Советы родителям по воспитанию детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям

Выбор цветов

Воспитание детей – процесс ответственный, за ошибки в котором часто приходится очень тяжело расплачиваться, как ребенку, так и его родителям. В наше время найти советы по воспитанию детей не составляет труда – просторы интернета, научные труды известных и не очень педагогов и психологов и, конечно же, опытные бабушки, дедушки и старшие подруги. Как из всего разнообразия таких поучений выбрать наиболее правильные? Наверное, каждый взрослый сам должен решать, какая методика воспитания подойдет ему и его ребенку, какими рекомендациями стоит воспользоваться. Для этого предлагаем ознакомиться с наиболее популярными советами психологов по воспитанию детей в зависимости от их возраста.

Специалисты утверждают, что воспитывать малыша нужно начинать еще до его рождения. Существует много современных методик внутриутробного воспитания младенца. Мы же рассмотрим воспитание ребенка после его рождения.

Врачи рекомендуют почаще разговаривать с новорожденными, сопровождая ласковыми словами процесс туалета, переодевания, кормления. В часы бодрствования необходимо предоставлять младенцу свободу движения, позволять ему рассматривать игрушки, выражать свои эмоции.

Приведем полезные советы по воспитанию детей от 3 месяцев до 3 лет:

  • 3-6 месяцев . Взрослые должны больше разговаривать с малышом, вызывая у него положительные эмоции. Не рекомендуется укачивать ребенка, принуждая его ко сну, лучше, чтобы он засыпал самостоятельно.
  • 6-9 месяцев . В этом возрасте кроха уже может различать интонацию взрослых, понимает некоторые слова. Поэтому в обращении с ним можно применять ласковый тон для поощрений и строгий для запрета.
  • 9-12 месяцев . Детки данного возраста очень общительны, тянутся к тому, кто с ними ласков. Однако не стоит забывать о развитии самостоятельности у ребенка, оставлять его одного с игрушками на некоторое время, обучать навыкам самообслуживания. Уже нужно начинать проводить совместные игры с несколькими детишками приблизительно одного возраста, предлагать малышу простые игры.
  • 1-2 года . На первое место в воспитании ребенка выходят игры. Особенно рекомендуются такие игровые ситуации, которые помогают ему лучше узнать окружающий мир, ознакомиться с его обитателями (растениями и животными).
  • 2-3 года . В данном возрасте у малыша резко возрастает потребность в самостоятельности. Нужно позволять ему самому одеваться, совершать гигиенические процедуры, делать какие-то действия (достать игрушку, отнести на кухню тарелку). Важно обучать малыша правильной речи, не стоит с ним сюсюкаться, употреблять уменьшительные слова. Родители должны подбирать игры, которые развивают координацию движений, ловкость и точность, например, лепка, рисование, физические игровые занятия.

Советы психологов по воспитанию детей дошкольного возраста в первую очередь относятся к эмоциональной сфере. В это время ребенок очень уязвим эмоционально. У него могут быть разные страхи (темноты, собак, пауков), которые ни в коем случае нельзя высмеивать. Лучше постараться помочь малышу избавиться от них.

Подготавливая дошкольника к учебному процессу, нужно воспитывать у него усидчивость, культуру поведения и стремление к получению знаний.

Основным методом воспитания детей дошкольников являются развивающие игры. Благодаря игровой деятельности у ребенка развивается внимательность, самостоятельность, общение, а также лидерство. Главное – правильно подобрать игры. Это должны быть как активные виды игр, так и интеллектуальные.

Важную роль в воспитании детей дошкольного возраста занимает чтение книг. Нужно правильно подбирать книги для малыша, учитывая его возраст, интересы, смысловую нагрузку написанного. В это время большинство деток начинают обучаться азбуке и чтению. Чтобы заинтересовать их процессом обучения, можно применять разные современные методики, прикладные материалы, такие как кубики, аппликация, обучающие диски и компьютерные программы.

Поступление в школу становится очень сложным и ответственным периодом для каждого ребенка. Он входит в мир новых отношений, правил и обязанностей. И родители должны помочь ему в это непростое время.

