паучков». Вологодское кружево тесно перекликается с «вологодским стеклом». существовал только на территории уезда. Работы местных мастериц отличает масса характерных черт:

  • плавные и изогнутые линии;
  • четкий и ритмичный орнамент;
  • наличие геометрических форм;
  • обилие растительных мотивов.

В работах рукодельниц преобладают природные образы. Они повторяют изгибы ветвей, очертания лепестков и листьев. Воссоздают контуры подков и раскрытых вееров. Все вместе они образуют уникальный калейдоскоп знаменитого вологодского кружева. Оно щедро украшено вытянутыми трилистниками и остроконечными соцветиями, округлыми бутонами и россыпью утренней росы.

В изделиях северных мастериц четко прослеживается общая тенденция плетения. Все мотивы располагаются в виде широкой каймы, опоясывающей сердцевину работы. Рисунки сливаются и образуют витиеватые орнаменты. Между ними и центром протянулась невесомая паутинка, образующая ажурный фон. Внимательно посмотрев на вологодское кружево, можно заметить, что все узоры выполнены в зеркальном отражении.

Они симметричные и ровные. Этот прием широко использовали русские мастерицы. Он обеспечивал изделиям особую четкость, статику и строгость. Так называемые решетки, вариантов которых известно несколько десятков, заменяли собой фон. Они выгодно подчеркивали композицию изделия, задумку рукодельницы. Об узорах вологодского кружева слагают песни и стихи. Они служат обязательным атрибутом оформления туристических буклетов о северных регионах России. Именно кружево до сих пор олицетворяет русское самобытное искусство плетения.

Исторический экскурс

Издревле кружевом оторачивали края праздничной и повседневной одежды. Им декорировали постельные принадлежности и столовый текстиль. Создавали эти необычайно легкие и воздушные изделия представительницы абсолютно всех российских сословий. Сколки вологодского кружева передавались из поколения в поколение. Для царского двора плели орнаменты из золотых и серебряных нитей.

Крестьяне использовали льняные волокна. Позже перешли на хлопчатобумажные нити. Историки говорят, что искусство создания кружева в Вологодской области оформилось в конце XVII века.

Производство

Почти двести лет изделия вязали в домашних условиях. А в начале XIX столетия в нескольких километрах от современного города была построена специализированная фабрика. На ней каждый сколок вологодского кружева плели крепостные женщины. В начале XX века в Вологде окончательно сформировалось ремесло создания ажурного декора. Отличились рукодельницы Грязовецкого и Кадниковского районов. У каждой из них был собственный, неповторимый стиль. Они использовали оригинальные орнаменты, которые отличить может только истинный знаток этого искусства.

В конце XIX века на территории кружевоплетением занималось порядка 4000 женщин. В начале XX столетия в было вовлечено уже 40 000 девушек. Мода на декор из ажурных орнаментов распространилась на столичные города России, а затем появилась и в странах Западной Европы.

Прошлое и настоящее

Первые работы отличались обилием стилизованных природных мотивов в виде птиц и растений. Со временем традиции плетения вологодского кружева постепенно менялись. Сегодня местные мастерицы все чаще используют геометрические контуры, необычные цветочные формы и монументальные элементы. На протяжении всего столетия рукодельницы регулярно удостаивались международных наград и премий. Они заслужили признание в Париже и Брюсселе.

Вологодское кружево: узоры

Ажурного плетения нитей сегодня применяется не только для украшения белья и одежды. Его используют в производстве новогодних украшений, предметов домашнего обихода. Из него создают самостоятельные элементы гардероба. Огромной популярностью у модниц пользуются белоснежные воротнички и манжеты, накидки, платки, фартуки и болеро.

Самыми востребованными у нынешних модниц узорами считаются «косорядка», «черепашка», «фарфорики», «паучок». А также «ключики», «рыбка», «репеек», «круги», «мельница» и «корабли». Известны мотивы «дорожка», «оплет», «полотнянка» и «протекай речка». Оригинально смотрятся «ветки-проводы», «бровки-пытки» и «денежки».

Современные рукодельницы пробуют повторить мотивы вологодского кружева крючком для вязания. Изделия получаются воздушными и ажурными, но все равно немного другими. Они являются имитацией, поэтому уступают оригиналу.

