Проблемный ребенок в классе. Проблемы в семье – проблемные дети

23 февраля

Людмила Владимировна Кунденок
Проблемные дети-проблема воспитания

ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ ? – ПРОБЛЕМА В ВОСПИТАНИИ .

Утром раздражённая мама привела Свету в детский сад. Она разговаривала с ребёнком на высоких тонах. На капризы ребёнка мама ответила словесной грубостью и рукоприкладством. С каким настроением пришёл ребёнок в детский сад нетрудно догадаться. А что же дальше происходит в группе с этим ребёнком? Со Светой не хотят дружить, она дерётся, играет только с двумя сильными в группе мальчиками, которые тоже не отличаются дружелюбием. Любимые её мультики про роботов, где стреляют и убивают. На занятиях рисования на задание воспитателя Светочка реагирует слезами, сомнением и полным отказом, оперируя тем, что у неё ничего никогда не получается. На подбадривание воспитателя и на его вопрос , - почему она так думает? Ребёнок отвечает, что её подарок маме на восьмое марта был выброшен в мусорную корзину, потому что он ей не понравился.

А вот Денис, он отказывается заниматься на занятиях в группе детского сада, да ещё и мешает другим, тем, что отвлекает воспитателя своими выкриками , встаёт и ходит по группе. На замечания воспитателя никак не реагирует , такая демонстративная манера поведения : «я сам по себе и вы мне не указ» . Денис единственный поздний ребёнок в обеспеченной семье, которому ни в чём не отказывают родители. На замечания и жалобы воспитателей по поводу поведения ребёнка, родители реагируют негативом в их адрес : «…У нас все хорошо, а вот вы воспитывать не умеете . Это ваши проблемы ».

Уважаемые родители! Давайте поставим главный вопрос. Что такое правильно воспитать ребенка ? И кто же всё-таки должен воспитывать и брать ответственность за воспитание своего ребёнка .

«Пункт 2, статьи 14 Конвенции ООН о правах ребенка» говорит о том, что право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей , самостоятельно выбирая методы, согласующиеся с развивающимися способностями ребенка. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Помимо прав, родители также несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Ст. 47 Семейного кодекса РФ говорит о том, что родительские права возникают с момента рождения ребенка и государственной регистрации отцовства и материнства.

Таким образом, первые учителя и воспитатели ребёнка это отец и мать, и первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Она является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Важно не забывать, что личное поведение, было есть и остаётся продуктом свободной воли, и всё, что «вложили» в малыша, вернётся к Вам сторицей. Дефицит родительской любви, недостаток внимания и заботы негативно сказываются на развитии ребенка, даже если мама и папа успешно удовлетворяют все остальные (чисто биологические) потребности ребенка.

Если ребёнок с раннего детства лишён материнской любви, заботы и должного ухода – а такие случаи нередки, - то именно так и складывается тот самый цикл насилия. Насилие порождает насилие, и ребёнок перенимает роль насильника у своих собственных родителей. Прежде, чем вы возьмете в руки, вынесите пожизненный приговор "ничего из тебя в жизни хорошего не получится" подумайте что : постоянная критика учит ребенка ненавидеть весь мир; высмеивание недостатков ведет к замыканию и неуверенности в себе; упреки учат жить с чувством вины; вражда в семье учит ребенка агрессивности.

На этой предостерегающей ноте вернёмся к нашей Свете, проследим небольшой отрезок из её жизни в детском саду. Частые случаи прихода в детский сад с плохим настроением, истерики и капризы, негативное отношение девочки к воспитателю , если он уделяет ей чуть меньше внимания, чем другому ребёнку, частые ссоры и драки, в конечном счете, всё это сказалось на нервном состоянии ребёнка.

