Универсальный метод запоминания для детей и взрослых. Мнемотехника для развития памяти взрослым Мнемотехники для обучающихся

Маме

Мы живѐм в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объѐма информации. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. В процессе реализации программы решаются несколько взаимосвязанных проблем: у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память - значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Практическая направленность программы:

Программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» направлена на развитие мышления и речи дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов. Программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 3-7 лет. Сроки реализации программы: количество занятий в неделю – 1 (время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным государственным требованиям в соответствии с возрастной группой; 2 младшая группа максимум 15 мин, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 мин, подготовительная к школе группа – 30 минут), количество занятий в год - 32 занятия. Цель программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.

Задачи программы:

Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, речи и др.;

Кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

Развитие навыков письменной речи. В основу блока «От сказки к сказке» программы (1 и 2 год обучения) легло методическое пособие О.А. Новицкой «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» и методические рекомендации Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Авторским вкладом является дополнение содержания программы пятью темами актуальными для изучения дошкольниками на основе русских народных сказок и 3 включение в занятия практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и коллажей. Также авторским вкладом является разработка блока «Мнемотехник» для 3 и 4 годов обучения. Вклад в разработку этого блока составляет 75%. Так, блок 3 года обучения состоит из 9 тем. Из них 4 темы разработаны автором (кроме тем «Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года» «Зима», «Весна», и «Творческое рассказывание на заданную тему»). Блок 4 года обучения также состоит из 9 тем, 7 из которых являются авторской разработкой («Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года», «Творческое рассказывание на заданную тему»). В рамках разработанных автором тематических занятий дети учат стихи, составляют ребусы, загадки, кодируют пословицы, поговорки и скороговорки используя мнемотехнические приемы, составляют творческие рассказы и мнемотаблицы к ним, обучаются практическим приемам использования мнемотехники, четкой и правильной артикуляции звуков родного языка и разнообразным формам насыщенной самостоятельной, совместной и непосредственной образовательной деятельности. Некоторые занятия проводятся в нетрадиционной форме в виде сезонных праздников. Особенностью программы является использование особых форм работы с дошкольниками:

самостоятельное кодирование литературных произведений;

создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц, скороговорок, загадок;

создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;

использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и упражнений

; ∙ кодирование слов и составление ребусов. По окончании реализации программы воспитанник должен: Иметь представление:

о способах кодирования информации литературных и авторских произведений;

о необходимости использования мнемотехнических приемов в повседневной жизни, для облегчения запоминания информации. Знать:

10-12 скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи;

8-10 пословиц, объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы;

достаточное количество русских народных сказок;

8-10 стихотворений разных авторов о временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др). Уметь:

самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии

; ∙ составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в картотеки;

прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ;

расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно составлять ребусы;

пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной жизни.

  1. Учебно-тематический план

Темы

Кол-во занятий

1 год реализации программы – 2 младшая группа Блок «От сказки к сказке»

«Аленушка и лиса»

«Петушок и бобовое зернышко»

« У страха глаза велики»

«Маша и медведь»

«Рукавичка»

«У солнышка в гостях»

«Заюшкина избушка»

«Коза-дереза»

«Теремок»

Итог:

2 год реализации программы – средняя группа Блок «От сказки к сказке»

«Лиса и кувшин»

«Мужик и медведь»

«Гуси лебеди»

«По щучьему веленью»

«Заяц хвоста»

«Лисичка сестричка и серый волк»

«Снегурочка»

«Смоляной бычок»

«Пузырь. соломинка и лапоть»

Итог:

3 год реализации программы – старшая группа Блок «Мнемотехник»

Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года

Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство»

Отгадывание загадок

Зима

Творческое рассказывание на заданную тему

Весна

По дорогам сказок

Заучивание пословиц и поговорок

Итог:

4 год реализации программы – подготовительная к школе группа Блок «Мнемотехник»

Осень – золотое время года. Заучивание стихов об осени.

«Пословицы и поговорки русского языка»

Творческое рассказывание на тему скороговорок

«Спряталась загадка»

«Ребусы, ребусы»

«Пословицы и поговорки русского языка».

«Скоро в школу – заучивание стихов о школе»

По секретным дорошкам»

Скоро лето

Итог:

Общее количество занятий:

  1. Уровни усвоения программы. Блок «От сказки к сказке» 1 год реализации программы

Младшая группа.

