Рекомендации для родителей по развитию фонематических процессов и коррекции нарушений звукопроизношения. Консультация для воспитателей "развитие правильного звукопроизношения" Рекомендации родителям и воспитателям по развитию звукопроизношения

Детям

Авторы: Дегальцева Валентина Александровна, Гладкая Дарья Александровна
Должность: старший преподаватель, студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Армавирского государственного педагогического университета"
Населённый пункт: г. Армавира
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Рекомендации педагогам и родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: высшее образование

Дегальцева Валентина Александровна – старший преподаватель,

Гладкая Дарья Александровна – студент

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, задача большой

общественной

значимости,

серьезность

осознавать

родители, и педагоги.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5

годам. Однако данный процесс происходит не самостоятельно, а под влиянием

окружающих

педагогического

воздействия.

благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, и как результат начинает

испытывать

правильной,

окружающая ребенка речевая среда была полноценной, т. е. и родители, и

воспитатели говорили правильно.

Т.Б. Филичева указывает на то, что родители, а иногда даже воспитатели,

подлаживаясь к языку ребенка, лепечут, сюсюкают с ним, разговаривают с

ребенком на таком языке («Вовочке бо-бо»; «давай наденем колготоськи» т.п.),

ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком.

Стоит отметить, что подобное общение не стимулирует ребенка к овладению

правильным звукопроизношением, а надолго закрепляет его недостатки.

родителям

подобного плана:

обращаясь

достаточно

отчетливо

торопясь произносить каждый звук в слове с соответствующей интонацией,

четко выделяя ударный слог;

понятным

обращайте

внимание ребенка на тот предмет, действие или явление, о котором идет речь;

неправильно произнесенное ребенком слово нужно ласково и спокойно

повторить два-три раза, а добровольное правильное повторение слова ребенком,

следует поощрить;

чрезмерная

настойчивость

требованию

произношения,

(которое ребенку еще не дается), вместо стремления говорить может вызвать у

него отвращение к речи.

Парамоновой,

основной

причиной

нарушения

звукопроизношения

дошкольного

возраста

становится

точность

движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим

этапом в профилактике нарушений звукопроизношения считается работа по

подготовке артикуляционного аппарата.

Проведение

артикуляционной

гимнастики

каждодневным,

чтобы двигательные навыки лучше закреплялись, становились более прочными,

совершенствовались и уточнялись основные движения органов артикуляции.

Длительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в

игровой форме и повторяется 6-8 раз. Комплекс упражнений:

«Лопаточка»:

расслабленный

нижней губе. Язык в таком положении удерживать 5 секунд;

«Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого

языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10

«Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в

таком положении удерживать 5 секунд;

«Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться

сначала к носу, затем к подбородку.

«Сердитая

упирается

коренным

«выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно

и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

«Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем

от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не

шевелился (можно придерживать его рукой).

«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю

губу и убрать язык в глубь рта.

отмечает

Т.В. Волосовец,

выполнение

обозначенного

комплекса

упражнений в течение 2-3 месяцев способствует не только укреплению мышц

языка, но и растяжению укороченной подъязычной уздечки, что приводит к

эффективному и быстрому усвоению детьми норм звукопроизношения.

направление,

формирование

правильного звукопроизношения – формирование речевого дыхания. Родителям

и воспитателям следует уделять внимание развитию речевого дыхания у детей,

как базе для правильного развития звукопроизношения и всей речи в целом.

Полезным

считается

ежедневно

выполнять

дыхательные упражнения и игры:

дуть на бумажные полоски, легкие шарики;

играть на детских музыкальных духовых инструментах;

дуть на привязанные к ниточке бумажные фигурки, ватные шарики;

пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;

бумажные

определенном

направлении;

дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, воздушному шарику и т.д.

Выполнение данных дыхательных упражнений влияет на формирование

правильного речевого дыхания и способствует профилактике заболеваний ЛОР-

хронический

риносинусит,

искривление

перегородки,

причиной

нарушений

звукопроизношения

становятся

заболевания.

ухудшают

процесс правильного речевого дыхания, вызывают изменения в строении нёба,

языка, прикуса.