Врачи поставили диагноз

А может всё-таки проблема кроется в семье - в проблеме воспитания ребёнка , а высвечивается в садике? Современная медицина утверждает что, длительное пребывание в состоянии эмоционального стресса неизбежно приводит к нарушениям здоровья, а корни многих детских заболеваний - от частых мигреней, заикания и астмы до депрессий уходят в «трудное детство» . Иногда ребёнок пытается скрыть собственную тревожность и боязливость, робость, неуверенность, застенчивость, обидчивость и повышенную чувствительность за агрессивностью. Мы видим в данном случае у Светы явные всплески агрессии и аутоагрессии. А настолько ли хорошо быть маленьким и беззащитным, беззащитным перед теми, кто самой судьбой призван тебя защищать? Но разве, же может родительская любовь быть во вред дочери или сыну, а тем более, портить ребенка? Ведь, казалось бы, чем сильнее мы любим свое чадо, тем это лучше для него.

О материнской любви принято говорить, что она святая. Но чрезмерная материнская любовь, ломает судьбы, а иногда и лишает полноценной жизни своих детей. Многие женщины не видят и не замечают этого. Что это значит - чрезмерная, сильная материнская любовь? Это когда любовь к детям становится сильнее любви к себе и к мужу, когда дети выходят на первое место в системе ценностей матери а отец, да и часто сама мать, отодвигаются на задний план. Так и в семье Дениса. Если он не хочет что - то делать, то его и не заставляют, во всём потакают. Такой ребёнок привык к постоянному вниманию и восхищению со стороны окружающих его взрослых.

Это случается с излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети . Да и трудно захотеть, когда вперед любому твоему желанию «забегают» сразу и папа, и мама. Психологи отмечают, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. А заниматься ни желания, ни интереса у Дениса, к сожалению нет. А вот чем это оборачивается для ребёнка, несложно догадаться. Проблемами и конфликтами в детском саду, а в дальнейшем в школе безынициативностью и несамостоятельностью.

Такие дети похожи на наследных принцев и принцесс, которые до попадания в детский сад были абсолютно уверены, что они самые главные люди на планете. И вдруг они попадают в то место, где таких "принцев" и "принцесс" целая куча, и взрослые вместо того, чтобы смотреть только на них, смотрят на всех. И чтобы вернуть свое уникальное положение, они начинают привлекать внимание к своей особе и делают это постоянно. Если добиться внимания не получается, они обижаются, впадают в ярость и начинают драться, обзываются, перестают слушать взрослых.

К таким сложным детям конечно воспитатели должны уметь найти подход и в этом им помогает приобретённый опыт и знание педагогики. Но уважаемые родители, детский сад не решит всех проблем без Вашего участия в судьбе ребёнка, мы призваны их решать ВМЕСТЕ с ВАМИ. И в этом детский сад вам поможет, поддержит ВАС, но главные воспитатели ребёнка это всё-таки ВЫ.

Вот мы и подошли уважаемые родители, к главному вопросу : - Как правильно воспитать ребенка ?

Ю. Б. Гиппернейтер :
Психологи советуют

1. Безусловно принимать ребёнка.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять) .

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например : Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем) вместе. Ты, конечно, справишься.

10. Обнимать не менее четырёх, а лучше по восемь раз в день.

И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку.

Хотелось бы отметить, что окружающий нас мир стремительно изменяется, меняемся мы, становятся другими наши дети . Размываются ориентиры, рушатся незыблемые прежде категории, происходит естественная переоценка ценностей или замещение одних "правил игры" другими. При этом никто не снимает с родителей их главной обязанности подготовить к самостоятельному плаванию своих детей. Разные факторы влияют на формирование характера ребенка или на состояние его здоровья, но есть все основания утверждать, что в основе плодотворного партнерства «родитель - ребенок» лежит некий магический четырехугольник это : душевная теплота, четкие правила, взаимное уважение и привитие ребенку чувства собственного достоинства.

