Стили и типы семейного воспитания. Виды семейного воспитания К типам семейного воспитания относятся

На свадьбу

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд . Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, ин-дифферентныи.

Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким - контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дис-тантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Проведенное Баумринд лонгитюдное исследование было направлено на изучение влияния типа семейного воспитания на развитие личности ребенка.

Роль указанных стилей родительского воспитания - авторитетного, авторитарного, либерального и индифферентного - в формировании личностных особенностей детей стала предметом специального изучения. Параметрами оценки личностных качеств ребенка, зависящими, по мнению автора, от стиля родительского воспитания, были названы: отношения враждебности / доброжелательности ребенка к миру; сопротивление, социальный негативизм / кооперация; доминирование в общении / уступчивость, готовность к компромиссу; доминантность / подчинение и зависимость; целенаправленность / импульсивность, полевое поведение; направленность на достижения, высокий уровень притязаний / отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, * автономия / зависимость (эмоциональная, поведенческая, ценностная). Стиль родительского воспитания примерно в 80% случаев удалось идентифицировать.

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жесткость запретов п требований. В авторитарных семьях было констатировано формирование зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обоснование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандартов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска при авторитетном родителъстве может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятном случае это приводит к повышению риска невротизации. причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень, требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со * стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.

Исследование показало, что сам по себе стиль родительского поведения еще не предопределяет однозначно формирования тех или иных личностных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, особенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания индивидуальным качествам ребенка. Чем он старше, тем в большей степени влияние типа семейного воспитания определяется его собственной активностью и личностной позицией.

По данным, полученным на североамериканской выборке (США), распределение родителей по стилям семейного воспитания, выделенным Баумринд, выглядит следующим образом: 40-50% родителей реализуют авторитарный или близкий к авторитарному стиль воспитания; 30-40% - демократический и около 20% - разрешающий или попустительский стиль. Интегративной характеристикой воспитательной системы является тип семейного воспитания. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах Л.Е. Личко , Э.Г. Эйдемиллераи В. Юстицкиса , Исаева , А.Я: Варги , А.И. Захарова и др.

Гармоничный тип семейного воспитания отличается:

*взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;

*высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;

* признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;

* отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;

*признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;

*обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;

*систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;

*разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

*устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Возрастная динамика развития детско-родительских отношений. Особенности восприятия материнской и отцовской родительской позиции Полученные результаты были проанализированы по основным параметрам, характеризующим особенности родительской позиции: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономия и непоследовательность. Был констатирован достаточно высокий (12-15 лет) и удовлетворительный (в группе 16-17-летних подростков) уровень эмоционального принятия и интереса со стороны отцов.

Несколько иная картина наблюдается в диаде подросток - мать. Практически во всех возрастных группах мы наблюдали снижение уровня позитивного интереса и принятия со стороны матери по сравнению с нормативными значениями. Особенно ярко переживание подростками дефицита тепла и внимания было отмечено в группе 14-15-летних. Эти показатели не могут не вызывать тревоги, поскольку именно материнская роль традиционно связывается с обеспечением переживания ребенком безусловной любви и принятия, чувства безопасности и доверия к миру [Фромм, 1990; Адлер, 1990; Lampert, 1997]. Полученные нами данные хорошо согласуются с выявленной ранее в ряде исследований тенденцией увеличения уровня негативных чувств по отношению к родителям в раннем или среднем подростковом возрасте, наиболее ярко проявляемой в отношениях дочери и матери .

Возрастная динамика в целом определяется снижением директивности воспитательного стиля отца, его участия в контроле и управлении поведением подростка. Отец в значительном числе случаев скорее дистантная фигура, чем реальный участник воспитательного процесса в семье.

Уровень директивности матери остается практически неизменным во всех возрастных группах и тем самым вступает в противоречие с нормативной возрастной динамикой ее изменения, предполагающей последовательное снижение с возрастом.

Значительное превышение уровня директивности матери по сравнению с отцом в восприятии подростков свидетельствует о ведущей роли и лидерстве матери в воспитательном процессе, ее основной управляющей и регулирующей функции в современной российской семье.

Подростки воспринимают отношение родителей к себе как враждебное или амбивалентное, подозрительное, с установками на обвинение и порицание. В сочетании с показателями позитивного интереса родителей полученные данные могут быть интерпретированы как острое переживание подростками недостатка тепла и любви со стороны матери и амбивалентности, непонимания и отстраненности со стороны отца.