Своевременно

проводимая

профилактике

нарушения

звукопроизношения, начиная с дошкольного возраста, значительно сокращает

количество детей, состояние речи которых в более старшем возрасте потребует

проведения коррекционных мероприятий.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудрое решение любящих, заботливых родителей! Разрешите дать вам несколько советов, которые, как нам кажется, позволят Вам "другими глазами" взглянуть на ситуацию и более осознанно определить своё место в таком нелегком ежедневном, кропотливом, но, вместе с тем, в таком необходимом процессе логопедической коррекции. Мы думаем, что следование этим нехитрым "премудростям" поможет Вашему сыну или дочке гораздо быстрее освоить "чистую", правильную речь. Кроме того, ваши совместные усилия в преодолении возникающих трудностей сплотят Вас с ребенком. Он почувствует рядом с собой понимающего родного человека, чуткого и внимательного к его проблемам, настоящего друга. Поверьте, это дорогого стоит!

Итак, условий успешной коррекции нарушений звукопроизношения немного.Вот они:

♦Старайтесь как можно чаще общаться с логопедом, работающим с Вашим ребенком, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.

♦Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте, тренируйте дома. Только так ребенок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков.

♦Артикуляционные движения должны быть точными. Неточность артикуляции приведет к нечеткому, "смазанному" звучанию. Для того, чтобы Вы дома могли качественно помогать ребенку отрабатывать необходимые движения, Вам надо хорошо представлять себе, как эти движения должны выполняться. Поэтому старайтесь, по мере возможности, посещать занятия вместе с ребенком, либо дополнительно консультируйтесь с логопедом.

♦На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки (слоги, слова, фразы, скороговорки и т. д.), заучивайте наизусть заданные стихотворения, готовьте пересказы текстов. При выполнении всех заданий постоянно следите за "чистотой" отрабатываемого звука, при необходимости поправляйте ребенка.

♦На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно чаще разговаривать с ребенком, используйте для бесед любую возможность: совместные прогулки, "походы" в магазин, часы досуга по вечерам и в выходные дни. Постоянно контролируйте правильность артикулирования "нового" звука. Не пугайтесь! Если Вы уделите коррекции речевого развития своего малыша несколько месяцев, Ваши затраты окупятся с лихвой.

Желаем Вам оптимизма и больших успехов в достижении намеченной цели!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудрое решение любящих, заботливых родителей! Разрешите дать вам несколько советов, которые, как нам кажется, позволят Вам "другими глазами" взглянуть на ситуацию и более осознанно определить своё место в таком нелегком ежедневном, кропотливом, но, вместе с тем, в таком необходимом процессе логопедической коррекции. Мы думаем, что следование этим нехитрым "премудростям" поможет Вашему сыну или дочке гораздо быстрее освоить "чистую", правильную речь. Кроме того, ваши совместные усилия в преодолении возникающих трудностей сплотят Вас с ребенком. Он почувствует рядом с собой понимающего родного человека, чуткого и внимательного к его проблемам, настоящего друга. Поверьте, это дорогого стоит!

Итак, условий успешной коррекции нарушений звукопроизношения немного.Вот они:

♦Старайтесь как можно чаще общаться с логопедом, работающим с Вашим ребенком, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.

♦Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте, тренируйте дома. Только так ребенок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков.

♦Артикуляционные движения должны быть точными. Неточность артикуляции приведет к нечеткому, "смазанному" звучанию. Для того, чтобы Вы дома могли качественно помогать ребенку отрабатывать необходимые движения, Вам надо хорошо представлять себе, как эти движения должны выполняться. Поэтому старайтесь, по мере возможности, посещать занятия вместе с ребенком, либо дополнительно консультируйтесь с логопедом.

♦На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки (слоги, слова, фразы, скороговорки и т. д.), заучивайте наизусть заданные стихотворения, готовьте пересказы текстов. При выполнении всех заданий постоянно следите за "чистотой" отрабатываемого звука, при необходимости поправляйте ребенка.

♦На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно чаще разговаривать с ребенком, используйте для бесед любую возможность: совместные прогулки, "походы" в магазин, часы досуга по вечерам и в выходные дни. Постоянно контролируйте правильность артикулирования "нового" звука. Не пугайтесь! Если Вы уделите коррекции речевого развития своего малыша несколько месяцев, Ваши затраты окупятся с лихвой.

Желаем Вам оптимизма и больших успехов в достижении намеченной цели!


