Шесть способов вернуть внимание ребенка на групповом занятии. Семь эффективных способов привлечь внимание ребенка Как заинтересоваться в учебе

Рождество

Любой адекватный родитель согласится с утверждением, что способности ребенка нужно развивать, причем это не должно быть какое-нибудь одностороннее развитие – малыш может заниматься и в двух, и в трех кружках одновременно. Главное, чтобы ему это нравилось. Только тогда им будут достигаться желаемые вершины. Но как выбрать секцию для ребенка? Какому кружку отдать предпочтение? Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно.

Кружок по способностям

Весьма странно было бы отдавать свое чадо в секцию, направление которой его вовсе не интересует. Со временем такая деятельность надоест ребенку, поэтому велика вероятность того, что время на обучение будет потрачено зря. Что делать?

  1. Обратите внимание, какими видами деятельности интересуется ваш ребенок.
  2. Никогда не заставляйте свое чадо делать то, что ему не нравится, даже если у него это получается превосходно. В дальнейшем подобные занятия не будут приносить удовольствия, а сам ребенок вряд ли вырастет счастливым и успешным.
  3. Во время домашних занятий постарайтесь заметить, чем ребенок любит заниматься, что у него получается лучше всего.

Итак, чтобы правильно выбрать секцию ребенка, следует опираться на эту тройку главных правил. Стоит также учитывать, что у малыша может не быть никаких способностей или талантов. Однако если вы заметили заинтересованность той или иной деятельностью – смело отдавайте ребенка в соответствующий кружок. Будьте уверены, такие занятия будут полезными, а результаты – отличными. Учитывать стоит и то, понадобится ли эта деятельность вашему ребенку в будущем.

Интерес и мнение ребенка – превыше всего

Примерно с трехлетнего возраста малыш уже может сказать, что ему нравится, а что нет, чем он хочет заниматься, а что ему не интересно. Воспользуйтесь этим. Не игнорируйте желания своего чада. Обязательно поинтересуйтесь, какую секцию выбрать хочет именно он. Тогда выбор сделать будет проще, а в дальнейшем ребенок будет с удовольствием заниматься любимым делом.

Если же ребенок не может определиться с выбором, ненавязчиво помогите ему: расскажите о видах деятельности, которые могут его заинтересовать, объясните, зачем они нужны, чем полезны. Возможно, один из предложенных вами вариантов понравится крохе, и тогда проблема будет решена лучшим образом.

Бывает так, что ребенок посещал секцию с удовольствием, а в какой-то момент начал наотрез отказываться от занятий. В чем причина? Это предстоит узнать. Постарайтесь поговорить с ребенком, выяснить, почему у него пропало желание заниматься. Ведь причин может быть много, и потеря заинтересованности – не единственная: возможно у него возникли непонимания со сверстниками или преподавателем, банальная усталость или болезнь тоже могут отбить желание посещать кружок. Дайте ребенку отдохнуть, пропустите несколько занятий в секции: если это не поможет, ищите другое занятие.

Очень важно! Никогда не упрекать ребенка в том, что он спонтанно решил бросить занятия – дети растут, их интересы меняются. И задача родителей – поддерживать эти интересы, дать ребенку свободу выбора.

Как выбирать секцию: основные моменты

Желание заниматься в кружке может возникнуть, если тщательно подойти к его выбору. Для этого стоит учесть несколько важных рекомендаций:

  1. Узнайте, в каких кружках занимаются друзья или одноклассники вашего ребенка. Если у малыша есть недруги, также нужно узнать, где занимаются они, чтобы ненароком не отдать свое чадо в коллектив его соперников – из-за конфликтов он бросит занятия уже в скором времени.
  2. Выбирайте секцию, которая располагается недалеко от вашего дома, школы. Близкое расположение зала сбережет ребенку силы, а родителям – нервы.
  3. Обратите внимание на стоимость занятий. Ориентируйтесь исключительно на свои возможности. Однако, выбирая дорогостоящий кружок, имейте в виду, что и требования вы будете выдвигать своему ребенку более серьезные. А если он откажется более посещать занятия? Представьте свою реакцию…
  4. Если вы выбрали секцию или кружок, обязательно предварительно посетите этот зал. Важно отметить все: обстановку, отношение преподавателей к детям и детей к преподавателям, мнение родителей других детей, наличие необходимого инвентаря, соблюдение техники безопасности, какие вещи и предметы понадобятся для занятий дополнительно.
  5. Если вам понравилось все, в следующий раз посетите занятие уже с ребенком. Как правило, первое занятие всегда бесплатное. После него вы можете узнать, насколько интересно вашему ребенку было заниматься, какое впечатление у него сложилось о преподавателе, о зале, о детях. И если ответ малыша положительный, смело записывайтесь в кружок.

Продолжительность занятий в каждом случае строго индивидуальна. Зависит этот фактор от желания, сил, работоспособности ребенка, его занятости в школе, возможности сопровождения его взрослыми и т.д. Количество кружков одним не ограничивается: ориентируйтесь на заинтересованность ребенка, его устойчивость к нагрузкам и, конечно же, на свой кошелек.

Обязательно выберите дни недели и время для занятий, которые будут наиболее удобны вам и менее загружены для ребенка. Лучше, чтобы ваше чадо посещало секционные занятия после уроков или в выходные дни.

Если ребенок потерял интерес к занятиям…

Отчаиваться и хвататься за голову не стоит, а упрекать малыша в его неопределенности – это вовсе преступление. Наберитесь терпения, ведь развитие ребенка – дело не из простых. Родители должны быть мудрыми, ведь совсем не значит, что если ребенок перестал интересоваться занятием, которое когда-то ему нравилось, он его обязательно бросит. Ваша задача – сделать все, чтобы малыш изменил свое мнение. Но делать это нужно аккуратно, ненавязчиво.

Что вы можете сделать?

  1. С вдохновением расскажите ребенку о преимуществах выбранного им кружка.
  2. Оставьте в стороне свою напористость и принципиальность – в этом вопросе они худшие ваши враги. Позвольте крохе сделать выбор самостоятельно: ребенок имеет право заниматься в том кружке, который ему нравится больше всего, где ему комфортно, интересно, легко. Отстаивая свою точку зрения, родители рискуют потерять доверие своего ребенка.
  3. Стоит правильно объяснить цель посещения секций и кружков: это не развлечение, а способ получения определенных умений и навыков с целью достижения конкретных результатов.
  4. Обязательно интересуйтесь успехами ребенка, его впечатлениями. При необходимости поддерживайте и помогайте, но делайте это ненавязчиво, без строгого контроля и управления.
  5. Станьте вдохновителем своего чада. Всегда поддерживайте его решения, хвалите за успехи, но ни в коем случае не ругайте за неудачи – объясните, что упорство в занятиях поможет достичь высоких результатов.
  6. Мотивируйте своего малыша, напоминайте о перспективах его деятельности – такой подход поможет ребенку оставаться «на плаву» в трудные моменты.

Детские кружки и секции – прекрасная возможность уберечь своего малыша от деградации. Занимаясь любимым делом, ребенок будет всегда подвижным, активным, бодрым, заинтересованным. У него не будет времени на такие глупости, как компьютерные игры или просмотр телевизионных передач, которые разрушают реалистическое восприятие детей. Но одно из главных преимуществ, которое получит ваше чадо, - это живое общение со сверстниками, чего так не хватает детям в наше время.

Часто родители, пытаясь научить ребёнка полезным, по их мнению, вещам, обнаруживают, что кроха абсолютно не имеет желания усваивать предлагаемую ему информацию. Вместо этого он предпочитает часами смотреть в монитор, либо носиться по двору с друзьями. Позже проблема переносится на учёбу в школе, на дополнительное образование в виде творческих кружков и спортивных секций, и.т.д. Ребёнок просто теряет интерес к продуктивной деятельности, предпочитая впустую «убивать время». Почему это происходит, и как этого избежать?