Педагог психолог Кунденок Л. В

МАУ д/сад комбинированного вида №107

посмотрел 3 серии не затянуло, прочитал коментарии,много положительных коментариев было, решил смотреть дальше, вобщем посмотрел 5 серии, всё, больше не могу и не хочу. Что за фигня, так просто согласились помочь, а гг так вообще, ему скучно видители, ну и мотивация. Очень много коментариев где хвалять гг, почему?, чем он так привлёк внимания зрителя, мне так тянки больше понравились.Если сделать вывод основываясь на 5 просмотренных сериях. так гг, ну здесь как бы их трое, но понятно, что мальчугана выставили главным. По мне так он здесь самы кровожадный, поначалу думал, что враги серьёзные и жестокие, но после того как он их скажем так побеждал и унижал, я поменял своё решения,они ещё паэньки по сравнениюс этим мальчуганом.Такое чувсто будто бы гг для школьников, причём с неуравновешанной психикой.Так хотелось что бы ктото победил его, победил это мягко сказано, что бы его стёрли в порошок, ну а что?, он же так и делал с другими, почему бы и ему так же не сделть, ну это моя прихоть. Я не думаю что это аниме понравилось бы мне в тот момент когда она выходила. Вобщем 4/10 т.к. я его всё же не досмотрел, хотя не дума что, чтонибудь изменилось бы, может ещё ниже аценку разве что поставил бы

Читаю я вот коменты и думаю, что нынче за странная школота пошла, им подавай Фан-сервис и сюжет аля Тетрадь смерти но только для школьников. Вы че там совсем опупели что ли?
А сейчас про аниму... Смотрел я ее в первый раз в общем-то очень давно, но пересмотреть решил снова сейчас, В прошлий раз мне анима понравилась как и в этот раз. Это одно из немногих аниме которое можно посмотреть когда все шаблонные и однообразные тайтлы нашего времени про попаданцев уже сидят в печенках. К тому же, само аниме выходило на заре "Нет игры - Нет жизни" тайтлов, по этому и не удивительно что оно как таковое само собою и осталось лишь на 10 сериях и ОВАшке. Хотя сейчас, пересмотрев его еще раз у меня возникло желание узреть продолжение данного тайтла и не в качестве манги или новелл а в качестве анимешки, ибо в оригинале очень много интересного стало происходить после арки на которой оканчивается само аниме.
Засем мой вердикт:
Я ставлю этому аниме 8 Нонеймов из "Нет игры - Нет жизни" из 10 Кирито. И до сих пор жду продолжения.

И почему за этот тайтл взялась именно Diomedea? Такое ощущение, будто эта студия просто пыталась удержать планку не ниже определённого уровня. Почему? финансы? Недоверие к молодому писателю? Но даже так, я бы хотел увидеть 2 сезон этого аниме. Прочитав 12 томов я понял, что не стоить судить аниме экранизацию, ведь она создана лишь для того, чтобы привлечь к оригиналу. Да, это суровая правда, аниме - это красивая реклама. Но, конечно, есть и исключения, например Ангельские ритмы или Гуррен лаганн. Тем не менее, независимо от цели создания конкретного произведения, тайтл от этого не становится хуже. Аниме экранизация - это всего лишь обложка всего произведения, а как говорится: "Не суди книгу по обложке". Конкретно в этом случае аниме - это лишь верхушка айсберга. Оно затронуло лишь 2 тома и немного(много) сократило их. Призываю к прочтению оригинального ранобэ. Ведь даже если выйдет 2 сезон, то он вряд ли буден полностью следовать оригиналу, а в оригинале много чего произошло:

Сакамаки Изаёя зовут не Сакамаки, Канария, Уроборос, Ази Дакаха, Дистопия, Аркадия, Изаёй не такой уж и сильный и многое другое (прозвучало как дешёвое завлечение, которое часто используют по телевизору)

В общем, произведение годное, но у всех точка зрения своя, так что не могу ничего вам обещать, если решитесь на просмотр.

Практика любого психолога богата обращениями родителей, суть которых сводится к просьбе о помощи: «Помогите, у меня проблемный ребенок!», «Мой сын стал неуправляемым, что делать?»

А существуют ли проблемные дети? На этот вопрос есть только один ответ - нет!

Есть лишь проблемные родители. А ребенок – лишь зеркало семьи, в котором, если присмотреться, отражается все: личностные проблемы родителей, супружеские, детско-родительские взаимоотношения, противоречия и конфликты.

