После того как в ФЗ о ветеранах были внесены изменения, касающиеся военных, служивших в районах боевых действий в Чечне в 1994 -1996 г.г., им был присвоен статус ветеранов. На основании законодательства появилась возможность исчисления льгот и доплат бывшим военнослужащим с учётом их званий и наград, а участникам боевых действий в Чечне - ставшими инвалидами, получать пенсии.
К числу участников боевых операций отнесены военнослужащие – рядовые, начальствующий состав ОВД, органов безопасности, которые выполняли боевые задачи в Чечне и на прилегающей территории.
Статус ветерана присваивается демобилизованным солдатам и офицерам для того, чтобы они могли получить положенные социальные льготы.
Статус ветерана боевых действий присваивается в соответствии с постановлением правительства РФ:
Размеры ЕДВ представлены с учётом социального пакета, который составляет в 2017 году - 1052, 95 ру. и включает в себя:
*Значение в скобках – стоимость пакета в 2016 г.
Чеченские ветераны имеют право заменить данные льготы деньгами или пользоваться ими в натуральном виде.
Говоря о размерах пенсий ветеранов боевых действий, необходимо знать, что пенсия включает в себя выплаты на общих условиях и персональные доплаты. Каждая пенсия рассчитывается в индивидуальном порядке.
Если гражданин проживает, например, в северных районах РФ, то там действуют соответствующие коэффициенты, которые насчитываются и ветеранам тоже при начислении пенсионного обеспечения.
Инвалиды, имеющие ранения, полученные в военных операциях в Чечне, имеют дополнительные добавки к пенсии по группе инвалидности, установленной медицинской комиссией:
Индексации, проводимые ежегодно в РФ с целью подтянуть прожиточный минимум на уровень растущей инфляции, касаются также всех выплат ветеранам.
О пенсионном обеспечении ветеранов Чеченской войны по старости говорить пока ещё преждевременно, так как до пенсионного возраста им ещё далеко. Но, учитывая нововведения в закон о страховой части пенсии, уже сегодня у работающих ветеранов идёт накопление стажа и пенсионных баллов к предстоящей пенсии.
Офицерскому составу, прошедшему службу в Чечне и достигшему пенсионного возраста, пенсия исчисляется, исходя из новых правил расчёта для военных пенсионеров, которые работают с 01.01.15. На момент выхода на пенсию они должны иметь минимум стажа 6 лет и 6 пенсионных баллов на счету.
Размер пенсии ветеранам исчисляется в индивидуальном порядке. Он зависит от суммы довольствия во время службы и от выслуги лет, то есть, времени пребывания в горячей точке.
Учитывая все заслуги военнослужащих во время чеченской войны, государство предоставляет им льготы, которые призваны облегчить их быт и помочь при необходимости лечения:
Все вопросы, касающиеся социальных выплат и льгот для ветеранов военных действий, находятся в ведении службы социальной защиты населения.
Работа для пенсионеров с хорошим слогом: http://opensii.info/forum-pensionerov/rabota/udalyonnaya-dlya-pensionerov/
От Кузнецова Сергея Николаевича
ОБРАЩЕНИЕ
Подошло время для выхода на пенсию и при подсчёте трудового стажа обнаружилось что срочная служба в Афганистане не засчитывается в стаж как сказано в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983г. N 59-27 один месяц службы за три месяца -время службы на территории Афганистан.
В своем ответе на мое обращение, отделение пенсионного фонда по Волгоградской области указало, в частности на то, что Федеральный закон № 173 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “не содержит специальных норм, позволяющих учесть при подсчете страхового стажа, так и общего страхового стажа, период службы в Афганистане в тройном размере”
Однако, я не согласен с данным утверждением в связи со следующим.
Я находился на военной службе по призыву в части, в состав действующей армии в период ведения боевых действий на территории Афганистана
В соответствии со статьей 16 Федерального закона “О ветеранах”, ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки:1. льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством. Данные льготы предусмотрены Федеральным законом “О трудовых пенсиях в РФ”.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 173 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (далее- Закон) основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе расчетный пенсионный капитал –учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Законом предусмотрено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии РП (используемого для определения расчетного пенсионного капитала РПК), которые предусмотрены ч.3,4,6 ст.30 Закона
До 1.01.2002г..Часть.3 статьи 30 Закона предусматривает общую формулу расчета РП.
Ч.4 статьи 30 Закона предусматривает возможность включать периоды службы в Афганистане в общий трудовой стаж в тройном размере.