Для начала, обратите внимание на себя. Подумайте, насколько активный и интересный образ жизни вы ведёте. Если всё своё свободное время вы проводите у экрана телевизора, либо с электронным гаджетом в руках, ограничивая своё общение с окружающими общими фразами в духе «Нужно сходить в магазин», «На улице холодно» и «Где пульт?», не удивляйтесь соответственному поведению ребёнка. Когда вы упрекаете его в лени и малой активности, он воспринимает это лишь как необоснованную придирку, видя, что вы сами не выполняете собственные установки.

Подумайте, точно ли вы знаете, что интересно детям, и не пытаетесь ли вы подменить их интересы своими. Предположим, вы очень любите шахматы, долгое время профессионально занимались ими и хотите заразить своим увлечением своего сына. А тот с тоской и недоумением смотрит на доску и фигуры, плохо слушает ваши объяснения и при малейшей возможности пытается улизнуть во двор, где его друзья гоняют футбольный мяч. Не является ли такое поведение ребёнка намёком на то, что его потенциальное увлечение лежит в совсем другой сфере?

Вспомните, насколько часто ребёнок подходит к вам с вопросами, и какие ответы от вас получает? Если вы часто отмахиваетесь или отделываетесь фразами в стиле «Вырастешь – поймёшь», «Тебе рано это знать», вряд ли это способствует развитию детской любознательности и заинтересованности в чём-либо.

Если вы не имеете ни малейшего представления, чем заинтересовать ребёнка, главный совет – разговаривайте с ним. Спросите, как прошёл день в школе, узнайте о том, что интересно детям, с которыми он общается. Если вам удастся завести оживлённую беседу, могут проявиться важные детали. К примеру, если ваша дочь долго и оживлённо рассказывает о том, как её одноклассница здорово танцует – это явный повод поинтересоваться, не желает ли девочка сама научиться танцевать.

Иногда разговор по душам может выявить и не очень приятные детали – например, у ребёнка пропал интерес к учёбе или к посещению спортивной секции из-за конфликта со сверстниками или учителями. В первом случае нужно вместе подумать над тем, как восстановить отношения в коллективе, во втором – вам, вероятно, придётся, выделить время на то, чтобы лично пообщаться с педагогами и выяснить, в чём проблема.

Если проблем с общением нет, но отсутствие интереса к учёбе, тем не менее, налицо – возможно, у ребёнка неверная мотивация. Когда он говорит вам, что он получил хорошую оценку, нужно хвалить его не за факт наличия цифры «5» в дневнике, а за способ её получения. Отмечайте усилия, которые были приложены: «Ты молодец, потому что не поленился выучить большое стихотворение», «Видишь, у тебя очень хорошо получается рисовать». Если вы помогаете в выполнении домашнего задания, не делайте всё за ребёнка, а предоставьте ему возможность продолжить начатое вами. Пусть он попутно рассуждает вслух, объясняя, почему выполнять задание стоит именно так. В случае ошибок - приводите новые примеры с подробным разбором, в случае правильного решения – хвалите. Так у детей укрепляется вера в собственные возможности и исчезает страх сделать что-то неправильно.

Иногда бывает так, что ребёнок имеет очевидные успехи в какой-либо школьной дисциплине, но не интересуется ей из-за скучного формата уроков и слишком стандартных, легко дающихся заданий. Пробудить тягу к предмету может просмотр познавательных передач, решение более интересных, «олимпиадных» заданий, чтение занимательных детских энциклопедий. Если ребёнку хорошо даётся иностранный язык – предложите ему посмотреть любимый мультфильм, озвученный на этом языке.

