Спокойствие детей. Полезные советы родителям

Мужчинам

А буду говорить, что я делаю, когда ощущаю себя уставшей и раздраженной.

У меня сейчас двое детей — дочке 2,9 лет, сыну 8 месяцев. Дочка постепенно приближается к кризису трех лет, а настроение сына меняется резкими скачками. И последнюю неделю малыш вымучивает верхние зубы, плохо спит, орет и не слезает с мамы:)

Такое бывает абсолютно у всех матерей. Не верю, что где-то есть идеальные дети, которых никогда ничего не беспокоит... Колики, зубы, какие-то кризисы, скачки развития... У моей дочки были колики, но зубы лезли незаметно. У сына — наоборот. А кому-то так «повезло», что сразу наваливается и первое, и второе, и третье. Как быть?!

Что делать, когда уже невмоготу?

  • Как я уже часто говорила, важно замечать свою усталость на ранней стадии. Не доводить до того состояния, когда вам хочется всех переубивать. Чем раньше вы начнете восстанавливаться, тем лучше! Не ждите, что все само рассосется!
  • Примите свою усталость и раздражение. Скажите себе: «Да, я ору на детей. Да, меня все бесит! Да, я устала, я ничего не успеваю. Да, я не могу всегда быть „на высоте“ и постоянно улыбаться, как идеальная счастливая мама». Эта стадия — очень важна! Жизненно важно перестать маскировать свои чувства, перестать изображать «вечный позитив», не считать усталость чем-то позорным и ненормальным.
  • Включить режим экономии энергии. Важно сделать это как можно раньше. Не беда, если несколько дней меню вашей семьи будет более скудным. Я при первых признаках усталости начинаю готовить каши (в ту же овсянку можно добавить изюм, орехи и корицу), макароны, гречку с овощами... Также я перестаю мыть полы каждый день (если на то нет реальной необходимости). И оставляю только самую минимальную уборку.
  • Если есть возможность, не стесняться просить о помощи. Это не унизительно, это нормально. Пусть папы/бабушки/подруги/няни погуляют с детьми. Или еще как-то помогут. Я обычно прошу супруга погулять со старшей дочкой. Он уходит с ней в парк часа на 3-4, а я за это время с одним младшим хорошо восстанавливаюсь. А уж если дочку забрали куда-то на целый день... К вечеру становлюсь совсем доброй.
  • Включить режим наполнения энергией. Составьте список тех дел, которые вас расслабляют. Это можно делать даже с детьми. Я могу какое-то время смотреть фильмы. Общаться с подругами. Сделать небольшую зарядку. Потренироваться в плетении кос. И конечно, используйте свободное время по-максимуму! Если дети уснули — делайте только то, что вас максимально (!) наполняет. И решите заранее, что это будет.


Что здесь самое сложное?

Казалось бы, все элементарно. Ощущаешь усталость — отдыхай! Тогда ты быстро станешь уравновешенной, довольной и счастливой. Тебя уже ничего не сможет разозлить... После этого и ребенок станет спокойным... Но есть некоторые препятствия:

  1. Иногда женщина не может признать и принять свои чувства. Вылезает синдром отличницы, хочется открыть «второе дыхание», хочется бороться до конца. И тут очень важно сменить свое окружение. Если вокруг нас только успешные неунывающие мамы, нам бывает стыдно отстать от них, признать свою слабость. Например, моя мама — сильная женщина. И когда у меня родился первенец, она непроизвольно не позволяла мне быть уставшей. Считала, что малыш — это сплошное счастье, и с одним младенцем невозможно устать. Конечно, сейчас я тоже понимаю, что один грудничок — это курорт. Но если вы совсем недавно стали мамой, научиться расслабленной жизни с детьми — очень нелегко. Как правило, этот навык приходит уже с появлением второго ребенка. Так вот, не принимать свои чувства, отвергать свою усталость — очень опасно! И если у вас нет сочувствующей мудрой подруги, имеет смысл обратиться к психологу.
  2. Иногда женщины не умеют просить о помощи. Им кажется, что их все отвергают. Просить помощи — целое искусство, ведь важно сделать это мягко, не выставляя претензий. Но в то же время — решительно. Некоторые мамы ждут, что их мужья сами предложат помощь. Но если вы уже устали — вы больше не можете тянуть время. Будьте уверенной в себе и аккуратно попросите супруга погулять с малышом. Не забывайте о благодарностях!
  3. Женщина не умеет отдыхать. Самое популярное препятствие. Отдали ребенка бабушке, а сами не можете не нервничать, снуете из угла в угол, не находите себе место... Знакомо? И вроде время свободное есть — целых два часа! Но вы либо бросаетесь что-то отчаянно мыть, либо принудительно залезаете в ванну... И не получаете никакого удовольствия. Все мысли только о ребенке, о предстоящих делах или о чем-то подобном... И вот, бабушка с малышом уже на пороге, а вы так и не заметили, как бессмысленно потратили драгоценное время. О том, как научиться отдыхать, я напишу отдельную статью. Это умение — очень важно. Благодаря ему за 15-20 минут детского сна вы станете спокойной, как удав. Здорово, не так ли? Но все это приходит только с практикой... И засчет внимательного отношения к себе.

Воспитание детей во многом зависит от вашего самочувствия. Чтоб быть чуткой и сдержанной — порой, достаточно просто хорошо отдохнуть. Сегодня я постаралась рассказать, как стать позитивной и спокойной, приняв свои отрицательные эмоции и начав восстановление. Если статья была полезна — нажмите на кнопки социальных сетей и подпишитесь на обновления блога. До связи!

Я в разводе 4 года, дочке 6 лет. После развода пришлось вернуться к родителям, они помогали с дочкой, я много работала. Потом умер мой папа. И вот мы остались втроём - я, дочка и мама. Иногда я могла уйти куда-то, по магазинам, к подруге и тд, а мама не против была посидеть с дочкой в это время, сама предлагала мне отдохнуть.

Полгода назад начала общаться с мужчиной. Точнее знали друг друга и ранее, а начались романтические отношения. И тут что-то стало происродить с мамой, когда она узнала. Постоянные разговоры на тему-да зачем это тебе надо, займись ребенком а не по мужикам шляйся (это при том что никаких мужчин после развода и не было, а встречаемся мы от силы пару раз в неделю, остальное время я или на работе или с дочкой). И наотрез отказывается оставаться с ребенком, если я не на работе. Т.е. если понимает что я могу пойти на свидание сразу -я с ребенком не останусь, хотя ничем не занята. И долгие нудные нотации на тему как мне не стыдно шляться.

Я не понимаю, что с мамой, на разговор она не идёт. Не понимаю ее реакции негативной. И не понимаю, как тогда строить личную жизнь, что делать.
Кто что подскажет?

538

Ящер

Усталаааа.
Муж тяжело болен, давно, больше года. С сентября уже не работает, дома, на инвалидности. Ходит последние два месяца только в пределах квартиры. При последней вылазке на улицу обратно на 5 этаж тащила его на себе. Понятно, что лечится, не просто так ждем у моря погоды, но становится только хуже.

Характер больного при таких обстоятельствах редко улучшается, скажем мягко так. Понятно, что все на мне. Кроме работы, домашних хлопот, забот о нем, многих дел, в которых он теперь не помощник, бегаю воюю с инстанциями, которые теряют документы, месяцами не передают данные и т.д., и т.п. (да, я их победила, но сколько сил, времени и нервов на это уходит!) Всего не опишешь, вспоминается только существенное, а жизнь – она в повседневке.

