Влияние физкультуры на детей с онр заключение. Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с онр

Выбор цветов

Форма проведения: игра – путешествие.

Вид деятельности: интегрированная (физкультурно-оздоровительная, игровая).

Образовательная область: «Физическая культура». «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Коммуникация».

Цель: формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности.

Оздоровительные: способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата;

формировать и закреплять навык правильной осанки.

Обучающие:

  • ползание на коленях с опорой на ладони рук между предметами (конусами);
  • формировать умение сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке и спрыгивание на полусогнутые ноги;
  • упражнять в прыжках на двух ногах, прыгая из обруча в обруч;
  • закреплять умение подлезать в обруч боком;
  • упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног;
  • закреплять правила безопасного передвижения в спортивном зале.

Развивающие:

  • развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость;
  • развивать координацию движений на основе уже накопленного детьми опыта.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам;
  • воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, способствовать формированию положительных эмоций.

Оборудование: конусы, гимнастическая скамейка, обручи, музыкальная запись «Чунга-чанга», «Вместе весело шагать», аудиозапись «Звуки моря», атрибуты к подвижной игре.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

(Дети в спортивной одежде входят в зал и строятся в шеренгу.)

Инструктор:

Здравствуйте, ребята! Хочу всех вас пригласить совершить со мной увлекательное морское путешествие.

А на чём можно путешествовать?

(Ответы детей.)

Мы отправимся в путь на корабле. Если вы разрешите, я буду вашим морским инструктором, а вы будете моряками. Ну что готовы? Тогда в путь!

Вокруг себя обернитесь, на корабле очутитесь. Команда, направо, 1-2. Выходим на берег в колонне по одному.

2. Основная часть.

Занимательная разминка.

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

Моряки подрастают, руки к солнцу поднимают. (Ходьба на носках – руки вверх, ладошки смотрят друг на друга, тянемся высоко-высоко, смотрим вперёд, спина прямая, 25 сек.)

Моряки, не ленись все на пятки становись. (Ходьба на пятках, руки за спину, полочкой, смотрим вперёд, спина прямая, 20 сек.)

Тренировка веселей, прыгаем быстрей, быстрей. (Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд – руки на поясе, смотрим вперёд, спина прямая, прыгаем легко, дышим носом, 16-18 раз.)

Очень быстрыми мы стали друг за другом побежали. (Бег в колонне по одному, дышим носом, работаем руками, смотрим вперёд, спина прямая, 20 сек.)

Моряки побежали, колени выше все подняли. (Бег с высоким подниманием колена, руки на поясе, дышим носом, смотрим вперёд, носочек тянем вниз, 20 сек.)

Большие волны разметали корабли. (Бег врассыпную, дышим носом, руки перед собой, работаем руками, смотрим вперёд, 30 сек.)

Буря утихает . (Дети перестраиваются в шеренгу, выполняют дыхательные упражнения.)

Инструктор:

Команда, через центр в две колонны, шагом марш. Разомкнулись на вытянутые руки. Кругом.

Общеразвивающие упражнения: танец «Чунга – чанга».

Инструктор:

Мы с вами оказались на чудесном острове Чунга-чанга. Уважаемые моряки, предлагаю вам исполнить весёлый и спортивный танец. Итак, приняли и.п.

  1. И.п.: ноги узкой дорожкой, руки согнуты в локтях, ладони вверх, раскрыты. В правую сторону начинай.

Вступление: наклоны вправо-влево – «выглядывают из-за пальмы».

  1. Запев: на «раз» - руки вправо-вверх, пальцы разжать; На «и» - вернуться в и.п. ; на «два и» - то же влево.
  2. Припев: вращательные движения руками вправо, то же влево, ладони вверх, раскрыты вперёд, повороты туловища вправо-влево.
  3. Запев: На «раз и два» - маховые движения руками над головой, на «три и четыре» - то же внизу.
  4. Проигрыш: опуститься на колени, руки спереди в упоре, носки оттянуты вверх. Вращение тазом, стоя на коленях с оттянутыми носками.
  5. И.п.: сидя по-турецки, руки на затылке. На «раз и» - наклон вправо, коснуться правым локтем правого колена, на «два и» - выпрямиться, на «три – четыре и» - тоже влево.
  6. Припев: полулёжа с опорой на локти – круговые движения ногами; затем руки в упоре сзади, раскачивание стопами ног верх-вниз.

Морской инструктор:

Молодцы, вы очень весело и задорно исполнили танец «Чунга-чанга». А сейчас нам пора отправляться дальше.

