Семинар-практикум для родителей
Выполнила: учитель-логопед
Е.А. Зацарная
ноябрь 2012 г.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.
Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:
· формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,
· развивать мелкую моторику рук,
· ориентировки в пространстве,
· развивать все психические процессы,
· готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.
Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
2. "Что изменилось?"
Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.
3. "Зашифрованное слово"
Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры:
· для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",
· для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".
· для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".
Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.
Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".
Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.
Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:
· умение анализировать предмет, его изображение,
· составление картинки, разрезанной на части,
· конструирование по образцу, по представлению,
· умение видеть графему и ее точное расположение,
· запоминание элементов букв,
· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,
· дописывание элементов букв и т.д.
Для этого детям можно предложить задания:
1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.
2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.
3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории
«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
Семинар-практикум для родителей
«Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников».
Выполнила: учитель-логопед
Е.А. Зацарная
ноябрь 2012 г.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.
Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:
В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.
Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.
Развитие слухового восприятия.
1. "Где звук и сколько слогов"
Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
2. "Что изменилось?"
Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.
3. "Зашифрованное слово"
Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры:
Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.
Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".
Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.
Развитие зрительного восприятия.
Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:
Для этого детям можно предложить задания:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории
«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
Семинар-практикум для родителей
«Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников».
Выполнила: учитель-логопед
Е.А. Зацарная
ноябрь 2012 г.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.
Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:
· формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,
· развивать мелкую моторику рук,
· ориентировки в пространстве,
· развивать все психические процессы,
· готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.
Развитие слухового восприятия.
1. "Где звук и сколько слогов"
Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
2. "Что изменилось?"
Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.
3. "Зашифрованное слово"
Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры:
· для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",
· для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".
· для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".
Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.
Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".
Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.
Развитие зрительного восприятия.
Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:
· умение анализировать предмет, его изображение,
· составление картинки, разрезанной на части,
· конструирование по образцу, по представлению,
· умение видеть графему и ее точное расположение,
· запоминание элементов букв,
· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,
· дописывание элементов букв и т.д.
Для этого детям можно предложить задания:
1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.
2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.
3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.
В данной консультации родителям предлагается: познакомится с понятием "дисграфия", её отличительными признаками, сообщается о важности профилактики данного состояния у детей, в качестве профилактики предлагается использовать кинезеологические упражнения разных видов (даётся их описание).
Скоро в школу.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.
Признаки:
1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:
Искажение букв и недописание элементов;
Замена рукописных букв графически сходными;
Замена букв другими, обозначающими похожие звуки;
Изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);
Нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);
Аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).
2. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.
3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.
4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.
Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.
Профилактика дисграфии.
Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.
Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.
Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.
Занятия по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии).
Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скурпулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.
Варианты кинезеологических упражнений.
1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.
«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.
2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.
При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию.
3. Игры – раскраски.
При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:
Раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;
Раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными);
Раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);
Раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;
Штриховки – дорисовки.
Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв - от 2 до 5 букв в день. !!!Избегайте переутомления
Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п.
2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.
5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.
6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.
Ее основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:
1. Формирование функционального базиса навыков чтения. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития.
2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков одновременно с преимущественно аналитическим навыком - письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму - позже, в школе. Наш опыт подобной работы свидетельствует, что обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) можно начинать с 5 лет 1 .
1 Разработка и апробация методики раннего обучения чтению детей с недоразвитием речи проводились при участии логопеда детского сада № 3 г. Кировска Ленинградской области С. Г. Третьяковой.
Первый год из двухлетнего курса обучения (в старшей и подготовительной группах речевого детского сада) обычно уходит на формирование функционального базиса чтения. Методика этой работы в основном совпадает с той, которая была рекомендована нами выше для коррекции нарушений у школьников. К концу первого года обучения дети должны владеть анализом звуковой стороны речи: делить фразы на слова, слова - на слоги, выделять звук на фоне слова и определять его место. Важно развивать способность к устному синтезу слова из слогов (например, в игре «Магнитофон»). Этот вид упражнений включается в занятия на протяжении всех двух лет обучения. Дети должны научиться воспроизводить и различать пространственные и временные последовательности из 3-4 фигур, предметов, слов, слогов и т. п.