Подобный образ родительских установок может быть детерминирован по меньшей мере тремя обстоятельствами. Во-первых, объективно сложившимися эмоционально негативными отношениями родителей и подростков; во-вторых, повышенной сенситивностью подростков к эмоциональному отношению родителей, обусловленной тревожным типом привязанности; и, в-третьих, дефицитом личностно-ориентированного аффективно-позитивного общения подростков с родителями.

Полученные результаты исследования обнаруживают чрезмерно высокую по сравнению с нормативными значениями автономность отца. В сочетании с недостаточной директивностью высокая автономность свидетельствует об отстраненности отца от процесса воспитания детей. Отцовская любовь, сочетающая в себе предъявление социальных образцов желаемого поведения и требовательность, готовность оказать необходимую помощь и поддержку, предложение форм сотрудничества, воплощающих в себе образцы ответственности, целеустремленности и справедливости, является, по мнению ряда исследователей, решающим условием становления социально зрелой личности [Адлер, 1990; Фромм, 1990; Maccoby, 1980; Siegal, 1987]. Воспитательная позиция отца, характеризующаяся излишней автономностью, напротив, является фактором риска в решении важнейших задач подросткового возраста - формирования полоролевой идентичности, независимости и ответственности личности. Наши данные позволяют говорить о тенденции возрастания автономности отца в отношениях с ребенком в старшем подростковом возрасте.

Наши данные свидетельствуют о том, что, с точки зрения подростков, родители демонстрируют высокий уровень непоследовательности своего поведения и воспитательских воздействий. Особенно ярко это видно в отношении матери.

Семья – это первое звено, где будущему члену общества передается социально-исторический, эмоциональный опыт. Здесь ребенок учится взаимоотношениям между людьми, у него формируются взгляды на различные предметы, жизненные явления. Взаимоотношения с родителями имеют базовое значение в , какой она станет, зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

Каждая «ячейка общества» создает свои неповторимые условия со строго распределенными семейными ролями. Условно, все типы можно подразделить на три варианта:

  1. Традиционный, основа которого авторитарные отношения.
  2. Детоцентрический, где чадо – центр вселенной, с вращающимися вокруг взрослыми.
  3. Провозглашающий сотрудничество, где родители наделены авторитетом, а главной ценностью для них является внимание, сопереживание друг к другу, детям.

У хороших отца и матери — хорошие дети

Маленькое человеческое существо нуждается в родительской любви, которая обеспечивает ему жизнь и безопасность. По мере взросления, она становится не только источником благополучия, но выполняет функцию поддержки, влияет на эмоциональное, психическое здоровье.

Внимание

Для ребенка важно чувствовать небезразличие. Иногда он прощает даже крик и побои, но отсутствие тепла, отстраненность простить сложно. Дети из таких семей чаще других оказываются в плохих компаниях, пополняют ряды наркоманов, алкоголиков. Правильное психическое формирование происходит только на основе любви. Нравственное поведение, уравновешенность характера рождается из глубокого психологического контакта.

Родителям должны быть интересны все, даже наивные проблемы ребенка, им нужно наблюдать за всеми изменениями его сознания. Проявления такого контакта вариативны , зависят от возраста, индивидуальности и сами собой не возникают. Взаимоотношения необходимо активно строить.

Изучение профильной литературы, консультации с психологами, знание методов и способов воспитания необходимо, но недостаточно. Взаимопонимание, контакт устанавливается, если старшие искренни, только так ребенок почувствует привязанность и заботу. В каждой семье строится своя система взаимодействия, индивидуальные условия, которые влияют на развитие личности ребенка.

Стили семейного воспитания

Среди базовых выделяют несколько стилей, классификация которых опирается на уровень эмоционального принятия своего отпрыска родителями, степень их контроля над ним.

Демократический, авторитетный стиль

Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.

Родители, действующие в этом ключе:

  • относятся к ребенку активно, доброжелательно;
  • адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
  • глубоко понимают цели, мотивы поступков;
  • предполагают дальнейший путь развития чада.

Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:


Авторитарный стиль

Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.

Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:

  1. Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
  2. Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.

Индифферентный стиль

Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.

Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

Либеральный или попустительский стиль

С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:

  1. Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
  2. Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.

