Виды конкурсной огранки драгоценных камней. Виды огранок ювелирных камней

Детям

Классификация драгоценных камней на Западе восходит к Древней Греции и повторяет разделение на драгоценные и полудрагоценные, такая же градация существует и в других странах. Согласно современной практике к драгоценным камням относят: алмаз, рубин, изумруд и сапфир. Российское законодательство добавляет в этот список александрит и натуральный, природный, жемчуг.

Такое разделение не всегда соответствует ценности минерала, например, гранат является относительно недорогим камнем, но его редкая разновидность, цаворит (тсаворит) – зеленый гранат, может стоить намного дороже изумруда среднего качества. Спрос при минимальном предложении заведомо определит высокую стоимость.

Названия многих минералов существуют с библейски времен и в разных странах могут отличаться: у одних народов это был просто священный камень, у других камень счастья, еще у кого-то - камень здоровья, а где-то его называли по району добычи.

Алмазы и их свойства

Даже среди драгоценных камней алмаз занимает особое, королевское положение, и не только магической красотой после огранки, но и физическими данными. Точные технические характеристики этого минерала не могли быть известны древним ценителям, но некоторые свойства они могли почувствовать в буквальном смысле.

Коэффициент теплопроводности алмаза в разы выше, чем у металлов и почти в тысячу раз больше, чем у гранита. То есть даже кожей можно почувствовать , что крупный алмаз очень сильно отличается от других минералов.

Главное свойство, которое резко выделяет алмаз от остальных драгоценных камней – это его исключительная твердость. Твердость по шкале Мооса равна 10 или в более понятных величинах – от 60 до 150 Гн/м 2 (в системе СИ), что в привычных единицах выглядит, как 15·10 3 кгс/мм 2 , то есть 6-15 тонн должны давить на гипотетическую абсолютно твердую иголку сечением 1 мм 2 , чтобы она оставила след на алмазе. Это свойство отражено и в арабском названии минерала: "алмас", означающем – наитвердейший.

Ни один минерал не сможет оставить царапины на гладкой поверхности бриллианта, даже кипящей кислоте или щелочи не удастся повредить ее и, кажется уже невероятным, что самый твердый, устойчивый почти ко всему кристалл, может так запросто сгореть, как простая деревяшка, превратившись в углекислый газ. Но в сильном огне при температуре 850-1000 о C именно это и произойдет. При нагревании до 2000 о C без присутствия кислорода алмаз полностью превращается в графит.

Оптические характеристики алмаза определили виды огранки и эстетические возможности бриллиантов.

Огранка алмазов

Показатель преломления бесцветного алмаза лежит в пределах 2,402 (красная часть спектра) – 2,465 (фиолетовая) и дисперсия, соответственно равна 0,063.

Из драгоценных камней только зеленый сапфир приближается по этому показателю к алмазу: 1,779 против 2,417 (для D-линии натрия), оставаясь далеко от него. Искусственный материал, оптическое стекло, сверхтяжелый флинт со своими 2,186 также недотягивает до королевского показателя.

Ныряльщики могли обратить внимание на то, что небо из-под воды видно в виде конуса (180 о сжимается до 97 о). И наоборот, свет из-под воды под углом к нормали более 48,5 о выйти за пределы поверхности не может и отражается. Ювелиры знают, что для алмаза предельный угол, за которым наступает полное внутреннее отражение, равен 24 о 25" и максимально используют это явление при огранке драгоценных камней.

Первым, кто проявил чисто научный подход к огранке алмазов, был Марсель Толковский. В своих расчетах он стремился к тому, чтобы форма бриллианта максимально способствовала полному внутреннему отражению для блеска и игры света в гранях кристалла. Так, появилась каноническая огранка из 32 фасетов в короне (верхней части бриллианта) с большой восьмигранной площадкой в центре и 24 граней павильона (нижней части). Большинству алмазов весом выше 0,05 карат до сих пор придают такую форму из 57 граней.

Огранка драгоценных камней в подобном виде называется бриллиантовой или "идеальной американской". Такие же пропорции при виде сбоку имеет бриллиант со швейцарской (33 грани) и простой (17 фасетов) огранкой.

Придавая камню идеальную форму, приходится идти на значительные потери массы алмаза. Это может оказаться даже бессмысленным, если он имеет внутренние дефекты. Существуют и другие виды огранки:

Современные разновидности оформления бриллиантов появились как развитие подхода Марселя Толковского. Для драгоценных камней с массой более одного карата применяется огранка Хайлайт Кат с 73 гранями, есть еще боле сложные виды с 102 гранями, а также спиральные огранки.

Даже самое удачное фото в принципе не может передать игры света таких совершенных бриллиантов.

Цвет алмазов

В любом природном алмазе можно обнаружить примеси азота, кремния, бора и других элементов или соединений. В зависимости от их концентрации изменяются и свойства кристалла, в частности, цвет, прозрачность и люминесценция.

Желтый и коричневый цвет алмаза – самое распространенное проявление вкраплений в кристалл чужеродных элементов.

Природный цвет, а тем более игру оттенков цвета невозможно четко и однозначно классифицировать, поэтому возникали новые названия, как, например, голконда – цвет, который имели алмазы, добываемые в окрестности индийской крепости Голконда.

Бриллианты могут встречаться в самой разнообразной цветовой гамме:

  • желтые;
  • оранжевые;
  • коричневые;
  • синие;
  • зеленые;
  • розовые с оттенком до фиолетового;
  • красные;
  • черные.

Оттенки, например, коричневого цвета могут выражаться через знакомые эталоны: светлая шампань, темный коньяк и т.п.

Из всех драгоценных камней только у алмаза отсутствие цвета будет означать более высокую стоимость. Для цветных бриллиантов закон рынка такой же, как и на любой товар – редкие экземпляры дороже рядовых.

Цветные алмазы








Изумруд - зеленый камень

Прозрачная разновидность берилла насыщенного зеленого цвета - изумруд, относится к драгоценным камням высшей категории , причем интенсивность окраски при оценке камня стоит на первом месте. Только образцы средних и темных тонов считаются изумрудами, породу легких оттенков называют зеленым бериллом. Изумруд по определению должен быть зеленым (само слово переводится, как зеленый драгоценный камень).