Команда: сомкнулись, за направляющим в одну колонну шагом марш.

Основные виды движений.

«Корабли стоят на рейде.

Начинаются ученья.

Моряки народ лихой, любят заниматься.

Бегать, прыгать, лазать, плавать,

даже кувыркаться».

Морской инструктор:

Посмотрите, я приготовила для вас полосу препятствий: (выполняют по 2 раза)

  1. «Коралловый риф». И.п.: ползание на коленях с опорой на ладони рук, между предметами. («Проплываем не задевая риф».)
  2. «По мачтам и реям». Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны, спина прямая, смотрим вперёд, спрыгиваем на полусогнутые ноги.
  3. «Морская качка». Прыжки из обруча в обруч. И.п.: руки на поясе, ноги вместе. Прыгаем легко, смотрим вперёд.
  4. «Водолазы». Пролезание в обруч боком. При пролезании, основное внимание обращается на то, чтобы дети умели группироваться, наклоняя голову как можно ближе к коленям. Аккуратно пролезаем, чтобы не задеть.

Способ: поточный, в 1 колонне друг за другом. Молодцы! Ещё раз проходим полосу препятствий.

Морской инструктор:

Вот теперь вы набрались сил, пора плыть дальше.

«Капитан вас всех зовёт,

Веселей честной народ.

Силу, ловкость показать,

Шумно, весело поиграть».

Подвижная игра «Рыбки и сом».

Морской инструктор:

Ну что ж отважные моряки, мы оказались с вами на реке. Вода в реке чистая, прозрачная. А как вы думаете, какие рыбы обитают в ней? (Ответы детей.)

Я предлагаю поиграть в игру « Рыбки и сом». Давайте выберем водящего по считалке:

С поля, с моря, с дальних гор,

Ветры к нам летят во двор,

Первый ветер иву гнёт,

А второй берёзу гнёт.

Кто ветры догонит,

Тот водить пойдёт.

Правила игры:

«Сом» уплывает в свой «домик», «рыбки» приближаясь к нему, произносят слова: «Рыбки, рыбки не шумите,

сом усами шевелит.

Уплывайте – он не спит».

Дети разбегаются от водящего врассыпную по залу, «сом» ловит «рыбок». В конце игры дети считают пойманных «рыбок». Морской инструктор хвалит водящего за ловкость и быстроту.

(Дозировка: 2 раза.)

Морской инструктор:

Ну что ребята, наше морское путешествие подходит к концу, но прежде чем вернуться обратно, давайте сначала отдохнём.

Релаксация «На берегу моря».

Цель: развивать внимание детей. Учить прислушиваться к своим ощущениям.

Дети ложатся на спину, расставив руки и ноги в стороны, и закрыв глаза. Инструктор включает музыку «Шум моря» и начинает описывать берег моря, шум волн, как греет солнце, предлагая детям представить самостоятельно эту картинку, ощутить её.

3 . Заключительная часть.

Построение в шеренгу.

Морской инструктор:

Молодцы, моряки, справились со всеми заданиями, а сейчас нашему кораблю пора отправляться в обратный путь.

Вокруг себя обернитесь и в зале очутитесь.

Подведение итога: сегодня мы с вами совершили морское путешествие, плыли на корабле, были смелыми моряками. Какие препятствия вы преодолели? (Ответы детей.) Что вам понравилось выполнять?

А за ловкость и отвагу вам от жителей острова Чунга-чанга пришла посылка, а что в ней вы посмотрите в группе.

Будьте всегда сильными и ловкими и дружите со спортом!

В колонне по одному дети выходят из зала.

Литература:

  1. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду», издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
  3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. – М.: % за знания, 2007 г.

Организация физкультурных занятий с детьми ОВЗ

дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи

с использованием здоровьесберегающих технологий.