Обратите внимание

На формирование личности ребенка оказывает влияние не столько неправильный стиль воспитания. Любая типология представляет обобщенное представление о том, какие ценности проповедуют семьи и какими могут быть отношения внутри них. Основой взаимодействия с детьми является уровень авторитета взрослых. Истинный авторитет начинает строиться по крупицам еще с того момента, когда дитя «лежит поперек лавки». Контакт сам собой не возникает, его нужно выстраивать.

Негативные типы семейного воспитания

Родительские заботы оказываются неэффективными по многим причинам:

  • из-за психологической неграмотности взрослых;
  • отсутствия гибкости;
  • наличия личностных проблем, которые переносятся на общение с ребенком;
  • перенесения на младших членов семьи особенностей общения между отцом и матерью;
  • эмоциональная холодность воспитателей.

Читайте еще: Проблемы воспитания в семье

Деструктивные виды семейного воспитания, причины которых кроются, прежде всего, во взрослых, имеют целый ряд классификаций. Среди них выделяют наиболее типичные, которые отрицательно сказываются на формировании детской личности.

  1. Ребенок-кумир. Полный восторг многочисленных родственников, потакание любому желанию. Даже шалости окружающих умиляют. Ребенок в такой семье превращается в эгоиста, капризен, своеволен, готов лишь потреблять.
  2. Воспитание по типу «Золушки» демонстрирует ребенку, что он плохой, ненужный и ущербный. Тот изо всех сил старается походить на родительский идеал, но его все равно наказывают по любому поводу.
  3. Предъявление повышенных моральных требований. Ребенка не по возрасту нагружают заботами о младших или старших, заставляют читать и писать чуть не с пеленок, учить иностранные языки, заниматься музыкой. Минус такого воспитания – нагрузки не в меру приведут к развитию ранних неврозов.
  4. «Ежовые рукавицы». Родители в жесткой форме навязывают свое мнение, диктуют и приказывают, срывают на ребенке злость. Требование беспрекословного подчинения чревато, из не знающего ласки малыша вырастет неотзывчивый человек, склонный к демонстративным протестам.
  5. Гиперопека и гипоопека одинаково вредны, плохо отражаются на психике. Чрезмерное внимание или полная безнадзорность приводят к развитию неполноценной личности, дети пополняют ряды неудачников.
  6. Привилегированность ввиду болезни. По-настоящему ребенок болеет или его физические слабости преувеличены, постоянно трясущиеся о нем родители делают своему чаду медвежью услугу. Дети в таких семьях вырастают с хорошо усвоенными правами, но ничего не ведают о своих обязанностях, становятся неженками-приспособленцами или подхалимами.
  7. Противоречивое воспитание. Характерно для большой семьи, где бабушки и дедушки придерживаются своих методов, а отец с матерью «тянут» в другую сторону. Стили воспитания неустойчивы, детям навязываются противоречивые роли, они трудно адаптируются к переменам, а со временем проявляют невротические реакции.

Обратите внимание

Источники стресса ребенка, как правило, находятся не вовне. Типов неправильного воспитания много, именно родители чаще всего создают из своих малышей невротиков. Психический дискомфорт малыша любящие и внимательные родители всегда заметят, не прибегая к помощи специалистов.

Почему нельзя рукоприкладствовать

  1. Ребенок слабее. Самооценка малыша страдает. Даже если он начнет слушаться, это не прибавит ему счастья.
  2. Маленький человек начинает всего бояться, перестает доверять взрослым. Кому же еще доверять, как не родителям?
  3. Воспитываемые таким методом легко попадают в плохие компании. Не находя любви у семьи, чувствуют себя более уютно с «добрыми» ребятами, которые делятся сигареткой, а потом «колесиком».
  4. Неуверенность в себе приводит к последующей гиперкомпенсации . Стараясь чего-то добиться, битый в детстве пойдет «по трупам».
  • Детям необходима душевная теплота. Не бойтесь проявлять теплые чувства, почаще беседуйте, интересуйтесь мнением собеседника.
  • Распределите семейные обязанности. У младших членов должны быть свои поручения.
  • Нужно, чтобы даваемые вами инструкции выглядели предложением, а не сухим приказом. Любое общение должно быть доверительным, эмоциональным.
  • Система запретов и наказаний обсуждается и понимается заранее. Любые порицания не адресуются личности. Ребенок никогда не плохой. Он поступил неправильно, взрослый объясняет, почему это нехорошо.
  • Подросток имеет право на выбор друзей, одежды, родители не вмешиваются в телефонные разговоры и выбор музыки для прослушивания.
  • О старых прегрешениях забывайте, всегда говорите о сегодняшнем состоянии, объясняйте, почему вы расстроены, не давите, не унижайте физически.
  • Любите свое дитя, не стесняйтесь проявлять это чувство, будьте искренни, старайтесь проявлять инициативу.