Этот минерал очень редко бывает без посторонних вкраплений. Как правило, в глубине и на поверхности у него есть многочисленные микротрещины и, если они не видны невооруженным глазом, то изумруд считается бездефектным – таковы общепринятые правила.

Самые распространенные огранки – изумрудные, со ступеньками, для яркой игры цвета на широких гранях. Камни с неравномерной окраской и полупрозрачные обычно оформляют в виде кабошона - выпуклой полированной поверхности. Бриллиантовая огранка изумрудов встречается чрезвычайно редко, ее делают только для абсолютно прозрачных кристаллов.

Изумруды высоко ценились с древних времен. Много легенд и мифов связано с этим камнем. Но почти во всех культурах он, так или иначе, связан со здоровьем и жизнью. Чемпионами по добыче ювелирного изумруда являются Колумбия, Замбия и Бразилия.

Камень изумруд




Рубины и сапфиры

Оксид алюминия - корунд, по своей исключительной твердости стоит рядом с алмазом. Примеси хрома придают этому минералу красный цвет, такая его разновидность встречается редко и называется рубином. Синие корунды с примесями железа или титана – сапфиры. Бесцветный или с незначительной окраской корунд высокого качества называется лейкосапфиром.

В выпуклых отполированных кристаллах рубина или сапфира, кабошонах, могут проявляться звездообразные фигуры. Этот оптический эффект называется астеризмом и объясняется игольчатыми включениями, толщина которых близка к длине волны проходящего света. В случае сапфира и рубина астеризм проявляется в виде шестилучевой звезды.

Вид огранки рубина и сапфира зависит от качества кристаллов. Полупрозрачный камень, оформленный в виде кабошона, очень хорошо смотрится благодаря звездному мерцанию. Для кристаллов безупречного качества применима любая огранка, в том числе изумрудная и бриллиантовая.

В России сапфир и рубин раньше называли синим и красным яхонтом.








Виды огранок камней

Все свойства, за которые так ценят ювелирный камень , могут быть проявлены в большей степени у обработанного камня. Собственно, только ограненный камень становится драгоценным. Какое разочарование охватывает человека, когда он впервые входит в минералогический музей! Где блеск, «огонь», игра цветов? Неправильной формы, с мутной шероховатой поверхностью, обычно непрозрачные, некрасивой окраски - они совсем не похожи на те сверкающие камни, которые восхищают в кольцах, брошах, художественных изделиях. В настоящее время огранке подвергаются около 300 видов камней. Некоторые требуют применения нескольких типов огранки. Бриллиант в этом отношении самый интересный камень. К нему применяется свыше сотни типов огранки.

Операции по огранке весьма разнообразны и имеют одну цель: показать камень в наиболее выигрышном для него виде. Большая часть камней гранится на станках-автоматах и только очень редкие камни гранятся не по стандарту. Огранкой считается процесс шлифования камня плоскостями различных форм. Нанесенные плоскости называются гранями, или фасетками. Существуют два основных вида огранки: бриллиантовая и ступенчатая. Они являются основой различных форм и типов огранок. Почти все другие типы огранок являются разновидностями этих видов. Формы и типы огранок имеют свои названия. Форма определяется контуром камня со стороны площадки. Основные названия: круглый, овал, груша, маркиз, изумруд, квадрат, или каре, багет, а также фантазийные формы различных названий. Тип огранки определяется формой граней, характером их расположения, а также количеством граней. Исключением является кабошон - гдадкоотшлифованный выпуклый камень. Кабошон считается огранкой, хотя граней на нем (кроме основания) может и не быть. Форма основания кабошона и выпуклость бывает различная. Если фасетной огранке подвергаются в основном камни прозрачные, то кабошоном обрабатывают просвечивающие и непрозрачные. Кабошон усиливает оптические эффекты камня. Если минералу свойственны иризация, переливчатость, астеризм, камни обрабатывают кабошоном. В кабошонах из непрозрачного материала допускается неполированное основание. Огранка имеет немалое значение при оценке качества камня, в большей степени это касается «классических» драгоценных ювелирных камней - бриллианта (ограненного алмаза) и изумруда . Определяя качество этих камней, принято указывать количество граней, так как это значение указано в оценочной таблице (прейскуранте) и оказывает влияние на стоимость.

Вот так выглядят основные типы огранки камней:

А это основные формы, придаваемые камню при обработке:

Кристина Цурцумия

2015-09-21

Только высококлассные мастера могут разглядеть в мутном осколке минерала блистающий всеми гранями драгоценный или полудрагоценный камень. Всего существует 3 вида огранки (фацетная, круг и кабошон), которые насчитывают более 250 разновидностей. Выбор обработки зависит от множества факторов, например, вида и размера минерала, его твёрдости, чистоты, оптических свойств и, конечно же, мастерства огранщика.


Предлагаем вам погрузиться в мир сверкающих самоцветов и познакомиться с самыми распространёнными огранками ювелирных камней.

Кабошон

Один из самых древних видов обработки, при котором камню придаётся выпуклая форма без граней. Название произошло от французского «caboshe» - шляпка гвоздя. Обычно кабошон выбирают для огранки полупрозрачных или непрозрачных вставок, «звёздчатых» камней, а также минералов с эффектом «кошачьего глаза». Кабошон должен быть идеально гладким, поэтому чрезвычайно важно качество шлифовки и полировки камня.


Круг

Пожалуй, самая распространённая огранка ювелирных камней. Круглые вставки симметричны, хорошо поддаются полировке и отлично пропускают свет. Из всех разновидностей круглой огранки самая известная - «бриллиантовая» с 57 гранями. Именно она считается эталонной.


Овал

Вставка имеет форму овала с гранями в виде клиньев. Эта огранка считается разновидностью круглой, используется, как правило, для крупных камней. В отличие от круглой, которая была известна уже в конце XVII века, овальная огранка появилась сравнительно недавно, лишь в 1960-е годы.