Низкий уровень

Не называет особенности времени года закодированные в таблице. Не называет ни одного признака диких и домашних животных закодированных в таблице, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. Не узнает потешки и сказки по коллажам. Затрудняется провести аналогию между символом и образом Не выражает свои ощущения словами Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук), не называет ни одной буквы алфавита. Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времен года и характерных признаков диких и домашних животных закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать и рассказать сказку или потешку, закодированную в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образ. Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Затрудняется комментировать все предложенные ощущения. Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 3-4 раза произношения слова. Узнает и называет 3-4 буквы алфавита.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времен года и все характерные признаки диких и домашних животных закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки, узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, курица – ноги Куринные ит.д.). Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.) Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.»6 Узнает и рассказывает знакомые потешки и сказки. Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и называет 8-10 букв алфавита.

2 год реализации программы. Средняя группа.

Низкий уровень

Не называет особенности времени года закодированные в мнемотаблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Не узнает сказку по мнемотаблице и коллажу. Затрудняется провести аналогию между символом и образом, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. Ошибается при определении количества слогов в словах. Не образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук). Узнает и называет 4 – 5 букв алфавита. Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки. Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. Не отвечает на поставленные вопросы. Не слушает ответы сверстников. Не определяет направления на листе бумаги.

Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице. Не все символы в таблице преобразовывает в образы, затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Узнает, но затрудняется рассказать сказку. Рассматривает иллюстрации, узнает сказку, не проявляет желания рассказать ее. Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых словах, и определяет количество слогов цифрой. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1 варианту. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 2 – 3 раза произношения слова. Узнает и называет 10 - 12 букв алфавита. Не проявляет инициативу при выборе роли для инсценировки сказки, но от предложенных ролей не отказывается. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Ошибается в определении 2-х направлений при ориентировке на листе бумаги. При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения. Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки. Узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы. Умеет замещать образы геометрическими фигурами. Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу. 7 Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. Правильно определяет количество слогов в трех слоговых словах. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 2-3 варианта. При произношении воспитателем четырехбуквенных и более слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и называет 15 –20 букв алфавита. Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки, продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Безошибочно определяет центр листа, правую и левую стороны, верх и низ листа. Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы.

Блок «Мнемотехник» 3 год реализации программы.

Старшая группа.

Низкий уровень

Ребенок не называет особенности времени года, закодированные в таблице, затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу и провести аналогию между символом и образом. Испытывает затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов. Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам Не способен закодировать информацию без помощи взрослого, не участвует в коллективном пересказе сказки. Узнает и называет до 10 букв алфавита. Не отгадывает ни одного элемента ребуса Составляет простое предложение, распространяя его только при наводящих вопросах. Затрудняется образовывать однокоренные слова. Затрудняется подбирать рифмы к словам.

Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образы. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ Затрудняется пересказать текст литературного произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи взрослого. Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого Узнает и называет 15-20 букв алфавита. Не расшифровывает ребусы без помощи взрослого. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Образовывает недостаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, но срифмованные слова не имеют смыслового значения.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице 8 Составляет последовательный пересказ сказки Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.) Пересказывает текст рассказа после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Отгадывает элементы, но не составляет целое слово, при разгадывании ребусов. Самостоятельно составляет мнемотаблицы к коротким рассказам. Узнает и называет 20-30 букв алфавита. Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без помощи взрослого, с удовольствием образовывает достаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, все срифмованные слова имеют смысл.

Блок «Мнемотехник» 4 год реализации программы.

Подготовительная к школе группа.

Низкий уровень

Дети не узнают и не проговаривают скороговорки по мнемотаблице, не называют пословицы при работе с картотекой, затрудняются работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способны закодировать информацию заложенную в загадке в стихотворение без помощи взрослого. Не отгадывает ни одного элемента ребуса, не проявляет интереса к составлению ребусов.

Средний уровень

Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 3-4 пословиц. Составляют мнемотаблицы и придумывает загадки при незначительной помощи взрослого, прочитывает загадку по мнемотаблице, но затрудняется дать ответ. Составляют мнемотаблицы к литературным произведения, при незначительной помощи взрослого. Проявляют интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не предпринимают попытки составить ребус, отгадывают элементы, но не составляет целое слово.