Инструктор по физической культуре

Учитель-логопед

МАДОУ № 44 «Золушка» г. Набережные Челны

К сожалению, в последнее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Этиология нарушений речевого развития достаточно полиморфна. В группы поступают дети с алалией, у которых наблюдается, органически обусловленное, поражение речевых зон коры головного мозга. Так же, нередко, тяжелое нарушение речи диагностируют у детей со стертой формой дизартрии. У этих детей наряду с нарушениями моторики, обусловленной недостаточностью иннервации речевого аппарата, нарушены движения тонкой и общей моторики, наблюдаются парезы и параличи. Их движения неловки, с недостаточностью объема, ограничена подвижность, выносливость, статичность. Очень часто они предпочитают работать левой рукой из-за неловкости правой руки, что в свою очередь негативно сказывается на усвоении речевых навыков, недостаточностью ориентации в пространстве. Большого труда требуется для обучения этих детей навыкам самообслуживания, навыкам ручного труда и подготовки руки к письму. У детей с алалией так же не формируются тонкие двигательные навыки, затруднена переключаемость и координированность движений не только речевого аппарата, но и мелкой и общей моторики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями отмечается недостаточность модуляции голоса, нарушения тембра, нарушения координированности движений дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры, нарушения мелодико - интонационной стороны речи, трудности восприятия и воспроизведения интонации. Так же у детей наблюдается поверхностный тип дыхания, что негативно сказывается на качестве речи. Все это говорит о необходимости комплексного коррекционного воздействия с участием различных специалистов ДОУ. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в дополнительной по развитию координации общих движений и мелкой моторики, а также, координации речевых, дыхательных и двигательных навыков, формировании полноценных двигательных навыков, что со своей стороны будет стимулировать и развитие общих речевых навыков. Кроме этого крайне необходимо развивать ориентацию в пространстве, т.к. ее недостаточность сказывается на развитии устной и письменной речи, а овладение тонко координированными и специализированными движениями рук является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.


Новизна данного комплекса конспектов занятий заключается в том, что в них учтены все необходимые направления коррекционного воздействия.

Так для развития мелкой моторики применяются массажные мячики различного диаметра, шарики и колечки Су - Джок, стимулирующие биологически активные точки. Дети выполняют пальчиковую гимнастику, развивающую не только мелкую моторику, но и воображение детей. В игровой форме детям предлагается пропевание гласных, согласных звуков, сочетаний звуков, слогов и слов, таким образом удлиняется речевой, озвученный выдох, развивается интонационно - мелодическая сторона речи, развивается объем и сила голоса, грудо - брюшной тип дыхания. Немаловажным является включение в комплекс конспектов занятий лого - ритмических упражнений с музыкальным сопровождением, стимулирующих координацию речи с движениями. Включение кинезиологических упражнений улучшает состояние двигательной сферы и стимулирует межполушарное взаимодействие, необходимое для полноценного развития детей с речевыми нарушениями. Прыжки, ползание, перешагивания улучшают как ритмичность общих движений, так и их темп и координацию.

В процессе правильно организованных занятий необходимо устранить не координированные, скованные, недостаточно ритмические движения.

Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе двигательной деятельности детей (дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности).

Вся работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Конспект ООД по физическому развитию с детьми ОВЗ 6-7 лет

(с общим недоразвитием речи).

«Зоопарк»


Цель: Активизировать двигательную мыслительную деятельность детей.

  • Оздоровительные.

Активизировать биологически активные точки с помощью шариков Су – Джок.

  • Обучающие.

Учить сохранять равновесие, стоя на набивном мяче.

Совершенствовать технику прыжка в высоту с места и ползание различными способами.

  • Развивающие.

Развивать координацию движений и ориентировку в пространстве, взаимосвязь речевой деятельности с движениями.

Побуждать к правильному проговариванию звуков, слогов; поощрять речевую активность.

  • Воспитывающие.

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных .

  • Закрепить знание о животных и их повадки, живущих в зоопарке.

Пособия: мячи массажные, дуги, набивные мячи, доска, скамейка, карточки с фигурами человека, набор цветных картинок 15x20 см с изображениями животных (черепаха, крокодил, страус, кенгуру, обезьяны, дикобраз), картинки раскраски.


Ход занятия.


Вводная часть.

Здравствуйте ребята! Я работаю корреспондентом в журнале «В мире животных» и мне дали задание сделать репортаж о животных, живущих в зоопарке, но мой помощник фотограф заболел. Как решить эту проблему? Мне нужна ваша помощь (ответы детей). А давайте все вместе сделаем фоторепортаж о жителях зоопарка. Что такое зоопарк? (ответы детей). Давайте расскажем вместе, кто живет в зоопарке.

Пальчиковая игра «Зоопарк»

Мы шагаем в зоопарк, побывать там каждый рад!
(указательными и средними пальцами обеих рук, имитировать ходьбу пальчиков).
Там пони, зебры, крокодилы, попугаи и гориллы
(загибать пальцы поочереди на правой руке),
Там жирафы и слоны, обезьяны, тигры, львы
(загибать пальцы поочереди на левой руке).

А теперь, покажем, как животные передвигаются. В обход по залу шагом марш!