Таким образом, в соответствии с Законом, я имею право включить период службы в действующей армии в общий трудовой стаж в тройном размере, что позволит увеличить мой стажевой коэффициент и повлиять в сторону увеличения на расчетный размер трудовой пенсии РП, и как результат- на величину расчетного пенсионного капитала, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии. Для меня это является своеобразной льготой; инструментом, предусмотренным законодателем, позволяющим учесть выполнение долга перед Родиной при определении размера страховой части трудовой пенсии. Этот инструмент предусмотрен законодателем, и на мой взгляд, позволяет участникам боевых действий почувствовать проявление социальной справедливости при льготной оценке периодов службы по призыву в действующей армии при назначении трудовой пенсии.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что участники боевых действий в Афганистане по нашему законодательству из пенсионного фонда, могут рассчитывать на включение в трудовой стаж в тройном размере срочной службы в Афганистане,статья30 часть4 что позволяет ему в итоге увеличить размер страховой части трудовой пенсии.
Однако, в ч.4 ст.30 Закона “ О трудовых пенсиях в Российской Федерации”,
Законодателем предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии по старости по данному варианту не может превышать сумму -555 руб. 96 коп.
Таким образом, законодатель установил уровень, который не только ограничивает права льготных категорий граждан, но и более того, ставит их в невыгодное положение по сравнению с гражданами, не имеющими права на какие-либо льготы (расчет по формуле, установленной в ч.3 ст.30 Закона).
Считаю данное обстоятельство крайне несправедливым и требующим внимания со стороны законодателя. Предлагаю рассмотреть вопрос о том, чтобы снять ограничения расчетного размера трудовой пенсии для ветеранов боевых действий, установленные в федеральном законе от 17.12.2001 N173-Ф3 ч.4 ст.30 Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”; в ч 3 ст30 федерального закона N 173-Ф3 включить в стажевой коэффициент срочную службу в Афганистане как 1месяц службы за 3 месяца службы. Увеличить отношение средней зарплаты застрахованного лица к средней зарплате по РФ с 1,2 до 1,9 в зависимости от срока нахождения службы в Афганистане.
Постановление ЦК КПСС и совета министров СССР от 17.01.1983г№59-27-основная льгота для тех кто служил в Афганистане 1месяц службы за 3месяца службы. постановление №941 от 22.08.1993г. постановление №565 от 31.07.2008г. статья 55 конституции РФ –в России не должны издаваться законы отменяющие права граждан. Статья №4 гражданского кодекса - согласно которой законодательные акты не имеют обратной силы.
Согласно действующему законодательству, в нашей стране пенсия полагается гражданам не только по достижении определенного возраста, но и в массе других случаев. В этой статье мы расскажем о том, что собой представляет пенсия ветеранам боевых действий и по какому принципу она начисляется.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона №5 к ВБД -ветеранам боевых действий - относятся:
В отношении государственного обеспечения ветеранов боевых действий Правительство разработало целый ряд законопроектов.
Кроме того, в отношении ВБД могут применяться различные Постановления и Письма Правительства, а также Налоговый и Жилищный кодексы РФ.
Как уже было сказано, в случае, если ветеран военных действий является военнослужащим или сотрудником спецслужбы РФ, то вопросы его государственного пенсионного обеспечения регламентируются Федеральным законом №4468-I.
На назначение ведомственных пенсионных выплат могут рассчитывать ветераны, относящиеся перечню лиц из статьи 1 вышеуказанного закона, а именно:
Если статус ВБД был получен гражданиномпри выполнении особых заданий в зоне ведения боевых действий или во время прохождения службы в «горячих точках», то его пенсионным обеспечением занимается Пенсионный фонд России.
Назначение страхового пенсионного обеспечения по старости участникам боевых действий осуществляется на общих условиях, то есть:
Таким образом, в зависимости от обстоятельств ветеранам боевых действий доступны выплаты военного, социального и страхового характера.
Предлагаем ознакомиться с видео на эту тему:
Согласно закону о Федерального бюджете и бюджете Пенсионного фонда, в 2018 году индексация страховых пенсий будет проведена в объеме, превышающем уровень роста потребительского ценообразования в текущем году, то есть на 3,7% против официального уровня инфляции в 3,2%. Кроме того, будет увеличена сумма и ежемесячной денежной выплаты, но только на размер прошлогодней инфляции – то есть всего на 3,2%.
Согласно статье 45 Федерального закона №4468-I, к ведомственной пенсии в размере 32% расчетной суммы пенсии устанавливается доплата следующим категориям лиц:
Расчетная величина пенсионных выплат устанавливается в размере социальной пенсии и подлежит ежегодной индексации. Таким образом, увеличение размера доплаты к пенсии производится одновременно с индексированием социальных выплат.
Необходимо отметить, что если у пенсионера есть право на получение надбавки более, чем по одному основанию, то ему предоставляется право самостоятельного выбора одной из них.
Обеспечение воинов-интернационалистов пенсиями осуществляется по тому же принципу, что для участников Великой Отечественной войны: прохождение одного года службы в горячей точке приравнивается к трем, а в качестве ЕДВ регулярно выплачивается 32 процента от минимума социальной пенсии.
