Проект «Изготовление швейного изделия «Фартук. Основные этапы обработки фартука Урок на тему обработка боковых срезов фартука

Выбор цветов

Технологическая карта урока по технологии

учителя ГБОУ СОШ№ 425

Скитской Инны Сергеевны

уроки № ______

«Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практическая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фартука»

Тема: Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практическая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фартука»

Тип: урок общеметодологической направленности

Цель: сформировать навыки обработки среза изделия швом вподгибку с закрытым срезом

Задачи:

    дать представление о способах обработки срезов изделия;

    дать представление о необходимости умения обработки срезов в домашнем хозяйстве

    научить правильно располагать материалы, инструменты, приспособления на рабочем месте

Планируемые результаты

Предметные:

    знания: о технологии обработки нижнего и боковых срезов фартука, правилах безопасной работы на швейной машине.

    умения: обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом нижнего и боковых срезов фартука

Метапредметные:

    Познавательные : сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать работать по алгоритму(плану)

    Регулятивные : целеполагание, анализ ситуации моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

    Коммуникативные : диалог, организация учебного сотрудничества.

Личностные:

    формирование мотивации и самомотивации изучения темы,

    развитие готовности к самостоятельнымдействиям,

    развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

    проявление технико-технологического и экономического мышления

Межпредметные связи:

    математика «Отрезок и длина отрезка» - значение правильности нанесения линий и равноудаленного расстояния линии от края выкройки,

    русский язык « Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова» - значение приставки в словах – «застрочить»- «пристрочить», «притачать» - «обтачать»

Ресурсы урока

Для учителя:

Рабочая программа по технологии 5 класс к УМК Н.В Синицы, В.Д.Симоненко(М.:Вентана-Граф) Составитель:Логвинова О.Н.2015г

Презентации к уроку, проектор, компьютер.

Швейное и утюжильное оборудование

Карточки с машинными швами.

Для учащихся:

Учебник «Технологи ведения дома» Н.В Синицы, В.Д.Симоненко(М.:Вентана-Граф) – стр.117, 129,131-138

Рабочая тетрадь

Образцы швов в тетради

Видео материал на канале «Технология творчества»

Готовые фартуки, с разными способами обработки срезов

Ход урока

Актуализация необходимых знаний

Учит различать материалы и инструменты. Показывает выполнение швов на швейной машине, утюжильные работы, образцы изделий. Предлагает выбрать способ обработки срезов фартука.

Актуализация необходимых знаний для выполнения обработки срезов фартука:

    тест по теме прошлого урока «Машинные швы» и презентация на повторение (Приложение №1, 2)

    Повторение инструктажа при работе с утюгом и на швейной машине (Приложение №5,6)

Рассматривают изделие, анализируют, устанавливают связь между видом работы и используемым материалом и инструментами, делают вывод.

Оценивают свой результат.

Обучающиеся отвечают на вопросы и тесты учителя

Рассказывают о безопасных приемах работы с утюгом и на швейной машине

Мотивация познавательной деятельности

    Демонстрация вариантов обработки нижнего среза фартука: тесьма, кружево, вьюнок (фотографии приложение №7, видео)

    Объяснение последовательности обработки нижнего среза фартука, возможные варианты.

    Обработка срезов фартука – для чего?

Выбирают свои способы обработки среза - с тесьмой, с кружевом, швом вподгибку с закрытым срезом.

Обучающие отвечают для чего необходима обработка срезов.

Практический этап

    Формирование новых умений:

    проверка организованности начала работы учащихся;

    проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

    соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

    Усвоение новых знаний:

    проверка правильности выполнения машинных швов учащимися;

    оценивание результатов - ровность строчки, равноудаленность строчки от сгиба ткани

    Целевые обходы:

    инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

    концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

    оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

    контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

    рациональное использование учебного времени учащимися.

    Учитель распределяет учащихся по рабочим местам, контролирует правильное соблюдение безопасных приемов обработки ткани на швейной машине и при утюжильных работах.

    Инструкционные карты по выполнению машинных швов Приложение №3

Самостоятельная работа: выполнение практической работы «Обработка нижнего и боковых срезов фартука», контроль и самоконтроль по представленным критериям. Рефлексия.

Формируемые способы деятельности:

применение на практике полученных знаний и последующее повторение. Осуществляемые действия:

    самоконтроль выполнения задания

    взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

    планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

    развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

    усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Подведение итогов

    Анализирует выполнение практической работы учащимися

    Анализирует основные проблемы, возникшие при работе: неровность машинной строчки, неровная подгибка припусков швов, разбор типичных ошибок учащихся

    Отмечает разную скорость выполнения практической работы на уроке

    Предлагает учащимся выполнить дома подгибку кухонного полотенца вместе с родителями

Участвуют в сравнении выполненных работ.

Анализируют полученные результаты, сравнивают выполненные работы между учащимися в классе.