Приведем некоторые советы родителям по воспитанию детей младшего школьного возраста:

  • Ребенку важно видеть заинтересованность взрослого в его школьных делах и успехах. После трудового дня следует расспрашивать маленького ученика о проведенном в школе дне, помогая ему понять то, что он не знает, или с чем столкнулся впервые.
  • Необходимо поддерживать интерес школьника к получению новых знаний. Взрослые могут попросить его прочитать вывеску на магазине, посчитать, сколько машин стоит возле дома.
  • Нужно чаще хвалить ребенка. Каждый его успех, пусть даже совсем маленький, не должен оставаться незамеченным. Специалисты утверждают, что детки в возрасте 6-10 лет очень чутко реагируют на похвалу, это становится для них стимулом стараться еще больше.
  • Предоставьте малышу право на ошибку. Не стоит наказывать его за плохую отметку или замечание учителя, если он не сделал плохой поступок преднамеренно. Ребенок должен учиться исправлять ошибки, только так он будет совершать их меньше в будущем.
  • Важно организовать личное пространство младшего школьника. Это может быть его комната или личный уголок. Там он может заниматься любым делом, взрослые не должны вмешиваться в его личное пространство.
  • В этом возрасте нужно приучать ребенка к порядку – в комнате, на письменном столе, в портфеле. Обращайте внимание на его внешний вид, состояние одежды и обуви.

Можно привести много советов по воспитанию детей. Однако, прежде всего, каждый родитель должен помнить, что главное – руководствоваться своим умом и сердцем. В первую очередь нужно окружить малыша заботой и любовью, быть ему примером во всех сторонах жизни. Только в таком случае можно вырастить счастливого человека, который найдет свое место в жизни.

Советы родителям дошкольников


Время летит крайне быстро, и скоро Ваш ребенок станет первоклассником.

Готов ли он к школе?

Какой объем знаний к этому времени должен быть у дошкольника?

Что важнее: знания или психологическая готовность?

Вопросов – море!

Все дети дошкольники разные:

Одни ходят в детский сад, изучают там буквы, цифры, посещают занятия у логопеда и психолога.

Другие никогда в саду не бывали, а круг общения ограничен родителями и детьми их знакомых.

Третьи, не посещая детский сад, занимаются в различных центрах раннего развития, кружках и секциях.

К какой из этих категорий ни относился бы ваш ребенок, если до школы остается не менее полугода, то все поправимо!
Психологический аспект

Если в детском саду дети знакомы с правилами поведения во время занятий, то для деток, которые дошкольные учреждения не посещают, посидеть 15-20 минут – это тяжелое испытание. Даже самая интересная тема, не способна удержать внимание дошкольника больше 10-15 минут.

Лучшее решение – посещение групп кратковременного пребывания в школе. К сожалению, такие группы есть не в каждой школе.

Если у вас нет возможности записать ребенка в центр раннего развития, то устраивайте импровизированные уроки дома. Поручите ребенку нарисовать рисунок, но постарайтесь сделать так, чтобы во время рисования, он не отвлекался и сидел на одном месте.

Еще один совет родителям дошкольников: во время занятий дома старайтесь делать так, чтобы ребенок выполнял то, что вы ему поручили, а не то, что хочет он. То есть, пусть рисует дерево, как вы сказали, а не машинку или солнце.

Не стоит забывать о том, что специального образования большинство мам не имеют, поэтому многие вещи, необходимые для подготовки к школе, могут быть упущены.
Важные умения

Эти качества для дошкольника не менее важны, чем знание букв и цифр. Ребенок должен уметь обслуживать самого себя: причесываться, одеваться, обращаться за советами к взрослым. В таком возрасте, дети должны владеть информацией о месте своего жительства, фамилии, именах родителей и месте их работы, временах года, возрасте.

Перед школой родителям необходимо позаботиться о развитии памяти вашего ребенка. Такие «тренировки» лучше проводить в форме увлекательных игр. Считайте на прогулке птиц, людей, обращайте внимания на цвета автомобилей. Дома, после прогулки, спросите ребенка, сколько белых автомобилей, к примеру, он видел.

