Причины кризиса современной семьи. Причины кризиса

Женщинам

Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус. Ежегодно сокращается воспроизводство семьи на 15-20%. Стабильно возрастает число разводов. Продолжительность семейной жизни сокращается: каждый третий брак распадается, не продлившись и пяти лет. Ключевая причина обнищания российских семей видится в социальных последствиях экономических реформ. Именно на семье, прежде всего, отражаются инфляции, сокращение темпов производства, рост неплатежей, женская безработица. Фактически многие семьи оказались лишенными всех прежних гарантий: гарантированного права на труд, на бесплатное медицинское обслуживание, на отдых, досуг и даже передвижение (из-за непомерных транспортных расходов), не получив никаких новых. Под угрозой оказалось право семьи на жизнь (в районах межнациональных конфликтов). Во многих случаях семья не выдерживает натиска рыночной идеологии, который детонирует ее распад. В качестве наиболее актуальных проблем современной семьи можно назвать следующие.

1. Жилищная проблема. Если в предыдущие годы для молодых семей возможность приобрести кооперативную квартиру (с помощью родителей, конечно), получить государственную квартиру или комнату, снять жилплощадь до получения своего жилья была вполне реальной, то с переходом к формированию рынка жилья приобрести его самостоятельно, с помощью родителей или предприятия может лишь незначительное число молодежи. Поэтому снижение количества вступающих в брак вполне естественно. Кроме того, существует прямая корреляция между ухудшением жилищных условий и обострением семейных конфликтов (хотя обратной корреляции не существует: улучшение жилищных и материальных условий вовсе не ведет к укреплению семьи).

2. Финансово-экономическая проблема. Финансово-экономические трудности, переживаемые всем населением, особенно сказываются на малоимущих, многодетных семьях, семьях с детьми. Если семейного бюджета тратится на питание, то приобретение предметов длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника) становится невозможным.

3. Проблема занятости и безработицы, с одной стороны, и проблема женской занятости и двойной загруженности , с другой. Двойная загруженность женщин, т.е. их участие в общественном труде и преимущественное исполнение ими обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи - это проблема не новая. Работа для женщины - место, где можно проявить свои способности, это и сфера общения, в которой к женщине относятся нередко с большим почтением, чем дома. Для большинства женщин стремление держаться за работу - это экономическая вынужденность, рожденная социально-экономической нестабильностью, неуверенностью в завтрашнем дне. Домашние нагрузки обусловлены, с одной стороны, патриархальными традициями, с другой стороны, недоразвитостью промышленного обслуживания нашего быта. При переходе к рыночной экономике женщина стала жертвой своих семейно-материнских обязанностей и, как невыгодная из-за своих связанных с деторождением льгот, отпусков и т.д., первой становится клиентом биржи труда, где свыше 80% составляют женщины.

4. Проблема планирования семьи . В течение тысячелетий биологическая продуктивность, вошедшая в традицию, закрепленная религиозными догмами и установками, определяла количество детей в семье. Кроме того, дети были страховочным фактором, обеспечивающим "призрение", прокормление родителей под старость. Сегодня установка на многодетность уходит в прошлое, а тенденцию к малодетности или даже бездетности можно считать устойчивой. Демографическая депрессия характеризуется чрезвычайно большими показателями: до 30% в год, что приводит к депопуляции, т.е. превышению смертности над рождаемостью. Из глобальной проблемы (планирование семьи) вытекает ряд других: проблема нежеланных детей, которая является не только нравственно-психологической, но и социальной; рождение детей у несовершеннолетних матерей.

5. Внутрисемейная жестокость . Большинство убийств в нашей стране (не считая жертв военных и межнациональных конфликтов) происходит на семейно-бытовой почве. Увеличивается количество детей, ставших жертвами жестокого обращения со стороны родителей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

С. А. Булгакова

ИЭиУ, СурГУ г. Сургут, Российская Федерация Научный руководитель: Н.А. Бутенко

КРИЗИС СЕМЬИ И ТРАДИЦИОННЫХ УСТОЕВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются понятие «семья», актуальные проблемы формирования семьи в современном обществе. Автор ставит проблему влияния кризиса семейных ценностей на развитие общества.

Ключевые слова

Семья, общество, традиционные ценности, социальный институт.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп -компания друзей, школьный класс, танцевальная команда - но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. В современном обществе происходит ослабление функций семьи как социального института. Это связано с динамическими изменениями, происходящими в мире. Институт семьи с каждым годом становится все более нестабильным, так как разрушаются его основы, которые базируются на многовековых традициях. Об этом свидетельствуют социологические и психологические исследования в области семейных отношений

Семья как социальный институт - это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, образцов поведения и санкций, которые регламентируют взаимоотношения между супругами, детьми, родителями и другими родственниками.