Груша

Вопреки своему названию, эта огранка больше напоминает не грушу, а каплю с верхней гладкой площадкой, которая обеспечивает игру света, и боковыми гранями-клиньями. В форме груши обрабатываются как крупные, так и небольшие камни. Разновидностями классической грушевидной формы являются капля и бриолет.


Маркиз

При правильной огранке маркиз напоминает лодочку или зерно с заострёнными уголками. Обычно ширина камня примерно в два раза меньше его длины, что позволяет ювелирам закреплять маркизы не только в кольца, но и в серьги, подвески и браслеты. Разновидность этой огранки - форма челночок, которая имеет меньшее количество граней и более узкую верхнюю площадку.


Багет

Разновидность ступенчатой огранки, которая имеет прямоугольный контур. Багет - своего рода зеркало качества, отражающее как достоинства, так и недостатки камня. Так, во вставках этой формы даже невооружённым глазом заметны внутренние дефекты или плохая огранка. Поэтому при покупке украшений с багетами обращайте внимание на качество камня.


Квадрат

Квадрат - та же ступенчатая огранка, которая имеет равную длину и ширину. Камни этой формы могут быть как центральными, так и обрамляющими, складываться в линию (например, на браслете) или узор.


Октагон

Восьмигранная ступенчатая огранка. Самая известная разновидность октагона получила название изумрудной. Эта огранка предохраняет от повреждений и сколов даже самые хрупкие минералы, а также выигрышно представляет цвет камня и его чистоту.


Триллион

Одна из самых эффектных форм камней, представляет собой треугольник с клиньями. Преимущество триллиона в том, что форма и количество граней может меняться в зависимости от характеристик минерала, дизайна изделий и вкуса огранщика. Триллион впервые был изобретён в Амстердаме, но в настоящее время это одна из самых популярных в мире огранок для драгоценных и полудрагоценных камней.


Сердце

Считается одной из самых сложных и дорогостоящих видов огранки, поэтому её часто применяют в эксклюзивных украшениях, созданных специально в подарок любимым. Приобретая украшения с камнями в виде сердца, обратите внимание на ровность контура вставки - красота сердца всецело зависит от мастерства огранщика.


Кушон

Иногда эту огранку ещё называют античной или антик. Как правило, кушон используется тогда, когда необходимо максимально сохранить первоначальный вес минерала. Так, большинству бриллиантов эпохи Барокко придавалась именно такая форма.


Пятигранник

Пятигранные камни полностью повторяют форму известной геометрической фигуры. Они смотрятся достаточно основательно, поэтому обычно вставляются в объёмные украшения, которые приобретаются не на один сезон, например, гарнитуры с полудрагоценными вставками.


Шестигранник

Грани отражаются друг в друге, благодаря чему камень напоминает одну из причудливых фигур калейдоскопа. Как правило, шестигранную форму придают крупным вставкам, которые становятся центральным элементом украшений.


Восьмигранник

Одна из фантазийных огранок. Восьмигранные камни повторяют форму геометрической фигуры и выглядят особенно впечатляюще. Огранка позволяет раскрыть цвет камня, поэтому такая форма обычно придаётся крупным вставкам или полихромным минералам, например, аметринам.

http://goldenhands.info/stati/masters/yuvelirnye-izdelija/vidy-ogranki-dragocennyh-kamnei.html

Любой самый красивый драгоценный камень в своей естественной форме является грубым и не привлекательным. Предпродажной обработке подвергается даже самые совершенные творения природы - жемчужинки.

Существует много различных техник огранки драгоценных камней. Любой из методов призван сделать камень более привлекательным: будь то резка для более твердых пород (алмаз), или обычная полировка для менее твердых пород (бирюза).


Цех обработки камня и ограненные камни, конец XX века, СССР


Ограненные природные топазы (голубые и винные топазы в огранке)


Ограненные природные аквамарины


Виды огранки: 1 - полирная (ступенчатая изумрудная); 2 - клиньевая; 3 - розой; 4-бриллиантовая; 5 - комбинированная; 6 - фантазийная; 7 - кабошон

http://magic154.sitecity.ru/ltext_1407011535.phtml?p_ident=ltext_1407011535.p_2007234301

Кристаллы и минералы обладают лечебными и магическими свойствами не только благодаря их видимым и невидимым излучениям, их цвету, но и существованием у них эффекта форм.

Благодаря эффекту формы один и тот же кристалл, но с различной огранкой проявляет разные физические и биоэнергетические свойства.

Поэтому амулеты, вырезанные, к примеру, из сердолика, но различной формы (круг, крест, треугольник и т.п.) несут разные смысловые нагрузки.
Так, крест охраняет, треугольник заряжает, круг выравнивает энергии ИНЬ-ЯН.

Ближе всего к пониманию камня подошли мистики древности, придавая большое значение форме и огранке камней, а не их цвету.
Из многочисленных наблюдений они выработали магическую систему связи формы кристаллов со стихиями и числами.
Так, Платон, а также пифагорейцы тщательно изучили философские, математические и магические аспекты правильных выпуклых многогранников. Их по сей день называют телами Платона.
Таких правильных выпуклых многогранников пять:
тетраэдр (все грани - правильные треугольники и из каждой вершины которого выходит ровно три ребра),
гексаэдр (четырехгранник - куб),
октаэдр (восьмигранник),
додекаэдр (двенадцатигранник) и
икосаэдр (двадцатигранник).

Каждый из этих многогранников соответствует определенной стихии:
тетраэдр - ОГНЮ,
куб - ЗЕМЛЕ,
октаэдр - ВОЗДУХУ,
икосаэдр - ВОДЕ,
додекаэдр - ВСЕЛЕННОЙ.

Цвет и огранка камня определенным образом ориентируют его свойства, выявляя скрытую, соответствующую планете или созвездию астральную энергию.
Вот почему жрецы и маги в древности держали в тайне формы огранки, соответствующие каждому виду минерала.