Сейчас лежит вторую неделю в больнице. Вчера после рабочего дня, после часа в пробках, прибежала в больницу – он начинает по своей привычке разговора, то не расслышит, то делает вид, то гримасничает, то перебивает, то не дослушивает. А у меня сил и времени нет на это. Плюнула, оставила ему чистые вещи, забрала грязные и домой убежала.

Дома дочка-подросток. Поручила ей две сущие мелочи сделать к моему приходу – в очередной раз «забыыыыыла». Не выдержала, наорала и ограничение на телефон не сняла. Так она мне бухтела и возмущалась весь вечер (бухтелка вся в папу).

В восемь – часы можно сверять – всегда звонит мама. По тысячному кругу одни и те же разговоры – как муж, что с ним можно сделать, где она видела какие скидки и что купила по акции. Но вчера, зная, что на это я буду уже не способна, позвонила ей выходя из больницы и сказала: «Я сегодня устала и не в духе, не звони мне сегодня, завтра поговорим». Но родителям, конечно, огромное спасибо – они когда в выходные едут закупаться продуктами, то многое покупают на две семьи и мне завозят, я только расплачиваюсь.

Легла спать в 10, а заснуть не могла до половины второго. Хоть и выпила валерьянки. Буду отдыхать на работе (а работа тоже новая с сентября, как-то не хочется расслабляться).

И вдобавок начинаю простужаться. А сосалки для горла дома забыла. Полное апчхи, блин.
Уф. Пар спустила. Иду работать. А то что-то совсем мне было гадко.

278

Просто Марина 69

тоже болтательная.........
насколько мы должны своему ребенку?
про любовь и обеспечение жизнедеятельности речи не идет, это должны!!
а вот внимание, время, здоровье, личная жизнь?
хочется просто узнать ваше мнение...
недавно мне дочь 13 лет сказала (раза 3-4) :"Ты свою дочь на концерт променяла!"
это я после работы не в 21.00 вернулась, а в 23.00, сходила на концерт БГ...
акция разовая...
в кино хожу с ней, в школу вечером за ней приезжаю, обнимаю, целую, разговоры веду, животных ее кормлю и гуляю....
и вот такие слова, на полном серьезе(((

195

Аноним

Вернее не так
Мне невыносимо скучно стало жить
Не радует вообще НИ-ЧЕ-ГО и состоянию этому скоро год, и я от него очень устала
Если бы не сын, я уже вышла бы в окно
Все ждала что это состояние пройдет, но антидепры уже не помогают
У меня изменился характер и я замкнулась в себе.
У меня постоянное ощущение что жизнь - кисель без вкуса
Мне просто тошно
Завтра иду к очередному психиатру, они мне больше не помогают, но просто что еще делать не знаю
Я помню какой вкусной может быть жизнь, как могут радовать даже обыденные мелочи - просмотр фильма, свидание, поделка от ребенка
Я хочу обратно, туда, в ту жизнь, к той себе. Но не могу найти обратной дороги.
Пишу не знаю зачем, просто выговориться
Простите за негатив

191

Юлиана

Прочитала тему про мужа, который вроде хороший, но автор с ним жить не может, и вот решила рассказать о ситуации, которую мне поведала приятельница неделю назад. Иногда переписываемся через мессенджер, написала ей как дела. Ну общаемся- замечаю, она как-то отвечает депрессивно. Спрашиваю: все у тебя нормально? Ну и тут она мне рассказывает (видимо, надо было ей выплеснуть эту жесть).

Поругались они с мужем- она попросила забрать ребенка с акробатики, - не успевала с работы, а он вечером просто взял и ушёл "тусить с друзьями" поставив ее перед фактом. Пришел ночью пьяный. Это регулярно происходит. Она ему утром высказала все что думает. Пару дней молчат. Потом увидела она бутылку вина выпитую, вечером спать легли,- спрашивает: Вино пил? - (муж как я поняла стал часто выпивать). А в ответ...даже я обалдела) Слышь да ты [ удалено модератором ], животное ты тупое, да ты..... мат в общем.