«Павлины» - ходьба гимнастическим шагом, проговариваем –па-па-па.

«Пингвины» - ходьба пятки вместе, носки врозь, руки внизу, кисти приподняты. проговариваем –пи-пи-пи.

«Дикие утки» - ходьба в полном приседе, руки на колени, проговариваем –кря-кря-кря.

«Тигрята» - ходьба на низких четвереньках (на предплечьях и коленях), проговариваем –ри-ри-ри.

«Львы» - ходьба на четвереньках (на ладонях и коленях), проговариваем –ры-ры-ры.

«Слоны» - ходьба на высоких четвереньках (на ладонях и стопах), проговариваем –ту-ту-у-у.

«Змея» - ползание по- пластунски, проговариваем –ш-ш-ш.

Проговариваем по 2 раза перед началом выполнения упражнений.

«Лисички» - бег мелким шагом

«Зебра» - бег с высоким подниманием бедра

«Обезьяны» - прыжки с продвижением вперед ноги вместе – ноги врозь.

Ходьба с выполнением дыхательного упражнения. На выдох тянем –а-а-а-, на второй выдох –а-у-у-, на третий выдох –а-у-и-


Основная часть.

Перестроение в 3 колонны.

Мы знаем, что в зоопарке живут различные обитатели: животные, рыбы. Мы идем по зоопарку, кого же мы видим? Попробуйте отгадать загадки.

Живет спокойно — не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним не знает страха

Морская...

Дети. ...Черепаха.

Показать картинку. Наводим объектив (дети имитируют фотосъемку) и делаем фотографию (дети дружно на выдохе говорят «щелк»).


Самомассаж тела «Черепашка»

Дети выполняют легкое пощипывание пальцами рук, груди и ног под песню Железновой «Шла купаться черепаха»


Ритмическая гимнастика «Морская черепаха»

с использованием кинезиологических упражнений

(под песню «Морская черепашка по имени Наташка»)


В зоопарке живет очень много животных с разных материков:


Показать картинки с изображением животных (крокодил, страус, кенгуру). Наводим объектив и делаем фотографии (дети дружно на выдохе говорят «щелк»).

ОВД (круговой метод):

1 подгруппа «Крокодилы»

Ползание на руках с опорой на стопы, туловище прямое.

Ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

2 подгруппа «Страусы»

Стоять на набивных мячах (усложнение: стоять на одной ноге)

3 подгруппа «Кенгуру»

Прыжки боком с продвижением вперед через натянутую резинку (высота 20-30 см)

Ходьба боком приставным шагом по доске, пятки на лоске, носки на полу.

Ходьба по залу с перестроением в круг.

В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно… (обезьяна) – пропеваем.


Подвижная игра «Озорные обезьянки» по схемам – карточкам.

  • Дети двигаются подскоками под музыку. С остановкой музыки дети принимают позу, нарисованную на карточке.
  • По сигналу принимают нужную позу только мальчики или девочки, в зависимости от изображения. Остальные садятся на корточки.
  • В этом варианте дети угадывают звук. Поза нарисованного человечка показывают звук.

Буква –Т -

Буква – Х -

Буква – А -

Буква – Ж -


Заключительная часть.

Очень длинные иголки,
Как ножи на старой елке.
Ёжик вырос в десять раз,
Получился... (дикобраз) – пропеваем.

Показать картинку. Наводим объектив и делаем фотографию (дети дружно на выдохе говорят «щелк»).


Массаж шариком «Су – Джок» «Дикобраз».

Дети проговаривают слова вместе с инструктором и выполняют движения.

Взять шарик, положить на ладошку.

Раз, два, три, четыре. Пять. Начинаем счёт опять.

Нажимаем шариком на каждый пальчик правой руки, потом левой

Мы возьмём его в ладошки и потрём его слегка,

Прокатывать шарик в ладошке вверх и вниз.

Разглядим его иголки, помассируем бока.

Сильно сжать правой ладошкой, потом левой.

Я его в руках кручу, поиграть я с ним хочу.

Покрутить между ладошками.

Домик сделаю в ладошках, не достанет его кошка!!!

Спрятать в ладошках, сделав домик.


Путешествие наше закончилось благополучно. Спасибо вам ребята, что помогли собрать фотографии для моего репортажа. Трудно вам было? Посмотрите еще раз на наши фотографии животных, которых мы встретили. Наши фотографии напечатают в журнале, а вам на память я раздам негативы (картинки – раскраски), которые вы раскрасите дома или в группе.