Учитывая это, надо ли говорить, что чаще всего зеркало - кривое? Вот эта кривизна и проявляется в форме неуправляемого и негативного поведения ребенка.

Иногда эти проявления можно смягчить или устранить вовсе. Этому способствуют и положительные изменения в семейных отношениях, и работа с внутриличностными проблемами самих родителей. И то, и другое благотворно сказывается на формировании личности ребенка. Но, еще раз подчеркну, это, к сожалению, случается крайне редко. Почему? Да потому, что большинство родителей не желают признавать, и тем более работать над собой и своими недостатками. Очень часто они требуют от психолога провести работу по исправлению поведения ребенка. И чем больше работаешь с подрастающим поколением, тем больше убеждаешься, что среди них «трудных» нет, просто многие нуждаются в здоровой окружающей среде.

Зато среди родителей «трудных случаев» больше, чем достаточно. Вот лишь некоторые примеры из всего многообразия:

«Щедрые» родители

«Мой ребенок ни в чём не должен испытывать недостатка!» - таков девиз и жизненный принцип этих людей. К слову, среди них не всегда попадаются действительно состоятельные люди. Чаще, наоборот, это обычные граждане со средним или даже низким достатком. Однако, именно они считают, что если их ребенок что-то захотел, то он должен это получить, вне зависимости от того, необходимо ли ему это на самом деле или нет.

Такие родители всегда подменяют понятие любить понятием купить. Вместо того, чтобы уделять ребенку внимание, дарить ему свое общение, награждать его своей любовью, давать ему тепло и ласку, они покупают игрушку подороже (зачастую подсознательно, а то и осознанно, мотивируя это так: «чтобы подольше не подходил и не мешал отдыхать или работать»), нанимают няню или гувернантку - «попрофессиональней», (обязательно, чтобы с высшим педагогическим образованием:«чтобы ребенок развивался интеллектуально, был хорошо воспитан»).

Можно еще купить репетитора, тренера, психолога и врача. И начать спокойно думать: «Теперь у ребенка все есть, и я могу, наконец то, заняться зарабатыванием денег – ведь ребенок растет, и потребности его тоже будут расти! Поэтому необходимо еще приобрести машину, квартиру, престижный институт и еще тысячу очень нужных для формирования личности ребенка вещей». И, конечно, если кто-то попытается такового родителя немного образумить, то в ответ обязательно услышит – «нельзя быть счастливым, и малоимущим». Хотя французский фильм «Игрушка» говорит, что можно…

«Тревожные» родители

У этих родителей любая мысль о ребенке пронизана тревогой. «Он может простудиться; у него могут быть глисты, он может ушибиться, он может испугаться и т.д.». И, что неудивительно, ребенок, словно смирившись с неизбежностью, простужается (незакаленный ребенок - плохой иммунитет), у него обнаруживают глисты (а у кого их нет в детском возрасте?), и просто постоянно пугается – темноты, докторов, животных, и т.д. (и кто это научил его боятся, а?…) Но самым страшным (по последствиям) является страх, что ребенок что-то не сможет(завязать шнурки, самостоятельно проехать на двухколесном велосипеде, воспользоваться телефоном). А раз сам не справится, то ему необходимо помочь! И помогают, помогают, помогают… Родителям данного типа не мешало бы почитать книгу Анатолия Некрасова «Материнская любовь» и задуматься над вопросом: «От куда же пошло выражение «маменькин сынок» или «папенькина дочь?»