В современном обществе поднимается проблема ослабления функций семьи как социального института, что связано с динамическими изменениями, происходящими в мире. Институт семьи с каждым годом становится все более нестабильным, так как разрушаются его основы, которые базируются на многовековых традициях. Об этом свидетельствуют социологические и психологические исследования в области семейных отношений

Каждая семья - это своеобразный мир, который основан на определенных ценностях, преемственности, эмоциях, традициях, чувствах.

Но в современном мире институт семьи переживает глубочайший кризис. С одной стороны, он выражается в превращении семьи из ячейки общества в разлагающийся элемент, с другой - в обесценивании семейных отношений.

В настоящее время семья переживает различные модификации. Семейные отношения утрачивают свое социализирующее и воспитательное значение. Семья перестает является школой духовного взросления индивидов, вступающих в общественные отношения. Она все стремительнее становится просто формальным объединением, своеобразным клубом по интересам. А распад семьи следственно влечет за собой распад общества.

На самом деле, само общество как целое и все прочие общественные институты в большей степени возможны лишь благодаря семье и без нее обречены на гибель и стагнацию. Общество может выполнять некоторые из функций семьи и помогать человеку в социализации, но оно не может заменить собой семью, ибо последнее есть первичная клетка, соединение которой с подобными ей, и создает общество.

Рассмотрим сущность эволюционных изменений, которые переживает семья в современном обществе.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Вначале XX в. группа экономистов проводила исследование по изучению бюджетов семей в России. В конечном итоге, они выяснили, что в основном деньгами в семье безраздельно распоряжается мужчина. В 1920-е гг. повторили то же самое и увидели, что в 15% семей бюджетом стала руководствоваться женщина. А в конце XX в. в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжалась женщина. Традиционные роли, когда женщина воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство, а муж является хозяином и обеспечивает экономическую самостоятельность семьи, меняются.

Сегодня семья, как единое целое, все в меньшей мере зависит от законов, нравов, традиций, общественного мнения, обычаев, и т.п. и все больше от межличностных отношений, взаимопонимания и взаимной привязанности. Вследствие этого возрастает число фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей. Также профессиональные интересы женщины и мужчины становятся серьезным соперником семейным интересам.

Растет количество разводов, неполных семей. Среди причин разводов в первую очередь выделяют не подготовленность к браку. Не всегда любовь помогает справиться с возникающими конфликтными ситуациями.

Тенденции развития семьи в современный период

Традиционные устои Современное общество

1. Патриархальный вид семьи. 2. Важнейшая черта традиционной семьи -подчиненность целей и интересов индивида интересам всей семьи. 3. "Отец - кормилец". 1. Эгалитарный вид семьи. 2. Экономическое обеспечение семьи часто становится делом женщин. 3. Увеличение количества неполных семей. 4. Снижение рождаемости. 5. Увеличение ранней беременности. 6. Изменение в сексуальном поведении мужчин и женщин. 7. Досуговая функция выходит на первое место. Снизилась воспитательная функция. 8. Увеличение количества разводов.

В марксисткой теории семья трактуется как экономическая ячейка общества. Ее роль в обществе трудно переоценить. Кризис семьи в современном обществе должен стать одним из главных направлений политики государства. Она должна включать в себя следующее:

1. Принятие специальных мер, направленных на увеличение или сокращение рождаемости.

2. Развитие экономических и социальных программ по поддержке семьи.

3. Формирование в общественном сознании ценностных установок на семейный образ жизни. Государственная поддержка семьи проводится в России: учреждены дополнительные отпуска,

установлены денежные пособия, введены особые льготы и др.

В современных социокультурных и социо-экономических условиях наблюдается спад общечеловеческих ценностных ориентаций у семьи, а также нравственная деградация общества. Следовательно, необходимо поднимать престиж и значимость в обществе социального института семьи, так как сохранение семейных традиционных ценностей способствует стабильному развитию общества.

Список использованной литературы:

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи /А.И.Антонов, В.М. Медков - М.: Издательство МГУ, 2013. - С. 65

2. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко. - М.: Институт социологии РАН, 2013. - С 116.

3. Носова А.В. Семейная политика в Европе: эволюция моделей, дискурсов, практик./ Социс. 2014 №°5. -С.64

© Булгакова С. А., 2016

Несмотря на наличие разных точек зрения на кризис семьи, все исследователи едины в мнении о его наличии в современном российском обществе. Составляющими этого кризиса можно считать следующие признаки: падение рождаемости; массовая малодетность; депопуляция нации; рост числа разводов; увеличение количества неполных семей; детей, рожденных вне брака; широкое распространение неофициальных браков (сожительств); альтернативные формы брачно-семейных отношений («конкубинат», семья-коммуна, «свинг» «групповые браки»), легализация однополых отношений; рост лиц, живущих обособленно (одиночество).