Ведущая роль в речевом развитии ребенка принадлежит родителям. Казалось бы, внимательные любящие мама и папа скорее увидят отставание или нарушение. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители постепенно привыкают к неправильному произношению ребенка. «Он у нас еще маленький, подрастет, будет говорить правильно», — возражают они в ответ воспитателям или посторонним взрослым. Конечно, неправильное произношение тех или иных звуков в определенные периоды (когда ребенок учится их произносить, приспосабливает свой артикуляционный аппарат) является допустимым. Если же процесс затягивается — необходимо обращаться за помощью к специалистам. Неправильное звукопроизношение — вершина айсберга . Причинами нарушения могут быть различные факторы:

  • особенности строение артикуляционного аппарата (укороченная подъязычная связка, высокое готическое нёбо и др.);
  • дизартрия;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие.

Самостоятельно преодолеть нарушение в домашних условиях довольно сложно. Особенности строения речевого аппарата, которые невозможно скорректировать, обуславливают необходимость тренировки органов речи с помощью специальных упражнений под руководством учителя-логопеда.

Диагноз дизартрия в Международной классификации болезней МКБ значится под кодом R 47.1. Этот диагноз ставится совместно неврологом (психоневрологом) и учителем-логопедом.

Дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys — приставка , означающая расстройство, arthroo — членораздельно произношу ) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение — «как будто каша во рту». Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе. Дизартрия отрицательно влияет на формирование учебных навыков. Часто дети с дизартрией имеют нарушения письма и чтения, испытывают затруднения при обучении математике. Такое нарушение требует длительного времени для коррекции, не всегда преодолевается полностью, поэтому, чем раньше начинается специальная работа, тем лучше.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном физическом слухе и интеллекте. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. У них наблюдаются трудности в запоминании речевого материала. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма. В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний.

  • Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития.
  • Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.
  • При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Фонетико-фонематическое недоразвитие требует систематической коррекционной работы довольно продолжительный период времени. Логопедическая помощь бывает эффективна в тех случаях, когда родители активно взаимодействуют с логопедом и систематически занимаются с ребенком дома (выполняют задания, делают артикуляционную гимнастику и т. д.).

Не только специальные упражнения способствуют нормализации звукопроизношения. Иногда причиной нарушения звукопроизношения является неготовность артикуляционного аппарата к выполнению правильной артикуляции звуков родного языка. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Для некоторых целая проблема прожевать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Причина — слабость челюстных мышц, а она, в свою очередь, не позволяет точно выполнять необходимые движения. Помогает в таких случаях жевание сухарей, целиковых овощей и фруктов, хлеба с корочками и кускового мяса. Любящая мама всегда может придумать, как приготовить и украсить блюдо, чтобы заинтересовать ребенка его видом и побудить желание к жеванию. Иногда можно предлагать ребенку поучаствовать в приготовлении салата, поручить порезать те или иные ингредиенты, обязательно попробовать каждый. Увлекаясь игрой, ребенок забывает, что жевание для него — тяжелая работа и охотно тренируется.

Чтобы развить мышцы щек и языка, научите ребенка самостоятельно чистить зубы и полоскать рот. Играйте, надувая щеки и удерживая воздух, полезно «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Иногда приходится наблюдать ситуацию, когда в кабинете учителя-логопеда ребенок старательно правильно выговаривает все звуки, а вот, выйдя за его пределы, без логопеда совершенно себя не контролирует. На первых порах это допустимо. Самоконтроль формируется у ребенка постепенно и длительно.

Однако если родители не будут настойчивыми, успех заставит себя долго ждать. Важную роль играет формирование слухового внимания. Нередко бывает, что родители вроде и вместе с ребенком, а общения между ними нет. Взрослый дает короткие команды, например, «Не лезь в лужу» или «Отряхни руки». Важно говорить с ребенком, озвучивать любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Разговор взрослого должен быть доступен для восприятия и понимания ребенка. Говорите просто, четко, внятно, проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации. Интонационная выразительность вашей речи формирует четкость и выразительность речи ребенка.

Взрослый в разговоре с ребенком должен избегать длинных фраз и множества сложных слов. Большой объем речевого потока притупляет внимание ребенка, препятствует пониманию речи взрослого. Складывается ситуация, когда ребенок слушает взрослого, но не слышит . Постепенно он переносит этот отрицательный опыт на других взрослых — воспитателя, логопеда, учителя. Вырабатывается стойкая привычка, которая вызывает трудности в обучении.

