Упражнения на развитие феноменальной памяти. Как развить память: тесты, методики, способы, тренажеры

Брату

Вы хотите с легкость запоминать разную информацию и изучать иностранные языки? Если ваш ответ – да, то вам нужно прочитать эту статью. В ней вы найдете отличные советы, которые помогут запомнить любую информацию и развивать свою память. Каждый человек может сделать свою память лучше. Просто нужно знать упражнения для ее развития и способы запоминать информацию эффективно.

Воображение способно на многое

Человек способен запоминать информацию намного качественнее если использует для этого свое воображение. Ведь человеческий мозг и мышление настроено на восприятие разнообразных образов. Поэтому, чтобы ваша память работала намного лучше необходимо развивать свое воображение. Существует несколько простых способов развивать воображение. К примеру, вы можете создавать разные образы в своей голове и перемещать их по своему ментальному пространству. Развитое воображение гарантирует человеку хорошую память.

Делайте пересказ разной информации

Один из эффективных способов тренировать свою память является пересказ. Вам нужно прочитать какой-то текст, а потом попытаться его пересказать по памяти. Для этого вы можете использовать простую тетрадь. Этот способ отлично потренирует вашу память и поможет запомнить важную информацию.

Изучайте иностранные языки

Изучать иностранный язык полезно не только для развития личности, но и для улучшения памяти. Поэтому начинайте учить иностранный язык. В процесс изучения английского языка приходится запоминать много новых слов и прочей информации. Когда вы регулярно изучайте иностранный язык, то вы тренируете свой мозг и память.

Займитесь спортом

Спорт – это отличный способ держать себя в хорошем физическом состоянии. Но, еще спорт полезен для вашей памяти. Ведь, когда организм получает дополнительную нагрузку, он начинает работать активнее. В свою очередь и память становиться намного сильнее. Поэтому важно заниматься спортом на регулярной основе.

Узнавайте что-то новое

Новая информация способна развивать память. Если человек не получает новой информации, то он начинает деградировать. Для мозга и памяти человека важно активно работать. Для этого они должны обрабатывать разные интеллектуальные задачи и запоминать разную информацию. Без новых знаний вы начинаете медленно, но уверенно терять способности памяти. Поэтому, важно стремится к развитию и получению новых знаний.

Заключение

Память можно развить только если вы запоминаете новую информацию. Если вы просто наблюдатель, то ваша память будет ухудшаться. Поэтому запоминайте различную информацию для тренировки памяти. Отнеситесь к процессу развития памяти ответственно.

Миша – старательный ученик 14 лет. Еще в детском садике он начал проявлять необычные способности. Он мог без проблем запомнить любую сказку, прочитанную воспитателем, а спустя день дословно пересказать каждую из историй.

Родители мальчика сразу обратили внимание на особенность их сына. Они были рады успехам Миши и старались поощрять его успехи. Когда ему было 5 лет, мама записала его на курсы по изучению английского языка. А еще через год мальчик увлекся итальянским.

В школе Миша стал лучшим учеником в классе, любимцем многих учителей. Практически каждый месяц он ездил на олимпиады, участвовал в конкурсах.

Несмотря на успехи в учебе, обзавестись друзьями ему так и не удалось. Мягкий характер и приветливое отношение к сверстникам не помогали мальчику подружиться хотя бы с одним из одноклассников. Дети считали Мишу зазнайкой и постоянно видели в нем серьезного конкурента.

Только со временем родители поняли, что узнали, как развить феноменальную память, но не учли всех возможных последствий, которые также могут негативно сказываться на жизнедеятельности ребенка.

Феноменальная память представляет собой специфическую способность исключительно быстрого и эффективного запоминания, а также точного воспроизведения большого количества материала без какой-либо внутренней смысловой связи.

Феноменальная память нередко отмечалась у выдающихся культурных, политических и научных деятелей. Чаще всего это были представители так называемой эйдетического вида памяти.

Эйдетическая память

Люди, занимающиеся самосовершенствованием, неоднократно задаются вопросом, как развить эйдетическую память, ведь именно этот тип памяти открывает хорошие возможности человеку, который стремиться к постоянному развитию себя как личности.

Что собой представляет?