Снижение уровня рождаемости в России началось с конца 60-х годов. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.

Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.

Малодетность, как устоявшееся, развивающееся и ставшее многообразным социальное явление, перешагнула все границы: национальные, региональные, классовые, профессиональные. Она укоренилась в обществе, стала не случайным и не временным процессом, а закономерностью. Увеличение количества малодетных и бездетных семей является отражением нестабильности семьи, снижения ее статуса. Современное общество предоставляет человеку много различных возможностей самореализации личности, которые составляют серьезную альтернативу потребности иметь детей. Хотя, несомненно, низкий уровень жизни служит тормозом рождаемости, но причина кроется не только в этом. Кризис семьи – это не проблема богатства и бедности, это общая беда всей современной цивилизации, беда, которая выразилась в девальвации семейных ценностей. В системе этих ценностей, независимо от материального благосостояния, человеческое «я» самоопределялось как угодно, но только не через родительство. Мы имеем дело с тем, чего никогда не было в истории человечества: малодетность была вынужденной. Сейчас антидетная, антисемейная тенденция главным образом связана с жизненной философией молодого поколения, которое не хочет (или боится!) иметь детей по причине отсутствия реальных перспектив своего профессионального и социального самоопределения. Человеку в этой системе ценностей места не находилось, его удел – гипертрофированная социальная функция работника. Нет мужчины, нет женщины с ее особой ответственейшей ролью воспроизводства и воспитания подрастающего поколения, а есть работники, творцы, политики. Эти обезличенные отношения, к сожалению, люди перенесли и в семью, обесценив, таким образом, одну из важнейших ее функций. И поэтому сейчас не только фамилисты, но и представители других «человековедческих» наук с тревогой констатируют: «...Мы на пороге, как ни страшно звучит это слово, депопуляции, когда коэффициент смертности выше, чем коэффициент рождаемости. До тех пор пока мы не скажем, что кризис семьи – это не просто кризис ее материальных возможностей, не только по этой причине супруги отказываются иметь детей, а что это кризис системы ценностей, порожденный издержками промышленного производства, пока не будет осознана эта проблема в такой постановке, до тех пор не будет придумано ее разрешение. Разрешать же все равно придется, так как антидетное, антисемейное направление развития антигуманно, а значит, непрогрессивно, бесперспективно... Гуманной альтернативы семье – нет».

Низкая рождаемость является одной из причин депопуляции. Депопуляция – устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся – затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.

Дестабилизация брака – одна из важнейших демографических проблем, количественно выражающаяся в неблагоприятном соотношении зарегистрированных и расторгнутых браков. Уровень разводи-мости в России непрерывно рос в 50-е, 60-е и 70-е годы ХХ века.

В настоящее время более 50 \% браков заканчивается распадом.

Развод – наиболее очевидное, но не единственное свидетельство разрушения семейных отношений, так как он лишь оформляет их фактическое положение. Далеко не все семьи с неблагополучными отношениями принимают решение о разводе либо в связи с боязнью процедуры и последствий развода, либо из-за психологической инертности, либо благодаря уверенности в том, что «дети должны иметь двух родителей, независимо от отношений между ними». При этом семья формально сохраняется, но нарушаются ее основные функции.

Тенденция к снижению брачности, усилившаяся к концу 1990-х годов, обусловливались несколькими факторами.

Во-первых, среди молодежи все активнее распространяется партнерское сожительство.

Во-вторых, регистрация браков совершается сегодня все более в озднем возрасте.

И, в третьих, общее ухудшение экономического положения, рост безработицы, особенно среди молодежи, падение жизненного уровня – все это тормозит вступление в брак.

Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у не состоящей в браке женщины и т. д.) составляет 20 \% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).

На фоне общего сокращения рождаемости и увеличения числа неполных семей наблюдается интенсивный рост родившихся вне брака детей среди всех родившихся. До 1985 г. их доля колебалась около

10 \%, а затем стала интенсивно расти, и в 2000 г. достигла 28 \%. Сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке. Отчасти это объясняется ослаблением моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям, иногда это можно рассматривать как индикатор распространения фактических брачных отношений. Велик рост внебрачной рождаемости у несовершеннолетних матерей. Повышенная внебрачная рождаемость в самых молодых возрастах – это, главным образом, следствие низкой контрацептивной культуры в начале сексуальной жизни.

И наш, и зарубежный опыт свидетельствует, что среди внебрачных детей несовершеннолетних матерей особенно велико количество незапланированных и нежеланных детей. Поэтому увеличиваются показатели материнской и младенческой смертности, патологии новорожденных, отказов матерей от детей. Среди проблем неполных семей особенно остро предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Рождение вне брака понижает шансы ребенка на полную семью в будущем: «чисто» женское, равно как и «чисто» мужское воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. Еще одной немаловажной трудностью такого типа семей является их экономическая несостоятельность. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики бедных и зависимых от пособий.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на благополучии неполной семьи. Тем не менее из года в год число детей, рожденных вне брака, растет, что с течением времени усугубляет проблему неполных семей.