Путем огранки создается возможность повысить игру камня, его блеск и магические свойства. Возникает «эффект формы».

С оккультной точки зрения кристалл имеет вершины, которые излучают энергию, и центры граней, поглощающие энергию.

Так, гексаэдр (куб) имеет 8 излучающих энергию точек-вершин и шесть граней, в которых происходит поглощение энергии. Так как излучающих точек больше, чем поглощающих, то куб относится к мужскому принципу ЯН.


У октаэдра существует шесть точек-вершин излучения и восемь точек-центров граней поглощения. Следовательно, октаэдр поглощает больше энергии, чем излучает, поэтому он относится к женскому началу ИНЬ.

Тетраэдр имеет четыре вершины и четыре грани, что приводит к равенству ИНЬ-ЯН.

У икосаэдра 12 вершин и 20 граней, имеющих вид правильных треугольников, поэтому он выражает принцип ИНЬ.

Додекаэдр имеет 20 вершин и 12 граней, и поэтому он выражает принцип ЯН. Его 12 граней имеют форму правильных пятиугольников. Додекаэдр по своей форме напоминает футбольный мяч.

Необходимо заметить, что излучательные центры можно разместить в центрах граней, а поглощательные - в вершинах. Очевидно, что это приведет к инверсии отношений (ИНЬ-ЯН), что в очередной раз подтверждает единство этих двух начал.

Для того, чтобы кристаллические свойства самоцвета проявились в полной мере он обязательно должен быть огранен.
Любая огранка хороша по-своему.
Меньшее количество граней и заостренная верхушка говорят о концентрации энергии камня на одной цели.
Большое количество граней и закругленный верх означают, что влияние камня многогранно и затрагивает много сторон жизни.

В природе многие виды камней обладают прекрасной силой блеска и изумительными гранями, но очень редко внутренняя красота камня может быть полностью раскрыта без вмешательства рук мастера-гранильщика. Усилению природного очарования ювелирных камней, естественные грани которых редко бывают совершенными, способствует придание им определенной формы.

ИСТОРИЯ ОГРАНКИ КАМНЕЙ

В древние времена камням почти не пытались придать какую-то определенную форму, главным образом камни просто шлифовали, раскрывая частично лишь их цветовые возможности.

Постепенно шлифовкой камням стали придавать округлую форму, известную под названием кабошон. Слово "кабошон" произошло от французского слова, которое в свою очередь было образовано от латинского "cabo" - голова".

Даже при таком простом способе обработки, как шлифование, можно выделить несколько типов формы кабошонов: двойной (выпуклый), простой и двойной (выпукло-вогнутый).

Этот самый древний способ огранки используется при подготовке камней для ювелирных украшений и в настоящее время.
В современных ювелирных изделиях камни, обработанные кабошоном применяются в тех случаях, когда художник-ювелир пытается показать цветовую силу камня.
Но все-таки при таком способе огранки камень остается "мертвым", его внутренняя жизнь и "игра" остаются нераскрытыми.

До 16 века были созданы только очень простые и правильные формы огранки алмазов - алмазный наконечник и алмазная таблица.
Постепенно появилась более сложная огранка с симметрично расположенными гранями - огранка розой. Она состоит из полусферы с нанесенными на последнюю 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы. Сейчас розой гранятся только самые мелкие алмазы.

Для камней вытянутой несимметричной формы используется форма бриолет - на каплевидную форму по всей поверхности наносятся треугольные грани, как и в огранке розой.

Но основной формой огранки, на которой строится большое количество разновидностей обработки драгоценных камней, стала бриллиантовая огранка.
На протяжении многих веков считалось, что впервые ее применил в 17 веке венецианский гранильщик Винченцо Перуцци. Но этот факт не является непреложным.

Очевидно лишь то, что появление бриллиантового способа огранки связано с усовершенствованием примитивного способа огранки таблицей путем спиливания углов.

Бриллиантовая огранка рождалась в многочисленных пробах и ошибках гранильщиков, поскольку для получения максимального эффекта необходимо было соблюдать в камне определенные пропорции. Соблюдение этих пропорций и строгого порядка в расположении граней необходимо для достижения того, чтобы поток света, попадая в камень, преломлялся и испускал как можно больше лучей, создавая радужный эффект.

ОГРАНКА
Огранка — это обработка драгоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска.

Форма огранки отнюдь не является случайной. Камень должен быть огранён так, чтобы большая часть вошедших, в него лучей не прошла насквозь, а вернулась бы обратно, преломившись в гранях.

В ограненном камне РАЗЛИЧАЮТ


Рундист — это край или оконечность камня, которая образует его периметр. Это та оконечность, где смыкаются верхняя и нижняя части камня, то есть, по сути, своего рода разделительная линия. Именно здесь обычно фиксируется оправа.

Корона — это верхняя часть камня, находящаяся над рундистом.

Павильон — это нижняя часть камня, иначе говоря, та часть камня, которая находится ниже рундиста вплоть до его нижней точки.

Калета — это самая нижняя точка камня. При осмотре ряда камней вы можете ее не увидеть, что, вероятно, свидетельствует о возможном браке, но в том, что касается цветных камней, может возникнуть вопрос о замысле огранки.

РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ТИПА ОГРАНКИ: кабошон, фасеточная, смешанная.
Огранка пробуждает камень к активному действию.
Огранка это как бы приказ камню действовать определенным образом, в зависимости от формы огранки.

КАБОШОН


Кабошон наиболее древний вид огранки - выпуклая форма без граней. Такая форма позволяет накапливать камню энергию и передавать ее владельцу.

Камень в этом случае как бы выполняет определенный приказ, при огранке кабошоном сам выбирает как ему действовать.
Наружная сторона огранки символ самого действия камня, внутренняя то, что будет происходить с хозяином.