Когда речь идёт не о хобби, а о более обыденных вещах, таких как уборка по дому, попытайтесь вызвать у отпрыска «спортивный интерес». Сыграть можно как на командном «чувстве локтя», так и на принципе здоровой конкуренции. «Сегодня мы вместе чистим картошку, чтобы потом вместе сварить суп. Кто первым почистит свою часть картошки, тот выбирает, куда мы пойдём на выходных».

Так как заинтересовать ребёнка мягким, полуигровым способом в некоторых случаях всё же не удаётся, иногда следует включать определённую строгость. Тут важен фактор дисциплины – её отсутствие сильно демотивирует даже взрослых людей. Стоит ли говорить о детях? Прививать дисциплину стоит с раннего возраста, мягко, но настойчиво. Важную роль играет вовлечение малыша в коллектив – пресловутый детский сад приучает его к определённому режиму дня и выполнению заданий. Дома заведите свой распорядок. Разумеется, не «казарменный», но с чётко оговоренными рамками поведения. Нарушение этих рамок поощрять не стоит. Ещё один неплохой ход – завести домашнее животное, частично поручив заботу о нём ребёнку. Это одновременно поможет тому развить чувство ответственности за свои поступки и добавит положительных эмоций в семейные отношения, ведь любимый домашний питомец – отличный повод для совместных игр и дружеского общения.

Вы можете или написать свой.

Школьник, который сам, без напоминания, делает домашние задания, с интересом посещает уроки и приносит только отличные оценки в дневнике – мечта любого родителя. Иногда взрослые готовы на радикальные меры, лишь бы заинтересовать ребенка учебой. Нанимают всевозможных репетиторов, поощряют, наказывают, угрожают и ругают, шантажируют. Психолог Благотворительного фонда «Путь домой» А. Пономаренко рассказывает, почему эти методы не работают и как последовательно и спокойно мотивировать чадо учиться.

10 шагов к успешной учебе ребенка

Мы живем в непростое время. Современный мир быстро видоизменяется: совершенствуются технологии, происходят открытия. Приходится безостановочно усваивать новую информацию, получать новые умения и навыки не только детям, но и взрослым. Поэтому так важно еще в школьные годы развить интерес к обучению.

Совершенно неправильно заставлять ребенка делать уроки из-под палки. Да, возможно это на время подействует и стих будет выучен, а в тетрадке что-то написано… в угоду родителям. Страх наказания, скандала заставит сделать, что нужно – но каким путем! В лучшем случае школьник зазубрит информацию, а в худшем – спишет домашнее задание у соседа по парте. Вскоре уроки начнут ассоциироваться с чем-то неприятным, будут вызывать отторжение, раздражение и злость. Чтобы лучше понять чувства ребенка, нужно представить, как человека принуждают съехать с высокой горы на лыжах. Он не умеет это делать, не хочет и особо не понимает, зачем. А если и съедет под давлением, кататься все равно не научится.

Для усвоения материала важна осознанность и заинтересованность. Нужно, чтобы ребенок захотел узнавать что-то новое, стремился к совершенствованию себя. А для этого родителям следует создать благоприятные условия. В 10 советах психолога А. Пономаренко вы найдете ответы на вопросы о том, как мягко направить чадо к учебе и показать мир знаний с другой, приятной стороны.

Всегда отвечайте на вопрос «почему?»

Любознательность – очень хорошее качество, которое само по себе мотивирует учиться. Нужно поощрять ее всеми возможными способами:

  • Всегда отвечайте ребенку на его вопросы, даже если вы заняты или они вам кажутся глупыми.
  • Рассказывайте что-то интригующее и новое, прибавляя «знаешь, почему?». Например: «Крокодилы часто глотают камни, знаешь, почему?» (чтобы стать тяжелее и глубже нырять за добычей).

Если вы не знаете, как ответить школьнику, поищите вместе с ним информацию в книгах или интернете. Покажите на собственном примере, что незнание – это не стыдно. Если приложить немного усилий, ответ всегда найдется.