Высокий уровень

Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам к стихам и другим литературным произведениям и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки. Расшифровывает ребусы без помощи взрослого, проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы.

Методическая часть программы

Методы и приёмы организации учебного процесса:

Чтение художественных произведений;

Проведение литературных бесед и викторин по знакомым произведениям;

Проведения конкурсов и вечеров чтецов стихов;

Разгадывание и составление ребусов;

Пересказы;

Рассматривание и анализ коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек;

Анализ прочитанных произведений;

Выполнения творческих заданий (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц)

Игры на развитие речи, воображения, логического мышления;

И др

Режим занятий:

Программа «Мнемотехника в развитии дошкольников» рассчитана на 4 учебных года – всего 128 занятия. В неделю – 1 занятие время занятия соответствует возрастной группе согласно нормам СанПина.

Структура занятий:

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка к конкурсам и др.).

Учет работы по программе:

проводится путем ежемесячного ведения табеля посещения детей кружковой деятельности и предоставление отчета в методический кабинет ДОУ о проведенных кружковых занятиях. Также педагог в конце учебного года представляет творческий отчет о результатах реализации программы в виде презентации, игровой годовой диагностики. Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ, родителями для развития связной речи, ознакомления с окружающим, обучению правильному звукопроизношению, активизации словаря, обучению кодировать и перекодировать информацию, развитию памяти, мышления и воображения. Для подготовки детей к школьному обучению программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» ставит перед педагогом цель: выравнивание стартовых возможностей дошкольников в процессе развития устной и письменной речи, совершенствования умения владения пользоваться, моделями, пооперационными схемами, умением самостоятельно составлять мнемотаблицы. Данная программа имеет методическое сопровождение, которое включает: перспективные планы, диагностику и методику диагностики для детей младшего дошкольного возраста.


Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.

В статье мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.

Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.

Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.

Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.

Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.

Методы мнемотехники

Довольно теории! Возьмем практический пример.

Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:

  • Апельсины;
  • Кефир;
  • Докторская колбаса;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Шляпа;
  • Мыло;
  • Салфетки.

Что мы делаем?

  1. Бежим за бумажкой – записать!
  2. Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
  3. Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.

Какой из этих ответов ваш?

Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.

  • Цепочка

Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.

Соединяем все наши предметы попарно:
Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА;
КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА;
На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее;
Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми;
Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями;
Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями;
МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.

  • Матрешка

А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки.
Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА;
Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ;
На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.

  • Символизация

В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.

  • Запоминание числовых комбинаций

Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.

Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.

Тренинг мнемотехники

  • Недостающее звено.

Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.

  • Похожий признак.

Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.

  • Обобщение.

Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.

  • Выдумщики.

Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ.
Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.

Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.

На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять» . Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.

Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Как однажды сказал известный шахматист из Армении, память - исключительно загадочная вещь, так как позволяет вспомнить ему партии, сыгранные несколько десятилетий тому назад, а вот запомнить свой номер телефона совершенно нереально. И для ученых, занимающихся особенностями памяти, она тоже до сих пор представляет собой загадочный механизм. Некоторые его параметры, характеристики удалось выявить и изучить, но еще больше информации нам пока недоступно. Где хранятся воспоминания? Как активировать память? Как корректировать хранилище памяти? Все эти вопросы или не имеют ответа, или ученые его только-только начинают находить. Специально для тех, кто хочет развить свою память, была изобретена мнемотехника. Упражнения, которые предлагает эта практика, дают возможности для саморазвития, самосовершенствования.

Как улучшить память?

Как удалось узнать ученым, в механизмах памяти задействовано огромное количество нейронов, формирующих связи с соседними участками тканей. Стимуляция клеток нервной системы позволяет сохранить данные в кратковременной памяти, а частый повтор стимуляции укрепляет связи между нейронами и делает их стабильными. Это позволяет данным перейти из кратковременной памяти в хранилище на долгий срок.

Упражнения мнемотехники предполагают влияние на связи таким образом, чтобы данные переходили из кратковременной памяти в долговременную. На это же рассчитаны и все те упражнения, на которых строится школьная программа: многократное повторение одного и того же позволяет сделать крепче нейронные связи. В то же время хорошо известно, что некоторые данные запомнить намного проще, а вот освоение других дается с большим трудом. Если какая-то информация упорно не удерживается в памяти, а ее обязательно нужно заучить, на помощь приходят упражнения мнемотехники, активно используемые и в маркетинговых стратегиях, и в режиссуре, и в психологии.

