людмила чудинова
Зимнее развлечение в старшей группе «Сказка» со снежными постройками
Зимнее развлечение
в старшей группе «Сказка » со снежными постройками
Составила воспитатель Чудинова Л. Ю.
МБДОУ «Сивинский детский сад №2»
Цель : обеспечения полноценного активного детского отдыха детей в зимний период .
Задачи :
1. Расширить перечень спортивных игр, забав и развлечений , используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми;
2. Способствовать развитию двигательной активности дошкольников зимой;
выявить наиболее рациональные приемы организации двигательной деятельности детей на прогулке зимой;
3. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе зимой;
4. Развивать художественное восприятие дошкольников;
5. Воспитывать доброжелательность друг к другу и положительное отношение к природе;
6. Привлечь внимание родителей к важности активного совместного отдыха в зимнее время в целях воспитания потребности здорового образа жизни,
укрепления семейных отношений и создания психоэмоционального комфорта в семье.
Предварительная работа :
Рассказ воспитателя о зимних развлечениях на Руси .
C незапамятных времен радостным весельем встречали Зиму на Руси. Песни, пляски, хороводы, катания на санях - были обычными для русских людей. В это же время в города являлись скоморохи, кукольники, жонглеры, гусляры и прочие «затейники» . Играли на гуслях, жалейках, сопелях, пели, кувыркались, показывали фокусы. Тут же среди дружинников устраивались «конные ристания» , поединки на копьях и мечах. Соревновались в метании палицы, стрельбе из лука. Бегали взапуски (в догонялки, прыгали через костры, залезали на столбы, облитые маслом, ходили на ходулях. Состязались в рубке «снежных чудищ » на скаку, в метании копий, фехтовании и борьбе. Часто опытного борца ставили наверх снежной горы , нарекая его «царем» . А молодые воины, желавшие доказать свою удаль, пытались свергнуть его вниз. «Царь» отбивался от нападавших иногда голыми руками, иногда деревянным посохом. Те в свою очередь пускали в ход веревки и кнуты. «Без борца нет венца» , - приговаривали князья, награждая достойных. И одаривали кого новыми сапогами, кого кафтаном и рукавицами, а кому-то давали украшенные дорогими каменьями мечи и кинжалы.
Не отставали от знатных господ и простые люди. В лесах и на замерзших реках устраивали кулачные «бои без правил» . Правила, конечно, были - в драках стенка на стенку нельзя было бить лежачего, ставить подножки, класть в рукавицу заначку, бить ногами и по затылку. Взрослые не могли биться с юношами. При этом всякий мог в любой момент оставить поле боя, пойти отдышаться.
Работа с родителями и детьми :
Строительство снежных построек воспитателя совместно с родителями и детьми. Тема построек «Дымковские игрушки»
Приходит Зима
и проводит подвижные игры с детьми со снежными постройками .
Игроки становятся в шеренгу. В каждой руке у них по снежку . По указанию взрослого : «Бросай правой (левой!» - все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору, елке или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим. Поезд едет в туннель.
Играющие, положив друг другу одну руку на пояс, изображают поезд. Стоящий первым изображает паровоз, другие дети - вагоны. Паровоз гудит : «Ту-у-у!» . По этому сигналу поезд трогается с места и отправляется по направлению к снежному туннелю . Подъезжая к нему, паровоз снова гудит, ребенок, изображающий его, наклоняется и проходит в туннель, за ним проходит весь поезд. Затем паровоз изображает другой играющий, и поезд снова отправляется в путь.
Снайперы.
(с обручем в руках у снежной бабы )
На верхний край снежной стенки или вала кладут яркий кубик, кеглю и другой предмет. Дети стараются сбить его снежком . Можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов. В этом случае в игре одновременно будет участвовать больше детей - по числу предметов-целей.
Снежная карусель .
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки . По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря : «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону » . Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет : «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю» . Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются у снеговиков и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.
Мы - веселые ребята (со снеговиком) .
Дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки снеговики. Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается ловишка (его назначает взрослый или выбирают дети) . Играющие хором произносят : «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три-лови!» После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за снеговиков. Ловишка догоняет бегущих, осаленные им отходят к сторону. Ловишка не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за снеговика. Он подсчитывает пойманных после каждой перебежки. После 3-4 перебежек подсчитывают сколько всего играющих удалось поймать ловишке и выбирают нового.
Ловишки со снежком (со снежной бабой ) .
Невысоким снежным валиком обозначается круг диаметром 4-5 м. В нем собирается группа играющих . Водящий становится на расстоянии 2-3 м от круга, на этом расстоянии он может передвигаться вдоль круга. В руках у него корзинка со снежками . По сигналу взрослого ловишка старается снежком попасть в кого-нибудь из увертывающихся в кругу детей. Взрослый следит за тем, какой по счету снежок окажется метким и ловишка запятнает им одного из игроков. Игра повторяется 2-3 раза, после этого выбирается новый ловишка.
Санный поезд.
Взрослые или дети постарше возят санный поезд - трое или четверо связанных друг за другом санок, на которых сидят малыши. Дети по очереди катают друг друга на санках, или двое едут на связанных между собой санках, а двое их везут. Потом они меняются местами. Зайка беленький сидит.
(дети прячутся за всеми постройками )
Играющие подражая зайчикам бегают, веселятся на площадке-полянке, а потом, приседают на корточки. Взрослый вместе с детьми произносит следующие слова :
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит. (Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами.)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть. (Дети встают и хлопают в ладоши, а потом, скрестным движением рук, хлопают себя по плечам, делают вид, что греются.)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать. (На эти слова дети подпрыгивают на двух ногах на месте.)
Мишка зайку испугал. Зайка прыг. и ускакал. Он пугает детей, изображая мишку, они разбегаются по площадке кто куда.
Попляши и покружись.
(в руках снежинки )
Ребята разбиваются на пары и берутся за руки, стоя лицом друг к другу. По сигналу взрослого : «Попляшем» - они приседают и приплясывают. Через некоторое время взрослый говорит : «А теперь покружимся!» - и ребята кружатся в парах. Когда же он произнесет : «Стой!» , дети должны остановиться и замереть.
Скок – подскок (с лошадкой) .
Все встают в кружок вокруг лошадки.
По сигналу взрослого дети быстро разбегаются по площадке.
Затем на сигнал быстро бегут к лошадке – кто быстрее запрыгнет на нее.
Русская игра «Вышибалы»
(Дети могут прятаться за любую постройку )
Участники делятся на две команды : ведущие и играющие. Очерчивается прямоугольник – «город» . С противоположных сторон находятся ведущие. У них – мяч. В середине «города» стоят играющие. Ведущие попеременно бросают мяч в играющих, стараясь попасть в них . В кого попал мяч, тот выбывает из игры. Кто из детей поймал мяч, тому засчитывается «свечка» , т. е. он может при попадании в него остаться в игре. Также свою «свечку» можно отдать кому-нибудь из тех, кто уже выбит. Ведущие попеременно бросают мяч, пока не выбьют всех играющих, не переступая черту «города» . Затем команды (ведущие и играющие) могут поменяться местами и продолжать игру.
*Во дворе с утра игра, разыгралась детвора.
Крики : «шайбу!» , «мимо!» , «бей!» -
Значит там игра (Хоккей)
*На белом просторе две ровные строчки,
А рядом бегут запятые да точки. (Лыжня)
*Два коня у меня, по воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (Коньки)
*Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)
*Мы с бараньими рогами,
Вниз под горку мчимся сами,
А как на гору взбираться,
Начинаем упираться (Санки)
*За веревочку коня в горку я тащу.
Ну а с горки быстро я на коне лечу! (Санки)
Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка – для хоккея
И она зовется (Клюшка)
*Две полоски на снегу оставляют на бегу.
Я лечу от них стрелой, а они опять за мной. (Лыжи)
*Во дворе есть стадион,
Только очень скользкий он.
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься. (Каток)
*На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется… (Фигурное катание)
*Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом,
С моего горба гуртом.
(Ледяная горка)
Зима прощается с детьми, обещая вернуться.