Говорит она рта не могла открыть- в шоке. Минут 20 он ее поливал грязью и там выражения, скажу я вам.....жееесть. Мат и трэш. Смысл такой: пил и что? тебе какая разница? (притом вино какое-то дорогое, это третья была за неделю, зато денег на продукты у него нет) ты кто ваще такая чтоб мне выговаривать, довольствуйся тем какой я, рот закрой. Она от шока отошла маленько говорит ты давай ка вещи собирай (живут у нее), он ее ногой с кровати сдвинул и вторая волна: да ты животное гадское мне еще указывать будешь... никуда я не уйду.

В общем вот такая история. Как я поняла она собирается подавать на развод, но тут и новый год, и как его выставить, и как вообще с ним общаться...но я несколько дней с ней не общалась. Чем дело кончилось не знаю. Ее сестра сказала ей типа да ладно бывает, это же не в первый раз он мол тебя оскорбляет. Внешне они нормальная пара, вполне. Вот интересно стало, что бы Вы сделали на ее месте? Я ей ответить не смогла.

169

Если вы считаете, что взрослые в большей степени подвержены стрессам, то это далеко не так, утверждают ученые. Большим стрессором для ребенка является даже переход в новую школу или соседний класс. А когда еще и со сверстниками общий язык найти не можешь… О том, чем опасны детские стрессы и как с ними бороться, рассказывают наши эксперты.

Переживания большие и малые

Дети подвержены стрессу в большей степени, потому что для них окружающий мир часто неведом, таит опасность, - считает профессор Михаил Рыбалко. - Когда мы имеем значительный багаж опыта, знаем возможные исходы из ситуации, то меньше боимся и переживаем. Кроме того, ребенок часто воспринимает мир глазами мамы: если она встревожена, он переживает еще больше. Особенно остро стресс у детей проявляется в ситуации расставания родителей. Часто после развода ребенок заболевает неврозом или начинает страдать задержками в развитии. Иногда дети даже замолкают на полгода-год. Хотя внешне это переживание не так заметно, как у взрослых.

Впрочем, далеко не только возраст определяет подверженность стрессам. По словам Светланы Михайловой, доцента кафедры клинической психологии психологического факультета АлтГУ, в большой степени это зависит даже не от возраста, а от темперамента человека и его воспитания.

Большим стрессом для ребенка становится смена школы, класса. Снизить уровень переживаний здесь можно с помощью объяснений: это не означает уход навсегда - ребенок может встречаться с бывшими одноклассниками, считает профессор Рыбалко.

Адаптация к первому, пятому классам - довольно серьезный процесс, - говорит Екатерина Гусева, педагог-психолог городского оздоровительно-образовательного центра «Потенциал». - Многое здесь зависит от педагогов и родителей. Поскольку для ребенка это значительный стресс, можно начать с укрепления здоровья - это витамины, правильное питание, спорт. Не менее важна эмоциональная поддержка - даже небольшой успех ребенка должен быть отмечен. То, насколько легко ребенок войдет в новый коллектив, зависит и от его умения дружить. При этом родителям не следует обсуждать при ребенке плохое поведение его одноклассников, навешивая ярлыки.

Но главную роль в процессе адаптации играет все же учитель. Что плохо: сейчас в детях с первого класса воспитывают конкуренцию. Каждый становится сам по себе, и в итоге это ведет к разрозненности коллектива. Отсюда вытекает другая причина детских стрессов - конфликты в школе. От родителя здесь требуется научить ребенка разрешать ссоры словами. Однако, если конфликты заходят слишком далеко и стоит вопрос о безопасности и здоровье ребенка, родители обязательно должны вмешиваться. Конечно, при согласии чада. Лучше всего проблемы решать в частном порядке, не вынося их на публичное обсуждение: поговорить с родителями обидчика, учителем. В спокойных тонах, без оскорблений. Крайняя мера - перевод ребенка в другую школу, хотя при таких радикальных мерах обязательно нужно вести с ребенком параллельную работу, иначе проблемы перейдут на новое место. Можно подключить психолога.