Рассуждают о необходимости овладения навыками работы на швейной машине.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Уборка рабочих мест

Диагностика достижения планируемых результатов: сделать коллективный анализ готовых изделий; провести обсуждение временных затрат на выполнение отдельных операций.

Дополнительные творческие задания:

Подшить дома вместе с родителями кухонное полотенце, подшить накидку на стул швом вподгибку с закрытым срезом.

Самоанализ

Достижения

Процент учащихся справившихся с заданием не менее 70. Все учащиеся свободно и быстро заправляют швейные машины, помогают друг другу, работают на уроке с соблюдением правил ТБ.

Осваивают приемы работы на швейной машине и с утюгом

Сложности

Невозможность выполнения задания всеми учащимися с одинаковой скоростью, часть учащихся возможно продолжение над заданием на следующем занятии.

Предложения

Все вопросы и дополнительные задания выкладываются в закрытой группе в контакте для учащихся 5 классов, где все учащиеся в одной параллели могут оценить и сравнить свои результаты с остальными учащимися

Приложения

    Тест по теме «Машинные швы»

    Презентация для повторения темы «Машинные швы»

    Инструкционная карта «Выполнение шва вподгибку»

    Раздаточный материал карточки с образцами швов «Вподгибку с закрытым срезом», «Вподгибку с открытым срезом»

    Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине»

    Требования ТБ при работе с утюгом

    Фотографии готовых работ

    Инструкции по ТБ находятся на каждом рабочем месте в кабинете технологии

Приложение №1

Тест по теме машинные швы

1.На какие три группы делятся все машинные швы?

Найдите лишнее

А) соединительные;

Б) разъединительные;

В) краевые;

Г) отделочные.

2. Для чего служат соединительные швы?

Выбрать правильный ответ

А) для закрепления подогнутого края изделия;

Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

В) ля временного соединения двух деталей.

3. Какие швы относятся к соединительным?

Выбрать правильный ответ

А) стачной взаутюжку;

Б) шов вподгибку с открытым срезом;

В) накладной с закрытым срезом;

Г) шов вподгибку с закрытым срезом.

4. Какие швы относятся к краевым?

Выбрать правильный ответ

А) накладной с закрытым срезом;

Б) шов вподгибку с закрытым срезом;

В) стачной вразутюжку.

5. Для чего применяются краевые швы?

Выбрать правильный ответ

А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

Б) для закрепления подогнутого края изделия;

В) для украшения изделий.

Тест разработан Александровой Ж.В. – учителем технологии ГБОУ гимназии №399

Приложение №2

Презентация «Повторение машинных швов»

Приложение №3

Приложение№4

Раздаточный материал карточки «КРАЕВЫЕ ШВЫ»

Название шва, схема, ТУ

Образец

Вподгибку с открытым срезом

Вподгибку с закрытым срезом

ТУ ширина шва

4-40мм

Ширина первой подгибки

Приложение№5

Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине»

Приложение №6

Требования ТБ при выполнении влажно-тепловой обработки ткани.

    Перед работой с утюгом проверить исправность шнура

    Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус. Утюг ставить только на подставку.

    Следить за тем, чтобы поверхность утюга не касалась шнура

    После окончания утюжильных работ, утюг выключить, ставить на огнеупорную подставку.

    При обнаружении неисправности отключить электричество, сообщить учителю или администрации.

    Положение терморегулятора установить в соответствии с видом обрабатываемой ткани.

    Начиная утюжить, следует проверить, чистый ли утюг, не перегрелся ли он.

    После выполнения каждой машинной операции обрабатываемый участок изделия надо увлажнить и приутюжить до полного высыхания.

    Изделие утюжат справа налево, по направлению долевой нити.

    Отутюженное изделие надо оставить на некоторое время в расправленном виде.

Тобурак Саглана

Творческий проект «Фартук».

Выполнила ученица 5 «в» класс. МБУ Тоора-Хемская СОШ Тобурак Саглана

Цель проекта:

1.Оценить свои возможности в проектной деятельности.

2.Разработать и выполнить проект.

3.Изготовить по проекту фартук.

4.Оценить проделанную работу.

Моя задача - разработать и сшить для себе фартук.

Последовательность выполнения проекта.

Обосновать возникшую проблему и потребность.

Выбрать модель. Описать ее внешний вид.

Выбрать ткань.

Определить необходимые инструменты, приспособления.

Оборудование.

Выполнить конструирование и моделирование изделия.

Выполнить раскрой изделия.

Составить технологическую последовательность

изготовления изделия и изготовить его.

10 Оценить проделанную работу.

11. Защитить проект.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить план работы изделия, в которой отразить основные его составляющие:

Потребность, проблема.

Материалы и инструменты, приспособления.

Оборудование.

Конструирование, моделирование.

Технология изготовления.

Безопасность труда.

Стоимость.

Можно было купить фартук, но оригинально лучше всего сшить самой, потому что я уже многое умею делать сама (кроить, выполнить ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы).