Технология

Высокая стоимость плетеных, а не вязаных изделий объясняется большим количеством используемых нитей. В некоторых моделях оно достигает шестидесяти. Уследить за таким количеством коклюшек очень и очень трудно. На помощь современным рукодельницам пришли перфокарты.

Это трафареты, которые облегчают создание сложных узоров. Приспособление представляет собой лист, в котором проделано огромное количество отверстий. Перфокарта помогает рукодельницам не запутаться в нитях.

В XX столетии узоры для мерного кружева черпали из работ талантливых живописцев. Вот лишь самые известные имена:

  • А. А. Кораблева.
  • М. А. Гусева.
  • В. В. Сибирцева.
  • В. Д. Веселова.
  • В. Н. Пантелеева.
  • М. Н. Груничева.
  • Э. Я. Хумала.
  • В. Н. Ельфина.
  • К. В. Исакова.

В настоящий момент художниц, создающие орнаменты для вязальщиц, насчитываются единицы. Эта профессия почти полностью забыта и подвержена забвению. А ведь без нее нельзя создать ничего нового. Разработанные ранее сколки передаются из рук в руки. Они являются прототипом будущего изделия.

На фото вологодского кружева видно, насколько это кропотливая и сложная работа. Один неправильный ход коклюшек приводит к потере целостности рисунка, изменению общего впечатления от изделия.

В эпоху СССР на территории области существовало сразу несколько профильных предприятий. Все они занимались выпуском плетеного на коклюшках кружева. Лидером в этой сфере по праву считался комбинат «Снежинка». На нем трудилось более одной тысячи рукодельниц. Основной цех располагался в центре Вологды, на улице Урицкого. В нем работало всего несколько сотен женщин.

Все остальные плели свои изделия дома, находясь в удаленных деревнях и селах региона. Главной тематикой продукции «Снежинки» считалась сказка. Ее мотивы прослеживались в оформлении салфеток и воротничков, платков и манжет. Визитной карточкой производства стала ажурная скатерть «Аленький цветочек». Она удостоилась ряда ценных наград и повсеместного признания.

Форма центрального мотива напоминала неведомый букет. В его центре сплелись мелкие цветы и листочки. Вместе они образовали единое полотно рисунка. Полупрозрачный фон, окружающий изображение, акцентирует внимание на сердцевине композиции. Создание этого воздушного шедевра принадлежит В. Д. Веселовой. На предприятии «Снежинка» она работала ведущей мастерицей, а заодно создавала орнаменты и трафареты для рукодельниц. Позже ее дело продолжила дочь Н. В. Веселова. Руководила деятельностью комбината художница Г. Н. Мамровская.

Самобытные традиции

В. Н. Ельфина - еще одна выдающаяся мастерица объединения. Она является поклонницей использования крупных и объемных форм, которые сочетаются с тончайшей паутинкой фона. Самой известной работой Ельфиной стало панно «Поющее дерево». Эту работу рукодельница представила на суд кружевниц в 1978 году.

Создавая это полотно, мастерица вдохновлялась весенним пробуждением природы. Она вложила в него образы поющих птиц и распускающихся цветов, набухших почек и первой листвы. Узор «Поющего дерева» получился очень плотный, замысловатый. А вот окружающий его фон вышел изумительно воздушным и невесомым.

В работе были использованы толстые суровые нити и белоснежные хлопковые волокна. Их сочетание придает панно необычный серебристый оттенок. На свету он выглядит совсем светлым, в сумраке становится более контрастным и фактурным.

Когда произносят слово «вологодское», чаще всего возникает ассоциация с кружевом. И это вовсе не случайность. Вологодское кружево для настоящих ценителей роскоши означает изящество и красоту, и все благодаря ажурному воздушному узору, который рождается в руках настоящих рукодельниц.

Что такое вологодское кружево

Вологодским называется разновидность русского кружева, плетенного на коклюшках. Готовое кружево четко можно разделить на основной узор и фон. Основной орнамент (контур) выполняют крупным, делая его плавной формы. Линию ведут непрерывно ровную по ширине на всем кружеве.

Изделие из вологодского кружева

Для изготовления потребуется:

  • подушка-валик;
  • коклюшки (можжевеловые или березовые);
  • булавки;
  • сколок.