Скачать презентации по теме

Таблицы с характеристиками стилей

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Такие Р. любят повторять: «Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком». Ключевые слова попустительского стиля: «Делай как хочешь!» (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д., к которым безразличны Р., проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.
Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
В отличие от Р., придерживающихся попустительского стиля, либерально настроенные Р. намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: «Делай то, что считаешь нужным». Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. не способны контролировать их поступки. Чаще всего в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо, наоборот, неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.

Авторитарный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители, выбравшие авторитарный стиль, демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок, и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: «Делай, как я хочу!» Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до них дела. Формируется личность со слабым Я, не способная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: «Я хочу тебе помочь. Я слушаю тебя. Я тебя понимаю». Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 9(39).

Если у вас есть ребенок, то вы, конечно же, его воспитываете, или, по крайней мере, пытаетесь это делать, а то, что получается, уже второй вопрос. Значит, прочитав характеристику типов семейного воспитания, и увидев в них что-то сходное (разные степени схожести) в стиле своего воспитания, вы можете спрогнозировать, что за человека вы воспитаете из вашего ребенка. Если окажется, что итоги вовсе не те, каких вы хотите, то ответ один - меняйте тактику взаимоотношений с ребенком.

Первый вариант воспитания , когда родители в общении с ребенком очень непоследовательны в проявлении чувств, спекулируют ласками и наградами, строя отношения на основе выгоды. Пытаясь воспитать практический подход к жизни (получение выгоды как один из принципов), родители тем самым стимулируют подхалимство и угодничество, то есть такой тип поведения ребенок и в будущем будет считает нормой. Что касается свободы, то ребенку предоставляется полная и бесконтрольная свобода действий. Однако что касается взрослых мероприятий, то ребенок привлекается к ним вне зависимости, хочет он того, или нет. Одновременно с этим родители проявляют безразличие (в силу своей занятости или просто не придают значения) к детским потребностям и запросам. Пуская, с одной стороны, ребенка на «самотек», они не учат его рассуждать, мыслительная деятельность ребенка направлена больше на поиск разнообразных удовольствий, а также на разработку способов «выкрутиться» из ситуации и уйти от ответственности. Если рассматривать воспитание ценностных ориентаций, то опять же проявляются две стороны, одна из которых - это разрешение действовать, как вздумается или как выгоднее. С другой стороны, требуется обязательное соблюдение правил приличия и норм поведения в обществе, причем эти нормы не объясняются (почему же вести себя нужно так, а не иначе), а выучиваются наизусть.

Необходимым элементом воспитания является поощрение и наказание за поступки и намерения. В этом варианте воспитания проявляется непоследовательность - одновременно родители могут и наказывать и поощрять, причем меры они не знают ни в том, ни в другом. Часто решения принимаются сиюминутные (без раздумываний о последствиях) в зависимости от ситуации.

В отношениях с окружающими родители проявляют двуличность: в присутствии ребенка говорят о человеке хорошо, а за глаза - плохо. Пытаются из отношений извлечь личную выгоду, не пренебрегают подкупом или обманом, и этому же учат и ребенка.

При такой системе попустительского воспитания вырастает человек, у которого конформный тип личности. Этот человек будет притираться ко всем и ко всему, подчиняясь большинству. Консерваторы, которые с недоверием относятся к незнакомцам, имея свою среду, где они не впереди, но и не отстающие. Такие люди составляют «серую массу» людей, имеют банальное мышление, довольствуясь благами цивилизации, и живут обыденной жизнью, как все.

Второй тип воспитания имеет своей основой безумную любовь родителей к своему дитю, при этом он возносится до ранга «суперличности». С ранних лет ребенка учат этикету и поведению в обществе. То есть огромное внимание родители уделяет внешнему виду, и никак не волнуются о человеческих качествах ребенка. Общаясь с ребенком как с взрослым, предъявляют к ребенку такие же требования, забывая, что это еще ребенок. Что касается деятельности и развития, то всегда следят за интеллектуальным развитием своего чада и приучают демонстрировать этот интеллект. Активная деятельность поощряется, а результатами всегда восторгаются, считая их выдающимися. К сожалению, ребенка часто захваливают, чрезмерно завышая его самооценку, что будет сопровождаться острыми и болезненными переживаниями при неудачах (а они есть у всех людей). Также родители не учат ребенка размышлять над сутью явлений, больше акцентируя внимание на том, что позиции нужно завоевывать и никогда не сдавать.