Мне будет интересно увидеть результат своего труда, порадовать родителей и удивить подруг.

Обоснование возникшей проблемы.

В школе на уроках технологии мне понравилась шить фартук и поэтому я взяла творческий проект на тему «Фартук», разработала несколько моделей Затем приступила к выполнению творческого проекта.

Выбор модели.

Из разработанных мной вариантов фартука больше всего мне понравилась модель 1 и модель 5, но решила, что буду шить все модели в которые я разработала.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, мягкими складками, карманами-вставками из отделочной ткани, притачным поясом. Нижний срез косынки выполнена из отделочной ткани с печатным рисунком.

Национальный, современный двухсторонний фартук из шелковой ткани с узорами, овальной формы. Верхний срез нагрудника и нижний срез фартука выполнены из тесьмы. Бретели застегиваются на обметанную петлю и пуговицу. Расход ткани минимальный.

Теперь, когда я с учителем определилась с моделями фартуков, мне предстоит выбрать подходящую ткань для их изготовления.

Ткань для фартука:

1) Ситец, сатин;

Вывод: Выбираю ситцевую ткань, т.к тонкая и легкая. Поэтому «Фартук»- самая подходящая тема, чтобы испытать себя в роли модельера.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:

1)Швейная машина;

2)Утюжильная доска, утюг, пульверизатор;

3)Нитки, хлопчатобумажные №50 – для машинных работ, №60 – для ручных работ;

4)Ручная игла №3, булавки, ножницы, наперсток;

5)Сантиметровая лента, линейка, мелок;

6)Учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные материалы:

Бумага для построения выкроек (выкройку фартука сделано во время урока), журналы мод, книги по шитью.

Конструирование и моделирование фартука.

Я на занятиях технологии научилась снимать мерки, построить чертеж фартука и выполнить моделирование.

Раскрой фартука.

Я раскроила фартук с учетом лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.

Технологическая последовательность изготовления фартука.

Я выполнила ряд последовательных операций:

1) Обработала карман (соединила детали кармана стачным швом вразутюжку, обработала верхнюю, нижнюю и боковые стороны кармана швом вподгибку с закрытым срезом);

2) Настрочила карман на нижнюю часть фартука (накладным швом с закрытым срезом);

3) Обработала нижние боковые срезы фартука (швом вподгибку с закрытым срезом);

4) Обработала верхний срез фартука (мягкие складки);

5) Обработала пояс;

6) Притачала пояс к нижней части фартука;

7) Отутюжила готовые изделия.

Расчет материалов и денежных затрат

(цены условные)

Для фартука понадобится 1 м ткани, при ширине- 70 см.

материал Количество цена за единицу руб. стоимость
ткань 40 40
нитка 1 20 20
косая бейка 10 40
итого - - 100

Экспертная оценка и самооценка о проделанной работе.

эксперт самооценка
я

Фартуки мне очень понравились. Я с удовольствием буду одевать дома и

Одноклассники

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Родственница Пожелала еще лучше мастерить

Сшитые мной фартуки полностью отвечают всем требованиям, предъявленным на этапе конструированию:

Я смогла шить все модели (от №1-до №5) продуманной мной;

Не требовалось большого количества ткани;

Фартуки простые по конструкции;

На изготовление было потрачено немного времени;

Фартуки удобные, а модель №5- можно одевать на праздник «Шагаа».

Благодаря красивой яркой расцветке и натуральной ткани фартуки выглядит модной.

Фартуки мне очень понравилось. Я с удовольствием буду одевать дома и

на занятиях кулинарии, а национальный фартук в праздничные дни – «Шагаа».

Мама Мама похвалила меня, сказав: « Наконец-то у меня появилась хорошая помощница и рукодельница»

Одноклассники Одноклассники похвалили меня, и сказали: «Молодец».

Учитель географии: Кунгаа А.Н.

Учительница по географии тоже похвалила меня и сказала, что если я принесу ткань, то сошьешь мне фартук. Я ответила: «Да».

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Учительница отметила, что работа выполнена самостоятельно и в срок. Качество изделия хорошее, хотя можно было выполнить более ровные строчки.

Защита проекта

Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, чертежи выкроек и готовые изделия. Учитель и жюри из одноклассниц зададут мне вопросы по оформлению проекта и изготовлению фартука, выскажут свое мнение о внешнем виде и качестве изделия.

Результат:

Свою работу я защитила перед жюри в школьном актовом зале «Защита творческих проектов». (Май месяц. 2013год).

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБУ Тоора-Хемская

Творческий проект на тему : "Фартук"

Выполнила ученица 5 «в» класса: Тобурак Саглана

с. Тоора-Хем

2012.

Творческий проект «Фартук».

Цель проекта:

1.Оценить свои возможности в проектной деятельности.

2.Разработать и выполнить проект.

3.Изготовить по проекту фартук.

4.Оценить проделанную работу.

Моя задача - разработать и сшить для себе фартук.