Процесс плетения

К сведению! Происхождением слово «кружево» обязано глаголам «окружать» и «украшать». Украшали нарядным орнаментом края одежды (например, круглые воротники) или другого изделия. Для плетения используют большое количество нитей, иногда до 100 одновременно. Чаще всего это лен, хлопок, но бывают и уникальные изделия, в которых переплетены шелковые золотые и серебряные нити.

Украшают не только одежду, еще и постельное и столовое белье, дамские сумочки, а также шарфы, броши и косынки. Современные модницы украшают им даже валенки.

История искусства

Есть версия, что центрами кружевного искусства были Италия и Фландрия, и именно оттуда оно попало в остальные страны. Плетением на Руси издавна занимались женщины всех сословий: знатные дамы и простолюдинки плели ажурные узоры. Первые упоминания о кружевоплетении в России относятся к 16-17 в., но только после 1820 г. оно приобрело характер художественного промысла.

Почему именно в Вологде было отмечено возникновение этого народного промысла? Скорее всего причиной стало развитое льняное хозяйство в этих местах, поэтому местные мастерицы не испытывали трудностей в наличии материала. Кроме того, через эти районы проходили торговые пути, благодаря чему и получило ремесло из Европы такую известность.

Именно около Вологды в 1820 г. появилась первая фабрика, выпускающая кружево. На ней работали тысячи работниц - крепостных девушек. Позднее фабрики стали появляться в каждом уезде губернии. Эти фабрики стали основными поставщиками кружева в столицу страны Санкт-Петербург и Москву.

При этом для каждого уезда были характерны свои особенные узоры и способы плетения. В середине 19 в. А. Ф. Брянцева со своей дочерью Софьей создали свой особый кружевной вологодский узор, уникальный по орнаменту и рисунку. Впоследствии они научили этому ремеслу несколько сотен человек.

Обратите внимание! Самый расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Кружевницы закупали себе необходимые инструменты для работы, это было относительно недорого. Зарабатывали они до 20 дореволюционных руб. в год, но и работали, не поднимая головы, до 16 ч. в сутки. Обучение девушек начинали с пяти лет. Появлялись целые династии мастериц кружевниц.

Вологодские кружева получили международные награды:

  • золотая медаль на Парижской выставке декоративных искусств в 1925 г.;
  • гран-при в Париже в 1937 г.;
  • золотая медаль в Брюсселе в 1958 г.

В 1960 г. основано Вологодское кружевное объединение «Снежинка», ведущим художникам которого в 1968 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Репина.

В 2010 г. на родине кружева в г. Вологда основан Музей кружева, который разместился в историческом здании 19 в. Экспозиция включает в себя выставочные залы, кружевное кафе, учебный класс, в котором обучают мастерству кружевоплетения. На втором этаже расположено восемь залов, в которых в хронологическом порядке представлена история появления знаменитого кружева.


Музей в г. Вологда

Типы сколочного кружева

Для создания вологодского кружева нужно разработать сколок - схему или трафарет узора, которое называется сколочным. По технологии создания бывает двух типов:

  • парное - самое сложное. Для него основной узор и фон плетутся одновременно, парой, позволяя получать длинные полосы кружев, которые затем отмеряли и разрезали. При создании кружева такого типа число коклюшек достигает до 300 пар;
  • сцепное - основные элементы узора выполняются в виде тесемки, называемой «вилюшкой», а затем соединяются между собой вязальным крючком, образуя решетку. Число пар коклюшек колеблется в среднем от 6 до 12.

Сцепное кружево

Техника плетения

Для создания качественного изделия нужно тщательно и ответственно пройти все стадии создания кружева. Краткий перечень этапов:

  • Самым первым этапом является создание сколка - рисунка будущего изделия. Это очень ответственный процесс, который доверяют только проверенным мастерам своего дела, профессиональным художникам. Рисунок наносится на картон или плотную бумагу точечно с прорисовкой черточек - зигзагов. Бумагу закрепляют на валике. Валик должен быть плотным, чтобы рисунок крепко прилегал, и изделие получалось ровным и красивым. На сколке точками отмечаются места для накалывания булавок.
  • Наматывание нитей (льняных, хлопковых) на коклюшки, при этом они еще и соединяются парами.
  • В отмеченных на сколке местах накалывают булавки. Они располагаются в характерных точках узора, служат каркасом.
  • Когда готовы булавки и нити, мастерица начинает перебрасывать в руках коклюшки с нитями, тем самым оплетая булавки.
  • По мере выполнения рисунка булавки переставляют в другое место.

