Елена Шипицына
Интегрированное занятие «Весна»
Тема : «Весна » .
Цель : Выяснить у детей знания об основных приметах весны , нацелить на последующее наблюдение природы весной .
Задачи :
1. Активизировать знания детей о весенних изменениях в природе; упражнять в подборе и согласовании прилагательных и глаголов с существительными, продолжать формировать интерес к художественному слову с яркими описаниями, сравнениями, характеризующими явления и объекты природы.
(Коммуникация, Познание, Художественная литература)
2. Развивать мыслительные операции : сравнение, уподобление, выделение характерных признаков в процессе восприятия предметов и явлений.
(Познание, Социализация)
3. Поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях предупреждения утомляемости, обеспечения смены видов деятельности, воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других.
(Социализация, Художественное творчество)
Дети становятся полукругом перед интерактивной доской . Просмотр презентации. Кадр «Весна » .
Воспитатель читает стихотворение В. Алферовой
«Март»
Отшумели все метели
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
Звонко тенькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь нам постучится
Настоящая (весна )
Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами побеседуем? (о весне )
Как вы думаете, наступила уже весна ?
А с чем приходит к нам весна (сели)
Кадр «Веселые снеговики» .
А в это время на одной полянке собрались….
Ребята, посмотрите на этих веселых снеговиков. Они очень гордятся тем, что родились весной . Снеговики считают, что весна-это мягкие снега , это сосульки, это мокрый снег. Вот за это и любят все весну . Но, Старый ворон, посмеялся над ними и сказал, что они, снеговики, плохо знают весну . Заинтересовались снеговики , какая же весна на самом деле . Тогда ворон посоветовал снеговикам спросить об этом у солнышка, у растений, у птиц, у детей. И пошли снеговики правду о весне искать .
Ребята, к кому посоветовал ворон обратиться снеговикам в первую очередь? Это то, что мы редко видим зимой и нам его очень не хватает.
Загадка (если не назовут)
Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет
Цветет весной и летом
А семечек все нет. (солнце)
Правильно солнышко.
Ребята, как вы думаете, что рассказало солнышко снеговикам о себе?
(Солнышко рассказало про длинные дни и короткие ночи, про проталины, ручьи, тепло и прочее).
Ребята, каждый, кто ответит на мой вопрос, получит лучик, а затем мы все вместе составим наше весеннее солнышко.
Игра с мячом
Солнце весной (какое) весеннее, жёлтое, теплое, доброе, лаковое, лучистое, приветливое, ясное, весёлое, озорное, круглое…
Солнце весной (что делает) греет, светит, сияет, улыбается, печет, пригревает, ослепляет.
(раздать ленточки)
А теперь давайте составим из наших лучиков весеннее солнышко на нашем макете, который будем наполнять потихоньку, поэтапно на протяжении всего занятия . (дети выкладывают на картине) . Молодцы, дети. Ярко светит весеннее солнышко.
Пока мы с вами рассказывали про солнышко, оно так разгорячилось, что снеговики стали потихоньку таять и скорее распрощались с ним.
Солнышко греет сильнее с каждым днем, что происходит со снегом?
Тает снег, бегут ручьи.
Снег весной какой ? (темный, грязный, серый, мокрый, рыхлый) .
Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой сейчас месяц?
Месяц март в народе называют «протальник» . А как вы думаете почему? (Появляются первые проталины, снег становится рыхлым, меняет цвет) .
А кто мне скажет, что такое проталины? (Появляются первые островки земли) .
Молодцы. Я сегодня шла в детский сад и почему-то не заметила признаков весны . Кто мне может объяснить, почему?
(Вы шли рано утром : солнышко еще не греет, холодно; да и настоящая весна с проталинами приходит к нам немного позже).
Вслед за мартом идет месяц….(апрель)
В народе его называют снегогон. Что это значит?
-Ребята, отгадайте загадку :
Сияет солнце спозаранку
Снег темный сделался, намок
И распевая звонко песни
Бежит веселый…. (ручеек)
Ребята, на что похож ручей?
Я вам сейчас раздам ручейки, а вы мне расскажите, какие бывают ручьи.
Ручьи (какие) быстрые, узкие, звонкие, звенящие, прозрачные, холодные,
голубые, весенние, веселые.
Ручьи (что делают) бегут, поют, текут, журчат, звенят, спешат, блестят, сверкают, шумят.
А теперь пускай побегут ручейки на нашем макете, разложите их.
Апрельские ручьи землю будят.