Последовательность выполнения проекта.

  1. Обосновать возникшую проблему и потребность.
  1. Выбрать модель. Описать ее внешний вид.
  1. Выбрать ткань.
  1. Определить необходимые инструменты, приспособления.
  1. Оборудование.
  1. Выполнить конструирование и моделирование изделия.
  1. Выполнить раскрой изделия.
  1. Составить технологическую последовательность
  1. изготовления изделия и изготовить его.

10 Оценить проделанную работу.

11. Защитить проект.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить план работы изделия, в которой отразить основные его составляющие:

  1. Потребность, проблема.
  1. Модель.
  1. Материалы и инструменты, приспособления.
  1. Оборудование.
  1. Конструирование, моделирование.
  1. Технология изготовления.
  1. Безопасность труда.
  1. Стоимость.
  1. Мода

Можно было купить фартук, но оригинально лучше всего сшить самой, потому что я уже многое умею делать сама (кроить, выполнить ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы).

Мне будет интересно увидеть результат своего, порадовать родителей и удивить подруг.

Обоснование возникшей проблемы.

В школе на уроках технологии мне понравилась шить фартук и поэтому я взяла творческий проект на тему «Фартук», разработала несколько моделей Затем приступила к выполнению творческого проекта.

Выбор модели.

Из разработанных мной вариантов фартука больше всего мне понравилась модель 1 и модель 5, но решила, что буду шить все модели в которые я разработала.

Модель 1.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, мягкими складками, карманами-вставками из отделочной ткани, притачным поясом. Нижний срез косынки выполнена из отделочной ткани с печатным рисунком.

Модель 5.

Национальный, современный двухсторонний фартук из шелковой ткани с узорами, овальной формы. Верхний срез нагрудника и нижний срез фартука выполнены из тесьмы. Бретели застегиваются на обметанную петлю и пуговицу. Расход ткани минимальный.

Теперь, когда я с учителем определилась с моделями фартуков, мне предстоит выбрать подходящую ткань для их изготовления.

Ткань для фартука:

1) Ситец, сатин;

2) Шелк;

Вывод: Выбираю ситцевую ткань, т.к тонкая и легкая. Поэтому «Фартук»- самая подходящая тема, чтобы испытать себя в роли модельера.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:

1) Швейная машина;

2) Утюжильная доска, утюг, пульверизатор;

3) Нитки, хлопчатобумажные №50 – для машинных работ, №60 – для ручных работ;

4) Ручная игла №3, булавки, ножницы, наперсток;

5) Сантиметровая лента, линейка, мелок;

6) Учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные материалы:

Бумага для построения выкроек (выкройку фартука сделано во время урока), журналы мод, книги по шитью.

Конструирование и моделирование фартука.

Я на занятиях технологии научилась снимать мерки, построить чертеж фартука и выполнить моделирование.

Раскрой фартука.

Я раскроила фартук с учетом лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.

Технологическая последовательность изготовления фартука.

Я выполнила ряд последовательных операций:

1) Обработала карман (соединила детали кармана стачным швом вразутюжку, обработала верхнюю, нижнюю и боковые стороны кармана швом вподгибку с закрытым срезом);

2) Настрочила карман на нижнюю часть фартука (накладным швом с закрытым срезом);

3) Обработала нижние боковые срезы фартука (швом вподгибку с закрытым срезом);

4) Обработала верхний срез фартука (мягкие складки);

5) Обработала пояс;

6) Притачала пояс к нижней части фартука;

7) Отутюжила готовые изделия.

Расчет материалов и денежных затрат

(цены условные)

Для фартука понадобится 1 м ткани, при ширине- 70 см.

Материал

Количество

Цена за единицу,

Стоимость

Ткань

1 м.

40 р.

40 р.

Нитки

20 р.

20 р.

Косая бейка

4 м

10 р.

40 р.

Итого:

100 р.

Экспертная оценка и самооценка о проделанной работе.

Эксперты

Оценка (самооценка)

Сшитые мной фартуки полностью отвечают всем требованиям, предъявленным на этапе конструированию:

Я смогла шить все модели (от №1-до №5) продуманной мной;

Не требовалось большого количества ткани;

Фартуки простые по конструкции;

На изготовление было потрачено немного времени;

Фартуки удобные, а модель №5- можно одевать на праздник «Шагаа».

Благодаря красивой яркой расцветке и натуральной ткани фартуки выглядит модной.

Фартуки мне очень понравилось. Я с удовольствием буду одевать дома и

на занятиях кулинарии, а национальный фартук в праздничные дни – «Шагаа».

Мама

Мама похвалила меня, сказав: « Наконец-то у меня появилась хорошая помощница и рукодельница»

Одноклассники

Одноклассники похвалили меня, и сказали: «Молодец».

Учитель географии: Кунгаа А.Н.

Учительница по географии тоже похвалила меня и сказала, что если я принесу ткань, то сошьешь мне фартук. Я ответила: «Да».