О пользе шепота

Если родителям и вмешиваться в конфликты детей со сверстниками, то очень осторожно, уверена Светлана Михайлова:

Умный родитель затеет в классе общую игру, праздник, и весь конфликт пройдет. Или научит реагировать шуткой - такого ребенка тоже не будут обижать. А если ругать обидчика - ничего не получится. Ребенок еще больше озлобится. Дети подросткового возраста не слышат, когда на них орут, разговаривать с ними нужно шепотом на ушко. В воспитании детей слова не играют никакой роли, научить можно только своими поступками и любовью. Все добром делается, в добрых семьях и добрые люди растут.

То, что насилия в школе стало больше, спровоцировано жестокими играми детей, в том числе компьютерными, - говорит Екатерина Гусева. - Поэтому так важно уделять внимание нравственному воспитанию ребенка.

Если же происходит так, что в конфликте агрессор - ваш ребенок, постарайтесь перенести его энергию в конструктивное русло, советуют психологи. Чаще всего такое поведение спровоцировано дефицитом внимания.

Сама жизнь

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического факультета АлтГУ Марина Фроловская уверена, что школу нельзя воспринимать как подготовку к жизни - это уже есть и сама жизнь. Снизить стресс при поступлении в школу можно, воспитав в ребенке психологические навыки, которые помогут ему быть учеником: развитие речи, внимание, памяти, умение общаться. Все это происходит через игру.

Что касается конфликтов в школе, то, прежде чем давать советы, важно задать вопрос: почему это произошло. Здесь как у Окуджавы, главное - святая наука - расслышать друг друга. Деятельность хорошего педагога схожа с деятельностью психотерапевта. Если между ним и учеником есть доверие, педагог так поговорит с ребенком, чтобы он сам сформулировал свою трудность, и вместе попытается ее решить. К сожалению, сегодня в большинстве школ сократили штатных психологов. А они нужны, причем самого высокого класса, - считает Марина Фроловская.

Симптомы стресса у детей

У грудных детей и малышей до двух лет:

  1. чрезмерная раздражительность;
  2. демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
  3. ухудшение сна.

У дошкольников

  1. возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  2. «возвращение в детство»(ребенок трех - пяти лет снова берет в рот пустышку, мочится в штаны и т. д.);
  3. чрезмерно усиленные детские страхи - не может уснуть из-за боязни смерти и т. п.;
  4. частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  5. появление дефектов речи;
  6. гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  7. слезная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

У младших школьников

  1. частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
  2. ночные кошмары;
  3. быстрая утомляемость;
  4. постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
  5. постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
  6. ложь;
  7. возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький(«впадает в детство»);
  8. расстройства без видимой на то причины;
  9. озабоченность сверх меры своим здоровьем;
  10. нежелание посещать школу и гулять с друзьями - замкнутость, отрешенность от мира;
  11. агрессивное отношение к окружающим;
  12. педантизм и максимализм в работе по дому и в учебе: ребенок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
  13. заниженная самооценка;
  14. беспричинные тревоги, волнения и страхи;
  15. падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
  16. дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т. д.;
  17. ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Предупреждаем стресс

Генеральный партнер выпуска «Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье» - «Алтайспиртпром».

  1. Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребенку, поддерживать доверительные отношения с ним.
  2. Не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребенком и не давать ему это делать самому.
  3. Необходимо морально подготовить ребенка к возможным стрессовым ситуациям - нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с темной стороной жизни. Выберите золотую середину: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях.
  4. Родителям следует помогать ребенку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями.
  5. Научите своего ребенка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т. д.

Генеральный партнер выпуска «Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье» - «Алтайспиртпром».