Сколок для кружевоплетения

Важно! Квалификация мастера должна быть такой, чтобы при взгляде на рисунок (сколок) как на план будущих работ она сразу понимала, сколько потребуется коклюшек, какие техники плетения необходимо применить, будет ли местное утолщение нити. Такой вот инженерный подход необходим для создания уникального узора.


Плетение кружева

Элементы узора

Самый главный узор вологодского кружева - снежинка. Возможно, что именно эти символы вологодской зимы легли в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера.

Очень часто в работе используют природные, растительные узоры. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом, используя соответствующий узор.


Салфетка с узором из дубовых листочков

Узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье. Узор в виде колоска привлекал к владельцу кружева достаток и успех.


Кружевная царевна-лебедь

Оперение птиц также служит отличной моделью для украшения: лебедь означает целомудрие, чистоту; птица феникс приносит удачу; павлин часто появлялся на кружевах по заказу знатных особ.


Кружевная кошка

Геометрические узоры, священные храмы, фигуры всадников и девушек в кокошниках, животные (кошки, собаки, олени) - все, что окружает человека, становится узором.


Кружевной трактор

В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. Для пропаганды советского строя использовались даже такие изящные вещи. Очень удачное решение, поскольку вологодские кружева пользовались популярностью во всем мире.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Кружево можно не только сплести, но и нарисовать. Простой узор для сколка сможет нарисовать даже ребенок, главное, объяснить основные принципы.

Для самостоятельной работы лучше начать с простого изделия, например, сделать сколок для квадратной салфетки. Для рисунка нужно взять картон, лучше белый, не очень плотный. Рисовать для новичка лучше простым карандашом, затем обвести черной гелиевой ручкой или чернилами. Сколок делается в натуральную величину будущего изделия. Для начинающих мастеров кружевного дела не лишним будет воспользоваться миллиметровой бумагой, на ней узор можно прорисовать более детально.

Сначала следует нанести на лист линию, которая без пересечений образует непрерывный узор. Потом наносится вторая линия, которая повторяет все изгибы первоначальной. Между ними наносят ломаные линии, повторяющие движение коклюшек, и точки, в которые воткнутся булавки.


Сколок бабочки, выполненный своими руками

Кружево называют замороженной песней. Изящные сплетения нитей образуют лирические и нежные образы, в которых отражается душа создателей. Для создания уникального узора нужны сноровка и многолетний опыт, причем начать плетение никогда не поздно!

История кружевоплетения

Кружевом называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей.

Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Кстати, когда-то слово «кружево» и писалось как «круживо». Может быть, так указывалось на его назначение: «окружать» нарядной отделкой одежду и предметы быта из ткани. Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Во всяком случае, ассоциация, положенная в основу русского названия, не такая, как в других языках (французское la dentell связано с представлением о зубчиках, немецкое die Spitze имеет еще и такие значения, как «верхушка», «острие», «кончик»).

Кружево - очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Однако широкое распространение в Европе оно получило позднее, лишь с конца XV-начала XVI в. Производили его во многих странах. Долгое время ведущее место в этой отрасли занимала Италия, затем ей пришлось уступить лидерство Фландрии (герцогству на территории нынешних Бельгии и Нидерландов) и Франции.

Первые сведения о кружевах в России относятся к XIII в. Ипатьевская летопись сообщает о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатых одеждах с отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным.

С начала XIX в. наряду с кружевом ручной работы стало производиться и кружево машинное. Это убыстрило и удешевило процесс производства, но не привело к угасанию старой традиции. Ручная работа ценится выше, потому что художественное начало проявляется в ней сильнее. Прикосновение человеческих рук сообщает изделию особую выразительность и теплоту.