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Учительница отметила, что работа выполнена самостоятельно и в срок. Качество изделия хорошее, хотя можно было выполнить более ровные строчки.

Защита проекта

Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, чертежи выкроек и готовые изделия. Учитель и жюри из одноклассниц зададут мне вопросы по оформлению проекта и изготовлению фартука, выскажут свое мнение о внешнем виде и качестве изделия.

Результат:

Свою работу я защитила перед жюри в школьном актовом зале «Защита творческих проектов». (Май месяц. 2013год).

остроение чертежа фартука будем выполнять для фартука вот такого вида.

Снятие мерок.

Для построения фартука с грудкой необходимо снять всего четыре мерки:

1. Обхват талии От

Измеряется вокруг туловища по линии талии, используется для определения длины пояса.
Для правильного определения уровня талии завяжите вокруг туловища резинку и немного подвигайтесь. Резинка сама ляжет на самое узкое место туловища, т.е на талию.

2. Обхват бедер Об

Измеряется вокруг туловища через наиболее выступающие точки ягодиц. Используется для определения ширины нижней части фартука.

3. Длина грудки Дгр

Измеряется по линии середины переда от линии талии до желаемой высоты грудки фартука

4. Длина изделия Ди

Используется для определения длины нижней части фартука. Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины фартука

Для примера приведу мерки девочки одинадцати лет:

От -60 см
Об = 80 см
Дгр = 22 см
Ди = 45 см

Построение фартука будет выполняться на половину фигуры, поэтому мерки обхватов нужно разделить пополам. В результате деления получатся мерки полуобхватов, которые обозначаются большой буквой С: полуобхват талии — Ст, полуобхват бедер - Сб.

Полуобхват талии Ст = От / 2 = 60/2 = 30см

Полуобхват бедер Сб = Об / 2 = 80 / 2 = 40 см

Не пугайтесь его простоты, в дальнейшем на этапе моделирования, Вы сможете изменить его до неузнаваемости.

Построение чертежа выполняется на листе бумаги размером ориентировочно 50 х 100 см.

Для построения чертежа фартука нам необходимы следующие мерки:

Полуобхват талии Ст = 30 см

Полуобхват бедер Сб = 40 см

Длина грудки Дгр = 22 см

Длина изделия Ди = 45 см

1 этап. Построение основных линий чертежа

1.1 Линия середины фартука

Отступив 5-10 см от левого края бумаги, провести вертикальную линию — это будет линия середины фартука.

1.2. Линия уровня талии

Отступив от верхнего края бумаги расстояние чуть больше, чем мерка Дгр, провести горизонтальную линию — это будет линия талии.

Пересечение линии середины и линии талии обозначить буковой Т.

В дальнейшем все точки расположение на линии талии будем обозначать буковой Т с цифровым индексом (Т1, Т2, Т3 и т.д.)

2 тап. Построение горизонтальных уровней чертежа фартука

2.1. Линия низа

От точки Т вниз по линии середины отложить мерку Ди и отметить точку Н. Через точку Н провести горизонтальную линию — это будет линия низа.

2.2. Линия верхней части фартука (грудки)

От точки Т вверх по линии середины отложите мерку Дгр и отметьте точку В. Через точку В проведите вправо горизонтальную линию - это будет линия верхней части фартука (грудки)

Важно! Линия грудки, линия талии и линия низа должны быть параллельны, проверьте соблюдение этого условия.

В дальнейшем все точки, расположенные на линии низа, будем обозначать буквой Н с цифровым индексом (Н1, Н3, …) и точки, расположенные на линии верхней части фартука, - буквой В с цифрой (В1, В2, …).

3 этап. Построение линий ширины частей фартука

3.1. Ширина верхней части фартука

От точки Т вправо по линии талии откладываем 10 см и отмечаем точку Т2. От точки Т2 вверх проводим вертикальную линию до пересечения с линией грудки, на пересечении отмечаем точку В2

Важно! Линия Т2В2 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.

3.2 Ширина нижней части фартука

От точки Т вправо по линии талии откладываем мерку Сб и отмечаем точку Т3. Из точки Т3 вниз проводим вертикальную линию до пересечения с линией низа, на пересечении отмечаем точку Н3.

Важно! Линия Т3Н3 должна быть параллельна линии середины фартука. Проверьте выполнение этого условия.

4 этап. Построение пояса фартука

Пояс нашего фартука завязывается сзади на талии. Следовательно, длина пояса фартука будет равна мерке От плюс какая-то величина необходимая для завязывания. По опыту могу сказать, что для завязывания достаточно запроектировать длину концов по 30 см каждый.

От точки Т вправо по линии талии откладываем величину равную сумме Ст+30см и отмечаем точку Т1 - это точка конца пояса фартука.

Ширина пояса может быть любой, и зависит она от особенностей модели и технологии изготовления. Мы возьмем, для примера, ширину пояса в готовом виде 3см.