Физкульт. Пауза
Кап-кап-кап,- капель звенит, (хлопаем)
Словно с нами говорит. (топаем)
Плачут от тепла сосульки, (собираем «слезы»
И на крышах талый снег в ладошку)
А у всех людей весною (повороты туловища)
Это вызывает смех. (Разводим руки)
Что появляется весной на первых проталинках?
Читаю отрывок стихотворения :
Солнце греет и взрослых и маленьких,
Солнце топит сугробы и льдинки,
На лугу, у домов на проталинках
Пробиваются стрелки-травинки.
Правильно на проталинах появляются первые цветы - «первоцветы» . Какие вы знаете первоцветы? (ответы детей) .
Кадр «Первоцветы» Давайте посмотрим на самые первые цветы.
(подойти к макету) -Ребята, что видите на нашем макете? (снег, проталины)
Чего же здесь не хватает? О чем мы сейчас с вами говорили?
Давайте сделаем так, чтобы и у нас на проталинках распустились самые первые, самые отважные первоцветы. Замечательные цветы у нас распустились.
Ребята, что происходит весной с деревьями ? Посмотрите есть ли они на нашем дереве? (дерево стоит на макете с самого начала)
Загадка. (если не скажут)
На ветках
Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.
Что это? (почки)
Проснулись ребята не только цветы, на деревьях набухли почки. Значит, скоро появятся… молодые зеленые листочки
Самое пышное цветение растений происходит в месяце мае. Его так и называют цветень, травень.
Ребята, с кем осталось встретиться снеговикам?
Читаю отрывок стихотворения :
И вкривь и вкось и напрямик
Бегут ручьи. Чирик! Чирик!
Кричат скворцы, дрозды, грачи
Попробуй всех перекричи…. ?
Послушайте загадку?
Всех прелестней и черней
Чистит пашню от червей
Взад-вперед по пашне вскач
А зовется птица (грач)
Почему грачей называют первыми вестниками весны ? В народе говорят : «Увидел грача-весну встречай » .
У молодых грачей чёрный клюв, а у старых белый, потому что он много трудился добывая себе корм клювом.
Вслед за грачом прилетает….(показ картинки «скворец» ).
Это самые первые птицы, которые возвращаются к нам с юга.
Давайте вспомним, какие еще перелетные птицы возвращаются к нам весной и их снеговики никогда не видели.
Кого не хватает на нашем макете, чтобы получилась настоящая весна (мы лепили на занятии по лепке грачей , давайте посадим их на наш макет) сели
Ребята, расскажите снеговикам о том, какие изменения принесет весна в вашу жизнь ?
Мы с вами создали маленький уголок природы, куда пришла весна . Вам нравится?
Все ли признаки весны узнали снеговики (нет) Самые главные признаки им уже известны :
Ярко светит весеннее солнышко.
Тает снег, бегут звонкие ручейки.
На проталинках расцвели подснежники.
На деревьях набухли почки.
Возвращаются из теплых стран перелетные птицы.
Ребята, если солнце греет с каждым днем сильнее, что случится со снеговиками? Как мы можем помочь снеговикам, чтобы они не растаяли (отправиться на Северный полюс, ведь когда у нас настоящая весна и тепло , там холодно и лежит снег)
Макет, который мы создали- вам нравится? Но здесь мы не все отразили (показали, со временем после прогулок мы постепенно будем пополнять его, наблюдая за изменениями в природе, и, проверим все ли приметы весны мы поместили на наш макет.
Времена года для детей: весна
Времена года: весна. Игры, стихи, познавательные задания о весне для детей, познавательное видео. Давайте вместе с малышами откроем секреты этого прекрасного времени года и узнаем причины весенних изменений в природе и в жизни людей! А также станем экспериментаторами и творцами, поиграем с весенними словами и посмотрим познавательное видео. А еще — превратимся в разведчиков весны и ее помощников!
В этой статье Вы найдете материалы для игр, проектов, занятий с детьми по теме «Времена года. Весна»:
Утром, выйдя на улицу по дороге в детский сад, в школу, на прогулку поиграйте с ребенком в разведчиков весны. «Разведчики» в нашей игре должны быть очень внимательными и замечать всё вокруг. Задача – найти как можно больше примет весны в окружающем мире.
Вариант 1. Вы с ребенком по очереди называете приметы весны, которые видите вокруг себя. Побеждает тот, кто назвал последним. Условие для взрослых – взрослый всегда в этой игре называет самые сложные, на первый взгляд невидимые признаки весны или же те признаки, на которые малыш пока внимания не обращает. Например, солнце стало раньше вставать. Или на лужах теперь нет льда. Или: на снегу образовалась тоненькая корочка наста.