Елена Кривцова
Сценарий зимнего развлечения в старшей группе
Место проведения : спортивная площадка детского сада.
Инвентарь : костюм снеговика, флажки, снежинки, 2 клюшки, 2 шайбы, 2 санок, 2 ватрушки, 6 ориентиров, краски для нанесения разметки на снегу, медали, грамоты, конфеты.
Работа с детьми : выучить стихи.
Работа с воспитателями : подготовить подарки, информировать родителей о празднике, раздать детям стихи.
Цель : Познакомить детей с зимними видами спорта .
Задачи :
1. Пропаганда и формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
2. В игровой форме развивать основные физические качества.
3. Воспитывать доброту и взаимовыручку в команде.
4. Развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательные способности.
Дети двумя командами выстраиваются за боковыми линиями площадки друг напротив друга.
Ведущий :
Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Мы рады приветствовать вас в нашем саду. Приглашаем вас в зимнее путешествие , страну зимних игр и спортивных развлечений .
Ребенок 1 : Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться.
Так давайте же скорей
В команды становиться.
Ведущий : Подождите, подождите…Кто это к нам бежит…
Снеговик :
Я, ребята, снеговик
К снегу, холоду привык.
Снеговик я не простой,
А веселый озорной,
Очень я люблю играть,
Бегать, прыгать, догонять.
(Прыгает, пляшет. Замечает, что у него пропал нос. Расстраивается.)
Ведущий : Мы тебя здесь видеть рады. Веселее улыбнись,
Поиграть с ребятами быстро становись!
Ой, ребята, что-то со снеговиком не так. (Спрашивает)
Что случилось, снеговик?
Снеговик : Шел к вам снежною тропой
И упал я под горой.
Нос свой красный потерял
И теперь я грустный стал.
Ребенок 2 : Снеговик, ты не грусти,
Мы поможем, правда,
Нос любимый твой найти,
Не печалься, ладно?
Снеговик : Но, ведь, это очень трудно и долго. Путь мой был к вам не близок. Да, и не помню я, где его потерял. (СНОВА ГРУСТИТ)
Все дети : Ты нам только подскажи,
И свой путь нам покажи,
Мы пройдем его с тобой,
Нос красивый твой найдем.
Снеговик : Ну, спасибо вам ребята. Тогда без промедления отправляемся в путь.
1 ИСПЫТАНИЕ Метание снежков на меткость (попасть в щит) .
Каждая команда становится в 1,5-2-х метрах от баскетбольного щита. Каждый игрок по очереди забрасывает 3 снежка в кольцо. Очки суммируются.
2 ИСПЫТАНИЕ
Эстафета на санках :
Лёжа на животе, на санках, отталкиваясь от снега руками, доехать до отметки, обратно – бегом, санки провезти за верёвку.
3 ИСПЫТАНИЕ
Поиграли, пошумели,
Эстафеты одолели,
А попробуйте, ребятки
Отгадать мои загадки.
Загадка эта не легка :
Пишусь всегда через два "к".
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
И называюсь я - (Хоккей)
Костыль кривой
Так и рвется в бой.
(Хоккейная клюшка)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу.
(Лыжи) .
Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду.
Только не карандашами
А блестящими : (коньками) .
За веревочку – узду
Через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу
А назад его тащу. (Санки)
Какой это мастер на стёкла нанес
И листья и травы
И заросли роз. (Мороз)
Солнце выглянет - заплачет,
Солнца нет, слезинки прячет. (Сосулька)
Покрутилась звёздочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка) .
4 ИСПЫТАНИЕ
Эстафета «Езда на ватрушках» . До стойки везёт один игрок, обратно везёт второй игрок.
5 ИСПЫТАНИЕ
игра «Мороз - Красный нос»
МОРОЗ : Я Мороз - Красный нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пустится?
ДЕТИ : Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
6 ИСПЫТАНИЕ
Викторина : Кто больше знает зимних видов спорта . Команды по очереди называют вид спорта, та команда,которая назовёт последней, та и будет победителем в этом конкурсе.
7 ИСПЫТАНИЕ
Эстафета «Хоккеисты» . С клюшкой в руках, обвести шайбу вокруг ориентиров и по прямой вернуться обратно, передать эстафету.