Кто такие спокойные дети? Какого ребенка можно назвать спокойным? Когда рождается ребенок, то его оценивают по шкале Апгар, которая учитывает, как скоро и сильно закричал , как он двигается и другие показатели.

Слишком спокойный новорожденный скорее насторожит врачей, нежели обрадует . Если младенец все время спит, плохо сосет и мало набирает в весе, такое спокойствие никак не доставит радости родителям. Слишком спокойного ребенка нужно обязательно обследовать у врача-невропатолога.

Не удивляйтесь, если доктор посоветует вам тормошить малыша, зачастую таким деткам прописывают , обучение грудничковому плаванию, динамическую , любые меры, которые способны расшевелить малыша. Такие детки вяло сосут грудь, у мам пропадает молоко, и ребенок переводится на смесь. Постарайтесь все же сохранить грудное вскармливание даже в такой сложной ситуации, как можно чаще предлагайте грудь малышу, сцеживайтесь и допаивайте своим молоком из бутылочки или ложки, ведь ослабленному крохе так нужно именно мамино ценное питание. Когда ребенок начнет набирать нормальный вес, то сразу же догонит своих сверстников в развитии.

Часто спокойные груднички не держат голову в именно по причине того, что они почти все время спят, мало двигаются, следовательно, не развивают свои мышцы и плохо набирают вес. Не волнуйтесь, специальная гимнастика, частые кормления и ваша любовь обязательно помогут в этой ситуации. Найдите хорошего врача-невропатолога, который будет наблюдать малыша и подскажет, как правильно действовать в этой ситуации. Если же ваш малыш хорошо набирает вес, развивается по графику, мало плачет и много улыбается, радуйтесь, значит у вас нормальный, здоровый, по-хорошему спокойный ребенок .

Малыш растет, развивается, к году, как правило, большинство детей начинают ходить и активно познавать окружающий мир. На первый план выходит не физическое, а эмоциональное, психическое развитие ребенка. Дети начинают проявлять характер. Психологи выделяют четыре типа темперамента людей, в том числе и детей : холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.
Дети-холерики спокойными никогда не бывают , это легковозбудимые, активные, шаловливые, озорные, задиристые, нередко драчливые ребятишки. Родители таких малышей могут только помечтать о спокойной жизни. Психологи советуют воспитывать таких детей в максимально спокойной обстановке, исключать эмоциональные перегрузки, развивать в малышах усидчивость. Холерики — хорошие ораторы, заводилы детского коллектива, они хорошо адаптируются в новой обстановке, легки на подъем и не боятся перемен.

Дети-флегматики напротив очень спокойные малыши . Они медлительны, несуетливы, не любят перемен, тяжело адаптируются в коллективе. Таких малышей психологи советуют чаще тормошить, приучать к подвижным играм, учить быстро переключать внимание, развивать в них любознательность. Зато эти дети имеют отличную память, они упорно и рассудительно идут к своей цели.

Детки-меланхолики очень чувствительны , легкоранимы, любое повышение тона, несправедливое наказание могут вызвать у такого ребенка сильный стресс. Эти дети обычно спокойны и очень послушны, тяжело адаптируются в коллективе из-за своей эмоциональной слабости и обидчивости. Их нужно стимулировать к проявлению инициативы, развивать в них смелость, активность, но помнить, что душа у таких малышей тонкая и нежная, поэтому они требуют особой заботы и защиты со стороны близких. Обычно меланхолики – это творческие личности, из них вырастают талантливые писатели, художники, поэты.

Сангвиники – это самые жизнерадостные, дружелюбные и общительные детки . Несмотря на свою активную жизненную позицию, постоянное веселье и активность, у этих деток очень ровный и спокойный характер, они послушны, неконфликтны, спокойно реагируют на наказание. Такого ребенка нужно приучать к усидчивости, аккуратности, формировать в них устойчивые интересы, учить доводить начатое до конца.