Важно всегда принимать и поддерживать желание ребенка вступить с вами в контакт. При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Правильная речь развивается на основе подражания. Домашнее чтение — хороший способ расширять кругозор и развивать речь ребенка, закреплять правильное звукопроизношение. Читайте как можно больше стихов, сказок, рассказов и др. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать ему. Рассказывайте стихотворения вместе, фрагментами. Способность к запоминанию формируется в дошкольном возрасте. Некоторые дети не посещают детский сад. Стихи вроде бы некому декламировать, а, значит, и учить не надо. Однако возможности памяти максимально развиваются в дошкольном возрасте. Не упускайте это время! В процессе декламации контролируйте правильное произношение.

Хорошим стимулом для речевого развития и формирования звукопроизношения является развитие мелкой моторики. Обучаясь ловко и точно владеть кистью, ребенок учится контролировать органы речевого аппарата. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами помогает развивать точность движений пальцев и кистей, готовят руку к письму. Застегивание пуговиц, молний, шнурование, завязывание узелков и бантиков помогает развивать зрительно-двигательную координацию и речь. Не стоит покупать обувь на липучках, одежду без пуговиц, чтобы облегчить жизнь ребенку. Необходимые навыки самообслуживания должны формироваться до начала школьного обучения.

Нам, взрослым, надо запастись терпением. Наши дети познают мир. Не стоит их торопить или делать что-то за них, лучше делать вместе.

На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, отмечает его труд и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома.

У каждого ребенка есть тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашнего задания (зарисовка предметов, наклейка переводных картинок, запись стихов, рассказов и т. д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной.

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

1. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые ребенок произносит неправильно. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.

2. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.

3. На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

4. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).

5. Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

6. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться. Порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, — надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

7. Выполнять все упражнения надо поэтапно. Нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата: дети не могут их «залпом» и правильно выполнить. Инструкцию необходимо давать поэтапно, например: «улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д-д». Так же поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.

8. Если у ребенка нормализуются звуки, надо их постепенно, с помощью логопеда вводить в его речь, т. е. учить употреблять звук в словах, а затем – во фразовой речи.

9. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаясь к нему со всеми возникшими затруднениями.

10. Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки: [с]-[ш]; [з]-[ж]; [б]-[п]; [л]-[р] и др.

Черкасова Ульяна,
учитель-логопед

В коррекционной работе над звукопроизношением введение нового звука в речь ребёнка становится процессом долгим и трудным, требующим от взрослых терпения, а от детей - усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно.

Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью.

Процесс нормализации речи и угасание патологического процесса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Процесс автоматизации звуков протекает у некоторых детей очень сложно, самоконтроль за звукопроизношением бывает низким, иногда ребёнок быстро утрачивает приобретённый навык. Поэтому такая работа требует от взрослых терпения, такта, собранности, постоянной изобретательности.

С этой целью мы можем использовать следующие стимулирующие приёмы.

Например, игровое упражнение "Попугай".

Если ребёнок неправильно произнёс какой - то звук, мы просим его:

"Повтори за мной слово 2, 3, 4 раза и "нажми" на этот звук.

Придумай предложение или чистоговорку с этим звуком".

В начале организованной деятельности, давая установку на правильную, грамотную, чёткую речь, используем такое стихотворение:

"Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре громко,

чётко говорим,

никогда мы не спешим!"

Выучите его вместе с детьми.

Для стимулирования и активизации самоконтроля звукопроизношения в самостоятельной речи проводим с детьми игру - соревнование "Говорим правильно" в разных вариантах:

"Ёлочка - красавица".

"Много на ёлочке шариков цветных и шишек золотых" - дети получают в качестве поощрения за правильное произношение разноцветные шары и шишки, украшают ими каждый свою веточку на ёлочке.

"Мороз снежком укутывал" - снежками и снежинками и так далее.

Также правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряженно с движениями рук.

При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону.

Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение:

язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево.

Когда движение будет освоено, вводится усложнение:

язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо.

В упражнении «Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз.

В упражнении «Индюк» одновременно с движением языка вперед-назад по верхней губе выполнять мягкие движения кистями поднятых рук.

«Колечко» . Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь» . Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложите ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь» , произносимыми вслух или про себя.