Эйдетическая память – (чаще ее называют фотографической, так как она в основном зрительная) особый вид памяти, основана преимущественно на зрительных впечатлениях. Такой вид позволяет удерживать и воспроизводить в мелких деталях образы ранее воспринятых явлений или предметов.

Людей, которые обладают подобной памятью, называют эйдетиками. Некоторые ученые утверждают, что эйдетической памятью могут похвастаться дети и подростки на этапе активного развития их мозга. Среди взрослых такой вид памяти встречается крайне редко (5-10%).

Как развивать?

Развивать эйдетическую память можно. С каждым годом появляется все больше узкоспециализированных школ, которые помогают людям раскрывать неизведанные ранее способности.

Существует множество специальных упражнений, направленных на самостоятельную работу над возможностями памяти. Рассмотрим несколько из них.

  1. Наблюдение! Осмотрите помещение, в котором находитесь. Выберите предмет, находящийся от вас на расстоянии 2-4 места. Понаблюдайте за ним несколько минут. Тщательно изучите каждую его деталь. Затем закройте глаза и постарайтесь воссоздать у себя в голове полный образ выбранной вещи. Если какой-то нюанс будет утерян вашей памятью, можно на секунду открыть глаза, чтобы посмотреть и продолжить выполнение упражнения.
  2. До и после! Начинать задание нужно в движении. Подходящий вариант: утром по дороге на работу/в школу/в университет выберите яркий объект. Постарайтесь его запомнить, учитывая даже самые мелкие характеристики. На протяжении дня воспроизводите увиденный предмет у себя в голове. По пути домой сравните образ в вашем воображении с тем, что на самом деле.
  3. Видеоскоп. Попробуйте понаблюдать за одним предметом 2-5 минут, затем резко переведите взгляд на какую-либо другую вещь. Такое же время наблюдайте и за ней. После чего закройте глаза и постарайтесь мысленно совместить два изображения вместе.

Известные люди с феноменальной памятью

Когда речь заходит об известных реальных личностях, которые обладали при жизни феноменальной памятью, нельзя пройти стороной следующих деятелей истории и науки.

  • Наполеон

Многие историки утверждают, что французский полководец не только знал в лицо всех своих солдат, но и мог назвать каждого по имени, ни разу не ошибившись. История гласит, что подобными навыками обладал и Юлий Цезарь.

По словам современников Наполеона, еще будучи обычным служащим офицером, он прочел книгу об истории и традициях римского права. Даже спустя десяток лет французскому императору удавалось в мельчайших подробностях пересказать изученные главы.

Известный сербский изобретатель при жизни мог похвастаться не только своими знаниями в области инженерии и физики, но и фотографической памятью. Ученый редко записывал свои наблюдения, в заметках оказывались только самые важные формулы и замечания.

В 1885 году лаборатория Теслы сгорела. Но изобретатель по памяти смог восстановить большую часть разрушенных изобретений.

  • Теодор Рузвельт

26-й президент Соединенных Штатов Америки оттачивал навыки памяти всю свою жизнь. Он мог прочитывать по 2-4 книги в день, после чего в деталях пересказывал сюжет близким друзьям и родственникам. Также Рузвельт прославился своим умением совершать несколько дел одновременно.

Популярный русский композитор, пианист и дирижер имел способность запоминать ноты за несколько десятков секунд. Пары минут хватало, чтобы музыкальный гений выучил даже сложное произведение.

Первая половина ХХ века – пик популярности русского шахматиста. По словам очевидцев, чемпион мира по шахматам мог одновременно играть с тридцатью соперниками, при этом помня ходы и комбинации в каждой из игр.

Конечно, это не весь перечень людей, которые обладали выдающимися навыками запоминания, но они являются доказательством того, что феноменальная память – не миф.

10 секретов, которые помогут развить феноменальную память

Развитие феноменальной памяти – сложный и трудоемкий процесс, требующий много внимания и сил. Без постоянных тренировок, добиться успеха практически невозможно.

Древнеримский философ и оратор Цицерон говорил: «Память слабеет, если ее не упражняешь».

  1. Улучшайте процесс восприятия и запоминания информации.