Чтение и запоминание стихотворений – это отлично, а если ребенок их знает наизусть немало, попросите рассказать стишок на конкретную тему (о маме, о друзьях и т.д.)

Родителям дошкольников следует уделить особое внимание и развитию логики ребенка. Для этого можно использовать ряд картинок или фигурок, где один-два элемента будут лишними: овощ среди фруктов, или живое существо среди предметов.

Если подвести итоги, то полезная информация для родителей дошкольников заключается в следующем:
- тренируйте память, внимание ребенка;
- уделяйте внимание развитию логики, моторики, восприятия и усидчивости;
- используйте общие развивающие упражнения;
- проводите занятия в игровой форме.

Помните, главное правило для родителей дошкольников состоит в том, чтобы:
- привить ребенку интерес к получению новых знаний,
- научить его не бояться плохих оценок,
- находить общий язык с одноклассниками.
Ведь для Вас он всегда был и будет самым лучшим и любимым!

Дмитриева Людмила Викторовна ,
воспитатель первой категории ГБДОУ №39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Постановка проблемы и ее актуальность

Мир детства неразрывно связан с игрой. Так устроен человек, родившись, он еще не может объективно воспринимать действительность и его нормальное развитие, а также становление внутреннего мира, невозможно без игры. Какова роль родителей в процессе развития ребенка посредством игры, и на какие игры для развития детей необходимо делать акцент?

Если ребенок дошкольного возраста уже вполне может играть и развиваться вместе с друзьями самостоятельно или под руководством воспитателя, то малыши, которые только познают мир, нуждаются в постоянной опеке и участии родителей. Родители должны уделять играм со своим малышом максимальное количество времени, причем не просто играть, но и выдумывать, увлекать малыша, делать процесс игры максимально разнообразным и насыщенным, заботясь о развитии физических качеств малыша, его моторики, а также - сообразительности, творческом и интеллектуальном развитии. Родители должны координировать игровую деятельность ребенка и чередовать активны игры с настольными, позволяющими отдохнуть и перевести дух. Кроме того, малыш должен играть как дома, так и на улице, где происходит его социализация, установление взаимоотношений со сверстниками.

Развивающие игры

Но не стоит думать, что ребенку-дошкольнику нужно дать вдоволь наиграться до 6-7 лет, никак не заботясь о его развитии. Развивать ребенка нужно, но делать это необходимо не с помощью нудных занятий в группах на подготовительных курсах, а дома и в процессе обращения малыша со сверстниками - в форме игры. Благо, развивающие и обучающие игры для детей-дошкольников уже давно придуманы и, скорее всего, даже Вы в детстве сталкивались с ними. Что же это за игры?

Прежде чем заняться их перечислением и выделением их положительных качеств, нужно сказать пару слов о наиболее важных вещах для того, чтобы такая игра действительно принесла пользу Вашему малышу. Прежде всего, развивающие игры должны проводиться с участием взрослых - именно взрослый должен направлять малыша и помогать ему проявлять свои сильные стороны в совместной с ним деятельности.

Кроме того, развивающие игры необходимо подбирать с учетом возраста ребенка и в разумной последовательности этапов - то есть, от наименее сложных к все более усложняющимся задачам, можно также постепенно вводить дополнительные усложняющие элементы.

Сюжетно-ролевые игры

К ним относятся те самые игры “во врача”, “дочки-матери” и тому подобные. Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире. Ребенок же берет на себя какую-то роль какого-то взрослого, начинает действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом “взрослой жизни” малыша, они помогают познавать окружающий мир и, отталкиваясь от увиденного в реальности, под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения.

Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов

Такие игры помогают развивать у ребенка логическое мышление, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус - это, наверное, наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию.

Обычные детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развивать память и образное мышление. Кроме того, разглядывание загадок позволяет развивать смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.

Психологи считают, что именно в играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым.

Конструкторская игра

Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.

Игра-драматизация

По сути, эта игра подразумевает заучивание малышом слов роли, точная передача чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыш, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основной для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности для маленького ребенка.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же врем решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.

