Пошив сценической одежды казачьи костюмы. Казачьи костюмы женские, мужские, детские Выкройка женской казачьей парочки

На свадьбу

Гимнастерка

Мужские коллективы казаков отличались своими атрибутами, одеждой, особым языком, своеобразным времяпрепровождением.
В «рыцарскую» эпоху старинные казаки, по словам В.Д. Сухорукова, добывали себе одежду оружием. Нападая на Азов и Нагайские улусы, а в особенности производя отдаленные поиски по морям Азовскому и Черному до Константинополя и древней Колхиды, нередко опустошая Трапезонд, Синоп, Ризу, Керчь, Кафу, Балаклаву, Темрюк и многие другие города и селения, доставали они серебро, золото, драгоценные каменья, одежду, оружие, богатые азиатские ткани и разные товары. Из таковых добыч делали платье, кто как мог, и как хотел, не соблюдая единообразия: один наряжался по-турецки, тот в платье старинного русского покроя, другой по-татарски, по-черкесски, по-персидски или по-калмыцки, даже на одном казаке бывала смесь одежды и оружия разных народов.
Станичный атаман Савва Кочет, привезший 1705 года в Москву с Дона астраханских восставших, приносил благодарность Великому монарху от имени всего войска Донского в следующих словах: «Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных: до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же платья никто у нас не носит и охоты к нему мы все не имеем кроме разве на то будет царское изволение…» .

Выкройки одежды казачьих рубах и брюк.

БРЮКИ казачьи классического прямого кроя с лампасами и поясом на резинке (спортивный вариант).

Брюки - детали выкройки

Инструкция по шитью
Для пошива брюк потребуются:
– шерстяная, полушерстяная или синтетическая ткань (костюмная, габардин и т.п.) синего или тёмно-синего цвета – около 2 м при ширине 1,5 м;

– лампасы длиной по 1,2 м каждый из такой же ткани красного цвета. Ширина лампаса – 4,5–5 см;
– 2 пуговицы для внутренней застёжки;
– резинка – 90–110 см.
Раскрой:
1 – передняя половинка брюк – 2 дет.
2 – задняя половинка брюк – 2 дет.
Ширина цельнокроеной обтачки застёжки – 7 см (выкроить одинаково на обеих передних половинках). Ширина цельнокроеной обтачки верхнего среза брюк – 2,5 см.
Флизелин приутюжить к цельнокроеным обтачкам застёжки с изнаночной стороны.
Пошив:
1) Стачать боковые срезы. К боковым швам пристрочить лампасы. Стачать шаговые срезы.
2) Половинки брюк вложить одну в другую, лицевой стороной к лицевой стороне. Выполнить передний средний шов выше верхней и ниже нижней метки застёжки. Выполнить задний средний шов выше линии сгиба. Оставить в шве открытым участок для вдевания резинки. Передний разрез сметать.
3) Цельнокроеные обтачки застёжки разложить плоско. Левую обтачку застёжки срезать до ширины 4 см. На левой обтачке обметать две петли, не прихватывая ткань брюк. Левую переднюю половинку брюк отстрочить по разметке от верхнего среза до начала скругления, прихватывая обтачку. Правую обтачку застёжки наложить на левую переднюю половинку, у линии сгиба снова подвернуть и приутюжить. Вверху и внизу обтачку приметать. Застёжку отстрочить до конца, прихватывая припуск под застёжку.
4) Цельнокроеную обтачку верхнего среза брюк отвернуть по линии сгиба на изнаночную сторону, подвернуть и настрочить. В пояс продеть резинку.
5) Припуск на подгибку низа заутюжить на изнаночную сторону, подвернуть до ширины 3–4 см и пришить вручную или настрочить. Подшивать брюки можно также с использованием специальной ленты, которая предварительно пристрачивается к припуску на подгибку низа с лицевой стороны ткани (в этом случае брюки подшиваются вручную).

Гимнастерка и брюки.


а – правый рукав, обработанный планкой; б – правый рукав, состоящий из двух деталей

Рубаха донская повседневная и брюки.


Рубаха донская повседневная и брюки

РУБАХА КАЗАЧЬЯ (современный вариант).