ВЛИЯНИЕ
Излучение камня можно описать в виде поля. Это поле можно направить, но лучик получится рассеянный.
Для мгновенной атаки не слишком удобно, но подходит для изменения какой-либо структуры или неторопливой работы, например медитация, самолечение и т.д.
Кабошоны «смягчают» тех, кто вследствие каких-либо причин резок и неуравновешен или погряз во внутренних противоречиях. Отсутствие направленных углов не позволяет неосознанно направлять энергию. Кабошон стабилизирует, успокаивает, концентрирует силу.

Овальная форма - позволяет сливаться астральным телам хозяина и камня и обмениваться энергией. Влияет в основном на психику, поведение и т.д.
Круглая форма - усиливает сам камень, позволяет ему конденсировать энергию лучшим образом. Служит в основном для усиления здоровья.
Наиболее редкая форма кабошона - чечевица или капля. При этой форме происходит общение человека и камня на равных. Они обмениваются энергией но не сливают тела. Также такой камень реагирует на мысли хозяина. Если человек задумал сделать что -то из области влияния камня, тот откроет ему энергопоток для подпитки. В другое время просто влияет на самочувствие.

Кабошон бывает ТРЕХ ВИДОВ: ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛЫЙ, ПРОСТОЙ, ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛО- ВОГНУТЫЙ.


ПРОСТОЙ - нижняя поверхность плоская. Чаще всего кабошоны имеют плоский низ и округлый верх. Этот вид огранки обнажает магическую силу камня.

ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛЫЙ - обе поверхности верхняя и нижняя изогнуты.

ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛО- ВОГНУТЫЙ - эффект линзы Полыми кабошоны делают тогда, когда хотят ослабить интенсивность окраски. Такая форма применяется почти исключительно для темно-красного граната альмандина, или карбункула, который без полости выглядит почти черным.

КАБАШОНЫ ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ ЗОДИАКА
К стихии Огня (равенство ИНЬ-ЯН, т.е. поглощающе -излучающие свойства) относятся также кабошоны круглой или овальной формы с необработанной скрытой частью камня.

Стихии Земли (мужской принцип ЯН, т.е.излучающие) соответствует овальный кабошон с обработанной скрытой частью.

Стихии Воды (выражает принцип ИНЬ, т.е поглощающие.) соответствует кабошон круглый, «пирамидкой», с обработанной скрытой закругленной частью.
Стихии Воздух (равенство ИНЬ-ЯН т.е. поглощающе -излучающие свойства) - кабошон с необработанной скрытой частью

ФАСЕТОЧНАЯ ОГРАНКА - форма, образованная плоскими многоугольниками.
В фасеточной огранке весь камень обрабатывается в виде плоских граней
Этот вид огранки обнажает магическую силу камня и соответствует стихии Огня (равенство ИНЬ-ЯН).
Фасеточная огранка имеет несколько разновидностей:

ФАСЕТНАЯ огранка применяется главным образом для прозрачных камнем. Большинство разновидностей фасетных огранок ОТНОСИТСЯ К ДВУМ ОСНОВНЫМ ФОРМАМ - БРИЛЛИАНТОВОЙ И СТУПЕНЧАТОЙ.

БРИЛЛИАНТОВАЯ ОГРАНКА


ВЛИЯНИЕ
Бриллиантовая огранка гармонизирует человека, носящего этот камень, а также, и в первую очередь влияет на камень, который становится более восприимчивым для входящей информации, что очень удобно использовать в магии.

ВИДЫ БРИЛЛИАНТОВОЙ ОГРАНКИ

ПОЛНАЯ БРИЛЛИАНТОВАЯ

Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой.
Обычно под бриллиантами подразумевают вообще огранённые алмазы.
Но всё же собственно бриллиантами, в строгом смысле этого слова, называются алмазы, имеющие бриллиантовую огранку. Считается, что эта огранка наиболее полно выявляет игру и блеск камня. Она состоит из двух многогранных пирамид — полной и усечённой, сложенных основаниями, грани короны и павильона располагаются в несколько рядов, распространено трёхрядное размещение граней (так называемая, тройная бриллиантовая огранка). Чаще используются такие виды бриллиантовой огранки: полная — на 57 граней и упрощённая — на 17 граней (для очень мелких бриллиантов).

Впоследствии для сохранения большего веса и объема камня, которые терялись в результате бриллиантовой огранки, на основе последней были созданы новые видоизмененные формы: "Звезда Кэра", так называемый "старый американский бриллиант", английский бриллиант, огранка "юбилейная" и так далее.


Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней обычное, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являются форма "маркиза" (или "челнок") и "панделок" (или каплевидная огранка).

ОГРАНКА ВОСЬМЕРКОЙ
Огранка «восьмеркой» имеет кроме площадки по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».

РОЗА

Роза — фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают шесть или семь ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и др.).
В настоящее время в виде «розы» или «розетты» ограняются алмазы величиной от 1 до 2 каратов. Верхняя часть её состоит из 24 граней. Такая форма сверху несколько напоминает своим видом бутон розы, чем и объясняется само её название.
Алмазы, огранённые розой, обычно составляют 1/5 стоимости алмазов, с бриллиантовой огранкой при том же весе и чистоте. Классические формы алмазов в виде бриллиантов и роз могут быть получены лишь на достаточно крупных кристаллах.
Камень, огранённый розой, называется алмаз, а не бриллиант.
Из-за плохой игры она теперь почти не используется.

СТУПЕНЧАТАЯ ОГРАНКА

Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.

ВЛИЯНИЕ - множество граней позволяет получать/излучать больший объем информации, достаточно обширный набор возможностей при создании направленных потоков, сложных поливариантных программ.

ОГРАНКА ТАБЛИЦЕЙ
Огранка «площадкой» или «таблицей» - первая простейшая ступенчатая огранка. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Как правило, применяется для мужских перстней.

ИЗУМРУДНАЯ ОГРАНКА
Изумрудная огранка — ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда. Признанной в мире считается уральская изумрудная огранка.

ЛЕСТНИЧНАЯ
Ступенчатая (лестничная) огранка — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту возрастает. Число фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней.

КЛИНЬЕВАЯ
Огранка клиньями (клиньевая) — разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.

ЦЕЙЛОНСКАЯ
Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична, и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.