Основные правила

Как удалось выяснить (а затем реализовать в упражнениях мнемотехники), лучше всего человек усваивает данные в начале информационного блока и его конце. Также проще запомнить, если человек сам дает себе установку: «Это важно!» Как удалось выявить в ходе исследований, испытуемые лучше запоминали незавершённые фразы (вероятно, здесь срабатывают механизмы мышления, ответственные за любопытство).

Чем интереснее информация, тем ее проще запомнить. Дополнительный положительный эффект дает повторение данных, желательно несколько раз. Наконец, последнее правило - запоминать нужно на практике. Чем более полезна информация для нашей повседневной жизни, тем эффективнее она будет усваиваться нашим мозгом и с большей охотой записываться им в долговременное хранилище. Эффективные упражнения из мнемотехники учитывают все указанные правила (или большинство из них).

Зачем нужна мнемотехника?

Чаще всего такой вопрос приходит в голову человеку, которому свойственна хорошая память от природы. И все же мнемотехника может пригодиться и в этом случае: например, этот метод позволяет удержать в голове сложную для усвоения информацию. Можно довольно быстро создать ассоциативный ряд, благодаря которому мозг кодирует информацию и сохраняет ее, несмотря на сложность для восприятия (например, длинные числа). Формировать ассоциативный ряд, как видно из упражнений мнемотехники для памяти, можно, основываясь на чем угодно: прикосновениях, звуках или зрительных образах.

Простые и эффективные методики

Один из самых результативных методов мнемотехники называется «Дворец памяти», но подходит он только тем, кому свойственно сильное воображение, а также людям с ярко выраженным творческим потенциалом, так как приходится создавать целый выдуманный мир вокруг объекта, информацию о котором нужно усвоить. А вот мнемотехника в упражнениях для детей предполагает применение гораздо более простых, но тоже эффективных методик, из которых на первом месте - рифма. Со школьной скамьи она известна по заучиванию числа «пи»: было написано специальное стихотворение, позволяющее выучить наизусть эту сложную цифру аж до 13-го знака. Мнемотехника в упражнениях для детей школьного возраста рекомендует писать несложные стихотворения для любого объекта, данные о котором необходимо усвоить. Подача в рифмованной форме позволяет упростить запоминание, а многократное повторение стихотворения переносит данные в долговременное хранилище информации в нашем мозге.

Именно через стихотворение можно запомнить глаголы, являющиеся в нашем родном языке исключениями. Были придуманы в стихотворной форме собрания слов, в которых сложные ударения, дающиеся не всем и не каждому. Через запоминание стихотворения освоение данных дается намного проще. Необязательно брать готовые упражнения можно запросто сочинить собственное стихотворение - и усваиваться оно будет даже лучше, чем подготовленное кем-то.

Звуки и вспомогательные объекты

Довольно часто к мнемотехнике, упражнениям для развития памяти прибегают при изучении азбуки Морзе. Действительно, запомнить правильные коды для всех букв очень сложно. Как правило, обучающиеся морзянке прибегают к кодировке каждого из символов звуками, проще говоря, напевают, осваивая азбуку. Например, для обозначения первой буквы алфавита, записываемой последовательностью точки и тире, зачастую поют «Ай-даа», а вторую для себя запоминают как «Баа-ки те-кут», так как буква «Б» кодируется последовательностью из тире и трех точек.

Подойдет всем

Описанный выше вариант - это мнемотехника для развития памяти взрослым. Упражнения для детей обычно попроще. Например, чтобы понять, сколько дней в месяце, нужно просто посчитать по костяшкам. Удивительно, но эта методика, изобретённая гораздо раньше, нежели слово «мнемотехника», полностью удовлетворяет правилам для упражнений этой методологии. Чтобы проверить, насколько длинный месяц, нужно просто сжать руки в кулаки и посчитать месяцы по костяшкам. Если приходится на косточку - 31 день, если на впадину - 30. Другой забавный метод, позволяющий запомнить непростой для человеческого восприятия процесс прироста луны: если приставить к месяцу палец, можно понять, убывает сейчас луна или растет. Если вышла буква «Р», значит, период прироста.