Поддерживайте увлечения

Ребенок любит слушать музыку? Отведите его в кружок пения или игры на гитаре. Возможно, он интересуется боевыми искусствами, восхищается героями или любит разные вкусные блюда. Дайте ему возможность углубить свои знания, добиться успеха в том, что ему по душе. Не уставайте предлагать посещение тематических выставок, публичных лекций, театра, музеев. Что-то его обязательно заинтересует и увлечет.

Узнайте о кумирах

У каждого человека есть тот, кем он восхищается и ставит себе в пример. Дети не исключение. Чтобы заинтересовать ребенка учиться, полезно обратить его внимание на то, какой жизненный и профессиональный путь прошел его кумир. Подарите ему биографическую книгу.

Не нужно навязывать ребенку своих героев, указывать, на кого равняться хорошо, а на кого плохо. Все, что в ваших силах, – постараться донести, что есть добро и зло, и как отличить одно от другого.

Создайте благоприятное окружение

По закону социальной психологии человеческой натуре свойственно подражать окружающим, с которыми он тесно общается. Находясь в коллективе интеллектуалов, он постепенно будет стремиться стать не хуже. Чтобы создать благоприятное окружение, ребенку можно предложить стать участником клуба по увлечениям, общественной организации, спортивной секции.

А может быть, проблема в самой школе?

Если ребенок плохо учится, особенно когда он скатился внезапно, следует разведать атмосферу в школе. Что нужно проверить:

  • не относится ли учитель к детям по-хамски;
  • хорошо ли он владеет предметом;
  • нет ли травли со стороны одноклассников.

Сам школьник может тщательно скрывать подобного рода проблему. Лучше задать интересующие вопросы классному руководителю и поговорить с родителями других учеников.

Травля в школе наносит серьезный удар по психике ребенка. Если она имеет место, нужно как можно скорее вырвать его из травмирующей обстановки – перевести в другое учебное заведение или класс.

Спокойно отнеситесь к плохим оценкам

Бурная реакция на «двойки» вызывает страх и, что очень вредно, неверие в свои силы. Если неудачи случаются часто, а за ними неизбежно следует скандал, ребенок перестает даже пытаться выучить материал. Гораздо проще найти обходные легкие пути. Например, спрятать дневник, списать, обмануть. Когда находишься под давлением, сделаешь все, лишь бы побыстрее от него избавиться.

Правильно контролировать учебу ребенка, но не давить на него. Помогать разобраться, почему он получил плохую оценку. Что ему помешало? Где он сделал ошибку? При этом важно найти баланс между помощью и взваливанием проблемы на себя. Нельзя делать уроки вместо ребенка.

Уменьшите нагрузку

Если школьник занят учебой и при этом посещает всевозможные кружки и секции, а дома его ждут обязанности по уборке, то его психика просто не выдержит. Непосильные нагрузки чреваты срывами и даже болезнями. Нужно найти золотую середину между трудом и отдыхом. У ребенка должно быть как минимум 2 часа свободного времени ежедневно.

Не судите о способностях ребенка по отметкам в дневнике

Хорошая учеба в школе часто не показатель большого ума и таланта. Пример тому – известные гении, которые учились на двойки:

  • А. Эйнштейн отставал по всем предметам, кроме латыни и математики.
  • И. Ньютон не один год учился весьма посредственно. Все изменилось, когда его избил одноклассник. Маленький Исаак захотел доказать, что он тоже силен, пусть не физически, но интеллектуально.

К. Линней, К. Циолковский, Т. Эдисон, Андре-Мари Ампер – можно бесконечно продолжать список величайших умов, которым не давалась школьная программа. Ребенка нужно поддерживать, любить и верить в него, несмотря ни на что. Серьезная ошибка – наказывать за плохие оценки эмоциональной холодностью, унижать и оскорблять («тупица», «бездарность», и т. д.).