БАГЕТ
Гладкая шлифовка может быть ровной (плоской) или округлой, выпуклой (сводчатой). В смешанной шлифовке (огранке) совмещены два типа шлифовки: верхняя часть гладкая, нижняя фасетированная или наоборот.

СМЕШАННЫЕ ОГРАНКИ

Смешанные - древняя ступенчатая огранка улучшается бриллиантовой. Как правило, коронка в бриллиантовой огранке, павильон - ступени или наоборот, коронка плоская, павильон фасеточный или ступенчатый.
ВЛИЯНИЕ - сходно с алмазной огранкой, но дает больший простор для творчества. Возможно найти совершено радикальные сочетания, индивидуализирующие камень, соответственно, помогающие раскрыть вашу индивидуальность при работе.

ОГРАНКА ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ

Для всех женских знаков предпочтение при обработке (если это возможно) отдается кабошону.
Грань выявляет мужские качества, она предполагает взаимодействие, активность, пробуждает определенные силы, камень становится кричащим, его заставляют работать.

ОГОНЬ — огранка фасеточная или ступенчатая, кабошон круглый или овальный с необработанной скрытой частью камня.

ЗЕМЛЯ - кабошон овальный (кроме Девы) с обработанной скрытой частью.

ВОЗДУХ - огранка "розой" или "трапецией", кабошон с необработанной скрытой частью.

ВОДА - кабошон круглый "пирамидкой" с обработанной скрытой закругленной частью.

Вообще для проявления мужских энергий (мужских знаков, если у вас там добрые планеты по статусу) нужно оправлять камни в мужские металлы: золото, железо, вольфрам, олово и его сплавы и т.д.
Для проявления женских энергий необходимо оправлять камни в женские металлы: серебро, титан, свинец, висмут, медь.
Нейтральные металлы: алюминий (Меркурий), иридий (Уран).

ОГРАНИЧЕНИЯ И ПОКАЗАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОГРАНКОЙ КАМНЕЙ

Некоторые камни можно огранить по желанию, но на некоторые существуют ограничения.
Некоторые могут быть выполнены только в виде кабошонов, а другие — только граненые.

Некоторые камни гранить вообще нельзя, особенно для магических целей.
Будучи ограненными, некоторые камни теряют магическую силу.
К таким камням относятся: лабрадор, кровавик (для магии, а для ношения его гранят), обсидиан, селенит, кахолонг, хризопраз (граненый хризопраз не приносит счастья), турмалин (для магических и тантрических целей) и другие камни Луны и Венеры.
Камни непрозрачные, пестрые, за редким исключением лучше делать кабошонами. Так нужно обрабатывать все халцедоны, агаты и т.д. Хризопраз делается кабошоном.
Хризолиты делают кабошоном и лишь благородный оливин-хризолит зеленого цвета гранят.

Некоторые камни нельзя делать кабошонами: изумруд, сапфир, циркон (гиацинт), шпинель (лал), рубиллит, алмаз. Неграненые алмазы, в конечном итоге, становятся вредоносными. Лучше гранить аквамарин, неграненый он становится неуправляемым.

Изменчивые камни — александрит, рубин — их можно выполнять и так, и так, в зависимости от назначения.

В сущности должны быть кабошонами ИНЬские камни, а ЯНские — гранеными.

http://kolibrigems.com.ua/cirkoniy/6-forma-ogranki.html

Помимо самого распространенной классической круглой формы, пользуются популярностью и формы огранки, именуемые фантазийными («маркиз», «принцесса», «овал», «груша», «изумруд», «сердце», «багет»), каждая из которых по-своему красива и великолепно смотрится в ювелирных украшениях.

Применение оригинальных форм расширяет творческие горизонты ювелирного искусства, позволяя создавать новые украшения с вставками, соответствующие тенденциям современной моды. Наши менеджеры готовы проконсультировать Вас по всем вопросам, связанным с формой кубического циркония по телефонам указанным .


http://www.zoloto.peterlife.ru/jewelldoc/128603.html#.VP-2U3ysViQ

ОБРАБОТКА Ювелирные камни

Ювелирные камни в природе часто встречаются в виде прекрасных крсталлов и изумительных по красоте образцов, отличающихся сильным блеском и природной игрой света. Однако человек уже в глубокой древности научился усиливать красоту, блеск и сияние камней путем их дополнительной обработки.

Цветные камни обрабатывали уже в IV тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне. Украшения из лазурита, яшмы, бирюзы и других камней в виде отшлифованных и округлых пластин найдены при раскопках древних захоронений.

Одним из самых древних видов обработки камня является искусство резьбы на самоцветных камнях, или глиптика . В нем ценится не столько сам камень, сколько мастерство его обработки. Резной камень носит название геммы .

Около 1600 г. в Париже удалось произвести полную бриллиантовую огранку алмаза и был получен бриллиант (от французского "брийе" - блестеть, сверкать); этот тип огранки в существенных чертах сохранился до наших дней.

Современные формы бриллиантовой огранки рассчитываются различными способами. При этом принято называть верхнюю его часть коронкой или верхом, нижнюю часть - низом или павильоном. Плоская часть коронки называется таблицей или площадкой, а линия, отделяющая коронку от павильона, называется рунд истом. Грани павильона сходятся в одну точку - шип. Раньше вместо шипа делали одну маленькую площадку - калетту, в настоящее время калетту не делают.

Форма бриллиантов может быть различной: чаще всего круглая, но для крупных кристаллов используют формы: "маркиз", "груша", овальная, багет, изумрудная и др. При огранке драгоценных камней решающее значение имеют оптимальные углы наклона граней павильона, так как пучок лучей света, входящий через коронку в камень, должен "отражаться от граней низа и выйти через грани верха в воздух". Чем большее число лучей света выйдет из камня, тем лучше блестит и сверкает камень. Если же грани павильона будут наклонены не под оптимальными углами, то большая часть лучей пройдет через камень, не отражаясь от нижних граней, блеск камня будет тусклым, а цвет бледным. Показатель преломления у различных камней различный, поэтому для каждого камня существуют свои критические углы наклона граней низа.