Виды кружев, инструменты и материалы

Известны две основные разновидности кружева, изготовляемого вручную: шитое иглой и плетенное на коклюшках. Кроме того, существовали кружева, изготовленные другими способами: вязаные (крючком, на спицах или тамбуром - петля в петлю), жемчужные (из жемчужин, нашитых на полотняную основу или из нанизанных на нить), бархательные (вырезанные из шелковой ткани), кованые (из золотых и серебряных нитей). Но все они являлись подражанием кружеву шитому и плетеному.

Наибольшее распространение получило плетеное кружево. Оно не столь трудоемко, как шитое, и свою популярность сохранило до наших дней. Право считаться его родиной оспаривают Италия и Бельгия.

Кружева плетутся из нитей, чаще всего льняных, шелковых и хлопчатобумажных. Обычно это нити белого или жемчужно-серого, естественного для льняного волокна цвета. Но бывают и черные кружева. Используют мастерицы и цветные нитки.

Основным инструментом для плетения служат коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную или резную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. В зависимости от того, насколько сложен выплетаемый узор, используется разное число коклюшек - иногда несколько сотен.

Коклюшки делают из разных пород дерева: из клена, яблони, жимолости, калины, можжевельника, ели. Когда кружевница быстро перебирает их во время работы, они издают мелодичный перезвон. Самыми звонкими, по мнению многих мастериц, являются вересковые коклюшки.

Кроме коклюшек кружевнице нужен еще валик - продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Этот валик может называться по-разному: «болван», «бубен», «кутуз», «пуга». Его кладут на «разножку» (небольшие козлы). В некоторых местах такую подставку для валика называют «пяльцами». В валик втыкают булавки, назначение которых - удерживать и закреплять нить при перевиве. Мастерица плетет кружева, перекидывая через эти булавки нити, которые свисают вниз на коклюшках.

Численное и сколочное кружево

В зависимости от приемов плетения различают кружево численное и сколочное. Численное считается самым древним и наиболее простым. Для работы над ним предварительно заготовленный рисунок не нужен. Его плетут, повторяя один и тот же узор по счету переплетаемых нитей. Узоры в таком кружеве несложные: это геометрические фигуры или уподобленные таким фигурам, схематизированные силуэты растений, птиц, зверей. В прежние времена численное кружево чаще всего поручали плести детям.

Для сколочного кружева, в отличие от численного, необходим «сколок» - контурный рисунок, по которому будет выплетаться узор. Мастеров-художников, которые готовят такие рисунки, называли когда-то «знаменщиками». Рисунок наносится на плотную гладкую бумагу в виде точек. Эту бумагу прикрепляют к валику. В точки, обозначающие контур рисунка, втыкают булавки. Во время работы мастерица перемещает их по контуру рисунка.

Сколочное кружево бывает двух типов: парное и сцепное.

В парном и узор, и фон для него плетутся одновременно. Это трудоемкая техника. Орнамент здесь геометрический, состоящий из нескольких повторяющихся элементов. Парное кружево было широко распространено в народном быту. Его называли еще и мерным, так как плелось оно в виде полосы, от которой при продаже отрезали куски нужной покупателю длины. Такое кружево шло на отделку платьев, праздничных рубах, полотенец, свадебных постельных принадлежностей.

В сцепном кружеве основные элементы узора выплетаются тесьмой и соединяются между собой отдельно изготовленными «сцепками» и «решетками» с помощью вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно. Узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и создания техники (башенные краны, космические аппараты).

Вологодские кружева

Но какими бы сложными ни были изображения, все они состоят из нескольких элементов. В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой, которая имеет вид полосы, напоминающей рогожку. Сами мастерицы называют ее «полотнянкой» или «вилюшкой». Тесьма вьется плавной непрерывной линией, которая нигде не перекрещивается. (Правда, в последнее время этот принцип уже не выдерживают столь строго, как раньше.) В полотнянку часто вплетается «скань», утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. «Насновки» - элементы в виде плотных овалов или квадратиков - заполняют пространство, ограниченное тесьмой. Фоном для созданного таким образом узора является ажурная решетка из «плетешков» (тонких шнурочков из двух пар нитей). Отвивные петельки (крученые нитки на плетешках) придают кружеву воздушность.

Характерные признаки любого кружева - прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой. В одной из сказок С. Г. Писахова оно названо «мороженой песней».