Исследователи, начиная со второй половины 80-х годов стали констатировать либерализацию общественного мнения по поводу сожительства. В общественном сознании за подобными союзами все больше закрепляется название «гражданский брак», хотя этот термин возник в совершенно другом контексте – как брачный союз, зарегистрированный в государственных органах, альтернативный церковному браку.

Отношение общества к «гражданским бракам» становится все более лояльным. За период с 1980 по 2000 годы их количество возросло в шесть раз. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака, распространенность юридически не оформленных браков привела к тому, что в 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака.

В обществе расширяется социальная практика, когда для многих молодых людей заключению брака предшествует сожительство, которое можно рассматривать как временную, но в большинстве случаев непременную ступень к правовому закреплению эмоционально-психологически оправдавших себя отношений. На смену традиционному браку приходит так называемый «пробный брак» (сожительство, внебрачный союз), чаще всего в возрасте 18–25 лет. Анализируя причины роста внебрачных союзов, некоторые специалисты связывают этот факт прежде всего с кризисом современной семьи, падением ее социального престижа. Многих молодых людей пугает перспектива взять на себя ответственность за другого человека, а также за детей, которые рано или поздно появляются в семье. Винить их в этом не следует, потому что современная молодежь позднее достигает экономической самостоятельности. С другой стороны, раннее физическое развитие обусловливает потребность в половых отношениях. Конечно сексуальная потенция, потребность удовлетворить сексуальный инстинкт существовали всегда, однако раньше этому в значительной степени препятствовали строгие социальные нормы. Сейчас же доминирует свобода добрачных половых связей. Поэтому пара, живущая вместе без юридического оформления отношений, с большей легкостью, чем в условиях законного брака, может прервать свои отношения, если в партнере что-то не устраивает. Важную роль в росте внебрачных союзов играют и психологические факторы. Все большее число молодых людей (и даже их родителей) считают необходимым пройти перед «настоящим» супружеством испытательный срок в сожительстве - лучше узнать характер и привычки друг друга, проверить свои чувства, сексуальную совместимость. Но при этом следует отметить, что чаще всего инициатором «пробного брака» является мужчина. Современная женщина, как и раньше, в большей степени заинтересована в создании семьи и сильнее страдает от ее отсутствия, хотя супружеские обязанности связывают в первую очередь ее, а мужчине обеспечивают преимущества.

Интересные данные на этот счет сообщает объективная статистика. Женатый мужчина отличается от холостяка лучшим физическим и психическим здоровьем, он реже болеет, у него меньше шансов попасть под машину, стать алкоголиком, кончить жизнь самоубийством, он удачливее в профессиональной деятельности, дольше живет. А замужняя женщина отличается худшим, чем у ее сверстниц, не состоявших в браке, особенно в возрасте до 30 лет, здоровьем, ее продвижение по службе затруднено рождением и воспитанием детей, домашними обязанностями, возможности внесемейного досуга ограничены.

Получается, что брак в большей степени отвечает интересам мужчины, тем не менее он видит в семье «ссоры», а она – «счастье».

Положение женщины в «пробном браке» ничем не отличается от положения в зарегистрированном: именно на нее падает основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства. Мужчины же чаще чувствуют себя в неофициальном браке гостем, которому ежедневно и ежечасно оказываются почет и уважение и при этом никто не ждет, а тем более не требует его участия в домашнем труде. Все зависит от его личного желания, т. е. он пользуется всеми преимуществами женатого мужчины, но с той лишь разницей, что не имеет никаких обязанностей и не несет ответственности за экономическое благополучие семьи. Семейные проблемы решаются на основе обоюдной договоренности. Поэтому «пробный брак» следует рассматривать не как новую ступень в развитии межполовых отношений, а как кризисное состояние современной семьи.

Феномен многообразия моделей семьи и зарубежными, и отечественными исследователями связывается с глубокими социальными изменениями, имеющими глобальные и национальные характеристики и выражающимися в смене ценностных парадигм.

В ХХ в. наряду с моногамным типом семьи получили распространение и ряд типов нетрадиционных моделей. Появление таких форм в науке объясняется сложностью становления современных и постсовременных типов семей. В качестве примера приведем несколько форм, представленных в англоязычной литературе.

«Регулярно-раздельный» брак – это модель, суть которой в том, что муж и жена на определенной стадии развития индивидуальной семьи предпочитают жить раздельно в течение достаточно длительного промежутка времени. Супруги выбирают некую степень пространственной изоляции друг от друга, чтобы предотвратить рутинизацию жизни и бытовые коллизии и тем самым достигнуть максимального удовлетворения индивидуальных запросов и создать почву для творческого проявления.