Вариант 2. Дается 1 минута чтобы найти как можно больше признаков весны. При этом все игроки молчат и только наблюдают. Если играете на площадке, то дайте возможность ребенку побегать, потрогать, всё обследовать во время этой минутки. После этого каждый рассказывает о том, что увидел. Кто был самый внимательный и кто назвал больше признаков весны – тот сегодня «главный разведчик весны».
Современным городским детям трудно увидеть половодье. Но у нас есть замечательный мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы» по мотивам произведения Н. Некрасова, в котором малыши могут увидеть это явление.
Ваш ребенок или дети могут спросить, почему весна не приходит сразу, почему так медленно изменяется природа? Ответьте им стихотворением Ф.И. Тютчева о споре зимы и весны. Весна приходит незаметно, чтобы зима ее не прогнала со двора! Ведь Зима не сразу пускает весну, метет метелями, засыпает ее снегом.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Посмотрите с малышом мультфильм «Веснянка» о споре зимы и весны и о том, как как злая Баба Вьюга не пускала молодую весну в лес.
Именно такая борьба весны и зимы происходит в марте, когда погода очень переменчива и то похожа на весеннюю, а то на зимнюю. Сейчас пишу эти строчки, а за окном вьюга и снежно, хотя еще неделю назад журчали ручьи, и казалось, что зима уже не вернется! Малыши в подобных ситуациях часто путаются и не понимают, какое же идет время года. Сказка и стихотворение о борьбе зимы с весной поможет уточнить представление детей о том, что смена времен года происходит не сразу, а постепенно.
А теперь давайте поиграем с весенними словами.
Отгадывая эти весенние загадки малыш научится согласовывать прилагательные и существительные в числе и роде.
Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов.
Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка или группу детей подобрать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее.
Примерный словарь для игры:
Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.
Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.
Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В нашей игре это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите малышам помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым они будут очень рады!!! Обычно такая игра вызывает столь бурную речевую активность наших маленьких помощников весны, что приходится делать огрооооомный сугробище, чтобы всем хватило снега. А когда снег тает, что получается? Ручьи! Вот о них мы и будем говорить в этой игре.
Примерный словарь для игры.
Весенние ручьи что делают? Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в речку.
Какие ручьи? Бурливые, бурные, бурлящие, быстрые, звонкие, веселые, говорливые, журчащие, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние.
Земля весной какая? Влажная, сырая, холодная, плотная, рыхлая, мокрая.
Если Вы хотите провести этот вариант игры с группой детей, то очень рекомендую использовать пластиковую массу UHU для прикрепления к доске рисунков. Эта пластиковая масса похожа на пластилин белого цвета. Она рассчитана на многоразовое применение, т.е. можно прикрепить картинку, а затем снова ее открепить, и на листе не останется ни следов, ни пятен.
Предлжите малышу сказать наоборот:
Выберите из этих пауз-физкультминуток о весне те, которые Вам больше понравятся и принесут радость Вашему ребенку! И поиграйте с малышом, подвигайтесь под эти ритмичные стишки!
К сожалению, я не знаю авторов многих из этих строчек. Если Вы знаете – подскажите мне, пожалуйста, в комментариях к статье. Ведь для автора всегда очень важно, что его знают и помнят и ему благодарны за его творчество. Тогда я впишу фамилии авторов в текст.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты - ромашка, я - вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу)
А теперь мы - ручейки,
Побежим вперегонки, (Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг играть.
Мы - веселые лучи.
Мы - резвы и горячи. (Прыжки на месте)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Раз, два - вперед нагнуться! (Наклоны вперед)
Три, четыре - быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх)
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два - назад прогнуться,
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Махи руками)
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте)
Стали бегать и скакать!
Как поиграть в эту интереснейшую народную игру для детей и как ее использовать для физкультминутки или веселой зарядки подробно описано в статье . Там же Вы найдете слова к игре и музыкальную аудиозапись.
Что может увидеть воробей и что будут движением показывать дети? Как бежит ручей, как растаял снег, как летит скворец, как поет капель, как идет весна, как сажают лён и многое другое, что Вы придумаете в совместном творчестве с детьми.
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней,за долиной
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.)
Сели на карниз. (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)
Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться. (Руками изображаем это действие)
Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели
И…растаяли!!! (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются. Потрогайте ручку ребенка – приподнимите ее, и она упадет сама расслабленно вниз. Потрогайте ножку малыша, она тоже должна быть полностью расслаблена. Потрясите легонько ручку или ножку).
