Ребенок 8 лет всего боится что делать. Если ребенок боится… Детские страхи: причины, последствия и как побороть

Подросткам

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша .

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы - пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом - пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь - отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей - это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх - это не страшно», «Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи - нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

Маленькие ножки бегут по коридору и шустро запрыгивают в вашу постель с криками «Маааам, у меня под кроватью чудовище!». Знакомо?

Испытывать страх для любого здорового и нормально - это вполне естественная реакция познания окружающего мира.

Самый бесстрашный возраст у мальчиков - 4 года, а у девочек - 3 года. Больше страхов появляется у детей из неполных семей, особенно у мальчиков, живущих только с мамами

В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Младшеклассник начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. После 8 лет дети всё больше боятся потерять своих родителей, боятся смерти.

Часто своим чрезмерным беспокойством мы просто «заражаем» ребенка страхом, к примеру, удариться или заболеть. Правда, бывает и наоборот: недостаточная эмоциональность родителей и их излишняя строгость зарождает в ребенке большое количество страхов.

Чтобы вовремя заметить проблему, связанную с родительскими отношениями, расспросите ребенка о его снах . Если персонажи мужского типа, например, Кощей, то, скорее всего, существуют проблемы с отцом. Если же снятся женские персонажи мультиков или сказок, то это является отблеском конфликта с мамой.

Валентина Киндрицкая, психолог: «Опасными являются ситуации, когда родитель того же пола, что и ребенок, довольно суров к нему, а противоположного - мягок. Например, строгий отец и мягкая мама для мальчика и, наоборот, строгая мать и отец, любящий баловать, для девочки. Как правило, ребенок идентифицирует себя с родителем его пола. Сыну очень важна поддержка и одобрение отца, дочери - мамы. Если такой механизм одобрения и поддержки нарушается, снижается самооценка ребенка, появляется чувство неудачливости. И такая ситуация является плодородной почвой для возникновения разных страхов».

Нормальный срок существования страхов - 3-4 недели . Если в течение этого срока его интенсивность лишь возрастает, то речь идет о навязчивом страхе. Но не переживайте: до 9-10 лет от тревожности в детском характере еще можно избавиться. Действовать нужно мягко и плавно.

Как избавить ребенка от страхов

Одним из лучших способов избавиться от страхов - это . Многие психотерапевты используют именно эту практику в лечении своих маленьких пациентов. Дети расслабляются, делают то, что им интересно. Попросите нарисовать свои страхи . Главное - не говорить, как все должно быть на этом рисунке, не подсказывайте цвет, величину и не пытайтесь сделать рисунок красивым - его психологическая составляющая намного важнее внешнего лоска.

Побороть страх можно и в форме игры . Пусть ребенок выберет несколько игрушек и смоделирует ситуацию, которая его пугает. Важны здесь и сами герои, и то, что с ними делает малыш.

Маргарита Фесеева, арт-терапевт: «В моей практике был случай, когда я предложила ребенку поиграть с фигурками, чтобы выяснить, чего он боится. Он взял фигурку, назвав её Пирожок, добавил к ней импровизируемого Бармалея и Вовочку. Мальчик проиграл ситуацию, когда Бармалей заставлял Пирожка много съесть перед тем, как выходить на улицу, а затем Вовочка во дворе забрасывал его песком и обзывался. Поговорив с мамой, я выяснила, что с ними живет бабушка, которая постоянно перекармливает ребенка, с чем никто не может справиться, а со двора мальчик почти всегда возвращается грязный и расстроенный. Мама поговорила с мамой «Вовочки», объяснила ситуацию бабушке - и проблема практически разрешилась».

Если ребенок , укладывайте его спать в одно и то же время каждый день, обнимайте перед сном, дайте ему почувствовать безопасность. Купите ему пижамку с любимыми персонажами мультиков, супергероями, которые будут защищать его всю ночь, оставляйте включенным ночник.