Игры для развития детей могут быть не только активными. Окружающий мир таит в себе столько интересного и увлекательного, что еще предстоит познать малышу.

Домашние игры также занимают большое значение в жизни малыша. Дома не так удобно играть в активные игры, ну разве что в “съедобное-несъедобное”, когда можно развивать внимательность и ловкость малыша, предлагая ему ловить бросаемый мячик при назывании съедобных предметов, и отбивать мяч при назывании несъедобных.

Дома особую актуальность приобретают спокойные настольные игры, развивающие внимательность, память, сообразительность, фантазию и сенсорику малыша.

Для развития мелкой моторики, то есть, развития детских пальчиков, невероятного важного для процесса мозговой активности, очень полезно использовать различные крупы. Взяв глубокую миску с крупой (например, гречневой) и спрятав в ней несколько маленьких кубиков или разноцветных шариков, нужно предложить малышу пальчиками отыскать их.

Насыпав крупу (теперь уже манную) в широкое и неглубокое блюдо, можно увлечь его рисованием на крупе с помощь пальчиков. Такая игра не только разовьет мелкую моторику, но и воображение ребенка. Можно также предложить ему сделать бусы из макарон с отверстиями. Макароны предварительно раскрасить в разные цвета. Получаются очень красочные украшения. Развитию воображения, памяти и мелкой моторики помогут и игры раскраски. Главное, в процессе игры взрослый должен всячески поддерживать, хвалить малыша, стимулируя его тем самым к дальнейшему росту.

Когда малыш подрастет, он сможет освоить пазлы, делать аппликации из листьев, камешков или пуговиц, а также играть в компьютерные развивающие игры для детей, которые предлагают всю гамму развивающих игр для ребенка.

Игровые упражнения, способствующие развитию мышления

Игра “Закончи слово”

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок - его заканчивать.

“Отгадай, что я хочу сказать”

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумать одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру “Найди лишнее слово”.

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является “лишним”.

1. Яблоко, слива, огурец, груша.

2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

3. Платье, свитер, рубашка, шапка.

4. Береза, дуб, земляника, сосна.

5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

6. Хлеб, молоко, творог, сметана.

7. Час, минута, лето, секунда.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры “Отвечай быстро”.

Взрослый бросает ребенку, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Игра “Назови слово” способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

2. Назови слова, обозначающие домашних животных.

3. Назови слова, обозначающие зверей.

4. Назови слова, обозначающие овощи.

5. Назови слова, обозначающие фрукты.

6. Назови слова, обозначающие транспорт.

7. Назови слова, относящиеся к спорту.

8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее. Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра “Как это можно использовать”

Предложите ребенку: “Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот.”

Например: “Большой - маленький.”

Можно использовать следующие пары слов:

Веселый - грустный

Быстрый - медленный

Пустой - полный

Худой - толстый

Умный - глупый

Тяжелый - легкий

Храбрый - трусливый

Твердый - мягкий

Шершавый - гладкий

Игра “Бывает - не бывает”

Для игры вам понадобится мяч.

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Яблоко соленое.

Дом пошел гулять.

Волк бродит по лесу.

На дереве выросли шишки.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Девочка рисует домик.

Лодка плавает по небу.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Ветер качает деревья.

Игра “Угадай по описанию”

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный. (Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра “Кто кем будет”

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: “Как они изменятся, кем будут?”

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра “Что внутри?”

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

Дом - стол

Шкаф - свитер

Холодильник - кефир

Тумбочка - книжка

Кастрюля - суп

Дупло - белка

Улей - пчелы

Нора - лиса

Автобус -пассажиры

Корабль - матросы

Больница - врачи

Магазин - покупатели

Что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни.

Заботьтесь о своих малышах, уделяйте им максимальное количество времени и насыщайте их жизнь самыми разнообразными играми для развития детей!

Список литературы

1. “Играем пальчиками и развиваем речь.” В. Цвынтарный, 1996г.

Издательство Лань, город Санкт-Петербург

2. “Сенсорное развитие.” Л. В. Фомина, 2001г.