Рубаха казачья - детали выкройки

Инструкция по шитью
Для пошива рубахи потребуются:
– однотонная хлопчатобумажная, льняная или смешанная (тонкая рубашечная или плотная) ткань – около 2-2,5 м при ширине 1,5 м; цвет на выбор – хаки, оливковый, голубой, синий, тёмно-синий, бирюзовый, бежевый.
– флизелин (клеевая прокладочная ткань);
– 6 пуговиц (10 и более пуговиц для рубахи с манжетами). Для праздничного варианта можно использовать блестящие, имитирующие металл, пуговицы или любые другие, контрастные по цвету.

Для украшения рубашки также можно использовать кант красного цвета или тесьму.
Раскрой:
1. Перед со сгибом – 1 дет.
2. Спинка со сгибом – 1 дет.
3. Рукав – 2 дет. На детали рукава показаны одновременно линия разреза для застёжки с манжетой и обтачка низа рукава без манжеты.
4. Планка для обработки застёжки переда – 2 дет. Длина планки – 20-30 см.
5. Воротник-стойка со сгибом –2 дет. Высота воротника – от 4 до 7 см.
6. Манжета – 2 дет. (для гимнастёрки). Манжеты выкроить отдельно в виде прямоугольников: высота манжеты 12-20 см, в сложенном виде – 6-10 см (высота манжеты зависит от количества пуговиц), ширина – 26–28 см (при среднем телосложении).
Прокладку приутюжить с изнаночной стороны к внешним половинкам планок для застёжки и к внешней детали воротника. Дополнительно приутюжить лоскуты прокладки к переду с изнаночной стороны у нижних уголков выреза для застёжки. Так же проклеить внешние половинки манжет.
Пошив:
1) Застёжка. Каждую планку переда сложить вдоль пополам изнаночной стороной вовнутрь и приутюжить. Внешние половинки планок притачать к продольным срезам передаю. Припуски переда надсечь в нижних уголках выреза переда наискосок. Припуски швов притачивания планок заютюжить на планки. Внутренние половинки планок подвернуть и приметать над швами притачивания планок. Планки отстрочить близко к швам. Левую планку наложить на правую и приколоть. Нижние концы планок взять вместе и притачать к переду. Припуски шва заутюжить вниз. Планки отстрочить поперёк на 1 см выше нижнего конца.
2) Выполнить смещённые вперёд плечевые швы и отстрочить их по спинке близко к швам.
3) Воротник-стойка. Детали воротника сложить лицевыми сторонами и стачать внешние срезы, начав и закончив строчку точно у линии шва втачивания. Припуски шва срезать близко к строчке. Воротник вывернуть и приутюжить. Внешний воротник втачать в горловину с изнаночной стороны рубашки. Припуски шва заутюжить на воротник. Внутренний воротник подвернуть и приметать с изнаночной стороны рубашки. Воротник отстрочить с лицевой стороны по внешнему краю и вдоль шва втачивания на расстоянии 2 мм.
4) Рукава. Головки рукавов слегка присборить. Рукава втачать в открытые проймы. Припуски швов заутюжить на перёд и спинку. Перед и спинку отстрочить близко к швам втачивания рукавов.
5) С каждой стороны единой строчкой выполнить боковой шов и шов рукава. Припуск на подгибку низа рубашки подвернуть, приутюжить и отстрочить с лицевой стороны на расстоянии ок. 1 см от края.
5) Цельнокроеные обтачки низа рукавов заутюжить на изнаночную сторону. Каждый рукав отстрочить на 4,5 см выше нижнего края.

Рукава гимнастёрки выполняются с манжетами (см. рисунок 2). Манжеты могут быть с любым количеством пуговиц. Чтобы рука свободно проходила в рукав и манжеты не были слишком узкими, они выкраиваются с учетом индивидуальных особенностей человека. Для расчета ширины манжеты перед раскроем нужно измерить обхват кисти в самой широкой ее части (над костяшками пальцев, рука свободно опущена) и к этой мерке прибавить 4 см на застежку. У разреза рукава на расстоянии 4-6 см от того края, где будут петли, на расстоянии 2-3 см друг от друга выполняются две складки в направлении к разрезу (спереди назад), ширина складок по нижнему срезу рукава при раскрое отмечается в виде отрезков длиной по 2-3 см. Перед притачиванием манжеты к рукаву нужно приложить детали друг к другу и проверить, чтобы нижний срез рукава соответствовал ширине манжеты.