Частый страх у младших школьников - боязнь . Чтобы побороть страх всегда перед уходом говорите ребенку, куда Вы идете и когда вернетесь, предоставьте ему возможность интересной игры на время отсутствия. Ограничьте просмотр телевизора , в частности, пугающих выпусков новостей о катастрофах, трагедиях и насилии или мультфильмов/фильмов с жестоким поведением героев.

Какой бы способ борьбы с боязнью вы ни выбрали, не оставляйте ребенка наедине со своими страхами и фобиями, не оставляйте без внимания его жалобы и не смейтесь над его мелкими проблемами (для него они ой как велики!).

Помните, что ребенку всегда нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он о них и не просит. Все взрослые проблемы - родом из детства, так сделайте так, чтобы у Вашего ребенка этих проблем не было!

Первые самостоятельные шаги малыша – это очень волнительный момент в жизни семьи.

Казалось бы, совсем недавно он учился подниматься и стоять возле опоры, потом стал осторожно ходить вдоль стены или бортиков любимой кровати. И вот сейчас он пошел. Сам!

Однако после первых самостоятельных «вылазок» малыш по какой-то причине опять начинает искать опору, а то и вовсе возобновляет ползание на четвереньках. Многие родители удивляются, почему ребенок боится ходить самостоятельно?

Почему дети могут отказаться от самостоятельной ходьбы?

Все люди разные, поэтому причины, по которым ребенок боится ходить самостоятельно, могут иметь различное происхождение. Рассмотрим вместе самые известные:

  • Малыш «вырос» в ходунках. Часто случается, что их используют слишком часто, ведь со стороны так весело наблюдать, как чадо носится по всему дому в этих удобных приспособлениях. Однако это имеет и обратную сторону: привыкший «бегать», ребенок не может контролировать свою скорость без них, он просто не представляет, как это – бегать без ходунков. Актуально: Когда можно сажать ребенка в ходунки >>>
  • Страх падения. Возможно, малыш имел печальный опыт в первые самостоятельные попытки пойти: упал, а может быть и сильно ударился. Наверное, таких неудачных экспериментов было несколько, и он выбрал более безопасный способ передвижения.
  • Хитрый ребенок. Такие дети тоже часто встречаются: хождение по ограниченному пространству может быстро наскучить, да и утомительно это, быстро устаешь. Поэтому такие дети выбирают менее энергозатратный вариант – например, ползание .
  • Беспричинный отказ от ходьбы. Такие случаи тоже имеют место быть. Иногда сын или дочь просто отказывается пойти самостоятельно, без видимой на то причины. В этом случае можно посоветовать понаблюдать за ним, чтобы понять, чем вызван этот протест, почему ребенок боится ходить самостоятельно и что с этим делать.

Как должны поступать родители, когда малыш отказывается пойти сам

Часто родители начинают бить тревогу: ребенку год, а он боится ходить самостоятельно, как ему помочь?

  1. Правило номер один – не принуждать его к самостоятельности в ходьбе против воли. Дети, которые боятся ходить сами из-за того, что могут упасть, сильно нуждаются в поддержке родителей. Вдохновить малыша на новые попытки ходить, незаметно для него подстраховать – и вот он уже не так сильно боится ходить сам, без вашей поддержки.
  2. Если всему виной лень и хитрость маленького сорванца, то с ними необходимо бороться, например, с помощью совместных игр. Надо убирать любимые игрушки повыше и подальше от хозяина, чтобы у него был стимул ходить и как можно быстрее ее достать. Хотите, чтобы малыш пошел самостоятельно? Уберите подальше ходунки, ваш кроха способен вполне без них обходиться. Как только они исчезнут, он захочет возобновить свои ежедневные «похождения», только на этот раз без посторонней помощи.
  3. Если причина протеста неясна, то родителям просто нужно выждать какое-то время. Малыш лучше чувствует, когда его организм готов к новому этапу развития. Возможно, что в данный период он физически еще не готов ходить.