Все действия должны быть обдуманными, закреплены образами из жизни. Чем больше удастся создать параллелей со своей жизнедеятельностью, тем лучше. Большие ассоциативные ряды – залог успеха.

  1. Пытайтесь вспоминать самостоятельно.

Если по какой-то причине, вы забыли нужный номер телефона, отчество сотрудника или адрес, по которому была намечена встреча, не спешите искать информацию в телефонных органайзерах и записных книжках. Попробуйте вспомнить забытое без посторонней помощи.

  1. Проговаривайте полученную информацию вслух.

Чтобы нужные сведенья наверняка запомнились, стоит повторить их вполголоса несколько раз. Хорошим вариантом будет пересказ основных тезисов кому-либо из друзей или коллег.

  1. Арифметика в помощь!

Хорошая тренировка памяти – решение простых арифметических задач. При наличии свободного времени (когда вы стоите в пробке или ждете свою очередь в магазине) старайтесь уделять внимание подобной практике. К примеру, умножьте количество людей, которые стоят до вас в очереди, на число тех, кто после.

  1. Станьте книгоманом!

Научно доказано, что чтение книг стимулирует развитие многих мыслительных процессов. Читая художественную литературу, вы не только напрягаете мозг, чтобы запомнить детали, но и начинаете фантазировать. Чтение – полезное и одновременно приятное занятие.

  1. Учите стихотворения и фрагменты художественной прозы.

Всем нелюбимое школьное задание – учение стихов на память – стимулирует процессы памяти. Для тех, кому ритмические тексты не по душе, могут остановить свое внимание на прозаические произведения.

  1. Забудьте правило «ЗСЗ».

Любимое правило студентов «Зазубрил, сдал, забыл» никак не помогает развивать человеческую память, потому от зубрежки стоит отказаться раз и навсегда!

  1. Повторение – мать учения!

Для полноценного запоминания информацию следует периодически повторять. Старайтесь пересматривать (или вспоминать самостоятельно) полученные сведения хотя бы раз в день на протяжении 4-6 дней подряд. Необходимые данные отложатся в долговечной памяти, откуда их можно будет достать в любой момент.

  1. Учите иностранные языки.

Изучение новых языков стимулирует развитие феноменальной памяти. Полиглотом стать реально, если приложить достаточно усилий.

  1. Долой лень!

Если лениться и откладывать все «на потом», то и о хорошей памяти стоит забыть. Конечно, отдыхать организму нужно, но ведь и расслабляться можно с пользой для мозга: чтение, медитация, спор, йога, прогулка на свежем воздухе и т. д.

Выводы

Желание заниматься развитием памяти, в особенности феноменальной, – хорошая мотивация для амбициозных людей. Но не стоит с первой минуты бросаться в тренинги с головой, так как умственное перенапряжение может негативно сказаться на работе всего организма.

К тренировкам лучше приступать постепенно, учитывая индивидуальные особенности человека. Желающим быстро и эффективно освоить навыки быстрого запоминания, лучше сразу обратиться к специалистам, которые подскажут, как развить эйдетическую память за короткий промежуток времени.

В современной жизни большинству из нас приходится запоминать большой объем информации, особенно это актуально для учащихся и студентов. Многим приходится использовать записные книжки, ежедневники или пользоваться электронными устройствами с функцией напоминания, чтобы успеть все, что нужно, не забыть о важных делах и деталях. А ведь есть люди, обладающие феноменальной , им не приходится зубрить скучные материалы, они с легкостью запоминают любые данные и не забывают их практически никогда.

Развитие феноменальной памяти

В психологии понятие феноменальной памяти определяется как способность человека исключительно быстро запоминать и абсолютно точно воспроизводить больших объемов самой различной информации. Такие качества могут быть врожденными, как одна из уникальных способностей , а может быть и приобретенной с помощью специальных тренировок.

Исследования ученых и исторические факты показывают, что чаще всего уникальной памятью обладают люди определенных профессий, работа которых связана с постоянным получением и переработкой информации. Например, музыканты, писатели, философы и художники. Отвечая на вопрос, как сделать память феноменальной, важно отметить тот факт, что для запоминания важны такие факторы как ассоциации, яркие образы, логические цепочки и способы кодирования.