Застёжку рукава можно обработать двумя способами. Если рукав состоит из одной детали, разрез обрабатывают с помощью специальной планки. Если рукав состоит из двух частей, локтевой шов отстрачивается по всей длине близко к шву, при этом одновременно подворачиваются припуски разреза рукава и так же отстрачиваются.

Материалы подготовлены Л. Яровой.

Тот или иной народ всегда узнают по национальному костюму. Одежда казачества, как и у любых народов, прошла долгий путь в развитии, во многом связана с историей, традициями и местными вкусами. В 16-17 веке костюм казаков формировался под влиянием нескольких культур, своего костюма у них долгое время не было. Наряд их состоял из элементов русской, татарской, турецкой и черкесской одежды, иногда очень странный по комбинации вещей и цветов. Отражением самобытности, культуры была одежда казаков, к ней относились с почтением, как ко второй коже. Поэтому нельзя было надевать чужую одежду, включая и убитого, без специальной церемонии очищения. Но к нашему времени женская одежда изменилась под влиянием европейской моды. Мужская же сменилась на обязательный военный костюм, который казаки должны были приобретать на свои деньги и после завершения службы ходили в ней дома.

В начале 16 века сформировался особый социальный слой – казачество. С каждым столетием одежда менялась, появлялись свои особенности:

  • 16 век – сорочка, штаны, кафтан, шапка, сапоги. Казаки любили показать себя с лучшей стороны, поэтому надевали бархатные кафтаны, опоясанные дорогими турецкими и персидскими кушаками и шалями. Развлекались казаки тем, что показывали одежду из своего гардероба;
  • Экипировка казаков 17 века и 18 – зипун, кафтан, рубашка, штаны, трухмянка (мужская одежда). Женщины носили: из нижней одежды – рубашку, шаровары, кубелёк, из верхней – овчинную шубу;
  • 19 век – рубашка, просторные брюки, лёгкая обувь, вязаные домашние носки, овчинный тулуп, фуражка. Женщины носили блузы, широкие холстяные юбки;
  • 20 век – защитная фуражка, гимнастёрка, мундир, шинель (одежда для мужчин). У женщин вошла в моду просторная кофта матине с застёжкой спереди. Девушки носили приталенную кофту на корсаже до бёдер;
  • 21 век – казачья форма одежды была вытеснена из быта, но ещё можно найти редкие образцы. Их отправляют в музеи как экспонаты.

Одни войска отличались от других определённым цветом формы. Мундиры, погоны, фуражки казаков, живших на Дону, были синие с красными полосами и ободом. Костюм казаков из Кубани состоял из черкески и штанов чёрного цвета, на штаны нашивались пурпурные полосы, на голову надевали папаху. Основу убранства терских казаков составлял чёрный мундир с голубыми погонами, фуражка также чёрная с голубым ободом. У казаков из Астрахани были синие мундиры с жёлтыми погонами, жёлтые полосы на штанах и синяя фуражка с жёлтым ободом. Костюм уральских казаков включал в себя синие мундиры с пурпурными погонами, фуражку синюю с пурпурным ободом, пурпурные полосы на штанах. Яицкий казак носил зелёный мундир (род чекменя) с голубыми погонами, серые штаны с голубыми полосами по бокам. Голову украшала зелёная фуражка с голубым ободом. Казаки из Сибири надевали зеленые мундиры и зеленую фуражку с красным ободом, а на брюки нашивали красные полосы.

Форма одежды казаков, проживающих на берегах Амура и на территории Забайкальского края, состояла из зелёного мундира, брюк с жёлтыми полосами по бокам, зелёной фуражки с жёлтым ободом. Волжские казаки носили синие мундиры, брюки с красными полосами, фуражку синюю с красным ободом. Основу убранства енисейских казаков составлял мундир зелёного цвета, на штаны нашивали красные полосы, зелёная фуражка с красным ободом. Костюм уссурийских казаков состоял из зелёного мундира с жёлтыми погонами, штанов с жёлтыми полосками. Голову украшала зелёная фуражка с жёлтым ободом.