Если придерживаться этих простых правил, станет понятно, как ребенка научить ходить самостоятельно, не боясь отпустить мамину руку.

Как родители могут помочь ребенку пойти самостоятельно

Родители – это самые важные в жизни малыша люди, поэтому их помощь и поддержка – неоценимый вклад в освоении новых навыков. Теперь, когда известны основные причины того, почему ребенок боится ходить самостоятельно, можно найти несколько решений этой проблемы:

  • Эмоциональный фон крохи наполовину зависит от того, что чувствуют его родители. Если мама боится, что он будет ходить, упадет и ударится, вероятнее всего, что страх неудачи передастся и малышу. Если мама не переживает, а подбадривает при каждом новом шаге, то и он чувствует себя спокойно и уверенно, ходит спокойно.
  • Если ребенок боится ходить самостоятельно без руки папы или мамы, не надо его ругать или стыдить. Это порождает новый стресс и новый отказ от самостоятельного хождения. Похвалить, пожалеть, приласкать – и вот он уже сам хочет сделать ответные шаги в сторону родителей.
  • Физическое развитие – важный момент в решении обозначенной проблемы. Если с малышом постоянно занимаются, делают массаж, утреннюю зарядку, приветствуют водные процедуры, то и организм развивается и укрепляется быстрее. Если кроха постоянно физически активен, то и страх первых шагов ему не грозит.
  • Исследование дома – лучшая активность. Это не значит, что чадо может бить посуду на кухне или копаться в стиральном порошке в ванной. Это означает то, что малыш не должен быть «засунут» в ходунки или посажен в манеж. Конечно, эти приспособления иногда очень выручают молодую маму, но злоупотреблять ими не стоит. Ребенок, привыкший к «ограниченному» пространству манежа или седлу ходунков, не может привыкнуть к большим расстояниям и вне своих привычных «рамок» ему становится очень страшно.
  • Если ваш ребенок, которому 1 год, боится ходить самостоятельно, «заразите» его своим примером – покажите дома и на прогулке, как это весело – ходить и бегать.

У каждого ребенка свой срок, когда он сможет легко и уверенно сделать первые шаги. Дождитесь этого времени, не торопите и не сравнивайте малыша с другими.

Страх – это вполне нормальное явление в нашей жизни. Чувство страха испытывают все взрослые люди без исключения. Это чувство жизненно необходимо всем людям в целях самосохранения. И если ребенок испытывает страх – это хорошо. Например, если он боится попасть под машину, значит, он будет с особой осторожностью переходить дороги. Если он боится темноты, значит, он будет обходить небезопасные места.

Проблема возникает тогда, когда ребенок боится чересчур много. Когда чувство страха мешает ему спать спокойно, идти на прогулки, общаться и тому подобное.

С сильными детскими страхами необходимо обязательно бороться.

11 советов, которые помогут взрослым победить детский страх.

1. Никогда не называйте ребенка трусишкой или трусом, потому что ребенок будет себя чувствовать слабым и хуже ровесников.

2. Следует уяснить себе то, что ни один страх не возникает просто так без причины. Обязательно нужно выяснить эту причину. Конечно, взрослым очень часто эти причины могут показаться смешными и нелепыми. Но и такие причины необходимо устранять.

3. Нельзя игнорировать детские страхи или преуменьшать их. Если, например, ребенок просит оставить на ночь включенный свет, оставьте, пойдите ему навстречу.

4. Чаще говорите с ребенком о его страхах. Псхологи советуют сделать так, чтобы ребенок смог свои страхи нарисовать, а потом порвать рисунки. Такой метод является эффективным для детей в возрасте шести-семи лет.

5. Необходимо попробовать найти такие слова, которые помогут ребенку уменьшить его страх. Нужно попытаться объяснить ребенку, что не стоит что-то так сильно бояться.