Как уже упоминалось, что при таком стиле воспитания большое внимание уделяется формальному выполнению правил и норм этикета, но не объясняется, что это нужно для поддержания человеческих отношений. С самых ранних лет ребенок усваивает, что нужно уметь выделиться в обществе и чувствовать себя комфортно там. За невыполнения норм поведения родители, несмотря на всю любовь, наказывают очень сурово, хотя в основном при воспитании используют поощрительные меры. Как вы понимаете, что поскольку усвоение правил лишь формальное, без понимания их сути и глубины, то для достижения своей цели такой человек, повзрослев, переступит через них.

В семье родители делят людей на полезных и бесполезных, приравнивая их к средствам достижения цели. Но боже упаси кому-то обидеть их ребенка - родители всегда вступают в конфликт с обидчиком, не разбираясь, кто прав, а кто виноват, при этом они еще будут требовать возмещения вреда. Результатом такого стиля воспитания (некоторые называют его состязательным) является человек с доминирующим типом личности. Название говорит само за себя. Родители могут не удивляться, если их взрослый ребенок будет периодически отвечать им черной неблагодарностью на их любовь и опеку, ведь они сами приучили его к пользованию людьми.

Следующий стиль воспитания (назовем его рассудительным) включает в себя наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями - родителями и детьми. Достоинство ребенка никогда не принижается, а отношения в семье добрые и теплые. Ребенок уже с малых лет чувствует себя полноправным членом семьи и участвует в решении семейных проблем.

Ребенку предоставляют полную свободу действий, уделяют внимание творческому развитию способностей, поощряют самостоятельность попыток осмыслить факты и личный опыт. Если ребенок проявляет к чему-то интерес и любознательность, то его поддерживают, отвечая на все волнующие вопросы, а не одергивают. Вообще родители склонны беседовать с ребенком и стимулировать активную деятельность в придумывании себе разнообразных игр и занятий. Удовлетворяют все потребности ребенка, но не балуют его.

Что касается поведения и поступков ребенка, то все проступки родители обсуждают, чтобы понять мотивы, и чтобы ребенок мог сделать выводы, а не наказывают его за них. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений и стараются не причинять вред другим, так как у них уже в какой-то степени сформированы нравственные качества. Понятно, что никакие меры наказания в такой семье не применяются, поскольку ребенок и так все старается выполнять. Однако стимуляции активности тоже нет, так как родители считают это естественной потребностью любого человеческого существа, вообще никак не поощряют ребенка за то, что он и так делает с удовольствием.

На глазах у ребенка с детства благожелательное отношение его родителей к окружающим, внимательное, уважительное и не конфликтное. Семья имеет много друзей и знакомых, а к родственникам и родителям относится заботливо. Вот в такой семейной обстановке и вырастают люди с сенситивным типом личности. Эти люди достаточно общительны, однако не любят больших шумных компаний, привязаны к родителям. Болезненно относятся к упрекам и нотациям в свой адрес. Однако это вдумчивые и рассудительные люди, которые не всегда могут постоять за себя и отвоевать место под солнцем.Существует тип семейного воспитания , при котором родители проявляют полную покорность своему ребенку и выполняют все его желания, боясь, что он начнет капризничать. Для ребенка готовы на все и просто не чают в нем души, при этом очень беспокоятся о нем и боятся за его судьбу, поэтому и не спускают с него глаз вплоть до подросткового возраста.

Повышенное внимание и опека проявляются и в том, что ребенку не дают действовать самостоятельно, лишают его активности, превращая в зрителя. Сами же всячески развлекают ребенка и балуют его. Как следствие недостаточной самостоятельности у ребенка может наблюдаться задержка развития абстрактного мышления, сохраняется потребность в действиях с предметами, что влияет и на общее развитие ребенка, требуя обучающей коррекции.

Родители воспитывают ребенка в рамках полной вседозволенности, поэтому он и безразличен к принципам нравственности и морали. Характерным является поведение в зависимости от группы, в которой находится в данный момент, и ситуативная мораль. В общем, ребенок имеет эгоистическую направленность, которая дальше будет в нем укореняться. Понятно, что наказание за проступки в такой семье отсутствует, какие бы они ни были. Наоборот, родители могут испытывать чувство вины, если они не в состоянии удовлетворить какую-то потребность ребенка, в дальнейшем, повзрослев, он будет спекулировать этим, манипулируя родителями.