Будьте включены в происходящее

Чтобы помочь ребенку полюбить школу, нужно постоянное психологическое включение в происходящее. Не набегами, когда написали замечание в дневнике, или после родительского собрания, а ежедневно. Важно интересоваться делами школьника, радоваться успехам и помогать справляться с трудностями. Он должен чувствовать, что его всегда поддержат. Своей заинтересованностью родители демонстрируют важность и ценность учебы.

Правильно мотивируя ребенка учиться, родители закладывают крепкий фундамент для становления успешного человека. В этом деле важна не победа (хорошая оценка), а процесс. Развивайте любознательность, помогайте ребенку, но не делайте домашнее за него. Не ругайте, если результат вышел плохой. Обсуждайте проблемы спокойно – и постепенно на смену страху и отторжению придет вера в свои силы, заинтересованность в учебе и успех!

Среди современных родителей большой популярностью пользуются разнообразные методики раннего развития детей. Полки магазинов пестрят уникальными пособиями и дидактическими материалами, а в сети Интернет можно найти подробнейшие описания развивающих занятий с малышами.

Однако на практике родителям не так-то просто организовать систематические занятия с маленьким ребенком. Но не торопитесь выбрасывать красочные первые учебники и навсегда отказываться от идеи раннего обучения. Воспользуйтесь приведенными ниже советами и, возможно, скоро ваш малыш удивит вас своей усидчивостью.

1. Внимание маленького ребенка чрезвычайно неустойчиво, малыш не способен продолжительное время концентрироваться на выполнении одного задания или непрерывно заниматься каким-то конкретным видом деятельности. Чередуйте разнотипные занятия – после творческого задания выполните упражнение на развитие логики, затем сделайте перерыв для прогулки, перекуса или подвижных игр, после этого вновь вернитесь к тихим играм и т.д.

2. Приготовьте для занятий качественные материалы. Совсем необязательно, чтобы это были дорогостоящие покупные пособия. Имея немного фантазии и свободного времени, можно смастерить самые разнообразные развивающие игрушки и материалы для занятий – сортеры, вкладыши, пазлы, разрезные картинки, шнуровки, головоломки, лабиринты, пальчиковый театр, лото и многое другое можно сделать своими руками из бросового материала. По максимуму используйте возможности современных технических средств – просматривайте вместе с ребенком обучающие фильмы и презентации, играйте в дидактические компьютерные игры, слушайте музыкальные композиции.

3. Не пытайтесь усадить ребенка «за парту». Все занятия преподносите в игровой форме. Например, предложите ребенку подобрать подходящее угощение для разных игрушек-зверушек – мишки, кошки, собачки, или расставить машинки в подходящие по цвету гаражи.

4. Не забывайте о похвале. Ни в коем случае не критикуйте работу своего ребенка, не поторапливайте и не одергивайте его. В конце занятия обязательно похвалите малыша, не скрывая эмоций, выразите свое восхищение его усидчивостью, и предложите, например, подарить нарисованный им рисунок бабушке.

5. Заканчивайте занятие раньше, чем маленький непоседа заскучает. Внимательно наблюдайте за ребенком и будьте готовы предложить другое занятие, как только заметите первые признаки усталости.

6. Для детишек постарше, которые способны подчинять свою деятельность определенным правилам, можно попробовать такой прием. Подберите интересную картинку и закройте ее кусочками бумаги. После выполнения каждого задания постепенно открывайте картинку, снимая один кусочек бумаги.

7. Если ребенок категорически отказывается заниматься, прибегните к маленькой хитрости. Начните выполнять задание сами, делайте это с максимально увлеченным видом, возьмите в «сообщники» куклу или зайку – через несколько минут любопытство одержит верх и малыш присоединиться к вам.

8. Немаловажным фактором является организация места для занятий. Лучше, если у ребенка будет свой стол и стул, где он сможет заниматься творчеством. Держите все необходимые для занятий материалы под рукой, в идеале, в зоне досягаемости ребенка. В любом случае, ребенок должен иметь возможность показать вам, чем ему хотелось бы позаниматься в настоящий момент.