Связь между объектами

Особенное внимание в мнемотехнике приковано к взаимодействию объектов друг с другом, к возможности создания последовательности из даже, казалось бы, несвязанных между собой предметов, звуков и явлений. При этом создается осмысленное предложение, которое надолго сохраняется в памяти. Классический пример из русской грамматики, позволяющий запомнить все падежи в правильной последовательности: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Казалось бы, смысла у этого предложения очень мало, но именно благодаря абсурдности оно легче запоминается. Другой хороший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Этой же логикой, доступной из мнемотехники, можно пользоваться, чтобы запомнить последовательность цифр (к примеру, телефонный номер). Для кодировки следует использовать ту самую клавиатуру, на которой номер набирается. Для каждой цифры есть комбинация символов, записанная на эту же клавишу. Можно просто запомнить какое-нибудь слово, которое можно набрать через нужные клавиши, и это позволит сохранить в памяти номер телефона.

Скорочтение и мнемотехника

Одно из важных практических применений мнемотехники - это умение быстро читать. Чем медленнее человек запоминает полученную информацию, те медленнее он ее усваивает, тем медленнее читает. Наоборот, тот, кто может быстро запомнить поступившие данные, также быстро способен прочитать некоторый текст и усвоить из него максимум полезной информации.

Обучение мнемотехнике требует усилий и времени. Вряд ли удастся добиться хороших результатов меньше чем за полгода, хотя освоить основные идеи методологии можно всего лишь за пару дней. Важно усердно относиться к поставленной перед собой задаче и четко осознавать, ради чего нужно тренировать мозг.

Фоновая память

Простые упражнения из мнемотехники позволяют результативно тренировать фоновую память. На помощь придет в свободное время можно придумывать небольшие примеры и рассчитывать итог по ним в голове, не прибегая к записям. Также необходимо стараться по возможности долго сохранять в голове данные, вызвавшие хоть какой-то интерес. Если удастся сделать это даже без формирования ассоциативной цепочки - это определённый успех. При чтении книги стоит сконцентрироваться на сохранении в памяти нескольких абзацев одновременно - скажем, сразу пяти. Поначалу это будет непросто, но со временем даст хорошие результаты для памяти.

Если мнемотехника используется для запоминания стихов, то есть один хороший совет, упрощающий процесс заучивания: необходимо повторять информацию ежедневно. То есть наилучший результат дает длительное заучивание, растянутое на недели и даже месяцы. Не нужно спешить, главное - качество. Начинать можно с одного четверостишия, к которому постепенно прибавлять несколько строчек. Кроме прямого порядка, стоит запомнить еще и обратный. Это даст наилучший результат - стихотворение останется в памяти на всю жизнь.

Цифры, слова и наука

Некоторые ученые придерживаются мнения, что невозможно улучшить память. Во многом это обусловлено тем фактом, что и по сей день неизвестны все особенности механизмов, на основании которых человек запоминает, сохраняет информацию, применяет ее для своей жизни. А вот видимость хорошей памяти можно создать, если пользоваться возможностями мнемотехники. В то же время известно, что четкое запоминание для всех доступно в количестве семи объектов (+/- две единицы). Это распространяется и на предложения, и на слова, и на цифры. Такой объем информации усваивается за один раз, но каждый следующий подход дает увеличение запоминаемого объема данных.

Для запоминания цифр рекомендуют пользоваться ассоциативным рядом. Эти упражнения мнемотехники наиболее полезны для детей. Например, цифра «2» похожа по форме на лебедя - вот и ассоциативная цепочка, позволяющая уложить в голове правильное написание. Как только удастся запомнить сто образов, описывающих сто чисел, дальше уже получится выбирать любые образы из памяти для описания самых разных чисел, какой бы длины они ни были.

В современном мире, полном информации, ее запоминание многим людям дается нелегко. На этом фоне запоминание огромного количества данных, когда следует воспроизвести информацию точно и последовательно, приравнивается едва ли не к суперспособностям. Однако существуют приемы, которые помогут надолго закрепить в голове самую сложную информацию.