Следующая нетрадиционная форма – «открытый» брак. Некоторые люди не признают развод как лучшее решение возникших в семье проблем, поэтому они ищут возможности «открыть» брак. «Открыть» брак означает предпринять шаги к полному равенству и независимости супругов в интеллектуальной и профессиональной сферах. В таком браке муж и жена являются независимыми партнерами. Одной из крайних форм «сексуального открытого брака» является так называемый «свининг». Здесь внебрачные сексуальные контакты в открытую практикуются обоими супругами, нередко одновременно и в одном и том же месте.

В качестве альтернативных браков также выступают «конкубинат» (при котором наблюдается некоторое участие «отца» в дальнейшей судьбе своего ребенка и его матери – при незарегистрированных отношениях, т.е. брак «де факто», хотя у мужчины есть официальная семья), а также все разновидности бигамии.

Одна из наиболее острых проблем брака и семьи на рубеже тысячелетия – легализация однополых сожительств, приравнивание их к юридически оформленным бракам.

Наконец, еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни. В той или иной степени одиночество было присуще и в прошлом различным обществам и народам. Но если в прошлом оно было результатом действия объективных факторов, которые почти не зависели от самого человека (гибель мужчин на войне, смерть одного из супругов от эпидемии и болезней), то ныне это зависит и от самой личности. Многие становятся одинокими осознанно, т. е. люди сознательно не желают вступать в брак. Со времен Второй мировой войны число живущих обособленно лиц резко возросло. В предыдущих поколениях одиночество воспринималось как судьба в целом к людям, испытывающим его, относились с пониманием. Однако сознательное одиночество обществом осуждалось. В наше время существует другой взгляд. Несомненно, что негативного отношения к нему общественное сознание уже не формирует: общество вполне терпимо относится к одиноким, может быть, даже равнодушно. Мы считаем, что данные изменения обусловлены в какой-то степени процессом смены акцентов в системе «общество – семья – личность». А в реальности это означает, что обществу сегодня не так важно – семейный это человек или нет. Более значительными становятся другие показатели: профессиональные, образовательные и т.д.

Мнения и установки в этой области зависят от национальности, степени урбанизованности поселения, возраста и некоторых других факторов. Вместе с тем ясно, что прямо или косвенно, но создаются предпосылки для одиночества: экономические, социальные, нравственные и психологические. Все блага и льготы распределяются в соответствии с достижениями человека в профессиональной деятельности. Одиночество становится явлением, органически присущим обществу, а не случайным и не временным. Почти забыты традиции и обычаи, с помощью которых наши предки боролись с ним.

Еще одним несомненным фактором, негативно влияющим на устойчивость брака, прежде всего за рубежом, но уже проникающим и в сознание россиян, является влияние феминистического мировоззрения. В России распространение феминистических идей происходит не только по внутренним причинам, но и под влиянием зарубежных теорий – через международные конференции, гранты иностранных фондов, через СМИ и разного рода издания. Например, во вступительных замечаниях к переводимым на русский язык работам видных феминисток дается в целом их позитивная оценка; в ряде переводных учебников социологии материал по семье и браку преподносится как часть гендерной социологии. Для русского читателя представляет определенный интерес рассмотрение «антисемейнизма» в американском феминизме с позиции фамилистики, просемейного восприятия этих взглядов.

Исчезновение социальной необходимости в многодетной семье и в высокой рождаемости вызвало контрацептивную и вместе с ней сексуальную революцию, крах тысячелетней системы социальных норм семейного образа жизни. Распространение малодетной семьи, рост разводов и сожительств, социализационной патологии, нелегитимных рождений и т. п. укрепляло новый строй мыслей, где семейность ассоциировалась со всем «старым» и «отжившим», а продукты распада ее – со всем «новым» и «передовым». В ситуации ценностного кризиса семейного стиля поведения и равнодушия общественного мнения в отношении семьи феминизм предстал как очевидное идеолого-теоретическое оправдание происходящего. В феминизме неравенство семьи среди эксплуатирующих ее институтов подменяется неравенством и эксплуатацией женщин, при этом социальная проблема упадка семьи снимается, а на первый план выдвигается проблема взаимоотношений полов.

Сокрушительная критика семьи присуща не только радикальному феминизму, заявившему о себе в полной мере в США в 70-е годы, но и остальным направлениям современной феминистической теории, различия между которыми в последнее десятилетие сглаживаются на почве общего неприятия семейности.