Разновидности одежды:

  1. Торжественная – надевалась на парады, строевые смотры, церемонию военной присяги, в храмы, при погребении и возложении венков к памятникам и могилам. У кого-то выходной одеждой считался тонкий суконный халат. На голове носили шапки из мерлушки, на шее – платок из пуха или шерсти, на ногах – сапоги. Обязательная часть праздничного наряда – казакин, являющий собой короткий кафтан со стоячим воротничком;
  2. Полевая форма одежды казаков – гимнастёрка зелёного цвета, штаны с полосами по бокам, полевая фуражка. Надевалась на учения, спортивные состязания, на время уборки территорий храмов, кладбищ;
  3. Повседневная одежда – штаны без лампас, белая рубашка из холста, портки, военная фуражка. Надевалась в местах управления;
  4. Траурная – женщин хоронили в свадебных платьях или специальных юбке и кофте. Когда хоронили казаков, на них надевали бешмет, а черкеску отдавали близкому человеку.

Одежда для тёплого и холодного времени года также различались. Летняя казачья форма одежды включала в себя зелёную фуражку, куртку и штаны из камуфляжной ткани, ботинки, пояс для оружия. Зимняя одежда включала в себя папаху, куртку камуфляжную утеплённую, штаны утеплённые камуфлированные, ботинки, пояс для оружия. Торжественная
Полевая
Повседневная
Траурная

Мужская

В старинных источниках мы находим следующее описание одежды:

  • Зипун – кафтан без ворота, сделанный из домашнего сукна ярких оттенков. В 20 веке его заменила венцерада – длинный плащ-накидка с капюшоном;
  • Шаровары – необходимая часть казачьей формы одежды, которую подвязывали узким ремешком, а за ним пришивался кошелек. Отсутствие пояса считалось позором. В будние дни носили синие штаны, а по праздникам и в дни свадеб — красные штаны;
  • Рубахи двух видов – бешмет и русская. Бешметы запахивались наглухо и доходили до колен, застёгивались на крючки. Особенностью бешмета были свободные рукава. В противоположность русским рубахам их носили навыпуск. Изготовляли рубашки из холщовой и шёлковой материи. На свадьбу мужчина надевал красиво вышитую рубашку;
  • Балахон – шерстяная накидка с капюшоном. Она не пропускала воду и в крепкие морозы не трескалась, как вещи из кожи.
  • Чекмень – открытый верхний кафтан из сукна у донских казаков со свободными рукавами;
  • Керея – верхний кафтан из сукна запорожских казаков;
  • Архалук – верхняя казачья одежда, напоминающая стёганый татарский халат;
  • Чембары – штаны из кожи, надевавшиеся на рыбалку;
  • Вязанный из шерсти балахон с капюшоном, натягивался на тулуп зимой или в ненастье;
  • В морозы на оголённое тело надевали полушубки. Когда шерсть тёрлась о тело, из-за чего появлялось электрическое поле и человек согревался. Если человек вспотел, то овчина не давала одежде впитать пот, спасая от обледенения;
  • Бурка – войлочная накидка без рукавов белого, чёрного или бурого цвета. Она могла защитить в любую непогоду. Во время ночлега использовалась как подстилка и одеяло. Бурка, размещённая на жердях, становилась палаткой. А если её накинуть на плечи, то прятала оружие и защищала от дождя.

Казаки очень ценили нижние рубашки, которые им шили матери или жёны. Они считали, что те сохраняют их в бою. На крестины шилась специальная рубаха крёстной матерью, эту рубаху сохраняли всю жизнь. Когда казак умирал, то рубаху сжигали. Этот обряд дожил и до наших времён.

Знаки отличия:

  1. Лампас – яркая полоска по бокам штанов, указывает, к какому войсковому сословию относится казак. Лампас для казаков – символ вольности, является необходимым элементом формы казака и в невоенное время;
  2. Знаки офицерских различий казаки носили всю жизнь;
  3. Серьги – указывали на место в роду. К примеру, если у женщины один сын, то он надевал серьгу в левое ухо, а если последний из детей, то надевал в правое ухо. Две серёжки говорили, что у родителей один ребёнок.