6. Если ребенок очень боится что-то предметное, то, что можно увидеть или потрогать, то нужно попробовать поиграть с ним в игру, где главным объектом будет то, что символизирует у малыша такой огромный страх. Необходимо найти такой момент, в котором малыш увидит, что данный предмет не такой уже и страшный. Например, если ребенок боится кошек, то нужно поиграть с ним сначала игрушечными котятами, потом, когда ему понравятся такие игры, можно предложить большую плюшевую кошку. Понаблюдайте за его реакцией и поведением. Если начнет играть и с плюшевой кошкой, попробуйте поиграть немножко с настоящим котенком.

7. Есть такие страхи, от которых ребенка избавлять не нужно. Они должны со временем сами пройти или стать не такими острыми. Например, если ребенок боится воды, то можно сходить с ним в бассейн. Первые дни нужно быть с ним рядом и держать его за ручку, чтобы ему было спокойно и не страшно.

8. Как показали практика и различные исследования если в доме, где находится ребенок, тихо и спокойно, то и ребенок почти ничего не боится. В доме должна быть дружелюбная и искренне теплая атмосфера. В таком случае и малыш будет чувствовать уют, заботу и уверенность.

9. Не оставляйте ребенку времени и силы на то, чтобы он полностью застряг в своих страхах. Старайтесь, чтобы его день был насыщен яркими событиями и впечатлениями, увлекательными играми и полезными делами.

10. Отлично справятся со страхами сказки, главным героем которых будет именно объект страха. Если такой сказки не слышали и не знаете, придумайте!

11. Нельзя смеятся над детскими страхами, тем более, ругать его и дразнить за это. Не стоит также сравнивать ребенка с другими детьми.

Соблюдая приведенные правила, Вы без особого труда совместно с Вашим малышом сможете побороть чувство страха. Но, помните, что главными помощниками в избавлении от детских страхов есть жизненный опыт, знание детской психологии и Ваша интуиция.

Новорожденный ребенок спокойно реагирует на смену дня и ночи. У него не возникает никаких неприятных ощущений из за отсутствия света. Но, малыш растет и с возрастом его отношение к тьме и свету меняется. Сначала он реагирует на свет, наблюдая за его источником, затем - на его отсутствие. И вот однажды малыш заявляет: «Мама, включи свет, я боюсь спать в темноте». Первая мысль, которая появляется у вас: « никто не пугал ли малыша, не смотрел он страшные мультфильмы, или никто не рассказывал ему страшные истории, не замыкал в темноте?» Действительно, неосознанные ужасы или страдания, которые ребенок почувствовал днем могут превратить ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами. Но ваше удивление может усилиться, если вы поймете, что ничего такого в жизни ребенка не было. Тогда что же это? Кроме непосредственного присутствия психотравмирующего фактора, страх темноты и ночных чудовищ может быть просто «возрастным страхом». Возрастные страхи являются нормой развития ребенка и связаны с уровнем развития его сознания, воображения и жизненного опыта.

Страхи имеют важную охранную функцию. Их смысл в том, чтобы научить человека с осторожностью относиться ко всему неизвестному.

Так, уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном убаюкивали, нежно пели колыбельные, нежили и обнимали. Такое поведение матери по малыша создает для него эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше всего. Именно безопасность и эмоциональная привязанность являются базовыми потребностями, необходимыми для развития ребенка. Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неизбежной опасностью, надвигающейся наносит психическую травму в эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически слабых детей (что часто бывает во время или после болезни). Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникает спазм голосовых связок, последствия чего могут проявиться и днем - голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке начинает прерываться от волнения, становится трудно начать говорить.

До двух лет страхи перед засыпанием существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, и связаны они именно с частыми пугающими сновидениями.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет маму, в комнате должен гореть свет (ночник), двери должны быть открыты, так ситуация остается более-менее контролируемой, а значит безопасной. При невыполнении хотя бы одного из этих условий остается беспокойство, а сон не наступает. Волнение может проявиться не только в связи с ожиданием бандитов, монстров и других «ужасов», но и страшных (кошмарных) снов.