Кружевоплетение в Вологодском крае

Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI в. Северного морского пути. Если это так, то кружева попали в Вологду через Белое море, Северную Двину и Сухону вместе с товарами, завезенными из Западной Европы. Как бы то ни было, самые ранние образцы местного кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет прежде всего ценность драгоценных металлов, а не мастерство исполнения. Такими кружевами украшали наряды из плотных дорогих тканей - парчи, бархата, узорного шелка. Использовались они и для отделки церковной утвари.

При Петре I мастериц кружевоплетения начали выписывать в Россию из-за границы. Мода на этот промысел привела к тому, что некоторые жены русских дворян не только стали сами осваивать приемы работы с коклюшками, но и завели в своих усадьбах мастерские, где плели кружево крепостные крестьянки. Искусницами в этом деле славились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Галич, Ростов, Вологда, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань.

В 1820 г. помещицей В. А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском. Этому способствовало несколько обстоятельств. После отмены крепостного права крестьяне стали более свободны в выборе рода занятий. Увеличился спрос на кружева. Их производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Немаловажным оказалось и то, что материалы и приспособления, нужные для плетения кружев, недороги. Специально оборудованного помещения мастерицам не требуется. В хорошую летнюю погоду они могут работать и на открытом воздухе. При необходимости им не составляет труда перейти на другое место. Заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.

В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 - уже около 40 тысяч. По статистике 20% из них были девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5-7-летнего возраста. Нередкими были случаи, когда кружево плели и мальчики.

Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург. В столичных магазинах вологодские кружева высоко ценились. Случалось, что их выдавали за иностранные, пытаясь увеличить тем самым стоимость. Но ухищрения подобного рода были излишними: по своим достоинствам изделия мастериц из Вологодской губернии не уступали зарубежным образцам.

В 1920 г. была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, и кружевниц объединили в артели. К этому времени их насчитывалось уже около 70 тысяч. Важное значение для развития промысла имела профтехшкола, созданная в городе Вологде в 1928 г. Она готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Здесь были разработаны многие виды кружевных решеток, оригинальные образцы современных изделий. Этим Вологда выгодно отличалась от других российских центров кружевного промысла, где заботились главным образом о сохранении традиции. В 1930 г. был создан Вологодский кружевной союз, который объединил более 50 артелей, расположенных на территории 8 районов: Вологодского, Грязовецкого, Лежского, Чебсарского, Кубеноозерского, Усть-Кубинского, Харовского, Сокольского.

Еще в 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С неменьшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго. На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) они были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.

В 1964 г. в Вологде было создано кружевное объединение «Снежинка». Считается, что своим названием оно обязано знаменитой скатерти «Снежинка» работы В. Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее.

В1968 г. художники В. Д. Веселова, В. Н. Ельфина, К. В. Исакова, В. В. Сибирцева, Э. Я. Хумала стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Так были отмечены их заслуги в развитии традиций вологодского кружевоплетения. Эти традиции для них - как живая память, как связь времен. Вера Дмитриевна Веселова, например, родилась в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора.

Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма «Снежинка», где работают такие известные художники, как Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М. Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева и Т. Н. Смирнова. Под их руководством трудятся сотни мастеров кружевоплетения.

Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

Приложение, Ф. А. Арсеньев
Кружевничество

Плетение кружев весьма распространено в Вологодской губернии. Главным центром этого промысла служит город Вологда, затем Вологодский и Грязовецкий уезды. В последние годы кружевничество начало практиковаться в крестьянских семьях уездов Тотемского, Устюгского, Вельского и даже Усть-Сысольского - между зырянами.

В Вологде кружевниц до 500; из них 137 единственно кружевами зарабатывают себе средства к жизни, 19 личностей, обеспеченных другими источниками, плетут кружева между делом, а у остальных кружевничество составляет подспорье в хозяйстве. Из кружевниц около 20% подростки до шестнадцати лет. Девочку пяти лет уже сажают здесь за коклюшки и начинают приготовлять из нее будущую мастерицу.

Кружевницы работают обыкновенно от 8 часов утра до 12 часов ночи, или 16 часов в день. Работница средней руки может заработать в день копеек 20. Заработок в 25 или 30 копеек считается уже большим, а в 40 или 45 копеек случайная редкость. Плетение кружев очень утомительно в физическом отношении. Конечно, привычка к сиденью с пяти лет значительно уменьшает вредное влияние кружевного ремесла, но шестнадцатичасовое сиденье должно сильно сокращать жизнь кружевницы.