Творческий центр сфера, город Москва

3. “Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.” Л. А. Венген, О. М. Дьяченко, 1989г.

Издательство Просвещение, город Москва

дошкольного возраста:

Практически все родители знают, как одевать, как кормить и обеспечивать уход, но советы родителям о воспитании детей никто не дает, поэтому папа и мама воспитывают своих детей так, как умеют. Конечно, есть родители, которые читают много соответствующей литературы, где психологи рассказывают о воспитании и учат умению общения с ребенком, но, к сожалению не каждая мама и папа, может найти время для чтения книг.

Как же помочь родителям, которые мало знают о воспитании детей, которые не знают, как быть строгим и одновременно добрым, как стать для своего ребенка близким другом, не потеряв при этом авторитет, вот самые важные советы родителям, которые помогут в воспитании детей:

    Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у вас плохое настроение. Помните, только ваше позитивное настроение поможет наладить тесный контакт с вашим ребёнком.

    Воспитание должно быть поэтапным. Планку поднимайте своевременно, но постепенно.

    Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.

    Для успешного общения с ребенком используйте только форму эмоциональной, яркой и доверительной беседы. Речь может быть строгой, но ни в коем случае не резкой или грубой. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребенка мысли и требования родителей.

    Станьте для ребенка близким другом, который в нужной ситуации даст дельный совет, не осудит его поступок.

    Научите его любить себя и окружающих его людей. Это сделает его уверенным в себе человеком и поможет наладить общение с окружающими.

    Научитесь быть строгими, но в тоже время добрыми. Если вы всегда показываете любовь по отношению к ребенку и ругаете его только тогда, когда это действительно нужно, это, безусловно, даст свои результаты в вашем воспитании.

    Научите его умению отстаивать свои принципы в жизни.

    Всегда слушайте ребенка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно вас волнуют.

    Старайтесь максимально больше проводить с ребенком свое свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым.

    Никогда не расставайтесь, поссорившись с ребенком, сначала помиритесь, а потом уже идите по своим делам.

    Всегда хвалите его за то, что он в данный момент дома и тогда он будет всегда спешить домой, чувствуя себя нужным.

    Всегда говорите ему о том, что он очень хороший, но не лучше, чем другие, чтобы он не вырос чрезмерно гордым и лицемерным.

    Считайтесь с его мнением и выбором. Никогда не критикуйте его, пусть даже вы не совсем согласны с ним.

    Учите его отвечать за свои поступки. Всегда оценивайте его поступки, но ни в коем случае его самого и если он не понимает чего-то, укажите на его ошибку, рассказав, как бы вы поступили на его месте, оставив право выбора и принятие решения им самим.

    Никогда не вспоминайте о уже совершенных его ошибках. Все, что было должно оставаться в прошлом.

    Не ставьте ему ультиматумы, не читайте нотации, не допускайте злых насмешек или сравнений, которые могут унизить или ранить его.

    Если вас разочаровывает или обижает его поведение – скажите ему об этом. Но не акцентируйте внимание на его поведении, а просто расскажите о своих чувствах.

    Снизьте по возможности чрезмерный контроль, так как это редко приводит к успеху.

    Не возлагайте на него больших надежд, которые он не в силах оправдать. Сначала ясно для себя определите, чего вы конкретно хотите от ребенка, а потом обязательно узнайте, чего он хочет сам, и постарайтесь договориться о принципиальных и самых важных пунктах.

    В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл беседы.

    Ваше внушение должно носить характер тонкого, разнообразного и последовательного влияния на ребенка.

    Разговаривайте с ним всегда, как с взрослым человеком, без изобилия уменьшительно-ласкательных слов.

    В спорах, если это возможно, уступите, чтобы ребенок не чувствовал свою вечную неправоту, этим вы научите ребенка уступать, признавать поражения и ошибки.

    Любите его не за ум, талант, красоту или одаренность, а просто за то, что он есть!

    Помните, что вам нужно обязательно привить три самых важных качества: находчивость, уважение и ответственность. Помните о том, что успешными людьми становятся те люди, которые никогда не падают духом, относятся с уважением к окружающим людям и умеют отвечать за свои поступки.