В 5-7 лет дети часто боятся не только страшных сновидений, но и смерти во сне. Нередко во сне детям этого возраста может пригрезиться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения или потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей, который появляется только в младшем школьном возрасте. Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые и будущие страхи. Это косвенно указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

Как мы уже говорили для полноценного развития ребенку необходимо ощущение безопасности, поэтому игнорировать детские страхи нельзя! То, что взрослому иногда кажется глупостью или бессмыслицей, для ребенка может быть серьезной проблемой.

Почему же у детей появляются страхи?

Появление детских страхов связано с особенностями развития психики ребенка. Ведущая роль в освоении маленьким человеком окружающего мира принадлежит ориентировочно-исследовательском рефлекса или рефлекса "Что такое?", Как назвал его академик Иван Павлов. То есть ребенок должен «ненасытную» жажду новых впечатлений и новой информации. Однако средств (знаний и жизненного опыта) для обработки того потока информации, поступающей к ребенку, действительно не хватает. Таким образом, страхи появляются как форма познания и отражения действительности. При недостатке информации у детей включается воображение, которое пытается заполнить пробелы в понимании того, что происходит. Наполняя каждый раз жизненное пространство ребенка, страхи заставляют его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей.

Однако воображение ребенка отличается от воображения взрослого. Детям свойственно рисовать более яркие внутренние картины, и чем больше недостаток информации, тем больше усиливается страх.

Чего нельзя делать если ребенок чего то боиться

  • Не стоит слишком беспокоиться и фиксироваться на страхе, а также акцентировать на нем внимание самого ребенка и окружающих - это укрепляет страх в его позиции.
  • Не игнорируйте чувства ребенка, настаивая на немедленном, безотносительно к его переживаниям, выполнении своих требований.
  • Не высмеивайте ребенка и его страхи, не называйте малыша «трусом». Это может привести к тому, что он замкнется в себе, зациклится на своих страхах и переживаниях.
  • Не ругайте ребенка за то, что он боится, Не рассказывайте ему, что «в его возрасте уже стоит понимать...» или о том, что «если малыш хочет манипулировать родителями, то у него ничего не получится»
  • Не стыдите ребенка. Не заставляйте его страдать еще и от комплекса вины за свой страх.
  • Не заставляйте ребенка преодолеть страх усилием воли.
  • Не пугайте его еще больше: «Не перестанешь бояться, позову милиционера»

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы.