Гладкая шлифовка самоцветов - другой тип их обработки, известный с древних времен. Ее выбирают не только для просвечивающихся и непрозрачных камней, но и для прозрачных (рубинов, изумрудов, урмалинов и др.), если они содержат много включений. При гладкой обработке камень не покрывается гранями, а ему лишь придается выпуклая форма. К этому типу шлифовки относятся также и кабошоны . Круглый кабошон имеет правильную форму, если его высота примерно соответствует радиусу круга основания. Если она больше этого радиуса, говорят о высоком, если меньше - о плоском (низком) кабошоне.

Основные типы огранки

Формы, придаваемые камню при обработке

· Шахматная

Шахматную огранку обычно используют для цитрина, граната, топаза, аметиста и полудрагоценн

Великолепие и естественную красоту драгоценных камней человечество стало ценить еще в древние времена. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические упоминания в литературных источниках Индии, Ирана, Иудеи и Древнего Египта. Уже тогда они являлись олицетворением богатства, изысканности и роскоши. Но вот, что касается обработки самоцветов, придания им дополнительного блеска, прозрачности или игры света, то все это люди научились делать намного позже.

В те далекие времена, мастера могли только отполировать или отшлифовать природные грани минералов. А некоторые камни носили в необработанном виде. Они выглядели очень естественно и природно. Шлифовке подвергались самоцветы с высокой твердостью – алмазы, рубины, сапфиры и изумруды.

Несмотря на это, именно древнему миру мы обязаны таким видом огранки, как кабошон. Сегодня он считается самым простым из существующих, а тогда он был чуть ли не единственным. Название этой огранки происходит от французского слова «кабош». Переводится оно, как «башня». При таком способе обработки камня, ему придавалась выпуклая форма без каких-либо граней. Таким образом в Древнем Риме обрабатывали минералы с пониженной твердостью.

Уже в средние века, в Европе, ювелиры научились шлифовать драгоценные и поделочные камни, очищая их от внешних загрязнений и помутнений. Кристаллы отделяли от породы, очищали природный окатыш и деликатно подчеркивали их естественные грани. Подобная обработка очень походила на кабошон.

После этой ювелирной процедуры камни закрепляли на вещах при помощи филигранных или же глухих профилированных металлических оправ, которые иногда даже имели дополнительные лапки-зажимы. Сегодня огранки подобного плана используют для полупрозрачных или непрозрачных минералов, которые нередко могут иметь дефекты.

Древний Восток, в свою очередь, славился огромной любовью к украшениям изготовленным из бусин. Чтобы получить их, камни обрабатывали со всех сторон, отшлифовывая до идеальных шариков, в которых потом просверливали дырки и нанизывали на нити. Нередко мастера заполняли подобные бусины краской, чтобы самоцвет приобрел более насыщенную и глубокую окраску.

Известно, что гранить камни первыми научились индусы. Именно тут зародилась старинная алмазная огранка, поэтому ее нередко называют индийской. А вот в Европе огранять сложными гранями алмазы стали в середине пятнадцатого века. Первопроходцем был Лодевейк ван Беркем – голландец по происхождению, который впервые применил для данной процедуры алмазный порошок. Вскоре подобный метод обработки твердых самоцветов нашел широкое распространение.

До получения идеально ровной поверхности алмазы гранили в эпоху Возрождения. При этом пытались оставить самоцвет максимально открытым. Для этого минералы помещали в оправы, которые были идеально под них подогнаны. Ситуация поменялась только к середине семнадцатого века, когда человечество открыло для себя фацетную шлифовку и огранку, при которой минерал покрывают большим количеством плоских мелких граней.

Такая огранка сразу «убивает двух зайцев». Во-первых, после нее камень словно оживает, переливается, «играет», а его оттенок улучшается. Во-вторых, при данной обработке можно скрыть мелкие недостатки драгоценного камня, затушевать трещинки, при этом сохраняя размеры самого кристалла.

  • Изумрудная, бриллиантовая, ступенчатая – виды огранки, как они есть

Несмотря на то, что ювелирному искусству более четырех тысяч лет, общей классификации форм огранки не существует по сей день. Но условно ювелиры выделяют такие типы шлифовки и огранки: гладкую, смешанную и фасетную.

В свою очередь, первая делится на полукруглую-сводчатую и ровную-плоскую. Смешанная совмещает в себе несколько шлифовок, например, верхняя часть камня может быть обработана фасеточной, а нижняя гладкой. Для прозрачных драгоценных камней применяют непосредственно фасетную огранку. Она раскрывает самоцвет во всем его великолепии, дарит ему необыкновенную игру света и придает волшебный блеск. Все это благодаря множеству идеально отполированных мелких граней. В итоге получается, так называемый эффект дисперсии. При этом фасеточная огранка делится на ступенчатую и бриллиантовую.

  • Бриллиантовая огранка

Специально для алмазов была разработана бриллиантовая огранка. Только обработанный таким образом алмаз можно считать бриллиантом. Данная обработка насчитывает не меньше 24 фасет в нижней части минерала и 32 фасет в верхней части вокруг площадки. Если же бриллиантовой огранкой обрабатывается другой камень, то в его названии фигурирует обозначение его минералогической природы. Так, циркон будет именоваться циркониевым бриллиантом.

Классическая бриллиантовая огранка (скаполит)

Для мелких алмазов зачастую применяют огранку восьмеркой, когда и в нижней и в верхней частях одно количество фасет – восемь в одной и столько же в другой. Ее используют только тогда, когда полная огранка нерентабельна или же невозможна.

  • Огранка розой

Эту разновидность фасетной огранки используют не часто, так как она недостаточно раскрывает игру света. Применять ее в ювелирном искусстве стали еще в шестнадцатом веке. Она не имеет нижней части и площадки и делится на семь разновидностей, среди которых самыми известными являются — полуголландская роза, голландская роза, двойная голландская роза, антверпенская роза.