От точки Т вверх по линии середины отложим 3 см и отметим точку П. И от точки Т1 вверх отложим 3см, отметим точку П1. Точки П и П1 соединим прямой линией — это будет линия верхнего края пояса.

По технологии изготовления предполагается, что пояс будет двойной и состоять из двух одинаковых деталей.

5 этап. Построение бретелей фартука

На рассматриваемой модели фартука две бретели, которые завязываются сзади на шее.

Возьмем длину каждой бретели 40 см, а ширину бретелей такую же, как ширину пояса - 3 см в готовом виде. По технологии изготовления бретель предполагается сделать двойной и состоящей из одной детали сложенной пополам.

Построим бретель в виде прямоугольника: длина -40 см, высота — ширина бретели в крое, т.е 6 см.

Вот и все. Чертеж готов. Обведем линии чертежа цветом, например зеленым, как у меня, подпишем названия деталей фартука, их количество, отметим расположение сгибов.

Изготовление фартука с нагрудником

Перед раскроем отметь следующие припуски на швы.

1. Основная деталь фартука:

по нижнему и боковым срезам - 15 мм; по верхнему срезу - 10 мм.

2. Нагрудник:

по всем срезам 10 мм.

3. Карман:

по нижнему и боковым срезам - 15 мм; по верхнему срезу - 40 мм.

4. Бретель:

по всем срезам - 10 мм.

5. Пояс:

по всем срезам - 10 мм.

1. Подготовь детали кроя к сметыванию.

2. Обработай карманы (см. табл. 14).

3. Настрочи карманы на основную деталь фартука.

4. Обработай нижний и боковые срезы фартука.

5. Обработай верхний срез основной детали фартука.

6. Обработай бретели (табл. 20).

7. Обработай нагрудник (табл. 21).

8. Соедини нагрудник с поясом (табл. 22).

9. Соедини нагрудник с основной деталью фартука (табл. 23).

Таблица 20. Обработка бретелей

№ п.п. Изображение
Сложи деталь бретели пополам, лицевой стороной внутрь. Уровняй срезы
Сметай бретель по продольному и одному поперечному срезам на расстоянии 9 мм от срезов
Обтачай бретель на расстоянии 10 мм от срезов. Удали нитки сметочной строчки
Срежь припуски шва в уголках наискосок, оставь 3 мм
Выверни бретель на лицевую сторону
Выметай шов обтачивания бретели прямыми стежками
Приутюжь бретель. Удали нитки выметывания

Таблица 21.Обработка нагрудника

№ п.п. Последовательность выполнения работы Изображение
Сложи две детали нагрудника лицевыми сторонами внутрь, уровняй срезы. Сколи боковые срезы булавками
Сметай боковые срезы нагрудника по намеченным линиям. Удали булавки
Вложи между деталями нагрудника обработанные бретели (швами к середине). Сколи булавками детали нагрудника по верхнему срезу, захватывая бретели
Сметай верхние срезы деталей нагрудника по намеченной линии. Удали булавки
Обтачай нагрудник по намеченным линиям. Срежь припуски шва в уголках, оставляя 3 мм. Удали нитки сметочной строчки
Выверни нагрудник с бретелями на лицевую сторону, выправляя уголки колышком
Выметай нагрудник с помощью прямых стежков по трем сторонам, направляя шов обтачивания в сторону нижней детали на 1-2 мм
Приутюжь нагрудник со стороны нижней детали. Удали нитки выметочной строчки

Таблица 22.Соединение нагрудника с поясом



Таблица 23.Соединение нагрудника с нижней частью фартука

№ п.п. Последовательность выполнения работы Изображение
Наложи обработанный пояс с нагрудником на лицевую сторону основной детали фартука, совмещая линии середины деталей
Уровняй срезы, приметай и притачай по намеченной линии. Удали нитки приметывания
Отверни пояс с нагрудником вверх, заутюжь шов притачивания в сторону пояса. Второй срез пояса подогни по намеченной линии на изнаночную сторону и заметай, закрывая шов притачивания на 2 мм
Проложи машинную строчку с лицевой стороны в шов притачивания пояса
Удали стежки временного назначения и приутюжь пояс
Отутюжь изделие

! Складки, мягкие складки.

? Перечисли технологическую последовательность изготовления фартука с нагрудником.

§26. Варианты отделки фартука

Отделка служит дополнением и украшением внешнего вида изделия.

Для отделки фартука используют различные отделочные материалы: ленты, тесьму, сутаж, шитье.

Ленты - это полоски ткани небольшой ширины, применяемые для отделки швейных изделий. Они могут быть шелковыми (атласные ленты), хлопчатобумажными, капроновыми и др. (рис. 53).

Рис.53. Ленты

Фартук можно отделать атласной лентой, настрочив ее по краям карманов, нагрудника, нижней части фартука. Желательно, чтобы лента была контрастной по цвету к основной ткани и шириной 0,5-1 см.

Отделать фартук лентой можно следующим способом.