Средства, необходимые для самостоятельного занятия промыслом, требуются весьма небольшие: подушка с коклюшками самая лучшая стоит около 70 копеек, коклюшки копеек 50 и станочек, на который ставят подушку, около 30 копеек - всего 1 рубль 50 копеек.

В последние годы все вологодские кружевницы, вследствие возвышения цен на жизненные потребности и сверх спроса развившегося промысла, живут в крайней нужде и безвыходной бедности. Они, не имея непосредственного сбыта своих произведений, находятся в постоянной зависимости от скупщиц, которые богатеют на счет бедных тружениц, работающих до изнеможения сил. Прямые сношения господ столичных торговцев кружевами по покупке кружев с здешними мастерицами могли бы весьма благодетельно повлиять на улучшение их быта и восстановить между предложением и спросом более определенные границы.

Вологодское кружево известно своей изысканной красотой и неповторимыми узорами далеко за пределами страны. Кружевницы затрачивают много часов кропотливой работы с коклюшками для плетения воздушных узоров и орнаментов, создавая уникальные изделия - салфетки, скатерти, шляпы, накидки, зонтики, пелерины и многое другое.

В статье расскажем, откуда появился такой вид искусства на Руси, как выполняются работы кружевницами, что необходимо знать начинающему мастеру про плетение коклюшками, какие материалы нужно подготовить, чтобы начать изготавливать даже простые кружевные вещи.

Искусство плетения вологодского кружева требует усидчивости, ловкости рук, терпения и аккуратности в работе. Даже небольшая ошибка способна испортить внешний вид изделия. Именно поэтому мастера используют специальную схему, которая носит название сколок. Как ее создавать и с ней работать, расскажем немного позже, а сейчас несколько слов об истории вологодского кружева.

Традиции

Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами. Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году. Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.

Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.

Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.

С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.

Уникальность техники

Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона. Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов. Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.

Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется "сцепками" или "решетками". Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют "сцепными". Рисунки в такой технике получаются более разнообразные. Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток). Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).

Есть мастера - "мерницы", которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже "парное" плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.

Элементы фона

Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:

  • "Насновки" - это детали, состоящие из плотных овалов или квадратов, заполняющих пустоты между изгибами тесьмы.
  • "Плетешки" - это узор, состоящий из тонких шнурочков, сплетенных в ажурную решетку.
  • Отвивные петельки на "плетешках" - это крученные нити, придающие фону большую воздушность.

Необходимые материалы

Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.

Основной инструмент для создания изделия - коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.

Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке - пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.

Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие "гвоздики" или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.

Сколки вологодского кружева

Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.

Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме - это места размещения булавок.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.

Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии. Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки. Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.

Наматывание нити на коклюшки

Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.

Рассмотрим подробнее, как это делается:

  • Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
  • Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
  • Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
  • Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
  • Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
  • Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
  • Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.

Подготовка валика

Перед началом работы укрепляется сколок на валик. Для этого используют плотный картон, соответствующий размеру будущего кружева. Чтобы он не свалился с куфтыря, нужно его укрепить булавками по всем четырем сторонам. Затем на подготовленный картон прикрепляют сам сколок. Дальше предстоит кропотливая работа по накалыванию во все имеющиеся точки булавок.

Закрепление пары коклюшек

Закрепительная петля обеспечивает свободную работу коклюшек в паре, она прочно фиксирует намотку. Чтобы ее сделать, нужно, удерживая палочку в одной руке, большим пальцем хорошо натянуть нитку. Коклюшка заводится под ней, а верхнюю часть протягивают в петлю, чтобы ее затянуть. Так укрепляют все коклюшки, но длинной дугу не делают, чтобы коклюшка не свисала ниже куфтыря. Оставить необходимо примерно 15 см. Во время работы палочку держат за середину нижней ручки, к ниткам руками не прикасаются, чтобы они не испачкались.

Приемы плетения кружева

Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек. Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой. Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.

Рассмотрим два основных приема работы с нитями:

  • Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой "П". Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано "П-П-П". Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
  • Скрестить. Обозначается в описании узора буквой "С". Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой - по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано "П-С". Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.

После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!