Корона камня строится из треугольных граней, расположенных симметрично. Их обычно двадцать четыре либо двенадцать. При этом основание минерала остается плоским, а сам камень приобретает округлую форму. Исключением из правил можно назвать такие огранки, как «антверпенская роза», «бриолетт» и «двойная голландская роза».

  • Ступенчатая огранка

Одним из самых простых видов фасеточной огранки является обработка лесенкой или так называемая ступенчатая. Ее используют для цветных прозрачных самоцветов. Фасеты тут располагаются один над другим, верхняя площадка имеет форму многоугольника, а боковые грани при этом выполняются в виде равнобедренных треугольников или трапеций. В верхней части фасет значительно меньше, чем в нижней. Такая огранка подчеркивает внутреннюю расцветку минерала.

  • Кабошон

Для гладкой шлифовки в основном применяют огранку кабошон. При ее использовании самоцвет приобретает выпуклую, гладкую и отполированную поверхность без каких-либо граней. Помимо это, так называют камни, которые обработаны таким образом. Слово происходит от французского «caboche» и переводится, как «голова». Все потому, что зачастую отшлифованный таким образом минерал имеет шаровидную или овальную форму, при этом он плоский с одной стороны.

Так обрабатывают камни, которые обладают интересным оптическим эффектом и хорошим цветом, но не имеют сильного блеска при огранке. Помимо этого кабошоном отшлифовывают полупрозрачные и мутные самоцветы.

Интересно, что именно в виде кабошонов многие минералы проявляют все свои достоинства и раскрываются с самой лучшей стороны. Яркими примерами являются такие камни, как благородный опал, «звёздчатый рубин», бирюза, хризоберилл («кошачий глаз»), волосатик, «звёздчатый сапфир», олигоклаз («лунный камень»). Из недорогих минералов, которые используют для вставок в ювелирные украшения и обрабатываются кабошоном: лазурит, «соколиный глаз», нефрит, «тигровый глаз», малахит, змеевик, агат.

Несмотря на то, что существует огромное множество форм кабошонов, в ювелирном искусстве чаще всего используют стандартные или общепринятые. Например, крест, кулон, сердечко, многоугольник, круг и овал. Бывают высокие и средние кабошоны, в зависимости от кривизны верха.

Выбирают определенную форму, руководствуясь практическими соображениями. Оценивают хрупкость минерала и его применение в ювелирных изделиях. Овальную используют для экземпляров, которые подвержены, в тонких участках, легкому скалыванию. Кругом гранят самоцветы, обладающие каким-либо эффектом – астеризмом или эффектом световой звезды. Так камень способен показать всю свою красоту. Самоцветы с богатой текстурой и природными узорами, целесообразно обрабатывать в виде таблицы, как, например, чароит.

Во многих случаях, на форму самого камня влияет его прямое использование в ювелирном украшении. Так, кругом и квадратом обрабатывают камни для мужских колец-печаток, а для нежных женских перстней – овалом. Для изготовления серег больше подходит челнок или удлиненный овал.

  • Другие виды огранки

Когда фасеты делятся на четыре клина, такую огранку именуют клиньевой. Это разновидность ступенчатой огранки. Цейлонской называют такую обработку, при которой максимально сохраняется масса минерала. В таком случае на него наносится большое количество мелких граней. Поэтому данная огранка всегда является симметричной.

Для изумрудов, как и для алмазов существует собственный вид обработки. Он носит имя минерала и является ответвлением ступенчатой огранки. После нее камни имеют восьмиугольную форму.

Простым видом ступенчатой огранки считается таблитчатая. Она сегодня активно применяется для создания мужских перстней-печаток. Чтобы увеличить площадку минерала, его верхняя часть делается плоской.

Огранка монгольского типа очень популярна на Востоке. Она заключается в том, что самоцвет по спайности кристалла имеет параллельные плоскости, между которыми делают один или несколько рядов фасет.

Формы, которые придаются при одном и том же типе огранки могут быть совершенно разнообразными. Самоцвет можно обработать в виде шара, конуса, овала, треугольника или шестиугольника. Некоторые камни смотрятся очень эффектно при шлифовке антик, когда прямоугольник или квадрат имеет пологовыпуклые стороны и закругленные углы. Существуют также такие формы, как трапеция, багет или вытянутый прямоугольник, каре или квадрат, грушевидная капля или груша, маркиза или челночок, маслина, бриолет, подвесок и французская огранка.

Как и ювелирное дело, искусство огранки постоянно развивается, а ювелиры – экспериментируют и пробуют что-то новое. Так, российские мастера, не так давно, явили миру совершенно новые виды огранки для топаза и кварца. Они не только ярко раскрывают положительные стороны камней, но и имеют очень эффектные названия – «рассвет», «снежинка» и «яркая звезда».

  • Как выбрать драгоценный камень на удачу: несколько советов по огранке

Перед покупкой драгоценного камня необходимо хорошо оценить его огранку, ведь именно она влияет на способ проявления энергии самоцвета. Напряженным астрологическим аспектам соответствуют ступенчатая, бриллиантовая и огранка восьмеркой, при которых грани минерала образуют углы в сорок пять и девяносто градусов.

Такие камни всегда будут ставить своего владельца перед нелегким выбором – работать над собой и получать дары судьбы или же прощать себе все слабости и пускать все на самотек, пожиная потом весь негатив своей безответственности.

Фантазийная огранка опала

Иногда минералы винят в их способности приносить несчастья, их даже называют проклятыми. Но, на самом деле, самоцветы не в чем винить, так как они являются прямым отражением поступков своих владельцев. Они лишь перерабатывают информацию и энергию, обращая ее либо в позитив, либо в негатив.

Поэтому не следует пускать все на самотек, быть безжалостным и эгоистичным. Необходимо делать жертвы во имя достижения цели, и если Вы готовы пойти на это, то камни в бриллиантовой огранке всегда помогут достичь успеха. В противном же случае, если Вы не хотите работать над собой, развиваться и получать пользу от своих поступков, то самоцветы будут приносить в Вашу жизнь лишь негатив.