Если бывший участник боевых действий в Афганистане официально трудится на гражданском предприятии, то при условии наличия достаточного количества лет стажа он вправе рассчитывать на получение страховой пенсии.
Относительно недавно военные, проходившие службу в Чечне в период с 1994 по 1996 год, получили статус ВБД, а это значит, что для них на законодательном уровне предусмотрена выплата пенсии в увеличенном размере, а также право на ежемесячную дополнительную выплату, не подлежащую налогообложению.
Жители северных районов получают дополнительные надбавки. Минимальная социальная выплата на сегодняшний день составляет 4770 рублей, а социальная доплата – 1000 рублей (32 процента от минимального размера социальной пенсии).
Если ветеран получил инвалидность в ходе военных действий в Чечне, то он вправе рассчитывать на дополнительные выплаты. Для инвалидов-ВБД первой группы это 3137 рублей 60 копеек, второй – 2240 рублей 70 копеек и для третьей – 1793 рубля 70 копеек.
Ветераны боевых действий в Сирии, как и остальные представители данной категории граждан, обладают стандартным социальным пакетом и льготами для ветеранов. В связи с этим ВБД в Сирии могут рассчитывать на:
Льготирование ветеранов при этом осуществляется по двум основным направлениям: федерального и регионального уровня. Если определенные привилегии совпадают, то претендент самостоятельно выбирает наиболее подходящий тип компенсации.
Что касается ежемесячных денежных выплат, то начисляются они согласно ФЗ «О ветеранах» и представляют собой основную надбавку к пенсии в размере:
Пенсионное пособие и ЕДВ для ветеранов боевых действий ежегодно индексируются, а формируется показатель на основании заложенного федерального бюджета на определенный период.
Если ветеран отказался от определенных льгот (например, от оплаты проезда в общественном транспорте), то ЕДВ выплачивается в полном объеме. В случае использования таких привилегий пособие начисляется с учетом используемых средств.
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ №941 служба в перечисленных ранее случаях засчитывается в льготном исчислении: один месяц службы в месте военного конфликта равен трем месяцам выслуги.
Рассчитывается пенсия ветеранам ВБД как сумма выплат, производимых на общих условиях, и персональных надбавок, начисленных в индивидуальном порядке. Если же гражданин имеет право на получение пенсионного обеспечения по выслуге лет, то сумма его будет определяться следующим образом:
В то же время ветераны, принимавшие участие в боевых действиях в качестве гражданских лиц, получают пенсию через ПФР. В таком случае расчет страховых выплат производится по общепринятой формуле вида:
СПВ = (ФВ х К) + (ИПК х СПК х К),
Кроме того, ветеранам военных действий выплачивается ЕДВ, которая в текущем году составила 2780 рублей 74 копейки, а со следующего года увеличится до 2869 рублей 72 копеек.
Помимо выплат по государственному пенсионному обеспечению ветераны могут получать дополнительную выплату, являющуюся одним из видов социальной поддержки.
Наряду с получением дополнительной выплаты ВБД имеют право на оформление пакета социальных услуг в натуральном виде, состоящего из:
Как уже было сказано, получатель пенсии вправе отказаться от получения социальных услуг в натуральном виде частично или полностью, главное при этом – письменно оповестить ПФР не позже 30 сентября.
Согласно пункту 5 статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах» сумма ЕДВ подлежит ежегодной индексации, однако в 2015 году повышение размера пенсий было временно приостановлено в соответствии с пунктом 5 статьи ФЗ №68.
Помимо доплат к государственному пенсионному обеспечению ветеранам военных действий предоставляются налоговые, пенсионные и социальные льготы.
Налоговые льготы ветеранам распространяются на транспортный, имущественный и земельный налог. При этом условия предоставления таких льгот различаются в зависимости от региона проживания ВБД.
Пенсионные льготы ветеранам предоставляются в виде пакета социальных услуг, регулярных дополнительных выплат, а также индивидуальных надбавок. В некоторых регионах данная категория лиц дополнительно обеспечивается выплатами за счет средств местного бюджета.
К социальным льготам, предоставляемым ветеранам военных действий, помимо скидок на коммунальные платежи можно отнести:
При этом некоторые социальные льготы устанавливаются региональными властями дополнительно.
Транспортный налог относится к категории региональных и регламентируется не только НК РФ, но и нормативными документами субъектов РФ.
В 2017 году льготы по уплате транспортного налога для ВБД предусмотрена в 33 регионах нашей страны. При освобождаются от уплаты налога лишь жители:
Таким образом, не облагаются налогом:
В некоторых регионах для ВБД предусмотрено понижение налоговой ставки:
При этом в ряде регионов ветераны боевых действий оплачивают налог в общем порядке налогообложения.