Что нужно делать если ребенок боиться

Ребенку легче победить свои страхи, если она чувствует поддержку со стороны взрослого. Помогите ребенку почувствовать себя в безопасности.
  • Если страх слабовыраженный и проявляется лишь время от времени, то лучше всего отвлечь ребенка, занять его сказкой, интересной историей, поговорить о том, что вы будете делать завтра. Слушая вас, ребенок уснет в хорошем настроении, не зафиксировав внимание на страхе. Много страхов рассеиваются, как дым, если ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.
В большинстве случаев страхи уходят, так и не заявив о себе в полный голос.
  • Если ребенок отказывается спать один, не засыпает, опасаясь, что вы уйдете из комнаты, часто просыпается и приходит к вашей кровати - это означает, что ей не хватает вашего внимания. Начиная с двухлетнего возраста, недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, изменчивость настроения и капризность как средства привлечения внимания. С этой же целью могут быть невольно использованы страхи, возникающие перед сном. Однако помните, что все эти средства ребенок использует бессознательно, поэтому не стоит его ругать или обвинять в том, что он манипулирует. Лучше проводите с ним больше времени. Введите определенный порядок отхода ко сну, например, чистка зубов, чтение книги, вложения в кроватку. Посидите с малышом пока он не уснет. Если он говорит, что ночью придут привидения, скажите: «Призраки, вон отсюда!» И демонстративно проверьте все уголки детской комнаты. Если это не убедит ребенка в том, что в комнате безопасно, расскажите ему историю о «противомонстровом фонарик», который заставляет всех призраков таять, как солнышко заставляет таять снеговиков. Приобретите ребенку свой собственный ночник или фонарик. Пусть малыш сам регулирует включение-выключение света. Это позволит ему чувствовать себя гораздо увереннее. Если фонарик к тому же будет настоящим маленьким другом, таким как Животное-Фонарик, это придаст особой правдивости его волшебным свойствам. Включите свою фантазию, и придумайте сказку о верном друге «коньке-горбунке», который приходил ночью, чтобы защитить всех своим волшебным светом.
  • Апеллируя к сознанию ребенка, говорите с ним «на одном языке». Мир и общение детей имеет свои особенности и свою логику, отличную от нашей «взрослой» логики. Дети не принимают объяснений, идущие от здравого смысла, вроде того, что «вещи из шкафа не могут летать и не могут душить», так как по логике фантазии «вещи все могут». Но достаточно сказать, например: «Эти воришки вещи бессильны, потому волшебный ключик, который открывает дверцу шкафа только с помощью тайного заклинания, надежно запер их внутри шкафа», - как ребенок почувствует себя в полной безопасности и успокоится.
Понимание несложной символики детских фантазий часто помогает узнать желания, тревоги, страхи, и тогда в ваших силах предотвратить многие неприятности.
  • Детей, которые испытывают недостаток родительского внимания, и ночью проявляют это страхами, необходимо поддерживать и внимание не только в тот момент, когда непосредственно возникает страх, но и днем. Позанимайтесь немного с ребенком, поиграйте в активные игры, займитесь чем интересным, скажите ему пару теплых и ласковых слов. День ребенка должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями, тогда и сон будет легким и светлым. Чем больше интересов у ребенка, тем меньше страхов, и, наоборот, чем более ограниченный круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах. Тема, появляющаяся в страхах, перестает волновать ребенка, когда ее поглощают новые впечатления. А с возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов.
  • Для профилактики ночных страхов следите за тем, что читает ребенок, какие передачи смотрит по телевизору, разговоры слушает, и насколько это соответствует его возрасту.
  • Пересмотрите режим дня малыша. Не нужно вкладывать ребенка слишком рано или слишком поздно, иначе она будет слишком возбуждена и у нее нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должен быть всегда один и тот же, но продолжительность самого сна сокращается с возрастом.
Игровые (терапевтические). Попросите ребенка подробно рассказать вам о том, какого цвета его страх, какого размера, формы, как он пахнет и как звучит, в каком месте в теле он «засел» и как он там чувствуется (жар, холод, дрожь). Можно попробовать его нарисовать или вылепить. Затем можно предложить ребенку самому стать страхом, говорить от его имени, спросить чего он хочет или чего боится сам страх. Можно нарисовать то, что пугает малыша на одной стороне листа, а на другой нарисовать то, что поможет победить это существо. Кроме того, о страхе можно составить страшную историю со счастливым концом и показать ее, например, в кукольном спектакле. Это существо, воплощающее страх, может простудиться и уехать далеко к своей мамочке или бабушке, чтобы она ее полечила. Это существо может быть жалким и требовать защиты, тогда его можно пожалеть. Если ребенок не может сам рисовать, помогите ему. Нарисуйте его «страх» со слов ребенка, и найдите забавную новую эмоцию в образе этого воображаемого существа.

Предметные. Если предложенные выше способы кажутся вам слишком сложными, предложите ребенку найти реального защитника: его игрушечного плюшевого собаку-сторожа, которого вы дадите ребенку в кроватку, или плюшевого медведя. Защитить от «страшилки» может помочь завешенная одеялом решетка кроватки. В конце концов, сам ребенок может подсказать способ борьбы со своим страхом, только спросите его!

Когда же страх разобран на составляющие и обсужден в разговорах, бояться собственно и нечего. В случае, если Вы столкнетесь с какими трудностями страхи малыша станут навязчивыми, обратитесь к детскому психологу.

Но главное, помните, что жизнерадостное восприятие родителями жизни, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.