9. Определите подходящее вашему ребенку время для занятий. Ориентируйтесь на установившийся у малыша режим дня, чередование периодов его активности. В периоды максимальной активности предлагайте малышу подвижные игры, делайте разминку, выходите на прогулку, устраивайте соревнования в ловкости. В другое время займитесь развитием логики, речи, творчеством.

10. Во время занятий необходимо поддерживать спокойную обстановку и по максимуму исключить отвлекающие факторы (выключить телефон, телевизор, убрать из поля зрения ребенка игрушки, не задействованные в занятии).

Составляйте план занятий и старайтесь заниматься систематически. В тоже время ориентируйтесь на своего ребенка, прислушивайтесь к его потребностям и возможностям, будьте гибкими – только тогда занятия обязательно принесут свои плоды и будут в радость и вам, и вашему малышу.

Для меня нет ничего удивительного в том, что ребенок может читать с удовольствием сам. Я таких детей вижу каждый день, они, правда, существуют. Кто-то читает сам по себе (к нам заходил ребенок, который в 3 года читал всё, что ему попадалось на глаза), но большинству детей любовь к книгам прививают родители. Вот что может заинтересовать и вовлечь ребенка в самостоятельное чтение - эти выводы я сделала исходя из личного опыта и благодаря 5-летней работе с родителями и детьми.

Автор - Татьяна Славинская, автор проекта mainbooks о современной литературе для детей, подростков и их родителей.

1. У ребенка должен быть доступ к книгам всегда и везде: книги дома должны быть в легкой доступности для ребенка (на полу в коробках, на столе, на тумбочке). Красиво стоящие книги на полках за стеклом редко вызывают интерес к чтению.

Например, в нашей семье книги лежат в каждой комнате на уровне ниже роста ребенка, на кухне и в машине. Мы читаем везде где получается и хочется. Нет лучшего времени, чем сейчас, помните?

2. У ребенка должна быть возможность выбирать книги самому. Не важно, где он будет делать этот выбор: в книжном магазине, на сайте интернет-магазина, в библиотеке, в книжных шкафах бабушки, друзей. Главное, чтобы ребенок книги для чтения (вслух или самостоятельно) выбирал сам.

Задача родителя - принять любой выбор ребенка. Да-да, даже если это будет история про какашки, ведьмочку или квантовую физику в 6 лет!

В нашей семье функция родителей сводится к тому, чтобы отвезти ребенка в магазин и сказать: выбирай. Не торопить, советовать книги только по его запросу, не ограничивать количество покупаемых книг.

3. Читайте сами и, пока ребенок выбирает книги для себя, тоже ковыряйтесь на книжных полках. Расскажите ему, какую книгу выбрали вы и о чем она. Я иногда, если не очень понимаю о чем будет книга, говорю что пока сложно сказать, что это за сюжет, но мне кажется, что она будет про очень интересных людей.

4. В тот момент, когда ребенок научился читать самостоятельно, не переставайте читать ему вслух. Этот период для детей всегда сложный (к слову, именно на нем многие отказываются от книг), потому что те книги, которые им интересны по возрасту, самостоятельно читать им сложно, а те, которые они могут читать, им не интересны. Вот, что можно сделать:

  • Покупая книги, выберите как минимум две: одну - для самостоятельно чтения ребенком, вторую - ту, которую Вы будете читать ему перед сном. У нас в доме все книги разделены по стопочкам: для самостоятельного чтения и для чтения вслух. Покупая книги, мы сразу же раскладываем их по этим горам.
  • Читайте толстые книги, которые увлекают ребенка по очереди: сначала, предложите ребенку читать только названия глав, потом по одному предложению на странице, потом по абзацу на странице (и предложение и абзац ребенок выбирает сам, помните? Как правило, потом, дети начинают читать целые книги.