Конечно, совет родителям о воспитании детей дать легко, а вот осуществить его довольно трудно, но если по-настоящему хочется вырастить доброго, хорошего, ответственного, любящего и успешного человека, то нужно попытаться сделать все возможное, чтобы никогда не жалеть о своих «ляпах» в воспитании, а только лишь гордиться своим ребенком.

Любите и берегите своих детей!


У родителей не должно быть никаких сомнений в том, что их чадо, как и все остальные дети, уникален. Но при этом он не является и точной копией одного из родителей. Поэтому неразумно требовать от него реализации придуманной родителями программы жизни и достижения поставленных ими же целей. Пусть ребёнок сам проживёт свою жизнь, найдёт в ней своё место, станет собой со всеми своими достоинствами и недостатками. Его нужно принимать таким, каков он есть, и больше смотреть на его сильные стороны.

Что родителям нужно и не нужно делать в воспитании детей?

  • Не стоит скрывать от ребёнка свою любовь к нему, он должен понять, что родительская любовь будет сопровождать его при любых обстоятельствах.
  • Малыша можно смело брать на колени, обнимать, целовать и заглядывать ему в глаза, когда бы он этого ни захотел. Ласка является хорошим поощрением.
  • Но любовь не должна превратиться в бесконтрольную вседозволенность. Поэтому нужно обозначить чёткие рамки и табу, но при этом их не должно быть слишком много. Зато установленным запретам нужно следовать неукоснительно.
  • Нельзя торопиться с наказаниями, а лучше воздействовать на ребёнка с помощью просьб. Если проявлено неповиновение, то следует прежде убедиться, что просьба соответствует возможностям и возрасту ребёнка.
  • Если же ребёнок открыто демонстрирует неповиновение, то впору подумать о наказании, строгость которого должна соответствовать тяжести проступка, при этом ребёнок должен понимать, за что несёт наказание.
  • Проще всего подобрать ключик к ребёнку через игру, когда ему можно передать знания, навыки и понятия о многих ценностях. В игре взрослым и детям проще понять друг друга.
  • С ребёнком нужно чаще разговаривать и объяснять причины ограничений и запретов. Пусть он учится выражать свои переживания словесно, анализировать своё поведение и поведение других людей.
  • Используя свою любовь, такт и мудрость родители лучше всего сохранят психическое здоровье ребёнка.
  • Общению с людьми ребёнок учится у взрослых, которые являются для него масштабом, мерой, критериями оценки себя и прочих. Вступая в мир сверстников и взрослых, ребёнок начинает с того, что судит мир с оглядкой на законы, преподанные ему взрослыми людьми.
  • Важно понять, что манера обращения взрослых с ребёнком не только влияет на поведение последнего, но и на его психическое здоровье . Если малыш не уверен в положительном отношении взрослого к себе или даже уверен в негативной оценке тем своей личности, то это вызывает подавленную агрессию.
  • Воспитанием ребёнка нельзя заниматься, пребывая в плохом настроении.
  • Воспитывая ребёнка, нужно предоставлять ему самостоятельность, а не контролировать каждый его шаг. Воспитание нельзя подменять плотной опекой. Ведь взрослые сами не любят, когда в их дела вмешиваются, копаются в мелочах, навязывают готовые решения, таковы и дети. Однако у них ещё не достаёт опыта, поэтому, когда они до всего пытаются дойти сами, то им всё-таки нужна помощь взрослых, но ненавязчивая, тактичная и умеренная.
  • Ребёнку следует доходчиво объяснить, что от него требуется и одновременно спросить, что он сам об этом думает. Поскольку у детей неизбежно будет свой жизненный путь, отличный от судьбы родителей, то они необязательно должны хотеть того же, что и их предки.
  • Важнее оценивать не личность, а поступок. Именно здесь чаще всего случаются самые серьёзные ошибки родителей. Надо бы сказать «ты поступил плохо», оценивая поступок, но вместо этого часто говорят «ты плохой», оценивая личность ребёнка.
  • Вернее будет показать путь решения задачи, а не подсказывать самого решения. Периодически вместе с ребёнком нужно анализировать его ложные и верные пути к достижению цели.