Идеология феминизма сформировалась под влиянием идей Просвещения об естественных правах каждого человека и благодаря вкладу видных деятелей женского движения: Мэри Уолстонкрафт, Френсис Райт, Сары Гримке, Элизабет Стэнтон и Сюзанны Энтони. На первом этапе становления американского феминизма либеральные феминистки постепенно склонялись к радикализму, рассматривающему женщин как угнетенный класс, а все социальные институты как атрибуты патриархата. В XIX в. делался акцент на разнице между мужчинами и женщинами, выделялись чисто женские качества, ведущей же идеей было стремление к сосредоточению всего управления в руках «сильных женщин». Фактически это была идея материнского права, очень модная тогда среди антропологов. Среди либеральных или культурных феминисток бытовало мнение, что призыв к «матриархату» (доминированию женщин) был ответной реакцией на закрепощение женщин Запада в XIX в.

В рамках культурного феминизма XIX в. Элизабет Стэнтон заняла радикальную позицию, отвергая религию и десять заповедей, придуманных якобы мужчинами для лишения женщин их прав. Матильда Гейдж пошла дальше Э. Стэнтон, приравняв патриархат к ужасам войны, проституции и порабощения женщин. Виктория Вудхалл стала первой женщиной, которая обратилась к конгрессу США по вопросу о женских правах, связав их с шокирующими взглядами на свободную любовь. В. Вудхалл отстаивала отмену брака как систему официальной проституции и изнасилования.

Культурные феминистки отстаивали также право на аборт: Эмма Годдмэн в 1916 г. была арестована за распространение литературы об абортах, а Маргарет Сангер выступила за улучшение условий жизни через легализацию аборта и пропагандировала замедление роста населения.

Антисемейная теория феминизма исходит из идеи индивидуальной свободы, культивирующей стремление к свободе, ничем не ограничиваемой – даже требованием индивидуальной ответственности за негативные последствия любых самовольных действий. Каждый индивидуум женского гендера волен поступать как угодно, ибо ответственность за это перекладывается на общество и государство. С точки зрения феминизма, традиционная социология семьи повинна в социокультурном признании разделения полов, в обосновании социализации детей согласно их физиологической конституции, т.е. в принудительно-гетерогенном воспитании. В условиях постмодернистской переоценки ценностей феминистское отрицание природы человека и релевантной этому человеческой культуры превосходит все известные формы нигилизма.

Итак, кризис современной российской семьи, к сожалению, является несомненным фактом. К тому же он протекает на фоне широкомасштабного социального кризиса в стране, что придает ему особую остроту и драматичность. Кроме того, он связан не только с социально-экономическими, но и целым рядом психологических причин, появившихся у людей на фоне общественной разрухи.

Семья перестала быть условием выживания в обществе, так как каждый взрослый человек имеет возможность стать экономически самостоятельным и поэтому проявляет больше заботы о своем личностном росте, чем о семейном благополучии. У большинства членов общества ярко выражена ориентация на удовлетворение основных жизненных потребностей не в семье, а вне ее. Сейчас гораздо важнее сделать карьеру, чем стать хорошим семьянином.

В последние годы все большее число молодых мужчин вовлекается в девиантную активность и криминальную среду либо привлекается к участию в военных действиях, которые ведутся на территории России. Все это, конечно, связано с образом жизни, отрицающим семью, поэтому молодые люди брачного возраста не торопятся ее создавать или же просто не успевают этого сделать.

Кризис современной семьи в некотором плане связан со снижением роли мужчины как стабилизирующего фактора внутри ее. Лидирующее положение продолжает занимать женщина с ее высоким уровнем эмоциональности, который нередко приводит к необдуманному разрыву брачных уз по ее инициативе. Свою отрицательную роль в этом сыграла и массовая культура, которая культивирует сексуальность без любви: в частности реклама, конкурсы красоты и другие подобные зрелищные мероприятия, которые ориентируют мужчину на оценку женщины с точки зрения сексуальной привлекательности, а не любви и материнства. Появились разного рода сексуальные услуги, начиная от специальных салонов и кончая компьютерным сексом для интеллектуалов, что несовместимо с семейной жизнью. Кроме того, в средствах массовой информации (печать, радио, телевидение) навязчиво пропагандируются идеи гиперсексуальности, ведущие к частой смене сексуальных партнеров. Естественно, претворение подобных идей в жизнь не способствует упрочению брака, ведет к обесцениванию духовно-нравственных ценностей и чувства любви.

В российском обществе произошло резкое снижение роли традиционно значимых родственных связей внутри семьи и, в первую очередь, между родителями и детьми. Родители, воспитанные в условиях советского режима, оказались неприспособленными к резко изменившимся общественным отношениям, растерялись перед непривычной и непонятной для них действительностью. Поэтому дети перестали воспринимать их как носителей мудрости, определенного жизненного опыта, который можно было бы позаимствовать. В свою очередь дети, не получившие хорошего воспитания, не знают, как воспитывать своих детей. Вольно или невольно трудные жизненные ситуации делают семью еще одним «раздражающим фактором», поэтому муж и жена, а также другие члены семейной группы, находясь в хроническом стрессовом состоянии на протяжении нескольких лет, стремятся хотя бы на какое-то время обрести покой. И возможным вариантом выхода в этом случае становится либо разрушение семьи, либо отказ от ее создания.