5. Когда ребенок читает вслух (а как минимум, первый год, пока скорость чтения не достигнет 90-100 слов в минуту, важно, чтобы ребенок читал вслух), очень внимательно его слушайте!

Вы можете мыть полы, утюжить, собирать икебану, в общем, делать что угодно, но слушать! После этого на закрепление интереса к чтению здорово работает ваш восторг от услышанного. Я обычно говорю что-то в стиле: "Слушай, ну как же классно он поступил, мне сложно было представить, что в такой ситуации можно найти такое необычное решение! А герой-то - молодец!"

6. Здорово работает «блокнот прочитанного» . Для многих детей важно вести учет прочитанного. Заведите тетрадь или блокнот, в котором вы или ребенок будете записывать дату прочтения книги, ее название, автора, количество страниц в ней. Для пущей серьезности можно в конце поставить подпись. Мы, например, блокнот дополнили еще картинкой яблочного дерева, на котором зарисовываем яблоки, как только ребенком прочитана книги объемом более 65 страниц.


Источник фото: pixabay.com

7. Ведите учет всех прочитанных книг: и толстых без картинок, и тонких, с большим количеством картинок. Чем выше будет стопка прочитанных книг, тем проще физиологически и психологически ребенку будет читать. В нашей семье стопку прочитанных книг мы за определенный период мы не убираем в шкаф. Сейчас собираем стопку книг, прочитанных за лето. Да, это страшный бардак, так и живем в нем.

8. Пожалуй, один из самых зыбких и тонких моментов в процессе самостоятельного чтения - баланс между «заставлять» и «дать свободу». Дело в том, что в период, когда ребенок только научился читать сам, ему очень тяжело это делать (чтение вообще один из самых непростых интеллектуальных процессов).

То, что нам делать сложно, наш мозг делать отказывается. Поэтому, сначала важно договориться с ребенком о необходимом времени чтения каждый день. Пусть это будет сначала одно предложение в день, потом один абзац, потом 10 минут, потом 10-15-20, но каждый день. Помните: ни в коем случае ребенка нельзя заставлять читать.

Напоминайте ребенку об этом времени, если понимаете, что он забывает о нем, но важно это делать не жестко, а очень тактично, в стиле: «Помнишь, ты сегодня не читал? Ты можешь сделать это в любое время. Необязательно сейчас. Когда ты будешь готов?».

В нашей семье в конце первого класса время самостоятельного чтения ребенком дошло до 45 минут в день. На практике он читает больше, хотя я и не стою рядом с ним с часами. В самом начале мы заводили будильник на то время, которое он был готов читать. Так, в начале первого класса, он брал книгу и читал до звонка будильника 5-10 минут (время и продолжительность, разумеется, он регулировал сам), хотя на практике он, как правило, продолжал еще немного читать и после звонка будильника - до конца главы-страницы-абзаца.

9. Придумайте свои собственные «якоря», переводящие чтение в процесс получения удовольствия, ищите плюшки, подтверждающие, что без чтения вообще никуда. Например: ты смог собрать эту сложную конструкцию, потому что умеешь читать, а знаешь ли ты, что в средние века в библиотеки пускали только избранных и чтение было уделом единиц, было время, когда одна книга стоила как сегодня целый 9-этажный дом, слушай, а здорово, что ты прочитал тогда вот ту книгу про динозавров, ведь именно она натолкнула нас на идею прилететь в эту страну и сходить в этот музей, а здорово, что на глаза нам попалась книга про голубой камень, теперь у нас целая коллекция самоцветов и т.п.

Mainbooks - это проект о современной литературе для детей, подростков и их родителей. Раз в неделю, по средам, специалисты публикуют видео в которых рассказывают о том, как с помощью современной литературы можно заинтересовать детей чтением, как можно использовать книги в разговоре с подростками на сложные темы, такие как гендер, люди с особенностями развития, смерть, секс, любовь и т.д.

Познавательные музеи Минска, где обязательно стоит побывать с детьми