Возьмите маленькое зеркало и начните пускать солнечные зайчики. Можно это делать как на улице, так и дома в солнечную погоду. Ведущий берет зеркальце в руки и пускает зайчиков. Дети в это время изображают солнечных зайчиков. Читает стихотворение:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе (дети манят пальчиками зайчиков).
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей,
Убежал на потолок.
«Лови зайчика!» – по этой команде малыш пытается поймать зайчика, бегает за ним, а зайчик убегает. Если удалось поймать зайчика, то ребенок становится ведущим.
Для этой подвижной разминки подходит и другое стихотворение.
Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут.
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)
Вот мы и познакомились с весной. А теперь – задание посложнее. Это задание по картинкам. В большом размере для показа детям все картинки из этой статьи вы можете скачать или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел фотографии, альбом «Весна»).
Попросите ребенка внимательно рассмотреть 4 картинки и найти на них весну. Попросите его доказать Вам, что это действительно весна. Можете сделать преднамеренную ошибку и показать малышу неправильную картинку. Пусть он докажет, что Вы не правы, а Вы похвалите его за внимательность! Дети очень любят исправлять взрослых, так давайте же дадим им возможность почувствовать себя знающими и компетентными!
Попросите назвать и найти на картинке время года, которое идет до весны? Наступит после весны?
А теперь предложите ребенку рассмотреть еще одну картинку и найти на ней признаки весны.
Загадка – это гимнастика ума для маленьких детей. Ведь из текста загадки нужно выделить существенные признаки и по ним сделать вывод. А еще нужно доказать свое мнение!
Выберите из представленных ниже весенних загадок те, которые подходят Вашему ребенку по возрасту. Прочитайте загадку и попросите малыша догадаться, что это? Попросите его доказать свое мнение. Можете сказать неправильную отгадку – пусть он докажет, что это не так! Это научит малыша отстаивать свое мнение, аргументировать свои ответы.
Загадка 1. Прочитайте малышу загадку и попросите назвать как можно больше признаков весны, которые он услышал в этой загадке. Можно перечитать загадку еще один раз, чтобы малыш смог внимательнее ее послушать и запомнить. Можно зарисовать те признаки, о которых говорится в этой загадке простыми рисунками – пиктограммами и по ним составить рассказ о весне.
Светает рано по утрам.
Весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает? (Весна)
Загадка 2.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной).
А почему ты решил, что весной, ведь снег бывает и зимой тает? (потому что день прибывает весной, лужок просыпается и оживает тоже только весной, а не зимой)
Загадка 3.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (весна)!
О каких приметах весны говорится в загадке?
Загадка 4.
Она пришла с лаской
И со своей сказкой.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет! (Весна).
Как ты догадался, что это весна?
Загадка 5.
Под крышей гвоздь висит.
Солнце припечет – гвоздь упадет (Сосулька).
Чем сосулька похожа на гвоздь? Почему в загадке сказано «солнце припечет – гвоздь упадет»?
Загадка 6.
Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник).
Как ласково называется земля в этой загадке? Землица! Что такой проталинка? Почему подснежник так называют – «под-снежник». Под-снегом! Это первый цветок, который появляется из-под снега весной.
Загадка 7.
Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня!
Издалека по песенке
Узнаете меня! (Ручеек)
Загадка 8.
Я раскрываю почки,
Зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).
Как весна одевает деревья? Почему в загадке говорится, что весна «движения полна»? Что за движение происходит весной? (Бегут ручьи,растут почки и листочки, просыпаются звери и насекомые и выходят из своих зимних укрытий, идет ледоход)
Загадка 9.
Белый, по реке идет,
А не теплоход.
Почему в этой загадке лед сравнивается с теплоходом? Чем он похож на теплоход (он белый, идет по реке)
Что еще может идти? (Часы идут, время идет, мальчик идет, автобус идет, собака идет)
А теперь давайте снова отдохнем и поиграем с пальчиками
Пальчиковая гимнастика 1. Пришла весна!
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
Пальчиковая гимнастика 2. Капель
Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова. После этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)
Почему так говорят?
А в заключении статьи я хочу представить Вам замечательный ролик для детей о весне. В этом интересном и добром ролике дети познакомятся с природой весной и увидят тех птичек, которые прилетают в наши парки и леса весной.
Вот и закончился наш разговор о таком замечетальном времени года — о весне ! Желаю Вам новых открытий, интересного общения с детьми и весеннего настроения!