«Уставшие» родители

Эти родители устали еще до того, как ребенок у них появился. Вооружившись когда-то иллюзиями относительно семейной жизни и воспитания ребенка и столкнувшись, по их мнению, с «суровыми и трудными буднями», они разом теряют интерес и к супружеской жизни, и к воспитанию своего дитяти. Ключевыми фразами таких родителей становятся – «не бегай!», «не лезь!», «не делай то», «не делай это!», «как ты мне надоел!», «я тебя сейчас накажу!». И, самая коронная фраза: «я от тебя устала (устал)!». Помните, самым страшным для ребенка, да и для взрослого человека, оказывается невнимание другого человека, а особенно человека близкого, родного. И для того, чтобы получить это внимание, ребенок готов на все. Для него жизненно необходимо, чтобы родители обращали на него внимание! И все равно, каким оно будет, негативным, в виде очередной порции ругани или еще какого-либо наказания, или позитивным. Просто пока ребенок не знает, как еще обратить внимание мамы или папы на себя.

«Родители – перфекционисты»

«Ты должен быть лучше всех!» - вот их девиз. Такие родители, как правило, имеет минимум два высших образования, и вечно мечтая защитить кандидатскую, работают, в лучшем случае, ассистентом какой-нибудь кафедры. При этом, ребенка они стремятся отдать в «самый-самый-престижный» детский сад: с углубленным изучением иностранного языка и геометрии Лобачевского. Что касается выбора школы, то, конечно, ради учебы именно в ней они будут преодолевать любые преграды: возить его через весь город, нанимать репетиторов, чтобы «соответствовать уровню». Еще бы, ведь, по их мнению, учиться необходимо только на «отлично». Да, и школьная программа должна быть самой неопробированной, и, конечно же, самой эффективной в плане создания вундеркинда. К тому же, к их недовольству, некоторые «несознательные» учителя никак не хотят проникнуться пониманием особенности их ребенка. Более того, они, как будто специально, стараются занять ученика вовсе не теми предметами, которые «важны и нужны», а совершенно ненужными и примитивными, мешающими, отнимающими время, снижающими общий показатель успеваемости: труды, технология, физкультура, музыка, ОБЖ и т.д.

«Родители – неудачники»

Как это ни парадоксально, эти родители, на первый взгляд, многого добились. Однако, если присмотреться повнимательней, то в их поведении можно увидеть клеймо какого-то нереализованного желания.

Профессиональный спорт, большая сцена, подиум, персональные выставки художественных работ - все это не дает покоя амбициозным папам и мамам. Когда-то их собственная лень, немотивированность, отсутствие должной поддержки, совместно с прочими «объективными» причинами не дали этим желаниям реализоваться. Зато уж своим детям они точно «подарят или привьют» свою мечту.

И не беда, что эта мечта сформировалась в период их уже взрослой жизни и стала больше походить на бесплодную фантазию. В итоге, перед их детьми открываются «великолепные» перспективы: не просто учиться, а работать над какой-либо наукой, видом спорта и т.д. по десять часов в сутки, забыв о никчемных игрушках, об общении со сверстниками и признав совершенно неинтересными обычные детские увлечения, хобби и забавы.

Зато, если им удастся чудом избежать истощения нервной системы, невроза или психосоматоза, у них все-таки есть надежда реализовать наконец-таки свою мечту. Точнее, мечту своих родителей, но это уже не важно… ведь правда?!

«Родители - спекулянты или манипуляторы»

Ребенок для такого родителя всего лишь способ воздействия на окружающих: супруга, родителей, других родственников. «Это надо не для меня, это надо для ребенка!» - так обращается один родитель к другому. И чем более беспомощен, или соматически ослаблен ребенок, тем больше возможностей у его папы или мамы воздействовать на других членов семьи. Иногда такие родители, тем самым пытаются сохранять деструктивную семью, сплачивая всех вокруг проблемы с ребенком.

Естественно, с рождения пребывая в окружении «родных», имеющих вышеперечисленные проблемы, вырастая в обстановке, совершенно не способствующей психологическому комфорту, наши дети пытаются защититься от подобной реальности. И вот тогда и проявляются в них либо неосознанные защитные механизмы, либо коппинг-стратегии – осознанные способы защиты от окружающей действительности, попытки рационализировать свое поведение, стремление избежать мыслей о собственных поступках, и жажда убежать от одиночества или тревоги.