Именно такие приемы используются в различных методах мнемотехники. Изучая опыт людей, которые никогда и ничего не забывали, ученые пришли к выводу, что лучше всего воспринимается и запоминается информация, имеющая эмоциональную и ассоциативную окраску. Так Теодор Рузвельт, обладавший феноменальной памятью, любому событию или факту придавал определенную ассоциацию. Проще говоря, каждый предмет, событие, задача и даже числа представляются в виде определенного яркого, объемного, эмоционально окрашенного образа.

В поиске методов, как развить феноменальную память, помимо ассоциативного способа стоит обратить на такие техники:

  • метод Цицерона, помогающий запоминать цепочки из слов, цифр или текста;
  • метод составления цифровых и числовых списков;
  • образная система «Большой счет»;
  • заучивание стихотворений наизусть по методике обрезанных строчек.

Если данная тема для вас интересна, и вы хотите изучить ее подробнее, обратите внимание на список лучших книг по мнемотехнике:

  1. «Суперпамять для всех», авторы Е.Е. Васильева, В.Ю. Васильев.
  2. «Развитие памяти и способности концентрироваться», автор Гарри Лорейн.
  3. «Техника тренировки памяти», авторы О.А. Андреев, Л.Н. Хромов.
  4. «Маленькая книжка большой памяти», автор А.Р. Лурия.
  5. «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней», автор Эберхард Хойль.
  6. «Усовершенствуйте свою память», автор Тони Бьюзен.

Кто-то лучше запоминает, если услышит, а кому-то нужно обязательно увидеть или потрогать. Почему так происходит и существует ли срок хранения данных? Почему мы надолго запоминаем эмоции и вспоминаем по ассоциациям? На эти вопросы отвечает множество классификаций важного процесса. О том, какие виды памяти существуют и чем они характеризуются, читаем дальше.

Основные виды памяти: психология и описание

Память как способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию классифицируют по разным признакам.

По времени хранения информации

В зависимости от того, сколько мы готовы хранить данные различают:

  • Мгновенный тип памяти – информация сохраняется только на время ее воспроизведение (доли секунды).
  • Кратковременный – материал сохраняется дольше, чем на мгновение, но временные рамки все же незначительны (речь о 30 секундах). Объем кратковременной памяти составляет до 10 единиц данных – слов, образов или объектов. Когда к нам поступает новая информация, требующая задействовать именно кратковременный тип, старая автоматически стирается.

Кратковременный тип разделяется на иконическую и логическую память. Первая соответствует послеобразному запоминанию. Например, если закрыть глаза, потом открыть и снова закрыть, не задумываясь над своими действиями, мы на долю секунды запомним образ увиденного. Логическая тоже построена на послеобразном восприятии, но она сохраняет общее представление об объекте на протяжении двух-трех секунд после услышанного или увиденного.

  • Оперативному типу свойственно хранить информацию заранее установленный период. После истечения срока (от пары минут до нескольких дней) материал забывается.
  • Долговременная память направлена на долгосрочное хранение данных. Иногда, чтобы их вспомнить, нужны усилия, а также воля и мышление. Тип считается основным, так как благодаря ему мы помним, как звали первую учительницу и что такое деепричастие.
  • Генетическая память передает информацию по наследству, храня ее в генотипе. Это явление не изучено основательно, существует лишь ряд теорий, как это происходит и что несет в себе генетическая база данных.

В зависимости от того, какой из органов считал и запомнил информацию, различают следующие виды памяти человека:

  • Зрительная память самый развитый способ запоминания, который базируется на зрительном восприятии образов. Родной дом, лица дорогих людей, обложка дневника.
  • Слуховая – то, что мы запоминаем благодаря органам слуха – музыку, речь, остальные звуки. Важна для музыкантов, вокалистов, устных переводчиков. Так мы помним голос бабушки, шум прибоя и так далее.
  • Двигательная – основана на запоминании движений. Для ее развития должно пройти время. Чаще всего раскрыта у спортсменов и тех, кто выполняет повторяющиеся физические действия – массажистов, столяров и так далее.
  • Осязательная – связана с тактильными ощущениями, которые мы запоминаем, ощупывая предметы. Например, холод окна зимой, гладкость шелка, мягкие лапы котенка. Основываясь на зрительных воспоминаниях, осязательные создают целостный и точный образ объекта.
  • Обонятельной называется память, фиксирующая запахи. Обычно она присуща человеку с рождения, но для развития в полном объеме ее следует развивать. Важную роль играет для парфюмеров.
  • Словесно-логическая – базируется на наших мыслях, речи, их взаимосвязи. Если информация была обработана мышлением, она запоминается логически, в противном случае – механически. Этим типом активно пользуются преподаватели. Рассказывая новый урок, они вспоминают знания, усвоенные на предыдущем уроке.
  • Вкусовая память хорошо развита у дегустаторов и поворов высшего ранга. В ее основе – запоминание вкусов (сладкого, горького, соленого).
  • Эмоциональной памятью названо умение хранить ощущения, вызванные эмоциональными переживаниями. От мощности пережитых эмоций зависит прочность фиксирования данных. Хорошая память на эмоции встречается у поэтов, писателей, актеров, творческих личностей.

Все эти виды относятся к образной памяти. Каждый из них имеет разные возможности.

Исследования показали, что, только прослушав информацию, мы можем воспроизвести 10%. Если нам удалось увидеть объект, процент поднимается до 30. Комбинированное взаимодействие (рассказы и наглядности) позволяет цифре вырасти до 50%. Практическая работа, основанная на теоретическо-наглядном обучении, обеспечивает 90 процентный успех.

Типы памяти в зависимости от участия воли

Произвольный тип памяти – мы осознаем то, что запоминаем. Требуется концентрация воли, мышления и некоторые усилия.

Непроизвольный – неконтролируемый, свободный процесс усвоения и воспроизведения материала. Мы не прилагаем усилий, чтобы запомнить происходящее, но важные моменты остаются в «архиве» сами. Благодаря этому типу мы непроизвольно обучаемся новому, постоянно взаимодействуя с миром.

По степени осознанности

В зависимости от степени осознанности информации, которую мы запоминаем, различают имплицитную и эксплицитную виды памяти.

Имплицитная – это память на неосознанный материал, то есть процесс усвоения материала происходит скрытно, его нельзя наблюдать или контролировать.

Чтобы этот процесс активизировался, должна возникнуть потребность решить важную задачу. В этом случае мы не сознаем степень владения собственными знаниями. Все происходит как бы само собой.

К эксплицитной мы обращаемся сознательно, используя добытую ранее информацию, припоминая или узнавая ее.

Исходя из научных целей

В зависимости от цели исследования различают несколько видов память человека.

Эпизодическая память – фиксирование информации, полученной во время определённой ситуации в конкретных месте, время, обстоятельствах. Например, человек запомнил товарную точку, зафиксировав лица продавцов и расположение магазинов.

Репродуктивная – запоминание последовательности действий. Так, сборщик мебели без схемы соберет сложную конструкцию.

Ассоциативная – базируется на ассоциациях, то есть в функциональных связях между объектами. Например, человек проходя мимо рыбного магазина, вспоминает, что родственники попросили купить его корм для рыбок.

Автобиографическая – характеризуется четким запоминанием на ситуации из собственной жизни. Схожа с эпизодической, но требует самоидентификации и глубокого самоанализа.

По средствам запоминания

В зависимости от использованных для запоминания средств различают три вида памяти.

Непосредственное – техническое запоминание событий, характеризуется примитивностью процесса.

Опосредственное запоминание представляют собой фиксирование информации на этапе развитие человека, требует усилий. Для воспоминаний нужны определенные раздражители: записи в блокноте, галочки на руках и так далее. Они стимулируют память и организовывают.

Внутренняя непосредственная память представляет собой высший уровень, когда человек логический воспринимает информацию и осваивает ее главную роль для успешного процесса. Играют роль речь и мышление

Еще существует так называемая феноменальная память . Ее уникальность состоит в возможности запомнить много сложной или бессвязной информации: даты, факты, имена, хронологию событий. Ею обладали Ф. Достоевский, В. Моцарт и другие выдающиеся личности.