Лампасы – символ справедливости отношений у казаков. Позже они стали указывать, что человек освобождён от казённых податей. В Гражданскую войну казачья форма была упразднена. Из-за неудобства во время сражений казаки сменили обычную форму на военное обмундирование: гимнастёрку, шинель, фуражку. Старинный казачий костюм надевался лишь на парады.
Керея
Зипун Бешмет
Шаровары
Балахон
Чекмень
Архалук Мундир Бурка

Женская

Наряд казачек – это своеобразная стилизация одежды тюркского народа. В него входят:

  • Рубаха – основа женского наряда. Представляет собой длинное, почти до пят, одеяние, низ которого делался из грубого полотна, верх – из тонкого;
  • Кубелек – парадное платье казачек на Дону с V образным вырезом, на нём тесьмой выкладывали красивый узор;
  • Женщины, бывшие замужем, носили сукман (род сарафана), который изготовляли из четырёх полотен ткани. Он закрывал верхнюю часть тела – грудь и спину. Его характерной особенностью являлись достаточно короткие и узкие рукава. Понизу к сукману пришивали цветную шёлковую ленту, а по самому краю обшивали гарусском (род тесьмы, плетённый пальцами особым способом);
  • Кохта – верхняя казачья одежда для праздников;
  • Сарафан – платье на лямках, носился в паре с рубашкой. Их шили из холста или сукна домашней выделки, шёлка, парчи. Украшали лентами, полосами из ситца, бахромой. Донские казачки яркий сарафан из ситца называли кумашником;
  • Запон - белый передник. При уборке он не давал запачкаться одежде, на праздниках являлся дополнительным аксессуаром, который мог разнообразить и украсить костюм. Надевали его на рубаху или сарафан. Повседневный фартук делался из холста, а парадный – из богатой кружевной ткани;
  • Широкие или узкие шаровары. Шились они из хлопчатобумажной ткани, а видную нижнюю часть делали из шёлка для красоты и экономичности;
  • Жупейка – верхняя зимняя казачья одежда. Носили на Дону в 19-20 веке;
  • Кафтан – рубашка мужского фасона. Вне дома казачки носили каврак – кафтан, который застёгивался до пояса;
  • Длинная лисья шуба, без пуговиц, с продолговатыми рукавами, покрытая парчовой или атласной тканью;
  • Башлык - капюшон из сукна с двумя длинными концами, надеваемый поверх шапки. Женщины там даже детей носили;
  • Спидница – нижняя юбка, часто орнаментировалась вышивкой. В зимнее время года женщины надевали прошитые ватные юбки. Зажиточная казачка могла себе позволить надевать несколько юбок сразу;
  • Юбка-плахта служила хорошей защитой в студёную пору. Казачки из бедных семей надевали батистовые и ситцевые юбки.

Каждодневный наряд включал в себя рубаху с продолговатыми рукавами, кофты, ситцевой юбки. Парадный костюм – рубаха, кружевная юбка до пят, кираса – женская короткая кофточка. Необходимым элементом традиционной казачьей одежды был кружевной фартук с многочисленным оборками. Самой красивой считалась одежда из красной материи.

Лучшим по добротности ткани считался наряд девушек-невест. С 30 лет казачки носили более тёмную однотонную одежду простого покрова. Девочки носили одну рубаху, а пожилые надевали сверху юбку.

В конце 18 и начале 19 века на Нижнем Дону главной частью наряда являлось яркое платье – кубелёк. В 20 столетии на Дону часто стали надевать наряд из юбки и блузы, называемый «Парочка». В бедных семьях блуза с юбкой могла быть и свадебным костюмом.
Юбка-плахта
Шаровары Кубелек Башлык
Жулейка Спидница
Кубелек Сарафан Запон
Кафтан
Рубаха
Кохта

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
Кубанские
Донские

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык - накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие - с плоской верхушкой или высокие - с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор - колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Видео

Фото

Россия - многонациональная страна с давней историей и культурой. Обычаи каждого народа бережно сохраняются и передаются молодежи. Особый интерес вызывает история и традиции казачества. Это делает актуальным вопрос о создании казачьего костюма для детских выступлений.

Но купить костюм для ребенка, занимающегося народным искусством, - не такая уж простая задача. И тут на выручку придет умение держать в руках иголку. Сшить костюм своими руками не так уж и сложно. И мы вам в этом поможем.

Работа проводится поэтапно.

Подготовка к изготовлению костюма казака

Чтобы изготовить мужской костюм, вам потребуется создать выкройку и приобрести необходимые материалы и инструменты.

Для выкройки можно использовать базовый чертеж , изменив его по своим размерам.

Вам понадобится ткань разных расцветок. Это должна быть гладкая блестящая материя: атлас или креп-сатин.

Приготовьте также ножницы, нитки в тон ткани, портняжный мелок, английские булавки, бумагу для построения выкройки и швейную машину.