Нельзя однозначно сказать хорошо или плохо, когда ребенок спокойный . Нужно смотреть, в какой ситуации он проявляет это качество. Все дети разные. спокойного, сильного и уверенного в себе ребенка – задача не из простых. Если вы сами будете спокойными и рассудительными родителями, тонко чувствующими своего ребенка, то и малыш у вас будет жизнерадостный, целеустремленный и доброжелательный.

Мы рисуем себе французскую мамочку примерно так: ребенок мирно спит в колясочке или «сьеж-ото», пока она пьет кофе на веранде любимого ресторанчика. Впрочем, сказочная карусель, милые плюшевые дуду, изящная maman, которая, когда надо умеет произнести категоричное «non» (и ее послушают!) - все так. Прелестные дети, прекрасное воспитание… Но у французских родителей есть тысячи проблем с детьми, которые так похожи на наши. Секреты французского воспитания в своей книге раскрывает известный психолог Анн Бакюс.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию главу из книги «Все секреты французского воспитания», которая выходит в свет в издательстве "Эксмо".

Как оставаться спокойным, когда ребенок устраивает истерику?

«Когда дочка устраивает нам истерику, причем из-за полного пустяка, то это что-то с чем-то… Кажется будто она самый несчастный ребенок на свете, которого смертельно обидели. И тем не менее, достаточно сделать небольшой шаг навстречу, дать ей то, что она просит, чтобы на ее лице вновь засияла радостная улыбка!»

Двухлетний Жан больше не ходит с папой в супермаркет. Его крики и бешеные истерики, следующие за каждым отказом в покупке, переполнили чашу родительского терпения. Разве можно не чувствовать себя беспомощным и раздраженным одновременно, когда этот маленький дьяволенок вопит, стучит ногами, забирается в тележку и заставляет остальных покупателей смотреть на вас так, словно вы изверги, а не родители? Клоду всего каких-то полтора года, но его приступы гнева просто невыносимы. Если он требует понравившийся ему предмет, то отказа не принимает. Причем это может быть что угодно, начиная от торта в магазине и заканчивая связкой маминых ключей. Когда родители ему отказывают, он настолько ужасно на это реагирует, что они невольно задумываются, не слишком ли строго себя с ним ведут, не нужно ли чаще идти ему на уступки.

Дети в возрасте от полутора до четырех лет очень легко выходят из себя. Если что-нибудь идет вразрез с тем, чего им хочется прямо здесь и сейчас, то это становится достаточным поводом для истерики. Они хотят сами принимать решения по поводу того, что касается их жизни, однако одновременно с этим чувствуют себя маленькими и беспомощными. Слушаться взрослых? Даже не обсуждается. Ну разве что для того, чтобы сделать им приятно.

Как вести себя во время детской истерики?

  • Ребенок во время приступа гнева теряет всяческий контроль над своими эмоциями. Он ничего не слышит, никакие аргументы не способны привести его в чувство. Любые попытки его угомонить, только усугубят ситуацию.
  • Первым делом необходимо подождать, пока его нервное напряжение не стихнет. Лучше всего дать ребенку возможность выплеснуть эту энергию, либо игнорируя его крики, либо по возможности изолировав от окружающих («Иди кричать к себе в комнату. Вернешься, когда успокоишься»).
  • Не идите ему на уступки. Если его истерики будут «окупаться», то будут случаться все чаще и чаще.
  • Не нужно пытаться его перекричать, и ни в коем случае нельзя самим поддаваться гневу. Так вы сможете только запугать его. Не забывайте, что своим поведением вы подаете ему пример.