Таким образом, перед современным российским обществом и социальной работой встает насущная задача – помощь кризисной семье, находящейся в достаточно сложной социально-экономической ситуации, которая усугубляется все более распространяющимся падением ценностей фамилистического образа жизни.

Задания для самостоятельной работы

1. Предложите свое определение понятиям «семья» и «брак».

2. Изобразите генеалогическое древо своей семьи.

3. Расскажите о семье как социальном институте, используя пять групп общих признаков социальных институтов:

– установки и образцы поведения;

– культурные символы;

– утилитарные культурные черты;

– устные и письменные кодексы поведения;

– идеология.

4. Составьте таблицу «Типичные нормы традиционной и современной семьи»

Сфера жизнедеятельности семьи и внесемейной деятельности супругов

Типичные нормы

традиционной семьи

Типичные нормы

современной семьи

5. Используя приведенную ниже схему, расскажите о жизненном цикле семьи. С какими типичными проблемами встречается семья на каждом этапе?

Стадии семейного цикла

Стадия бездетности, предродительства

репродуктивного

родительства

социализированного

родительства

прародительства

Семейные события

Заключение брака

Рождение первенца

Рождение последнего ребенка

Отделение от родителей

рождение первого

6. Законспектируйте работу: Сорокина П.а. Кризис современной семьи // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 997. – № 3. Согласны ли вы с мнением социолога? Ответ аргументируйте.

Напишите эссе на тему: «Ценности семьи и брака в современном обществе».

Используя приведенную ниже таблицу, расскажите об особенностях альтернативных стилей жизни в современном обществе.

Традиционные брачно-семейные отношения

Альтернативные формы брачно-семейных отношений

Законные (юридически оформленные)

Одиночество

Незаригистрированное сожительство

Обязательное наличие детей

Сознательно бездетный брак

Стабильные

Разводы, повторный брак

Сексуальная верность партнеров

Свингерство

Гетеросексуальность

Гомосексуальность

Диадичность

Групповой брак

9. Охарактеризуйте семью как малую социальную группу.

10. Расскажите о ролевых конфликтах в семье.

Коренные преобразования, происходящие в современном российском обществе в социально – экономической и политической сферах не могли не отразиться на семье, как на самом главном социальном институте. Современной российской семье присущи такие кризисные проявления, как: низкий уровень рождаемости, увеличение числа семей группы риска, неполных семей, неблагополучных семей, постоянный рост разводов (по статистике, каждый третий брак в России заканчивается разводом, при чем две трети распавшихся семей - это семьи, в которых есть дети), распространение так называемых «гражданских» браков. https://privet-rostov.ru различные виды канцелярских папок.

Семья, в результате рыночных преобразований, на сегодняшний день находится в глубоком кризисе. Механизмы социальной адаптации, которые были характерны для советского общества в изменившихся условиях, оказались непригодными. Новые же, вырабатываются стихийно и часто сводятся просто к механизмам выживания. В итоге, современный человек в условиях ужесточившейся конкуренции перестал видеть в семье главное богатство и счастье.

Следует отметить, что в России лозунг современной молодежи «сначала карьера, потом дети». Данные социологических исследований репродуктивных установок у молодёжи ярко иллюстрируют то, что сегодня налицо очевидная тенденция снижения и планируемого количества детей. Так, как показал анализ средне желаемое число детей у женщин детородного возраста составляет 1,7, что ниже даже уровня необходимого для воспроизводства общества (норма составляет 2,1 ребёнка на одну женщину).

Хотелось бы остановиться ещё на одной тенденции. Как показали исследования, в настоящее время заметна сильная трансформация содержания семейных ролей. Причиной тому служит феминизация российского общества, которая в сою очередь приводит к различным ролевым конфликтам, связанным с несовпадением ролевых ожиданий родителей, детей и супругов. Экономический статус сегодня всё чаще определяет лидера в семье. Довольно часто встречаются семьи, где женщины играют ведущие роли, так как женщина в современном обществе уже не так сильно, как еще несколько десятилетий назад, зависит от мужчины в экономическом отношении.