Могут пригодиться некоторые декоративные элементы: атласные ленты, узорная тесьма.

Справка! Вместо мела для переноса выкройки на материю можно использовать кусочек мыла.

Рубаха

Создать казачью рубаху для наряда можно двумя способами: задекорировав покупную белую сорочку или пошить эту вещь.

  • В первом варианте ворот и передняя часть расшиваются узорной тесьмой.
  • Для второго способа приобретается ткань и предмет шьется самостоятельно. Вам нужно снять мерки и внести по ним коррективы в базовый чертеж.

Выкройка

Выполнение работы

  • Перенести детали на ткань и раскроить ее.
  • Выполнить швы.
  • Пришить застежку (молнию или пуговицу).
  • Если надо, украсить предмет с помощью декоративной отделки.

Штаны

Данный элемент костюма также можно создать на основе готовой вещи или сшить.

В первом случае потребуются черные брюки и красная атласная лента. Ее пришиваем по бокам брюк в виде лампаса.

Для самостоятельного изготовления следуйте нижеизложенному порядку действий.

  • Приобретите ткань и снимите мерки.
  • Затем внесите изменения в базовый чертеж.

Выкройка

  • Выкроите необходимые детали.
  • Выполните швы.
  • Пришейте лампасы.

Папаха

Этот головной убор является неотъемлемым атрибутом данного наряда. Для его изготовления вам понадобится следующее.

  • Для основной части : каракуль или черная ткань. Лучше использовать бархат или замшу.
  • Для донышка : немного красной ткани.
  • Нитки в тон .

Базовая выкройка

  • Выкроите части папахи, сколите их булавками и выполните швы.

Внимание! Дополнением к мужскому казачьему костюму служит яркий синий или красный длинный кушак, который повязывается на талию.

Изготовление казачьего костюма для девочки

Для девочки существует своя вариация данного костюма. В ней штаны заменены на юбку, а вместо папахи могут использоваться другие головные уборы. В частности. на эту роль замечательно подойдет яркий платок или украинский венок с лентами.

Для его создания вам потребуются следующие материалы.

  • Атласные ленты разных цветов.
  • Искусственные цветы.
  • Широкая узорная тесьма.

Отрезаете тесьму по обхвату головы. Сшиваете ее в кольцо. Сверху нашиваете цветы, а с боков и задней части пришиваете ленты.

Кофта

Кофта казачки отличается от мужской рубахи. Она может быть выполнена из любой подходящей ткани яркой расцветки. При этом необязательно использовать материю однородного окраса.

Выполнение работы

  • Внесите в базовую выкройку изменения по вашим размерам.

Образец выкройки

  • Перенесите элементы на ткань.
  • Выполните швы.
  • Пришейте застежки.
  • Если требуется, задекорируйте изделие при помощи вышивки или декоративной тесьмы.

Юбка

При изготовлении данного элемента костюма следует быть внимательным к деталям.

Первое, на что нужно обратить внимание, это длина изделия. Она может доходить только до колена или спускаться значительно ниже.

Второе - это модель. В основном используется юбка-солнце с оборкой по краю подола. Но иногда применяется клинообразный вариант .

Юбка солнце

Вариант с клиньями

Декором этот предмет не украшается.

Как вы убедились, изготовить нарядный казачий костюм самостоятельно не такая уж сложная задача. Творческих вам успехов!

Казачьи и русские народные костюмы

Вы можете посмотреть наши работы по различным направлениям:

Мужская казачья гимнастерка

Казачья гимнастерка, сшитая из габардина. Отделка из красного канта, использованы пуговицы с казачьей символикой. Цвет гимнастерки по желанию заказчика.

Стоимость от 2700 руб.

(В зависимости от размера и вида ткани. Ремень в стоимость не входит)

Женский казачий костюм

Женский казачий костюм состоит из длинной юбки, кофты и стилизованного головного убора. Данный комплект подходит для возрастного хора. Весь костюм выполнен из однотонного габардина с отделкой из цветной набивной ткани. Элементы костюма декорированы тесьмой и кружевом. Пояс юбки на резинке. Застежка кофты на змейке сзади. Головной убор выполнен в тех же тонах, в виде полу-косынки с отделкой объемной косой из примененных в костюме материалов.