1. На лицевую сторону детали переведи с помощью копировальной бумаги узор в виде одного - трех цветков.

2. Конец ленты подогни на изнаночную сторону и закрепи прямыми сметочными стежками швейными нитками № 50, 60 в цвет ленты.

3. Уложи ленту по узору.

Цветок можно выполнить двумя способами.

1. Сгибая ленту на концах контуров лепестков, закрепляй ее прямыми сметочными стежками швейными нитками № 50, 60 в цвет ленты, длина стежков - 2 - 3 мм (рис. 54).

2. Проложи контуры цветка (середину и край) прямыми сметочными стежками швейными нитками № 50, 60 в цвет ленты. Длина стежков по краю цветка равна ширине ленты плюс 2 мм, расстояние между стежками - 3 - 5 мм. Длина стежков в середине цветка на 2 - 3 мм меньше ширины ленты. Стежки располагай близко друг к другу (без расстояния между ними).

Продевай ленту через сметочные стежки (рис. 55).

Рис. 54. Закрепление ленты прямыми Рис. 55. Продевание ленты через

сметочными стежками прямые сметочные стежки

В середину цветка пришей одну большую или несколько маленьких пуговиц. Цвет пуговиц подбери контрастный к цвету цветка (ленты).

Тесьма , представляет собой плетеную или вязаную одноцветную или пеструю полоску разной ширины. По структуре тесьма может быть плотной с ровной гладкой поверхностью, плотной с рельефными рисунками, ажурной (рис. 56).

Рис. 56. Тесьма

Фартук можно отделать тесьмой, настрочив ее по краям карманов, нагрудника и основной детали фартука. Для этого нужно наложить тесьму на деталь по намеченной линии, наметать на расстоянии 3 мм от края, настрочить тесьму по одной из ее сторон или по двум сторонам на расстоянии 1 мм от края.

Сутаж - это отделочный шнур, состоящий из двух прядей хлопчатобумажной пряжи, оплетенных вискозными нитями.

В центре сутажа есть углубление, по которому его наметывают (или настрачивают) на изделие (или деталь) (рис. 57, а).

Сутажом можно отделать изделие. Он эластичен, поэтому его используют для вышивания сложных рисунков (рис. 57, б).

Рис. 57. Сутаж (а) и вышивка сутажом (б)

Вышивают сутажом в определенной последовательности.

1. Для изготовления шаблона-лекала переводят рисунок (детали рисунка) на картон, вырезают по контурам ножницами.

2. Накладывают лекало на лицевую сторону детали и выполняют обмеловку (для обмеловки используют портновский мелок или белый карандаш).

3. Конец сутажа подворачивают и закрепляют на лицевой стороне детали. Сутаж накладывают на рисунок и наметывают швейными нитками, контрастными по цвету.

4. Закрепляют его прямыми сметочными стежками длиной 2 - 3 мм швейными нитками в цвет сутажа.

5. Удаляют нитки сметочной строчки.

Шитье это полоска тонкой отбеленной хлопчатобумажной ткани с отверстиями, включенными в композицию вышивки, выполненной на специальных машинах (рис. 58).

Рис. 58. Шитье

Шитье выпускают в виде края (с зубцами), прошивок и полотен; его применяют для отделки блузок, платьев, белья.

Ширина шитья зависит от его вида.

Для отделки фартука используют шитье в виде края (с зубцами).

! Ленты, тесьма, сутаж, шитье.

? Чем можно отделать фартук?

§ 27. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей

Срок носки одежды зависит от правильного ухода за ней. Вовремя выполненные чистка, стирка и влажно-тепловая обработка надолго обеспечат одежде хороший внешний вид. Каждое изделие имеет товарный ярлык , содержащий информацию о размере, составе ткани, из которой оно изготовлено. Более подробная информация об уходе за изделием указывается с помощью символов на маркировочной ленте , закрепленной с изнаночной стороны в одном из швов изделия. Символы обозначают, как ухаживать за изделием: стирать, сушить, утюжить и выводить пятна. Значение некоторых символов приводится в таблице 34.

Таблица 34. Символы по уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей

Символ Значение символа Вид ткани
Стирать при температуре не выше 95 °С Все хлопчатобумажные и льняные ткани, устойчивые к окраске
Стирать только вручную при температуре не выше 40 °С, обращаться с осторожностью с неустойчивой окраской
Разрешена сушка в барабане стиральной машины Хлопчатобумажные и льняные ткани
Утюжить при температуре не выше 200 °С Все хлопчатобумажные и льняные ткани
Сухая чистка с применением любых растворителей Хлопчатобумажные и льняные ткани
Можно отбеливать средствами, содержащими хлор Все хлопчатобумажные и льняные ткани с устойчивой окраской
Отбеливать нельзя Цветные ткани

Перед началом стирки необходимо рассортировать грязные вещи по видам ткани, цвету и загрязненности. Изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей стирают отдельно от других. Стирать одновременно цветное и белое белье нельзя, так как цветное может полинять. Цветные вещи из хлопка и льна стирают в растворах различных моющих средств или мылом при температуре воды не выше 60°С в определенной последовательности: мало загрязненные белые вещи, сильно загрязненные белые, а в конце - цветные. Перед стиркой одежды нужно проверить все карманы, чтобы они были пустыми.