Все виды памяти так или иначе связаны. Каждый из них определенный период жизни может преобладать, а потом, наоборот, угасать. Идеально, когда для восприятия объектов задействованы несколько типов. Изучите, как работает каждый из них, чтобы лучше понять себя и свои природные возможности. А чтобы не запутаться и все запомнить, сохраните статью.

Станислав Матвеев

Феноменальная память: Методы запоминания информации

© Матвеев С., 2012

© Издание, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2013

© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2013

Матвеев С.

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Введение

Теплым летом 2008 г. я посмотрел документальный фильм о Даниэле Таммете. Молодой англичанин производил в уме сложнейшие арифметические действия. Для него не составляло труда, например, возвести число 37 в четвертую степень или же разделить 13 на 97 с точностью до пары десятков цифр после запятой.

Меня это поразило. Я с детства интересовался цифрами и сам мог довольно быстро складывать и умножать, но далеко не в таких масштабах.

Из фильма я узнал, что в марте 2004 г. Даниэль воспроизвел по памяти 22 514 знаков, следующих после запятой в числе π. Из всех удивительных способностей Даниэля – помимо прочего он полиглот и способен неплохо освоить иностранный язык за одну неделю – эта впечатлила меня больше всего. Я был в шоке: неужели возможно запомнить столько цифр?

В картине говорилось, что Таммет – савант, чьи сверхспособности проявились еще в детстве в результате тяжелого приступа эпилепсии.

После просмотра той ленты меня в течение нескольких месяцев не оставляла мысль: хорошо бы научиться запоминать множество цифр, как это делает Даниэль. Однако, понимая, что необыкновенные умения Таммета обусловлены не чем иным, как его болезнью, я заинтересовался: а может ли человек с хорошим физическим здоровьем и обычной памятью сам в себе развить такие способности?

Однажды при очередных поисках в Интернете я встретил понятие «мнемотехника». Оказывается, существуют определенные приемы и методики, которые позволяют лучше запоминать информацию. Совокупность этих способов и есть мнемотехника. Данное слово произошло от греческого «мнемоника» (искусство запоминания).

С этого момента я начал постепенно погружаться в изучение различных приемов и методик, совершенствующих память. На первых порах я не возлагал на них особых надежд, не имея очевидных доказательств их действенности.

Но спустя два месяца мне удалось запомнить до 120 знаков числа π, через неделю я довел этот результат до 250, а еще через две недели я уже помнил полтысячи знаков после запятой в числе π.

Тогда-то мне стало ясно, что в этих техниках что-то есть. И я решил исследовать всю доступную информацию по теме развития памяти, а впоследствии и по таким темам, как нейрофизиология, интеллект, головной мозг.

Я изучил, наверное, все хоть как-то относящиеся к теме развития памяти статьи и сайты в русском и зарубежном сегментах Интернета. Параллельно я тренировал свою память, используя самые разные объекты запоминания: стихи, иностранные слова, исторические даты, игральные карты. Получая все новые знания и постоянно упражняясь, я отбрасывал неэффективные техники и тестировал новые.

В 2011 г. я установил рекорд России по воспроизведению знаков после запятой в числе π. Мне удалось запомнить 8332 знака. Это было нелегко, но то, что поначалу казалось фантастикой, стало реальностью. Из человека, который удивляется чудесам, я превратился в того, кто эти чудеса творит.

В этой книге я делюсь самым существенным из приобретенного мной за последние два-три года опыта. Вы познакомитесь с наиболее эффективными техниками запоминания, и они помогут вам совершить квантовый скачок в развитии памяти. Так что перед вами – своего рода практическое руководство по развитию памяти. Каждую технику, каждую методику, о которой я рассказываю, следует не только внимательно изучить, но и применять на практике.

Теоретическая информация сведена в данной книге к минимуму и служит обоснованием приемов запоминания, которым вам предстоит научиться. Я не стремился уделять много внимания научным исследованиям в области изучения памяти, несмотря на то что они вызывают большой интерес. Не хотелось подробно писать и о том, каким образом работает человеческий мозг (как он функционирует, до конца не знают даже ученые), хотя этот вопрос занимает всех, у кого есть голова на плечах. Ведь как ни важны информация и знания, не они, а реальные действия напрямую влияют на нашу жизнь, изменяя ее к лучшему. Я убежден: любой может повторить мое достижение, рекорд Даниэля Таммета или установить новый рекорд в области запоминания.