В плане общения с окружающими людьми родители склонны контактировать только с теми, кто может быть чем-то полезен. Ребенку выбирают друзей сами, и ревнуют к самостоятельным выборам, до последнего пытаются контролировать всю систему взаимоотношений с окружающими. Как последствие такого стиля воспитания, у человека формируется инфантильный тип личности. Этот человек плохо ориентируется в жизни, не всегда в состоянии принять самостоятельное решение, а над теми, которые принимает, не совсем задумывается. Это эгоцентрист до мозга костей без особых принципов и морали. В решении проблемных ситуаций надеется на помощь со стороны. Проявляет незрелость эмоций и инфантильность до седых волос.

Контролирующий стиль воспитания подразумевает постоянное направление ребенка по правильному пути, по мнению родителей. В обращении с ребенком проявляют жесткость, не показывая любви (чтобы не избаловать), требуют многое, завышая планку. Не имея элементарных знаний о детской психике, такие родители постоянно практикуют различные воспитательные системы, а ребенок выступает в роли подопытного кролика.

Свобода детей из таких семей ограничивается, при этом выход за рамки предписаний строго контролируется родителями. Особенностью этого типа воспитания является педантичность родителей в некоторых вопросах, например, в выполнении режима дня. В результате у детей развивается суетное мышление, они быстро схватывают информацию и хорошо ее запоминают, а вот воспроизводят плохо, так как боятся ошибиться и быть наказанными за это. Дети растут тревожными, а постоянные запреты вызывают протесты.

Постоянно пытаясь уличить своего ребенка в неблаговидных поступках, родители формируют в нем неуверенность в себе, поскольку сами родители чрезмерно обеспокоены правильностью его развития. В конечном итоге дети просто не понимают, как надо себя вести, поскольку родители недовольны в любом случае. Тогда все поступки принимают защитную окраску.

Семейными приоритетами пользуется наказание, а не поощрение, с использованием приказного тона. Родители скупы на ласку, поддержку и похвалу, а свою жестокость по отношению к ребенку склонны оправдывать. Получается, что родители добиваются сиюминутного успеха в воспитании, а не развитых норм поведения.

Почему-то такие родители считают, что ребенок мешает окружающим людям, тогда они оправдываются и извиняются за него. Одновременно они проявляют агрессию, придирчивость и критику тех, кто неправильно ведет себя по отношению к их чаду.

Такие методы воспитания приводят к тому, что у человека формируется тревожный тип личности. Такие люди склонны к интроверсии, которая основывается на низкой самооценке и неуверенности в себе. Не вступают в конфликты, не всегда адекватно воспринимают отношение окружающих к себе, преувеличивая его негативность. Не позавидуешь таким людям, поскольку вообще возникает вопрос: «А умеют ли они жить полноценной жизнью и радоваться ей?»

Последний стиль семейного воспитания, которому хотелось бы уделить внимание, встречается довольно часто. В этом варианте ребенка любят, но никогда не балуют. Все невзгоды родители переносят сами, не посвящая ребенка в семейные проблемы, как бы берегут его от перегрузок, ну а ребенок впитывает образцы семейного поведения.

Характерным является то, что ребенок предоставлен сам себе, потому что родители постоянно заняты, потому то и игры у ребенка - это имитация взрослой деятельности. Да и игрушек у ребенка мало. Дети постоянно стремятся помочь своим родителям и не развиваются творчески. Вследствие того, что с малых лет ребенок наблюдает за окружающими, то у него проявляется высокая организованность как в физической, так и в умственной деятельности. Склонен осмысливать все самостоятельно.

Нравственные нормы у детей из таких семей формируются через доброжелательные отношения, родители не читают нотаций, а могут пристыдить или раскритиковать, больше стремясь показывать примеры своим поведением. Поэтому ни наказания, ни поощрения не применяются. Если родители имеют свободное время, то они уделяют его ребенку, но потребности удовлетворяют исходя из своих возможностей.