Список используемой литературы:

  1. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224с. (Здоровый малыш).
  2. , Ю Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 – 224 с.
  3. «От рождения до школы». Примерная ./ Под редакцией, . – М.: Мозаика// Синтез, 2014 год.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ И ДЕТСКОЙ РЕЧИ

"Физическое воспитание детей с нарушением речи"

Студент 2 курса 23 группы

Антонова Мария Александровна

Направление подготовки 050700. 62

Специальное (дефектологическое) образование

Профиль Логопедия

Квалификация: Бакалавр логопедии

Форма обучения дневная

Новосибирск 2014

План

  • Введение (о заболевании)
  • Теории и методики физического воспитания и развития.

Введение (о заболевании)

Речевое нарушение - нарушение речи, включающие в себя различную этиологию. Рассмотрим речевые нарушение в общих чертах:

Клинико-педагогическая классификация 1 . Нарушения устной речи определяются двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений:

1) Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

афония, дисфония - отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата

брадилалия (или брадифразия) - патологически замедленный темп речи

тахилалия (или тахифразия) - патологически ускоренный темп речи

заикание (логоневроз) - нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

дислалия (косноязычие) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

ринолалия (гнусавость, палатолалия) - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

· 2) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

алалия - отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет)

афазия

дисграфия (аграфия ) - частичное (полное) нарушение письма

дислексия (алексия ) - частичное (полное) нарушение чтения.

Об аграфии и алексии говорят в случае несформированности (в ходе обучения) процессов письма и чтения. Аграфия и алексия выявляются так же в случаях распада сформированных навыков вследствие поражений коры головного мозга. Причём координация движений и сила руки остаются сохранными. Может быть сохранным списывание.

Психолого-педагогическая классификация

1) Нарушение средств общения:

ФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).

ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи - ОНР и СНР переходит в ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).

2) Нарушение в применении средств общения:

Заикание - нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

проявление речевого негативизма, мутизм и др.

Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Задачи и средства физического воспитания

А ) Оздоровительные - направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка. Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.

Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе - деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года.

У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.

Б ) Воспитательные - В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:

1. потребность в ежедневных физических упражнениях;

2. умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

3. приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

4. самостоятельность, творчество, инициативность;

5. самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию:

1. создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);

2. закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

3. осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

4. прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

В ) Образовательные - Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом "из-за спины через плечо", выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов.

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать физические качества.

Влияет на умственную деятельность, на мышление, а, главное, на речь.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.). название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

Теории и методики физического воспитания и развития

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Методики воспитания - комплекс упражнений, направленных на развитие, улучшение физического состояния человека.

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается задержка моторного развития, плохо развиты чувство ритма, пространственные представления, нарушена координация движений.

Следовательно, в своей работе мы должны были способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни (развитие элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены), привлечения родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни;

· активно использовать музыкально-ритмические движения, придающие физкультурной деятельности увлекательный характер, поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений

· развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее "оживить" движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр;

· развивать двигательные способности детей - логопатов при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.

Как отмечает Е.М. Мастюкова, всестороннее обследование двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями развития речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

· мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

· нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

· нарушение ручной моторики;

· общая скованность и замедленность в выполнении движении;

· дискоординация движений;

· несформированность функций равновесия;

· недостаточное развитие чувства ритма;

· нарушения ориентировки в пространстве;

· замедленность процесса освоения новых движений;

· заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Одним из решающих факторов в совершенствовании двигательных способностей является процесс развития и уточнения характера нервных процессов - силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и других компонентов. В то же время ряд специалистов в области логопедии обращают внимание на то, что у ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными является некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности, при выполнении упражнений. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий.

Упражнения для развития мелкой моторики :

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.

нарушение речь физическое воспитание

Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

1. Ладони поочередно ударяют о край стола.

2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак.

Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5-6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

Физические упражнения для детей с нарушением речи :

Упражнения без предметов:

1 . И. п.: стать прямо, пятки соединить вместе, носки чуть - чуть развести, руки на поясе. Хлопки в ладошки перед собой и за спиной. После 10 хлопков - перерыв. Потом повторить упражнение.

2 . И. п.: стать прямо, ноги немного расставить, руки согнуть перед грудью, пальцы сжать в кулачки. Постукивать левым кулачком по правому - "забиваем гвозди". Постепенно увеличивать темп. Потом сделать не большой перерыв. После перерыва упражнение повторить, но постукивать правым кулачком по левому.