Стоимость комплекта

Юбка + Кофта - 7000 руб

Головной убор - 1500 руб

Женский казачий костюм

Женский казачий костюм состоит из длинной юбки (ткань габардин), с отделкой из цветной ткани, оборкой и декоративной тесьмой. Пояс юбки на резинке + молния. Кофта с отрезной баской, пышными рукавами (из цветной ткани), на высоких манжетах. Воротник - стойка, застёжка - пуговицы спереди. Отделка по переду из оборки с использованием декоративной тесьмы.

Стоимость комплекта от 7000 руб.

(в зависимости от размера и вида ткани).

Мужской казачий костюм

Черкеска выполнена из черного габардина, длина по колено. Рукава длиной 3/4 с широкими отворотами из красного атласа. На груди нашиты декоративные газыри с отделкой декоративной тесьмой. Этой же тесьмой обработана горловина и борта изделия. Застёжка на змейке.

Стоимость черкески от 4500 рублей

(в зависимости от ткани и размера).

Кожаный пояс не входит в стоимость.

Шапка кубанка.

Из черного искусственного меха на полужестком каркасе, тулья из красной ткани с нашитой декоративной тесьмой. Внутри подклада на уплотнителе.

Стоимость 2000 руб.

Мужской казачий костюм

Бешмет выполнен из красного атласа с декоративной тесьмой по стойке и вдоль застёжки переда (разъемная молния). Изделие отрезное по линии талии со слегка клишенным низом. Рукава длинные, свободные, на манжете.

Стоимость от 3500 рублей.

Пояс не входит в стоимость.

Брюки пошиты из черного габардина с красными лампасами по бокам. Для регулировки объема в поясе использована резинка.

Стоимость брюк - от 2000 рублей в зависимости от размера.

Казачьи костюмы

Женский костюм состоит из длинной юбки (ткань - габардин), украшенный декоративной тесьмой и оборкой из отделочной ткани. Пояс юбки на змейке и резинки для регулировки объема. Кофта из габардина в цвет юбки с отрезной баской. Застёжка сзади на разъемной молнии. Кофта отделана набивной ткань. Рукав - длинный с объемным верхом на декоративном манжете. В качестве отделки использовано кружево и оборка из отделочной ткани. Мужской казачий костюм состоит из черной черкески, бешмета и шапки-кубанки.

Ориентировочная стоимость такого костюма - 7500 рублей.

Женский и мужской казачьи костюмы

Женский костюм состоит из длинной юбки (красный габардин) с отделкой из цветной ткани и декоративной контрастной тесьмы. Пояс юбки на резинке (многоразмерный вариант). Кофта пошита из аналогичных тканей, отрезная по линии талии с баской и пышными рукавами. Отделочная ткань используется на кокетке и по верху рукавов.

Стоимость такого комплекта от 7000 руб.

Возможно изготовление головного убора, пошитого из красного габардина в виде полу-косынки с отделкой из объемной косы, выполненной из этой же ткани.

Стоимость данного головного убора - 1500 руб.

Казачий бешмет пошит из красной атласной ткани, отрезной по линии талии. Нижняя часть бешмета - слегка клешенная. Воротник-стойка отделан золотой тесьмой. Застёжка бешмета может быть выполнена на змейке или мелких пуговицах. В отделке застёжки используется золотая тесьма. Низ рукавов выполнен на широкой манжете.

Стоимость изделия 3500 рублей.

Шапка кубанка. Из черного искусственного меха на полужестком каркасе, тулья из красной ткани с нашитой декоративной тесьмой. Внутри подклада на уплотнителе.

Стоимость 2000 руб.

Женский казачий костюм

Данные сценические костюмы подойдут для хора ветеранов.

Женский казачий костюм состоит из длинной юбки и блузки. Юбка пошита из габардина с отделкой декоративной тесьмой и вставкой из цветного набивного материала. Пояс юбки выполнен на резинке. В отделке использовано узкой кружево. Блузка выполнена из набивной ткани в цвет юбки. Рукава и кокетка выполнены из однотонного габардина. Отделки кокетки, низа рукавов и низа баски выполнены из декоративной тесьмы и кружева. Застёжка блузки сзади на разъемной молнии. В качестве основной ткани хорошо подходит жаккард.

Стоимость такого комплекта - 6500 рублей.