8 ИСПЫТАНИЕ
«Найди нос» . Дети ищут нос, заранее спрятанный на площадке.
НАГРАЖДЕНИЕ
Подведение итогов. Раздача угощений от снеговика.
Развлечение для старшей группы
«Путешествие по зимним месяцам»
Цель: создание условий для расширения знаний детей о зимних месяцах.
Задачи:
Развивающие:
Продолжать развивать внимание посредством игровой деятельности.
Уметь устанавливать связи между явлениями природы.
С помощью художественной литературы развивать память, мышление, наблюдательность.
Обучающие
Закреплять знания о зиме: названия зимних месяцев, зимних игр, пословиц о зиме.
Закреплять умение отвечать полными предложениями.
Расширять кругозор с помощью литературных произведений.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к русским народным традициям.
Предварительная работа: просмотр видеофильма про зимние месяца «Уроки тетушки Совы: времена года», разучивание народных подвижных игр, чтение русских народных сказок, знакомство с устным народным творчеством, музыкальным фольклором, народными промыслами, культурой и традициями русского народа.
Материалы: иллюстрации с зимнем временем года, книга «Сказочные загадки», колокольчик, иллюстрации с изображением русских народных сказок, «снежки», три веника, ворота.
Ход
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимнее время года. У меня есть волшебный колокольчик, с его помощью можно попасть в любой зимний месяц.
Ведущий : Ребята, я забыла, а как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите названия зимних месяцев.
Игровое упражнение «Угадай месяц»
Ведущий: Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: первый месяц - декабрь, второй - январь, и последний - февраль. Теперь можно отправляться в путь. Садитесь на стульчики.
Посмотрите все сюда
Отправляться в путь пора
Зазвенел наш колокольчик
И с первым звоном к нам спешит в гости декабрь.
Ребенок выходит, берет иллюстрацию с изображением декабря, читает стихотворение
У декабря полно забот –
Как все успеть - не знает
Он провожает старый год
И Новый год встречает!
Он должен елку нарядить!
Последний день сегодня
Чтоб всех на свете пригласить
На праздник новогодний.
Ведущий: Да ребята, декабрь первый месяц зимы, и он приготовил вам задание: назвать пословицы и приметы о зиме, которые вы знаете.
Пословицы и приметы
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
Январь – году начало, зимы середка.
Январь – батюшка год начинает, зиму величает.
Февраль силен метелью, март – капелью
Февраль богат снегом – апрель водою.
Ведущий: Все пословицы и приметы складывались народом из поклон веков, и передавались из поколения в поколение. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года, и сейчас мы с играем в игру, которая называется «Золотые ворота».
Подвижная игра: «Золотые ворота»
Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас.
С этими словами руки опускаются, «Ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.
Ведущий:
Посмотрите все сюда
Отправляться в путь пора
Зазвенел наш колокольчик
И со вторым звоном к нам спешит в гости январь.
Ребенок выходит, берет иллюстрацию с изображением января, читает стихотворение
Январь – начало года,
Силен его мороз.
Уснула вся природа.
Теперь нам не до гроз.
Под снежным покрывалом
Покоится земля.
В краю большом и малом
Все белые поля.
Бери скорее санки,
Из дома выбегай.
Поедем спозаранку
Кататься в снежный край.
Ведущий: Ребята, расскажите мне во что можно играть на улице зимой? Какие вы знаете зимние игры и забавы?
Дети: лепим снеговика, строим крепости, катаемся на санках, коньках, лыжах, играем в снежки.
Ведущий: Вы любите лепить снеговика? Давайте все вместе слепим необычного снеговика.
Ведущий: В январе как правило крепчают морозы, зимние вечера длинные, и чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки, многие из которых и сейчас ваши мамы читают вам. Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?
Дети называют русские народные сказки.