3 . И. п.: стоя, ноги немного расставить руки согнуть в локтях. Попеременно выпрямлять и сгибать руки - "едет паровоз" 4 .И. п.: стать прямо, ноги немного расставить, руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулачки. Энергично резко выпрямлять, поочередно руки вперед, слегка поворачивая туловище - "боксеры".

5 . И. п.: стать прямо, пятки соединить вместе, носки чуть - чуть развести, одну руку поднять вверх, другая опущена вниз. Энергично размахивая, быстро меняем положение рук. Левая вверх - правая - вниз и наоборот.

Комплекс гимнастических упражнений:

Упр . 1 . Ходьба в разных направлениях с ускорением и замедлением темпа, остановками, подпрыгиванием 4-6 раз на месте, бег (30-40 сек).

Упр . 2 . " Кузнечик трещит". Исходное положение - стоя, руки опущены. Слегка прогнуться в грудной части позвоночника и немного отвести плечи назад (вдох), вернуться в исходное положение, произнося "трр.." (выдох). Повторить 3-4 раза.

Упр . 3 . "Гребля". Исходное положение - сидя на табуретке, руки на коленях. Наклонить туловище вперед с одновременным вытягиванием рук вперед (выдох), затем разогнуться и отвести согнутые локти назад (вдох). Повторить б-10 раз. Темп средний и медленный.

Упр . 4 . " Ноги устали от сидения в лодке - надо размяться". Исходное положение стоя. Постучать ногами об пол. Дышать равномерно. Делать движения попеременно то правой, то левой ногой. Повторить 5 - 6 раз.

Упр . 5 . "Лодку качает на волнах". Исходное положение руки в стороны. Наклонить туловище вправо (выдох), вернуться в исходное положение (вдох). Делать упражнение то вправо, то влево. Повторить 3-4 раза. Темп средний.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики у детей с общим нарушением речи из исследуемой группы. Подбор игры и упражнения для развития моторики на занятиях по ручному труду. Разработка и эффективность педагогической программы.

    презентация , добавлен 13.04.2016

    Психолого-педагогические условия и закономерности становления и развития речи детей младшего дошкольного возраста. Связь между особенностями речевого развития и мелкой моторикой детей. Экспериментальная работа по выявлению особенностей мелкой моторики.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Проблема развития связной речи. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте. Влияние мелкой моторики на развитие связной речи. Диагностика и сравнительный анализ развития мелкой моторики и развития связной речи у старших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2011

    Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта, клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей. Методики изучения развития речи, содержание коррекционной помощи.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2010

    Развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, их клиническая характеристика. Функции речи и их нарушения у детей с умственной недостаточностью. Коррекционная помощь дошкольникам с умственной отсталостью. Методики развития речи.

    презентация , добавлен 13.06.2010

    Психологические особенности и специфика развития детей с общим недоразвитием речи. Сравнительная характеристика уровня развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи и с нормальным развитием речи, методика и этапы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта. Подбор коррекционных занятий по повышению уровня развития мелкой моторики с использованием арт-терапевтических методов изобразительного искусства (рисования и оригами).

    дипломная работа , добавлен 25.12.2015

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины. Особенности психофизического развития ребёнка с нарушениями речи. Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей. Методики развития мелкой моторики.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Теоретический анализ проблемы преодоления общего недоразвития речи у детей 3-х летнего возраста методами физического воспитания. Разработка методики и систематизирование приемов и методов физического воспитания, позволяющих устранить ОНР у детей 3-х лет.

Коррекционная направленность работы инструктора по физической культуре с детьми с ОНР

Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

У некоторых детей с общим недоразвитием речи при нарушении общей моторики встречается противоположных процесс, – повышенная двигательная активность. У таких детей присутствует моторная напряженность, скованность, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта.

Наш детский сад работает по программе ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н.Е.Вераксы, учителя-логопеды в соответствии с адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Для правильной организации коррекционной работы мной совместно с учителем – логопедом, муз. руководителем, психологом проводилось обследование детей из групп компенсирующей направленности. Мы обращали внимание на общий вид ребёнка, его осанку, походку, навыки самообслуживания. По результатам диагностики были составлены индивидуальные маршруты сопровождения ребенка с нарушением речи.

Для успешной реализации коррекционной работы мной и учителями-логопедами было составлено единое перспективное планирование по всем лексическим темам. Была разработана структура коррекционной физкультурной ОД, которое проводится раз в неделю:

    Вводные упражнения с речевым сопровождением: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; развитие артикуляции, мимики, дикции;

    Общие развивающие упражнения с фонетической ритмикой: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, темпа, ритма речи, развитие общей моторики;

    Основные виды движений: для развития общей моторики и статической координации движений;

    Подвижная игра: для совершенствования двигательных умений, формирования положительных форм взаимодействия между детьми, развития морально – волевых качеств личности.