Выстиранные вещи и белье лучше сушить на свежем воздухе. Изделия выворачивают на изнаночную сторону, чтобы они не выгорали на солнце, и встряхивают, чтобы расправились складки и легче было утюжить. Постельное белье лучше сушить, развешивая за длинную сторону, а полотенца - за короткую. Чтобы сорочки и блузки не деформировались, их сушат на плечиках, а брюки прикрепляют к веревке за пояс несколькими прищепками. Прикреплять изделие к веревке нужно за швы, чтобы оно не деформировалось.

Белье утюжат чуть влажным. Температура нагрева утюга для разных видов ткани различна. Изделия из хлопка и льна можно утюжить при верхнем температурном режиме (150-210 °С).

Если белье пересохло, его можно завернуть на несколько минут в мокрое махровое полотенце или сбрызнуть водой.

Чтобы избежать деформации, юбки и платья, скроенные по косой, нужно утюжить по направлению долевой нити.

Чистят льняные и хлопчатобумажные ткани нашатырным спиртом, ацетоном и другими общепринятыми средствами. Пользоваться такими препаратами следует очень осторожно.

! Товарный ярлык, символы, маркировочная лента.

? 1. Какую информацию содержит товарный ярлык?

2. для чего производители одежды используют символы?

3. Как правильно ухаживать за изделием из хлопчатобумажных и льняных тканей?

4. Как правильно сушить белье и одежду?

1. Раскрой фартука

Продекатировать ткань. Определить изнаночную и лицевую стороны ткани. Определить направление нити основы. Выявить и обозначить дефекты ткани, определить характер рисунка (направленный или ненаправленный). Осуществить рациональную раскладку лекал (стараясь, чтобы расход ткани был минимальным) с учетом направления нити основы и характера рисунка, величины припусков. Обмелить лекала сплошной линией (тонко отточенным мелом, мылом или карандашом). Толщина меловых линий не должна превышать 1мм. Убедиться в том, что все детали кроя обмелены. Нанести на ткань штриховыми линиями припуски на швы и обработку деталей. Вырезать детали кроя.

2. Подготовка деталей кроя к пошиву

Проверить наличие всех деталей кроя:

Перенести контурные линии на вторую сторону деталей и парные детали. Проложить контрольные линии посередине нижней части фартука, грудки, пояса, кармана (модель №2). С помощью лекала наметить место расположения кармана на нижней части фартука. С помощью копировальной строчки перенести место расположения кармана на другую половину нижней детали фартука (для модели №1). Наметить место расположения складок на нижней части фартука (с помощью надсечек).

3. Обработка мелких деталей

Обработка бретелей (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами). Одновременно обрабатываются концы бретелей.

Обработка пояса (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами обрабатываются концы пояса и его завязывающиеся части, при этом средняя часть пояса остается открытой).

Обработка накладных карманов. В данной модели верхний срез карманов обрабатывают настрочной бейкой (долевой для обеспечения формоустойчивости), боковые срезы кармана заметываются на изнаночную сторону.

4. Обработка основных деталей

Обработка грудки. Обтачивают верхний срез грудки настрочной бейкой, предварительно приметав бретели, уложив их лицевой стороной на изнаночную сторону грудки, обработанными продольными сторонами в внешней стороне грудки. Внешние края бретелей должны совпадать с размеченными линиями боковых краев грудки. Долевую бейку приметывают лицевой стороной к изнаночной стороне грудки, поверх бретелей. Обтачивают, отворачивают бейку на лицевую стону грудки и настрачивают, подогнув второй срез бейки.

Боковые стороны грудки заметывают и застрачивают швом вподгибку с закрытым срезом.

На нижней части фартука размечают и заметывают мягкие складки по верхнему срезу, Размечают, наметывают и настрачивают накладные карманы, выполняя в их верхних углах закрепки.

Обтачивают нижний срез фартука настрочной бейкой.

Заметывают и застрачивают боковые стороны нижней части фартука

5. Сборка изделия

Приметать грудку к нижней части фартука, укладывая грудку изнаночной стороной на изнаночную сторону нижней части фартука и совмещая контрольные линии

Приметать пояс к нижней части фартука, складывая лицевыми сторонами внутрь, совмещая середины и уравнивая срезы. Ширина шва 6мм

Притачать пояс и грудку к нижней части фартука, ширина шва 7мм

Удалить нити приметывания грудки и пояса к нижней части фартука, разрезая через каждые 10-15см. Заутюжить припуски шва притачивания в сторону пояса

Удалить нити заметывания и наметывания пояса. Приутюжить пояс