Отношения с окружающими у такой семьи благоприятные, всегда рады друзьям и знакомым, не отказывая им в помощи. Вообще человеческие отношения считают самой большой ценностью, просто благодарны окружающим и ничего не ждут от них взамен. В такой семье вырастают дети с интровертивным типом личности. А это значит, что они живут в своем мире, куда пускают не каждого. В целом, это достаточно добрые и общительные люди, про которых точно ничего сказать нельзя, кроме того, что этот человек «сам себе на уме».

В чистом виде описанные стили семейного воспитания встречаются не так часто, но и не редко, просто это не всегда разглядишь. Зато всегда очень хорошо видны последствия воспитания, взгляды на жизнь, на людей, на себя, приоритеты и установки - все что закладывали родители на протяжении всего воспитательного процесса, руководствуясь своими принципами и мотивами. И не надо задавать вопрос: «Ив кого же ты такой пошел?», поскольку ответ очевиден, но родители не всегда отдают себе отчет в этом.

Воспитание - очень легкое дело, воспитание - сча­стливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой вос­питания.

А. С. Макаренко

В современной практике семейного воспитания довольно оп­ределенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитар­ный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми ха­рактеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляцион-ностью. Угрозы, понукания, принуждение - вот главные сред­ства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха,


Незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внут­реннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассив­ность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким ви­дом. Жестокость и террор - вот основные черты такого отноше­ния родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в стра­хе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, лени­вых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, что не­редко, самодурствующих детей.

«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родите­лей - явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой роди­тельский престиж, а получают обратное. Начинается отчужде­ние ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудно-воспитуемость.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепро-щенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недис­циплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозво­ленности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, рас­четливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Мака­ренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотноше­ний.


Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мне­нию детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут


разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец граж­данственности, трудолюбия, честности и желания сделать их та­кими, какими являются сами.

Таким образом, знание типичных отношений в семьях и
стилей родительского воспитания помогает учителю лучше,
быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело.
Для каждого типа негативных отношений существуют свои
способы их преодоления._______________________________

Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство от­ветственности, тренирует волю, человеческое досто­инство, умение сопротивляться соблазнам и преодо­левать их.

А. С. Макаренко

Содержание воспитания в семье обусловливается генераль­ной целью демократического общества. Семья обязана фор­мировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления: физическое, нравственное, интел­лектуальное, эстетическое, трудовое. Они дополняются эко­номическим, экологическим, политическим, половым обра­зованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается в том, что приоритет здоро­вья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспи­тание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, зака­ливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Разви­тие познавательных интересов, способностей, наклонностей и за­датков ставится в центр родительской заботы.


Нравственное воспитание в семье является стержнем отноше­ний, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей - любви и ува­жения, доброты и порядочности, честности, справедливости, со­вести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплиниро­ванность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети - христианскую мораль, общеэтиче­ские учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важ­но, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о пре­красном, существующем в жизни. Это особенно важно, так как прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, поя­вилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и ро­дителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь - поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень оп­рятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удиви­тельно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства»! Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отда­вали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжири­ванию времени!

Но для этого и родителям, и учителям нужно долго и упорно трудиться на ниве воспитания. Для родителей семейное воспита­ние - это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хо­рошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется осознанный характер семейного воспитания, требо­вание разумного и взвешенного подхода к решению воспитатель­ных задач. Воспитательная работа родителей в семье - это преж­де всего самовоспитание. Только приступая к воспитанию, многие родители начинают понимать, как недостаточно воспи­танны они сами. Каждому нужно начинать с себя, учиться быть педагогом.


Методы воспитания детей в семье - это пути (способы), с по­мощью которых осуществляется целенаправленное педагогиче­ское влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

Влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных
поступках и приспособлено к личности;

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей:
понимания цели воспитания, родительской роли, представлений
о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько ро­дителей, столько разновидностей методов.

Все родители используют общие методы семейного воспита­ния: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспекти­ва), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телес­ные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов созда­ются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в се­мье. Среди этих средств слово, фольклор, родительский авто­ритет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и мораль­ный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонст­рации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, ре­ликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опира­ется на ряд общих условий.

1. Знание родителями своих детей, их положительных и от­рицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие по­ручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отно­шения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, ка­залось бы сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети; 48% - какие фильмы смотрят; 67% - какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встреча­ются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997 г.), 86% юных правонарушителей, севших за решетку, от­ветили, что родители не контролировали их поздних возвраще­ний домой.