Как уже упоминалось ранее, ежемесячные выплаты – это основной вид надбавки к пенсии ветеранов военных действий. Причем из этой суммы Пенсионным фондом России часть средств удерживается на пакет/набор социальных услуг.
Согласно действующему законодательству, ветеран может заменить данный пакет соцуслуг на денежную компенсацию. Для этого ему нужно обратиться в любое удобное отделение ПФР с соответствующим заявлением и пакетом документов.
После отказа гражданина от получения набора услуг в натуральном виде к сумме ежемесячной выплаты прибавляется сумма, ранее удерживавшаяся для НСУ.
Жилищное законодательство РФ предусматривает право ветеранов военных действий на получение помощи в случае постройки или приобретения жилья. Поддержка данной категории лиц заключается в виде предоставления жилищной субсидии.
В том же нормативном документе указано, что объем выделяемых финансовых средств зависит от числа граждан, обладающих правом на данный вид поддержки, а также стоимости жилья в регионе проживания ВБД.
Площадь при этом рассчитывается исходя из 18 метров квадратных на одного человека.
Необходимо отметить, что в каждом отдельном регионе проведение процедуры обеспечения жильем ветеранов БД регламентируется индивидуально, посредством принятия соответствующих законов. При этом финансирование осуществляется в порядке очереди, формируемой из всех поданных заявлений.
Согласно существующему законодательству, в 2018 году индексация пенсий будет проведена в объеме, превышающем уровень роста потребительских цен в текущем году, то есть на 3,7% против официального уровня инфляции в 3,2%. Также будет увеличена сумма ЕДВ, но лишь на размер прошлогодней инфляции – на 3,2%.
Более того, денежное довольствие также будет увеличено на 4%, что, в свою очередь, приведет к повышению военных пенсий. При этом понижающий коэффициент, используемый при расчете пенсионного обеспечения, останется на уровне 72,23%.
Для оформления пенсии ВБД необходимо обратиться в ПФР с установленным пакетом документов. Там же оформляется страховое пенсионное обеспечение (при наличии достаточного стажа на «гражданке»).
Внимание: В некоторых случаях пенсии ВБД выделяет Министерство обороны, поэтому оформить данную выплату можно не через ПФР, а через комиссариат.
Для получения пенсионных выплат ВБД необходимо предоставить в ПФР пакет документов, состоящий из:
Стоит отметить, что в некоторых случаях сотрудники ПФР могут потребовать дополнительные бумаги, поэтому в каждом отдельном случае уточнять перечень необходимой документации следует индивидуально.
В большинстве случаев последовательность действий при оформлении пенсии ВБД выглядит следующим образом:
На рассмотрение документов Пенсионному фонду дается 10 дней, и в случае принятия положительного решения соответствующая пенсия будет начислена уже в следующем месяце.
На данный момент законопроект о повышении пенсионного возраста для военнослужащих находится в разработке.
В текущей версии документа предлагается увеличить минимальный предел выслуги с 20 до 25 лет. При этом тех, у кого окончание контракта приходится непосредственно на двадцатилетие выслуги, данное нововведение не коснется.
По мнению экспертов, ожидать принятия законопроекта ранее весны следующего года не стоит, поэтому на пенсию по выслуге лет пока что можно выходить по общим правилам – то есть после 20 лет службы.
С видеороликом на эту тему можно ознакомиться ниже:
Таким образом, ветеранам боевых действий предоставляется возможность получения не только социальных услуг в натуральном виде, но и дополнительных денежных выплат. В связи с этим каждому гражданину из данной категории населения следует для себя определить, в каком виде привилегии ему нужнее, и оповестить об этом ПФР. В противном случае выгода от предоставления льгот для конкретного гражданина может оказаться минимальной.
Уважаемые читатели ! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам.
Пенсия участников боевых действий (далее участники б/д) имеет общие черты с формированием пенсии среди ветеранов Великой Отечественной войны (коротко ВОВ), но со своими индивидуальными характеристиками, поэтому наша статья посвящена особенностям начисления пенсионных выплат ветеранам.
Участники б/д - это сотрудники Министерства Внутренних дел (коротко МВД), которые выполняют непосредственные поручения по решению вооруженных конфликтов.
Полный список лиц, участвующих в боях закреплен в статье 3 Федерального закона № 5«О ветеранах» от 12.01.1995 года (далее ФЗ-5). Ветеранами могут быть: граждане РФ; иностранцы, которые долгое время живут в России; лица, не имеющие гражданских прав.
По закону №4461-1 от 12.02.1993 года участники б/д имеют право на получение двух пенсий: основной и «ветеранской». Основная пенсия зависит от стажа, выслуги, должности, звания, надбавок. А вторая – 2 600 рублей.