Действуйте!


Станислав Матвеев

Часть I. Немного о памяти

1. Клетки и сети

Память не сосредоточена в какой-либо определенной части мозга. Наши воспоминания раскиданы по его обоим полушариям. Правда, есть определенные участки мозга, которые отвечают за отдельные функции памяти. Например, мозжечок контролирует двигательную память, миндалина – эмоциональную, а гиппокамп обеспечивает трансформацию кратковременной памяти в долговременную.

В нашем мозгу содержится, по разным оценкам, до 100 млрд нервных клеток – нейронов. У новорожденных их намного больше, но со временем клетки, которые не задействуются, отмирают. Каждая клетка соединена с десятками тысяч других нейронов. Связанные между собой нейроны образуют нейронные сети, которые также взаимосвязаны. Именно эти связи и лежат в основе работы нашей памяти: процесс запоминания новой информации обусловлен образованием новых межклеточных контактов.

Прочность и доступность нейронной сети зависят от того, насколько часто она используется. Вот почему, многократно повторяя одно и то же действие, мы добиваемся большей устойчивости нейронных сетей и, соответственно, получаем все более высокие результаты. Кроме того, чем активнее мы тренируемся, тем меньше нейронов требуется раз от разу для выполнения этого действия.

2. Что мешает запоминать и помнить?

Зачастую процессы, играющие ключевую роль в работе памяти, наталкиваются на проблемы психологического и физиологического характера. Давайте разберемся, какие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать.

Фактор № 1 Неверие в собственные силы

Эта психологический барьер. Большинство людей настолько не верят в свою способность запоминать, что даже не пытаются удержать в памяти новую информацию.

Я проводил небольшой эксперимент со своими друзьями. Писал на листочке 30-значное число и спрашивал: «Сколько времени тебе потребуется для запоминания этого числа?»

И часто получал такие ответы:

«Ты имеешь в виду все эти 30 цифр?»

«Думаю, я никогда не запомню».

«Да на это уйдет полгода!» и т. д.

Самое интересное, что никто из моих товарищей и не попробовал запомнить предложенное число. Почему же люди не верят в себя?

Неверие коренится в негативном опыте. Иногда те, кого однажды подвела память, начинаются сомневаться в себе, и каждый новый провал в памяти укрепляет в них убеждение, будто они безнадежно забывчивы.

Изредка бывает и наоборот: люди довольны своей памятью и не считают нужным ее улучшить. Так или иначе, как бы вы ни хотели развить свою память, одного желания недостаточно. Необходимо действовать: напрягать мозг, заставлять его переваривать «пищу для ума».

Когда вы захотите что-либо запомнить, просто постарайтесь это сделать, приложив соответствующие усилия и поверив в свои возможности. И вы обязательно добьетесь успеха.

Расскажу случай из своей жизни.

До того как я начал интересоваться темой развития памяти, я не очень хорошо запоминал имена. При знакомстве с новыми людьми я почти всякий раз им говорил, что у меня плохая память на имена (тогда я еще думал, что я один такой). И это убеждение работало как самосбывающееся пророчество: в большинстве случаев я имена забывал.

Потом я подумал: даже если мне трудно запомнить, как зовут новых знакомых, зачем говорить, что у меня плохая память на имена? Можно же эту фразу просто не произносить. Я стал обращать больше внимания на самого человека, на его имя и – Аллилуйя! – стал лучше запоминать имена.

Для того, кто тренирует свой мозг, нет ничего невозможного. Impossible is nothing! Цените свой мозг и свою память. И никогда не говорите: «У меня плохая память!»

Фактор № 2 Отсутствие интереса

Наличие интереса к усвояемой информации играет важную роль в запоминании. Для того чтобы новые сведения отложились в памяти, они должны быть вам интересны. Не думаю, чтобы я открыл Америку, но это фактор, о котором многие забывают.

Запоминание малоинтересной, непонятной или тем более отталкивающей информации – процесс весьма мучительный и неэффективный. Если вам нечем заполнить свой досуг, попробуйте попрактиковаться в запоминании того, что вас совершенно не занимает, и вы увидите, что практически потеряли время.