На втором году обучения детей знакомят с буквами. В соответствии с разработанной нами экспериментальной программой дети вначале усваивают гласные буквы: А, У, О, И, Е, Ы. Большинство детей с недоразвитием речи за 2 месяца усваивают все перечисленные буквы. Карточки с их изображением активно используются в упражнениях на выделение звука на фоне слова для обозначения этого звука. В отличие от бытующего мнения о трудности усвоения йотированных гласных букв мы не встречали у дошкольников подобных затруднений при знакомстве с буквой Е.
Учитывая, что дети с недоразвитием речи слабо владеют отвлеченными теоретическими понятиями, целесообразно избегать в преподавании теоретических аспектов звуко-буквенных соотношений. Лучше опустить, например, объяснения того, что буква Е обозначает два звука - ЙЭ. В ходе последующей демонстрации чтения прямых и обратных слогов дети практически овладевают правилами чтения буквы Е в слогах, например ЛЕ и ЕЛ, хотя объяснить этого еще не умеют. В 1-м классе в соответствии с программой они получат и соответствующие теоретические знания. Усвоив столько гласных, дети в дальнейшем с каждой пройденной согласной могут читать разнообразный набор слогов и больший набор слов.
Обычно на третьем месяце второго года обучения можно приступать к освоению согласных. Мы рекомендуем такую их последовательность: Л, В, К, П, Н, Р, М, С, Т, Д... Основанием для этого методического подхода являются следующие соображения. Данная последовательность согласных примерно соответствует их частотности, подсчитанной нами в дву- и трехсложных словах (существительных и глаголах), которые составляют большинство текстов, предлагаемых детям в букварный период. Основным недостатком традиционной последовательности изучения букв 1 является невозможность чтения предложений до тех пор, пока не будет изучена значительная часть согласных (в букваре - после усвоения 5 согласных). Это резко обедняет материал для чтения, насыщает его бессмысленными, не свойственными живой речи оборотами типа «У Лары шары» и «У Муры лапы». Создается дефицит глаголов в подобных материалах. Предлагаемая нами последовательность освоения согласных позволяет читать предложения уже после овладения первой из них. При этом подлежащее и сказуемое обозначены словами, а дополнение - картинкой (например: «Алла ела...», «Алла лила...»). Освоение чтения на примере полноценных по составу и осмысленных предложений облегчает овладение навыком. Для ребенка это не самоцель, а средство овладеть смыслом читаемого.
1 В массовой школе: А, У, М, Р, Ш, П, Ы, Л, И, С, О, К, X, Т...; в речевой школе: А, У, М, X, О, С, П, К, В, Т, Н, Ы, 3, Л, И...
В процессе обучения используются слоговые таблицы (по методу «Называние - поиск -- прочтение»), приведенные выше. При усвоении каждой очередной согласной параллельно отрабатывается чтение всех вариантов слогов - прямых и обратных, мягких и твердых, например: Л А, АЛ, ЛИ, ЛЫ, ЛЕ, ИЛ и т. п.
Для облегчения детям выделения слога в напечатанном слове используется цветовая маркировка слогов. <...>
Уместно использовать такие игры, как «Словесно-картиночное домино» и «Словесное лото». В первой из названных игр ребенок подбирает карточку со словом к картинке, которой оканчивается уже выложенный ряд (или наоборот). Карточки домино изготавливаются с набором картинок и слов, доступных для чтения на данном этапе обучения. По мере продвижения по программе ассортимент слов и картинок расширяется. При игре в «Лото» ведущий называет слово, а игроки закрывают фишками (или карточками с напечатанным словом) такое же слово на своей игровой доске.
Удобна для формирования осмысленного чтения игра в «Почту». Получив «письмо», ребенок должен выполнить то задание, которое в нем описано.
Апробация экспериментальной методики обучения чтению (краткое описание которой мы привели) на дошкольниках группы риска подтвердила ее практическую пригодность. В результате двухлетнего обучения в речевой группе детского сада удалось сформировать у детей стабильный навык слогового чтения. Впоследствии ни у одного из них (за исключением нескольких детей со сниженным интеллектом) при обучении в массовой школе не возникало трудностей в чтении. Средние показатели успеваемости по чтению в 1-м классе у них не отличались от здоровых сверстников. У детей из параллельной речевой группы, не проходивших экспериментального обучения, соответствующая успеваемость была в среднем хуже и отмечались случаи дислексии.