Достаточно вспомнить, что в Древней Греции выступление перед публикой «по бумажке» считалось позором, причем выступающему нужно было держать речь на протяжении довольно долгого времени и говорить без запинок. Еще тогда наши предки использовали мнемотехнику, или мнемонику. В чем особенность данного метода запоминания?

Что такое и в чем суть метода

Мнемотехника – это комплекс методик запоминания на основе визуального мышления. Давно замечено, что человеческий мозг не в состоянии быстро запомнить «сухую» информацию в точности и в подробностях. Вместе с этим почти каждый из нас наверняка без затруднений в подробностях может пересказать сюжет рассказа или книги, которыми увлечен. Мнемотехника учитывает эту особенность организма и учит не идти напролом в запоминании громоздкой информации, а вначале превращать ее в образ.

Основные мнемонические приёмы

Мнемотехника включает в себя большое количество приемов. Объясняется это тем, что с образами, как и с воображением, нельзя обойтись скупым набором шаблонов. Воображение вообще сложно поддается работе с шаблонами, поэтому вначале учащемуся требуется освоить уже имеющиеся приемы, а после – самому сознавать свои шаблоны.

К числу основных мнемонических приемов можно отнести:
- Метод буквенного кода . Данный прием требует образования смысловых фраз из заранее присвоенных букв к запоминаемой информации.
- Метод ассоциаций . Здесь требуется найти яркие и необычные аналогии, которые будут ассоциироваться с информацией, требующей запоминания.
- Подбор рифм . Не следует открещиваться от этого приема сразу под предлогом, что вы не написали ни одного стихотворения – на самом деле он прост. Метод требует создания рифмованных пар слов или небольших стихотворений.
- Применение созвучий особенно удобно применять при запоминании терминов или иностранных слов – требуется найти созвучные и уже известные слова или словосочетания.

- Метод римской комнаты , в котором запоминаемые предметы помещаются в хорошо известную комнату.

Как овладеть мнемотехникой?

Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.

Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемотехнический квадрат, который поможет запомнить, что правила в этой технике всего четыре, как и углов в квадрате.

Правило первое:

Представляемый образ должен быть объёмным. Ни в коем случае не картинка или рисунок. Если же требуется запомнить лист бумаги или фото – представьте его ребром, согните его или сожмите - но создайте объём, которые можно вертеть в голове так и эдак.

Второе правило:

Цветность образа. Если что, учеными доказано, что у большинства людей воображение чёрно-белое. Это абсолютно нормально и не мешает освоению мнемотехники. Всё, что требуется – четкое понимание точного оттенка цвета. Если воображаете зеленую сумочку, обязательно определите – тёмно-зелёная? Зелёный вырви-глаз? Благородного зеленого цвета и из крокодиловой кожи? Определите этот момент для себя.

Третье правило:

Четкий образ – никакой абстракции. Представляемый объект должен быть лишен «белых» неизведанных пятен. Для облегчения создания образа большие вещи уменьшайте до размера мяча, а маленькие – увеличивайте. Не нужно слепиться или пытаться объять необъятное.

Четвертое правило:
Все образы должны умещаться в руке.

С чего начать? С себя.

Какими должны быть первые тренировки, которые помогут овладеть этой техникой запоминания? Вначале научитесь превращать предметы в образы. Выцепите из своей жизни предмет, который можете увидеть в деталях, запомните его. До такой степени, что будете помнить его, оторвав взгляд. При этом важно не закрывать глаза. Можно перевести взгляд на однотонный предмет – например, под ноги или на стену дома.

Например, стоите на остановке по пути на работу. В этот момент будет приятно вспомнить свой диван или придумать роскошную кровать с периной из «Принцессы на горошине». При этом помните и соблюдайте четыре правила мнемотехнического квадрата. Представляйте кровать в 3D-формате, вертите в разные стороны, не забудьте мелочи вроде неровно заправленной простыни или поцарапанной кошкой деревянной ножки. Наконец, уменьшите кровать до размера мяча и поворачивайте её перед мысленным образом, рассматривая.

Также хорошие советы по тренировке воображения даются в данном видео:

Мнемотехника может похвастаться множеством приемов, с освоением которых порой придётся попотеть, зато овладевший ими ученик никогда больше не будет жаловаться на плохую память – мнемоника научит перерабатывать и запоминать как сложные информационных блоков, так и имена, пин-коды, пароли, фамилии, лица.