3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельно­
сти, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное
общение во время совместного труда, просмотров телепередач, по­
ходов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны,
это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятель­
ности - нет ни повода, ни возможности для общения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее
влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено
издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети все­
гда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладе­
вать секретами воспитательного воздействия - вовсе не рос­
кошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания
родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать яв­
ляются единственными воспитателями своего ребенка... В воз­
расте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в
решающей мере зависит от... элементарной педагогической
культуры матери и отца, которая выражается в мудром понима­
нии сложнейших душевных движений развивающегося челове­
ка», - писал В.А. Сухомлинский.

Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каж­дое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая передел­ка - дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и приня­тия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, - строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребе­нок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают.


Родители, которые пытаются всячески способами уклониться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они дела­ют, называется другими словами. Подход примитивный: отмах­нуться, а порой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользовать­ся. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является след­ствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого при­смотра за ними.

Подытоживая, запомним, что каких-то особых методов I семейного воспитания не существует. Применяются общие I методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный | пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для де-|тей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ | от дружбы, телесные наказания). В семейном воспитании методы приобретают личностную направленность.

Обсудим профессиональный секрет

Известно, что у каждого народа воспитание идет своим пу­тем. То, что подходит французу или немцу, не всегда полезно удмурту или калмыку. У каждого народа существуют свои очень действенные правила воспитания, выработанные народ­ной педагогикой. Соберите сведения о традициях воспитания детей в вашем регионе. Изучите литературу по народной педа­гогике вашего края. Подготовьте реферат на эту тему, высту­пите с ним на семинарском занятии.

Какие методы народной педагогики издавна применяются в вашем регионе?

Как корректируется отклоняющееся поведение детей?

Какие методы следует возобновить и взять в школу сегодня?

Педагогическая поддержка семьи

Школа обязана оказывать помощь родителям и ЮС питании детей.

Устаи школы

Начальной школе принадлежит ведущая роль в организации семейного воспитания детей младшего школьного возраста в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного


влияния она должна стать на гуманистические позиции педагоги­ческого просвещения.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организацион­ных формах (рис. 22):

Формы связи школы и семьи I

Родительские собрания

Лекция № 15

Психология семьи

    Семья. Виды семей.

    Типы и стили семейного воспитания.

    Роль семьи в воспитании и развитии личности.

1. Семья. Виды семей

Первые требования к личности человека и его поведению, как результату семейного воспитания, мы находим уже в библейских заповедях: не укради, будь почтительным к старшим.

Семья – особая интимная группа, социальное объединение, общность, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность.

В основе семейного воспитания был заложен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

В зависимости от количества детей семьи бывают:

Многодетные,

Малодетные,

Однодетные,

Бездетные.

По составу:

Однопоколенные (супруги),

Двухпоколенные (родители + дети),

Межпоколенные (родители + дети + родители родителей).

В последнее время достаточно распространены неполные семьи.

Отмечено, что семейные обстоятельства, в которых выросли дети, накладывают отпечаток на всюих жизнь и даже предопределяют судьбу.

Успешность воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и учебно-воспитательных учреждений.

Действенным стимулирующим фактором развития учащихся является создание трудовой атмосферы всемье. Дети должны вносить посильный вклад в создание благополучия семьи.

Родители должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, относиться к ним (несмотря на возраст) уважительно.

Формирование правильных взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми – важная задача родителей.

2.Типы и стили семейного воспитания

Сколько семей, столько особенностей воспитания, и, тем не менее, можно выделить типичные модели отношений межу взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи – порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.

Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью – чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях – с аморальными поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи не правы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия, различие характеров, противоборствующих желаний, отрицательные эмоции.

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений : авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Угрозы, понукания, принуждение – главные средства авторитарного стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми.

Источником либерального стиля является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.

Демократический стиль характеризуется гибкостью.

Родители, при демократическом стиле общения, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

Содержание воспитания в семье определяется генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается в том, что приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей – любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или как минимум давать им представление о прекрасном в окружающей жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложен­ную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей в семье закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, путь один – поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Для родителей семейное воспитание – процесс сознательного формирования физических и духовных качеств своих детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного, взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

4. Роль семьи в воспитании и развитии личности

Пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

Влияние на ребенка – индивидуальное, основанное на конретных поступках и приспособленное к личности;

Выбор методов зависит от педагогической культуры родите­лей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание – поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них – слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

    Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т. д.

    Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

    Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности – нет и повода, и возможности для общения

    Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.