1.Пенсионные вопросы регулирует Федеральный закон № 4468 -1 от 12.02.1993 года. Важные фрагменты закона:
2.ФЗ-5 «О ветеранах» от 12.01.1995 года.
В ФЗ-5 зафиксирован перечень основных льготных тарифов для ветеранов, например, такие:
Печать на удостоверении должна быть справа и слева внутри документа!
Для оформления удостоверения необходимо подготовить: военный билет, личное дело, бумаги подтверждающие наличие ранений, выписка из приказа о назначении на должность, награды, летная книжка, архивная справка для подтверждения участия в боях. Весь список нужно предоставить в центральную комиссию, которая по истечении срока 30 дней оформляет (или отказывает) удостоверение. Каждый ветеран обязан зарегистрировать удостоверение после его получения в книге учета;
Пенсию можно оформить через военный комиссариат, а не ПФР!
Рассмотрение документации сотрудниками ПФР в течение 10 дней, по итогу которого выносится решение о внесении исправлений заявителем в документацию либо назначение пенсионных выплат ветерану.
Примерный размер пенсии составляет до 30 тысяч! Она формируется по итогу ежегодного индексирования. Кроме того, на размер пенсионных отчислений оказывают влияние: стаж; территория военных действий; ранения и травмы; группа по инвалидности.
Надбавки к пенсии
Вопрос регулирования доплат закреплен в ФЗ-319 от 03.12.2007 года; статье 45,46 ФЗ-319 от 03.12.2007 года.
Основная надбавка - это 32% к основной сумме пенсии. Для получения указанной выплаты нужно подготовить документацию для сотрудников ПФР, а именно: паспорт; заявление по форме ПФР; трудовая книжка; военный билет; бумаги, подтверждающие факт участия в боях.
Весь перечень можно сдать лично, по Почте России, через доверенное лицо, интернет-ресурсы.
Лица, которые участвовали в конце 90-х годов в войне с Чечней, имеют новый статус ветерана военных действий. Указанный статус положен:
Ветеран Чечни обязан иметь удостоверение.
ФЗ-5 обеспечивает служащих Чечни льготами и повышенной пенсией. Так, при наличии удостоверения гражданин имеет право на повышенную пенсию, а также право на денежное вознаграждение (коротко ЕДВ), которое не облагается налогами.
Размеры пенсии участников в/д в Чечне
Пенсия военнослужащих Чечни состоит из базовой части и доплат со стороны государства. Средний уровень социальных выплат составляет 4770 руб., а объем дополнительных выплат - 10 000 руб.
Граждане, которые получили ранение при выполнении должностных обязанностей в Чечне, имеют право на ряд надбавок, таких как например: 1 группа – 3137 р.; 2-я – 2240 р.; 3-я - 1793 р.
Размер пенсии зависит от периода служебной деятельности, размера окладной части, периода трудовой деятельности в Чечне. Однако выплаты должны быть не менее прожиточного минимума по стране.
Лица, проходившие службу в Афганистане, получают статус ветеранов войны (ВОВ). К основным группам ветеранов афганской войны относят: военнослужащих, направленных страной для участия в боях; служащих автомобильной воинской части; летчиков; членов экипажей самолетов; сотрудников, которые были командированы в Афганистан с 1979-1989 года.
При начислении пенсионных выплат сотрудники ПФР формируют ее на основе алгоритма действий, который предназначен для пенсионных отчислений ветеранам ВОВ. Основное отличие - изменение выслуги лет – 1 год в равен трем годам стажа.
Показатели пенсионных выплат зависят от таких факторов, как: выслуга лет, срок службы, занимаемой должности участника б/д в Афганистане. Главное условие – пенсия не должна достигать размеров прожиточного минимума. В таком случае государство предусматривает ряд надбавок и льгот. В итоге, средний уровень пенсии среди участников б/д Афганистана составляет 8000-9000 рублей.
А с 01.02.2016 года была увеличена пенсия за счет индексирования на 7%. А льготники, которые решили отказаться от социальной помощи, получили прибавку размером 3696,4 рубля.
Особый вид ветеранов – это инвалиды, которые получили ранение во время боя в Афганистане. Инвалидам присвоены такие надбавки к пенсии, как: первая группа получает пенсию по выслуге, увеличенную в три раза; вторая группа может получать удвоенную пенсию; третья - полуторакратное увеличение пенсионных выплат.
Основные группы участников б/д Украины зафиксированы в статье 5 Закона Украины «О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты» (коротко ЗУ), к которым относят следующие категории лиц:
Пенсионные отчисления формируются на основе закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которые напрямую зависят от общего периода трудовой деятельности в горячих точках, окладной части сотрудника.
С начала 2012 года инвалидам и ветеранам б/д будут выплачиваться дополнительные прибавки, если сумма пенсии не достигает минимальных показателей по стране.