Следует отметить тот факт, что в современном российском обществе существует, так называемый «культ молодёжи». По мнению выдающегося социолога начала 20-го века Ортега-и-Гассета для «массового» человека характерны такие черты как стремление избежать ответственности и привязанности и эгоизм, стремление всегда оставаться молодым. Именно к этому стремится большая часть россиян в возрасте с 16ти до 30-35 (т.е. именно в репродуктивном возрасте, в том, когда и следует заводить семью). Сегодня люди любыми усилиями хотят продлить молодость, не жалея для этого никаких сил и затрат (ни материальных, ни духовных). Сегодня, как никогда, стали популярны фитнесс-клубы, различные диеты, пластическая хирургия. СМИ постоянно пропагандируют образ «вечно молодого» человека. Сегодня многие молодые люди хотят сначала надо «для себя пожить», а уж потом семью заводить. Они гораздо больше озабочены поиском разнообразных развлечений, новых ощущений, чем созданием семьи.

И, наконец, причина сегодняшнего кризиса семьи, как социального института, это, безусловно, упадок нравственности (ранние сексуальные связи у молодёжи, пренебрежительное отношение к браку, распространение инфекций, передаваемых половым путём). Согласно данным, полученным в результате исследований, среди подростков и молодых людей до тридцати лет, процент заболеваний, передающихся половым путём выше, чем среди населения в целом. Наблюдается рост ВИЧ-инфицированных молодых людей. Доля возрастов в промежутке от пятнадцати до тридцати лет составляет 79% от всех ВИЧ - инфицированных мужчин и 80% от числа женщин. Не прекращается рост наркомании, табакокурения (на долю России приходится около 70% всего международного рынка) и алкоголизма.

Кроме того, на репродутивные установки современной молодёжи, довольно сильно оказывает влияние и фактор снижения физического здоровья. На сегодняшний день только 10% выпускников школ абсолютно здоровы.

Семейные кризисы являются закономерными этапами, они "заложены" в алгоритме существования любой семьи. Кризисные ситуации являются своеобразной проверкой семьи на прочность, и, если они успешно пройдены, значит, семья функционирует правильно и развивается нормально. Если же это не так - вполне вероятно, что тяжелая ситуация лишь усилит дисгармонию отношений. И ответственность за это между супругами распределяется пятьдесят на пятьдесят. Зачастую под этим словосочетанием подразумевается, что двое намерены разбежаться в ближайшее время. Но разрыв отношений скорее последствие неправильно пройденного кризиса, так же, как и неприятности типа появления связей на стороне, болезней, алкоголизма.

Поводом для кризиса обычно являются важные жизненные события. Они вызывают некие изменения в устоявшихся отношениях, которые влияют на ритм привычной жизни и перераспределение ресурсов: внимания, эмоций, усилий, времени, дополнительных знаний и денег. В современной семейной психологии отмечают несколько переходных периодов, связанных с внутренней динамикой и развитием семейных отношений. Сами переходы от одной фазы семейных отношений, к другой могут происходить более болезненно и проблематично или вполне спокойно и без особых осложнений.

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:

1. Обострение ситуативных противоречий в семье.

2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.

3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.

4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий. На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании. В результате можно обнаружить следующие проявления семейного кризиса:

1. Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне:

Чувство дискомфорта, повышенная тревожность;

Неэффективность старых способов коммуникации;

Снижение уровня удовлетворенности браком;

Ощущение непонятости, невысказанности, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий, то есть ощущение ограничения своих возможностей, неспособность обнаружить в ситуации новые направления развития;

Смещение локуса контроля: член семьи перестает занимать субъектную позицию, ему начинает казаться, что нечто происходит «с ним» - то есть вне его, а значит, и изменения должны произойти не с ним, а с другими. В таком случае он искренне начинает полагать, что именно изменение отношения или поведения другого члена семьи приведет к улучшению ситуации (Шиян О. А.);

Закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное возвращение мира», не связанное с собственными изменениями;

Появление сверхценных идей у некоторых членов семьи;

Формирование симптоматического поведения.

2. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне:

Нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи (крайние варианты - симбиотическое слияние и разобщенность);

Деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайними вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жесткость (непроницаемость);

Нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагирования - «инконгруэнтная адаптация» - почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном его использовании нарушается естественный обмен энергии в семье);

Изменения ролевой структуры семейной системы (появление дисфункциональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «провал» роли, патологизация ролей);

Нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия);

Возникновение семейных конфликтов;

Рост негативных эмоций и критики;

Нарушения метакоммуникации;

Нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи;

Регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной семьи;

«застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособность решать задачи следующих этапов;

Противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи;

Разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформированность новых;

Неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых;

Дефицит правил.

3. Проявления семейного кризиса на макросистемам уровне:

Актуализация семейного мифа;

Реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях;

Нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайними вариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ;

Нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные коалиции);

Нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли);

Нарушение традиций и ритуалов;

Неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых.

4. Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне:

Социальная изоляция семьи;

Социальная дезадаптация семьи;

Конфликты с социальным окружением.