Создание в семье благоприятной атмосферы

Воспитание трудолюбия

Ребёнка нужно чаще поощрять за инициативу, самостоятельность, хорошо проделанную работу, а при неудаче - не раздражаться, а ещё раз терпеливо объяснить. Его полезно привлекать к семейным делам и приучать доводить до конца начатую работу. В семье все, в том числе и дети должны иметь свои обязанности. Труд не должен служить мерой наказания.

Воспитание доброты

Жизнь человека проходит в общении. Чтобы ребёнок вырос добрым, в его общении со взрослыми, в совместном труде, игре, отдыхе, познании должно быть много радости. Доброта начинается с любви к природе в целом и ко всему живому в частности. Ребёнка нужно научить не быть равнодушным и злым. К ребёнку нужно одновременно проявлять любовь и требовательность. Взрослые сами должны совершать хорошие поступки и уметь владеть собой, ведь дети всему этому учатся у них.
Взрослые должны помнить, что у детей под влиянием опыта общения с ними формируются самооценка и оценка других людей, при этом появляется и ещё одна важная черта - сочувствие другим людям, умение переживать чужие радости и горести как свои собственные. Общаясь со взрослыми, малыш впервые понимает, что помимо собственной важно учитывать и точку зрения других людей. Проявление при неформальном общении с детьми педагогической авторитарности порождает у них нехватку самостоятельности, неспособность выразить своё мнение и отстоять его. При общении с ребёнком нужно забыть о том, что только в словах взрослых содержится истина, ведь в процессе общения нужно понять оппонента и отождествить себя с ним.

В свете сказанного выше следующие советы родителям по воспитанию детей должны оказаться полезными:

  • Родителям следует вдуматься, какие трудности возникают у их ребёнка при переходе из младших классов в средние. Если он попросит помочь ему в работе над домашним заданием, нельзя в этом отказывать. Но не следует всё делать вместо него, а вместе с ним, тем самым приучая его к самостоятельности.
  • Нужно помочь пятикласснику выучить имена всех учителей по разным предметам.
  • Нельзя негативно высказываться в присутствии ребёнка о его школе и учителях, даже если на то есть основания. Лучше без него разобраться с проблемой, имея учителя в качестве союзника.
  • Нужно обеспечить своему ребёнку соответствующий его возрасту режим дня и удобное рабочее место в его комнате.
  • У подростка дома должен присутствовать эмоциональный комфорт, для чего с ним нужно уметь общаться.
  • Любому достижению ребёнка нужно радоваться, но нельзя его сравнивать с другими школьниками. Оценку следует давать поступкам ребёнка, а не ему самому.
  • Нужно неизменно доброжелательно встречать ребёнка, в каком виде, когда и откуда он не вернулся бы домой.
  • Родителям полезно читать книги на воспитательные темы и помнить, что быть родителем - естественное состояние человека, а не профессия или обязанность.
  • Если уж ребёнка приходится ругать, то только не словами «Вечно ты…», «Ты всегда…», ведь всегда и вообще ребёнок хорош и только в данный момент что-то не так сделал, на что ему и следует указать.
  • Поссорившись с ребёнком, нужно обязательно с ним примириться, и лишь затем его можно покинуть, уйти в другую комнату.
  • Нужно делать так, чтобы ребёнок был привязан к дому.
  • Детям не хватает имеющегося общения с родителями, поэтому полезно читать с ними вслух интересную книгу, благодаря чему духовное общение станет богаче.
  • Если родитель почувствует себя неправым в споре, то он должен суметь признать это, чтобы ребёнок сам учился признавать поражения, ошибки и уступать.
  • Нужно подбадривать подростка, что придаёт ему уверенности. Но в случаях, когда он неправ, не нужно стесняться и покритиковать его. Критику и похвалу нужно сочетать.
  • Есть такие важные качества, которые родители должны воспитать в своих детях - это ответственность и уважение.

Тревожность родителей - хорошо или плохо?

Тревожность - это особенность человеческой психики, когда в разных жизненных ситуациях человек склонен испытывать беспокойство.