По ЗУ «Об улучшении материального положения участников боевых действий и инвалидов войны», ветеранам положена денежная надбавка в следующих размерах: 1 группа - 70 грн.; 2,3 группы - 50 грн.; ветераны б/д - 40 грн.
По последним данным, в 2017 году планируется индексация пенсионных выплат на 5,5%. Столь небольшой процент повышения пенсионных выплат участника боевых действий связан с экономическими трудностями страны. Следовательно, фактический размер увеличения пенсии напрямую зависит от общей ситуации в стране.
Кроме того, формированием дополнительных льгот занимаются местные органы власти, которые имеют право вводить льготные тарифы для всех пенсионеров, в том числе и для ветеранов б/д. Поэтому пенсионер должен уточнять о назначении льгот в каждом отдельном регионе страны.
Поскольку в 2016 году не было второй индексации пенсии, государство приняло решение о введении единовременной выплаты в размере 5 тысяч рублей в начале нового 2017 года. Период «премирования» пенсионеров – январь 2017 года. По предварительным подсчетам, государство потратит 220 миллиардов средств из бюджета на реализацию данной задачи. Но поскольку выплата является разовой, то она не навредит государственному бюджету в отличие от полноценной процедуры индексирования.
Участников боевых действий приравнивают к статусу ветеранов ВОВ. Следовательно, процедура начисления пенсии аналогична формированию пенсионных выплат среди ветеранов войны. Однако участник б/д имеет разные показатели стажа, выслуги, оклада, поэтому итоговый уровень пенсии крайне индивидуален и имеет ряд особенностей, о которых мы рассказали в нашей статье.
В Чечне в 2019 не работающим пенсионерам полагается доплата к пенсии до 8846 руб.
Размер регионального прожиточного минимума пенсионера (8735 руб.) ниже прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ (8846 руб.).
Неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения меньше величины регионального прожиточного минимума пенсионера, полагается федеральная социальная доплата (из федерального бюджета):
Сумма доплаты, руб. = 8846 – Сумма материального обеспечения пенсионера
Прожиточный минимум пенсионера в целом по Российской Федерации устанавливается для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии.
Региональный прожиточный минимум пенсионера устанавливается в каждом субъекте РФ в целях определения социальной доплаты к пенсии.
Право на социальную доплату к пенсии имеют только неработающие пенсионеры, если сумма их материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе по месту их жительства.
Отметим, что местное законодательство может предусматривать определенные условия получения региональной социальной доплаты к пенсии.
Социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и необходимыми документами.
Какие суммы учитывают при подсчете размера материального обеспечения пенсионера:
Какие суммы НЕ учитывают при подсчете
размера материального обеспечения пенсионера:
меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с законодательством в натуральной форме.
Для информации
Он используется для:
Прожиточный минимум расчитывается раз в квартал на основе . Непосредственно для расчёта и начисления пенсий не используется.
Год | Сумма, руб. | Закон Чеченской Республики | Федеральный прожиточный минимум |
---|---|---|---|
2019 | 8735 | от 05.12.2018 № 59-РЗ | 8846 |
2018 | 8719 | от 14.12.2017 № 48-РЗ | 8726 |
2017 | 8535 | от 30.12.2016 № 50-РЗ | 8540 |
2016 | 8156 | от 01.12.2015 № 51-РЗ | 8803 |
2015 | 5798 | от 22.12.2014 № 51-РЗ | 7161 |
2014 | 5517 | от 24.10.2013 № 32-РЗ | 6354 |
2013 | 5224 | от 30.11.2012 № 33-РЗ | 6131 |
2012 | 4919 | от 12.12.2011 № 45-РЗ | 5564 |
2011 | 4509 | от 10.11.2010 № 53-РЗ | 4938 |
2010 | 4258 | от 30.10.2009 № 58-РЗ | 4780 |
Нормативные документы:
Сразу скажем, что такого определения как “минимальный размер пенсии” в законодательстве нет. Но и так понятно, что речь о сумме, меньше которой страховая пенсия по старости быть не может. Как же определяется минимальный размер.
Для этого обратим внимание на концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В ней сказано, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).
Таким образом, прожиточный минимум пенсионера в его регионе можно условно называть размером минимальной пенсии по старости.
Случается, что человеку назначали пенсию по старости, но ее размер оказался ниже величины прожиточного минимума пенсионера. В таком случае ему полагается доплата до «минималки». Правильно она называется «социальная доплата к пенсии» до прожиточного минимума пенсионера. Право на нее возникает при одновременном соблюдении 2-х условий:
Имейте в виду, чтобы посчитать «общую сумму материального обеспечения» учитывают почти все – все денежные выплаты, включая пенсию и денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате телефона, жилья, коммунальных услуг и проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежные компенсации расходов по оплате указанных услуг.
Страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы с 1 января 2018 года на 3,7. Стоимость одного пенсионного коэффициента после повышения составила 81,49 руб., а размер фиксированной выплаты – 4 982,9 руб.
Социальные пенсии проиндексированы с 1 апреля 2018 года на 2,9% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.
В результате индексаций страховых и социальных пенсий в 2018 году средние размеры пенсий по старости по России составили:
Такие цифры приводит ПФР на своем официальном сайте.
Величина прожиточного минимума пенсионера в связи с названными индексациями 2018 года никак не изменилась. Поэтому минимальный размер пенсии по старости остался на прежнем уровне. На многих сайтах в Интернете можно обнаружить таблицы со странными суммами в качестве минимальных размеров пенсий, где прожиточный минимум проиндексирован на коэффициент индексации. Это в корне неправильно. Минимальный прожиточный минимум пенсионера остался на прежнем уровне. Индексировать его не нужно!
С 1 мая 2018 года МРОТ приравняли к величине прожиточного минимума. Теперь федеральный МРОТ составляет 11 163 рубля. Однако это повышение также никак не повлияло на размеры минимальных пенсий по старости, поскольку прожиточный минимум пенсионера не изменился). Его размер для определения величины доплаты к пенсии устанавливается в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» по стране один раз на следующий год . В субъектах РФ размер ПМ для определения размера социальных доплат устанавливается также один раз в год не позднее, чем до 1 ноября текущего года.
Читайте также Правительство РФ установило предельный размер банковской гарантии по налогам
Даже после всех индексация 2018 года минимальный уровень пенсионного обеспечения в России не может быть ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он проживает. Далее приведем минимальные размеры пенсий в России с разбивкой по регионам в таблице на 2018 год.
Наименование субъекта РФ | Минимальный размер пенсии по старости |
В целом по Российской Федерации | 8 726 |
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 8 016 |
Брянская область | 8 441 |
Владимирская область | 8 452 |
Воронежская область | 8 620 |
Ивановская область | 8 460 |
Калужская область | 8 547 |
Костромская область | 8 549 |
Курская область | 8 600 |
Липецкая область | 8 620 |
Орловская область | 8 550 |
Рязанская область | 8 493 |
Смоленская область | 8 674 |
Тамбовская область | 7 489 |
Тверская область | 8 726 |
Тульская область | 8 622 |
Ярославская область | 8 163 |
Москва | 11 816 |
Московская область | 9 527 |
Северо-Западный федеральный округ | |
Республика Карелия | 8 726 |
Республика Коми | 10 192 |
Архангельская область | 10 258 |
Ненецкий АО | 17 956 |
Вологодская область | 8 726 |
Калининградская область | 8 726 |
г. Санкт-Петербург | 8 726 |
Ленинградская область | 8 726 |
Мурманская область | 12 523 |
Новгородская область | 8 726 |
Псковская область | 8 726 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |
Республика Дагестан | 8 680 |
Республика Ингушетия | 8 726 |
Кабардино-Балкарская Республика | 8 726 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 618 |
Республика Северная Осетия-Алания | 8 064 |
Чеченская Республика | 8 719 |
Ставропольский край | 8 135 |
Южный федеральный округ | |
Республика Адыгея | 8 138 |
Республика Калмыкия | 7 755 |
Краснодарский край | 8 537 |
Астраханская область | 7 961 |
Волгоградская область | 8 535 |
Ростовская область | 8 488 |
Республика Крым | 8 530 |
г. Севастополь | 8 722 |
Приволжский федеральный округ | |
Республика Башкортостан | 8 320 |
Республика Марий Эл | 8 036 |
Республика Мордовия | 8 194 |
Республика Татарстан | 8 232 |
Удмуртская Республика | 8 502 |
Чувашская Республика | 7 953 |
Кировская область | 8 474 |
Нижегородская область | 8 100 |
Оренбургская область | 8 059 |
Пензенская область | 7 861 |
Пермский край | 8 503 |
Самарская область | 8 413 |
Саратовская область | 7 990 |
Ульяновская область | 8 474 |
Уральский федеральный округ | |
Курганская область | 8 630 |
Свердловская область | 8 726 |
Тюменская область | 8 726 |
Челябинская область | 8 586 |
Ханты-Мансийский АО-Югра | 11 708 |
Ямало-Ненецкий АО | 13 425 |
Сибирский федеральный округ | |
Республика Алтай | 8 594 |
Республика Бурятия | 8 726 |
Республика Тыва | 8 726 |
Республика Хакасия | 8 543 |
Алтайский край | 8 543 |
Красноярский край | 8 726 |
Иркутская область | 8 723 |
Кемеровская область | 8 347 |
Новосибирская область | 8 725 |
Омская область | 8 480 |
Томская область | 8 561 |
Забайкальский край | 8 726 |
Дальневосточный федеральный округ | |
Республика Саха (Якутия) | 13 951 |
Приморский край | 9 151 |
Хабаровский край | 10 895 |
Амурская область | 8 726 |
Камчатский край | 16 543 |
Магаданская область | 15 460 |
Сахалинская область | 12 333 |
Еврейская АО | 9 013 |
Чукотский АО | 19 000 |
г.Байконур | 8 726 |
Российское правительство довольно часто называет среднюю по стране сумму пенсии по старости. В 2018 году это более 14 тысяч рублей, а в 2019-м будет уже более 15 тысяч. При этом почему-то забывают о тех пожилых гражданах, которые получают минимальную выплату. Хотя именно им прежде всего нужна поддержка государства и рост пенсий до более достойного уровня. К сожалению, в 2019 году положение таких пенсионеров не особенно улучшится, несмотря на обещания чиновников о росте пенсий в стране на тысячу рублей в месяц. Какой будет минимальная пенсия по старости в Чеченской Республике с 1 января 2019 года для неработающих пенсионеров, насколько она вырастет в сравнении с 2018 годом. Узнаем о жизни российских пенсионеров на конкретном примере этого региона.