После того, как ребенок успокоится

  • Когда вы почувствуете, что ребенок выплеснул большую часть своего гнева, то, если он не будет протестовать, можно попробовать помочь ему успокоиться. Обнимите его и прижмите к себе крепко и нежно. Немного покачайте его. Это поможет малышу взять себя в руки.
  • Если вы отправили ребенка к себе в комнату, напомните ему, что он может вновь к вам вернуться, как только его приступ гнева сойдет на нет.
  • Никогда не усугубляйте конфликтную ситуацию. Именно вы должны сделать первый шаг к примирению. Ребенку просто необходимо чувствовать, что устроенная им сцена никоим образом не отразится на вашей любви к нему.
  • Если в порыве гнева резкими и неконтролируемыми движениями ребенок сделал кому-то больно или что-то сломал, то помогите ему исправить ситуацию . Он может попросить прощения у братика или собрать разбросанные по полу кусочки паззла.
  • Объясните ему, что у него, как у любого человека, есть полное право на то, чтобы злиться и выражать свой гнев , однако при этом нельзя что-то ломать или причинять окружающим боль.

На холодную голову

  • Если ваш ребенок частенько выходит из себя, если он гневно реагирует на любой отказ или несогласие с вашей стороны, то самое время задуматься. Поставили ли вы перед ним границы дозволенного? Понимает ли ребенок, что в доме главный не он?
  • Являетесь ли вы для своего малыша примером людей, которые умеют контролировать свои собственные эмоции, гасить свой гнев и сохранять спокойствие? То, как ребенок будет справляться со своими собственными эмоциями, во многом зависит от того какой пример ему подают родители. Как только вы почувствуете в себе нарастающую злость, скажите ему: «Я чувствую, как начинаю сердиться из-за того, что только что произошло; мне нужно побыть одному - пойду постою на балконе, чтобы успокоиться».

Как избежать приступа детского гнева в следующий раз?

  • Попробуйте как можно быстрее отвлечь его внимание на что-нибудь интересное. Подойдет все, что угодно, начиная от «О, смотри, там голубь на террасе!» до «Разве твой мультик не начался?».
  • Перед тем, как отказать ребенку, дайте ему понять, что прекрасно понимаете его желание: «Да, ты прав, эти конфеты на вид действительно просто объеденье, в следующий раз мы купим именно их».

Учите его находить компромисс

Порой одно «да», но с ограничениями, ставшее результатом переговоров с ребенком, может свести конфликт на нет. При таком подходе проигравших нет: «Хорошо, можешь взять конфету, но только одну» или «Хорошо, ты можешь поиграть, но только пять минут, не больше».

Что касается ребенка, то он учится аргументировать свою точку зрения, а также чувствует что может с вами договориться и быть услышанным родителями. Даже если он и не получил все, что хотел, то добился чего-то. Что касается вас, то вы получили со стороны ребенка послушание и свели на нет конфликтную ситуацию. Как только согласие было достигнуто, важно придерживаться оговоренных условий: пять минут - значит пять минут, но никак не пятнадцать. Если пустить все на самотек, то получается, что поставленными вами ограничениями можно пренебрегать, и ваше слово теряет вес.

Осторожней: нельзя торговаться с ребенком до бесконечности. Если согласие не было достигнуто, то последнее слово всегда должно оставаться за вами.

У любой истерики есть скрытый смысл

Гнев становится результатом резкого прилива негативных эмоций, которые поглощают малыша полностью. Приступ ярости происходит внезапно, и он абсолютно независимо от того, понимают родители его истинную причину или нет. Маленькие дети очень восприимчивы, и эта чувствительность не всегда полезна. Гнев, в свою очередь, приводит к ненужной нервозности, напряжению, стыду, в конце концов. Либо и вовсе провоцирует другой гнев, на сей раз - родительский.

Приступ детского гнева, каким бы внезапным и чрезмерным он не казался, несет в себе определенную смысловую нагрузку:

  • Он выражает недовольство : «Я хочу что-то сделать, но у меня не получается»;
  • Он выражает страх быть покинутым и связанные с этим переживания ;
  • Он выражает желание быть самостоятельным , взрослым, самому за себя решать;
  • Он выражает потребность в уважении и возмущение по поводу того, что может показаться ребенку несправедливым.