И что же делаем мы, любящие и искренние родители? А мы, сталкиваясь лицом к лицу с подобного рода поведенческими реакциями (среди которых разного рода зависимости, нежелание учиться, стремление к социальному и антисоциальному поведению и т. д, я уже не говорю о проблемах со здоровьем), громко говорим себе и окружающим «Боже, это такой проблемный ребенок»! Но никогда при этом даже не допускаем и тени сомнения «А может, просто это мы - проблемные родители?»

Сразу надо отметить, что проблемных детей не бывает. Такими делают их сами родители. Признать и принять это очень трудно. Лучше переложить всю ответственность на ребенка. Не получится, дорогие товарищи взрослые. Как бы вам не хотелось верить в непогрешимость своего авторитета, придется спустить вас с облаков на землю. Рождение ребенка это не только радостное событие, но начало долго и трудного пути по воспитанию человека. Этот человечек родился, чтобы пройти свой самостоятельный путь. Не следует вешать на него неподъемный груз своих несбывшихся надежд. Мечты родителей остались в прошлом. А у ребенка свои мечты, свои планы.

Когда родители пытаются грубо вторгаться в жизнь ребенка, то тут начинаются проблемы. Мама мечтает, чтобы дочь поступила в институт иностранных языков и уехала жить за границу. Папа мечтает, чтобы сын поступил в медицинский институт. А о чем мечтают дети? Всех их мечты не имеют значения. Ведь родители все уже решили и начали воплощать свои мечты. Записали детей на соответствующие курсы, наняли репетиторов, присмотрели ВУЗы.

В такой ситуации дети начинают «бунтовать». Кто-то тихо не подчиняется, а кто-то открыто противостоит родительским притеснениям. Вот готовый проблемный ребенок. А проблему, оказывается, породили родители. Справиться криками, руганью, запретами здесь не получится. Надо признать право детей на собственную жизнь, право на выбор и самостоятельность.

Есть еще один типичный пример, который формирует проблемных детей. Это отсутствие внимание к ребенку со стороны родителей. Причины могут быть разные: постоянная занятость на работе, усталость, уверенность в незначительности проблем сына или дочери, перепоручение детей бабушке.

Существует такое ошибочное мнение, что дети и так знают, что их любят и поэтому не надо им об этом говорить, обнимать, целовать. Детям очень важен тактильный контакт. Внимание необходимо им для нормального эмоционального развития. От этого они чувствую себя увереннее. И чтобы заполучить хоть маленькую капельку внимания родителей ребенок начинает озоровать. За баловством следует наказание словесное или физическое. Оно частично компенсирует недостаток родительской любви. Значит надо больше уделять внимание детям. Играть с ними, гулять, выслушивать, что-то совместно мастерить. Нужно помнить, что работа, уборка, клубы, подруги останутся, а дети вырастут и покинут своих родителей. Останется ощущение чего-то не сделанного.

Неуверенности в себе может также стать причиной появления трудных детей. Откуда она может взяться, если маленький ребенок считает всегда себя только хорошим. Он не может быть плохим в принципе. Ребенок узнает, что у него что-то не так от окружающих его людей. Родители из лучших побуждений стараются исправить несуществующие недостатки. Их постоянная неконструктивная критика делает свое черное дело. Сын или дочь постепенно начинают верить, что у них действительно много недостатков, которые нужно исправить. Они замыкаются в себе, с трудом идут на контакт. Или наоборот ведут себя агрессивно, стараясь доказать себе и окружающим, что они лучше, чем о них говорят. Родителям нужно быть осторожными с критическими высказываниями. Они больно ранят ребенка и вызывают протест.

Итог таков, проблемных детей не бывает, бывают родители с проблемами. Своими комплексами, нереализованными мечтами, смутными представлениями о воспитании они создают благоприятную почву для появления трудных детей. Детям вообще тяжело жить во взрослом мире. Слишком много они всем должны. И единственный способ отстоять свое Я- это неподчинение всем существующим правилам. Бросить вызов всем взрослым людям. И только большая любовь родителей, терпение, желание наладить контакт, могут дать положительный результат. А лучше не допускать серьезных проблем.