    Релаксация: для регуляции мышечного тонуса.

Так же в соответствии с лексической темой между этапами ОД выполняются пальчиковая гимнастика для развития координации движений пальцев рук и дыхательная гимнастика для развития активного вдоха и длительного выдоха. По сути получается интегрированное занятие, где не только заметно взаимодействие педагогов, но и взаимосвязь образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка).

Рассмотрим подробно общеразвиваюшие упражнения. Привлекается инвентарь: кегли, гимнастические палки, косички, флажки, мячи. Для детей с ОНР используются не только обычные мячи, но и коррекционные, например фитболы. Для групп компенсирующей направленности речевое сопровождения на данном этапе является обязательным условием. Ритм чистоговорок помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Комплекс упражнений на фитболе.

    упражнение: сидя на фитболе, повороты головы вправо-влево Задачи:Выравнивается косое положение таза, что способствует коррекции сколиоза в грудно-поясничном отделе позвоночника.

    упражнение :сидя на фитболе, сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны

Задачи:укрепление мышц рук и плечевого пояса

    упражнение: лежа на спине, ноги прямые на фитболе, опираться на пятки, руки вдоль туловища, покачивать фитбол ногами вправо-влево

Задачи: Укрепление мышц ног и спины.

    упражнение :лежа на животе, с опорой на кисти и стопы, поочередно поднять прямую руку вверх и вперед, вернуться в исходное положение

Задачи:укрепление мышц живота, рук и плечевого пояса

    упражнение : Лежа животом на мяче, поочередное поднимание ног

Задачи: Укрепление мышц живота и ног. Увеличение гибкости и подвижности суставов.

Каждое упражнение выполняем медленно 4-6 раз.

Во время выполнения упражнений, ребенок повторяет чистоговорки.

Ры-ры-ры – нас кусают комары.

Ру-ру-ру – зададим мы комару.

Ра-ра-ра – мы убили комара.

Ро-ро-ро – угодил комар в ведро.

Ра-ра-ра – рама, рак, гора, нора.

Ры-ры-ры – рыси, рыбы, комары.

Ру-ру-ру – ручка, руки, кенгуру.

Ро-ро-ро – Рома, роза, рот, перо.

Нельзя забывать о правилах фитбол-гимнастики:

    Подбирать мяч каждому ребенку надо так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает так же приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

    Убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.

    Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.

    Начинать занятия с простых и.п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным.

    Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.

    Исключить во время занятий быстрые и резкие движения.

    Нельзя увлекаться прыжками на фитболах.

    При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.

    Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.

    Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.

    На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

    Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.

Таким образом, ОД по физическому развитию, направленная на коррекцию нарушений речи у детей, будет эффективна только условиях взаимодействия педагогов детского сада. Мы стараемся поддерживать сотрудничество для лучших результатов наших детей.

Ирина Кириленко
Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР

Воспитание , охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения- дело государственной важности.

Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения. Учитывая важность преодоления психологических и физических проблем у детей с З . П. Р. и О. Н. Р. для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки к школе, изучение данного вопроса особенно важно.

Наличие речевого и психологического дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребёнка . Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия . Им присущи повышенная возбудимости, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или наоборот- заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости, неполноценности от сознания своего дефекта.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с О . Н. Р. и О. Н. Р. позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития :

Гипер- или гиподинамия;

Мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;

Нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, метание)

Общая скованность и замедленность в выполнении движении;

Дискоординация движений;

Несформированность функций равновесия;

Недостаточное развитие чувства ритма;

Нарушение ориентации в пространстве;

Замедленность процесса освоения новых движений;

Нарушение осанки, плоскостопие;

Заметное отставание в показателях основных физических качеств : силы, ловкости, скорости.

Поэтому основными задачами физического воспитания являются :

Забота об охране и укреплении здоровья детей ;

Комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей ;

Разработка содержания коллективных и индивидуальных форм коррекционной работы;

Развитие общей, сенсомоторной, речедвигательной моторики;

Развитие пространственно- координационных и ритмических способностей;

Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;

Построение двигательного режима;

Формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Обеспечение физического и психического благополучия.