Женский казачий костюм

Женский казачий костюм состоит из юбки и блузки. Юбка выполнена из красного габардина. По низу юбки имеется оборка с использованием узкого кружева и декоративной тесьмы. Пояс юбки - на резинке. Кофта пошита с отрезной баской, пышным рукавом на высокой фиксированной манжете. В качестве ткани для блузы использован красный габардин и цветная вспомогательная ткань, которая дополняет рукава и является декоративной кокеткой переда. В отделке блузы используются узкой кружево и декоративная тесьма. Застёжка выполнена сзади на разъемную молнию.

Стоимость костюма от 7000 руб.

Женский русский народный костюм

Танцевальные костюмы, стилизованные под гжель и хохлому. На фото представлены танцевальные платья длиной по колено, выполненные в стиле «гжель». Это платье-сарафан пошито из белого атласа с декоративными вставками из набивной бело-синей ткани. В платье использована юбка-солнце с оборкой из отделочной ткани. Рукава-фонарик с фиксированной по низу оборкой на резинке. Отделка рукавов и горловины - синяя контрастная тесьма.

Ориентировочная стоимость такого платья - 5500 рублей.

Второе платье в стиле «хохлома» с соответствующей цветовой гаммой.

Технологически оба платья пошиты одинаково. Они отличаются подборкой цвета. Любое из этих платьев можно изменить с учетом пожеланий заказчика.

Детские танцевальные костюмы в русском народном стиле

Костюм девочки состоит из комбинированного сарафана. Длина сарафана - чуть ниже колен. Юбка выполнена в стиле «солнце». Низ юбки отделан декоративной набивной тканью и окантован контрастной тесьмой. Основной тканью юбки является красный габардин. Верхняя часть сарафана выполнена из декоративной набивной ткани. Линия талии сзади фиксируется на резинку или на завязки. Степень свободы сарафана позволяет использовать его на 2-3 размера. Под сарафан одета белая свободная блузка с пышным рукавом на резинке и отделкой красным кантом в цвет сарафана. Ткань блузки - сорочечная.

Стоимость комплекта - 5000 руб.

Комплект для мальчика из рубашки с декоративным поясом и брюк. Рубашка выполнена из красного габардина с отделкой из декоративной ткани по низу рубашки, низу рукава и горловине.

В отделке используется желтая тесьма-вьюн. Застёжка горловины рубашки выполнена на кнопках. В качестве пояса используется основная ткань, с нашитой на неё декоративной тесьмой.

Брюки пошиты из черного габардина. Пояс брюк сзади выполнен на резинке, что позволяет использовать его на 2-3 размера.

Стоимость комплекта для мальчика составляет 2500 руб. (рубашка) + 1500 руб. (брюки).

Костюмы в русском народном стиле

Детский стилизованный костюм состоит из сарафана (материал - красный габардин). Свобода сарафана на талии фиксируется резинкой или завязкой на бант сзади. Передняя часть сарафана украшена аппликацией. Белая блузка пошита из сорочечной ткани с объемным рукавом-фонарик на резинке. Застёжка блузки выполнена сзади на пуговицу. Степень свободы предлагаемых изделий позволяет использовать их на несколько размеров.

Стоимость блузки - 1700 рублей, стоимость сарафана - 3000 рублей.

Женский костюм состоит из длинного сарафана (ткань габардин) и белой блузки. Юбка сарафана клешенная и отделана по низу рядами декоративной тесьмы.

Верх сарафана выполнен на широких бретелях с отделкой декоративной тесьмой. На линии талии использовано несколько рядов резинки для плотной посадки иделия.

Стоимость сарафана - от 4500 рублей.

Белая блузка сшита из сорочечной ткани и расшита тесьмой по рукавам. Стойка и горловина блузки выполнены из красного габардина и также расшиты тесьмой.

Стоимость блузки - от 2800 руб.

Стоимость варируется в зависимости от фактуры ткани, размеров изделия и используемой тесьмы.

Женский головной убор состоит из расшитой тесьмой плотной основы, выполненной из усиленного габардина. Для завязки использована атласная лента.

Стоимость головного убора - 800 рублей.

Мужская рубашка с декоративным поясом-кушаком.

Рубашка выполнена из молочного габардина со вставками красного цвета. Вставки отделаны декоративной тесьмой. Воротник-косоворотка с застёжкой на кнопках.

Стоимость комплект (кушак+рубашка) - от 3500 рублей.

Любой из представленных костюмов можно изменить с учетом пожеланий заказчика.