Ведущий: у меня тоже есть книга со сказками, но вот беда, там потерялись слова. Помогите мне, пожалуйста, закончить сказку и назовите ее. Но у меня есть маленькое условие, тот, кто догадается что за сказка, поднимает руки, и ни кому не говорит назвние этой сказки. На столе у меня будут лежать картинки с изображением сказок, тот кого я вызову, подходит к столу и находит ту сказу, которую мы с вами составили, показывает ее вам. Если правильно, мы все вместе скажем, как она называется. Готовы. Слушайте меня внимательно.
Викторина по русским народным сказками
« Колобок »
Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился
По дорожке ……. (покатился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню………(пел).
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый ……..(мишка)
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую ………(лису)
От нее уйти не смог.
Что за сказка? ……..(Колобок)
«Волк и семеро козлят»
Жили семеро ребят –
Белых маленьких……… (козлят)
Мама их любила,
Молочком …… (кормила)
Тут – зубами щелк да щелк –
Появился серый ……. (волк)
Шкуру белую надел,
Как коза запел тот зверь:
Отворите, детки ……..(дверь)
Ваша матушка пришла,
Молочка вам ….(принесла).
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят
Это знаем мы из сказки
«…….. и ……….»
«Маша и медведь»
Маша в коробе сидит,
Далеко она ………(глядит)
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет ее ………. (медведь)
Вместе с пирогами.
Путь не близки,
Дальний путь.
Хочет Миша ………..(отдохнуть)
Только Маша не дает
На пенек присесть.
И румяные пирожок
По дороге ……..(съесть)
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка
Это «……..и………»
Ведущий: Посмотрите у нас на столе остались картинки с эпизодами из сказок, которые мы не назвали. Я их буду показывать, а вы мне называть сказки.
Ведущий: Ребята, чтобы ярче светило солнце, поскорее пришла весна, люди выходили на улицу и играли в игру «Гори, гори ясно».
Подвижная игра «Гори, гори ясно»
Описание игры. Дети встают в круг. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает с колокольчиком по середине круга.
Дети идут по кругу и проговаривают слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят.
Колокольчики звенят.
После этих слов дети останавливаются, и те, между кем будет ведущий с колокольчиком, на слова «Раз, два, три беги», бегут по кругу в разные стороны. Кто вперед возьмет колокольчик, тот и будет водящим. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Посмотрите все сюда
Отправляться в путь пора
Зазвенел наш колокольчик
И с третьим звоном к нам спешит в гости февраль.
Ребенок выходит, берет иллюстрацию с изображением февраля, читает стихотворение
Февраль задумчивый и синий…
Любимый брат весны! Февраль!
И на березе легкий иней
Прозрачно- дымный, как вуаль.
Еще ветра, еще морозы,
И снег искрится при луне
Но искры желтые мимозы
Лепечут сладко о весне.
Твое ли сердце белой птицей,
Взмахнув крылами, пола ниц?
Заря малиновым дымится…
Уходит время белых птиц.
Ведущий: ребята, подумайте и ответьте на вопрос, о каких белых птицах идет речь?
Дети отвечают о снежинках.
Ведущий: правильно, вы отгадали первую загадку, из тех, что я вам приготовила, а теперь слушайте меня внимательно, я загадываю оставшиеся загадки.
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады. (мороз)
Меня не растили.
Из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки.
Руки – сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (снежная баба)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный... (снег)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром. (зима)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые... (снежинки)
Ведущий: Ребята, посмотрите сколько выпало снега превратилось в снежки. я предлагаю вам собрать его, но для начала постройтесь в одну шеренгу, вспомните названия зимних месяцев и назовите их по порядку. Вы разделились на команды: первая команда – декабрь, вторая – январь, третья – февраль. Начинаем игру.
Подвижная игра «Убери снежки веником»
Дети построены на три команды. Задача игры: по одному брать снежок из обруча и толкая его веником, забить в ворота. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.
Подведение итогов.
Зимний праздник в старшей группе. Сценарий
По снегам глухарь гуляет.
А мороз трещит и злится.
Снег метет хвостом лисицы.
Лоси, лисы, кабаны
Ждут в седом лесу весны.