Речевые игры и интересные задания по теме «Времена года. Весна» для детей 3-4 лет Вы найдете в статье
11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей.
Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
АПРЕЛЬ
2-я неделя
Ранняя весна
2. Во время прогулок обратите внимание на изменения, происходящие весной в живой и неживой природе.
3. Назовите весенние месяцы и помогите ребенку их запомнить.
4. Понаблюдайте за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.
5. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа - лужица, солнце - ..., сосулька - ...
8. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных мн. числа.
Один ручей - много ручьев, одна лужа - много луж, одна проталина - много..., одна сосулька - много...
9. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
Словарная работа. Объяснить значение словосочетаний: "набухают почки", "теплые страны".
- Какое время года наступает?
- Как светит солнышко?
- Что набухает на деревьях?
- Кто скоро прилетит из теплых стран?
- Что будут делать птицы?
10. Развитие логического мышления. Отгадать загадки.
Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась... (сосулька)
Снег в лесу. Сугробов много.
И слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко падает... (капель)
11. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
Кап, кап, кап - звенит капель.
Идет апрель!
(Ритмично на каждый слог стучать по столу подушечками пальцев, начиная с большого пальца.)
12. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое по выбору).
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
(И. Токмакова)
Отшумели все метели
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Cтали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна...
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
(А. Алферов)
Апрель
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
(С. Маршак)
13. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить:
2. Уточните знания о последовательности смены времен года.
3. Попросите назвать предшествующее весне время года, назвать следующее за весной время года.
4. Уточните знание ребенком весенних месяцев.
5. Расспросите ребенка, какие изменения в неживой природе он заметил?
6. Расскажите ребенку о весенних полевых работах.
7. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.
Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Сосульки весной (что делают?) - ...
8. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...
Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
9. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа - ..., солнце - ..., сосулька - ...
10. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных мн. числа.
Один ручей - много ручьев.
Одна лужа - много луж.
Одна проталина - много...
Одна сосулька - много...
11. Учимся образовывать признак по аналогии.
Март - мартовский.
Апрель - апрельский.
Солнце - ...
Весна - ...
Май - ...
Тепло - ...
12. Упражнение "Скажи наоборот" (продолжаем учиться подбирать антонимы).
Снег зимой чистый, а весной - ...
Зимой дни холодные, а весной - ...
Зимой солнце тусклое, весной - ...
Зимой погода пасмурная, а весной - ...
13. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.
Солнце пригревает сильнее. Тает снег, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки. Появляются первые птицы. Из-под снега прорастают подснежники. Люди снимают шубы, надевают куртки, плащи. Наступила весна.
Для пересказа можно использовать книгу "Учусь пересказывать" (автор - Бардышева Т.Ю., ИД "Карапуз").
14. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать приход весны в своем городе.
15. Развитие логического мышления.
А) Упражнение "Бывает - не бывает".
Зимой появляются проталины.
Весной дети катаются на санках.
Весной дети играют в снежки.
Зимой на деревьях распускаются листочки.
Б) Отгадать загадки.
На реке и треск, и гром,
Это значит - ледолом.
На реке и лед идет,
Это значит - ... (ледоход)
Посевы поливаю, движения полна, а зовут меня... (весна)
Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (весной)
16. Развитие слуховой памяти. Работа над четкостью и выразительностью речи. Выучить стихотворение (любое по выбору).
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
(Ф. Тютчев)
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон -
И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
(Ф. Тютчев)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала... (А. Плещеев)
17. Познакомить детей с пословицами и поговорками.
Рассказать, что такое пословица, поговорка, когда и для чего их используют. Разобрать несколько поговорок о весне. Помочь ребенку их запомнить.
Если в апреле земля преет, значит, вовремя май посеет.
(Выйдет хлебороб за околицу поглядеть, что делается в полях, какими они вышли из-под снега.)
Одна ласточка не делает весны.
(Отдельные признаки, приметы какого-либо явления еще не говорят о его действительном наступлении, существовании.)
18. Ознакомление с художественной литературой.
Советую прочитать и обсудить рассказы:
- "Двойная весна" (В. Бианки),
- "Пчелки на разведках" (В. Берестов),
- "Весна" (И. Соколов-Микитов),
- "Четыре желания" (К. Ушинский).
19. Ознакомление с произведениями живописи.
Рассмотреть иллюстрации картин:
- "Март" (И. Левитан),
- "Оттепель" (Ф. Васильев).