Важно постоянно совершенствовать свои навыки. Включите упражнения в повседневную жизнь, тренируйте манипулирование образами в разных настроениях, в любой ситуации - и в скором времени запоминание самой сложной информации уже не будет казаться недостижимой целью.

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МНЕМОТЕХНИКЕ

На протяжении дошкольного возраста одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой и разными её жанрами.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, эстетических и нравственных понятий. С раннего возраста закладывается любовь к художественному слову. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Дети сами легко придумывают подходящий символ – картинку. Нужно спросить у детей: «На что похоже?». Прочитав стихотворение, объяснив и положив перед детьми карточки-схемы или мнемотаблицу, дети, глядя на них, рассказывают стихотворение. Так им легче запомнить текст и озвучить его.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, сюжетов рассказа, явлений природы, т.е. можно изобразить всё то, что необходимо. Но изобразив так, чтобы было понятно детям. Дети и сами любят рисовать и придумывать таблицы на 6 и 9 ячеек. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, и как его завершить.

Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучивать небольшие рассказы, сказки. При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, чётко говорить, принимать решение, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Я предлагаю ПРОГРАММУ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МНЕМОТЕХНИКЕ с использованием методических разработок Е.Д. Сафоновой, Л.В. Черемошкиной, Симановского и Волиной.

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) по программе обучения интеллектуального развития детей на основе интеллектуального тренинга памяти.

Актуальность вопросов подготовки детей к обучению в школе, интеллектуального и логического развития ребёнка касается и проблемы обучения ребёнка и развитию памяти.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, не успев прочитать его до конца, забыли бы его начало. Информация от органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память многолика. Существует определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь: собственное имя, образ папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т.д.. Всё это долговременная память. Но существует и кратковременная память…

Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.

Цель – помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей. Не только подготовить, но и развить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, т.е. адаптировать детей к учебному процессу, а также к рациональным приёмам рациотехники (логического мышления), мнемотехники (искусственные приёмы для запоминания) и эйдотехники (образное мышление).

Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения.

Исследования показывают, что дети, занимающиеся в группах интеллектуального развития по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития общих способностей, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них выработан навык грамотной обработки информации. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.

Подготовительный этап

Развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания);

Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать;

Развитие логики;

Развитие образного мышления;

Умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

Решение дидактических общеобразовательных задач;

Развитие смекалки;

Тренировка памяти;

Навык правильно воспроизвести графически.

Материал: мнемотаблицы.

Развивающие таблицы:

Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления.

Перекодирование информации.

Образование логических связок.

Правильное графическое воспроизведение.

Обучающие мнемотаблицы:

Принцип работы с обучающими мнемотаблицами несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, т.е. информацию ещё не знакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу берёт на себя педагог, особенно если это первая (пробная) мнемотаблица в определённом направлении.

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:

Математическое;

Обучение чтению, письму, правилам русского языка;

Природоведение (общие знания о природе);

Информационные (содержащие полезную и нужную детям информацию);

Историческое направление.

Коллажи

Коллаж – это формат А4, А3 или больше картона, плотной бумаги или фланелеграфа, на которые наклеиваются, накладываются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Коллажи – это учебное пособия, выполняющие следующие задачи:

Закрепление различных методов запоминания.

Развитие фотографической памяти.

Расширение словарного запаса, образного восприятия: умение говорить, рассказывать.

Обучающая задача, т.к. вмещают различную информацию.

Структура НОД

Настройка – начало.

Упражнения на развитие слуховой памяти: слова-сюжет, трансформация, ассоциация.

Упражнения на развитие зрительной памяти (фото-память): открытки + слова (коллаж).

Физминутка.

Ассоциативный тренинг из темы на внимание, восприятие, воображение (на столе и грушки).

Работа с обратной стороной мнемотаблиц: лабиринт, конструирование, работа двумя руками.

Мнемотаблицы (воспроизведение детьми письменно).

Используемая в работе литература

Волина «Учимся играя», «Праздник числа», «Занимательное азбуковедение», «Весёлая грамматика», «В гостях у слова» и др.

Сафронова Е.Д. Методическое пособие по курсу «Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга»;

Симановский «Развитие творческой памяти у детей»;

Череможкина Л.В. «Развитие памяти у детей».