Левина Наталья Ивановна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МДОУ "Детский сад № 82"
Населённый пункт:
г. Ярославль
Наименование материала:
статья
Тема:
"Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"
Дата публикации:
26.03.2017
Раздел:
дошкольное образование
Консультация для родителей
на тему: «Ранняя профилактика
дисграфии в дошкольном возрасте».
Подготовила и провела учитель-логопед
МДОУ детский сад № 82
Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь,
заинтересует Вас своей актуальностью.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с
письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими
школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей.
Проблема
нарушения
актуальных
школьного
обучения.
Специфическое
расстройство
письменной
проявляющееся
многочисленных
типичных
стойкого
характера
о бу с л о вл е н н о е
несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения
навыками письма – это дисграфия.
Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в
дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей
в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
Причины дисграфии:
наследственная предрасположенность:
(наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей
качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);
патологические факторы (вредное воздействие):
пренатальный (дородовой период жизни ребенка);
натальный (в момент родов);
постнатальный (после родовой период).
Функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов):
длительное соматическое заболевание;
неправильная речь окружающих;
дефицит речевых контактов;
двуязычье в семье;
недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.
Эти фактора задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе
письма и чтения.
Как же проявляется дисграфия в младших классах?
упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;
дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания;
путают схожие буквы;
имеют плохой почерк, пишут медленно.
Основные формы дисграфии:
Артикуляционно-акустическая:
ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное
произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);
Акустическая форма:
смешивает на письме буквы, обозначающие
Звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка);
Свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо);
Мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);
Аграмматическая форма:
- аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе-
ний, текста. Пропуск членов предложения.
Не согласование в роде и числе (желтая солнце);
Не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
- пропуски букв, слогов;
- перестановки букв и слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове;
- повторение букв и слогов;
- контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика);
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
Оптическая дисграфия (на письме):
- замены графически сходных букв;
- зеркальное написание букв;
- искажения написания букв.
Дизорфография:
- стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на
письме (несмотря на знание соответствующих правил).
приводится
перечень
специальных
упражнений,
которые
будут
способствовать профилактике и коррекции дисграфии:
«Что звучит?» - сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а
затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);
«Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)
«Догадайся, что это?» - узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги,
фольги, ткани и т.д.);
«Громко-тихо»
дифференциация
звучащих
предметов
присесть, громко – поднять руки вверх);
«Какие звуки нарушают тишину? »;
«Кто услышит больше звуков? » - прислушаться к звукам вокруг и назвать, что
слышно (звуки леса, луга, улицы);
«Найди коробочки, которые звучат так же» - в коробочки насыпаны разные виды
круп, монетки, пуговицы);
«Жмурки с колокольчиком» - водящий ловит играющих на звук колокольчика;
«Морзянка» - повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический
рисунок);
«Деление слов на слоги» - приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в
«Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;
«Поймай звук» - дети сигнализируют, если услышат нужный звук;
«Собери слова в корзинку» - дети называют слова на заданный звук;
«Найди место звука» - используются домики с окошками, которые обозначают
место звука в слове: начало, середина, конец;
«Разложи картинки» - Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а
Ире – со звука И;
«Сколько гласных (согласных) в слове?» - используется звуковая линейка;
«Зрительные
диктанты»
нарисовать
(квадратиков,
сколько звуков в слове;
«Какая
картинка
лишняя? »
предметы
картинках
начинаются
определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;
Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина,
обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».
«Узнай, какие здесь буквы» - «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на
«Изографы»;
«Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;
Обсуждение и «оречевление» схемы написания буквы: из каких частей состоит
буква, куда смотрят части этой буквы;
Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок
сохранял
интерес
занятиям,
главное
условие
успешной
работы
профилактике и коррекции дисграфии.
Учитель-логопед высшей категории