Для решения этих задач необходимо смоделировать двигательный режим в Д. О. У. следующим образом. Главную и основополагающую роль играют физкультурно- оздоровительные занятия . Это : утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в течение 10- 12 минут, двигательная разминка во время перерыва между занятиями ежедневно 7- 10 минут, физкультурная минутка, проводимая ежедневно по мере необходимости по 3-5 минут, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, дифференцированные игры- упражнения на прогулке, оздоровительный бег- 2 раза в неделю во время утренней прогулки по 3- 7 минут, ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными процедурами- ежедневно после дневного сна по2- 3 минуты, гимнастика пробуждения -5 минут, занятия Л. Ф. К., занятия ритмической гимнастикой.

Следующим структурным моментом модели двигательного режима в Д. О. У. является специально организованные занятия в течение дня. Это : занятия по физической культуре , которые проводятся 3 раза в неделю : в часы прогулки, самостоятельная двигательная активность- ежедневно под руководством воспитателя , продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.

Очень важны физкультурно- массовые мероприятия : неделя здоровья 2 раза в год, физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе 2 раза в год, физкультурные досуги 1 раз в месяц.

Нельзя забывать и о совместной физкультурно- оздоровительной работе Д . О. У. и семьи : домашние задания, определяемые воспитателем , участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях, которое выражается в подготовке, проведении физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.

Таким образом методы оздоровления таковы :

1. Обеспечение здорового образа жизни :

Щадящий режим (адаптация) ;

Гибкий режим

2. Физические упражнения :

Утренняя гимнастика;

Физкультурно- оздоровительные занятия4

Подвижные и динамические игры;

Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога,

улучшение осанки, плоскостопия, зрения);

Спортивные игры;

Дозированная ходьба.

3. Гигиенические и водные процедуры :

Умывание,

Мытьё рук;

Игры с водой;

Обеспечение чистой среды.

4. Свето- воздушные ванны :

Проветривание помещений;

Прогулки4

Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5. Активный отдых :

Развлечения, праздники, игры, забавы;

Дни здоровья.

6. Арома- и фитотерапия :

Ароматизация помещений;

Сеанс фитоаэронизации;

Фитопитание (чай, коктейли, отвары)

7. Диетотерапия :

Рациональное питание;

Индивидуальное меню (аллергия)

8. Свето и цветотерапия :

Обеспечение светового режима;

Цветовое и световое сопровождение учебного процесса.

9. Музыкотерапия :

Музыкальное сопровождение режимных моментов;

Музыкальное сопровождение фона занятий;

Музыкально- театральная деятельность.

10. Аутотренинг и психогимнастика :

Игры и упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятие

невротических состояний;

Игры и упражнения на развитие эмоциональной среды;

Коррекция поведения.

11. Спецзакаливание :

Босоножье, игровой массаж;

Дыхательная гимнастика.

12. Физиотерапия :

Люстра Чижевского;

Тубус- кварц;

Для выполнения этих оздоровительных мероприятий необходимо соблюдать такие условия, как : 1) чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении; 2) следить за рациональной одеждой детей ; 3) ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения на свежем воздухе; 4) обеспечить ежедневное пребывание детей на свежем воздухе ; 5) исключать шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки ; 6) обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности ребёнка; 7) обеспечить спокойную обстановку при подготовке детей ко сну ; 8) строго соблюдать время, отведённое для сна; 9) выполнять специальные закаливающие мероприятия : воздушные ванны в сочетании с воздушными упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание.

Соблюдение всех этих правил особенно необходимо при работе с детьми с З. П. Р. и О. Н. Р., которые требуют специфического внимания к ним. Ведь благодаря системе физического воспитания и оздоровительных мероприятий такие дети быстрее адаптируются к условиям жизни, режиму детского учреждения, их физические и психические недостатки блокируются, исправляются. Дети с О. Н. Р. и З. П. Р. в результате становятся полноправными гражданами общества, здоровыми физически и психически , в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Тем более важно взаимодействие всех участников учебно- воспитательного процесса , включая родителей.

Работа с такими детьми нелегка, сложна, но необходима. Здоровье всех детей , окружающих нас- основная, главная задача.

Используемая литература

1. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Под общей редакцией д. м. н. Е. М. Мастюковой, Москва, Аркти, 2002г.

2. Дошкольник. Оздоровительная работа в Д . О. У. по программе «Остров здоровья» . Автор- составитель Е. Ю. Александрова, Волгоград, Учитель, 2006г.

3. Физкультурно- оздоровительная работа в Д . О. У., практическое пособие. Автор- составитель О. Н. Моргунова, Воронеж, 2007г.