- Последний, третий месяц зимы? (стихотворение о нем)
Развлечение «Зимние забавы»
Старшая группа
Задачи:
Выявлять и систематизировать представления детей о зиме. Учить образовывать прилагательные от существительных. Воспитывать любовь к родной природе.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова: декабрь, январь, февраль, любознательный, вьюга, гололед, метель, трескучие морозы, иней.
Материал:
Конверт (письмо от Почемучки), кроссворд, картинка «Что перепутал художник?», разрезные картинки «Времена года».
Как вы догадались, что это зима?
2. Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне письмо, на конверте указаны названия нашего детского сада и нашей группы. Письмо от любознательного мальчика Почемучки. (Чтение письма).
Что такое зима?
Сколько у зимы месяцев?
С какого месяца она начинается?
Расскажите стихотворение о декабре:
Декабрь.
Завершая длинный год,
Сам декабрь к нам идет!
Он несет снега, метели
И в игрушках ярких ели.
Стало голодно в лесу:
Посмотрите на лису!
У лисы идет охота-
Не поймать ей зайца что-то!
Чтобы не было беды,
Заяц путает следы.
Лес заснул под царством льда,
Наступили холода.
Как называется второй месяц зимы? (стихотворение о нем)
Январь.
Открываем календарь-
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше,
На крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Январь.
Посмотри на календарь:
Начинается январь!
В теплой шубе он идет,
Новый год с собой ведет.
В шубе белой заяц скачет,
Лес его надежно прячет -
След поземки заметает.
По снегам глухарь гуляет.
А мороз трещит и злится.
Снег метет хвостом лисицы.
Лоси, лисы, кабаны
Ждут в седом лесу весны.
Последний, третий месяц зимы? (стихотворение о нем)
Февраль
Из снегов, накинув шаль,
По лесам идет февраль.
Вьюга злится, вьюга свищет
Серый волк по лесу рыщет.
Толстый тетерев гуляет,
Ждет, когда же снег растает.
А сороки растрещались:
Мы б с зимою распрощались!
Цвета утренней зари
Распевают снегири,
Ищут корм себе синицы,
Ждут весну лесные птицы!
Февраль.
Дуют ветры в феврале, снег метет,
На реке искрится лед,
Вьюга бродит по земле,
Ей не спится в феврале.
Какая погода бывает зимой?
Какие зимние явления вы знаете?
Как живут звери зимой?
А птицы?
Чем мы можем помочь «братьям нашим меньшим»?
За что мы любим зиму? (Игры, веселый новогодний праздник).
4. Разгадывание кроссворда.
Я буду загадывать загадки, а слово - отгадку мы будем вписывать в кроссворд.
Он сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту (снег).
Стелет белую постель,
Спать укладывает поле?
Это снежная…(метель).
Много снега намело.
В белых шапках лес, дома.
Ходит белая…(зима).
Пуще вспуганных гусят.
В одну сторону летят,
А в другую не хотят.
Горделивые в осанке,
Но не лебеди, а…(санки).
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка).
5. Физкультминутка.
Подвижная игра «Снежинка»
Играющие расходятся по залу. На сигнал «Ветер подул, закружил снежинки!» дети кружатся на месте. Со словами взрослого «Снежиночки - пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть» приседают. Игра повторяется.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружится, мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок -
Получатся снежок.
6. Игровое упражнение: «Придумай слово»
От слов мороз, холод, ветер, снег, лед образуйте слова, которые отвечали бы на вопрос, какой?
О чем можно сказать «морозный»? (День, воздух)
7. Игровое упражнение: «Почему та не бывает?»
Дети рассматривают картину: зима, вьюга, гнущиеся деревья, мальчик в шортах и панаме.
Что перепутал художник? Почему так не бывает?
8. Итог.
Какие приметы, пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
Пословицы
Январь - году начало, зиме серединка.
Январь - батюшка год начинает, зиму величает.
Месяц январь - зимы государь.
Февраль - вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Февраль - силен метелью, а март капелью.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Декабрь мостит, декабрь гвоздит, да ухо мороз рвет.
Узок путь зимою, а жидок - весною.
Февраль солнце на лето поворачивает.
9. Подвижная игра «Снежинки и ветер»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Игра проводиться 2-3 раза.