Строго говоря, такое понятие, как минимально гарантированная пенсия, российское законодательство не содержит. Однако на практике минимальная пенсия по старости всё же существует, и она определяется косвенным образом через другие нормы закона.
Главная из этих норм говорит о том, что пенсия по возрасту в России не может быть ниже, чем прожиточный минимум пенсионера.
Такой прожиточный минимум определяется каждым регионом самостоятельно. Что характерно, единой методики его определения нет. Регионы берут в качестве ориентира реальную статистику стоимости потребительской корзины для пенсионеров. Затем какие-то области и республики закладывают в данные Росстата будущий рост цен, какие-то – нет.
Как бы то ни было, каждый регион России обязан до начала очередного года установить на своей территории собственный прожиточный минимум пенсионера.
Затем вступает в силу вторая важная норма закона. Она говорит о том, что тем пенсионерам, которым Пенсионный фонд насчитал сумму пенсионной выплаты ниже прожиточного минимума, положена специальная доплата.
Эта доплата называется социальной, она может финансироваться как общероссийским бюджетом, так и бюджетом самого региона. Всё зависит от того, на каком уровне власти региона установили величину прожиточного минимума пенсионера. Если он ниже или равен общероссийскому – финансирование идёт только из федеральной казны. Если региональный показатель превышает средний по стране – финансирование идёт из местного бюджета.
В целом по России прожиточный минимум пенсионера на 2019 год – 8 846 рублей.
Республиканские власти Чечни установили прожиточный минимум пенсионера в республике на 2019 год на уровне 8 735 рублей . Эту цифру закрепил республиканский закон от 5 декабря 2018 года . Такое значение и будет являться суммой минимальной пенсии по старости в регионе в 2019 году.
В 2018 году уровень минимальной пенсии в Чеченской Республике – 8 719 рублей. Рост пенсии для получателей минимального пособия составляет, таким образом, 16 рублей.
Указанная сумма – 8 735 рублей – будет являться минимальным размером пенсии только для неработающих пенсионеров. Закон исходит из того, что если пенсионер работает или получает какие-то ещё доходы помимо пенсии, то ему социальная доплата не положена. Даже если пенсия ниже прожиточного минимума, человек в целом получает доход выше этой величины и без доплаты.
Агитируя россиян за повышение пенсионного возраста, чиновники очень часто говорили о том, что пенсии действующих пенсионеров благодаря этой мере значительно вырастут в 2019 году. В целом за год пенсионеры получат на 12 тысяч рублей больше, а значит, прибавка в месяц составит сразу тысячу рублей.
К сожалению, эти слова оказались довольны лукавыми и не вполне достоверными.
Речь шла о средней по стране пенсии. Как считается, в 2018 году она равна 14,1 тысячам рублей (иногда называют сумму 14,4 тысячи – чиновники сами путаются). В январе 2019 года произойдёт в России на 7,05%. После увеличения средней пенсии на этот процент она действительно вырастет на тысячу рублей.
Однако, проблема в том, что для тех, кто получает пенсию ниже средней, эти семь процентов прибавки будет означать вовсе не тысячу рублей, а гораздо более скромную величину.
К сожалению, ничего или практически ничего не получат от этой прибавки получатели минимальных пенсий. Для большинства из них после индексации на 7,05% сумма пенсии по-прежнему будет находиться на уровне ниже прожиточного минимума. Единственное, что приведёт к небольшому росту выплаты – увеличение этого уровня в том регионе, где проживает получатель минимальной пенсии по старости.
В Чеченской Республике, как мы только что выяснили, прибавка составит скромные 16 рублей.